[14/03/2007] Перевозка радиоактивных материалов – гарантированное обеспечение безопасности
В.В.Нащокин, ФГУП «Атомспецтранс», Россия
Промышленное использование атомной энергии вносит важный вклад в обеспечение устойчивого развития государства за счет высокой наукоемкости, технологичности и экологичности энергопроизводства. Обращение с радиоактивными материалами предполагает их транспортирование.
Перевозка радиоактивных материалов является неотъемлемой частью деятельности предприятий, эксплуатирующих радиоактивные материалы.
В связи с тем, что все радиоактивные материалы являются опасными грузами класса 7, объективно возникает необходимость дальнейшего развития и совершенствования существующей системы безопасности транспортирования радиоактивных материалов.
Общий объем перевозимых радиоактивных материалов всеми видами транспорта в России составляет сотни тысяч упаковочных комплектов с радиоактивным содержимым в год. (Напомним, что во всем мире эта цифра достигает 10 млн. упаковок).
Номенклатура перевозимых радиоактивных материалов чрезвычайно широка (сотни и сотни наименований) – от лекарственных фармацевтических препаратов до отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
Гарантированное обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов связано с решением ключевых, в данный момент, взаимосвязанных задач:
- совершенствования нормативной и правовой базы;
- предотвращением угроз технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов;
- необходимости постройки судна-контейнеровоза класса ОЯТ-3;
- неизбежности государственного управления перевозками радиоактивных материалов;
- соблюдением базовых принципов обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов;
- предупреждением возникновения и развития транспортных аварий, связанных с радиологическими террористическими актами;
- культурой безопасности при обращении с радиоактивными материалами.
В Федеральном законе Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" установлено, что транспортирование радиоактивных материалов должно осуществляться в соответствии с правилами транспортирования опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии с данным законом, новые национальные «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов», (НП-053-04), введенные Ростехнадзором в действие в 2005 году [1], предусматривают права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности и физической защиты, систему согласованных мер по недопущению аварий при перевозке радиоактивных материалов, требования к упаковкам и транспортным средствам.
Надо отметить, что указанный документ успешно выдержал более чем годичную проверку практикой и не вызвал сколь либо серьезные затруднения в его применении.
Более того, НП-053-04, как федеральные нормы и правила, в максимальной степени гармонизированы с международными Правилами безопасной перевозки радиоактивных материалов, издания 1996 года, МАГАТЭ, Вена [2].
Вместе с тем, по нашему мнению, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» требует своего дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не обеспечивают его эффективное функционирование [3].
Прежде всего, это относится к регулированию отношений собственности на объекты использования атомной энергии, что в условиях рыночной экономики приобретает особое значение.
Кроме того, в новую редакцию закона необходимо внести изменения на основании накопленного опыта перевозок, в частности, дать недвусмысленное определение такому термину, как «перевозчик».
Вопросы обеспечения безопасности перевозок грузов должны найти серьезное отражение в федеральном законе о перевозках опасных грузов, разработка которого ведется с 1989 года и никак не завершится.
Такие законы в промышленно развитых странах были приняты еще в середине 70-х годов прошлого века. Значение совершенствования правовых оснований организации и осуществления перевозок опасных грузов для повышения безопасности и снижения рисков не подлежит сомнению [4].
В настоящее время полнота набора пакета руководящих документов, регламентирующих перевозку радиоактивных материалов, создает предпосылки для гарантий безопасной перевозки радиоактивных материалов с минимально достижимым для существующего экономического уклада страны уровнем вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что существующие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минтрансом России в 1995 году, не соответствуют современному уровню и содержат ряд принципиальных ошибок. Кроме того, Правила разрабатывались без учета рекомендаций Минатома России (ныне Росатома) и не согласованы им.
К тому же необходимо отметить, что в настоящее время Минтранс России не проводит никаких работ по пересмотру Правил и их приведению в соответствие с международными правилами ДОПОГ.
К угрозам технологической безопасности при перевозках радиоактивных материалов, в первую очередь, следует отнести:
- исключительно и недопустимо высокий уровень износа упаковочных комплектов, транспортных средств и исчерпания проектных ресурсов перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин (90% транспортных упаковочных комплектов для перевозки отработавшего ядерного топлива близки к полной выработке ресурса);
- сокращение объемов разработки и производства транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств на 90% - 95%;
- трудности в обновлении парка упаковочных комплектов, транспортных средств, перегрузочного оборудования и грузоподъемных машин в силу неприемлемо низкой инновационной и инвестиционной активности (степень их ежегодного обновления составляет менее 1%).
На всех предприятиях Росатома для перевозки радиоактивных материалов имеется, оценочно, около 200 разновидностей упаковочных комплектов различных типов (от освобожденных упаковок до упаковок типа B(U)). Вместе с тем, только несколько упаковок из них были разработаны за последние 7 лет.
Однако, начиная с 2004-2005 годов ситуация с разработкой и производством транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств начала меняться в лучшую сторону.
Так, например, были разработаны упаковочные комплекты ТК-7С - для ТВС АЭС, ТУК-84 – для ОТВС реакторов Белоярской АЭС и т.п..
Безусловным технологическим прорывом в области создания упаковок типа B(U) явилось создание в 2006 году транспортного упаковочного комплекта ТУК-128.
Конструкция упаковки ТУК-128 типа В(U) полностью отвечает требованиям Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов и международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов.
Учитывая беспрецедентно стремительное наращивание в ближайшие годы количества строящихся и вводимых в действие блоков АЭС, в планах Росатома на ближайшие три года предусматривается разработка конструкторской документации, изготовление и испытания опытных образцов:
- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с отработанными тепловыделяющими сборками (ОТВС) энергетических реакторов ВВЭР-440 (взамен ТУК-6);
- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов с высоким выгоранием и малым сроком выдержки;
- двухцелевого унифицированного ТУК для обращения с ОТВС энергетических реакторов типа PWR и BWR;
- упаковочных комплектов для длительного технологического хранения и транспортирования средне-(САО) и высокоактивных радиоактивных отходов.
Состояние отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) на территориях бывших береговых технических баз (БТБ) Военно-Морского Флота находится в центре внимания мировой экологической общественности.
Массовый вывоз высокоактивных ОЯТ и РАО с территории БТБ может быть осуществлен только морским путем с использованием судна-контейнеровоза специальной постройки.
Необходимость постройки специализированного судна-контейнеровоза обусловлена, прежде всего, пониманием того, что вопросы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды в настоящее время приобрели особое значение.
Таким образом, одним из узловых моментов решения проблемы безопасности при вывозе ОЯТ и РАО с территорий БТБ является постройка специализированного судна класса ОЯТ-3, позволяющего осуществлять перевозку различных контейнеров с ОЯТ и РАО к местам погрузки транспортных контейнеров на спецпоезд или к местам длительного технологического хранения ОЯТ и РАО.
Проектируемое судно должно отвечать требованиям к судам класса ОЯТ-3 в соответствии с Кодексом ОЯТ, т.е. судам, имеющим свидетельство на перевозку отработавшего ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов без ограничения максимальной общей активности материалов.
Опасность упаковки (упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым) является его комплексным свойством, включающим несколько видов опасности, обусловленных наличием химически активных и токсичных веществ, делящихся материалов и радиоактивных веществ.
В общем случае, критерий безопасности перевозки упаковки связан с некоторой совокупностью признаков (показателей), характеризующих уровень опасности упаковки. Количественные показатели опасности упаковки дают основу для определения количественных критериев безопасности.
Теоретически, процесс обеспечения безопасности перевозки упаковок охватывает три основных направления:
- предупреждение или уменьшение уровней внешних воздействий на упаковки;
- предотвращение несанкционированных действий и применения оружия, взрывов, других опасностей в течение перевозки упаковки, в том числе в результате аномальных воздействий при авариях, природных и техногенных катастрофах и несанкционированных действиях;
- защита населения, персонала и окружающей среды в обычных, нормальных и аварийных условиях перевозки.
На практике обеспечение безопасности упаковки при перевозках означает комплекс взаимосвязанных конструкторских и технологических решений, правовых, организационных, хозяйственных мероприятий, направленных на снижение опасности упаковки до уровня, определяемого нормами (критериями) безопасности.
В полном объеме выполнение всего названного комплекса мероприятий возможно лишь при государственном управлении процессом обеспечения безопасности.
С нашей точки зрения, в Федеральном агентстве по атомной энергии, на которое возложено выполнение функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов, обеспечению требуемого уровня безопасности при их перевозке придается базовое значение, и решение этой проблемы производится с последовательной реализацией самых жестких требований безопасности, разрабатывавшихся с учетом рекомендаций, содержащихся в документах МАГАТЭ.
Росатом обеспечивает ядерную и радиационную безопасность при перевозках по следующим основным направлениям:
- разработка документов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках;
- контроль за соблюдением организациями - грузоотправителями, грузоперевозчиками и грузополучателями требований федеральных и ведомственных норм и правил;
- проведение экспертизы документов, обосновывающих соответствие конкретного типа транспортных упаковочных комплектов, специальных транспортных средств и условий перевозки радиоактивных материалов установленным требованиям ядерной и радиационной безопасности;
- проведение мероприятий по предотвращению ядерных, радиационных и других возможных аварий при перевозке радиоактивных материалов, а также по ликвидации их последствий;
- координация в ходе ликвидации последствий аварий при перевозках радиоактивных материалов действий аварийно-спасательных формирований, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- осуществление подготовки специалистов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов.
Причины вмешательства Росатома в обеспечение безопасности перевозок радиоактивных материалов ясны и прозрачны и объясняются:
- сложностью и наукоемкостью всего процесса перевозок;
- большими требуемыми инвестициями в транспортную инфраструктуру отрасли;
- влиянием на обороноспособность страны и безопасность государства.
Кроме того, ОСНОВЫ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации, возложили на Росатом задачу обеспечения государственного контроля за транспортировкой ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.
Успешное выполнение этой задачи является залогом гарантированного обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.
Главной целью обеспечения безопасности при перевозках радиоактивных материалов является исключение недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [4].
Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих основных задач:
- обеспечением технологической безопасности (взрывобезопасности, механической безопасности, пожарной безопасности, термической безопасности, химической безопасности, ядерной и радиационной безопасности) перевозимых грузов радиоактивных материалов;
- обеспечением физической защиты ядерных материалов при транспортировании;
- предотвращением террористических актов (антитеррористическая защита) в отношении грузов радиоактивных материалов;
- обеспечением безопасности движения транспортных средств.
Конкретные требования по технологической безопасности, физической защите и предотвращению террористических актов грузов РМ должны устанавливаться общим техническим регламентом, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации в соответствии Федеральным законом «О техническом регулировании» и принципами обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов.
ФГУП «Атомспецтранс» при планировании и организации перевозок радиоактивных материалов руководствуются упомянутыми принципами, которые представляются нам простыми и логичными.
Прежде всего, мы исходим из того, что ответственность за обеспечение необходимого уровня безопасности перевозок должна возлагаться на грузоотправителя, который отвечает за подготовку груза к перевозке, правильный выбор условий перевозки, а также за негативные последствия перевозки, связанные с опасными свойствами груза, возмещение соответствующего радиационного (ядерного) ущерба.
Кроме того, безопасность перевозок должна обеспечиваться за счет ограничения перевозимого количества радиоактивных материалов, конструкции упаковки и перевозочных средств, а также условий подготовки груза к перевозке.
Должна быть обеспечена согласованность требований к упаковкам и условий перевозок с основными принципами радиационной защиты, а именно:
- принципом обоснования (результаты перевозки должны приносить больше пользы, чем вреда);
- принципом оптимизации (безопасность должна быть обеспечена на максимальном разумно достижимом уровне с учетом социальных и экономических факторов);
- принципом нормирования, требующего непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности.
Мероприятия на случай транспортных аварий и других чрезвычайных ситуаций при транспортировании радиоактивных материалов должны быть спланированы и подготовлены заранее, до осуществления перевозки.
Все работы, связанные с обеспечением безопасности перевозок РМ, должны быть охвачены современными системами обеспечения (гарантий) качества.
В отличие от других стран – членов МАГАТЭ – в России каждая перевозка радиоактивного материала (особенно, ядерного) удовлетворяет двум группам требований:
- требованиям к перевозке данного типа упаковочного комплекта с радиоактивным содержимым;
- кроме того, дополнительно, упаковка перевозится, используя термины международных Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов (№ ST-1), по сути, в специальных условиях.
Исторически сложившаяся в России двойная система обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов дает возможность:
- создать условия для удовлетворения высокого уровня качества перевозки;
- обеспечить сохранность перевозимых грузов, уменьшить риски возникновения аварий;
- обеспечить защиту груза от несанкционированного вмешательства;
- эффективно использовать аварийно-спасательные силы и средства Росатома в случае возникновения аварий с упаковками;
- обеспечить режим конфиденциальности в ходе перевозок, необходимость в которой обусловлена требованиями физической защиты перевозимых грузов;
- осуществлять слежение за состоянием и перемещением каждой отдельной отправки с радиоактивным материалом.
Организации и предприятия Росатома, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления перевозок в специальных условиях, взаимодействуют с владельцами транспортных инфраструктур и перевозчиками через Отраслевую оперативную диспетчерскую, являющейся структурным подразделением ФГУП «Атомспецтранс».
Основными задачами Отраслевой оперативной диспетчерской являются:
- оперативное планирование перевозок радиоактивных материалов, составление графика перевозок;
- информационное обеспечение и контроль за ходом перевозок;
- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов в соответствии с нормативными документами;
- организация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам физической защиты ядерных материалов;
- производство необходимых согласований с Заказчиком;
- проверку состояния разрешительных документов на транспортные средства и транспортные упаковочные контейнеры;
- осуществление контроля о выполнении перевозки, соблюдении сроков доставки грузов;
- получение от уполномоченных при управлениях железных дорог и представителей в регионах подтверждения об их прибытии в указанный пункт назначения;
- получение информации об авариях и неисправностях подвижного состава от уполномоченных на дорогах и от диспетчера перевозчика и доведение ее до руководителей и диспетчерских служб согласно схемы оповещения;
- координация работ с целью проведения ремонта перевозочных средств специализированными предприятиями.
В обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов не бывает второстепенных проблем. Все проблемы важны и актуальны.
Однако, на текущий момент, проблема предупреждения транспортных аварий, связанных с террористическими актами при перевозках радиоактивных материалов, требует принятия превентивных мер для своего решения.
Упомянутая проблема представляет собой ряд задач, при решении которых необходимо выполнение исследовательских работ, связанных с анализом существующей системы защиты перевозок радиоактивных материалов от террористических актов и уязвимости существующих типов упаковочных комплектов, перевозочных средств, пунктов перевалки и транзитного хранения грузов.
Существенное повышение безопасности перевозки радиоактивных материалов достигается путем решения следующего комплекса задач:
- использованием технических средств для обнаружения попыток проникновения нарушителей на транспортное средство;
- применением средств пассивной и активной задержки нарушителей;
- обеспечением сил охраны средствами оперативной связи между собой, а также с силами реагирования на нештатную (аварийную) ситуацию;
- обеспечением дистанционного контроля состояния сил физической защиты и местоположения транспортного средства.
При этом для обеспечения высокого уровня безопасности требуется как эффективное применение необходимых инженерно-технических средств, так и своевременные адекватные действия соответствующих служб охраны объекта и сил реагирования.
Система физической защиты перевозимых радиоактивных материалов должна проектироваться с учетом особенностей, к которым относятся:
- большая протяженность маршрутов транспортировки радиоактивных материалов;
- ограниченность сил охраны транспорта;
- удаленность мест дислокации сил реагирования (поддержки) от места возможного нападения (аварии).
Свой заметный вклад в обеспечении безопасности перевозок радиоактивных материалов может внести культура безопасности - совокупность характеристик отношений в организациях и между отдельными лицами, которая устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, уделяется внимание, диктуемое их значимостью.
Понятие «культура безопасности» проявляется на трех уровнях:
- при формировании политики руководства в области качества;
- при осуществлении руководства ядерными объектами;
- при поведении персонала предприятия.
В этом смысле безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад.
Потребности предприятий и организаций отрасли в перевозках удовлетворяются полностью. Все перевозки выполнятся в штатных режимах, в соответствии с требованиями нормативных документов и с соблюдением условий обеспечения их безопасности.
Вместе с тем, наряду с общей положительной картиной организации перевозочного процесса, к отдельным моментам, негативным образом влиявшим на организацию и ход перевозок можно отнести:
- не соблюдение предприятиями установленных сроков подачи заявок;
- многочисленные изменения параметров ранее спланированных перевозок;
- осложнения в прохождении погранично-таможенных процедур из-за отсутствия или неправильно оформленных документов на груз у сопровождающих.
Перевозки опасных грузов класса 7 приобретают массовый характер [5]. С этими перевозками опасных грузов связан существенный потенциал рисков возникновения чрезвычайных происшествий. Вся наша деятельность направлена на разработку и выполнение мероприятий по уменьшению этого потенциала к уровню остаточных рисков, приемлемому для общества и государства.
Такие мероприятия должны разрабатываться и осуществляться всеми причастными к перевозкам опасных грузов учреждениями и организациями на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования вопросов обеспечения безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Не лишне еще раз повторить, что существенная роль в управлении безопасностью перевозок опасных грузов принадлежит Государственному компетентному органу, т.е. Росатому.
Список литературы
1. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04).- М.: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2004 г.
2. Серия норм МАГАТЭ по безопасности: Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов. Издание 1996 года. Требования № ST-1, МАГАТЭ, Вена.
3. А.И. Иойрыш, Г.А. Новиков, О.А. Супатеева. О концепции атомного права России. Ядерная и радиационная безопасность России. Выпуск 2 (13). Федеральное агентство по атомной энергии, М., 2004 г.
4. В.Н. Андросюк, В.В. Андросюк. О Государственном компетентном органе по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом. Евразия вести, 2006 год.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", (принят ГД ФС РФ 15.12.2002 г.).
По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»
|