proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[07/06/2019]      Этика планетарного ноокосмогенеза

«Философия – это упражнение в умирании». Платон

Б.Г. Гордон, профессор (gordon@secnrs.ru)

В статье /1/ изложены представления автора о происхождении и развитии разума в космосе и на Земле. Красной нитью через неё проходит мысль, что все результаты имеющихся знаний, являясь последними достижениями существующих наук, могут рассматриваться как первые шаги в перспективе будущих успехов. Так что в условиях недостатка исходных данных построение гипотез оказывается важным методом исследований как отдалённого прошлого, так и будущего. Причём длительность человеческого будущего на планете может стать много больше его прошедшего существования. А гипотезы, претендующие на звание исторических и этнографических теорий, пригодны только для объяснения настоящего.



Среди них распространены предположения о множественности мест существования разума во вселенной, о неоднократном инфицировании им Земли и о смене цивилизаций из-за планетарных катастроф. К сожалению, убедительных доказательств таких представлений не существует в силу упомянутого недостатка знаний, но из этих гипотез следует, что наша цивилизация находится в младенческом возрасте по сравнению с периодом её возможного существования, и ко всем её достижениям надо относиться соответственно. Её главная цель – избежать смертности в детстве и создать условия для своего дальнейшего развития.

Поэтому в качестве одного из индикаторов состояния человечества можно считать его численность, которая отражает суммарный, синергетический результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей предыдущую историю человечества /2, 3/. Этот параметр зависит от множества факторов, в частности, от сохранения энергетического баланса, иерархии видов деятельности и т.п. /4/. К числу таких факторов можно отнести комплекс норм и правил, ценностей и идеалов, сплачивающих человечество и способствующих преодолению природного эгоизма индивидов, – то, что мы называем этикой. И её важнейшая проблема – отношение к смерти как индивидуальной, так и планетарной. То есть условия, способствующие сохранению разума на Земле, могут рассматриваться как один из вариантов обеспечения существования разума в космосе. А сама планета может оказаться космическим инкубатором не только людей, но и идей.

Бесконечность пространства и времени

Прежде, чем обратиться к основной теме статьи, остановимся на вопросе, недостаточно проясненном в /1/: каково в представлениях о ноокосмогенезе отношение к времени и пространству? Прежде всего, отметим принципиальную умозрительность и гипотетичность понятий о бесконечности пространства и времени. Умозрительность состоит в том, что бесконечность пока нельзя доказать, во всяком случае, эмпирически: отсутствие конца может свидетельствовать об ограниченности наших возможностей и способностей познания, а не о свойстве реальности. В некоторых работах отмечается различие между бесконечностью и ограниченностью и предложена в качестве иллюстрации шаровая поверхность, на которой движение возможно бесконечно, но пространство ограничено ею. 

Кроме того, надо отличать бесконечность пространства и времени и сочетать представления о бесконечности пространства с гипотезой о «большом взрыве», которой пока придерживаются многие учёные. Ведь если 4 или 13 миллиардов лет назад произошёл большой взрыв, то в силу постоянства скорости света материальный размер вселенной оказывается, бесспорно, великим, но всё-таки конечным и равным произведению этого времени на скорость света. Причём этот размер постоянно возрастает и у нас нет средств обнаружить, находится ли что-нибудь за его пределами. Кстати сказать, подобные рассуждения об ограниченности скорости света привлекаются для доказательств отсутствия всеведения у Всевышнего.

Вообще говоря, у современного нам человека есть чувства, позволяющие фиксировать перемещения в пространстве, но нет регистраторов для определения времени. Часы – это механическое или электронное устройство, которое заменяет способность ориентации во времени. Может быть, время стоит, а мы в нём барахтаемся, как в бульоне. А ведь в представлении о бесконечном времени должен содержаться ответ на вопрос, что было до большого взрыва? Понятно, что вроде бы нет источников информации ни о пространстве за границами, достигнутыми светом, ни о времени до взрыва, так что здесь также оперируют только гипотезами. 

Конечно, волновая природа окружающего мира наводит на мысль о циклическом характере всех космических процессов, где взрыв и расширение сменяются последующим сжатием и новым взрывом. И тогда бесконечность времени обеспечивает бесконечность пространства, то есть бессмертие вселенной. Причём закон возрастания энтропии отнюдь не препятствует такому представлению, так как вряд ли вселенную можно полагать замкнутой системой. Во всяком случае, для целей данной статьи достаточно понимания, что наблюдаемый космос существует в пределах одного временного цикла и весьма большого, но ограниченного пространства, заполненного материей. То есть вселенная, может быть, и бесконечна, но у нас пока нет инструментов экспериментального подтверждения такой гипотезы. И критерием правильности таких представлений остаётся только их относительная непротиворечивость и логичность в объяснении всего комплекса наблюдаемых явлений.

Наряду с умозрительными гипотезами о бесконечности пространства и времени следует также иметь в виду возможную структурную бесконечность, которая также умозрительна и гипотетична. Речь идёт о том, что наша вселенная может оказаться конечным элементом некой суперогромной конструкции, состоящей из бесконечного числа таких элементов. А, скажем, каждый электрон или нейтрино в нашем мире  также являются суперконструкцией, состоящей из бесчисленных мельчайших вселенных. Но это вообще, кажется, никак нельзя доказать –  только вообразить.

Постановка задачи

Из представлений о большом взрыве и бесконечной вселенной вытекают два следствия. Земля может оказаться первым и пока единственным местом, в котором за миллиарды лет существования нынешней генерации материи зародились жизнь и космический разум, или Земля является одним из многочисленных инкубаторов жизни и разума, возникших за такой период. Причём пока нельзя ни исключить, ни опровергнуть предположение о том, что на планете уже существовали какие-то формы жизни и разума, но были погребены последствиями глобальных катаклизмов, прошедших за миллиарды лет /1/. Здесь полезно привести таблицу 1, содержащую временную шкалу событий, наступающих после планетарной катастрофы. Не описывает ли последняя строчка предмет современной нам археологии? Ведь следы продуктов деления и ядерных реакций, оставшиеся от предыдущих цивилизаций, могут покоиться в недоступной нам толще земной коры и в глубинах океанов.

В свою очередь, гипотеза о ноокосмогенезе становится тесно связанной с теорией панспермии, и из бесконечности вселенной следует предположение о бесконечности количества таких космических инкубаторов. Эти представления логично объединяются в стройную систему, позволяющую объяснить существующие разрозненные и противоречивые данные о происхождении жизни и разума на нашей планете. Если время существования последнего цикла существования вселенной имело начало, то за миллиарды лет в бесконечном пространстве не раз могли возникнуть носители разума, и Земля – одно из таких мест.

По отношению к Земле космический разум может проявляться как демиург, сформировавший однажды условия для развития  людей и предоставивший их последующую судьбу самим себе.

Он может существовать как присматривающий за человечеством, имеющий здесь своих агентов, часть из которых воспринимается нами как пророки или учителя.

А может быть, он постоянно вмешивается в земные дела руками своих   избранных посланников, а мы можем лишь сожалеть, что не из их числа.

Во всяком случае, все эти варианты служат ипостасями Бога, который вполне может оказаться рациональным созданием, объясняющим и компенсирующим наше слабое знание мира. И кантовское представление о врождённой идее Бога прямо следует из младенчества нашей цивилизации. Так как космический разум проявляется в разных местах и в разное время, то результат его воздействия может наблюдаться ограниченными группами людей в различные периоды истории и, следовательно, невоспроизводим, то есть по определению не может быть предметом науки, а только веры (sola fide).

Таблица 1. Последствия планетарной катастрофы (падение крупного метеорита)

Причём вера в своё предназначение самих создателей религий, пророков и учителей, таких как Моисей, Будда, Христос, Магомет, является предметом их индивидуальной психики, а вера в них – это уже следствие социальной психологии. Ведь мы же не знаем, сколько безвестных пророков предшествовало им и сколько считало себя посланцами после их ухода. Как не знаем причины, по которым их учения остались в истории, а иные исчезли.

Во всяком случае, перечисленные счастливцы (или страдальцы) не претендовали на охват своими учениями всего человечества и объективно воздействовали только на ближнюю к ним его часть. Их взгляды, скажем в европейской и мусульманской культурах, передавались вначале изустно и впоследствии закреплялись в Торе, Евангелиях, Коране. Эти тексты остались в истории, во многом, ещё и потому, что учили конкретным и ясным правилам: как следует жить, как умирать, что надо делать, чего следует избегать и т.п. Существует много общего в этических правилах иудаизма, христианства и магометанства, но безусловные отличия в некоторых из них наполняют кровью глубокие рвы, разделяющие народы разных религий между собой.

За прошедшие тысячелетия эти религии ещё более дифференцировались, расщепились на конфессии и секты и оказались тесно связанными с культурными, государственными и социальными аспектами жизни различных этносов. Вначале эти взгляды распространялись среди небольших групп учеников и апостолов и впоследствии были восприняты племенами и народами. Однако в истории религий представляется очевидным факт существования обратной связи между содержанием этических концепций и численностью их адептов.  Этот факт нуждается в серьёзном научном изучении, и данная статья представляет собой не более, чем попытку постановки самой задачи. Разумеется, как всякое дело рук человеческих эти взгляды ограничены, но остаются пригодными для обсуждения и последующего развития.

Исходные обстоятельства

Общепринятые ныне данные о численности человечества и изменении её в исторической перспективе, по нашему мнению, также являются гипотетическими, так как основаны по большей части на предположениях и допущениях. Можно надеяться, что чем ближе к современности, тем они точнее, хотя существуют вполне обоснованные сомнения в этом, так как разные страны политически и экономически заинтересованы в повышении декларируемых размеров численности своего населения.

В литературе существуют разные методы оценки этих величин, и мы ни в коем случае не претендуем на экспертизу или отбор этих методов. В таблице 2 представлены результаты осреднения расчётов, взятых из различных источников. Разумеется, переписи населения организовывались всего лишь пару последних веков, да и то не во всех странах, так что большинство значений таблицы является следствием умозрительных моделей и может подвергаться сомнениям. Но для наших целей важны даже отношения порядков величин, которые вытекают из приведённой таблицы.

Таблица 2. Данные о численности человечества

За три последних тысячелетия человечество выросло в сто раз, и по мнениям ряда специалистов, например /2/, в ближайшее столетие численность установится на величине 12-13 млрд. человек. То есть, по этой гипотезе вполне возможно, что мы живём в период стабилизации численности населения планеты, когда скорость роста уменьшается, а сама численность впервые в истории перестанет расти и выйдет на плато. Это будет уникальный момент в истории человечества, когда оно впервые не будет возрастать.

Вместе с тем, уже упомянутые выше общие соображения о волновой природе всего сущего наталкивают на мысль, что, скорее всего, количество населения Земли будет изменяться не монотонно. В силу неведомых пока причин эта величина начнёт снижаться, потом опять возрастать, а частота и амплитуда этого процесса будут зависеть от множества факторов, в том числе, и от рассматриваемых в данной статье. Такое понимание – один из стимулов её написания.

В настоящее время человечество можно разделять по разным ключевым признакам. Современная нам этнография выделяет 11 крупнейших (более 100 млн. чел.) народов, которые все вместе составляют более 2.7 млрд. чел. или около 40% численности всего человечества, табл. 3. Остальные свыше 4-х млрд. чел. составляют несколько тысяч племён и народностей, причудливо распределённых по планете. Их количество и названия зависят от определений сходства и различия.

Помимо биологического сходства представители каждого народа имеют характерные общие черты: язык, историю,  стереотипы поведения, осознание своего единства, противопоставление себя другим этническим системам и т.п. Так как этические нормы определяются, по большей части, религиозной принадлежностью народов, то для наглядности полезно привести классификацию по данному признаку, которая отражает состояние человечества на начало нынешнего века, табл. 4.

Таблица 3. Численность основных народов.

 Таблица 4. Численность различных религий

Так как мы находимся в иудео-христианской культуре, главная книга которой – Библия, то и примеры будем брать из неё же. Конечно, человечество неоднородно и мультикультурно, так что большая его часть развивается по собственным законам. Хотя влияние на численность человечества китайских и индийских воззрений, бесспорно, более значимо, но для постановки задачи достаточно и его части. 

Заветы и запреты

В работе /1/ отмечалось, что количественные изменения некоторых физических величин приводят к  принципиальным переменам в их качественных проявлениях. Простой пример с температурой: уменьшение её на два порядка от привычных для нас значений связано с возникновением сверхпроводимости и сверхтекучести, а возрастание используемых на практике температур на те же порядки выводит материалы в сферу низкотемпературной плазмы, также обладающей особыми свойствами.

Конечно, не следует механически переносить физические представления на гуманитарные области, но наблюдая скачки каких-то параметров, полезно проверять их влияние на окружающие процессы. В частности, речь идёт о том, что заповеди, предложенные для небольшой группы соплеменников, при распространении на количественно большие когорты могут оказаться ошибочными для даже части возросшего человечества. Во всяком случае, три тысячелетия – вполне приемлемый период, если не для пересмотра любых правил, то для анализа их влияния на существенно увеличившееся число их адептов.

Действительно, деятельность Моисея, например, относится к тринадцатому веку до нашей эры, когда количество евреев измерялось десятками тысяч, а численность всего человечества оценивалась десятками миллионов человек, и только малая часть его сталкивалась с иудеями. И нам не встречались исследования, изучающие зависимости содержания этических норм от численности их исполнителей.

Десять заповедей прочно входят в контекст христианской культуры и, соответственно, оказывают воздействие на иные культуры. По легенде они были дарованы напрямую Господом. Но выше уже мы говорили, что в рамках рационалистического дискурса под этим именем могут скрываться разные сущности, имевшие вполне материальное происхождение, а существование которых относится к незапамятным временам. Как и любые правила, эти заповеди вытекают из кумулятивного жизненного опыта конкретных групп людей и представляют собой замысловатую смесь прошедшей практики с желаемым будущим. Эта практика обобщена на базе ограниченного числа событий, произошедших с небольшим количеством людей, а ныне её пытаются распространить на в тысячи раз большие население и территории.

                Здесь уместно напомнить сами заповеди /5/.

  1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим; 

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 

  3.  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  4.  Помни день субботний, чтобы святить его; 

  5.  Почитай отца твоего и мать твою,

  6.  Не убивай.

  7.  Не прелюбодействуй.

  8.  Не кради.

  9.  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  10.  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Очевидно, что первые четыре заповеди относятся к взаимоотношениям с Господом, пятая – к семье, остальные пять – к поведению в обществе. Учителя давно обратили внимание, что только две заповеди положительны, то есть содержат указания, как следует поступать: помни и почитай. Остальные восемь запрещают действия. Причём последние пять запрещающих правил как-то плохо сочетаются с практикой скотоводов-кочевников, постоянно нападавших на ближайшие племена, убивавших их членов и захватывавших окружающие земли и пастбища, что весьма красноречиво описано в Библии. Принято считать, что эти заповеди были даны только одному народу для организации его общежития, а их последующее распространение – свидетельство цивилизации, как одна из основ иудео-христианской культуры.

Разумеется, можно поискать причинно-следственные связи каждой из них с численностью человечества, но напрямую влияют две: шестая и седьмая. Изменение численности определяется разностью рождений и смертей, которая как раз регулируется этими заповедями. И если запрет убивать своих соплеменников представляется очевидным, то скотоводам, занимавшимся одомашниванием, разведением и селекцией, было известно, что одним из условий здорового потомства являлось  разнообразие участников вязки. Так что седьмая заповедь вроде бы не вытекала прямо из имевшегося опыта древних евреев. 

Вообще определения того, что считать прелюбодеянием, весьма отличались в разные времена и в разных культурах. Было ли это действием строго вне брака, зависит от того, насколько свободны отношения в браке. Ведь, судя по историям Иакова и других героев Торы, многожёнство и связи с наложницами были вполне допустимы и прелюбодеяниями не считались.

Или прелюбодеянием считается любое соитие, как утверждал Л.Н.Толстой в «Крейцеровой сонате». «Если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить». «Если есть цель жизни, то ясно, что жизнь должна прекратиться, когда достигнется цель». В этих рассуждения слишком много условий, но уже в наше время созданы медицинские методы, позволяющие осуществить оплодотворение без соития, и насколько далеко зайдут такие методы, можно только гадать.

Также и на естественную смертность влияют разные причины, например неверие в Бога или неисполнение дня субботнего, а рождаемость зависит от культуры прелюбодеяния: противозачаточные средства, фармацевтика, информированность и т.п. В десятой заповеди речь ведётся о зависти, о вожделении к жене ближнего, которое без прелюбодеяния на численность не влияет, хотя способно снизить вероятность прелюбодеяния с другими, свободными женщинами.

Собственно, 10 заповедей – это малая часть правил, установленных Господом в данной и других главах книг Ветхого Завета. Так, специалисты различают 247 заветов по числу костей в скелете человека, которое меняется с возрастом, и 365 запретов по числу дней в году. При желании можно найти противоречия между ними, а различия в этических концепциях Ветхого и Нового заветов хорошо известны: например, «око за око» требует иного поведения, чем подставление «щеки ближнего». Интересно, что согласно традиции исполнять все эти заветы и запреты должны лишь «правоверные» евреи, остальным достаточно и 10-и заповедей, а неверующие для нравственного поведения и последующего спасения должны просто постоянно помнить о смерти.

Общий опыт свидетельствует, что большинство из сильно размножившихся людей заповеди не исполняло, и они превратились в идеализированную схему или рамку, используемую для воспитания и проходящую испытания современной реальной жизнью. Вполне возможно, что они были рассчитаны на весьма малое число людей, для которых впервые и создавались, а для нынешних масс нужны какие-то иные правила. Во всяком случае, важно постоянно изучать, как эти заповеди влияют на столь резкое увеличение численности, и не следует ли возрастающему человечеству время от времени корректировать их понимание.

Особенности нашего времени

Если мы допускаем, что разум зародился где-то в бескрайних мирах и был занесён на Землю, то время его существования будет как-то определяться длительностью бытия этих миров. Если же разум возник на Земле, то придётся смириться с его исчезновением, так как окружающий нас мир несомненно свидетельствует о том, что всё, имеющее начало, имеет и конец. «Кто однажды родился, непременно умрёт». То есть получается так, что нынешнее человечество обязательно исчезнет, но время его существования прямо зависит от его происхождения. И не из чего не следует, что именно наше время пригодно для решения этого вопроса, хотя вполне естественно представление о современности как о вершине знаний.

Людям вообще свойственно видеть в своей эпохе новые отличия, возникновение необычных черт, определяющих и отделяющих её от предыдущих времён, но история учит, что каждый период в такой же степени обладал своими свойствами и отличиями. Нам только кажется, что в давние времена окружающая среда изменялась не столь радикально, как ныне, хотя именно в наше время периоды смены технологий стали короче времени смены поколений. Конечно, про атомную бомбу, генетику и интернет нельзя сказать, что «это было уже в веках, бывших прежде нас», но думается, что книгопечатание, электричество и радио сыграли в свои эпохи не менее важные роли. Так что Экклезиаст имел в виду свойства людей, а не окружающего их мира, и его книга мудрости – этический, а не исторический документ.

Следуя /2/, мы можем рассматривать человечество как систему, а его численность – как характеристический параметр, зависящий от поведения каждого индивида. Так как свойства индивида передаются с помощью механизма наследственности, то и численность, в конечном счёте, будет зависеть от этого механизма: взаимосвязи, накопление изменений, мутации, отбор и т.д. То есть, численность человечества прямо зависит от этики индивида. Мы можем не ощущать эту ответственность, отговариваясь малостью влияния, но должны понимать, что эта малость умножается на большие и всё возрастающие числа.

Особенно это касается отношения нашего общества к старикам, больным, инвалидам – тем, чей вклад в общественный продукт отсутствует и чьё содержание требует, напротив, расходования этого продукта. Именно в наше время возникло новое явление – игромания, столь же заразительное, как алкоголизм, и привязчивое, как наркотики, когда активная деятельность молодых людей никак не увеличивает продуктивность поколения. Не случайно особенности Homo ludens (человек играющий) недавно даже были признаны болезнью.

Это также связано с однополыми семьями, которые участвуют в создании только части общественного благосостояния, той, которая не связана с размножением. В последние годы с развитием информационных сетей стало известно о наличии «асексуалов», отрицающих вообще сексуальные отношения. История человечества изобилует разнообразными чудачествами в этом роде.

Солипсизм – естественное состояние детского сознания, но множество людей живёт вне потребности в поиске окончательных истин, ограничиваясь ежедневными практическими контактами с реальностью. Резкий рост численности, произошедший за последние пару веков, сопровождается взрывным ростом информации, знаний, научных достижений и т.п. Особенное влияние на народонаселение оказало развитие медицины и тех видов деятельности, которые прямо воздействуют на его численность /4/. Но любой рост ограничивается обратными связями. Мы сейчас не можем сказать, какие из них окажут превалирующее действие, но нельзя исключить, что это окажутся мутации, деградация и вырождение.

 Возрастание количества многообразных субкультур и маргинальных групп населения также делает отношение к ним важным социальным фактором, который прежде просто не учитывался из-за его малости. Можно сказать, что само наличие таких групп является следствием развития информационных технологий, связывающих разбросанных в пространстве индивидов, прежде и не помышлявших о подобном объединении. А множество этих групп препятствует созданию общей для всех картины мироздания, осознанию своего места в ней и исследованию её особенностей.

Виртуальные связи через информационные сети активно влияют на поведение особи. Усиливается объединение близких по духу, которому прежде препятствовали языковые барьеры. Что из этого получится, трудно предвидеть, так как ещё мало времени объединения – всего одно поколение. Пока многоязычие преодолевается электроникой, но возможно будут найдены и другие пути и методы.

Вообще виртуализация реальности в электронном мире – это, действительно, новый фактор последнего времени, и миллионы пользователей сети узнают мир по словам и картинкам в своих смартфонах, как ранее познавали его через книги, фильмы, TV и т.п. Эти миллионы, может быть, никогда не станут производителями материальных ценностей, а только их потребителями, так как производительность труда выросла настолько, что небольшая часть людей способна обеспечить всем необходимым остальное человечество.

Нельзя исключить, что физиологические различия между полами способны продуцировать разную этику. Во всяком случае, эта проблема нуждается в изучении, ведь именно современные женщины получили уникальные средства регулирования рождаемости. Здесь тоже надо помнить о колебательном характере окружающего мира, и феминистические порывы могут сопровождаться естественными откатами.

Рождаемость зависит от вероятности физических контактов, но мы просто ещё не знаем, как она будет связана с ростом числа коммуникаций и этических контактов, которые, в свою очередь, зависят от интенсивности информационных потоков. Нельзя исключить, что само творчество, поиск новых знаний и взаимосвязей есть «богоугодное» дело, то есть поддерживается теми высшими силами, которые распространяют разум в космосе

Ценность человеческой жизни имеет ряд аспектов. Для самого человека и его близких она бесценна, а в иерархическом сообществе, где существуют возможности распоряжаться чужими жизнями, она снижается с ростом численности, чему подтверждением служит любая война. Так что, если численность стабилизируется, то основной угрозой существованию человечества станет накопление генетических, социальных и этических нарушений, воздействия которых усилятся при возрастании времени жизни индивидов. А если численность будет колебаться, то эти воздействия окажут влияние на  частоту и амплитуду её колебаний.

К сожалению, Дамокловым мечом над человечеством висит угроза ядерной войны. С одной стороны, не следует преувеличивать её последствия так же, как воздействия человека на глобальные изменения климата. Но с другой, – трудно сохранить длительное балансирование на грани ядерного конфликта, зависящее от  этических установок шальных людей, случайно ухвативших власть.

Заключение

Вся статья основана на представлении о младенчестве нашей цивилизации. Даже через миллион лет, в десять раз больший срок, чем её нынешний возраст, в масштабах человеческой жизни ей будет всего годик. Поэтому, очевидно, что у нас ещё мало знаний для понимания проблем ноокосмогенеза. Но их вполне достаточно, чтобы внимательно исследовать связи будущего человечества на планете с его сегодняшними действиями. 

Конечно, невозможно представить, как изменится сам человек и окружающая его среда, сохранится ли человечество, какова будет его численность и чем будет ограничиваться срок жизни каждого: естественными причинами, самоубийством, эвтаназией или пока неизвестными факторами. Важно помнить, что пока у нас нет второго варианта жизни, можно строить гипотезы и версии того, как  поведение, взгляды и особенности каждого могут воздействовать на судьбу всего человечества. Ведь даже кажущиеся очевидными представления о необратимости жизни и неизбежности смерти могут оказаться лишь предположениями.

Литература

  1. Гордон Б.Г. Начала ноокосмогенеза, Экология и промышленность, т.20, № 4, 2016;   //сайт «ПроАтом», июнь, 2016,  //сайт  ЯОР, статьи.
  1. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечестваМосква, 1999.

  1. Гордон Б.Г. Перспективы ноокосмогенеза, Атомная стратегия ХХI, № 6, 2017; //сайт «ПроАтом», июнь, 2017.
  1. Гордон Б.Г. Стратегия планетарного ноокосмогенеза, Атомная стратегия ХХI, № 8, 2018; //сайт «ПроАтом», июнь, 2018.

  1. Библия, Исход, глава 20, изд. Библейских обществ, Лондон, 1965.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики и Мироздание
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Физики и Мироздание:
Падают ли тела на Землю с одинаковым ускорением?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.54
Ответов: 1893


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 43 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
История Джона Сноу и его белобрысой подруги показывает, что можно и с другими заповедями. 
Скажут - это сказка? Так ведь и описанное в Торе - не то чтобы быль


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
Боря, у иудеев далеко не Библия главная книга. Тебе ли это не знать (помнишь как Вишневский потребовал от тебя не носить звезду Давида на лацкане пиджака?) А китайцев далеко не миллион, а больше миллиарда. 


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
В апрельском УФН на полном серьезе обсуждается жизнь на Венере. Новая обработка старой телеметрии с наших аппаратов показала различные движущиеся фигуры. Обсуждаются механизмы самоорганизации в условиях Венеры по аналогии с жизнью на глубоко-подводных вулканах, где тоже очень суровые условия. Сплошная серная кислота, высокие температура и давление )) 


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
Платон, как прежде, прав. А мы с автором, лишь растекаемся мыслию но древу знаний и заблуждений.
Философия, как наука умирать, младенцу-человечеству не нужна, как не нужна и маразматику. А зрелость пережита во времена Платона.
Напрасные нажежды, что у нас все еще спереди.
Человечество зародилось лет 70 т. назад, как раз, после катаклизма, здесь описанного.
Заповеди давно отредактированы. 1. Язычниками - первая: Природа - бог. 2. На пути к маразму человек творит кумиров по своему образу.
Относится к природе и к сородичам как себе - понятно каждому зверю, кроме человека. 7 - ая комментируется всей литературой. Лживее всех Л. Толстым.
Обиднее всего, что в маразме более всех преуспела физика. Все лживо в своей основе и противно здравому смыслу. Гипотезы, ни на чем не основанные, не отвечают даже эстетическим критериям. Ноль красоты! ГеН


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
Платон, как прежде, прав. А мы с автором, лишь растекаемся мыслию но древу знаний и заблуждений.
Философия, как наука умирать, младенцу-человечеству не нужна, как не нужна и маразматику. А зрелость пережита во времена Платона.
Напрасные нажежды, что у нас все еще спереди.
Человечество зародилось лет 70 т. назад, как раз, после катаклизма, здесь описанного.
Заповеди давно отредактированы. 1. Язычниками - первая: Природа - бог. 2. На пути к маразму человек творит кумиров по своему образу.
Относится к природе и к сородичам как себе - понятно каждому зверю, кроме человека. 7 - ая комментируется всей литературой. Лживее всех Л. Толстым.
Обиднее всего, что в маразме более всех преуспела физика. Все лживо в своей основе и противно здравому смыслу. Гипотезы, ни на чем не основанные, не отвечают даже эстетическим критериям. Ноль красоты! ГеН


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
Ген, у вас получаются прекрасные философские суждения. Эфир сложен для восприятия (инерция мышления), а вот мысли о насущном – это воспринимается отлично.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Катастрофы разных масштабов происходят на Земле периодически. Достаточно приблизиться крупному астероиды, чтобы сотрясти недра. Поднять бы данные от 11-летнего цикла Чижевского, до периодики масштабной, эпохальной. 


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
а Боря то при Брежневе тайно Библию читал (1965 года издания). Господи, куда его соплеменники смотрели - почему Тору с ним не изучали?


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2019
Профессор, вы такой оптимист....:) Реально в мире идёт борьба между финансовым и промышленным капиталом.Финансовый сегодня получил мировое господство. После чего было остановлено развитие науки. Наука в большинстве развитых стран стала специально тормозиться, убиваться недофинансированием, откачкой мозгов, подавлением вновь открывающихся направлений.
Почему?  Потому что наука - это условие развития промышленного капитала. И если наука будет развиваться, то даст промышленному капиталу возможность рывка и силы для победы над финансовым капиталом.
===================
Финансовый капитал, обладая машинкой для печатания денег из воздуха в лице ФРС, старается недопустить реванша  промышленного капитала и возвращение финансового туда, где он и должен быть. А именно, нести функцию обслуживания промышленного===============
 Финансовый капитал затеял такое явление, как глобализацию, то есть, разрушение национальных государств и созданию единого государства под управлением ростовщиков, то есть, банкиров. С единой религией денег и превращением людей и народов в говорящую скотину, которая должна обслуживать финансистов.
Промышленников мы наблюдаем в лице Трампа, финансистов в лице ФРС. Путин его братва давно  легли под глобалистов, почему у них такие тёрки с администрацией США. А чем это кончится - посмотрим. Но хорошего ждать не приходится...:)
 


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 08/06/2019
прелюбодействовать - очень даже неплохо, тут они ошибаются


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 08/06/2019
Эту заповедь альфа-самцы проповедуют для всех остальных


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Обратите внимание на различную механику оценки статей Локшина А.М.и Гордона Б.Г.Вам ничего это не напоминает?


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Борис Григорьевич, огромное вам спасибо за статью! Заставляет задуматься. В текучке обыденной жизни мы ощущаем время только в пределах возможностей нашего влияния на процессы. Шаг в сторону – и бездна тайн вселенского масштаба. Живем как улитки – не дольше своей раковины. Фактически, мы уязвимы, беззащитны перед глобальными природными изменениями, перед глупостью или амбициями фанатиков. Почему мы, человеки, столь близоруки и беспечны?


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Нет мы не близоруки,мы внимательно наблюдаем за механикой влияния на оценку статьи Гордона.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Особенно, когда некий злопыхатель начинает вдруг добавлять несколько единиц, чтобы самоудовлетвориться.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Вы меня заинтересовали своим комментарием. Так где там можно оценку (естественно, пятерку) Гордону поставить?  


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
А профессор не дремлет,он бдит за работой счетчика,чтобы не было перебора.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
9-я заповедь злопыхателю особенно туго доходит.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2019
Отличная статья Гордона. Великолепной эрудиции человек. ............................... Не понимаю суету и желчь местечковых злопыхателей. Если не способны понять, так валили бы в «Одноклассники», или «Вконтакте».


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Китайцев 1.17 млн, а русских в России 140 млн. Поржал. Кстати, откуда столько русских в России?


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Не поднят один важный вопрос - сколько чертей помещается на кончике иглы.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2019
Кстати, откуда столько русских в России?-------------------------------------------------Из Узбекистана?


[
Ответить на это ]


Мегаплановая суперстатья (Всего: 0)
от Гость на 11/06/2019
С таких высот и следить за индикатором численности индивидов?
Зачем из космоса изучать "человейник"? Почему имеющиеся знания "о человеке" уже не годятся? А если годятся , то нужно ли и чем дополнить тогда Библию+++? Может вписать туда "ядерный реактор и лунный трактор"?

Тем более заявлена волновая предопределенность "всегда и везде", чего тогда беспокоиться "здесь и сейчас", ну выросло что-то, значит скоро упадет...


Ну сократится средняя численность индивидов? они же не как молекулы газа равномерно барахтаются. В среднем сократиться, а где-то вырастет или до нуля даже

Красная нить статьи: Ядерная угроза может повлиять на среднюю численность индивидов на планете. Даже не реализовавшись. Ну может. Китайцам то что с того. Самую читаемую Книгу не читают, а на численность влияют больше всех - см. табл 3.

Какое же неизвестное свойство человечества показывает обсуждаемый параметр средней численности? Почему о ней надо заботиться? Что об этом говорит планетарный космогенез?




[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 18/06/2019
Спасибо Б.Г.Гордону! Отличная статья.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 18/06/2019
Спасибо Б.Г.Гордону! Отличная статья.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2019
Ну очень отличная статья!!!


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2019
Ну чисто отличная статья ---1 с минусом.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2019
Гордону пора примерять мантию акадэээмика!!!


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2019
Оценщик Говнищер продолжил минусовать единицами, испытывая чувство глубокого самоудовлетворения.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 20/06/2019
А профессор    более  заслуживает степень---доктор фекальных наук.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 22/06/2019
Ну в натуре доктор.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 22/06/2019
профессор в совершенстве овладел технологией повышения оценки своей статьи с помощью "счетчика"и сам себе пишет комментарии-комплименты.И что будет дальше?!Будем наблюдать.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 22/06/2019
...и наблюдатель Говнищер подбросил очередные две единицы, тихо радуясь своим деяниям.


[
Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 30/06/2019
Рекордный взлет оценки статьи Гордона до 1060 ответов в период с 07 июня по 30 июня и специфические в основном к ней комментарии должны вдохновить профессора на новые свершения--сотворить для Про Атома очередной опус на тему,например,"этика планетарного номогенеза отправления естественных надобностей синантропа".И это будет апогей профессора в творческой деятельности на сайте. 


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2019
А где комментарии??Таков эндшпиль профессор!


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2019
Ку-ку месье.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2019
Весьма странно--содержательных комментов нет,кроме фекальных.Следовательно статья не интересна.А в рейтинге ответов на статью много!Что-бы это значило?


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2019
Это подвластно только профессору,не соблюдающего одну из заповедей:ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти!


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2019
А ведь было сказано "с вещами на выход"!


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2019
ГРАФОМАН.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 13/07/2019
Профессору еще далеко до Гандона Ив.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 13/07/2019
Профессору еще далеко до Гандона Ив.


[ Ответить на это ]


Re: Этика планетарного ноокосмогенеза (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2019
Видимо твой псевдоним по изделию #2.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.18 секунды
Рейтинг@Mail.ru