proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[03/06/2004]     О концепции атомного права России


А.И.Иойрыш, профессор

Г.А.Новиков, профессор

О.А.Супатаева



I. Общие положения

Общественные отношения в такой потенциально-опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, требуют всесторонней правовой регламентации.

В настоящее время сложилась совокупность правовых норм и институтов, регулирующих указанные общественные отношения и образующих комплексную отрасль российского права – атомное право. Комплексный характер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм конституционного, гражданского, административного, экологического, земельного и других отраслей права.

Нормы атомного права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атомных технологий. Атомное право должно обеспечивать:

• в области – правовые предпосылки для участия органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан в решении вопросов использования атомной энергии, равноправное и независимое участие России в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии;

• в области обороны – суверенитет и независимость России в условиях изменяющейся геополитической обстановки при сохранении паритета ядерных вооружений как гарантии предотвращения внешней агрессии и крупных военных конфликтов;

• в области экономики – дальнейшее расширение и повышение экономической эффективности использования атомной энергии в условиях рыночной экономики;

• в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды – создание правовых основ для минимизации риска от радиационного воздействия до столь низкого уровня, который может считаться приемлемым как для отдельных граждан России, так и для общества в целом, а также для окружающей природной среды;

• в области охраны прав человека (в том числе имущественных), защиты правопорядка и обеспечения социальной защиты – обеспечение социальных гарантий для населения и работников объектов использования атомной энергии; возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и всем видам собственности в результате радиационного воздействия; установление ответственности за правонарушения в области использования атомной энергии; создание приоритетных социальных условий для регионов размещения атомных объектов.

Атомное право решает стоящие перед ним задачи при помощи атомного законодательства – иерархической совокупности входящих в правовую систему РФ международных договоров РФ, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования атомной энергии.

До 1995 г. в России не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье и имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России. Однако за последние годы в этой области произошли значительные изменения. Приняты и работают базовые законы, регулирующие использование атомной энергии в стране – «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения РФ», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему правового регулирования использования атомной энергии в РФ. Особое, концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержденные Президентом РФ 04.12.2003 г.)

Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты – правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства.

В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, на протяжении ряда лет не принимаются (или остаются по тем или иным причинам «замороженными» на различных стадиях законодательной процедуры), многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях. Во-вторых, основополагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. В-третьих, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, в области совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии; развития форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а также правового режима их имущества; лицензирования видов деятельности; технического регулирования и т.д.).

Изложенное позволяет заключить, что действующее атомное законодательство нуждается в серьезном пересмотре, обновлении и дальнейшем развитии. Научной и методологической основой совершенствования законотворческой деятельности в области использования атомной энергии должна стать подготовленная учеными и специалистами в области использования атомной энергии и утвержденная (согласованная) заинтересованными органами Концепция атомного права.

Здесь следует вспомнить, что в 1998–1999 гг. в атомной отрасли была осуществлена большая работа по инвентаризации отраслевого нормативного правового поля и анализу законопроектной деятельности Министерства РФ по атомной энергии. По результатам этой работы была подготовлена и утверждена Концепция нормативного правового регулирования использования атомной энергии. Кроме того, Концепция правового обеспечения использования атомной энергии была разработана и группой экспертов Государственной Думы Российской Федерации.

Эти документы сыграли положительную роль в становлении атомного права России, однако проводимые в настоящее время в стране и отрасли преобразования требуют разработки нового концептуального документа, определяющего, в том числе, предмет и метод атомного права, основные принципы и единые подходы к формированию атомного законодательства, его структуру, перечень требующих принятия первоочередных законов и иных нормативных правовых актов.

При подготовке Концепции атомного права и определении перспектив развития российского атомного законодательства важно учитывать все влияющие на этот процесс факторы. Эти факторы неодинаковы по характеру и времени действия; они могут быть как положительными, так и негативными; временными или постоянными; носить внутренний или международный характер.

По характеру действия очевидны правовые, политические, социальные, экономические и иные факторы, влияющие на развитие атомного законодательства на современном этапе. Правовые факторы, определяющие перспективы развития атомного законодательства, в значительной мере предопределяются основополагающими положениями Конституции РФ (о разграничении предметов ведения, о собственности, об охране окружающей среды и возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу и т.д.). Влияние политических факторов проявляется, в частности, в демократизации публичной власти, необходимости создания условий для более эффективного участия граждан и общественных объединений в процессах подготовки и принятия значимых решений в исследуемой сфере. Экономические факторы связаны с проведением рыночных преобразований, признанием многообразия форм собственности на отдельные объекты использования атомной энергии, внедрением в атомную отрасль новых механизмов хозяйствования и пр. Результатом влияния социальных факторов на развитие атомного законодательства является принятие нормативных актов о социальных гарантиях отдельным категориям граждан.

II. Предмет, метод и основные принципы правового регулирования в области использования атомной энергии

Предметом правового регулирования атомного права является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с использованием атомной энергии как в мирных, так и в оборонных целях.

Своеобразие регулируемых отношений определяет метод правового воздействия на них – метод правового регулирования, для которого характерно определенное сочетание запретов и дозволений, преобладание диспозитивных или императивных норм, специфика санкций и т.д.

В науке права признается два метода – административно-правовой и гражданско-правовой. Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении императивных требований: предписаний, дозволений, ограничений и запретов, а также в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

В атомном праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах – техническое регулирование, лицензирование, нормирование, экспертиза, сертификация и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В атомном праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод должен применяться все более широко.

Любая отрасль права строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники регулируемых отношений. Атомное право основано как на общих принципах российского права, так и на отраслевых принципах, присущих только данной отрасли.

Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Специфическими для атомной отрасли принципами правового регулирования являются следующие основные принципы атомного права:

– комплексный подход к правовому регулированию отношений в сфере использования атомной энергии;

– абсолютный приоритет защиты населения и окружающей среды при регулировании деятельности в области использования атомной энергии;

– обеспечение ядерной и радиационной безопасности как важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации;

– обеспечение совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

– соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, обеспечения ядерной безопасности и совместного уменьшения угрозы ядерного терроризма;

– гармонизация атомного законодательства России с принципами и нормами международного атомного права (включая рекомендательные нормы международных организаций – МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, МКРЗ и др.).

Сформулированные принципы атомного права должны лежать в основе деятельности всех субъектов атомного права – граждан, общественных формирований, юридических лиц, государственных органов. С учетом роли государства особое значение имеет соблюдение этих принципов органами, относящимися к законодательной, исполнительной и судебной власти государства.

Одновременно в теории законодательства и права традиционно уделяется большое внимание разработке вопроса качества законов и совершенствования законодательства в целом, и атомного, в частности. В теории выработаны общие правила нормотворчества, следование которым позволяет создать потенциально эффективное законодательство.

Правила законотворчества сформулированы в ряде официальных документов. В сфере атомного права к таким правилам относятся:

1. Развитие атомного законодательства в соответствии с основополагающими нормами Конституции РФ и головных отраслевых законов.

2. Соответствие закона принципам законодательного регулирования в сфере атомной энергетики. Акты атомного законодательства должны соответствовать головному акту данной отрасли. Реализация этого правила призвана обеспечить целостность нормативной системы.

3. Единство и системность законодательства. Обеспечивается через установление четкой иерархии правовых актов, исключение повторных актов и правовых пробелов и др.

4. Правовая экономия. Достигается путем принятия меньшего числа нормативных актов, использования методов кодификации правовых актов и т.д.

5. Сведение к минимуму отсылочных норм, формулирование законов как актов прямого действия. Реализация этого правила предполагает изменение традиционной для отечественного законодательства юридической техники написания законов, когда формулируются лишь общие нормы, требующие впоследствии развития и детализации иными актами.

6. Отражение в законе интересов общества в целом, а не корпоративных интересов. Обеспечивается, в частности, путем привлечения к рассмотрению законопроекта всех заинтересованных лиц. Соблюдение этого принципа позволяет согласовать социальные интересы, способствующие нормальному развитию общественных отношений.

7. Качественное формулирование текста закона. К правилам нормотворчества, касающимся качества закона, относятся: четкость, ясность, определенность текста закона, его внутренняя логика; отсутствие противоречий в законодательстве, нормативность закона (отсутствие декларативных положений), определение в законах механизмов реализации тех или иных положений.

8. Обеспечение вместе с принятием закона и введением его в действие внесения всех необходимых изменений в иные законы, а также акты исполнительной власти по реализации положений закона.

Вопросы о приоритетах и этапах развития атомного законодательства тесно связаны между собой. Последовательность принятия актов атомного законодательства в значительной степени составляет этапы его развития. Интегрированный подход требует, чтобы работа по совершенствованию головного акта атомной отрасли (подготовка новой редакции или внесение систематизированных изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии») предшествовала принятию иных актов атомного законодательства.

Поскольку атомное законодательство является комплексной отраслью российского законодательства, оно должно развиваться в тесной взаимосвязи с другими отраслями российского законодательства – гражданским, трудовым, административным, бюджетным, налоговым и др. законодательством. Так, нормы о гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении должны согласовываться с общими нормами ГК РФ об ответственности, в том числе об ответственности за причинение вреда, с нормами договорного права (о договоре страхования), а также с Бюджетным кодексом РФ (в части правового режима государственных гарантий и целевых фондов) и некоторыми другими источниками.

Кроме того, российское атомное законодательство, в силу специфики своего предмета, более чем любая другая отрасль законодательства (за исключением, может быть, нескольких отраслей, таких, например, как морское и воздушное право) тесно связано с существующими в регулируемой области международно-правовыми нормами, с установленным международным сообществом правовым режимом использования атомной энергии. Поэтому развитие российского атомного права должно осуществляться с учетом и на основе норм международного атомного права.

В последнее время все настойчивее юристы и законодатели высказываются о необходимости кодификации атомного законодательства и принятии Кодекса РФ, комплексно регулирующего отношения в области использования атомной энергии, который заменит все действующие в этой сфере акты законодательства. Этот вопрос нуждается в дальнейшей проработке.

III. Существующее правовое регулирование и основные направления совершенствования законодательства в области использования атомной энергии

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» требует дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам страны и отрасли, и не обеспечивают ее эффективного функционирования. С учетом того, что в условиях рыночной экономики гражданско-правовое регулирование отношений в области использования атомной энергии приобретает особое значение, одним из важных направлений его развития должно стать совершенствование регулирования отношений собственности на объекты использования атомной энергии.

Установленные ст. 5 Закона ограничения в отношении собственности на ядерные материалы и, соответственно, их способности находится в гражданском (имущественном) обороте, не дают возможности использовать в ядерной области новые и эффективные механизмы хозяйствования, например, механизм лизинга тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов. Законодательное решение вопроса о расширении рынка услуг в области обращения с отработавшим ядерным топливом ставит вопрос о внесении изменений в ст. 5 в этой части регулирования.

Дальнейшее развитие форм собственности в сфере использования атомной энергии возможно не только путем внесения изменений в ст.5 Закона. Возможности самой этой статьи также еще далеко не исчерпаны; так, ч. 2 ст. 5 установлено, что «не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом». Разработка федерального закона «О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения» была предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 12.03.96 г. № 367-р, что до сих пор не реализовано.

Требует существенных изменений и гражданско-правовой статус организаций атомной энергетики (с учетом, естественно, характера их гражданской правоспособности, владения объектами, изъятыми из гражданского оборота, и осуществления деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих), что также пока не получило адекватного выражения в действующем законодательстве. В первую очередь, это касается таких аспектов гражданско-правовой характеристики данных субъектов, как изменение организационно-правовых форм, в которых могут создаваться эти юридические лица и правового режима их имущества.

2. Проведение административной реформы в атомной отрасли должно быть скоординировано с задачей совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, особо подчеркнутой в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ 4 декабря 2003 г. В настоящее время состояние дел с правовым регулированием в этой области вызывает определенные опасения. Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» кардинальным образом изменил систему государственного управления использованием атомной энергии в стране, упразднив главный штаб государственного управления отраслью – Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Функции Министерства по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству по промышленности и энергетике.

Агентство по атомной энергии, созданное Указом, является самым низшим звеном в иерархии федеральных органов исполнительной власти и осуществляет правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг, ведению реестров, регистров, кадастров и управлению государственным имуществом. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (включая лицензирование), кроме случаев, установленных указом Президента РФ. Федеральная служба по атомному надзору также лишена права осуществлять нормативное правовое регулирование. В то же время осуществление государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии невозможно без правоустанавливающей функции (разработка, утверждение и введение в действие правил и норм в области использования атомной энергии) и других функций, внутренне им присущих. Предусмотренная Указом возможность внесения отдельных изменений в перечень полномочий указанных органов дополнительным указом Президента дает возможность решить проблему.

Это направление должно быть приоритетным и при дальнейшем совершенствовании законодательного обеспечения деятельности в области использования атомной энергии. Вопросы структуры государственного управления деятельностью в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, распределения полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти по основным вопросам государственного управления использованием атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности должны быть четко урегулированы на законодательном уровне. При этом следует учитывать и те международные обязательства, которые приняла на себя Российская Федерация как участница международной Конвенции о ядерной безопасности.

3. Использование атомной энергии в оборонных целях представляет собой принципиально важную часть многогранной деятельности, обеспечивающей национальную безопасность России. Особую роль при этом играет деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Однако существующий основополагающий закон «Об использовании атомной энергии» эту деятельность не регулирует. Федеральный закон о ядерном оружии принят Федеральным Собранием России еще в мае 1999 г., но он безнадежно застрял между Федеральным Собранием и аппаратом Президента России; закон о ядерных установках военного назначения еще только разрабатывается.

Несовершенство нормативно-правовой базы в указанной сфере деятельности и, в частности, отсутствие законодательных норм, регулирующих использование атомной энергии в оборонных целях. Сказанное диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования как самой деятельности в области разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, так и условий ее осуществления – обеспечения безопасности, физической защиты, а также социальной защиты специалистов ядерного оружейного комплекса. Ускорение разработки и принятия федеральных законов в этой области является одной из насущных задач атомного законодательства .

4. Несмотря на то, что в РФ существует специальный закон «О радиационной безопасности населения», он в настоящее время не отвечает требованиям дня и нуждается в существенном обновлении. В этих целях необходимо продолжение работы над правовой концепцией новой редакции ФЗ «О радиационной безопасности населения» и на ее основе совершенствование действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области радиационной защиты и радиационной безопасности.

5. Включение в сферу действия Федерального закона «О техническом регулировании» деятельности, связанной с использованием атомной энергии, требующей специфических мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности, вызывает у специалистов справедливые возражения. Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что техническое регулирование деятельности в области использования атомной энергии сформировалось на базе Федерального закона об атомной энергии и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, в том числе правил и норм по безопасности. Переход к техническому регулированию в этой области на основе закона «О техническом регулировании» может привести к разрушению эффективно действующей в настоящее время системы, противоречит действующему федеральному законодательству и принятой Россией Конвенции о ядерной безопасности.

Наиболее целесообразной была бы разработка специального законопроекта «О техническом регулировании деятельности по использованию атомной энергии и обращению с радиоактивными веществами и отходами». С этой целью необходимо также принять Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», исключающий отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях и обращении с радиоактивными веществами и отходами из сферы применения Федерального закона «О техническом регулировании» (как это сделано в данном законе в отношении требований к функционированию единой сети связи РФ).

6. Не удается пока создать эффективный правовой режим гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и ее финансового обеспечения. В Государственной Думе много лет продолжается работа над проектом Федерального закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении», однако его правовая концепция требует дальнейшей научной разработки. Разработка и принятие Закона, регулирующего гражданскую ответственность за причинение ядерного вреда и ее финансовое обеспечение, является одной из важнейших мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии. Данный законопроект должен быть направлен на определение субъектов гражданской ответственности за ядерный вред, установление оснований и пределов ответственности, создание механизма обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный вред, одной из основных форм которого является ядерное страхование, а также закрепление дополнительных финансовых гарантий возмещения вреда со стороны государства.

Решение этих задач позволит в полной мере обеспечить права лиц, подвергшихся радиационному воздействию, на возмещение причиненного им вреда.

Следовало бы также интенсифицировать работу по ратификации Венской (1963 г.) конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб. До настоящего времени Россия не является участницей существующего международно-правового режима ответственности за ядерный ущерб (в 1996 г. РФ подписала Венскую конвенцию, но до сих пор ее не ратифицировала). Ратификация Конвенции и принятие национального закона, соответствующего ее положениям, позволит России присоединиться к существующему международно-правовому режиму и тем самым создаст необходимые предпосылки для полноправного выхода на международный ядерный рынок.

7. Актуальной проблемой остается дальнейшее развитие правового регулирования социальной защиты и социальных гарантий работникам объектов использования атомной энергии и населению, проживающему или осуществляющему трудовую деятельность в районах их расположения.

Отдельные меры социальной защиты декларируется в целом ряде законодательных актов (в том числе в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии» и в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения»). В то же время, несмотря на существующие законодательные предпосылки, механизм социальной защиты граждан РФ в связи с использованием атомной энергии правом не урегулирован и нуждается в разработке.

8. На протяжении ряда лет не принимаются многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях, в частности закон об обращении с радиоактивными отходами и некоторые другие законодательные акты в области использования атомной энергии.

IV. Перечень первоочередных направлений законопроектной деятельности

1. Принятие изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».

2. Разработка и принятие Федерального закона «О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения»

3. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О радиационной безопасности населения Российской Федерации».

4. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О регулировании деятельности в области ядерного оружия».

5. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О гражданской ответственности за ядерный вред и ее финансовом обеспечении».

6. Принятие Федерального закона «О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб».

7. Разработка и принятие пакета законопроектов в области технического регулирования в сфере использования атомной энергии.

8. В числе первоочередных законов, в которых остро нуждается атомная отрасль следует назвать также федеральные законы: «О контроле за оборотом радиоактивных материалов»; «Об обращении с радиоактивными отходами»; «О ядерных энергетических установках военного назначения».

9. Следует рассмотреть и имеющиеся предложения о гармонизации всей нормативно-законодательной базы в области ядерной и радиационной безопасности под эгидой системообразующего закона, например, «О ядерной и радиационной безопасности России» (в соответствии с решениями Постоянного совещания по ядерному сдерживанию Совета безопасности Российской Федерации – протоколы заседаний 1999–2002 гг.), регламентирующего вопросы государственного управления обеспечением ядерной и радиационной безопасности России, координации и рационализации надзора за обеспечением безопасности при использовании атомной энергии, четкой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России при использовании источников различного назначения и происхождения, включая техногенное, медицинское и природное.

Журнал «Атомная стратегия» № 11, июнь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.35
Ответов: 20


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru