[31/08/2016] Просящую руку и меч не сечёт
Николай
Секметов, Северск
Как известно, дискуссии вокруг всевозможных бюджетов имеют
крайне низкую популярность в читательской среде. Как и среди всевозможных
активистов. То ли времени жаль на вычитывание бесконечных и малопонятных цифр,
то ли из-за ощущения бесполезности в изысканиях, то ли ещё отчего-то. Хотя
именно влияние на бюджет открывает реальную возможность для тех же депутатов
осуществлять предоставленные статусом полномочия, о существовании которых многие из
них уже порядком подзабыли. И помогать своим избирателям конкретными делами.
Будь то детские площадки, внутридворовые автостоянки или ещё что-то полезное
для городской жизни.
Своя рубашка ближе к
телу
Очевидно, именно это соображение стимулирует просьбы дать что-нибудь
из денег, исходящих к властям высшего уровня от их братьев меньших. И недавно
растиражированная СМИ просьба главы Северска господина Диденко к губернатору
области господину Жвачкину далеко не исключение. А попросил местный градоначальник
всего ничего – каких-то сто с половиной миллионов рублей. И цели самые благие –
на обустройство участка под индивидуально-жилищное строительство, где со
временем заживут наши многострадальные льготники. Врачи, учителя, ну и так
далее. Чем не похвальная забота о страждущих, да ещё в наше непростое время?!
Так, конечно, да не так. Особенно, если отвлечься от
популизма, демонстрируемого господином Диденко, и обратиться именно к
городскому бюджету. Для начала возьмем общую цифру планируемых в нынешнем году
расходов. Составляет она не много, не мало, а 3,6 миллиарда рублей. На город с населением
чуть больше ста тысяч человек. И, что немаловажно, город сравнительно молодой,
а, следовательно, с ещё не обветшавшей инфраструктурой. Согласитесь, изыскать
вожделенную сумму у чиновников Северска возможностей много больше, нежели у их
коллег по областному центру. И, тем более, из районов. Где и показатели доходно-расходные
иные, и сети коммунальные дышат порой на ладан, да и едоков поболее.
«Идём по цифрам» дальше. Традиционно – о расходах на
управление. И буквально с первой строки под названием «Функционирование высшего
должностного лица» удивлению нет предела. Красуется там не много, не мало, а
3,5 млн рублей. Сумма, конечно немалая, но в изначальном варианте, за который
депутаты голосовали раннее, было… не поверите…8 с гаком миллионов. Но
радоваться вдруг проснувшейся рачительности северских слуг народа не стоит.
Разницу просто отнесли в другую графу (только не подумайте, что на дороги. Или там
детские площадки). Звалась она «функционирование представительных органов
муниципальных образований». В результате общая сумма расходов на содержание
местной думы осталась прежней – 55 с половиной миллионов рублей. Уверяю, ни в
одном ЗАТО системы Росатома такие цифры вам не увидеть.
Но, если кто подумал, что это окончательные данные, то
сильно ошибётся. До конца года ещё есть время для внесения корректировок. В ту
или иную сторону. Для примера, в первоначальном варианте прошлогоднего бюджета
по «высшему должностному лицу» значилось 3,57 млн рублей. Закончили год с почти
пятью. По расходам на местную думу 55,53
млн. Отчитались за 57,78. Ну, чем не стахановцы в славном деле поглощения
бюджетного пирога!?
Не отстаёт и другая властная ветвь – исполнительная. В графе
«функционирование местных администраций» значатся 142 с небольшим миллиона
рублей.
Весьма красноречив и другой показатель – количество
муниципальных служащих и средства на оплату их труда. По итогам года прошлого их
число определено в 291 человек с суммой оплаты в 203,4 млн рублей. Если
взглянуть на данный показатель в динамике, то легко убедиться, что за время
нахождения во главе города господина Шамина расходы на их содержание выросли
почти на 80 млн рублей. Согласитесь, немало. Даже с учётом выпавших
инфляционных процессов. И в сравнении с рядом других ЗАТО. В том же Озёрске,
городе по численности населения близком к Северску, их количество едва
превысило две сотни. А на содержание выделялась и вовсе смешная сумма около 90
млн рублей. Если, конечно, её с «сибирским побратимом» сравнивать.
Показательна картина и по отдельным направлениям. К примеру,
контролем за ходом капитального строительства в Северске ведают целое
управление, в котором трудится 11 муниципальных служащих и один профильный
заместитель главы администрации. Чтобы понять масштабы «строек ЗАТО» взглянем в
соответствующую графу бюджета этого года. А запланировано всего-то 216 млн
рублей с небольшим. Причём за счёт местного бюджета всего-то 66 млн. И такая
прорва контролёров!
По-видимому, господину Диденко с народными избранниками
хватает желания и средств содержать именно такой штат. А вот изыскать сто с
небольшим миллионов для облагораживания упомянутого участка для коттеджного
строительства лъгоникам, не получается.
И ты поймёшь, и всё
увидишь сам
Выход нашли в походе на поклон к господину Жвачкину. Вот
только действия высокого северского чиновника, мне так кажется, далеко не
спонтанны. Более того, психология губернатора здесь, думаю, учтена на все сто.
Его крайняя нелюбовь к финансовому счёту, импульсивность в заявлениях и ещё
много чего, чем успел прославиться на томской земле господин Жвачкин. Возможно,
держал в уме господин Диденко и события уже двухгодичной давности по открытию
детского садика в Северске. Тогда также на трибуне блистал губернатор. Резал
ленточку, говорил прочувствованную речь и даже вручил подарок. Забыл господин
Жвачкин только об одном. Нормативные сроки строительства, как и первоначальная
смета, были значительно превышены.
Предвижу возражения. Мол, к чему уподобляться героям
произведений классика и требовать равенства и братства? И вдобавок всё
поделить. Если власти города научились зарабатывать неимоверные суммы, то
почему бы ими не распорядиться в соответствии с собственными пожеланиями? Увы,
северский бюджет банально дотационен. Почти на 80%. При этом зависимость от
поступлений из бюджетов более высокого уровня имеет стойкую тенденцию к
увеличению. По данному показателю среди 10 городов Росатома бюджет ЗАТО Северск
находится на 4-ом месте Поэтому и
делить, собственно, нечего.
Да и с оставшимися двадцатью с небольшим процентов
собственных доходов, не всё так просто. Как известно, основную их часть в
муниципальную казну обеспечивает поступление налогов на доходы физических лиц. В
самой же структуре НДФЛ выплаты, поступающие от АО СХК, соединения внутренних
войск и всевозможных правоохранителей составляют почти половину от общей суммы.
Так в чём же роль местной власти в работе по повышению доходной
части городского бюджета?! Есть плательщик – платы идут, нет – «курим бамбук».
Что и подтверждают тающие с каждым годом суммы поступлений от данного вида
налога, выплачиваемого АО СХК вместе со своими дочерними обществами. Так, в
2011 году доля составляла 42,3 %, в 2012 – 38,3 %, в 2013 году – 35,6 %, в 2014
году – 28,2 % и в 2015 – 25,5 %. Словом, ещё пару-тройку лет «пореформируемся»
и оставим городской бюджет на бобах. Тем более, не думаю, что с ростом кризисных
явлений Минфин и дальше будет в нынешних темпах дотировать северский бюджет. Поиском
альтернативных же источников местная власть занимается пока без должного
результата. Явно не отрабатывая указанного выше прекрасного финансирования.
И время, когда придётся всё же определять, что важнее для
Северска – лидерство в выплатах на содержание всевозможных чиновников вместе с
мэром или в затратах на ремонт дорог и прочего в таком роде, достаточно близко.
И на диване обывателю уже не отлежаться, а общественности
мирно не продремать на соответствующих слушаниях. Иначе этот выбор чиновник
сделает за него.
|