[05/11/2019] Погибшие подводные лодки как объекты подводного культурного наследия России

Ведерников Ю.В.,
офицер запаса ВМФ. Музей истории подводных сил России им А.И. Маринеско,
Санкт-Петербург
За 110 лет истории подводных сил России (1906-2016 гг.) в
результате боевых действий, аварийных происшествий, повлекших за собой полное
(конструктивное) разрушение корабля, погибло 149 подводных лодок.
В международно-правовом контенте
«…подводное культурное наследие – это
следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или
археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно
находятся под водой на протяжении не менее 100 лет…, такие как … суда,
летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз
или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением… »
[1].
Объектами
подводного культурного наследия России могут являться и погибшие подводные
лодки. Первая подводная лодка погибла в 1909 г., в годы первой мировой войны погибло 14
подводных лодок, в годы Гражданской войны – 12 ПЛ, в предвоенные годы – 5 подводных
лодок, в Советско-финскую войну – 1 подводная лодка, в Великую Отечественную
войну – 102 ПЛ, в послевоенные годы – 14 подводных лодок.
Раскрыть все
случаи гибели отечественных подводных лодок в рамках журнальной статьи
представляется сложным. Рассмотрим лишь некоторые из них, разнося по морям
России.
Наибольшее число
- 62 погибших подводных лодки покоится на дне Балтийского моря. Из них в
годы первой мировой войны погибло 11 ПЛ, в предвоенные годы – 2 ПЛ, в
Советско-финскую войну – одна ПЛ, в Великую Отечественную войну – 46 ПЛ и в
послевоенные годы – две подводные
лодки.
Первой русской
подводной лодкой, погибшей в боевых действиях,
стала ПЛ «Акула», пропавшая без вести в 1915 г. И только почти 100
лет спустя, в 2014 г.,
она была обнаружена компанией «Deep
Explorer» (Эстония) у западного побережья
о-ва Хийумаа. Носовая часть лодки
оторвана и лежит в 20 м
за кормой. Причиной гибели считается подрыв на мине в
надводном положении.
Правительством Эстонии погибшая ПЛ «Акула»
признана историческим объектом и взята под охрану государства [2].
Жертвой первой
мировой войны на Балтике стала и подводная лодка «Сом». Это вторая боевая ПЛ в
русском флоте, участвовавшая в двух войнах на трех морях. Начав боевую службу
на Тихом океане, лодка приняла участие в Русско-японской войне, выполнив первую
боевую атаку против вражеских кораблей. С началом первой мировой войны ПЛ «Сом»
была перевезена на Черное море, где обеспечивала оборону водного района
Одессы, а затем в 1915 г. лодка была перевезена на Балтику. Судьбой
было определено, что «Сом» стал и второй русской подводной лодкой, погибшей в
результате боевых действии. Летом 2015 г. лодка была обнаружена и обследована
шведской фирмой «Ocean X-Team». Сейчас оюсуждаются
перспективы подъема легендарной ПЛ.
Другими
затонувшими памятниками первой мировой войны на Балтике стали подводные лодки
«Барс», «Львица», «Гепард», «Единорог» и пять
подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).
В Великую
Отечественную войну погибло 46 балтийских подводных лодок. Печальный список
открыла ПЛ «М-78», торпедированная немецкой «U-144» на второй день войны, затем последовали шесть ПЛ,
взорванных в Либаве при угрозе захвата немецкими войсками, «С-3» и др. Всего
в боевых действиях 1941 г. погибли 19 ПЛ, в 1942 г. – 12, в 1943 г. – 5, в 1944 и 1945 гг.
– по одной ПЛ.
В водах
Черного моря погибло 42 подводных лодки отечественного ВМФ. В их числе «Камбала», первая ПЛ, потерянная
русским флотом. В годы первой мировой войны погибла одна ПЛ, во время Гражданской
войны – 12 ПЛ, в годы Великой
Отечественной войны – 28 подводных лодок.
Единственной
подводной лодкой, потерянной Россией в годы первой мировой на Черном море,
стала ПЛ «Морж». Выйдя в 1917
г. в поход к турецким берегам, ПЛ «Морж» пропала без
вести, унеся с собой жизни 42 подводников. В августе 2000 г. в Черном море у
входа в Босфор в месте с координатами 410
22’ 45” с. ш., 290 15’ 81” в. д. на глубине 90 м была обнаружена подводная лодка с характерными
конструктивными признаками, свойственными ПЛ «Морж», и разрушенной кормой. Считается,
что причиной гибели ПЛ стал подрыв на мине.
Массовая
гибель подводных лодок Черноморского флота в Гражданскую войну связана с
затоплением англо-французскими интервентами 12 ПЛ под Севастополем и Одессой в 1919 году. Большинство
из них было поднято
легендарным ЭПРОНом (Экспедиция подводных работ особого назначения) в 1920-1930 гг., а
«Лебедь», «Гагара», «Кашалот», «Нарвал»
и «Скат» покоятся в Черном море до сих пор.
В Великую
Отечественную войну погибло 28 черноморских подводных лодок.
Из них в 1941 г. - семь
ПЛ, в 1942 г.
- 13, в 1943 г.
– три и в 1944 г.
- пять.
В
североморских водах погибли 32 подводных
лодки, из них в первую мировую войну - две,
в предвоенные годы – две, в годы Великой Отечественной войны – 23 и в
послевоенное время – пять ПЛ.
Практически
все подводные лодки погибли в глубоководных районах. Особый интерес, по нашему
мнению, представляет поиск подводной лодки № 2, затонувшей в 1917 г. Первоначально эта небольшая
(водоизмещение 33,1 т) ПЛ предназначалась для обороны балтийских баз, но в 1915 г. она была перевезена
в Архангельск. В сентябре того же года ПЛ
№ 2 при переходе в Кольский залив была
сорвана с буксира и потеряна. Обнаружили лодку весной следующего года в полузатопленном состоянии на отмели Святоносского залива.
После её обследования от восстановления ПЛ отказались и оставили корпус на
месте крушения [3]. Сведений о подъеме
данной лодки в последующие годы нами не обнаружено.
На тихоокеанском ТВД
В
дальневосточных морях России и на Тихом океане
погибло 11 подводных лодок, из которых одна потерпела крушение в 1935 г., пять - погибли в
годы второй мировой войны и пять – в послевоенные годы. Практически все эти
подводные лодки погибли в акваториях с большими глубинами или были подняты впоследствии.
Однако дальневосточному региону свойственны свои особенности поиска подводных
лодок.
Как известно,
первое боевое соединение ПЛ русского ВМФ было сформировано во Владивостоке в
годы Русско-японской войны. К 1914
г. часть подводных лодок («Форель», «Осетр», «Кефаль»,
«Бычок», и «Плотва») была выведена из боевого состава и передана в порт на хранение.
О дальнейшей судьбе данных подводных
лодок ничего не известно. Возможно, их продали на металлом, а может быть они со
временем затонули где-то в черте Владивостока. Несколько ранее, в 1908 г., в Николаевске-на-Амуре сдали в порт малую (8
т) ПЛ «Кета», которая так же «потерялась в истории»…
Косвенным
подтверждением данной гипотезы является факт нахождения корпуса подводной лодки
типа «Щ» на территории Владивостокского «Дальзавода». В 1950-1960 гг. при
расширении инфраструктуры корпус лодки был закопан и использовался как цистерна
для мазута заводской ТЭЦ. При очередном расширении территорий в 2012 г. конструкции «щуки»
были «раскопаны» и порезаны на лом.
Интересен, но
документально слабо подтвержден, случай
гибели якобы советской подводной лодки в Корейской войне. В 2008 г. «Российская газета»
сообщила о потоплении в 1951
г. американскими эсминцами неизвестной ПЛ у корейского
побережья в Желтом море. Обследование южнокорейскими ВМС потопленной подлодки определило
ее как ПЛ типа «М» советской постройки [4]. Однако каких-либо официальных или
иных подтверждений этому не последовало.
Обобщенные
данные о современном состоянии погибших отечественных подводных лодок представлены
в таблице 1.
Таблица 1. Сводные данные о погибших подводных лодках России
[5]
|
Атлантический
океан
|
Балтийское
море
|
Северный
Ледовитый океан
|
Тихий
океан
|
Черное
море
|
Итого
|
Погибло
ПЛ, всего ед.
|
3
|
62
|
31
|
11
|
42
|
149
|
из них:
- поднято
|
-
|
19
|
4
|
5
|
11
|
39
|
- частично
поднято
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
2
|
- найдено и обследовано
|
2
|
26
|
2
|
-
|
9
|
39
|
- обнаружены,
данные об обследовании ПЛ не опубликованы
|
-
|
1
|
-
|
-
|
5
|
6
|
- не найдены, хотя причины и район гибели известны
|
1
|
6
|
7
|
1
|
9
|
23
|
- пропали без вести
|
-
|
10
|
18
|
4
|
7
|
40
|
Погибло подводников, чел.
|
107
|
1 840
|
1 290
|
406
|
1 116
|
4759
|
Как следует из приведенных данных, из 149 погибших подводных лодок поднято
39 ПЛ, частично подняты – две ПЛ («Камбала» и «К-129», кормовые конструкции которых остались на месте
крушения); найдено и обследовано 39 ПЛ; обнаружены, но данные об обследовании
не опубликованы (не известны) – шесть подводных лодок; обнаружены и обследованы
39 ПЛ; не найдены, хотя причины и район их гибели известны – 23 ПЛ; пропали без
вести 40 подводных лодок.
Правовая сторона вопроса
Погибшие подводные лодки России, как и погибшие подводные
лодки других стран, обладают собственным правовым статусом. Общепризнано, что
на погибшую подводную лодку распространяется юрисдикция государства, которому
принадлежала ПЛ в момент гибели. Это
определяет и право собственности - затонувшая подводная лодка является собственностью
государства вне зависимости от срока давности.
Общепризнано, что погибшая
подводная лодка – это воинское захоронение, в котором погребены военнослужащие. Статус
воинского захоронения устанавливается
государством официально (из 39 найденных и обследованных погибших подводных
лодок России воинским захоронением не объявлена ни одна ПЛ. На 149 погибших подводных лодках
России вечный покой нашли 4 759
человек). Данные положения предопределяют правило – ни одно иностранное
государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством
флага затонувшей подводной лодки проводить какие-либо работы на такой ПЛ.
Правила и процедуры деятельности, направленной на сохранение объектов
подводного культурного наследия, к которым могут быть отнесены и погибшие
ПЛ, определены международной «Конвенцией
об охране подводного культурного наследия», принятой ООН в 2001 г. и вступившей в силу
восемь лет спустя. По состоянию на декабрь 2016 г. данная конвенция не была
ратифицирована Российской Федерацией,
хотя определенная работа в этом направлении ведется.
Формально большинство погибших подводных лодок России не могут быть
причислены к объектам подводного культурного наследия в силу малых отрезков
времени, прошедших с момента их гибели. Исключением являются те ПЛ, после
гибели которых прошло 100 и более лет. В 2017 г. этому критерию будет соответствовать
семь российских подводных лодок
(«Камбала», погибшая в 1909 г.,
«Акула» (1915 г.),
«Сом» (1916 г.),
«Барс», «Львица», «АГ-14», «Гепард» и «Морж» (все в 1917 г.) из 149 погибших.
В то же время
это формальное несоответствие погибших подводных лодок России определению
объекта подводного культурного наследия, не запрещает проводить работу с ними в
рамках принципов, установленных Конвенцией.
Базовым принципом деятельности является обеспечение сохранности
затонувшей подводной лодки в состоянии «in situ» (с лат. - «на своем месте»), до разрешения любой,
связанной с ней деятельности.
Другой принцип:
«извлеченное подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется, и
управление им осуществляется таким образом, который
обеспечивает его долговременное сохранение» - предполагает, что в случае
подъема подводной лодки или ее конструктивных элементов должны быть заранее
созданы условия для обеспечения его сохранности. Данный принцип актуален в
настоящее время, когда обсуждаются перспективы подъема подводной лодки «Сом».
Очевидно, что подъем данной ПЛ не
самоцель, а первый шаг на пути длительного процесса восстановления корабля и
превращение его в мемориальный комплекс.
Все это требует соответствующего государственного подхода и
соответствующих ресурсов. Такой подход подкрепляется
правилом «Конвенции…» - «до начала любой деятельности, направленной на
подводное культурное наследие, готовится проектная документация, представляемая
компетентным ведомствам для получения разрешения и соответствующей экспертной
оценки».
«Конвенция об охране подводного культурного наследия» не
препятствует исследовательской деятельности на затонувших подводных лодках, устанавливая
следующие правила:
- поощряется ответственный и
безвредный доступ с целью наблюдения или документирования «in situ»
подводного культурного наследия в целях информирования общественности о
наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда
такой доступ не совместим с его охраной и управлением;
- подводное культурное наследие
не должно эксплуатироваться в коммерческих целях;
- должно быть обеспечено «должное
уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах» [1].
«Конвенцией ООН по морскому праву» установлены
международно-правовые нормы разграничения пространства Мирового океана. В соответствии с этим «Конвенцией об охране
подводного культурного наследия» установлен порядок проведения работ и порядок
межгосударственного сотрудничества с объектами подводного культурного наследия
в зависимости от его нахождения в том или ином водном пространстве. В
частности, во внутренних архипелажных и территориальных морях, в пространствах
исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, разрешение на
поиск и подъем объектов культурного наследия дается государством, в чьей
юрисдикции находятся данные воды. Предусмотрено
привлечение к таким работам иных государств, обязательное в тех случаях,
когда их собственность на объект подводного культурного наследия очевидна. Так,
деятельность на подводной лодке «Сом» предусматривает организацию
сотрудничества России, как собственника погибшего имущества, со Швецией, в водных пространствах которой
затонула подводная лодка.
Работа с объектами подводного
культурного наследия в международных водах (в пространстве дна морей и океанов,
находящихся вне национальной юрисдикции, поименованных в «Конвенции об охране
подводного культурного наследия» как «район») отнесена к компетенции сотрудничества государств-участников «Конвенции об охране подводного культурного
наследия». При этом четко определено: «Никакое государство-участник не осуществляет
и не разрешает деятельность, направленную на государственное судно, без согласия
государства флага».
Современное состояние работ по поиску
погибших ПЛ
На сегодняшний
день поиск и обследование погибших подводных лодок России находится, по нашему
мнению, в позитивном состоянии. Наибольшее
число обнаруженных и обследованных погибших подводных лодок приходится на
Балтийское море - 26 подводных лодок (60,4%
от общего числа ПЛ, оставшихся на месте гибели в этом море). Это обусловлено
сравнительно небольшими глубинами затопления ПЛ, благоприятными условиями для
поиска и вовлеченностью в эти работы
поисковых групп различных стран – российской экспедиции «Поклон кораблям
Великой Победы», других российских поисковых групп, поисковых групп Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии.
В Черном море
из 31 подводной лодки, упокоившейся на месте гибели, найдено и обследовано 9 ПЛ,
идентифицированы на месте крушения, но не обследованы (сведения не
опубликованы) - 5, известны места гибели
9 подводных кораблей. Специфика североморского и тихоокеанского морских театров
(глубины, сложные климатические условия, большой пространственный размах и т.д.)
объективно препятствует проведению поиска погибших подводных лодок и результативности этих работ.
Работа подводных
исследователей направлена на обнаружение и внешнее обследование погибшей ПЛ,
что позволяет ее идентифицировать и определить современное состояние. Как
правило, итоговым результатом работы подводных исследователей становится
установление мемориальной доски.
В открытом
информационном пространстве практически не встречаются точные координаты
местонахождения погибших ПЛ. Это препятствует массовому доступу к погибшей подводной
лодке, несанкционированной деятельности
«энтузиастов» и, тем самым, способствует
ее сохранению «in situ». Гуманистический результат деятельности
подводных исследователей недооценить невозможно. Это не только поиск и
обследование погибшей ПЛ, как реального или потенциального объекта подводного
культурного наследия, но увековечивание памяти. Каждая погибшая подводная
лодка, каждый погибший подводник имеют право на людскую память и почтение
соотечественников.
Литература
1. Конвенция об охране подводного
культурного наследия. От 2.11.2011 г. «Организация объединенных наций.
Конвенции и соглашения»:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml
2. На дне
Балтийского моря найдена русская подводная лодка «Акула». Форум поисковых
движений. http://forum.patriotcenter.ru/ index.php?topic = 55483.0
3. Русские
подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг.
Научно-исторический справочник. Том I, часть 2
/ Кучер В.А., Мануйлов Ю.В., Семенов В.П.
- СПб.: ЦКБ МТ«Рубин», I ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), 1994. – С. 55.
4. Эхо незаконченной войны Российская газета https://rg.ru/2008/09/29/korea-lodka-anons.html
5. Ведерников
Ю.В. В глубинах вод: погибшие подводные лодки России. Рукопись. - СПб.: Музей
истории развития подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2017.
Справка
Юрий Владимирович Ведерников служил на Тихоокеанском
флоте/
Ведущий специалист по истории русского мореплавания и кораблекрушений
на Тихом океане. Автор пяти монографий. Статьи по проблематике современных
зарубежных военно-морских сил опубликованы в журналах Японии, Китая, Швеции,
Индии. Действительный член
Русского географического общества, участник и организатор нескольких экспедиций
по поиску затонувших кораблей и судов на Дальнем Востоке России.
С 2016 г.
с.н.с. СПбГБУК "Музей истории подводных сил
России им. А.И. Маринеско"
|