proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[11/12/2017]     Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений

А.О. Пименов, заместитель Директора - Генерального конструктора по гражданским объектам АО «НИКИЭТ», к. т. н.

Труднодоступные регионы Арктики, Сибири и Дальнего Востока, где сконцентрированы основные ресурсы полезных ископаемых России, испытывают острый дефицит энергии для своего освоения. Износ основных фондов энергетической инфраструктуры, высокая энергоемкость добычи природных ресурсов, неразвитость энергетической системы, высокая себестоимость генерации и транспортировки электроэнергии создают определенные риски для развития экономики Арктической зоны РФ.



В связи со стратегическим  курсом, взятым на развитие арктических территорий РФ, модернизация региональной энергетики приобретает особую значимость. По прогнозам экспертов, к 2035 г. Россия будет добывать на Арктическом шельфе до 30 млн т нефти и 130 млрд куб. м газа в год. При таких темпах для добычи только углеводородных ресурсов в этой зоне России потребуются следующие мощности:

- на извлечение нефти на месторождениях – 0,24 ГВт;

- на извлечение газа – 0,0104 ГВт;

- на подготовку и сжатие газа (компримирование) по всему жизненному циклу промысла – 0,14 ГВт;

- на дожимное компримирование газа, вторая половина жизненного цикла промысла – 0,5 ГВт;

- на ожижение 50% всего объема добытого газа по всему жизненному циклу промысла –2,1 ГВт.

Суммарная потребность в электроэнергии, таким образом, достигает значительной величины - 3,4 Гвт.

Зона децентрализованного энергоснабжения в этих регионах составляет более 60% территории. Изоляция от ЕЭС, дефицит собственной выработки,  техническая сложность доставки углеводородного топлива – такие проблемы актуальны практически для всех северных и восточных регионов России. Основную долю автономных энергоисточников здесь составляют дизельные электростанции, стоимость производства энергии на которых в 5-10 раз выше, чем на электростанциях локальных энергоузлов. Современная себестоимость 1 кВт*ч с использованием дизель-генераторов на привозном сырье в районах децентрализованного энергообеспечения составляет 30-50 руб./кВт*ч. В регионах с двухгодичным циклом доставки углеводородов – до 450 руб./кВт*ч. Атомная генерация от источников малой мощности способна обеспечивать локальные потребности в электроэнергии с показателями себестоимости 20 руб./кВт*ч.

Учитывая удельные капитальные вложения и прогнозируемую себестоимость электроэнергии, можно говорить о целесообразности и экономической эффективности атомных энергоисточников единичной мощности, не превышающей 300 МВт (что по определению МАГАТЭ соответствует диапазону станций малых мощностей (АСММ)), при решении проблемы энергообеспечения перспективных арктических месторождений. С газовой генерацией, как наиболее эффективной, АСММ конкурировать сложно. Но с дизельной генерацией в отдаленных районах децентрализованного энергообеспечения это вполне реально. По данным МАГАТЭ, риски отдаленных негативных последствий для населения от воздействия АЭ в десятки и сотни раз меньше, чем риски от энергетики углеводородной.

Главное требование к энергетическим установкам (ЭУ) в условиях Арктического шельфа – повышенная надежность и минимальное воздействие на окружающую среду. Не менее актуально требование минимального обслуживания вплоть до полной автономности ЭУ. Таким условиям идеально отвечают судовые атомные энергетические установки (АЭУ). Интегральный опыт эксплуатации малой атомной транспортной энергетики превышает шесть тысяч реакторолет. Промышленностью произведено более 500 реакторных установок более чем 20 в.

Проекты АСММ, разработанные, в том числе, и в постфукусимское время, включают новейшие требования по безопасности. Конструкция их энергоблоков, как правило,  предусматривает применение пассивных систем безопасности, значительно более низкую температуру теплоносителя, что повышает безопасность объекта. Модульный принцип создания позволяет сократить сроки сооружения АСММ и обеспечить необходимое наращивание установленной мощности вслед за ростом потребности в генерации. Массогабаритные характеристики энергоблоков позволяют осуществлять их транспортировку на базе существующих транспортных средств. Модульно-блочное исполнение, максимальная автономность и высокий уровень безопасности являются основными преимуществами АСММ.

В разработке ядерных энергоисточников малой мощности Россия имеет очевидный приоритет, связанный с опытом создания реакторных установок (РУ) для военного и гражданского атомных флотов, а также с разработкой новых ядерных технологий, в частности реакторов на промежуточных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем.

Технология атомного судостроения позволяет организовать серийное производство энергоблоков на основе использования унифицированного оборудования, агрегатов и компонентов.

 

Проекты перспективных АСММ АО «НИКИЭТ»

Институт разрабатывает ядерные установки в любом диапазоне мощности и всех возможных типов по их назначению – от специальных научных до энергетических, исследовательских и промышленных. Накоплен большой опыт в области конструирования и создания специальных морских установок. Используя этот опыт, институт ведет перспективные разработки ядерных установок по всей мощностной линейке этой отрасли энергетики. «НИКИЭТ» комплектует команду разработчиков объекта, принимая на себя роль комплектного поставщика, включая системы управления и защиты.

Институт вносит вклад в работу по реализации «Программы освоения арктических территорий» в части создания автономных источников энергоснабжения гражданских и оборонных объектов, дислоцируемых в удаленных и труднодоступных районах арктической зоны и Крайнего Севера. Расчеты, произведенные специалистами института на основе практического опыта эксплуатации созданных установок, убедительно показывают преимущества АСММ перед традиционными источниками энергии.

В советские годы «НИКИЭТ»  являлся основным разработчиком реакторов для подводных лодок. В проектах АСММ институт использует сложившуюся кооперацию предприятий-изготовителей основного оборудования, технические решения и освоенную предприятиями технологию изготовления оборудования, подтвержденные длительной успешной эксплуатацией данных изделий. По проектам «НИКИЭТ» создано более 25 исследовательских установок в России и за ее пределами в диапазоне мощностей от единиц кВт до сотен МВт.

На данном этапе развития АСММ становятся одними из наиболее перспективных представителей класса энергоустановок малой мощности для регионов децентрализованного энергоснабжения. Они более надежны при эксплуатации, чем возобновляемые источники энергии, их производительность не зависит от природно-климатических условий (скорости ветра, потока солнечной радиации). АСММ не нуждаются в постоянной доставке больших объемов топлива, ряд проектов АСММ предусматривают длительный интервал работы реактора между перегрузками, увеличенную топливную кампанию (3–10 лет). Прорабатываются концепции АСММ без перегрузки на площадке, работающие по принципу «батарейки».

Среди основных преимуществ использования малой атомной энергетики можно выделить:

- минимизацию сроков, объемов и стоимости капитального строительства в районе

размещения атомных станций. Все высокотехнологичные, дорогостоящие и трудоемкие

операции производятся в специализированных цехах заводов и выполняются

квалифицированным персоналом;

- снижение инвестиционных нагрузок на сооружение энергоблоков;

- возможность обходиться минимальным персоналом.

Кроме того АСММ является экологически чистым источником энергии. Обеспечить практически полное невмешательство в окружающую среду позволяют:

- перенос ядерно и радиационно опасных операций, связанных с ремонтом,

перегрузкой топлива, выводом из эксплуатации, с площадки размещения

в специализированные заводские цеха, что обеспечивает высокий уровень безопасности

выполняемых процедур;

- предельно упрощенные решения в вопросах снятия этих атомных станций

с эксплуатации после выработки технического ресурса.

Из-за уменьшения единичной мощности проекты АСММ требуют существенно меньших инвестиционных потоков по сравнению с проектами АЭС с реакторами большой мощности.

 

АСММ для арктических месторождений

Для обеспечения энергопотребностей арктических месторождений «НИКИЭТ» предлагает целый ряд разработок: от транспортабельной малой станции «Витязь» с водоохлаждаемым реактором электрической мощностью до 1 МВт; энергоблока с унифицированной реакторной установкой «Шельф» для локального энергообеспечения единичного потребителя, поставляемый в виде энергетической капсулы заводского изготовления с компактно размещенными реакторной и турбогенераторной установками; до линейки корпусных кипящих аппаратов для станций электрической мощностью 45 МВт, 100 МВт и 300 МВт в одноблочном исполнении (рис.1). В «Концепции стратегии «Росатома» до 2030 г.» АСММ включены в основную платформу «Росатома».

Рис.1. Линейка атомных станций малой мощности разработки АО «НИКИЭТ»

Для проектов локальных энергоисточников на базе реакторов с использованием референтной водо-водяной технологии потребуется 5-6 лет с момента начала финансирования, а перспективные проекты с превосходящими потребительскими характеристиками на базе инновационных решений или требующие

проведения дополнительных НИОКР могут потребовать 8–10 лет до ввода в эксплуатацию (рис.2).

Рис.2. График создания головного образца пилотной АСММ

В диапазоне мощностей 1 МВт представлены транспортабельные установки ТАСММ «Витязь» и подводные установки «Шельф-10». Принцип подводных установок такой же, как у французских установок Flexblue для размещения на дне. Они проектируются в капсулированном исполнении, что дает повышение уровня безопасности АСММ. В случае аварии, всё локализуется во внутреннем объеме.

Блочная транспортабельная интегральная энергоустановка «Витязь» на базе водо-водяного реактора с водой под давлением электрической мощностью 1 МВт, тепловой мощностью 6 МВт (т) весит не более 60 т. Кампания активной зоны 40000 час, периодичность перегрузки 6 лет. Охлаждение – воздушное с механической прокачкой воздуха.

В диапазоне мощности от 1 до 10 МВт предлагаются два проекта: АСММ на базе основной разработки реакторной установки «Шельф» и перспективный проект  «АТГОР» на базе газоохлаждаемого реактора малой мощности с открытым циклом.

Рис.3. Энергоблок транспортабельной АСММ на базе РУ «АТГОР»

Передвижная установка "АТГОР" на автомобильном полуприцепе способна выдавать 3,5 МВт тепловой и 0,4-1,2 МВт электрической мощности. Диспетчерский режим с шагом 200 кВт. Служить она может 60 лет, а перезагружать ядерное топливо в нее необходимо один раз в десять лет. АСММ «АТГОР» может иметь до 5 параллельных ГТУ на базе ГТД 9И56М (ОАО «Калужское опытное бюро моторостроения») с двумя независимыми источниками тепла (основной - ядерный реактор и пусковой (резервный) камера сгорания). Теплоснабжение осуществляется с использованием серийно выпускаемого котла. Время развертывания ТАСММ – менее 2 часов. Перевозка всеми видами транспорта. Комплекс собирается на месте блочно-модульным способом. Все установки имеют максимальный уровень заводского изготовления.

Вариант заводской сборки и соединения на месте дает 8-кратную экономию по трудозатратам и стоимости капитальных затрат. Как и компания «Вестингауз» (Westinghouse Electric Company), «НИКИЭТ» реализует формулу 1-3-8. За «1» взята технология заводского изготовления, далее - сборка модуля на месте и запуск в работу. При работе комплектного поставщика по схеме «би ту би», потребителю достаточно знать только, где находится розетка. В качестве эксплуатирующей организации изначально мы ориентировались на «Атомфлот». Но теперь желание стать эксплуатирующей организацией станций малой мощности изъявляет и концерн. Пока нет жестких контрактных графиков наши разработчики занимаемся улучшением технических характеристик новой установки на базе газоохлаждаемого реактора. Сторонние разработки по топливу первично завершены.  АСММ «АТГОР» станет установкой следующего поколения. Первое поколение АСММ логичнее делать на водо-водяных реакторах с отработанной схемой.

В мощностном диапазоне от 10 до 50 МВт представлены проекты АСММ «КАРАТ-45» с кипящим реактором, основанным на референтности ВК-50  - корпусного кипящего реактора с естественной циркуляцией теплоносителя, который эксплуатируется в НИИАР  с 1964 г., более полувека. Второй проект - АСММ «УНИТЕРМ», значительно доработанный по сравнению с первоначальным вариантом (рис.4).

Рис.4. РУ «Унитерм»  

Конструкция и массогабаритные характеристики РУ «Унитерм» позволяют применить ее для сооружения АСММ в удаленных труднодоступных районах, свести к минимуму обслуживающий персонал. Естественная циркуляция обеспечивает отвод теплоты от активной зоны в контур потребителя, а также требуемые параметры вырабатываемого пара при работе РУ как на номинальной мощности, так и на частичных нагрузках. Саморегулирование мощности за счет обратных реактивностных связей в совокупности с естественной циркуляцией в контурах РУ обеспечивают прохождение переходных режимов нормальной эксплуатации и большинства аварийных ситуаций без превышения проектных пределов. При разгерметизации первого контура сохраняется естественная циркуляция в корпусе реактора для достаточного охлаждения твэлов без превышения аварийных пределов.

 В доработанном варианте повышены безопасность, экономичность, параметры управления, в том числе, автономность РУ. АСММ «Унитерм» отвечает современным требованиям по безопасности, надежности, экологической чистоте, условиям нераспространения ядерно-оружейных материалов, соответствует требованиям МАГАТЭ к перспективным атомным станциям IV поколения. Серийно изготовленная и испытанная в заводских условиях модульная установка, привезенная на место эксплуатации, в течение 20 лет может работать без перегрузки активной зоны. По окончании этого срока она вывозится на завод для перегрузки или утилизации и заменяется новым модулем со свежим топливом.

АСММ «Унитерм» может размещаться на поверхности земли, на барже, в подземных вертикальных шахтах. РУ «Унитерм» автономно функционирует без обслуживания в течение года. Профилактические работы проводятся один раз в год выездной бригадой специалистов-атомщиков. В процессе автономной работы можно подстраивать мощность РУ в соответствии с нагрузкой, задаваемой потребителем. Установка имеет дополнительный барьер безопасности – промежуточный контур между теплоносителем первого контура и контуром потребителя, позволяющий гарантировать отсутствие радиационной активности в контуре потребителя. Постоянно действующая система расхолаживания реактора и отвода остаточного тепловыделения не требует для ввода в работу каких-либо действий со стороны автоматики, персонала или подвода энергии и рабочих сред со стороны. Эта система обеспечивает работу реакторной установки в течение неограниченного времени при полном снятии потребителем нагрузки в режиме «горячего резерва». В контурах РУ, кроме контура потребителя, предусмотрена естественная циркуляция теплоносителя.

Изменение мощности РУ в процессе работы происходит без участия оператора, а также отсутствует доступ внутрь защитной оболочки РУ к ее жизненно важным системам в процессе необслуживаемого цикла работы установки. Применение воздушного охлаждения конденсаторов и теплообменников расхолаживания обеспечивает работу станции в любое время года. Для функционирования АСММ «Унитерм» не требуется наличие водных ресурсов; отсутствует также  необходимость перегрузки активной зоны в процессе эксплуатации РУ в месте размещения АСММ.

АСММ «Унитерм» имеет трехконтурную схему передачи тепла. Электрическая мощность 6,6 МВт (э); мощность теплофикационного режима 3,48 МВт (э) и 9 Гкал/час. Периодичность перегрузки 15 лет, КИУМ – 0,8, срок службы – 60 лет.

Максимальный вес единичного оборудования, доставляемого на площадку АЭС, – около 180 т. Максимальный габарит транспортной упаковки составляет 5050 х 10300 мм.

Наиболее приемлемый диапазон выходной мощности составляет от 3 до 10 МВт электрических, что определяется стоимостью вырабатываемой электроэнергии и требованием транспортабельности реакторного модуля АСММ.

АСММ «Унитерм» можно отнести к перспективным атомным станциям IV поколения.

Атомная турбогенераторная установка (АТГУ) «Шельф» предлагается для энергоснабжения технических средств, работающих на нефтегазовых месторождениях, в том числе удаленных на значительное расстояние от берега и имеющих круглогодичный цикл работы в течение 25–30 лет. АСММ на базе установки «Шельф» является основной разработкой «НИКИЭТ». Она может поставляться в виде готовой к эксплуатации энергокапсулы в составе «РУ + ТГУ» наземного или подводного исполнения, и «РУ» + «ТГУ» наземного исполнения (рис.5).

Рис.5. АСММ на базе реакторной установки «Шельф» в 3 вариантах исполнения

АТГУ «Шельф» включает двухконтурную атомную РУ с водо-водяным интегральным реактором тепловой мощностью 28 МВт, турбогенераторную установку, обеспечивающую выработку электроэнергии мощностью 6000 кВт и систему автоматизированного и дистанционного управления, контроля и защиты техническими средствами установки.

За основу конструкции РУ приняты технические решения, реализованные в проектах транспортных энергетических установок, разработанных АО «НИКИЭТ»:

• интегральный реактор с комбинированной циркуляцией (принудительной и естественной) теплоносителя первого контура;

• отсутствие систем третьего и четвертого контуров;

• глубокоэшелонированная система барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных продуктов деления урана в окружающую среду, а также реализация комплекса технических и организационных мероприятий по защите этих барьеров от внутренних и внешних воздействий;

• полностью автоматизированная система управления, позволяющая обеспечивать епрерывную работу АТГУ в течение 5000 часов без обслуживания;

• отказ от постоянно действующей системы очистки теплоносителя первого контура;

• применение бака свинцово-водной защиты для биологической и радиационной защиты.

При разработке проекта АТГУ «Шельф» реализованы новые технические решения:

• активная зона с низким обогащением (до 20 %);

• расположение ППУ в прочноплотном контейнменте, не посещаемом при работе и

локализующим при авариях выход радиоактивных веществ из системы первого контура;

• применение систем поддержки оператора, обеспечивающих оперативную оценку состояния и выбор оптимальных путей управления установкой в нештатных ситуациях или управления аварией;

• отказ от использования масла в системах смазки и регулирования для уменьшения вероятности аварийных ситуаций, связанных с пожаром.

Благодаря применению интегрального реактора, малогабаритной турбогенераторной установки, простой теплогидравлической схеме и малому числу оборудования, АТГУ удалось разместить в цилиндрической энергокапсуле диаметром 8 м и длиной 14 м.

КИУМ – до 0,8. Заводское изготовление энергоблока. Срок службы до заводского ремонта – 10-12 лет. Кампания активной зоны 40 000 часов. Периодичность перегрузки в заводских условиях 6 лет. Срок службы 60 лет. Вес транспортируемого модуля – 375 т. С точки зрения логистики вес транспортабельного модуля - 375 т является очень важным параметром. Основные краны в портах, где производится перегрузка модуля с транспортного плавучего дока на наземные средства, рассчитаны на нагрузку в 400 тонн.  Действующим прототипом РУ «Шельф» являются серийные транспортные установки, успешно эксплуатируемые на объектах Военно-морского флота России более 20 лет. Создание и освоение этих установок отмечено Государственной премией РФ. Именно эта установка включена в сценарий АСММ МАГАТЭ. Состояние проработки проекта – техническое предложение энергоблока. Ведутся работы по повышению кампании активной зоны.

Согласно проекту после выработки ресурса активной зоны установка должна забираться на завод для её перезарядки. Но, имея большой опыт перезарядки реакторов атомных подводных лодок на плаву, вполне возможно решить задачу перезагрузки объекта на твердом основании.

Схема энергоблока АСММ на базе РУ «Шельф» в более развернутом виде представлена на рис.6.

Рис.6. Энергоблок АСММ на базе РУ «Шельф»

Реактор находится под защитой страховочного корпуса, который при авариях типа  LOCA (с потерей теплоносителя) обеспечивает 72 часа на принятие решения о дальнейших действиях. Турбогенератор доступен для ремонта. От воздействия внешних факторов всё закрыто защитной оболочкой. Поскольку реактор имеет низкую энергонапряженность, мощность можно варьировать в интересах заказчика.

Размещение реактора и турбины в одной капсуле имеет определенные преимущества - на выходе получается уже электричество. Но для иностранных заказчиков, например, из Канады вероятно предпочтительнее будут турбины производства «Дженерал электрик», а не Калужского завода. В проекте АСММ «Шельф» реакторная часть установки не зависит от турбинной. Её можно поставлять отдельно без турбины. Внутри основного корпуса над реактором имеется страховочный корпус, создающий дополнительный элемент для повышения системы безопасности.

Установка «Шельф» позволяет размещать её на месторождениях во всех видах и вариантах. Американцы ведут работы над размещением АЭУ внизу на добывающих платформах. «Шельф-10» также допускает размещение как на дне около платформы, так и подвешивание под саму платформу.

Проект АСММ «Шельф» в варианте размещения на берегу включен в тройку основных сценариев по тематике ИНПРО очередного заседания МАГАТЭ, вместе с французским проектом Flexblue в подводном исполнении и плавучими станциями с РУ КЛТ-40С.

В мощностном диапазоне 100 и больше МВт «НИКИЭТ» предлагает проект АСММ на базе РУ «НИКА-330» - интегральную реакторную установку электрической мощностью 100 МВт с низкой энергонапряженностью активной зоны (рис.7). I контур локализован в пределах корпуса. Модульное заводское изготовление. 330»

Рис.7. АСММ на базе РУ «НИКА-330»

Увеличенное число барьеров защиты позволяет размещать данную установку на плавучих атомных станциях следующего поколения.

На рис.8 представлена мощностная линейка кипящих реакторов разработки АО «НИКИЭТ».

Рис.8. Мощностная линейка кипящих реакторов разработки АО «НИКИЭТ»

В системном проекте АСММ с кипящими реакторами типа «КАРАТ» по желанию заказчика можно получить электрическую мощность в диапазоне 45/100 МВт. Кипящий реактор позволяет гибко варьировать мощность в широких пределах под любые требования, диктуемые конкурентоспособностью и экономикой. Билибинская АЭС успешно отработала почти полвека на 50% своей мощности. Но такой запас мощности выливается в плохую экономику атомной станции. Избыток мощностей – самая большая проблема заказчика. Поэтому так важен точный расчет требуемой мощности АСММ.

На рис.9 показан общий вид энергоблока типа «Карат». Одноконтурная схема, саморегулирование мощности, КПД в режиме когенерации свыше 60%, естественная циркуляция во всех режимах, срок службы – не менее 80 лет.

Рис.9. Общий вид энергоблока АСММ с кипящими корпусными реакторами типа «КАРАТ»

 

Сэкономленные деньги – заработанные деньги

В настоящее время усилия разработчиков «НИКИЭТ» направлены на создание пилотного образца АСММ для Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. В 1990-х гг. там был обнаружен полиметаллический рудный узел, включающий Павловское, Северное и Перевальное рудные поля. Запасы Павловского месторождения оценены в 2,48 млн т цинка, 549 тыс. т свинца и 1194 т серебра, а прогнозные ресурсы свинца и цинка суммарно оцениваются в 19 млн т. Проект по созданию горнодобывающего производственного комплекса реализует АО "Атомредметзолото" (горнорудный дивизион ГК "Росатом"). Лицензия на право пользования недрами выдана АО "Первая горнорудная компания". Сейчас на объекте ведутся проектные работы, которые планируется завершить в 2018 г. Окончание строительства ГОК намечено на 2020 г.

Пока в проекте запланирована дизельная генерация. Целью «НИКИЭТ» является поставка на месторождение Павловское первого пилотного образца АСММ, чтобы показать, как он работает. На первоначальном этапе капитальные затраты большие, но за время эксплуатации месторождения с выходом на переломную точку через 17 лет экономика АСММ начнет выигрывать у дизельной генерации. Уже на первом этапе стоимость электроэнергии, производимой АСММ почти в два раза ниже, чем у дизелей. И чем дольше срок эксплуатации месторождения, тем выгоднее генерация АСММ. Дизельная генерация это постоянный убыток. А, как известно, сэкономленные деньги – те же заработанные деньги.

Атомное энергообеспечение добычи ресурсов нефти и газа Арктического шельфа может стать базовой технологией, на основе которой появятся новые технические решения в подводно-подледных технологиях разведки, добычи, подготовки и транспортировки скважинной продукции. С экологической точки зрения атомная энергетика безальтернативна для энергообеспечения нефтегазовых промыслов в ледовых условиях Арктического шельфа и на удаленных расстояниях от береговой инфраструктуры.

Благодаря широкому диапазону технико-экономических характеристик, устойчивым показателям надежности и безопасности конструируемых изделий, строгому соблюдению требований заказчиков, репутация АО «НИКИЭТ», как одного из основных разработчиков ЯЭУ в диапазоне электрической мощности от 250 кВт до 300 мВт, вполне оправдана. И мы готовы обеспечить месторождения арктического региона атомными станциями малой мощности.

Положительные аспекты внедрения мини-АЭС заключаются и в том, что атомная энергетика не влечет эмиссию парниковых газов в отличие от сжигания угля, природного газа и нефтепродуктов, что соответствует целям международного Парижского соглашения и Климатической доктрины России.

 

По материалам выступлений на 13 Международной конференции «RAO/CIS OFFSHORE»  по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа (сентябрь 2017 г., Санкт-Петербург) подготовила Т.А.Девятова

 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Малая энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Малая энергетика:
Ядерные энергетические установки в космосе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений (Всего: 0)
от Гость на 12/12/2017
„Give peace a chance“


[ Ответить на это ]


Re: Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений (Всего: 0)
от Гость на 12/12/2017
А не проще газ с Ямала?


[ Ответить на это ]


Re: Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений (Всего: 0)
от Гость на 13/12/2017
Что сказать, молодец, нащупал область развития атомпрома!Но эти ядерные реакторы, не столь безопасны в ядерном понимании, и ремонт предполагается турбины и др. В общем, предлагается авто "Запорожец" и ремонтировать каждый день, и ждать года жахнит. А можно изначально заложить принцип "Вольво", движок не ремонтировать, а заменять. Как турбины у самолетов, отработала срок, поставь другую. Только вот в НИКИЭТе с конструкторами изобретателями кот наплакал. И кафедра Э7 уже не готовит конструкторов, инженеров и т.д.И некому уже готовить, осталась там только 2-х метровая мумия образца старинных лет.  


[ Ответить на это ]


Re: Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений (Всего: 0)
от Гость на 15/12/2017
"кафедра Э7 уже не готовит конструкторов, инженеров и т.д."

А кого тогда?


[
Ответить на это ]


Re: Автономные атомные источники для энергообеспечения арктических месторождений (Всего: 0)
от Гость на 14/12/2017
У американцев уже работала сборно-разборная АЭС в Антарктиде, у нас (точнее, в СССР) были разработаны мобильные АЭС ТЭС-3 и "Памир", а также авиатранспортабельная модульная АЭС АРБУС.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru