proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Testing&Control
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/10/2018]     Правовое регулирование участия Ленинградской обл. по размещению объектов с РАО


Кузьмин Н.А. Председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленинградской области
Талевлин А.А. Доцент кафедры гражданского права и процесса Института права Челябинского государственного Университета, к.ю.н

Законодательный процесс в регионах России активно развивается. В настоящее время в субъектах Российской Федерации принято достаточно большое количество нормативных правовых актов в сфере как природопользования, так и охраны окружающей среды, в том числе и радиационной безопасности. Например, в Санкт-Петербурге принят и действует Экологический кодекс этого субъекта Российской Федерации. Законы об охране окружающей среды приняты в Якутии, Туве, Марий Эл, Дагестане, Бурятии, Хакасии, Курганской, Рязанской, Пермской областях и др. Во многих регионах приняты законы о радиационной безопасности населения (Свердловская, Челябинская, Томская области, Краснодарский край, Красноярский край и др.).


В Ленинградской области радиационную безопасность на региональном уровне регулируют законы Ленинградской области: «О защите населения и территории Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об экологическом мониторинге в Ленинградской области». Отношения по обращению с радиоактивными отходами (далее, РАО) затрагивают как сферу использования атомной энергии, так и сферу экологической безопасности. Согласно нормам действующей Конституции России в исключительном ведении Российской Федерации находятся расщепляющиеся материалы и ядерная энергетика (статья 71). Вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности — это предмет совместного ведения (статья 72).

Предметная сфера правового регулирования экологической безопасности (в т. ч. радиационной) на уровне субъектов Российской Федерации определена Конституцией России и действующим законодательством. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, обеспечение радиационной безопасности населения, обусловленных расположением на территории соответствующего субъекта ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов, наличием территорий, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения одна из главных функций органов государственной власти данных субъектов России.

Необходимо отметить, что право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в статье 14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». К сожалению, в Законе «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее, Закон РАО) участие общественности в формировании политики в сфере использования атомной энергии сведено к «предоставлению информации по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне».

Право граждан на участие в принятии решений, например, определения места захоронения радиоактивных отходов в Законе РАО не закреплено и, кроме этого, в настоящий момент в нашей стране полноценно не реализуется. При размещении пунктов захоронения радиоактивных отходов или расширении существующих объектов по переработке отработавшего ядерного топлива достаточно провести общественные обсуждения (слушания) в соответствии с градостроительным законодательством. Как известно, такие обсуждения носят рекомендательный характер, и в них принимает незначительное количество граждан.

В соответствии с нормами федерального закона «Об использовании атомной энергии» решение о месте размещения объекта использования атомной энергии (в том числе пунктов хранения или захоронения РАО) принимаются Правительством России при согласовании с органами власти субъектов Российской Федерации. Правительством России в Постановлении 14.03.1997 № 306 утвержден соответствующий порядок, и одной из форм данного согласования является согласование Ходатайства о намерениях.

Наличие полномочий у субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать свою региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать и корректировать недостатки федеральных нормативных правовых актов.

Например, вопрос согласования мест размещения ядерно-опасных и радиационно- опасных объектов в рамках процедуры согласования Ходатайства о намерениях должен быть четко урегулирован в региональном законодательстве. 

В Ленинградской области предусмотрен свой порядок согласования размещения объектов использования атомной энергии.  Согласно региональному законодательству вопросы согласования ходатайства о намерениях возложено на Правительство Ленинградской области. До 2014 года существовала специальная межведомственная комиссия по размещению производственных сил на территории Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2004 года № 318) в полномочия которой и входили вопросы по согласованию декларации о намерениях при сооружении объектов атомной энергии федерльного значения. Именно данная комиссия согласовала размещение пункта захоронения радиоактивных отходов в Сосновом Бору Ленинградской области 26 января 2011 года. После 2014 года данные полномочия возложены на Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 года № 144). Совсем скоро, в декабре 2018 года предстоит окончательная остановка старейшего в мире первого энергоблока Ленинградской АЭС и будет необходимо искать решение долговременной изоляции РАО, возникающих при выводе из эксплуатации. И этих РАО будет в несколько раз больше накопленных за время эксплуатации станции.

Целесообразно в рамках процедуры согласования размещения объектов использования атомной энергии региональным законодателям обеспечить возможность участия населения в принятии решения. В ходе реализации этой процедуры Правительство России неизбежно представит все необходимые гарантии экологической безопасности функционирования пункта хранения или захоронения РАО. А в целях принятия положительного решения федеральным структурам придется «заинтересовать» регион и дополнительно спланировать социально-экономическое развитие соответствующей территории на многие десятилетия вперед. И такой подход, действительно представляется как социально-ответственный, учитывающий интересы населения конкретного региона.

В этой связи необходимо дополнить как региональное, так и федеральное законодательство механизмом реализации права каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии.

Региональное законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационном безопасности при обращении с РАО. Например, предусмотреть в соответствующем нормативном акте положения о Наблюдательном (Общественном) совете в структуре органа  представительной государственной власти субъекта Российской Федерации и определить прозрачный порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти.

Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захоронения РАО целесообразно закрепить за представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения. Данные положение уже реализуются в Архангельской области. В указанном субъекте Российской Федерации наряду с нормами федерального законодательства действует закон Архангельской области от 06 декабря 2007 года № 459-22-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области в сфере радиационной безопасности населения и использования атомной энергии».

Согласно нормам статей 3 и  4 данного закона региональный представительный орган (Архангельское областное собрание депутатов) согласовывает место размещения на территории Архангельской области ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований. Новеллой для российского регионального законодательства является то обстоятельство, что такое согласование должно быть обязательно до согласования указанных предложений Правительством Архангельской области.

Так, в 2015 году на заседании Собрание депутатов Архангельское области дало согласие на строительство пункта захоронения радиоактивных отходов (РАО) 3-го и 4-го классов в районе архипелага Новая Земля (Постановление от 25 ноября 2015 года № 1069).

Гарантией полноценного участия населения в принятии решений и учета интересов регионов может стать закрепление в федеральном законе и законодательстве субъектов Российской Федерации право «вето» органов местного самоуправления на решение размещать на соответствующей территории ядерно-(радиационно)-опасные объекты. 
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
Снятие АЭС с эксплуатации: проблемы и пути решения

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.33
Ответов: 6


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Правовое регулирование участия Ленинградской обл. по размещению объектов с РАО (Всего: 0)
от Гость на 20/10/2018
Статья спорная по "букве" и "духу" регулирования местными властями норм охраны окружающей среды от разрушительного действия "размещения на (подведомственной) территории РАО". По "букве": все виды угроз территории от размещения РАО в их качественном и количественном статусах должным образом известны только профессионалам по ядерной безопасности. Власти территории этими знаниями не обладают. Потому из "нормативной части заявленной ядерщиками безопасности" местным властям можно адресовать контроль-проверку соблюдения заявленных ядерщиками норм безопасности на "окружающей объект с РАО среде-территории". Т.е. конкретный, замеряемый и предъявленный  УРОВЕНЬ угроз СРЕДЕ подведомственной властям территории. Именно ЭТО "разделение ответственности" должно быть положено в фундамент "законов об охране окружающей среды от разрушительных техногенных воздействий". Право "вето от местных властей" на РАЗМЕЩЕНИЕ объекта с РАО выглядит как неадекватная сути дела норма. Корни её или "откуда растут ноги" такова: "капитализм", как социальная система, ввёл "компенсацию за ущерб техногенного воздействия на  окружающую среду". Это позволило формально, по договору-праву согласовать с собственником земли-территории РАЗМЕЩЕНИЕ экологически вредных производств ЛЮБОГО уровня опасности. При этом, ущерб-разрушение среды-территории КАК БЫ "законно МАТЕРИАЛЬНО компенсировался ХОЗЯИНАМ территории". Абсурдность ЭТОГО подхода "ЛОКАЛЬНОГО собственника"-хозяина ТЕРРИТОРИИ  вместо общества-ГОСУДАРСТВА очень хорошо проявлена на "добыче сланцевого газа": территории НА ВЕКА изымаются из их прежнего (гармоничного) общественного оборота. Не суетитесь, пожалуйста, местные власти, для ПРИРОДЫ вы не власть, а НАГРУЗКА !!! В.М.


[ Ответить на это ]


Re: Правовое регулирование участия Ленинградской обл. по размещению объектов с РАО (Всего: 0)
от Гость на 20/10/2018
"все виды угроз территории от размещения РАО в их качественном и количественном статусах должным образом известны только профессионалам по ядерной безопасности. Власти территории этими знаниями не обладают"


Тезис в своей категоричности очень спорный. А по реальной жизни - и вредный. 1. Если под профессионалами по ядерной безопасности понимаются только работники Росатома и только действующие - это упрощение. 2. Знать, например, сотрудники НО РАО, кое-что и кое-как знают. Но Вы посмотрите на сайте НО РАО профессиональный (официальный!) путь руководства. Там авиаторы, филологи и прочие люди других уважаемых специальностей. 3. К сожалению,  многие не подлежащие ограничениям в распространении знания , по мнению профессионалов, не для народа. 4. Власть на территории ЗАТО формируется во многом из бывших специалистов Росатома. Этой власти не запрещено привлекать для оценок толковых экспертов со стороны. БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ У ЭТОЙ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ. Вот в смысле отсутствия активного желания Вы, пожалуй, правы: "Не суетитесь, пожалуйста, местные власти, для ПРИРОДЫ вы не власть, а НАГРУЗКА !!!"


[
Ответить на это ]


Re: Правовое регулирование участия Ленинградской обл. по размещению объектов с РАО (Всего: 0)
от Гость на 20/10/2018
http://bezrao.ru/n/2162. Свежий пример: интересы, запросы и ответы накануне важнейших работ. 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru