proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[05/06/2019]     Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти


А.А. Талевлин, к.ю.н., доцент ЧГУ, Председатель регион. обществ. движения «За природу»


 О.В. Бодров, физик, эколог, гендиректор ООО «Декомиссия», председатель Обществ. Совета «Южный Берег Финского Залива»

Государственная политика России в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами не должна противоречить основным правам граждан. Право на экологическую и радиационную безопасность принадлежит как настоящему, так и будущим поколениям.



На федеральном уровне правовую базу обращения с РАО составляют законы «Об использовании атомной энергии» №170 ФЗ и «Об обращении с радиоактивными отходами» № 190 ФЗ. Органы государственной власти субъектов РФ участвуют в принятии решения о размещении объектов обращения с РАО. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.03.1997 № 306, решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается размещение объектов.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе и радиационной безопасности. Законы о радиационной безопасности населения приняты в Свердловской, Челябинской, Томской области, Краснодарском, Красноярском краях и др. 

Одним из недостатков существующего Закона о РАО  является отсутствие закрепленных процедур общественного участия на разных стадиях обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в ст. 14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В Законе о РАО участие общественности в формировании политики в сфере использования атомной энергии сведено к «предоставлению информации по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне».

Право граждан на участие в принятии решений, например, определения места захоронения радиоактивных отходов, в Законе о РАО не закреплено. При размещении пунктов захоронения РАО или расширении существующих объектов по переработке ОЯТ достаточным считается проведение общественных слушаний. Как правило, такие обсуждения носят рекомендательный характер, в них принимает участие незначительное число граждан, в основном, жителей соответствующего ЗАТО, хотя затрагиваются права и интересы гораздо большего числа людей.

Наличие полномочий у субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать недостатки федеральных нормативных правовых актов. В ряде субъектов Российской Федерации (Томской, Ленинградской, Челябинской и др. областях) утвержден порядок принятия и согласования решений о размещении ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов в рамках процедуры согласования Ходатайства о намерениях. В Красноярском крае, в республике Коми вопрос о согласовании размещения объектов использования атомной энергии этого субъекта не урегулирован. В рамках процедуры согласования размещения объектов использования атомной энергии региональным законодателям необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии решения. Такой подход, учитывающий интересы населения конкретного региона, представляется социально-ответственным.

Таким образом, региональное и федеральное законодательство необходимо дополнить механизмом реализации права каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии. Региональное законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности при обращении с РАО. В соответствующем нормативном акте необходимо предусмотреть положение об Общественном совете в структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и определить порядок его формирования, обеспечив активное участие общественности и местных органов власти.

В данной статье речь пойдет о проекте закона  о радиационной безопасности Ленинградской области, разработанном А.А.Талевлиным. Этот проект прошел обсуждение с экспертами Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Ленинградской области. В Ленобласти расположено большое число ядерно- и радиационно-опасных объектов. Власти региона обязаны обеспечивать радиационную безопасность населения и информировать его о возможных угрозах. Принимаемые решения по размещению объектов атомной энергии затрагивают интересы широкого круга лиц. В то же время они не включены в процесс принятия решений. Депутаты Законодательного собрания Ленобласти сегодня лишены возможности отстаивать интересы своих избирателей в этой сфере. Исходя из норм федерального закона об атомной энергии №170 ФЗ, решение о размещении таких объектов принимается Правительством РФ при согласовании с властями регионов. В Ленинградской области такое согласование осуществляет губернатор. Это происходит в отсутствии четкого порядка его реализации, что иногда приводит к конфликтным ситуациям.

В настоящее время в активную фазу вступает процесс вывода из эксплуатации первых блоков Ленинградской АЭС. Поэтому поиск решения по безопасному обращению с РАО для долговременной их изоляции становится столь актуальным. Предлагаемый проект закона о радиационной безопасности прописывает порядок принятия решения органами власти при согласовании места размещения объекта атомной энергии с участием всех заинтересованных сторон, в том числе, и атомного бизнеса. Права граждан и общественных объединений на участие в политике в области использования атомной энергии обеспечено ст.14 №170 ФЗ. Принятие областного закона даст возможность депутатам и другим социальным группам обсуждать не только финансовые, технологические, но и социальные, экологические и нравственные аспекты данной проблемы. Законопроект расширяет число заинтересованных участников и критериев, которые лежат в основе принятия этих решений. Законодатели Ленобласти получат полномочия в сфере обеспечения радиационной безопасности населения и использования атомной энергии. Депутаты ЗакСа Ленобласти будут согласовывать представленные губернатором предложения по размещению ядерных установок, хранилищ РАО, пунктов захоронения РАО. Такое согласование объектов размещения атомной энергии позволит обсуждать их с помощью демократических процедур и принимать более взвешенные решения.

Проект закона разработан в целях закрепления процедур участия органов государственной власти Ленобласти, органов местного самоуправления, общественности в процессе принятия решений в сфере использования атомной энергии и радиационной безопасности населения. Принятие такого закона позволит обеспечить права граждан и общественных объединений на участие в формировании политики использования атомной энергии, а также реализовать право на радиационную безопасность настоящего и будущих поколений.

При разработке проекта закона учтены международные стандарты и рекомендации  безопасности МАГАТЭ, опубликованные в 2018 г.; опыт европейских стран, в том числе Германии и Литовской республики.  «Стандарты МАГАТЭ для защиты людей и природы. Вывод из эксплуатации атомных электростанций, исследовательских реакторов и других объектов ядерного топливного цикла» рекомендуют включать в процесс подготовки и планирования вывода из эксплуатации АЭС заинтересованные стороны, в том числе заинтересованную общественность и местное сообщество, на территории которого размещается выводимая АЭС. В частности, в упомянутом документе говорится: «Регулирующий орган должен организовывать общественные обсуждения или консультации с участием лицензиата для предоставления возможности заинтересованным сторонам делать комментарии по окончательному плану вывода из эксплуатации и поддержке документов, в соответствии с национальным законодательством. Такие обсуждения должны проводиться, в первую очередь, с местными общинами, на территории которых размещен выводимый объект». 

В законе Литовской Республики “О радиационной безопасности” ответственность за  обеспечение радиационной безопасности государством делегирована мэрии (Ст. 5. Компетенция мэра районного (городского) самоуправления в сфере государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности):

Мэр районного (городского) самоуправления:

1. выражает мнение самоуправления при участии в решении вопросов строительства, реконструкции или прекращения деятельности предприятий, которые используют или планируют использовать источник ионизирующего излучения;

2. предоставляет общественности информацию о загрязнение окружающей среды, здоровье или жизнь людей, а также осуществляемых мерах по обеспечению радиационной безопасности».

Созданный «Общественный совет по экологии и энергетике» при Висагинском самоуправлении стал площадкой для взаимодействия органов местного самоуправления с заинтересованной общественностью, оказанию технической поддержки мэрии при согласовании отчетов по оценке воздействия на окружающую среду, проектов вывода из эксплуатации Игналинской АЭС, строительства промежуточных хранилищ РАО; обеспечении здоровой экологической обстановки в городе, расположенном вблизи радиационно-опасных объектов. 

Федеральные власти Германии инициировали создание регионального Общественного  Совета по проблемам ядерной энергетики земли Макленбург – Передняя Померания для мониторинга вывода из эксплуатации АЭС Норд (Грейфсвальд). Он включил в себя представителей федеральных, региональных, муниципальных властей, экспертов, представителей трудового коллектива АЭС, политических партий и общественных организаций.

Эффективная организация обеспечения радиационной безопасности населения должна увязываться с доступностью информации общественным организациям и участием самих граждан и юридических лиц в обсуждении государственной политики проектов федеральных законов, в практической деятельности в области обеспечения радиационной безопасности. Регионы и население должны быть наделены необходимыми полномочиями по реализации своих прав и обязанностей. Действующим законодательством гарантируется осуществление общественного контроля в сфере радиационной безопасности населения. Однако при реализации этого права граждане и их общественные объединения встречаются с трудностями в получении информации о состоянии радиационной безопасности, принимаемых мерах по обеспечению этого права.

Предлагаемый к обсуждению закон о радиационной безопасности Ленинградской области может восполнить этот пробел в законодательстве и стать основой для принятия подобных законов в других субъектах РФ.

 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Экология
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Экология:
Радиоактивность углей и продуктов их сжигания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.30
Ответов: 13


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 16 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Надо потребовать от главы ГК Росатом не делать опасные ядерные реакторы, с точки зрения наличия в них неустранимых свойств расплавляться, и расплавлять всё вокруг своего корпуса, а затем выкидывать в окружающую среду сильнейшую радиацию.Прекратить слушать ему советников Асмолова и Адамова, проталкивающих за деньги казны России свои интересы. 


[ Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Разборка АЭС  это  большой  бизнес д о конца столетия.В настоящий момент по всему миру работает 450 атомных станций. К 2040 году половина этих АЭС выслужит положенные сроки, а это значит, их придется останавливать, отключать от сети и как-то утилизировать. Только в одной Европе в ближайшие 10-15 лет «на пенсию» выйдут около 50-ти АЭС.   Стоимость одной только остановки престарелых европейских АЭС может достигнуть 50 млрд евро (54 млрд шв. франков).  Европейские компании-операторы, управляющие действующими в настоящее время АЭС, в период до 2050 года в проекты по остановке, разборке и утилизации старых реакторов и топливных элементов будет инвестировано до 250 млрд евро (270 млрд шв. франков). 


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Какой же это бизнес? Бизнес то, что создает добавленную стоимость. Здесь же просто выкачивание средств из бюджета, то есть из налогплательщиков. 


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Предлагаемый к обсуждению закон ...."       А проект Закона то сам где посмотреть? Линк почему не дали? Что обсуждать?


[ Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
ну да проект закона нужно читать. Все что написано в тексте это "не о чем" и обсуждать там нечего


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
  • АЭС это наследие холодной войны и гонки вооружений 50-70-х годов. 99,9% радиационной опасности и боевых ядерных материалов находится в ОЯТ.
  • Предметом обсуждения является прежде всего ОЯТ, и лишь затем РАО, корпуса реакторов, графит, дейтериевая вода и др.
  • Авторы законопроекта ничего не предлагают в отношении ОЯТ, то есть обсуждают 0,1% проблемы атомной энергетики.
  • В первую очередь необходимо законодатель но закрепить за ОЯТ статус ядерных отходов, которые не подлежат никакому использованию. Де факто это есть, нужно сделать де юре.
  • Законы США признают ОЯТ самыми опасными отходами, и переработка ОЯТ мирных реакторов запрещена. 
  • В России ОЯТ считается ценным сырьеи для будущих поколений. Это самое опасное заблуждение, закреплено юридически.
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2019
Дементию Башкирова. Под вашим др. подразумеваются углерод 14 и еще целый набор изотопов в аэрозолях в газообразных выбросах. Эта дрянь систематически вылетает в ОС с АЭС.


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
  • Другие, то есть те, что находятся в двугорбый кривой распада тяжёлых атомов (плюс тритий, продукт деления на три осколка) и продукты активации конструкционных материалов. 
  • Самые опасные с ядерной и радиационной точки зрения продукты реакций нейтронного захвата. Это уран с 232 по 238, нептуний, плутоний, америций, кюрий (для БР ещё берклий и калифорний) 
  • Производство искусственных актинидов должно быть планомерно свернуто до безопасного предела. На планете не должно находиться более 50 млн. Ки долгоживущих актинидов. 
  • Безопасно для планеты 190 т плутония в составе ОЯТ ВВЭР, это примерно 12 ГВт(э) на всей планете, работающих 1000 лет и удалении ОЯТ через 60 лет на большие глубины.
  • Дементий Башкиров 


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
На конференции 2017 года в Петергофе американцы доложили, что разобрали АЭС, бетон и металл увезли (в английском тексте было "на дно океана", может быть ошибка), а контейнеры  с ОЯТ поставили на образовавшуюся лужайку на вечные времена. Это у них называется "декомиссия".


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Вы, уважаемый     радио-химик   Дементий,   далеки от проблем народа. По всей   России с городским  мусором не знают, что делать, засрали все вокруг городов, поселков, устроили свалки в черте городов и поселков  Народ не безмолвствует,  дело доходит  до мордобоя .  Поэтому  в России   ОЯТ  не  считается предметом  обсуждения , а ОЯТ  считается  ценным сырьем. 



[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
Уважаемые радио-химики !  Если честно, то  надоела  Ваша  тугомотина . В каждой статье Вы  говорите  об одних и тех же проблемах,  ничего не меняется, а ситуация только ухудшается. Стране   не помогут никакие   законы  , а нужна  смена Правительства и зачистка от тотальной Единой России.  Без этого нет  будущего у нашей стране , и мы будем дальше тонуть в отходах в  мусоре   в ОЯТ .....  


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
"Авторы законопроекта ничего не предлагают в отношении ОЯТ, то есть обсуждают 0,1% проблемы атомной энергетики"


Тезисы уважаемого Дементия Башкирова интересны и необходимы. Но радиационная безопасность Ленобласти практически не определяется операциями с ОЯТ и его статусом (к предмету данного регионального законопроекта относятся, разве что, подготовка ОЯТ к транспортировке, временное хранение и транспортировка по территории области). 

Тезисы, видимо, гораздо более уместны относительно законотворчества федерального или, например, в рамках Красноярского края.


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
В 1969 г. в Швейцарии вступила в строй первая коммерческая атомная электростанция «Beznau I» которая  работает  до настоящего .времени .В 1972 г. по инициативе «Объединения компаний-операторов АЭС» («KKW») и федеральных органов власти (ответственных в Швейцарии за утилизацию радиоактивных отходов, произведенных предприятиями промышленного, исследовательского и медицинского профиля) было основано «Национальное товарищество по хранению ядерных отходов» («Nationale Genossenschaft für die Lagerung radioaktiver Abfälle» — «Nagra»).Швейцарский федеральный «Закон о ядерной энергетике» («Das Kernenergiegesetz») требует, чтобы захоронение радиоактивных отходов производилось в глубоких геологических слоях. Швейцарская концепция утилизации отходов предполагает наличие двух типов хранилищ: для высокорадиоактивных («Hochradioaktive Abfälle» — «HAA») и для слабо- и среднерадиоактивных («Schwach- und mittelaktive Abfälle» — «SMA») отходов.Предполагается, что прежде, чем быть утилизированными в глубоких геологических слоях земли, радиоактивные отходы должны провести от 30 до 40 лет в таком промежуточном хранилище с целью охлаждения до безопасных показателей.


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2019
кандидат юрнаук перепутал законы и вместо ФЗ-3 "О радиационной безопасности населения" упоминает те, которые к поднимаемому вопросу совершенно не относится. Далее какие то слова "ни о чем".


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Граждане общественники! А куда девается Ваш экологический пыл, когда речь идет о тепловых станциях и угольно-зольных радиоактивных отвалах вокруг? О мусорных свалках, душащих города? Кроме того, не пора ли обсудить идиотскую аксиому, что на месте АЭС должна быть возведена зеленая лужайка? Зачем? Аналогичная история с водооборотом бумажных комбинатов - взять чистую воду, налить в нее всю вредную химию, известную человечеству, а потом попытаться очистить до первичной чистоты! Да, можно! Только зачем? Вы же не пьете из городских ливнестоков! И эту не пейте!И денег это стоит много. экономику кто-нибудь считал? Или экология - это не бизнес, а мечта?  Пусть на месте АЭС построят новую модель АЭС. Ведь потребление энергии возрастает по годам. И Вам будет спокойнее.


[
Ответить на это ]


Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Про терриконы угольных шахт тоже никто не переживает. Вот это масштабы! 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru