proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[24/08/2018]     Век «Сурка» – приговор?

18 августа – годовщина вхождения в петлю очередного века «Сурка»

Д. А. Тайц, к.ф.-м.н.

«День Сурка» - известный фильм, в котором  герой попадает во временнУю петлю  рутинно-повторяющихся одних и тех же событий, круг,  из  которого нет  возможности  вырваться. Такого рода жизненную коллизию принято называть «День Сурка».



Дух свободы…  К перестройке                                                                            

Вся страна стремится,                                                                               

Полицейский в грязной Мойке                                                                            

Хочет утопиться.

Не топись, охранный воин, -                                                                                      

Воля улыбнется!                                                                                    

Полицейский! Будь спокоен –                                                                              

Старый гнет вернется…

         16 февр. 1906 г.  Саша Черный.


Ведущий исторический аспект этого  общественного явления  подразумевает появление изнуряющего осознания   опостылого повторения, беспомощности на установку  развития,  угнетение позитивного мышления, сползание в состояние безволия и безнадежности. Возможно, понятие «День Сурка» применимо и к общественной, политической жизни государства, особенно в тех случаях, когда оно отгораживается от другого мира и устраивает свою жизнь на старых догматах и исторических мифологемах.

Потеря внешних контактов, усиление ритуальных форм поведения и деятельности, возведение в образцы старины,  повторения  общественной мантры о благости архаики, особого,  сугубо собственного пути.  Все это  порождает   аргументацию о несвободе, как необходимости для развития. Развитие… Как правило малоэффективные, болезненные рывки, постоянное напряжение в попытке наверстать отставание, а точнее показать себя равным и опасным тем, кого нагоняешь. 

А если в обществе, уставшем от вековых длений «Дней Сурка»,  наблюдается общественный подъем, то это, как правило, передышка от хождения по кругу  или проявление «Стокгольмского синдрома». Но, так или иначе, петля времени иногда разрывается, чтобы позволить затянуть себя следующим вековым хождением по кругу.  Из века в век что-то подобное случается и с Россией. Беда в том, что на длительное время.  И когда этот «день» все же завершается, после недолгой «оттепели» наступает новый «Век Сурка» или его продолжение.

Из века в век, начиная с ордынских времен, Русский Мир всегда  существенно (сущностно)  добровольно  отгораживающийся от Запада (Эллино-Римской цивилизации или, правильнее, Римско-Германского мира), повторял примерно одну и ту же траекторию внутри своего особого,  замкнутого пути.  Эта петля, сплетенная из специфической «крепостной» свободы,  важности «корней» (вместо права), «народности» (вместо демократии), самодержавия (вместо Конституции), православно- византийской традиции (вместо Латинской  программы монастырского европейского  школярства), царизм...   Краткий курс Истории ВКПб тоже вместо Конституции, классовый критерий вместо права, пропаганда – как основа школьного образования,  «школа коммунизма», вождизм – это для  предпоследнего «Века Сурка».

Трансформация царистского «Века Сурка» в «большевистский» удивительна. Разговор Николая Первого с маркизом де-Кюстином в 1840 г. о планах строительства ж.д. и каналов вполне совпадает по пафосу и тематике с разговором Сталина и Фейхтвангера в 1939. Даты и термины – это вековые повторы. «Оттепель»,  как политический термин введен не Эренбургом в 1957, а Тютчевым в 1860 (и даже был слышан при Павеле). «Шестидесятники» с тем же смыслом и в 20 и 19 веках.  Крепостное освобождение при Хрущеве в 1956, а при  Александре II – в 1861. Застой. Всегда мрачный и длительный застой. На фоне грандиозного законотворения. Океан писанного и не писанного. В 1937 даже Конституция. Произвол в виде Законов грандиозен в своей запретительной всепригодности и всеприменимости. Это в царистско-большевистской России. А в царской? Рабство, невнятно означенное, при Екатерине было обозначено законами.

«Мадам, при Вас надиву порядок расцветет,// писали ей учтиво Вольтер и Дидерот,// лишь надобно народу, которому Вы Мать,// скорее дать свободу, скорей свободу дать!// …

Что последовало за этими пожеланиями? Да то, что было столетиями до и, по крайней мере, двумя столетиями позже, и как можно предположить, продолжится в нашем третьем столетии. Вот в этом особость и прелесть, сила и слабость Русской Истории. Она всегда царистская и этим  предсказуема. В этом наша история похожа на науку, чем не может похвастаться непредсказуемая история Европы. Поразительно, как это точно предсказывали, видели, предвидели, до деталей и терминов наши  Пророки. Например, Чаадаев. К нему Пушкин обращается: «Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить  холодная душа моя».  А вот сам Чаадаев, 1829 год: «Иногда кажется, что Россия предназначена только тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить, и чего не надо делать… История ее мрачна, а будущее сомнительно». Ну а 1929? Так чего же не надо было делать? Ликвидировать  НЭП, троцкистов, интеллигенцию,  крестьянство?...  Пушкин,  друг Чаадаева 1826 в письме Вяземскому:

« Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я и месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и бл…. – то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне Онегина я изобразил свою жизнь. Когда-нибудь прочтешь и спросишь: где поэт? – В ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не возвратится…»

В письме своему другу А.И.Тургеневу Пушкин пишет, что мечтает «дышать чистым европейским воздухом», называя Россию «родной Турцией», а Петербург «Северным Стамбулом».  Потрясающе, как из 19 века прозорливый гений воспроизвел доминантную линию мышления 60-х советской эпохи!

Поражает провиденциальное видение Гоголя из 1834 года:  

«Записки сумасшедшего» («грезы», как определяли современники).   «Мелкий, посредственный чиновник, титулярный советник в 2000 (!) году становится (отыскался) королем Испании». (С Испанией иногда сравнивали Россию, имея в виду 3-е отд. и инквизицию). «Хорошо, что не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мной все открыто. Теперь я вижу все, как на ладони». Например: «Я открыл, что Китай и Испания – совершенно одна и та же земля, и только по невежеству их считают за разные государства».  Или, врагов королевства «Испании»: «водит англичанин». «Англичанин – большой политик. Он везде юлит. Когда Англия нюхает табак, то Франция чихает». Удивительная деталь, которую видит сумасшедший «король Испании» в своем бредовом мире: «по всему свету распространить магометанство и уже, говорят, во Франции большая часть народа  признает веру в Магомета»(!). Что это, если не свидетельство   феноменального провидения Гоголя?

Ордыно-царистская закваска  русской истории, ее сущностно-повторяющиеся сумасбродства саморазрушения и восстановления,  конечно, облегчают  мыслителям предсказания. Особенно если это литераторы (ответственности меньше).   Но, все ж, не перестаешь удивляться их точности (например, в эпиграфе статьи), а в случае Льва Толстого – его прозорливой гениальности.

Итак, Саша Черный 1906. («Две Думы»).

Первая:

Что ни слово, то реформа, // Что ни шаг – идут вперед…//Расширяется платформа – // Сторонись, честной народ! // Резолюцию выносят:// Всем свобода и права,// Воли требуют, не просят!// Надоели всем слова.// 

Вторая:

Издеваются, поносят:// Крики, ругань, прямо ад…// Резолюцию выносят:// «Возвратиться всем назад…» // В шею давши всем свободам,// Обратимся к старине – // В пику западным Народам //будем счастливы вполне!...//

И, наконец, пророческое высказывание Льва Толстого, данное им журналисту Д. Ризову, и опубликованное в журнале «Мисъл» в 1900 году! Болгарский журналист разговаривал с Толстым о диспуте с г. Турган-Барановским, и спросил, «как граф смотрит на марксистское учение в России?».

«Как я смотрю на это течение? Я считаю его просто общественной эпидемией. Именно эпидемией. И мыслю, что, как любая эпидемия, оно обречено на верное и скорое исчезновение. Потому и не борюсь против него. Было бы прискорбно допустить, чтобы даже часть нашей интеллигенции могла длительное время быть введена в заблуждение столь очевидной нелепостью, каковой является марксистское течение у нас. Только самый большой враг русского селянина может желать его обезземеленья и превращение его в заводского работника. Человеческое достоинство у простого народа базируется главным образом на чувстве собственности; лишаясь своей земли, народ превращается в беспомощного раба. И действительно, рабство процветает свободно там, где народ лишен собственности. Долговременному лишению собственности обязан более всего и рабский дух у нашей народной массы, которая еще не может прийти в себя. Если марксизм пустил у нас известные корни, то причину тому следует искать в той сектантской общественной атмосфере, которую наш государственный строй создал и поддерживает. Эта сектантская атмосфера и есть наше слабое место…   Один неглупый немец по имени Карл Маркс написал одну неглупую книгу под названием «Капитал». Следует ли из того, что эту книгу нужно провозглашать «Евангелием» и мы должны носиться с ней, как с писаной торбой?...

Не кажется ли вам, что эти слова являются доказательством гениальной, мистической прозорливости. Пророчество, незамедлительно себя оправдавшее.  Провидение, которое недопустимо считать предрассудком. Предвидение Толстого, его безапелляционное определение заразы, диагноза России – бесподобно.  

Не знаю насколько это здесь существенно, и в какой степени  научно  (но мне кажется важным),  родословное древо этого Толстого по материнской (!) линии (княгиня Волконская) – Рюриковичи. Т.е. «Древо» полностью, без пропусков, сплетено и уложено в историю России от самого ее Норманского Корня – Начала. Его род древнее Романовых. Откуда такой дар у этого Льва? А у Пушкина? Мне кажется, один из ответов на этот вопрос не столько в проведанциолизме наших великих, сколько в глубочайшем, даже неосознанном  проникновении в суть и в душу матушки России, которая не меняется, поскольку не может и не способна измениться.


Использованные источники.                                                                           

А.С. Пушкин. «Академия» 1951г. т.10. Письма.                                 

Н.В. Гоголь. «Академия» 1952г. т. 3. Повести.                                             

Саша Черный . БП  С-Пб  1996г                                                           

В.Я. Лакшин. Берега Культуры. М 1994.



 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.71
Ответов: 21


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 13 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 24/08/2018
Дмитрий Аркадьевич, на святое покусились! Не боитесь? 80% населения страны в грудь себя бьет, славя нашу идентичность, самодержавие, византийские традиции, добровольное рабство, средневековые традиции, народность... Против ветра с... нельзя! 


[ Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 25/08/2018
Все по Л.Н. Гумилеву )) Фаза обструкции, т.е. общий 3.14здец.


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 25/08/2018
Я хотел бы добавить (простите что упустил, на обратной стороне черновика) - феноменальный дар предвидения  Федора Достоевского. Никто в Европе не может с ним сравниться. Ностердамусы всех эпох - шарлатаны. Военный инженер Достоевский - наверно единственный, кто умел видеть, и про кого  мы жители 21 века при всей мощи точных наук и и искусстве аналитического опыта отсева ложных утверждений, про кого даже со снисходительностью к невежеству, не исключая интеллектуалов 19 века, допустимо сказать: "Вы, здесь ерунду ляпнули!"Отца Достоевского, помещика, зарубили топором его крестьяне.  В "Братьях Карамазовых" Иван Федорович Карамазов в бреду видит, как топор схваченный космическим морозом вышел на орбиту искусственного спутника Земли, "Астрономы вычислят восхождение и захождение, Внесут в календарь Вот и Все." Все. Надо сказать , что топор единственное оружие крестьянина. Он у всех под лавкой.   Достоевский открыто рассматривает бунт как космическое регулярное явление,Но аллегории его потрясающи. 70-е 19 века! Мышление, образы глубина... Россию не надо звать к топору и даже подмораживать... Все уже есть и так.  Космическая регулярность. Мнение пророка - Достоевского. Д Тайц.       


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 28/08/2018
Товарищ Тайц, или господин Тайц, как Вам угодно.
Многим понятно, что всё могло бы быть и лучше, чем сейчас. Для этого не надо быть особо одарённым.
Вполне допускаю, что даже отдельные члены неисследованного племени Мумба-Юмба, проживающего в джунглях Амазонки, не очень довольны стагнацией и требуют качественного рывка в развитии своей цивилизации. Но гнетущая "сектантская атмосфера" мешает, будь она неладна.

У всех на устах одно: "Доколе!"
Но почему-то мне представляется, что среди сынов Русской цивилизации (к которым я полагаю Вы себя относите) мятущихся будет поболее, чем среди прочих народов.
И Западный "ordnung", по которому тоскует немало русских мечтателей, вовсе не панацея для исцеления мятущейся души русского человека.

На роду написано нам пить и каяться. (шутка)

Не разделяю Ваши восторги гением Л.Н. Толстого в части постановки диагнозов цивилизациям.


Турбинист



[ Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 28/08/2018
Уважаемый Турбинист! Конечно, я должен с Вами согласиться. Не скрою, что скепсис в отношении Льва, мне трудно поддержать. Ваша сущностную характеристику, выраженную термином "Доколе!" разделяли многие мудрые русские. Блестяще у Некрасова (1870г.): "Я книгу взял, восстав от сна// И прочитал я в ней// "Бывали хуже времена,// Но не было подлей."//Эту великолепную формулу распевали на "картошке" в 1953 в октябре студенты "Энергомаша" (ЛПИ) Все еще находившиеся в состоянии величайшей радостной  
эйфории от смерти Кремлевского Горца.  Тайц.
       


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 28/08/2018
Товарищ Тайц, Вашим рецептом всеобщего благополучия и процветания не поделитесь?А то у некоторых все власть предержащие - тираны и воры.


Турбинист


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 30/08/2018
Шансы достижения всеобщего благополучия и процветания существенно возрастут, когда граждане России преодолеют выдрессированную в них на протяжении веков выученную беспомощность, возможно уже даже обусловленную генетически, и вновь обретут способность объединяться и говорить в лицо, а не на кухне именно то, что они думают.

Оптимистично, что современные информационные технологии, особенно блокчейн и криптография, уже сейчас всячески этому способствуют, чем и обусловлено противодействие им со стороны элиты.


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 31/08/2018
Прекрасный текст! Еще бы процитировать характеристику дона Рэбы из "Трудно быть Богом" бр. Стругацких и отрывок с допросом подпольщика из их же "Обитаемого острова" - и всё окончательно встанет на свои места. Написано это было полвека назад и даже чуток более.


[ Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 31/08/2018
Брать с полки избранные книги, чтобы цитировать из них отдельные строки, проводя параллели с отдельными текущими или историческими событиями, или даже некоторыми тенденциями - это конечно важно.
Можно и на уборке картошки в колхозе сидеть у костра и радоваться, что диктатор наконец-то "всё". И скорбеть о том, что народ не тот и страна не та, и "атмосфера сектантская".Практической пользы от всего этого будет немного. Как максимум книжная полка станет тяжелее на ещё 1-2 книги за авторством тов. Тайца, изданных сверхмалым тиражом. Быть может лет через 200 потомки воздадут должное и его гению.

У большевиков была идея и они её последовательно реализовывали. Давно уже существует тенденция списывать все издержки переходного периода (да простит мне читатель столь небрежное упрощение всего пережитого советским народом) на сознательную деятельность большевиков, в том числе и результаты деятельности тех, кто работал против большевиков. Аргументированные и обстоятельные рассуждения по этому вопросу недоступны широкому кругу людей. В телевизоре с конца 1990-х "буйным цветом цветёт" Сванидзе и его последователи.
Идея была успешно предана и продана, и это случилось не в 1991 году.

Единственный в мире проект построения системы, противопоставленной капитализму, торпедирован.
Ответ на вопрос "что делать" по-прежнему лежит в плоскости переходу от капитализма к иной форме социально-экономических взаимоотношений в масштабах всей планеты. Я не агитирую за "мировую революцию". Но противоречия капитализма мы ощущаем повсеместно.

Турбинист




[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 06/09/2018
Полностью поддерживаю Вашу точку зрения, тов. Турбинист! Предельно точно и ясно.


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 07/09/2018
Товарищ Турбинист и товарищ комментатор, вы из прошлого века и вас ни в чем не нужно убеждать, дорогие товарищи. Потому страна и летит в пропасть, что вы, подобные вам товарищи, составляете большинство. ПОКА, большинство.


[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2018

Цитата:#Товарищ Турбинист и товарищ комментатор, вы из прошлого века и вас ни в чем не нужно убеждать, дорогие товарищи. Потому страна и летит в пропасть, что вы, подобные вам товарищи, составляете большинство. ПОКА, большинство.#

Вы ошибаетесь, уважаемый. В пропасть летит не только страна,  а всё человечество. И полная вероятная победа капитализма не прибавляет энтузиазма.
Всё худшее ещё впереди.

Турбинист




[
Ответить на это ]


Re: Век «Сурка» – приговор? (Всего: 0)
от Гость на 07/09/2018
Любопытные параллели! Респект! Но в целом м---е рыданья нашей лубимой интеллегенции…. Космос и атом освоили тоже рабы и холопы?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru