|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[05/06/2019] Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти
|
А.А. Талевлин, к.ю.н., доцент ЧГУ, Председатель регион. обществ.
движения «За природу»
|
|
О.В. Бодров, физик, эколог, гендиректор ООО «Декомиссия», председатель Обществ. Совета «Южный Берег Финского Залива» |
Государственная политика России в
области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами не
должна противоречить основным правам граждан. Право на экологическую и
радиационную безопасность принадлежит как настоящему, так и будущим поколениям.
На федеральном уровне правовую
базу обращения с РАО составляют законы «Об использовании атомной энергии» №170
ФЗ и «Об обращении с радиоактивными отходами» № 190 ФЗ. Органы государственной
власти субъектов РФ участвуют в принятии решения о размещении объектов
обращения с РАО. Согласно п. 5 Постановления
Правительства РФ от 14.03.1997 № 306, решения о сооружении объектов
федерального значения принимает Правительство РФ совместно с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых
предполагается размещение объектов.
В настоящее время во многих
регионах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в сфере
природопользования и охраны окружающей среды, в том числе и радиационной
безопасности. Законы о радиационной безопасности населения приняты в Свердловской,
Челябинской, Томской области, Краснодарском, Красноярском краях и др.
Одним из недостатков
существующего Закона о РАО является
отсутствие закрепленных процедур общественного участия на разных стадиях
обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в
формировании политики в области использования атомной энергии закреплено в ст.
14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В Законе о РАО
участие общественности в формировании политики в сфере использования атомной
энергии сведено к «предоставлению информации по вопросам деятельности
национального оператора с учетом требований законодательства Российской
Федерации о государственной тайне».
Право граждан на участие в
принятии решений, например, определения места захоронения радиоактивных
отходов, в Законе о РАО не закреплено. При размещении пунктов захоронения РАО
или расширении существующих объектов по переработке ОЯТ достаточным считается проведение
общественных слушаний. Как правило, такие обсуждения носят рекомендательный
характер, в них принимает участие незначительное число граждан, в основном,
жителей соответствующего ЗАТО, хотя затрагиваются права и интересы гораздо
большего числа людей.
Наличие полномочий у субъектов РФ
в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет создать
региональную нормативную базу, которая может и должна учитывать недостатки
федеральных нормативных правовых актов. В ряде субъектов Российской Федерации (Томской,
Ленинградской, Челябинской и др. областях) утвержден порядок принятия и
согласования решений о размещении ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов
в рамках процедуры согласования Ходатайства о намерениях. В Красноярском крае,
в республике Коми вопрос о согласовании размещения объектов использования
атомной энергии этого субъекта не урегулирован. В рамках процедуры согласования
размещения объектов использования атомной энергии региональным законодателям
необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии решения. Такой
подход, учитывающий интересы населения конкретного региона, представляется социально-ответственным.
Таким образом, региональное и
федеральное законодательство необходимо дополнить механизмом реализации права
каждого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии. Региональное
законодательство должно содержать нормы общественного контроля в сфере обеспечения
ядерной и радиационной безопасности при обращении с РАО. В соответствующем
нормативном акте необходимо предусмотреть положение об Общественном совете в
структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и
определить порядок его формирования, обеспечив активное участие общественности
и местных органов власти.
В данной статье речь пойдет о
проекте закона о радиационной безопасности Ленинградской области, разработанном
А.А.Талевлиным. Этот проект прошел
обсуждение с экспертами Постоянной комиссии по экологии и природопользованию
Ленинградской области. В Ленобласти расположено большое число ядерно- и
радиационно-опасных объектов. Власти региона обязаны обеспечивать радиационную
безопасность населения и информировать его о возможных угрозах. Принимаемые
решения по размещению объектов атомной энергии затрагивают интересы широкого
круга лиц. В то же время они не включены в процесс принятия решений. Депутаты
Законодательного собрания Ленобласти сегодня лишены возможности отстаивать
интересы своих избирателей в этой сфере. Исходя из норм федерального закона об
атомной энергии №170 ФЗ, решение о размещении таких объектов принимается Правительством
РФ при согласовании с властями регионов. В Ленинградской области такое
согласование осуществляет губернатор. Это происходит в отсутствии четкого
порядка его реализации, что иногда приводит к конфликтным ситуациям.
В настоящее время в активную фазу
вступает процесс вывода из эксплуатации первых блоков Ленинградской АЭС.
Поэтому поиск решения по безопасному обращению с РАО для долговременной их
изоляции становится столь актуальным. Предлагаемый проект закона о радиационной
безопасности прописывает порядок принятия решения органами власти при
согласовании места размещения объекта атомной энергии с участием всех заинтересованных
сторон, в том числе, и атомного бизнеса. Права граждан и общественных
объединений на участие в политике в области использования атомной энергии
обеспечено ст.14 №170 ФЗ. Принятие областного закона даст возможность депутатам
и другим социальным группам обсуждать не только финансовые, технологические, но
и социальные, экологические и нравственные аспекты данной проблемы. Законопроект
расширяет число заинтересованных участников и критериев, которые лежат в основе
принятия этих решений. Законодатели Ленобласти получат полномочия в сфере
обеспечения радиационной безопасности населения и использования атомной
энергии. Депутаты ЗакСа Ленобласти будут согласовывать представленные
губернатором предложения по размещению ядерных установок, хранилищ РАО, пунктов
захоронения РАО. Такое согласование объектов размещения атомной энергии
позволит обсуждать их с помощью демократических процедур и принимать более
взвешенные решения.
Проект закона разработан в целях
закрепления процедур участия органов государственной власти Ленобласти, органов
местного самоуправления, общественности в процессе принятия решений в сфере
использования атомной энергии и радиационной безопасности населения. Принятие
такого закона позволит обеспечить права граждан и общественных объединений на
участие в формировании политики использования атомной энергии, а также
реализовать право на радиационную безопасность настоящего и будущих поколений.
При разработке проекта закона
учтены международные стандарты и рекомендации
безопасности МАГАТЭ, опубликованные в 2018 г.; опыт европейских
стран, в том числе Германии и Литовской республики. «Стандарты МАГАТЭ для защиты людей и природы.
Вывод из эксплуатации атомных электростанций, исследовательских реакторов и
других объектов ядерного топливного цикла» рекомендуют включать в процесс
подготовки и планирования вывода из эксплуатации АЭС заинтересованные стороны,
в том числе заинтересованную общественность и местное сообщество, на территории
которого размещается выводимая АЭС. В частности, в упомянутом документе
говорится: «Регулирующий орган должен организовывать общественные обсуждения
или консультации с участием лицензиата для предоставления возможности заинтересованным
сторонам делать комментарии по окончательному плану вывода из эксплуатации и
поддержке документов, в соответствии с национальным законодательством. Такие
обсуждения должны проводиться, в первую очередь, с местными общинами, на
территории которых размещен выводимый объект».
В законе Литовской Республики “О
радиационной безопасности” ответственность за обеспечение радиационной безопасности государством
делегирована мэрии (Ст. 5. Компетенция мэра районного (городского)
самоуправления в сфере государственного управления в области обеспечения
радиационной безопасности):
Мэр районного (городского)
самоуправления:
1. выражает мнение самоуправления
при участии в решении вопросов строительства, реконструкции или прекращения
деятельности предприятий, которые используют или планируют использовать
источник ионизирующего излучения;
2. предоставляет общественности
информацию о загрязнение окружающей среды, здоровье или жизнь людей, а также
осуществляемых мерах по обеспечению радиационной безопасности».
Созданный «Общественный совет по
экологии и энергетике» при Висагинском самоуправлении стал площадкой для
взаимодействия органов местного самоуправления с заинтересованной
общественностью, оказанию технической поддержки мэрии при согласовании отчетов
по оценке воздействия на окружающую среду, проектов вывода из эксплуатации
Игналинской АЭС, строительства промежуточных хранилищ РАО; обеспечении здоровой
экологической обстановки в городе, расположенном вблизи радиационно-опасных объектов.
Федеральные власти Германии
инициировали создание регионального Общественного Совета по проблемам ядерной энергетики земли Макленбург
– Передняя Померания для мониторинга вывода из эксплуатации АЭС Норд
(Грейфсвальд). Он включил в себя представителей федеральных, региональных, муниципальных
властей, экспертов, представителей трудового коллектива АЭС, политических
партий и общественных организаций.
Эффективная организация
обеспечения радиационной безопасности населения должна увязываться с доступностью
информации общественным организациям и участием самих граждан и юридических лиц
в обсуждении государственной политики проектов федеральных законов, в
практической деятельности в области обеспечения радиационной безопасности. Регионы
и население должны быть наделены необходимыми полномочиями по реализации своих
прав и обязанностей. Действующим законодательством гарантируется осуществление
общественного контроля в сфере радиационной безопасности населения. Однако при
реализации этого права граждане и их общественные объединения встречаются с
трудностями в получении информации о состоянии радиационной безопасности,
принимаемых мерах по обеспечению этого права.
Предлагаемый к обсуждению закон о
радиационной безопасности Ленинградской области может восполнить этот пробел в
законодательстве и стать основой для принятия подобных законов в других
субъектах РФ.
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 4.35 Ответов: 14
|
|
|
опции |
|
|
|
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | Надо потребовать от главы ГК Росатом не делать опасные ядерные реакторы, с точки зрения наличия в них неустранимых свойств расплавляться, и расплавлять всё вокруг своего корпуса, а затем выкидывать в окружающую среду сильнейшую радиацию.Прекратить слушать ему советников Асмолова и Адамова, проталкивающих за деньги казны России свои интересы. |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | Разборка АЭС это большой бизнес д о конца столетия.В настоящий момент по всему миру работает 450 атомных станций. К 2040 году половина этих АЭС выслужит положенные сроки, а это значит, их придется останавливать, отключать от сети и как-то утилизировать. Только в одной Европе в ближайшие 10-15 лет «на пенсию» выйдут около 50-ти АЭС. Стоимость одной только остановки престарелых европейских АЭС может достигнуть 50 млрд евро (54 млрд шв. франков). Европейские компании-операторы, управляющие действующими в настоящее время АЭС, в период до 2050 года в проекты по остановке, разборке и утилизации старых реакторов и топливных элементов будет инвестировано до 250 млрд евро (270 млрд шв. франков). |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | Какой же это бизнес? Бизнес то, что создает добавленную стоимость. Здесь же просто выкачивание средств из бюджета, то есть из налогплательщиков. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | Предлагаемый к обсуждению закон ...." А проект Закона то сам где посмотреть? Линк почему не дали? Что обсуждать? |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | ну да проект закона нужно читать. Все что написано в тексте это "не о чем" и обсуждать там нечего |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | - АЭС это наследие холодной войны и гонки вооружений 50-70-х годов. 99,9% радиационной опасности и боевых ядерных материалов находится в ОЯТ.
- Предметом обсуждения является прежде всего ОЯТ, и лишь затем РАО, корпуса реакторов, графит, дейтериевая вода и др.
- Авторы законопроекта ничего не предлагают в отношении ОЯТ, то есть обсуждают 0,1% проблемы атомной энергетики.
- В первую очередь необходимо законодатель но закрепить за ОЯТ статус ядерных отходов, которые не подлежат никакому использованию. Де факто это есть, нужно сделать де юре.
- Законы США признают ОЯТ самыми опасными отходами, и переработка ОЯТ мирных реакторов запрещена.
- В России ОЯТ считается ценным сырьеи для будущих поколений. Это самое опасное заблуждение, закреплено юридически.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 05/06/2019 | Дементию Башкирова. Под вашим др. подразумеваются углерод 14 и еще целый набор изотопов в аэрозолях в газообразных выбросах. Эта дрянь систематически вылетает в ОС с АЭС. |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | - Другие, то есть те, что находятся в двугорбый кривой распада тяжёлых атомов (плюс тритий, продукт деления на три осколка) и продукты активации конструкционных материалов.
- Самые опасные с ядерной и радиационной точки зрения продукты реакций нейтронного захвата. Это уран с 232 по 238, нептуний, плутоний, америций, кюрий (для БР ещё берклий и калифорний)
- Производство искусственных актинидов должно быть планомерно свернуто до безопасного предела. На планете не должно находиться более 50 млн. Ки долгоживущих актинидов.
- Безопасно для планеты 190 т плутония в составе ОЯТ ВВЭР, это примерно 12 ГВт(э) на всей планете, работающих 1000 лет и удалении ОЯТ через 60 лет на большие глубины.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | На конференции 2017 года в Петергофе американцы доложили, что разобрали АЭС, бетон и металл увезли (в английском тексте было "на дно океана", может быть ошибка), а контейнеры с ОЯТ поставили на образовавшуюся лужайку на вечные времена. Это у них называется "декомиссия". |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | Вы, уважаемый радио-химик Дементий, далеки от проблем народа. По всей России с городским мусором не знают, что делать, засрали все вокруг городов, поселков, устроили свалки в черте городов и поселков Народ не безмолвствует, дело доходит до мордобоя . Поэтому в России ОЯТ не считается предметом обсуждения , а ОЯТ считается ценным сырьем.
|
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | Уважаемые радио-химики ! Если честно, то надоела Ваша тугомотина . В каждой статье Вы говорите об одних и тех же проблемах, ничего не меняется, а ситуация только ухудшается. Стране не помогут никакие законы , а нужна смена Правительства и зачистка от тотальной Единой России. Без этого нет будущего у нашей стране , и мы будем дальше тонуть в отходах в мусоре в ОЯТ .....
|
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | "Авторы законопроекта ничего не предлагают в отношении ОЯТ, то есть обсуждают 0,1% проблемы атомной энергетики"
Тезисы уважаемого Дементия Башкирова интересны и необходимы. Но радиационная безопасность Ленобласти практически не определяется операциями с ОЯТ и его статусом (к предмету данного регионального законопроекта относятся, разве что, подготовка ОЯТ к транспортировке, временное хранение и транспортировка по территории области).
Тезисы, видимо, гораздо более уместны относительно законотворчества федерального или, например, в рамках Красноярского края. |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | В 1969 г. в Швейцарии вступила в строй первая коммерческая атомная электростанция «Beznau I» которая работает до настоящего .времени .В 1972 г. по инициативе «Объединения компаний-операторов АЭС» («KKW») и федеральных органов власти (ответственных в Швейцарии за утилизацию радиоактивных отходов, произведенных предприятиями промышленного, исследовательского и медицинского профиля) было основано «Национальное товарищество по хранению ядерных отходов» («Nationale Genossenschaft für die Lagerung radioaktiver Abfälle» — «Nagra»).Швейцарский федеральный «Закон о ядерной энергетике» («Das Kernenergiegesetz») требует, чтобы захоронение радиоактивных отходов производилось в глубоких геологических слоях. Швейцарская концепция утилизации отходов предполагает наличие двух типов хранилищ: для высокорадиоактивных («Hochradioaktive Abfälle» — «HAA») и для слабо- и среднерадиоактивных («Schwach- und mittelaktive Abfälle» — «SMA») отходов.Предполагается, что прежде, чем быть утилизированными в глубоких геологических слоях земли, радиоактивные отходы должны провести от 30 до 40 лет в таком промежуточном хранилище с целью охлаждения до безопасных показателей. |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 06/06/2019 | кандидат юрнаук перепутал законы и вместо ФЗ-3 "О радиационной безопасности населения" упоминает те, которые к поднимаемому вопросу совершенно не относится. Далее какие то слова "ни о чем". |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 10/06/2019 | Граждане общественники! А куда девается Ваш экологический пыл, когда речь идет о тепловых станциях и угольно-зольных радиоактивных отвалах вокруг? О мусорных свалках, душащих города? Кроме того, не пора ли обсудить идиотскую аксиому, что на месте АЭС должна быть возведена зеленая лужайка? Зачем? Аналогичная история с водооборотом бумажных комбинатов - взять чистую воду, налить в нее всю вредную химию, известную человечеству, а потом попытаться очистить до первичной чистоты! Да, можно! Только зачем? Вы же не пьете из городских ливнестоков! И эту не пейте!И денег это стоит много. экономику кто-нибудь считал? Или экология - это не бизнес, а мечта? Пусть на месте АЭС построят новую модель АЭС. Ведь потребление энергии возрастает по годам. И Вам будет спокойнее. |
[ Ответить на это ]
Re: Региональный закон о радиационной безопасности Ленобласти (Всего: 0) от Гость на 10/06/2019 | Про терриконы угольных шахт тоже никто не переживает. Вот это масштабы! |
[ Ответить на это ]
|
|
|