proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[28/09/2018]     Заметки ретрограда

Дельтий Эркуб (Д.Тайц)

Закройте крышку ноутбука, возьмите в руку перо – не  пожалеете.           

Не могу не признаться, что среди многочисленных пороков, не все из которых оправданы старческим возрастом, писание (письмо?) от руки, пожалуй, самый  неизлечимый. С детства писал отвратительно и  это, несмотря на страдания, которые я сам себе доставлял  безграмотностью (двойки и переэкзаменовки) и неразборчивостью почерка  (непонимание, препятствия  с исправлениями). Проще заново написать, чем расцеплять каракули (вот где нужен  компьютер!). Тем не менее, я уверен: рукописание – великое таинство.



Возможно, среди обретенных даров и приобретенных человеком навыков – это самый действенный и продуктивный. Мышление индивидуума, совершенно недоступное никому на свете, становится возможной  составляющей чего-то чрезвычайно важного и, по крайней мере, не умирает с автором. Мы начинаем привыкать и забывать, что осмысленное движение пера или карандаша по бумаге, на песке и даже на воде(!) порождает явление визуальной осмысленной, динамической  картины, пусть даже явленой в кратковременности  рисунка, но творимого не рукой, а, все же, душой.

Письмена, выполненные рукой – отпечаток работы мозга, рисующего собственную энцефалограмму в прямом смысле слова. В  особой «штриховой» «пуантилистичной» картине цепи письма проявление его жизни и здоровья. Это картина (!), пусть даже безграмотная,  неряшливая, но глубоко личная. Своеобразный, нестандартизованный, визуально неповторимый творческий продукт. Форма, стиль, рисунок и его очерк-почерк – отражение интеллекта.  Всегда  живая  графика, действительное творчество, а не след дактилоскопирующей мартышки (даже образца:  «За безграмотного «А» крест поставил «Б»).  «Истечение» из кончика пера на белое поле  строки осмысленных знаков, преобразование  листа (оставшегося верным перу, овладевшим его, а не винтовому прессу), возникновение неповторимого рисунка, графики, даже очертанием  несущей смысл – чудо.

Рождение  «письмен» на   бумаге,  проявление  хитрой, предназначенной, прежде всего, расшифровке самим пишущим графической картины – таинство.  Чудесно и то, что  написанное рукой,  в принципе, может сказать    больше, чем  текст, преобразованный в «машинный» шрифт. Клякса с  макающего гусиного пера Пушкина, помарка и его божественный росчерк, графика  его руки  – неизмеримо прибавляет, расширяет мир, недоступный типографии. Никакая «энцефалогамма», даже если бы ее поимели от того времени, не открыла бы душевную глубину  гения так, как собственноручные его чернильные следы. В такой же степени  косые, набегающие друг на друга, свисающие в поля строки Толстого (начертание, которое под силу расшифровать только графине с дочерями, или сыну Александра III – князю Черткову) говорят,  в определенном смысле,  о душе автора больше, чем сам текст, обработанный «Ремингтоном».

Когда я учился в школе, начало 40-х, невероятное значение придавалось выработке с насильем однообразного почерка  «с нажимом». Перо – только «86». Не знаю, существует ли сейчас «чистописание», как дисциплина. Учили писать одинаково, одним почерком, все «под одну гребенку». Нажим обязан быть у всех в одном и том же месте. Некоторые преуспевали. Другим – пытка. Вожделенное желание – перо «уточка», жесткое, безнажимное – только с 7-го. «Вечные перья»-авторучки появились по репарации сразу после войны – чрезвычайно качественные.  Редкость. Ценность. Люди получали удивительное наслаждение от возможности непрерывно писать и без чернильницы – заклятой «бабы Яги», угрожающей и невосполнимо губящей все вокруг. Вряд ли кто-то помнит, что в 40-ых это было настоящим метательным оружием школьной военной безотцовщины. 

В 60-е, наша собственная «гордость» вместе с  СНГ завалила страну несусветным и разнообразным «перьевым» самопишущим хламом. Пишущее (строчащее) население смирилось с задирами и кляксами при письме, протеканием, порчей одежды, высыханием пера, «презервативами» в самолете и даже в машине (от тряски). Крики: «Вы пачкаете чернилами!» – обычные в трамвайной давке. К концу 70-х «чернилопитающие» динозавры почти вымерли, были вытеснены  бездушными «пастоглотами». Лишенное заостренной корабельной эстетики, шариковое рыльце оставляло после себя мертвенный след, и не предоставляло никакой возможности одухотворить белое поле рисунком, свободным, несдержанным или, наоборот, подчеркнуто дисциплинированным, движением пера.

Раз мы затронули эволюцию культуры начертания письмен, нельзя не упомянуть черчение. Его преподавали в школах. И, конечно, во всех технических вузах. Тушь – не чернила, с ней не разгуляешься. Техническое черчение и начертательная геометрия, начиная с середины 18 века, были главными инженерными дисциплинами вузов Европы. Ольга Сергеевна Римская-Корсакова (внучка композитора) преподавала проективно-начертательную геометрию. Она рассказывала: князь  Гагарин, на чьи деньги и по чьей инициативе по английскому образцу был создан Политехнический,  вел в своем детище курс технического черчения. 1953 год.  Курс начертательной геометрии, совмещенный с черчением, занимал год.  Учили работать  рейсфедером!  И, что кажется забавным, Ольга Сергеевна факультативно ставила постановку письма (текста) этим инструментом, т.е. тушью. И получалось красиво даже у закоренелых  кляксомарателей.

Искусство, полноценного, хорошо читаемого красивого чертежа, без ребусов разъясняющее  сложное, высоко ценилось. В 1958, в п/я 901, Гоголя 14, (в будущем «Малахите») демонстрировали  образцы  синекопий механики  (репарация) оборудования немецких п/л. То же я видел в ЦКТИ, где высшим примером образцовой инженерной графики были чертежи свободнопоршневого компрессора МАНН.  На образцах внятности немецкого инженерного почерка совершенствовались после войны инженерные курсы. 

Надо сказать, что в 42 – 44 гг. Америка поставляла не только вооружение, но и многое другое, правда, только для технической элиты. Например, мой отец  (гл. инженер КМЗ-УАЗ)  распечатал большой аккуратный ящик, в котором кроме пищи, включая корм для собаки, обуви (в последствии я носил эти ботинки до 59 г.), женской одежды и украшений… логарифмическая Линейка (!), 2 ручки Паркер (разные перья), чернила (!) (чернила – самое дорогое, т.к. на Урале…). Тогда у инженеров и проектантов не было запоминающих устройств. Правда, были переносные чернильницы. Поэтому вся записная книжка моего отца – еле заметный карандаш (43-45 гг.). Авторучка – невиданная, и даже опасная, подозрительная роскошь.

Письмо от руки – это не только стеснение, и вынужденное неудобство. Пальцы, не прыгающие по клавишам, а держащие перо,  не только вписывают буквенный символ  в нужное место, но  знаками рисуют  миниатюрную картинку слова. Каждое написанное слово – миниатюра, экслибрис. У всех разные. Это свобода графики и рисунка, неосознанная, подсознательная, раскрепощающая. Творчество. Вольно или невольно творчество сочинения и закрепление мысли в записи выявляют дополнительные обертоны ума и воображения. Вряд ли высвечивание единичной буквы на экране, даже со свободой выбора шрифта и размера, может придать такой же эмоциональный заряд, как свобода  при начертании знака, например, при  воспроизведении двумя незамысловатыми движениями руки «глухого заднеязычного спиранта «Х» (Бр. и Эфр.)»   (в алфавите – «хер», название буквы от греческого слова «палец). Федор Достоевский придумал слово «похерить» – перекрестить, зачеркнуть или даже вычеркнуть. Имя буквы «хер», так и осталось, например, в современном морском телеграфе (флажками).  Греческое же слово, называющее так пальцы на руке,  взято в квантовой физике для обозначения одного из видов симметрии, но в русском, вместо термина   «херальная симметрия», как принято на Западе, именуется «керальной».

Сам Федор Достоевский испытывал некоторое неудобство из-за первой буквы своего имени. Дело в том, что издавна на Руси фамилии и имена, обозначенные звуком этой буквы писались «фитой» (кружек разделенный горизонтальной пополам чертой). Семинаристы видели в «Фите»  альтернативу того, что воображали под буквой «Х». Поэтому «Фитюк» – слово неприличное, отчего и страдали многие знатные русские роды, чьи фамилии писались на эти буквы (например, отмеченные  в 73 томе «Брокгауза»).

Буква – знак устойчивого элемента звучания осмысленной речи. Величайший элемент письма, а значит исходная опора инструментария цивилизации. Ей дозволено все. Дано абсолютное право  конструирования, сообщения любого смысла. И, конечно, вполне допустимо использование всего лишь одной буквой, той же «Фиты» для обрисовки фривольной ситуации, или кодирование начальными буквами. Например: «Не пошел бы ты на три буквы…». (Как говорил Борис Григорьевич Кузнецов в  «Мемуарах графа Калиостро»: «Обитателям левого берега Сены (Сорбонна) не претит получать поцелуи обитательниц Латинского квартала, даже если они маркитантки»). Вообще, одно-дву-трех буквенные в написании слова оказываются психологически более значимыми, чем глубокомысленный буквопад. Сравни: «Я», «МЫ», «МРТ»/«Социализм», «Международный», «Электрификация».

Буква – обитательница мира понимания. Она «обозначатель» и «означатель», она живой член семьи слова, живущего в «поселении» предложения, которое имеет уже право на высокую квалификацию фразы. «Буква-Литера» в написании – кирпич  графического построения письма. Буква жива самостоятельно, как звук, поскольку заставляет себя слышать отдельно внутри слова. В строках текста голоса букв различаются, как голоса людей в семье. Но, как и люди, одна и та же буква может нести разный смысл. Каждый человек рисует ее по-иному – почерк. Точно так же и ее звучание индивидуально.  Именно поэтому мы различаем людей по почерку и голосу. (Голос, как и роспись, вводят в паспорта). Писание – уникальность, неповторимость  живого слияния букв в слова, фразы. Их толкотня, выскакивания, нагромождения, самоуничтожение и расхождение по кривым тропинкам строчек – жизнь  порождаемая пишущим пером. Написанное всегда перед глазами. Здесь нет палача и могильщика – Delete. (Разве, что жирно зачеркнете что-нибудь).  Написанное от руки всегда живое. Тем не менее, и само машинное письмо в некотором роде «могильщик» древнейшей формы искусства – навыка графического самовыражения. Приведу длинную цитату из монографии авторитетнейшего мирового специалиста.

В конце II тысячелетия до н. э. появляется совершенно новая, значительно проще устроенная и несравненно более удобная система – семитское буквенное письмо. На место сотен знаков, нередко сложных в графическом исполненении и имеющих весьма разнообразные чтения, а иногда по нескольку чтений каждый, приходит система простых по внешней форме и однозначных письменных знаков, числом всего около двух десятков, система, учитывающая уже не смысл, а только лишь звучание передаваемых слов. Система которой легко научиться, которой много проще пользоваться.   (Иоганнес Фридрих. «История Письма». «НАУКА» М. 1979. Ст. 95).

Наш алфавит (от древнееврейского «алеф») вошел в  древнегреческий «альфой». Звучание одних и тех же слов и букв – индивидуальное творчество, поэтому мы способны выделить знакомый голос в толпе, а по почерку, даже предельно стандартизованному гимназиями, выявить конкретную личность. (После восстания Декабристов 3-е отделение выявляло причастных по почерку). Просмотр даже перечеркнутых черновиков может доставлять удовольствие. И не обязательно Пушкинских. Эстетику «почеркового графогенеза» (во как (!), – это я сам выдумал) может пережить каждый, включив сознание, направив внимание  на следующий за пером самозарождающийся рисунок записи (надписи, виньетки, вставки, птички, залихватский штрих,  стрелы,  знаки восторга…). И совсем не случайно многие, задумавшись, наносят не только завитушки на полях.  В свое время,  иногда даже писали, как бы в оправдание – «проба пера». Но, это не оправдание, а проявление естественного, не осмысленного творческого инстинкта.   Задумчивость. Это графическое творчество. Вы, возможно, возмутитесь, но желание нанести надпись или  рисунок даже на никем не видимом участке  забора, зачастую «из той же оперы». Если вы пишете на листе бумаги, вы творите не только текст, вы творите графику. А татуировка? Что, информация? В определенной степени «Не забуду мать родную» – графическая виньетка. И в этом ее основной смысл.

Не знаю как у других, писание чернилами – в определенном смысле отдых и удовольствие. Я уверен в заметном позитивном, успокоительном эффекте писания хорошим чернильным автоматическим пером, которому дозволено свободно распоряжаться плоскостью, по своему вкусу назначая поля, интервалы, делая письмо особым рисунком специфической графики. Вас не сдерживает метрика и диктат машинной программы. Вы соединяете или разобщаете буквы сообразно подсознательным влечениям и пониманию психологической их связанности и скрытых ассоциаций. Характер-почерк-неповторимость – как узоры на пальцах.  Писать можно и нужно, и не только чтобы отдать машинистке.

Надо выводить образы сознания, конкретизируя и овеществляя их письмом. Через моторику руки, пальцев, наклона головы, туловища мышление закрепляет себя через образы с  трансформацией в слова и фразы. В процессе письма пером мы каждый раз воспроизводим непостижимое чудо шифровки  работы  сознания  кинематикой движений пальцев, сжимающих перо как дирижерскую палочку и создающих симфонию записи. Образы любой сколь угодно сложности и утонченности  таинственным образом перевоплощаются и концентрируются в тончайшие скрупулезные и строго дисциплинированные апериодические движения пера, чернильный след которого в своей форме и ритме неповторим, хотя и  может быть расшифрован другим сознанием. Общаясь с компьютером напрямую, без работы пером,  вы лишаете свое Я ощущения превосходства. Мало того, признавая  ловкость в расстановке запятых, внушаете машине бездушное самомнение. (Это я так, просто сболтнул). 

    Возможно, это возникшая со временем аберрация памяти, но мне сейчас представляется, что в эпоху «Физики шутят» (65 год!) основной темой разговоров и шуток физиков («Физтех», ИПАН, ЛПИ, ЛГУ, Академия Худ. ЦКТИ, …) была:   «Какой фирмы и марки  «Вечное перо», чей зажим был хорошо виден в вырезе пуловера на известной фотографии Эйнштейна». И это не удивительно. Настоящая, фирменная авторучка была знаковым предметом. (По крайней мере, у физиков). В первую очередь американские или английские. («Принстон», «Кембридж» – священные для науки слова, и ручки тех краев ценились на вес золота. Мода носить ручки в  вырезе свитера или пуловера привела к исчезновению  треугольных вырезов). Так или иначе, но главным требованием было не только их гарантированное «непротекание» в любых условиях (можно себе представить, сколько обошелся бы фирме испорченный костюм!), но и легкость  безукоризненно гладкого письма. 

Идеальное, легкое письмо – то, что должно привлечь и воссоздать общество или клуб «Чернила и Перо». Если писание пером представить небольшим ритуалом, то я беру качественный лист А4, и стараюсь писать крупно и размашисто, чтобы почувствовать и насладиться легким скольжением пера. Пишу «Паркером». Сейчас их делают филиалы во многих странах и качество не плохое, даже китайских. В дни молодости они были английскими и было известно, что «Шерлок Холмс» и Акты капитуляции Германии «вышли»  из под «Паркера».

Качество «вечного пера» проверяют так (чернила желательно фирменные): Колпачок  необходимо одеть на спинку пера, тем самым устанавливается необходимый центр тяжести и перо уравновешено. Перо свободно укладывается на смыкание Большого и Указательного (без обхвата) – одна опора. Вторая опора –  полусогнутый Безымянный. Перо должно коснуться бумаги. Отведите руку назад, не прикасаясь сверху.  Должна получиться ровная, непрерывная линяя. Если покажется, что письмо недостаточно гладко – пару раз «распишитесь», (подпись) на «нулевке». «Паркером» лучше писать без нажима. Хотя, легкий допустим.  Пушкин писал «гусиным» очень красиво. Рука Эйнштейна – тоже красиво. Их подписи «ритмически» схожи. И великолепны.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 15


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 28/09/2018
Да. После компьютера желание взять цанговый карандаш ( 0.9 мм ) и нарисовать им буквы на бумаге типа  А4 "Снегурочка" имеется и доставляет удовольствие. Карандаш позволяет писать на любой "грязной или жирной" бумажной поверхности. Испытано в космосе.



[ Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 21/10/2018
Дмитрий, я в какой-то мере давно следую Вашим рекомендациям, веду фиксацию своих действий в Интернете(ежедневно) путем записи, используя для этого и шариковые и перьевые(в том числе Паркер) ручки. И представьте себе, это мне доставляет удовольствие! Уже набрался архив записных книг более десятка от начала приобретения компьютера. Есть записи и о прочтении и анализе Ваших публикаций.


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 22/10/2018
Громадное Вам спасибо! Не скрою мне так приятно согласие. Очень редко я с ним встречался, но очень сильно мне это помогает. Желаю Вам радости от генерации замыслов даже если не все реализуется. Тайц   


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 01/10/2018
Наконец-то, своевременный пост. Давно пора законодательно запретить нерукописные документы, тогда останется время на реальную работу.


[ Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 01/10/2018
Прекрасное ностальгическое эссе. Только Брокгауз и Ефрон. Распространённая ошибка.Владелец 86-и томов.


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 01/10/2018
Дорогой обладатель 82 плюс 4 дополнительных! Признаюсь мне очень приятна Ваша оценка. Соглашусь с Вами, что этот великий Памятник стоит упоминать вместе с двумя именами его творцов. Я счастилив, обладанием этим шедевром. Я хорошо помню как во дворе дома № 30 (13 линия ВО) весной 1944года мы играли футбол полутомами Бр.Эф. тк. они не горели в буржуйках и выбрасывались. А в пятидесятых (54 - 58г) магазины "старой книги" Средний пр д. 51 (?) и д. 20 (?) в течении нескольких лет были забиты комлектами и томами Бр. Эф.!! за бесценок!  Дм. Тайц
   


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 01/10/2018
У меня тоже был ужасный почерк! Каракули, каракули' НОГ я их читал. Школа,техникум,институт и в институте я исписал конспектами , от руки, полные две коробки из под ещё иранского, ещё Шаховского порошка "Тайд". Это когда язакончил институт и уезжал по распределению, недалёко от Питера, я выбрал лучшее, как тогда казалось. Это не учитывая всю марксистской Ленинскую херню, которая выбрасывалась сразу после сданного экзамена.  И, знаете, потом все равно пришла пора расставаться с  этими ТАРами,ЛАХами и прочимимальтийскими крестами с дивергенциями. И вот пред торжественным выносом этого богатства на свалку, я проглядел кое что, и было заметно как от каракуль мой почерк становился все лучше и лучше, все читабельнее и читабельнее. Говорят, это коррелируетс характером-- у кого он твёрдый и постоянный, у того и почерк красивый. В отношении меня вполне коррелирует. Писал все пять курсов одной Китайской авторучкой с золотым пером с иридиевым Шариком на пишущем конце, который я доводил до толщины линии 0,3 мм. Недавно нашёл перо N 85, прикрутил скочем к карандашу, чернила использовал от заправки принтера и попробовал писать. И, знаете, рука ПОМНИТ!Написал несколько фраз ещё тем, забытым почерком молодого стажера исследователя -- моя первая должность с окладом в95 р.


[ Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 03/10/2018
Каллиграфия сегодня опять актуальна, - в сочетании с граффити = каллиграффити. Смотрите, например, работы Покраса Лампаса.


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2018
Если бы не китайские чернильные перьевые ручки с золотым пером и иридиевым наконечником, не удавалось бы так подробно записывать конспекты лекций. Шарик все же тормозит по сравнению с хорошей чернильной ручкой.


[
Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Добрый день! А не могли бы Вы подсказать в каком ВУЗе преподавала Ольга Сергеевна Римская-Корсакова и в какие годы?


[ Ответить на это ]


Re: Заметки ретрограда (Всего: 0)
от Гость на 04/03/2020
Год назад задал вопрос об Ольге Сергеевне Римской-Корсаковой. У Николая Андреевича не было сына Сергея, а значит и внучки Сергеевны. Но ВУЗ я разглядел.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru