|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[15/01/2014] Новые реакторы ФЭИ
Смогут ли ученые Физико-энергетического института в очередной раз изумить весь мир — об этом рассказывает директор института Андрей Говердовский. То время, 10-15 лет назад, когда ФЭИ влачил жалкое существование, в прошлом. Сейчас институт вновь играет одну из ключевых ролей в научной отрасли. Научных направлений, в которых Россия сохраняет мировое лидерство, не так много. Одно из них — физика реакторов на быстрых нейтронах.
Именно быстрые реакторы должны стать основой энергетики страны через несколько десятилетий. Разработки в этой области ведутся в Обнинске. И вскоре должно произойти выдающееся для нашей страны событие — физический пуск реактора БН-800 на Белоярской АЭС. Обнинские физики шли к этому очень долго. Принципиальная схема этого реактора появилась еще в 60-е годы, проект был готов в начале 80-х, ну а дальше понятно что — Чернобыль, перестройка, новые экономические отношения и кризис атомной отрасли — не строилось ничего. Сейчас ситуация принципиально иная — государство сделало ставку на развитие ядерной энергетики. И ФЭИ отведена роль генератора идей этого процесса. О сегодняшнем дне института и будущих разработках рассказывает директор ФЭИ, доктор физмат наук Андрей Александрович Говердовский.
Корр. БН-800 готов к физическому пуску?
Говердовский. Идут последние приготовления. Многие наши сотрудники сейчас в командировке — идет серьезная совместная работа с сотрудниками Белоярской АЭС. БН-800 — это первый ядерный мега-проект страны с советских времен, совершенно новый реактор. Его физический пуск мы воспринимаем, как начало новой эры в ядерной энергетике. И мы, как и наши коллеги, рассчитываем на то, что президент лично объявит о старте этой эры.
Корр. Не получится ли, как с научной библиотекой МГУ — Путин ленточку перерезал, а библиотека начала работать года через три?
Говердовский. Реактор — это не библиотека. Если вы загрузили в него топливо и произвели физический пуск, то начинаются необратимые процессы. Поэтому и энергетический пуск обязательно состоится в 2014 году. Это неизбежно.
Корр. Лет пять назад обещали, что это произойдет в 2012 году. Как всегда, не хватило денег?
Говердовский. Вопрос не в деньгах, а в качественной реализации проекта. Мы очень давно не строили реакторы. Научная составляющая проектов такого масштаба должна быть такой, чтобы было что строить потом. Поэтому если сроки сдвигались, то из-за необходимости обеспечить надлежащее качество. Уверен, что создание и пуск следующих реакторов займет меньше времени. Денег же было достаточно.
Корр. Несколько лет назад было заявлено, что в ФЭИ построят новый исследовательский реактор МБИР. И как?
Говердовский. МБИР — это многоцелевой быстрый исследовательский реактор. Он строится в рамках федеральной целевой программы «Новые энерготехнологии» и, по идее, должен заменить БОР-60. В конце концов, его решили перенести в НИИАР, в Димитровград. Насколько мне известно, проектно-конструкторские работы находятся на стадии завершения. А наш институт выступает в роли научного руководителя строительства. И все-таки жаль, что этого реактора в ФЭИ не будет. Как сказал один наш профессор на ученом совете: «ФЭИ без реактора, как воробьи без перьев». Но мы считаем, что науку можно делать и «на выезде». В некотором смысле, это даже удобно — в Обнинске мы концентрируемся на теоретических вопросах, а эксперименты, требующие высоких энергий, осуществляем совместно с нашими коллегами, консолидируя таким образом работу нескольких научных институтов.
Корр. Заявлялось, что в ближайшие 20 лет в России будет построено несколько новых энергоблоков на быстрых нейтронах. Какова роль ФЭИ в этой программе?
Говердовский. Мы работаем над проектами реакторов с металлическим теплоносителем. Один из них — БРЕСТ, быстрый реактор со свинцовым теплоносителем средней мощности 300 мВт. Я считаю, что построить его без научного руководства ФЭИ невозможно. И второй реактор — это БН-1200, очень мощная машина, хорошо обоснованная. Именно этому типу реактора отводится ведущая роль в реализации программы — ему предстоит стать одним из базовых в энергосистеме страны. Многие конструкторские решения мы основывали, учитывая гигантский опыт эксплуатации его предшественника БН-600. Такого опыта нет ни у кого в мире — быстрый реактор безаварийно работает уже 43 года. А БН-1200 более современный.
Корр. Насколько известно, существует эскизный проект еще более мощного БН-1800.
Говердовский. Я процитирую покойного академика Субботина: «Гигантомания никогда не приводит к успеху. Давайте попробуем сначала БН-800, потом БН-1200. А 1800 мВт — это уже чрезмерно». Может, такие гигантские реакторы не очень-то и нужны? Может, лучше поставить два БН-1200, чем один БН-1800? Вероятно, это будет более выгодно экономически.
Корр. О космосе. Правда ли, что ФЭИ разрабатывает проект ядерной энергетической установки для пилотируемого корабля, который полетит на Марс?
Говердовский. Отчасти. Для марсианского пилотируемого корабля источник энергии определен — ядерный реактор мегаваттной мощности. Его разработка — это серьезная большая работа, ею занято несколько институтов, в том числе и мы. Наш научный вклад в проект — это элементы топливных сборок уникальных конструкций и параметров. Скажу, что мы умеем это делать. На эту разработку отведено 5 лет.
Корр. В 50-70е годы ученые ФЭИ получили несколько Ленинских и Государственных премий, высших наград СССР в науке. С тех пор — тишина. Есть ли шансы получить Государственную премию в ближайшее время?
Говердовский. Бесспорно, у нас есть достижения, заслуживающие внимания. Например, разработка реактора СВБР-100 со свинцово-висмутовым теплоносителем. Это уникальная машина малой мощности, очень надежная и безопасная. Планируется использование этого реактора в восточных регионах страны в основном для нужд алюминиевой промышленности. Когда завершим эту работу, обязательно будем выдвигать наших людей на Государственную премию.
Корр. В ближайшие десять лет ФЭИ удивит мир чем-то новым и потрясающим?
Говердовский. У нас есть идея принципиально нового реактора, который еще надо построить. Нигде в мире подобного не существует. Это подкритический реактор, управляемый ускорителем. На нем разгонная авария принципиально невозможна, и явления, подобные чернобыльским и фукусимским, исключаются. Более того, это реактор без тепловыделяющих элементов. На Западе такая идея тоже популярна, но до реализации она далека. Если госкорпорация «Росатом» одобрит нашу идею, мы получим возможность построить в Обнинске первый в мире подкритический реактор мегаваттной мощности. Думаю, за пять лет справились бы. И тогда обгоним Харьковский физико-технический институт, где Украина вместе с США немного похожую вещь уже делают. Но мы можем быть первыми. А потом потребуется еще лет 30-40, чтобы подкритический реактор довести до промышленного образца. Он станет намного дешевле существующих промышленных реакторов. Это проект для молодых ученых, и называется он красиво «ЖАСМИН» — жидко-солевой многофункциональный, инновационный.
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 2.33 Ответов: 15
|
|
|
опции |
|
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | А "ИТЕР" ещё красивше называется. Только с энергетикой это чудо никак не совместимо.
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | '' МБИР — это многоцелевой быстрый исследовательский реактор. Он строится в рамках федеральной целевой программы «Новые энерготехнологии» и, по идее, должен заменить БОР-60. Насколько мне известно, проектно-конструкторские работы находятся на стадии завершения. А наш институт выступает в роли научного руководителя строительства." Ну и что же это за руководитель, которому то ли известно, то ли неизвестно на какой стадии находятся проектно-конструкторские работы.
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | Когда это БН-600 успел 43 года отпахать? БН-800 относится ко второму поколению. От строительства РУ второго поколения даже Китай собирается отказываться. А уж БРЕСТом по полной наруководили, где ТВС, ПГ, ГЦН, коды и техпроект? |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | Один мой институтский приятель, д.т.н., известный сегодня большинству профессиональных реакторищиков (извините, фамилию не назову), как-то лет 7-8 назад сказал в беседе со мной " Сейчас о тупиковом направлении на БН говорю я один. Когда пустят БН-800 это говорить будут все." Скоро проверим насколько он был прав. |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | Лет 7-8 назад о "тупиковом направлении на БН" не говорил только ленивый, я знаю несколько таких и д.т.н. и директоров НИИ, потом они стали ярыми сторонниками БН, потом ... ну, потом, будет потом. Отношение к БН меняется каждые 10 лет, последние 30-40 лет!
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | Отношение к теплоносителю натрию не изменится. К свинцу тоже. |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | "Бесспорно, у нас есть достижения, заслуживающие внимания. Например, разработка реактора СВБР-100 со свинцово-висмутовым теплоносителем. Это уникальная машина малой мощности, очень надежная и безопасная." Интересно, он это осознанно говорит или по инерции? |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 15/01/2014 | Теперь в моде Жисмин, вот оно чё, Михалыч...Казачковский не дожил....Теперь всё, без перьев...И без пряников...И без макитры... |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | А что с экономикой быстрых реакторов? Может кто-нибудь расскажет. |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | "А что с экономикой быстрых реакторов? Может кто-нибудь расскажет."
А что тут может быть нового? 3-контурный БН в полтора раза дороже 2-контурного ВВЭРа. Это можно было бы перетерпеть. Но за ради чего?Вторичное топливо нарабатывать на БН-800 и БН-1200 нейтронно убыточно, электроэнергию получать - экономически убыточно. Будет БН-800 пахать на диоксиде урана, прибыль будет получать РОСАТОМ, а оплачивать убытки от получения прибыли будет налогоплательщик.
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | НАКОНЕЦ - ТО. ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ ВЫВОД... |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | Будет БН-800 пахать на диоксиде ВЫСОКООБОГАЩЕННОГО урана! С экономикой вообще абсурд! |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | Если бы не научные термины, я бы подумал, что написал работник сельского хозяйства. С таки отношением нам останется только корейские смартфоны за нефть покупать. Зато налогоплательщик будет в ажуре.
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 16/01/2014 | А потом потребуется еще лет 30-40, чтобы подкритический реактор довести до промышленного образца. ЖАЛЬ В ЭТУ ПОРУ ПРЕКРАСНУЮ.........
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 17/01/2014 | Экономику БР можно рассматривать только в системе реакторов БР и ВВЭР. Ясно, что в сравнении одиночного ВВЭР с БР, последний сейчас проиграет. Плюс ещё отсутствие серийности . В ВВЭР какая-никакая серийность уже есть.
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 17/01/2014 | "БН-800 — это первый ядерный мега-проект страны с советских времен, совершенно новый реактор." Принципиально ни чем от БН-600 не отличается, кроме мощи естественно.
"Реактор — это не библиотека. Если вы загрузили в него топливо и произвели физический пуск, то начинаются необратимые процессы." А это как? Не останавливается что ли?
У БН-ов конечно есть своя ниша в энергетике, но комментарии...
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 19/01/2014 | Деликатно обойдена вдребадан заваленная славными обнинскими учеными тема СВБР-100 |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 19/01/2014 | "Деликатно обойдена вдребадан заваленная славными обнинскими учеными тема СВБР-100"
С больной головы на здоровую??? Роль ФЭИ в СВБР изначально НЕ определяющая
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 19/01/2014 | ФЭИ исключается из перечня стратегических предприятий |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 20/01/2014 | "ФЭИ исключается из перечня стратегических предприятий"
Кем? А оно там было?
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 23/12/2015 | Указом Президента РФ.Было, пока было ФГУП, но надо было сделать АО и . . . . |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 19/01/2014 | Говердовский. Бесспорно, у нас есть достижения, заслуживающие внимания. Например, разработка реактора СВБР-100 со свинцово-висмутовым теплоносителем. Это уникальная машина малой мощности, очень надежная и безопасная. Планируется использование этого реактора в восточных регионах страны в основном для нужд алюминиевой промышленности. Когда завершим эту работу, обязательно будем выдвигать наших людей на Государственную премию.Вы хоть текст читайте! Если неопределяющих на Госпремию, остальных куда? |
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 20/01/2014 | "Когда завершим эту работу, обязательно будем
выдвигать наших людей на Государственную премию.Вы хоть текст читайте!
Если неопределяющих на Госпремию, остальных куда?"
Выдвинут Тошинского- так сказать отца и начного руководителя СВБР. Но мы же говорим про РЕАЛИЗАЦИЮ. И тут главные- это конструктора. Роль ФЭИ именно в реализации минимальна. А директора по своему положению просто обязаны себя хвалить.
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 20/01/2014 | "Выдвинут Тошинского- так сказать отца и начного руководителя СВБР. Но мы же говорим про РЕАЛИЗАЦИЮ. И тут главные- это конструктора. Роль ФЭИ именно в реализации минимальна." Давайте, гордый товарищ конструктор, будем поскромнее. А то придётся вспомнить всего лишь две буквы — ИМ....
|
[ Ответить на это ]
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 21/01/2014 | И тут главные- это конструктора. Роль ФЭИ именно в реализации минимальна.
А вот не надо! Коли Подольск масштабирует решения 50летней давности, пересчитать трубку Фильда это великий подвиг. А ежели ФЭИ "латает дыры" в физике тех процессов, что были неинтересны военным 1960х, то мелочи. И совсем уж мелочи, когда приходится обучать экс-флотское КБ гражданским нормативам безопасности.
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 21/01/2014 | "И тут главные- это конструктора. Роль ФЭИ именно в реализации минимальна.
А
вот не надо! Коли Подольск масштабирует решения 50летней давности,
пересчитать трубку Фильда это великий подвиг. А ежели ФЭИ "латает дыры" в
физике тех процессов, что были неинтересны военным 1960х, то мелочи. И
совсем уж мелочи, когда приходится обучать экс-флотское КБ гражданским
нормативам безопасности."
Имелось ввиду, что конструктора у нас главные по сложившейся ситуации. Так сложилось, так как у них просто тупо деньги и они заказывают девушку. И неоправданно берут на себя многоие функции научного руководителя , и дублируют его работы и тд. Я с этим и сам кардинально не согласен не согласен
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 24/01/2014 | Убогость мыслей и слов
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 25/01/2014 | "И неоправданно берут на себя многоие функции научного руководителя , и дублируют его работы и тд." Не каждый научный руководитель в состоянии обеспечить достойный высокого статуса НР выхлоп в отчетных материалах на которые потрачены немалые средства...
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 28/01/2014 | Калякина выпустили?
|
[ Ответить на это ]
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 28/01/2014 | Нет, конечно. Они не отпускают
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Новые реакторы ФЭИ (Всего: 0) от Гость на 03/02/2014 | Если бы действительно не в деньгах был вопрос. А так, как можно выходить на физпуск когда не все оборудование смонтировано и налажено, тем белее когда еще в реакторном зале ведутся СМР? Атомная энергетика уже давно стала коммерческой и постепенно прогнивает.
|
[ Ответить на это ]
|
|
|