[04/02/2016] Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России
А.Талевлин, к.юр.н.,председатель Совета общественного движения «За природу»; О.Бодров, физик, эколог, председатель Совета экологической организации «Зеленый мир»; В.Серветник, «Кольский экологический центр»; И.Лорентзен, Норвежское общество охраны природы (Naturvernforbundet) Одним из направлений государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом является обеспечение экологической безопасности населения.
Исходя из общеправовых принципов государственная политика России в области обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) не должна противоречить основным правам и законным интересам своих граждан. Право на благоприятную окружающую среду, на экологическую и радиационную безопасность, устойчивое природопользование принадлежат как настоящему, так и будущим поколениям. Указанные права юридически значимы и должны определять сущность принимаемых нормативных актов. А государственная политика обращения с РАО и ОЯТ не может противоречить национальной экологической политике.
Российские и международные общественные объединения имеют собственную точку зрения на проблему утилизации РАО и ОЯТ, выраженную в различных документах. Более 10 лет общественные объединения, входящие в международную сеть «Декомиссия», анализируют опыт разных стран по безопасной утилизации РАО и ОЯТ.
Данный анализ сделан на основе официально опубликованных государственных документов, а также позиций неправительственных организаций, входящих в международную сеть Декомиссия.
Существующие проблемы обращения с радиоактивными отходами в РФ
К настоящему времени на российских объектах ядерного топливного цикла накоплено жидких и твердых радиоактивных отходов общей активностью от 2 до 4 млрд. Ku (без учета активности отработавшего ядерного топлива), которые размещены в 1284 пунктах хранения радиоактивных отходов (далее РАО). Указанные объекты представляют большую потенциальную опасность, а обращение с РАО на этих объектах связано со значительными проблемами обеспечения безопасности регионального и глобального масштабов.
Российская Федерация несет большие затраты по поддержанию приемлемого уровня безопасности существующих хранилищ РАО. Данные средства, в основном, являются бюджетными. Среди наиболее важных примеров экологических проблем обращения с РАО следует отметить:
открытые поверхностные водоемы-хранилища жидких РАО, в том числе озеро «Старое болото» и Теченский каскад водоемов (ПО «Маяк»);
подземные хранилища жидких РАО (Горно-химический комбинат, Сибирский химический комбинат, государственный научный центр «Научно-иследовательский институт атомных реакторов»), а также радиоактивная «линза» под озером Карачай (ПО «Маяк);
поверхностные железобетонные емкости-хранилища жидких высокоактивных отходов;
приповерхностные хранилища твердых РАО, сооруженные без соблюдения современных нормативных требований безопасности.
Основными источниками образования и накопления новых РАО в настоящее время являются предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ). После вступления в силу Федерального закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон РАО, июль 2011 г.) среднегодовое образование РАО в России составляет около 1,2 млн. м3 твердых РАО и 1,7 млн. м3 жидких РАО [1]. Самое большое количество ЖРО образуется на ПО «Маяк»: около 600 тыс. м3 в год. Малую часть высокоактивных ЖРО «Маяка» остекловывают, остальные сливаются в водоемы-хранилища В-9, (Карачай) и В-17(Старое болото) и Теченский каскад водоемов (ТКВ) состоящий из водоемов В-3, В-4, В-10, В-11. На Горно-химическом комбинате (ГХК) , Сибирском химическом комбинате (СХК) и в государственном научном центре «Научно- исследовательский институт атомных реактооров (НИИАР) нарабатывают около 772 тыс. м3 жидких радиоактивных отходов (400 тыс. м3, 320 тыс. м3 и 52 тыс. м3 соответственно), которые полностью закачиваются в недра (пласты-коллекторы). На АЭС образуется около 4 тыс. м3 в год. Остальные жидкие РАО (около 850 тыс. м3) образуются на уранодобывающих предприятиях Уранового холдинга «АРМЗ» (АО «Атомредметзолото»), институтах ядерного оружейного комплекса (Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Физико-энергетический институт) и предприятиях АО «ТВЭЛ» (Машиностроительный завод г. Электросталь). Самостоятельную проблему представляет вывод из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрогенераторов (РИТЭГ), выработавших установленный ресурс. Пункты их размещения не охраняются и не защищены, более того, имеются случаи их несанкционированного вскрытия (г. Кандалакша, 2001 г.). С учетом высокой бета-активности этих приборов (начальная - около 500 кКи) доступ к ним посторонних лиц может привести к тяжелым последствиям. Имелись случаи утери РИТЭГ, в частности с облегченной биологической защитой. Значительное количество РАО образуется и в неядерных отраслях промышленности. В частности, в системах химводоочистки тепловых станций, в нефтешлаках нефтяной промышленности и пр. В настоящее время скопилось большое количество низкорадиоактивных металлических РАО из бывшего оборудования нефтехимической промышленности. Всего на территории России размещено около 500 млн м3 РАО. По массе это составляет 1,1 млн. т, а по активности 1,6 х 1017 Бк [2]. Временное хранение РАО организуется на специализированных предприятиях Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (бывшей системы спецкомбинатов «Радон») и хранилищах (при АЭС, предприятиях ЯТЦ и др.). Исходя из утвержденной в Российской Федерации классификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2012 года № 1069) все радиоактивные отходы помимо агрегатного состояния и других критериев по опасности разделены на 6 классов. Данная классификация применима только к удаляемым РАО. Отходы первого класса (самого опасного) составляют твердые и отвержденные высокоактивные РАО, подлежащие захоронению с предварительной выдержкой в целях снижения их тепловыделения в пунктах глубинного захоронения РАО (ПГЗРО). Ко второму классу РАО относятся также твердые высокоактивные и среднеактивные долгоживующие РАО (период полураспада более 31 года), подлежащие захоронению без предварительной выдержки в целях снижения их тепловыделения в ПГЗРО. К третьему классу относятся твердые и отвержденные среднеактивные и низкоактивные долгоживущие РАО подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения РАО, размещаемых на глубине до 100 метров. К четвертому классу относятся РАО твердые и отвержденные низкоактивные РАО подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения РАО, размещаемых на одном уровне с поверхностью земли. К пятому классу относятся жидкие среднеактивные и низкоактивные РАО, подлежащие захоронению в ПГЗРО. К шестому классу относятся РАО, образующимися при добыче и переработке урановых руд, а также при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов. Необходимо отметить, что в феврале 2015 г. в Постановление Правительства РФ от 19 октября 2012 г. № 1069 были внесены изменения, в результате которых некоторые РАО были переведены из 2 класса в 3 (например РАО, в которых присутствует Цезий -137). По всей видимости это было сделано по причине экономии средств на захоронение.Тарифы на утилизацию РАО 2-го класса в пять раз выше, чем 3-го класса. Планы Росатома по созданию ПЗРО
Росатом издал приказ № 1/382-П от 11.04.2013, где определен перечень перспективных площадок на территории РФ для дальнейшего обоснования и выбора участков для создания пунктов захоронения РАО. Определены перспективные площадки в 18-ти регионах на территории РФ. Для каждойплощадки должны быть выполнены предпроектные работы с целью всестороннейсравнительнойоценки площадок, в том числе с учетом отношения населения и региональных органов власти к созданию в данном месте объекта захоронения РАО. Росатомом разработано правило «3 условий» для размещения мест ПЗРО. Такие места выбираются исходя: из экономической целесообразности, максимального приближения к местам образования и накопления РАО, при пригодности геологических характеристик соответствующей территории. Из 30 выбранных площадок 10 являются первоочередными, где уже сосредоточено большое количество РАО (см. карту). Московская область (Сергиево-Посадский район), Свердловская область (Новоуральск), Томская область (Северск), Челябинская область (Озерск), Архангельская область (Новая Земля), Ленинградская область (Сосновый Бор), Республика Калмыкия (Приютненский район), Республика Коми (Ухта), Читинская область (Краснокаменск), Красноярский край (Железногорск). Построен ПЗРО только в Свердловской области, в городе Новоуральске. Остальные площадки могут уточнятся. Следовательно при проведении изыскательских работ местоположение будущего ПЗРО может измениться.  10 первоочередных площадок для размещения РАО
Некоторые примеры размещения ПЗРО
Новоуральск (Свердловская область). ПЗРО уже фактически находится при АО «Уральский электрохимический комбинат». Там сосредоточено большое количество отходов, которые планируется признать особыми, т.е. неизвлекаемыми и захораниваемыми на месте. Планируется также создать новый пункт ПЗРО приповерхностного типа. Большая часть работ по данному пункту выполнена самим предприятием. В настоящий момент обсуждается вопрос о передаче мощностей по хранению отходов НО РАО. Мощность нового хранилища 10 000 куб.м. Сергиево-Посадский район (Московская область). ПЗРО планируется создать на базе Московского НПО «Радон». В настоящее время существуют планы по передаче хранилищ НО РАО. Указанное предприятие наиболее технически оснащенное, обладающее значительными производственными и научно-исследовательскими возможностями предприятие по утилизации РАО 3 и 4 классов опасности со всеми современными методами обращения с РАО: от сбора и транспортирования до кондиционирования и хранения, включая мониторинг технологических процессов и окружающей среды. Ухта (Республика Коми). Планируется построить ПЗРО для утилизации РАО завода «Прогресс», накопившего РАО от наработки радия. Существует акт выбора земельного участка, однако нет полного комплекта проектной документации. По предложению НО «РосРАО» планируется построить ПЗРО объемом 240 000 куб.м. Сосновый Бор (Ленинградская область). Более 3 лет НО РАО продвигается проект национального пункта окончательного захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) средней и низкой активности в северо-западном регионе России. Планируется разместить пункт заглубленного приповерхностного захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровней активности. Прогнозное количество размещенных кондиционированных РАО составляет 200 000 – 250 000 куб.м. В Красноярском крае с 2008 года обсуждается проект создания крупного ПЗРО для высокоактивных и долгоживущих РАО. Окончательная цель – это создание пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов. В настоящий момент оформляется лицензия на сооружение и эксплуатацию ПГЗРО, в июле 2015 года состоялись общественные обсуждения. Проект также прошел государственную экологическую экспертизу. Обязательным первоначальным этапом сооружения объектов глубинного захоронения РАО является создание подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) для обоснования безопасности захоронения (Рекомендации МАГАТЭ). После этапа эксплуатации ПИЛ в проект могут быть внесены изменения, например, по классу опасности размещаемых отходов. Варианты эксплуатации ПГЗРО: Ожидаемый вариант – 4 500 куб.м РАО 1-го класса; 155 000 м3 РАО 2-го класса. Менее ожидаемый вариант – меньший объем отходов 1-го и 2-го класса. Наименее ожидаемый вариант – ПГЗРО отходов 3-го класса. Это пока единственный планируемый ПГЗРО, рассчитанный на высокоактивные радиоактивные отходы 1-го и 2-го класса, образовавшиеся на всей территории Российской Федерации. Место для будущей подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ). Красноярский край10 Проблемы РАО от переработки зарубежного ОЯТ
Отдельной юридической проблемой являются отходы, образовавшиеся от переработки иностранного ОЯТ. В соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями РАО, образовавшиеся от переработки иностранного ОЯТ, должны быть возвращены в государство происхождения ядерных материалов. Однако уже сейчас накоплено большое количество таких РАО, например, на ПО «Маяк», и пока ни одного килограмма РАО в страны – производители ОЯТ не отправлено. Более того, при переработке иностранного ОЯТ большое количество РАО сбрасывается в окружающую среду (озера Карачай, Старое Болото, ТКВ). В планах Росатома – перевезти РАО 1-го и 2-го класса из хранилищ ПО «Маяк» в ПГЗРО Красноярского края для окончательного захоронения. Таким образом, данные планы не соответствуют действующему российскому законодательству. Проблемы перемещения РАО
Отдельной проблемой является транспортировка РАО из одного региона в другой. Согласно нормам Закона РАО в России создается единая государственная система обращения с радиоактивными отходами. Исходя из принципов создания данной системы (они перечислены в законе) любые РАО, образованные в пределах Российской Федерации могут быть перемещены в любой пункт временного хранения или ПЗРО. Процесс перемещения контролируется исключительно НО РАО. В статье 21 закона содержится обязанность организации, поставщика РАО, собственными силами или с привлечением специализированных организаций перевезти радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному НО РАО, и передать радиоактивные отходы с их паспортами национальному оператору по акту приема-передачи. Список утвержден распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. №1491-р11 Таким образом, отходы могут перемещаться из одного региона в другой и общественный контроль за таким перемещением законом не предусмотрен. Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ № 1491-Р от 14.10.2003 утвержден список морских портов, через которые разрешается транспортировать (заход – выход судов и плавсредств) ядерные материалы или радиоактивные вещества, а также изделия их содержащие (см. карту). Предложения Росатома по безопасному обращению с радиоактивными отходами
15 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это комплексный акт положил основу правового обеспечения отношений по обращению с РАО. Росатом, используя нормы закона, принял решение об окончательном захоронении практически всех РАО. Для этих целей в России создается единая государственная система по обращению с радиоактивными отходами – ЕГС РАО. Под эгидой Росатома создан национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО). При этом, согласно нормам Закона РАО, разрешается осуществлять окончательное захоронение долгоживущих жидких радиоактивных отходов в недрах, а именно глубоких геологических формациях, т.е. без необходимой изоляции от компонентов природной среды (статья 30 закона). Более того, законодатель пошел еще дальше, признав под пунктом размещения особых радиоактивных отходов и пунктом консервации таких отходов природный объект, что является своего рода революцией в области экологического права, так как природный объект не может быть объектом использования атомной энергии. Наряду с этим статья 31 Закона РАО предусматривает захоронение на территории России зарубежных РАО в виде различных источников ионизирующего излучения (РАО 2-го класса), что также не является гарантией права на радиационную безопасность настоящего и будущих поколений. Законодательно решен порядок такого приема и захоронения радиоактивных отходов. Так, Правительством РФ было принято Постановление от 19 ноября 2012 № 1186, определяющее механизм перемещения в Российскую Федерацию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения. За захоронение РАО в соответствующих пунктах планируется взимать плату с предприятий - производителей РАО. Правительством России утверждены тарифы на захоронение отходов (Приказ Минприроды России от 13 марта 2013 года № 89). На сегодняшний день в мире не существует научно-обоснованного, безопасного и приемлемого способа захоронения радиоактивных отходов. Проблема усугубляется тем, что количество отходов из года в год увеличивается. И, к сожалению, российский законодатель разрешил захоранивать РАО в природной среде без изоляции, признав под пунктом размещения особых радиоактивных отходов и пунктом консервации таких отходов природный объект. Такая концепция не применяется ни в одной стране в мире. Данное «регулирование» в условиях российской действительности явно противоречит принципу равной экологической безопасности настоящего и будущего поколений, следовательно, нарушает право каждого на экологическую безопасность. Учет общественного мнения в процессе определения мест размещения ПЗРО сводится к проведению публичных обсуждений без выяснения принципиальной позиции участников «за» или «против». В Законе РАО отсутствуют нормы, регулирующие возможность и механизм реального общественного участия. Позиция сети «Декомиссия»
Сеть общественных объединений «Декомиссия» считает, что принцип окончательного захоронения радиоактивных отходов следует пересмотреть в сторону долговременного, контролируемого хранения РАО. Во-первых, при таком подходе легче осуществлять мониторинг состояния РАО. Во-вторых, при появлении научно-обоснованных и безопасных способах утилизации РАО будет возможность утилизировать РАО исходя из новых технологий. В-третьих, контролируемое хранение более безопасно исходя из возможности доступа РАО и возможности быстрой ликвидации негативных последствий при незапланированной аварийной или чрезвычайной ситуации как природного, так и антропогенного характера. Требования безопасной утилизации РАО и демократические принципы принятия решений неразделимы в правовом государстве. Политика обращения с РАО в том числе и размещение ПЗРО должны учитывать не только требования безопасной утилизации РАО, но и принципы устойчивого развития регионов, справедливости, приемлемости и равной экологической безопасности. Граждане России, проживающие в местах долгосрочной изоляции РАО, в соответствии с Конституцией, должны иметь возможность принимать окончательное решение о допустимости размещения таких объектов. Согласие населения и заинтересованной общественности на размещение ПЗРО является фактором уверенности в безопасности проекта и его социальной приемлемости. Именно население, проживающее на соответствующей территории, а также будущие поколения будут вынуждены соприкасаться с рисками неблагоприятного воздействия на их здоровье ионизирующего излучения. Наличие полномочий у субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать свою региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать и корректировать недостатки федеральных нормативных правовых актов. Например, вопрос согласования мест размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов в рамках процедуры согласования Декларации о намерениях должен быть четко урегулирован в региональном законодательстве. На данный момент порядок принятия и согласования решений субъектом РФ утвержден в Ленинградской, Томской областях. В последней действует отдельный региональный закон от 17 ноября 2014 года. В рамках данной процедуры региональным законодателям необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии решения. В ходе реализации этой процедуры Правительство России неизбежно представит все необходимые гарантии экологической безопасности функционирования пункта хранения или захоронения РАО. А в целях принятия положительного решения федеральным структурам придется «заинтересовать» регион и дополнительно спланировать социально-экономическое развитие соответствующей территории на многие десятилетия вперед. В этом и состоит принцип устойчивого развития регионов. И такой подход, действительно представляется как социально-ответственный и справедливый, учитывающий интересы населения конкретного региона. В этой связи необходимо дополнить как региональное, так и федеральное законодательство механизмом реализации права каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии. Региональное законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационном безопасности при обращении с РАО. Например, предусмотреть в соответствующем нормативном акте положения о Наблюдательном совете в структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и определить порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти. Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захоронения РАО или ОЯТ целесообразно закрепить за представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения. Гарантией полноценного участия населения в принятии решений и учета интересов регионов может стать закрепление в законе права «вето» органов местного самоуправления на решение размещать на соответствующей территории ядерно-(радиационно)-опасные объекты. В связи с изложенным необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов.Политические или экономические факторы, а также интересы атомной индустрии или корпораций не могут превалировать над экологической безопасностью или здоровьем населения. 2. Пригодность геологических характеристик, исключающих возможность попадания радионуклидов в окружающую среду.3. Чрезвычайная опасность радиоактивных веществ и ядерных материалов требует при выборе площадок хранения РАО гарантировать исключение возможности выхода радионуклидов за барьеры хранилища в природные объекты или компоненты природной среды.4. Отказ от практики окончательного захоронения РАО и реализация принципа постоянного, контролируемого хранения РАО.Мы считаем окончательное захоронение небезопасным способом, поскольку невозможно достоверно прогнозировать безопасность окружающей среды при долговременной радиационной угрозе. Для обеспечения ядерной и радиационной безопасности будущих поколений необходимо обеспечить доступ к РАО в пунктах хранения. В этом случае при появлении у будущих поколений надежных и обоснованных технологий утилизации РАО будет возможность перевести их в более безопасное состояние. Особенно это актуально в связи со сложнопрогнозируемыми природными процессами (глобального изменения климата) и другими факторами риска. 5. Пункты долговременной изоляции РАО должны быть максимально приближены к местам их образования.Перемещение отходов крайне опасно на всех этапах транспортировки. 6. Регион, потребивший «атомное» электричество или получивший иные выгоды от использования радиоактивных материалов, должен нести бремя ответственности за произведенные РАО.Эти отходы должны размещаться в соответствующих геологических формациях на территории федерального округа - производителя РАО для долговременной изоляции. 7. Принцип равной экологической безопасности всех регионов России.Необходимо исключить необоснованное перемещение РАО и, следовательно, всех рисков между регионами. Недопустима ситуация, когда благополучие одних регионов достигается за счет ущемления интересов других регионов (стран). 8. Органы местного самоуправления должны обладать правом «вето» на решение о размещении хранилища РАО или иного радиационно-опасного объекта.Интересы большинства не должны решаться в ущерб интересов меньшинства. Население соответствующих территорий должно полноценно участвовать в процессе принятия решения по размещению опасного объекта и быть ответственным перед будущими поколениями за принятое решение. 9. Равноправное участие всех заинтересованных сторон при принятии решений по утилизации РАО.Поскольку вопрос утилизации РАО решается на многие годы, то все возможные заинтересованные участники (ученые, общественные деятели, представители корпораций, политики и др.) должны быть вовлечены в процесс обсуждения и принятия решений. 10. Минимизация образования РАО.Процесс переработки ОЯТ приводит к образованию ещё большего количества РАО. Мы считаем такую практику недопустимой. Также необходимо прекратить образование ОЯТ и РАО путем скорейшего вывода атомных реакторов из эксплуатации. 11. При принятии решения о месте размещения РАО и эксплуатации хранилища РАО необходимо придерживаться принципа приоритета экологических и социальных интересов человека над интересами экономической целесообразности.Недопустимо размещать пункты долговременной изоляции РАО (ОЯТ) исключительно исходя из экономии средств на строительство и перемещение в более безопасное место (в пределах региона), а также исходить из принципа «наименьших усилий», размещая такие объекты в пределах ЗАТО. Подземное хранилище РАО в Норвегии (Химдален). Олег Бодров замеряет уровень радиации
Существующие проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) в РФ
На сегодняшний день в России накоплено около 23 000 тонн ОЯТ. Ежегодно к этому объему добавляется около 650 т. Проблема обращения с ОЯТ, накопленным за десятки лет (включая зарубежное ОЯТ), не решена на приемлемом техническом и технологическом уровнях не только в России, но и во всем мире. Нормативные документы в области обращения с ОЯТ не соответствуют принятым в мире принципам равной экологической безопасности и защиты будущих поколений (Декларация по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Большая часть ОЯТ хранится в бассейнах выдержки на площадках АЭС, в хранилище ПО «Маяк» в Озёрске (Челябинская область), в «мокром» и «сухом» хранилищах Горно-химического комбината (ГХК) в Железногорске (Красноярский край) и на некоторых других объектах. Ежегодно на территорию Челябинской области и Красноярского края из-за рубежа и Северо-Запада России поступает значительное количество ОЯТ для его хранения и (или) переработки. Решая проблему радиационной безопасности в других странах и на Северо-Западе России, Государственная корпорация «Росатом» перемещает вместе с ОЯТ все социальные и экологические риски в Урало-Сибирский регион. На Горно-химическом комбинате г. Железногорска в Красноярском крае накоплено громадное количество ОЯТ, создаются предпосылки для строительства общероссийского (международного) хранилища ОЯТ и РАО. При этом не учитываются интересы населения Красноярского края и не создаются соответствующие финансовые, технические, организационные условия безопасного обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ. Процесс переработки ОЯТ на заводе РТ-1, в Челябинской области, сопровождается образованием колоссального объема радиоактивных отходов. Их объем увеличивается в тысячи раз по сравнению с первоначальным объемом перерабатываемого ОЯТ. Мощность завода рассчитана на 400 т в год (по ОЯТ реакторов ВВЭР-440). На предприятии перерабатывается ОЯТ с энергетических реакторов ВВЭР-440, БН-600, реакторов транспортных судовых установок, исследовательских реакторов и многоцелевых реакторов самого ПО «Маяк». За время работы на РТ-1 поступало ОЯТ не только российских, но и зарубежных АЭС: «Пакш» - Венгрия, «Ловииса» - Финляндия, «Норд» и «Грайсфальд» - Германия, «Козлодуй» - Болгария, «Дукованы» и «Ржеж» - Чехия, «Богунице» - Словакия, «Ровенская» - Украина. С 1996 года ОЯТ из Финляндии и Германии на завод РТ-1 не поступает. К этому времени на РТ-1 было завезено из Финляндии - 311 т, ГДР – 235 т. [3] По состоянию на 2015 год всего на заводе РТ-1 переработано 5 650 т ОЯТ. Предложения Росатома по безопасному обращению с отработавшим ядерным топливом
Используя советский опыт переработки ОЯТ государственной корпорацией «Росатом» разработана и утверждена приказом от 29.12.2008 № 721 Концепция по обращению с ОЯТ. Основной принцип концепции – частичное замыкание ЯТЦ для более полного использования ядерных материалов посредством переработки ОЯТ. Для этого планируется расширить номенклатуру перерабатываемого ОЯТ на действующем заводе РТ-1 в Челябинской области и строительство нового завода РТ-2, большей мощности в ЗАТО Железогорск, Красноярского края. В этой связи Росатом предлагает 3 этапа развития инфраструктуры по переработке ОЯТ. На первом этапе в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность 2008 – 2015»: увеличены емкости действующих хранилищ ОЯТ на ГХК и ПО «Маяк»; построено сухое хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и РБМК-1000 на ГХК емкостью 33000 тонн и хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 на ПО «Маяк»; произведена реконструкция действующего завода РТ-1 на ПО «Маяк» с целью переработки ОЯТ реакторов ВВЭР-1000; ведется строительство Опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) в Железногорске по переработке ОЯТ по «сухой» технологии; введен завод по изготовлению МОХ (Mixed-Oxide fuel) топлива в городе Железногорске Красноярского края. Не все запланированные мероприятия программы были выполнены. Так, например, не запущен в эксплуатацию комплекс по цементированию жидких среднеактивных РАО на ПО «Маяк», который планировалось ввести в строй еще в 2014 году. На втором этапе (2016 – 2020 гг.) годы планируется за счет в основном бюджетного финансирования осуществить на основе ОДЦ строительство завода РТ-2 на ГХК, где Росатом планирует перерабатывать ОЯТ как отечественного так и зарубежного производства. Планируемая производительность РТ-2 от 1,5 тыс. тонн ОЯТ в год. Кроме этого, по заявлению генерального директора ПО «Маяк» на заводе РТ-1 будет перерабатываться ОЯТ реакторов ВВЭР-1000, РБМК, АМБ, ЭГП-6, КС-150. Макет опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ по «сухой» технологии (ГХК, г. Железногорск) На третьем этапе декларируется переход к финансированию системы обращения с ОЯТ в основном за счет средств Фонда Госкорпорации «Росатом», эксплуатирующих организацийи внешнеторговых контрактов[4].
Как уже отмечалось, практика переработки ОЯТ приводит к образованию большего количества РАО, обращение с которыми не соответствует основным природоохранным требованиям. Радиоактивные отходы продолжают поступать в озера: Карачай, Старое Болото, Татыш, а также водоемы Теченского каскада и далее - в реку Обь и Северный Ледовитый океан. Такая деятельность противоречит нормам российского природоохранного законодательства (ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 48 Федерального закона «Об использовании атомной энергии, ст. 56 Водного кодекса РФ и др.) [5]. На ПО «МАЯК» в течение 65 лет его работы произошло несколько тяжелейших аварий, которые привели к загрязнению десятков тысяч квадратных километров территории России. До сих пор реабилитационные мероприятия указанных территорий в должной мере не проведены. Люди вынуждены жить на радиационно-загрязненных территориях, употреблять радиоактивные продукты местного производства. Это вызывает многочисленные болезни, приводит к необходимости очень дорогого лечения. И как следствие, падают доходы, снижается социальный статус граждан России, проживающих на загрязненных территориях. Проблему усугубляет отсутствие радиационного мониторинга продуктов питания в Челябинской области. В четырех поколениях людей, живущих на радиационно-загрязненных территориях, наблюдается рост онкологических заболеваний. Их число с 2013 года возросло и стало более 400 случаев на 100 000 населения. К сожалению, Челябинская область последние 20 лет устойчиво является лидером на Урале по числу онкологических заболеваний. Рискам, связанным с транспортировкой ОЯТ через всю Россию подвергаются 15 крупных городов России, а также реки Волга, Обь, Енисей. Предложения и выводы
Колоссальный объем образования РАО в нашей стране является не просто неблагоприятным фактром, а недопустимым в современном мире, обладающем огромным опытом снижения радиационного воздействия на все компоненты окружающей среды. Количество образуемых РАО необходимо снижать на порядок, исключая из ЯТЦ наиболее «отходные» технологии, процессы и стадии. Закон РАО должен соответствовать международным принципам, нормам и правилам обращения с ОЯТ и РАО. Целесообразно объединить правовой режим обращения с РАО и ОЯТ в одном правовом акте, как это сделано на международном уровне. Необходимо дополнить Закон РАО нормами общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Например, предусмотреть в законе положения о Наблюдательном совете в структуре компетентного органа по обращению с РАО и определить порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти. Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захоронения РАО или ОЯТ целесообразно закрепить за представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения. Необходимо определить порядок осуществления внешнего контроля за расходованием средств фонда финансирования обращения с радиоактивными отходами. Необходимо внесение изменений и дополнений в региональное законодательство, направленных на наделение органов местного самоуправления правом «вето» по решению вопросов размещения ядерно-опасных или радиационно-опасных объектов на соответствующей территории. Необходима более развернутая регламентация в сфере обращения с РАО атомных электростанций, энергоблоки которых выработали свой проектный ресурс. Целесообразно в законе «Об использовании атомной энергии» и Законе РАО прописать четкие требования к месту захоронения радиоактивных отходов, как это сделано, например, в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Для этой цели предпочтительнее создавать фонды финансирования вывода из эксплуатации при каждой АЭС, с созданием региональных Наблюдательных советов, при участии представителей федеральных органов власти, национальных и международных неправительственных организаций. Необходимо введение в федеральное законодательство об использовании атомной энергии норм, запрещающих ввозить на территорию Российской Федерации зарубежные: ОЯТ, ядерные материалы и радиоактивные вещества в целях хранения и (или) захоронения, а также оставлять РАО, образовавшиеся от переработки указанных материалов и веществ на территории Российской Федерации. С позиции конституционных, международно-правовых принципов захоронение РАО других государств является определенным несоответствием между концепцией равной экологической безопасности, закрепленной в международных соглашениях, и реальной практикой осуществления этой концепции. Экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств. Экономические интересы, в том числе и в сфере использования атомной энергии, не должны превалировать над интересами общества. Природные ресурсы являются достоянием народов, населяющих нашу страну. Природа - это основа жизни настоящего и будущего поколения людей. Указанные принципы закреплены в действующей Конституции России, принятой 22 года назад на общенациональном референдуме. Подземное хранилище РАО (Химдален, Норвегия)
Сеть неправительственных организаций Декомиссия считает:
Опасной для будущих поколений практику обращения с ОЯТ на ПО «Маяк», где его переработка сопровождаются сбросами огромного количества радиоактивных отходов в природную среду. Безнравственной практику перемещения ОЯТ из-за рубежа, Европейской России для хранения и переработки в Челябинскую область и Красноярский край России, являющихся наиболее загрязненными регионами мира. Это нарушает фундаментальный принцип равной экологической безопасности граждан, проживающих в разных частях нашей планеты, и не решает проблему, а только перемещает ее на другую территорию. Учитывая и руководствуясь вышеизложенными принципами безопасного обращения с РАО мы убеждены, что: ОЯТ должно быть размещено для постоянного и контролируемого хранения в федеральном округе России, потреблявшем атомное электричество; Перемещение ОЯТ в другие федеральные округа допустимо после волеизъявления граждан на референдуме, в регионе (субъекте Федерации) предполагаемого размещения хранилища ОЯТ; Органам местного самоуправления должно быть предоставлено право «вето» на размещение хранилища или иного объекта по обращению с РАО и ОЯТ; • Экологические и социальные интересы граждан должны быть приоритетом над экономической целесообразностью при решении о возможном месте размещения хранилища РАО и (или) ОЯТ; • Необходимо отказаться от переработки ОЯТ, до разработки экологически и социально приемлемых технологий, исключающих поступление РАО в природную среду. Список источников
www.rosatom.ru - Госкорпорация «Росатом»; www.po-mayak.ru - ФГУП «ПО «Маяк»; www.norao.ru - ФГУП «НО РАО»; www.fcp-radbez.ru - офицальный сайт ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года». www.mnr.gov.ru - Минприроды России; www.gosnadzor.ru - Ростехнадзор России; www.ibrae.ac.ru - ИБРАЭ РАН; www.secnrs.ru - ФБУ «НТЦ ЯРБ»; www.fmbaros.ru/ - ФМБА России; www.nrcki.ru - НИЦ «Курчатовский институт». www.greenpeace.ru - Гринпис России
[1]http://www.rosatom.ru/resources/54d5138049883516bbdbfb327d4f6ff7/NationalReport2014_rus.pdf [2] http://www.fcp-radbez.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=310&Itemid=346 [3] http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/2008/1/50-2.pdf [4] http://www.rosatom.ru/resources/f4c962804b1b97c38ae09fa6d2e38703/progr_oyt_04_04_2012_yrb.pdf
[5] http://za-prirodu.ru/uploads/docs/fil_forum_dialog_programma_05.06_fin_.pdf19
|