[07/08/2014] ЛАЭС-2: через тернии - к пуску
Сооружение Ленинградской АЭС-2, пожалуй, самый
масштабный и стратегически важный проект на Северо-Западе России. Но в ходе его
реализации, как и на любой другой большой стройке, возникают многочисленные
проблемы, которые могут помешать пустить атомную станцию в 2015 году
Проблематику строительства ЛАЭС-2
обсудили на днях в ходе выездного заседания Совета саморегулируемых организаций
атомной отрасли.Обсудить было что, поскольку с момента начала основных работ в
2008 году на стройплощадке произошло несколько знаковых событий, повлекших
отставание в реализации проекта на 1,5-2 года.
В конце 2013 года блок должен
был начать выдавать первую электроэнергию. Но этого не произошло
Согласно изначальному плану, после укладки так называемого
«первого бетона»в фундаментную плиту здания реактора первого энергоблока
ЛАЭС-2в октябре 2008-го до его пуска должно
пройти 60 месяцев. То есть в конце 2013 года блок должен был начать выдавать
первую электроэнергию.Но этого не произошло в силу объективных, а возможно, и
субъективных причин.Все пошло не так с самого начала, отмечают эксперты
OK-inform.
Первый генподрядчик
В феврале 2008 года генподряд на строительство двух
первых блоков станции получил Санкт-Петербургский
«Атомэнергопроект» (СПбАЭП). К тому времени институт был уже генпроектировщиком
ЛАЭС-2, из которого руководство госкорпорации «Росатом»
попыталось неудачно (как оказалось впоследствии) сделать инжиниринговую
компанию, сооружающую АЭС под ключ.
СПбАЭП, будучи «чисто» проектным институтом на протяжении
почти 80 лет,начал наращивать новые профессиональные компетенции. Например, в
компании был создан строительный блок, в рамках которого в Сосновом Бору, где
строится атомная станция, появился филиал. Через него, собственно, СПбАЭП и
управлял стройкой. Кроме того, был приобретен контрольный пакет акций
сосновоборского ОАО «Северное управление строительства», известного тем, что
компания сооружала еще действующую ЛАЭС и сам город Сосновый Бор.
Помимо этого в институте появился департамент комплектации
оборудования,департамент управления проектом сооружения АЭС, произведены
некоторые другие структурные изменения.
Однако полноценной инжиниринговой компанией СПбАЭП стать
не смог, потому что нельзя стать таковой, расширив формально лишь профиль
своей деятельности. Уже на начальных стадиях строительства
ЛАЭС-2 обнаружились серьезные просчеты в планировании,
управлении процессом строительства,поставках оборудования, взаимодействии с
многочисленными подрядчиками.
Вдобавок возник «конфликт интересов»: как генпроектировщик
институт должен был требовать от строителей неукоснительного следования
проекту, жестко осуществлять авторский надзор, но поскольку строительный блок
входил в ту же компанию, что и проектировщики…
Словом, началось первое отставание по срокам, неосвоение
плановых физических объемов и финансовых средств.
Производственный инцидент
17 июля 2011 года на здании реактора первого
энергоблока ЛАЭС-2произошло обрушение арматурного каркаса, в
результате чего около 600 тонн арматуры было деформировано и частично упало на
землю с отметки выше +8,5 метра. К счастью, никто не пострадал, потому что по
стечению обстоятельств рабочие ушли на обед.
Уже на начальных стадиях строительства
ЛАЭС-2 обнаружились серьезные просчеты
Тогда свои собственные расследования провели СПбАЭП,
концерн «Росэнергоатом» (заказчик и инвестор проекта), Ростехнадзор, страховая
компания «Согаз», где была застрахована профессиональная ответственность
генподрядчика, и другие организации. Однако общественности причины обрушения
представлены так и не были, протоколы засекретили.
На днях президент СРО атомной отрасли, советник
генерального директора госкорпорации «Росатом» Виктор Опекунов, назвав
произошедшее «сложным, тяжелым случаем при стечении многих обстоятельств»,
сообщил OK-inform, что причинами обрушения металлоконструкций
стали грубейшие нарушения при разработке особо сложных проектов производства
работ (ППР), которые впоследствии были неправильно выполнены.
В свою очередь генеральный подрядчик возложил вину на
субподрядчиков,разрабатывавших особо сложные ППР по сооружению здания
реактора, и тех, кто выполнял их с нарушением технологии. Тем не менее
генподряд у СПбАЭП забрали, а директора отправили в отставку. С этого момента
институт снял с себя инжиниринговые одежды.
Следующим генеральным подрядчиком ЛАЭС-2
стало ФГУП «ГУССТ № 3 при Спецстрое России», которое ничем особенным не
запомнилось, разве что критикой в адрес предыдущего генподрядчика и
многочисленными обещаниями, в том числе преодолеть образовавшееся после
обрушения арматурного каркаса отставание. Однако и эта компания вскоре
сбросила с себя статус генподрядчика.
В конце 2013 года новым генподрядчиком стало
московское ОАО«Атомэнергопроект» - инжиниринговая компания,
которая строит также Нововоронежскую АЭС-2.
Не хватает профессионалов
В настоящее время на стройплощадке
ЛАЭС-2, по словам Виктора Опекунова, произведена
перегруппировка сил и перераспределение объемов работ. На стройке появился
субгенподрядчик - им стало ЗАО «Концерн Титан -
2», которое, по данным сайта компании, выполняет на площадке 30%
общестроительных и 80% монтажных работ. Кстати, председателем совета директоров
ОАО «Титан-2» является Григорий Нагинский, работавший ранее
директором Спецстроя России, когда тот был генеральным подрядчиком
ЛАЭС-2.
"Когда пришел новый
генподрядчик и новый субгенподрядчик, ситуация стала другой
-и с качеством, и с безопасностью работ, -
заявил г-н Опекунов. - Мы уверены,
что блок будет вовремя введен, хотя объем работ еще огромный. Задача не просто
сложная,а гиперсложная - ввести блок в 2015 году".
По оценкам руководителя дирекции строящейся
ЛАЭС-2 Юрия Галанчука, по первому энергоблоку строительные
работы заканчиваются, осталось 10-15% по реакторному
отделению. Завершить их предполагается в ноябре-декабре. «Наша
основная задача -развернуть монтаж оборудования первого
контура реактора, -пояснил г-н Галанчук.
- К концу августа мы планируем установить на штатное место все
парогенераторы (четыре единицы. -Прим. авт.), а также
приступить к началу сварки ГЦТ - главного циркуляционного
трубопровода».
Как и на любой другой большой стройке, проблем на
ЛАЭС-2 хватает и сегодня. Виктор Опекунов среди прочих назвал
недостаточное качество проектной документации и трудности с поставками
оборудования. «Но на первый план будет выходить проблема персонала,
- считает президент СРО атомной отрасли. -Если
сейчас ведутся в основном общестроительные работы (бетонирование, монтаж
металлоконструкций), то буквально через месяц-два произойдет
разворот в сторону крайне трудоемких монтажных работ. Потребуются сварщики,
монтажники, электромонтажники, а вслед за ними -пусконаладчики.
Персонала наивысшей квалификации будет не хватать, это совершенно точно».
Уникальная операция
Проблема с квалификацией персонала красноречиво
обнажилась не так давно в турбинном зале все того же многострадального первого
блока. При подъеме статора турбогенератора весом 460 тонн сожгли двигатель
мостового крана, в результате чего, как сказали нам очевидцы, «статор немножко
уронили с отметки +16 метров». В итоге в июне его отвезли обратно на
«Электросилу» в Санкт-Петербург,где статор и был
изготовлен.
«Задача не просто сложная, а гиперсложная
- ввести блок в 2015 году»
Для этого разработали транспортную «спецоперацию». Вот что
написано на одном из петербургских форумов по этому поводу: «Стоимость работ
(фактическая) по обследованию мостов, дорог, путепроводов, которая была
проведена для реализации этой одной перевозки, составляет несколько миллионов
рублей…».
А журналистам в ходе недавней поездки в Сосновый Бор
сказали, что «статор просто не прошел входной контроль на площадке и его
отправили обратно»!
Между тем есть на ЛАЭС-2 и повод для
гордости. В июне специалисты холдинга «Титан-2» впервые в
России произвели монтаж корпуса реактора первого энергоблока «открытым
способом»: корпус весом327 тонн подавался не горизонтально (через транспортный
шлюз реакторного отделения), а был поднят над зданием реактора, проведен между
балками полярного крана и опущен на штатное место в шахту реактора. По оценкам
экспертов, это значительно сократило время и снизило риски за счет уменьшения
количества технологических операций.
В конце августа 2015 года ЛАЭС-2 должна
выйти на физический пуск, когда в реактор первого энергоблока начнут загружать
тепловыделяющие сборки и возникнет первая ядерная реакция. А уже в октябре
того же года должен состояться энергопуск станции, когда электроэнергия с
первого блока начнет поступать в сеть. Тогда и начнет жить новая
АЭС.
В 2016 году планируется ввести второй энергоблок. В
2020-2021 годах - третий и четвертый блоки
(вторую очередь атомной станции).
|