proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/06/2020]     Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире?

Олег Фиговский, академик, президент Израильской Ассоциации Изобретателей, главный редактор журнала ICMS (США), член МНС РУДН (Москва)

Опубликовано исследование QS World University Rankings 2020, которое позволяет объективно оценить уровень различных университетов мира. Безусловно, первенство принадлежит университетам США. Таких университетов в первых 25 местах рейтинга 68% - см. ниже (в таблице отражены: количество студентов, число студентов на одного сотрудника, % иностранных студентов и соотношение студентов женского и мужского пола).



 

1

University of Oxford

United Kingdom

20,664

11.2

41%

46 : 544

2

California Institute of Technology

United States

2,240

 6.4

30%

34 : 66

3

University of Cambridge

United Kingdom

18,978

10.9

37%

47 : 53

4

Stanford University

United States

 

16,135

7.3

23%

43 : 57

5

Massachusetts Institute of Technology

United States

11,247

8.6

34%

39 : 61

6

Princeton University

United States

7,983

8.1

25%

45 : 55

7

Harvard University

United States

20,823

9.2

24%

49 : 51

8

Yale University

United States

12,402

5.4

20%

50 : 50

9

University of Chicago

United States

13,833

5.7

28%

46 : 54

10

Imperial College London

United Kingdom

16,760

11.7

56%

38 : 62

11

University of Pennsylvania

United States

20,578

6.5

21%

52 : 48

12

Johns Hopkins University

United States

16,171

4.5

26%

52 : 48

=13

University of California, Berkeley

United States

41,081

13.7

17%

50 : 50

=13

ETH Zurich

Switzerland

18,956

12.5

39%

32 : 68

15

UCL

United Kingdom

32,665

10.6

52%

57 : 43

16

Columbia University

United States

26,586

5.8

37%

 n/a

17

University of California, Los Angeles

United States

41,066

9.4

17%

54 : 46

18

University of Toronto

Canada

73,370

20.1

21%

59 : 41

19

Cornell University

United States

22,319

9.8

25%

49 : 51

20

Duke University

United States

15,309

4.3

19%

49 : 51

21

University of Michigan-Ann Arbor

United States

42,982

8.3

17%

49 : 51

22

Northwestern University

United States

17,951

12.8

20%

49 : 51

23

Tsinghua University

China

 

38,783

12.0

11%

34 : 66

24

Peking University

China

39,575

11.5

15%

46 : 54

25

National University of Singapore

Singapore

 

30,869

17.9

28%

51 : 49

 По показателям: сводный индекс и  репутация среди работодателей первые три места заняли университеты США (Massachusetts Institute of Technology, Stanford University и University of California, LosAngeles), а среди первых 50 университетов по этим показателям вошли 5 университетов Китая + университет Гонконга. Среди первых 50 университетов нет университетов России, стран СНГ и Балтии.

В рейтинг лучших университетов планеты, подготовленный британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), в этом году вошли 25 российских вузов. Об этом говорится в опубликованном исследовании QS World University Rankings 2020.Ниже привожу данные о том, какие вузы России заняли наиболее высокие места в рейтинге QS.

1. МГУ им. Ломоносова  - Место в общем рейтинге: 189
МГУ включает 43 факультета, на которых обучаются свыше 50 тыс. студентов. На базе вуза функционируют научно-исследовательские центры, научный парк, медицинский научно-образовательный центр, спутники, обсерватории, музеи и научные станции по всей России и за рубежом. Московский университет также является признанным лидером среди российских вузов в международных рейтингах образовательных организаций.

2. Новосибирский государственный университет - Место в общем рейтинге: 231
Сменился вуз, который занимает вторую строчку среди российских учебных заведений. В прошлом году это был СПбГУ, но в нынешнем рейтинге он занял третье место и 234 строку рейтинга, а второе место — у Новосибирского Государственного университета, который с 224-й строчки поднялся сразу на 231-ю.
Университет входит в число участников "Проекта 5-100" — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых аучно-образовательных центров. Значительная часть преподавательского состава одновременно является сотрудниками институтов СО РАН. Студенты старших курсов НГУ проходят профессиональную исследовательскую подготовку в институтах Академгородка.

3. СПбГУ  - Место в общем рейтинге: 234
Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки, образования и культуры в России.В состав университетского учебно-научного комплекса входят 24 специальных факультета и института, а также общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта, медицинский колледж, колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ.

4. Томский государственный университет -  Место в общем рейтинге: 268
Национальный исследовательский Томский государственный университет — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из трех десятков национальных исследовательских университетов.

5. МГТУ им. Баумана  - Место в общем рейтинге: 284
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана — российский национальный исследовательский университет, научный центр, особо ценный объект культурного наследия народов России. МГТУ ведет подготовку по более чем 70 специальностям. Некоторые отраслевые факультеты МГТУ располагаются также в подмосковных городах: Красногорске, Реутове, Королёве, работает и Калужский филиал университета. 7 октября 2009 г. МГТУ им.Н.Э.Баумана стал победителем конкурсного отбора программ развития университетов и ему присвоен статус "национальный исследовательский университет".

Только что опубликован один из трех наиболее авторитетных рейтингов университетов мира, составляемый компанией QS. Месяцем ранее представлены итоги Шанхайского рейтинга. Третий рейтинг — Times High Education — будет опубликован в начале октября. Появление свежих рейтингов — серьезный повод поразмышлять над реализацией  поставленной президентом Путиным задачи — к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов

Стимул велик: небольшой группе вузов, пять из которых, по замыслу чиновников, через восемь лет войдут в топ­100, будут выделены дополнительные серьезные ресурсы (на реализацию программ развития ведущих университетов государство уже выделило от 2,5 до 5 млрд рублей сроком на пять лет, плюс распределяемые на конкурсной основе гранты на приглашение ведущих ученых, развитие инновационной инфраструктуры и кооперацию с предприятиями в части инновационных разработок).

Только МГУ сегодня во второй сотне и имеет шансы вернуться в первую, где он и находился в 2010 году (а в объединенном рейтинге THE­QS — до 2007 года). Впрочем, задача вхождения МГУ в один из трех мировых рейтингов решена и без того: в Шанхайском рейтинге он устойчиво держится в первой сотне с 2004 года (правда, медленно теряя позиции — с 66 до 80). Второй российский вуз в ARWU — СПбГУ — в 2012 году спустился в пятую сотню из четвертой, в которой находился с 2004 года. В QS позиции СПбГУ лучше: в 2006 и 2009 годах он попадал в первые две сотни мировых университетов, однако с той поры застрял в третьей.

Конечно, рассматривать ежегодные перемещения вузов в любых рейтингах как абсолютную оценку качественных изменений в вузе нельзя. Новосибирский государственный, к примеру, в 2005 году в рейтинге THE­QS (позднее произошло разделение на QS и THE) занимал 169 место, а через год скатился до 346. Понятно, что объективных причин такого падения не существует. «Колебания на 5-10 позиций — в пределах нормы, — подтверждает директор QS по Центральной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. — МГУ и СПбГУ сдвинулись немного вниз, хотя университеты провели большую работу за этот год, и то, что у них произошли изменения в пределах минимальной динамики, — совсем неплохо».

Тем не менее первая сотня QS довольно стабильна: год от года выбывают, уступая места другим, не более 10% вузов. И случаев быстрого перемещения из третьей - ­четвертой сотни в первую практически нет. При этом возможности для вхождения в первую сотню вузов из развивающихся стран существуют. Так, в топ­100 QS присутствуют китайские, южнокорейские и тайваньские университеты, а во вторую сотню входят вузы из Малайзии, Бразилии и Мексики. В топ­100 THE — два китайских и два корейских вуза. Но прецедентов вхождения в мировые рейтинги сразу пяти вузов одной развивающейся страны история не знает. Тем не менее, такая задача является ключевой для Минобрнауки РФ и рассматривается как отдельный крупномасштабный проект, который должен стать рычагом институциональных преобразований ведущих вузов.

«Разрабатывается соответствующая программа, первичный отбор вузов, около пятнадцати, будет чрезвычайно жестким. И это не конкурс итогов выполнения программ развития, а конкурс оценки реальных действий управленческих команд в области кадровой политики, реформы механизмов и моделей управления университетом», — заявил на стратегической сессии в, посвященной перспективам вхождения вуза в топ­100 мировых университетов, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин. На втором этапе останется семь- ­восемь вузов, с которыми поведут дальнейшую работу.

Техника повышения позиций в рейтингах более­менее понятна. Это рост числа публикаций в международных научных журналах, числа цитирований, доли студентов и преподавателей из­-за рубежа, числа высоко-цитируемых ученых, нобелевских лауреатов среди выпускников и работников, статей в самых авторитетных научных журналах — Nature и Science, репутации в академической среде и в среде работодателей. Для продвижения в QS особенно важны академическая репутация (40% в общем итоге), соотношение численности профессорско­-преподавательского состава (ППС) и студентов, цитирование на одного преподавателя (по 20% каждый). Для Шанхайского рейтинга — число лауреатов Нобелевской премии или премии Филдса среди сотрудников, число публикаций в Nature и Science, статей в международных научных журналах и высокоцитируемых ученых (все по 20%). Для THE ключевые факторы — число цитирований на статью (30%), репутация в научно-­исследовательской (18%) и образовательной (15%) сферах.

Сказать, что основной упор нужно делать на какой­-то один показатель, нельзя: они так или иначе взаимосвязаны, хотя есть и откровенно недостижимые для России, например количество нобелевских лауреатов. Рост числа цитируемых статей в международной научной прессе требует решения двух сложнейших задач. Во-первых, повышения мотивации и знания английского языка для тех российских ученых, кто в принципе в состоянии публиковаться.

Во-­вторых, нужно в массовом порядке приглашать перспективных иностранных ученых, которые могут серьезно поднять показатели цитируемости российских вузов: именно на это сделана ставка во всех странах, радикально улучшивших позиции на мировой научной арене в последнее десятилетие — Китае, Южной Корее, Бразилии. По оценкам экспертов, университет с 10 тыс. студентов не сможет даже начать движение к международной исследовательской конкурентоспособности без привлечения по меньшей мере 100 профессоров, работающих на мировом уровне».

Повышение доли иностранцев среди ППС и студентов — это проблема соответствующих профессиональной среды, оплаты труда, нормальных условий для жизни. А значит, как минимум адекватного по уровню и способного к коммуникации коллектива, студенческих кампусов, оборудования лабораторий. Большинство ведущих университетов обновило оборудование на средства программ развития.

Кроме того, стоит задача организационных усилий на уровне государства. Хотя бы для того, чтобы как можно большее число российских вузов подавали данные для участия в рейтингах.. Типичный пример: при опросе академического сообщества для определения одного из важнейших показателей рейтинга QS — академической репутации — из общей выборки в 46 тыс. опрошенных по всему миру более 10% респондентов оказалось из США, и лишь чуть более процента — из России. При этом Бразилия с несопоставимо меньшим вкладом в науку обеспечивает 8% выборки респондентов. «Что касается репутации в академическом сообществе, с 2010 года приглашение к участию в опросе и саму анкету мы перевели на русский язык. Весь мир — Зимбабве, Китай, Бразилия, — все отвечают на английском, никому это не мешает, — комментирует Зоя Зайцева. — А Россия даже на русском языке не отвечает».

Все указанные сложности на горизонте нескольких лет преодолимы. Приведем в пример УрФУ, одного из двух региональных российских вузов топ­500 QS, который начал радикальные реформы в этой области пару лет назад. «Чуть более года назад введена система стимулирования международных публикаций — 160 тыс. рублей в год за одну публикацию в научном журнале, индексируемом одной из двух наукометрических систем — SCOPUS или Web of science. Статья такого уровня за год не пишется, в среднем на ее подготовку уходит от года до трех. Еще три-пять лет на получение цитирований, — рассказывает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Но первый технический результат мера дала, обеспечив прирост за счет того, что авторы стали указывать УрФУ местом работы».

Реализация подобных мер (их предпринимают несколько вузов Москвы и Санкт-Петербурга) возможно позволит лучшим российским университетам так или иначе вырасти в международных рейтингах. По оценкам экспертов, до третьей, а то и до второй сотни несколько из них дотянут. Беда, однако, в том, что Россия — не единственная страна, всерьез озадачившаяся повышением доли на международном рынке научной продукции. Тем же, но с несопоставимо большими ресурсами, занимаются и в Китае, и в Саудовской Аравии. Не говоря уже о таких странах как Израиль и Швейцария, у которых инвестиции в науку наибольшие (в % на душу населения).Так что простое «линейное» повышение позиций по основным направлениям оценки позволит войти в сотню разве что МГУ.

Нужны асимметричные ответы. Добиться по-настоящему прорывных научных результатов в областях, где Россия отстает на пару поколений, даже оптово закупая нобелевских лауреатов, невозможно. Все шансы на прорыв в научном развитии могут быть связаны только с теми областями науки, где Россия всё ещё на передовых позициях. Но таких областей остаётся совсем немного и многие потенциальные лидеры - иммигранты из России развивают науку в других странах и прежде всего в США. Их вряд ли удаться вернуть в Россию, но можно по примеру Китая, приглашать на 1-2 месяца в Российские университеты, не только для прочтения лекций, что сейчас и делается, а для работы с аспирантами, введя их в ранг научных консультантов. Тогда и появятся новые статьи в престижных журналах.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 23 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020
Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире?

===

Уже нет.


[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020
Из базы данных Scopus:****************************Figovskij, O. L.документов - 1индекс Хирша - 0.****************
Хотя, может быть не правильно фамилию в английской транскрипции набрал или не все позиции увидел.


[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020

Из базы данных Scopus:****************************Figovskij, O. L.документов - 1индекс Хирша - 0.****************
Хотя, может быть не правильно фамилию в английской транскрипции набрал или не все позиции увидел.


====


Oleg Figovsky

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Oleg_Figovsky

http://www.figovsky.com/

https://www.researchgate.net/profile/Oleg_Figovsky


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020
Прошу прощения.
figovsky  69 работ индекс Хирша 11

Лучше, чем 0, но для действующего ДТН маловато.
Для руководителя гранта фонда научных исследований Хирш должен быть не меньше 20.

Остальные ссылки - это, практически, резюме.



[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2020
Фиговский  Олег  Львович
Израильский исследовательский центра Polymate; NanoTech Industries, Inc. (США); IAI (Израиль)
https://elibrary.ru/authors.asp
499 публикаций, Хирш 14 - куда как хорошо наукометрически по-российски. Но вот уровень журналов и публикаций - местный уровень, даже не российский, например, последние Строительство: новые технологии - новое оборудование, Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика, Инженерный вестник Дона...
499207314


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020
Значимое и активное участие в международном обучении ВУЗы России могут принимать.
Другое дело - именно передовые позиции в мире. Тут у российских ВУЗов как минимум два препятствия:1)Цилиндрический алфавит и базирующийся на нём русский язык де-факто уже не являющийся международным. Выпускник должен сначала изучать их, а затем через них как посредника усваивать собственно сами сложные предметы.Подлинно международное обучение должно быть на English. Но его на сносном уровне знает только горстка энтузиастов-преподавателей.
2)Вопрос , а где собственно выпускники будут работать? У России нет актуальной промышленности и высоких технологий, бизне -среда представляет спайку органов власти и криминала: самовыдвиженцам туда не пробиться чтобы основать дело и самим выйти в статус работодателей.Эмигрировать в Россию тоже не привлекательно для образованных.
Поэтому в день получения дипломаму студентов-иностранцев кончается срок действия визы РФ, и их выпроваживают в страну обратно откуда приехали а там с помощью родителей устраивайтесь на работу или сами как сумеете.
То есть пункт 2 суть то, что образование России не открывает возможности хорошо устроиться в жизни: это  могут лишь те, у кого и до ВУЗа такая возможность была. А у ВУЗов РФ дисфункция в отношении того чтобы стать для выпускников социальным лифтом.
И вот эти два пункта - они не единственные - приводят к тому что о подлинно передовых позициях в мире остаётся только мечтать, так какмк ним нет всех необходимых и достаточных предпосылок.
Денис Владимирович.


[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2020
1)Цилиндрический алфавит

-------------------------------

А что это такое? Можно пояснить?


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 12/06/2020
Имеется в виду Кириллический.Как известно, в школьных сочинениях в США ученики иногда путают этот термин со словом "цилиндрический" про который им говорили однако которого они не знают. 
При СССР на кириллическом были 4 страны мира.После 1991 года стало больше с учётом распада на Россию плюс 14 республик.
За прошедшие 30 лет, из 10 из 14 республик отказались от кириллического: Грузия и Армения перешли на свои древние, остальные 8 стран - перешли на латинский алфавит.
Сейчас кириллический алфавит из 194 стран мира в девяти: Россия, Сербия, Болгария, Белоруссия, Украина, Казахстан, Монголия, Киргизия, Таджикистан. 
При этом: в Сербии, Болгарии, Белоруссии существуют официально разрешённые к использованию латинизированные версии местных языков. Казахстан с 2025 года полностью от кириллицы отказывается. В Монголии, говорят, появилась латиница на денежных купюрах. Киргизия, Таджикистан вместе с Россией до первого мощного экономического кризиса: им сейчас просто выгодно посылать гастарбайтеров в Россию но не факт что так будет всегда. 
К слову, болгары считают что Кирилл и Мефодий были болгарами и что Россия древнеболгарским алфавитом пользуется. Только поэтому на латинский не спешат переходить: считают своей исконной древней письменностью, за это её ценят а не за то что кириллица в России.
Общая тенденция в том, что страны и народы мира переходят на латиницу. В её от кириллицы отказываются западные славяне восточной Европы и Казахстан. Кроме того, как минимум 5 крупных стран Африки находятся в процессе отказа от арабского алфавита в пользу латиницы. 
Нам нужно быть готовыми к тому, что в следуюшем поколении Россия останется на кириллмческом алфавите в-одиночку, одна во всём мире. В связи с чем, чтобы не отст ать от мира, новому поколению наших граждан нужно особенно хорошо знать английский язык. 



[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2020
Конечно можно. Но только после того как сменится фашистское руководство на новое - человечное.


[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2020
В контексте дополнительного алфавитно-языкового барьера для людей из дальнего зарубежья, получающих высшее образование в России которая в отличие от Запада не способна им предложить эмиграцию к себе с высокооплачиваемой работой по полученной специальности. Зарплаты на которой хватило бы на покупку недвижимости и всего остального.
В советское время существовало заочное высшее образование. Кому и зачем оно было нужно? Это когда человек средних лет не имеющий В/О стал начальником среднего звена, председателем колхоза допустим. Ему надо как-то легализовать своё право на де-факто имеющийся руководящий статус. Им устраивали дистанционные курсы с приездом сдавать сессию и давали корочки - диплом. И дальше выпускник может спокойно руководить своим колхозом не опасаясь что его кто-то сковырнёт под предлогом отсутствия образования.
Нечто подобное происходит когда богатые или знатные слои стран третьего мира отправляют своих отпрысков учиться во второстепенные страны: в отличие от ядра Западного мира, не способные дать хорошую работу по выученной специальности. Высокий социальный статус родители способны дать сами по блату либо через деньги, им нужна лишь формальная корочка легализующая такое право. И эти корочки в виде диплома им дают. Плюс какие-никакие знания и навыки, которых как правило по мировым меркам не достаточно чтобы всерьёз выдерживать конкурентную борьбу в номинально имеюшейся профессии. 
Только в этой нише ВУЗы России в основном и способны работать для стран дальнего зарубежья. Да, это ниша, с огромными денежными оборотами в мировом масштабе. И среди обучающихся иногда даже могут попадаться дети среднего звена элиты стран третьего мира. Российские ВУЗы этот вид работ с иностранцами активно осваивают. Но увы, как не крути, это не высшая лига. Это не передовые позиции. Это не более чем функциональный аналог советского ЗАОЧНОГО образования для не самой верхней части элиты из развивающихся стран второго эшелона. Целевая аудитория -  только Африка и часть наименее успешных стран Азии. 



[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2020
 Да бог с ними, странами дальнего зарубежья. Надо в первую голову думать о качестве образования в своей стране! А здесь ситуация резко ухудшилась со времен распада СССР и прихода рыночных отношений в высшую школу. Резко понизился престиж профессорско-преподавательского состава.  Если раньше средний уровень оплаты профессоров и доцентов был существенно выше чем, например, в любой отрасли промышленности, при сопоставлении с Главными Научными Сотрудниками (ГНС) и Ведущими/Старшими Научными Сотрудниками (В/НС) в НИИ и КБ, особенно учитывая практически 50% прибавку к зарплате за участие в НИОКРах по договорам, выполняемым силами профильных кафедр ВУЗов, то сейчас ситуация обратная. Практически везде, за редким исключением, "умерли" различные ВУЗовские подразделения тип ОНИР (Отделов Научно-Исследовательских Работ), а с ними и прибавки к ЗП. А ведь участие в НИОКРах не только  позволяло и повышать научный уровень профессорско-преподавательского состава (публикации результатов исследований, участие в различных конференциях и симпозиумах, чтение лекций в обществе "Знание" и т.п. и т.д.), но и привлекать студентов к участию кафедральных НИОКРов уже с 2-3 курса обучения. Во многих случаях, особо способным студентам даже выплачивались деньги за такое участие (это я знаю по себе)! Кроме этого у руководства кафедр уже были возможности самых талантливых студентов привлекать, после окончания ВУЗа, в аспирантуру и, впоследствии, принимать в состав кафедр, таким образом обеспечивая преемственность поколений. 

Всё это порушил  "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РЫНОК"!
  Хороший уровень оплаты преподавателей позволял привлекать крупных ученых из НИИ и КБ, разных отраслей народного хозяйства, к преподавательской работе на профильных кафедрах. При нынешних, прямо скажем, нищенских окладах  профессорско-преподавательского состава, эта практика практически сведена к минимуму. Сейчас же средний возраст преподавательского состава "зашкаливает" за 60 лет! И молодежь не видет для себя перспективы при работе на кафедре, кроме как побыстрее защитить диссертацию. Но потом всё равно "свалить" в более престижные и хорошо оплачиваемые места. 
Еще один пример из прошлого. Когда я в 1966 году поступил в МЭИ на кафедру АЭС (завкафедрой тогда была Маргулова Тереза Христофоровна) я узнал, что стипендия у студентов кафедры была 45 рублей, а не 35 как у всех других студентов МЭИ! Мы, салаги, еще ничего не сделали, а многие и подавно отсеялись впоследствии, а Государство тогда уже целенаправленно стимулировало (размер не так важен) привлечение студентов в приоритетные отрасли народного хозяйства. Я не знаю, была ли такая практика в других ВУЗах, но у нас это работало! Кафедра АЭС на момент моего окончания составляла 103 сотрудника и выпускала три группы в год! Выпускников нарасхват забирали Минсредмаш и Минэнерго! Чтобы уйти куда-нибудь в другие отрасли - ни-ни, четверо из наших с огромным трудом добились распределения на Билибинскую АЭС, а так - строго по разнарядке!Сейчас государство "умыло руки" и студент должен сам думать о своем будущем. И многие начинают работать не по специальности, полученной в ВУЗе. А ведь это выброшенные деньги Государства, затраченные на обучение специалиста! Опять пресловутый "рынок" (базар!).
Очевидно, что необходима коренная реформа высшего образования с четкими ориентирами от Государства, которое, словами своих руководителей, стремится сделать качественный рывок в научно-техническом прогрессе. Причем эти ориентиры должны опираться на реальную (как раньше  со стипендиями для "атомщиков") экономическую и организационную поддержку Государства.
С уважением, Катковский Е.А., выпускник 1972 г. кафедры АЭС МЭИ и ее очной аспирантуры (1975 г.).


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2020
Катковскому. Поступил на физтех в 1967 и подтверждаю, стипендия была 45 рублей, выше, чем на других факультетах. И это не пустяк, существенная прибавка, которая стимулировала и морально и материально. Настраивала на серьезное отношение к учебе и делам института. Так было на всех физико-технических ф-тах Томск, Свердловск...


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2020
Да бог с ними, странами дальнего зарубежья. Надо в первую голову думать о качестве образования в своей стране!

Можно и так, в качестве программы-минимум. Однако в этом случае, какие же это "передовые позиции в мире"? Передовые позиции в мире потому и передовые что подразумевают универсальность, актуальность для любых регионов и для всех сфер деятельности. Не только актуальность в отдельных частных случаях, какими являются Россия и ближнее зарубежье с их исторически сложившимися экономическими нишами. Если априори ограничиваем актуальность отечественного образования русскоязычным регионом, т.е. 200 миллионами человек из 7,8 миллиардов, отсекается та часть мирового технологического прогресса которая не на русском языке.

Выпускник окончив Гарвард, может в мировой корпорации работать и в США, и в Евросоюзе, и в Японии. Он не должен заявлять работодателю "нас этому не учили", "я только на русском языке термины знаю", "дайте мне помощника умеющего работать с компьютером".

Сейчас в мире многие старые и новые сферы приложения труда бурно развиваются. Развитие лазеров открывает путь построения заводов разделения любых изотопов. Это подразумевает работу в английском языке, с тамошними техническими стандартами. В доморощенных реалиях нет аналогов.

У нас в российских реалиях ограничиваются малым: заключением межправительственных соглашений о взаимном признании дипломов с различными странами. Однако когда доходит до практики, этого не обязательно оказывается достаточно чтобы выпускники свободно работали в мировых корпорациях на полноценных ведущих должностях. Если в международной научной коллаборации - то одним из её спикеров, а не на уровне "принеси-подай".

Мы именно в мировые корпорации должны стать способны готовить выпускников, чтобы отечественное образование могло быть признано имеющим подлинно передовые позиции в мире. Пока не научимся готовить пригодных, востребованных именно туда специалистов - объективно отечественные ВУЗы по-прежнему будут за пределами первой сотни позиций в мировом рейтинге.



[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2020
Дополнение.
Что есть "первая лига" в международном образовании?
В качестве эталона можно рассмотреть ведущие университеты США. Что они дают выпускникам такого, чего не способны дать наши российские?
1)
Абитуриент за свои деньги или по какому-то гранту благотворителей из третьего мира поступает учиться в США. Изначально он из среднего класса своей страны, не меньше, но и не обязательно из самых богатых. Поступая в ВУЗ, получает виду страны свободного мира. Впоследствии есть стандартная дорожка, без взяток, чтобы в США закрепиться: получить сначала Гринкарту, затем лет через 5 гражданство и стать достойным гражданином ядра Западного мира. Английский - язык международный и абитуриент не зря его изучал: в нём он будет жить оставшуюся жизнь, в нём он будет работать и весь мир открыт ему на этом языке а не только локальный участок.
2)
При обучении многими лекторами являются приглашённые учёные из прикладной науки и корпораций. Учат тому, что непосредственно понадобится на работе. Все программы актуальные, не устаревшие, не абстрактные: учат только нужному и ничего лишнего.
3)
Оборудование тоже новейшее и богатое, старьё не латают а выбрасывают, на оснащении не экономят. Не бывает, что выпускник не умеет настроить современный цифровой осциллограф так как по бедности ВУЗ их не имел, а НИИ где выпускник стажировался - не подпускал студентов к единичным имеющимся дорогущим осциллографам. Свой первый осциллограф выпускник захудалого ВУЗа сожжёт не при обучении в ВУЗе, а у работодателя.
4)
После получения диплома выпускник нарасхват в мировых корпорациях - где работают выпускники этого же ВУЗа прошлых лет. Они там друг друга поддерживают и формируют нечто вроде клана, у нас же - каждый сам по себе после выпуска. Работодатель знает, что этих выпускников учили правильные люди правильным нужным вещам и не опускали халтуры. То есть не просто поддержка своих как самоцель, а ещё и объективно признание знака качества.
5)
Поэтому выпускники ведущих ВУЗов с большой вероятностью способны устроиться работать именно по профессии которой их обучили, а не где-то как-то абы как. Всё что освоили в годы учёбы оказывается нужным и востребованным а не просто багажом старых воспоминаний в дальней кладовке.
6)
Учитывая вышесказанное, большие деньги вложенные в обучение абитуриентом ведущих ВУЗов - быстро и с лихвой окупаются. Есть шанс на серьёзный карьерный рост: ко второй половине жизни пройти либо в частные работодатели открыв и серьёзно раскрутив свой бизнес, либо стать CEO (Chief Executive Officer) крупных корпораций, либо даже пройти в профильное министерство.

Сравнивая с российскими реалиями, вот приезжает в ВУЗ абитуриент из дальнего зарубежья. Ему говорят: учи русский язык. А он сложный и не на том алфавите. Уровень знания в любом случае не позволит передавать оттенки значений. Что будет по предметам рассказываться следующие годы - человек способен понять лишь приблизительно.
А работать где? По многим профессиям которым в ВУЗах учат - у России не осталось промышленности. Огромное несоответствие между профессиями востребованными в экономике и профессиями "специалистов" в которые производит система высшего образования. Вакансий по специальности диплома зачастую вообще нет на, так сказать, рынке труда. В госпредприятия РФ иностранцев не возьмут во многие из-за секретности: они более закрытые чем американские и европейские аналоги. Гражданства своего Россия даёт неохотно и только за взятки. Климат холодный для тех кто не привык. Зарплаты при работе по профессии не позволят купить недвижимость в России.

Поэтому студенческие визы на пребывание в РФ иностранных студентов заканчиваются порой через считанные дни после получения диплома. Езжай в свою страну обратно. И.. и работай там в русском языке? Если в мировой корпорации устроишься - сможешь ли работать на оборудовании которое не изучалось в ВУЗе даже отдалённо?

Поэтому только средне-богатым слоям стран Африки и некоторой части Азии имеет направлять своих детей учиться в ВУЗах России. Они должны сами предостави

Прочитать остальные комментарии...


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2020
Ну хорошо. Из Кембриджа выпускника приглашают в Российскую компанию (не в Газпром или Роснефть) а тот же Росэнергоатом. Да пусть там все сотрудники спикают, как лондонские Кокни, он туда не поедет, зарплаты не лондонские! А ведь он еще салага, знает и умеет только осциллограф включать, а поди ж те, бабло давай, я из Кембриджа! Уровень материального благосостояния талантливых ученых и научных работников, да и просто знающих инженеров и конструкторов у нас существенно ниже чем на Западе, а теперь и на Востоке. А сравни по знанию и навыкам СИУРа на Калининской АЭС с таким же с какой нибудь Индиан Пойнт, который учился в штатах, уверен наш пиндоса за пояс заткнет! А бабло у пиндоса поболее капает!Вот и вывод напрашивается сам: меньше миллиардеров в России, больше богатых инженеров. Вот и спрос на инженеров превысит спрос на бухгалтеров и юристов, сократится офисный планктон, обеднеют "поющие трусы" из разных шоу бизнесов. А вот и спрос на профессорско-преподавательский состав Вузов возрастет, вот и конкурс будет не из одного кандидата, как сейчас. В ВУЗы придут самые талантливые ученые, которые и публикуются в мировых изданиях и книги их переводятся на пресловутый инглиш! Причем основная ответственность в создании благоприятных условий именно для своих ВУЗов и их выпускников должна лежать на Российском Государстве! Вся экономическая, налоговая, финансовая, кадровая, воспитательная политика Государства должна быть перенацелена на самые прогрессивные и экономически эффективные принципы построения Высшего технического образования. Только тогда слова наших руководителей о необходимости ускорения страны на пути новейших технологий и научных исследований не останутся пустым лозунгом!
С уважением, Катковский Е.А. 


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2020
Катковский, вы такой мечтатель! К сожалению, Россия – демпфер между Востоком и Западом, простите, нет, – проходной двор. А если точнее – санпропускник. Поэтому никогда не реализуются здесь ваши идеи. А еще Россия – страна стрелочников. Поэтому никто кроме простых работяг не понесет ответственности за Чернобыль, за хреновый проект РБМК, за падающую экономику и т.д. 


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2020
Я не мечтатель, я скептик. Я даже пессимист в отношении лозунгов типа "ДиП" - догнать и перегнать.  Только у меня нет комплекса неполноценности из-за рейтингов, приведенных в начале поста. Я просто уверен, что пока не наступило время решать жить или сдохнуть, стать рабом у пиндосов или китайцев или самим обустроить СВОЮ ЖИЗНЬ, а не существование!Надеюсь, что мои дети и внуки застанут это время решений и будут участвовать в них, иначе моя жизнь теряет смысл!С уважением, Катковский Е.А.


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2020


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 08/06/2020
Россия часть Западной цивилизации, хотя и специфическая. Так же как США, Россия имеет европейско-христианское основание своей культуры и традиций ведения дел. 
Специфика России всего-лишь в том, что Россия это "страна которой всегда мало" как говорят на востоке, из-за непомерных амбиций господствовать среди Европейских стран она столетиями воевала и конфликтовала с ядром своей цивилизации.
Не хотелось бы, чтобы Россия была демпфером между Востоком и Западом, потому что это полная аналогия роли Польши в 1939 году перед заключением пакта Молотова-Риббентропа между Германией и СССР. Всё-таки численость населения, солдат в армии при мобилизации и рабочих военной промышленности, у России в 10 раз меньше чем у Объединённого Запада, в 10 раз меньше Китая, в 10 раз меньше чем у Индии, в 10 раз меньше чем у стран исламского мира.
Выгоднее позиционировать Россию как полноценную часть Западного мира - только часть своеобразную: претендующую на привилегированные права, на сферу влияния, на руководящую роль в направлении хода некоторых важных для нас мировых событий. 


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2020
а где МИФИ в рейтинге?


[ Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2020
По поводу 'хренового" проекта РБМК, в нём есть одна изящная черта. С учётом непрерывной перегрузки отработанных ТВС на номинальной мощности, по радиусу основная часть активной зоны - это "плато" имеющее коэффициент размножения нейтронов бесконечной среды, лишь на какие-то копейки превышающий единицу с учётом отравления ксеноном и самарием, поглощения в продуктах деления, в теплоносителе и в конструкционных материалах. Многое в РБМК подчинено этой идее "плато" выравнивающем мощность по радиусу, когда реактор работает при минимальном обогащении топлива. Дальше по пословице: "гладко было на бумаге да забыли про овраги". 
Что касается тяжёлых условий для эксплуатационщиков, в советской системе было такое заблуждение что черезчур делать комфорт есть излишество: "Чай, не барин". Иначе за что эксплуатационщики свою зарплату получают? Вот пусть отрабатывают. Так по-умолчанию считали многие прошедшие войну. По этой причине, например, ни в одной советской легковой машине не было ни электрических стеклоподъёмников, ни кондиционера, ни зачастую даже гидроусилителя руля. 


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 09/06/2020
По поводу 'хренового" проекта РБМК, в нём есть одна изящная черта. С учётом непрерывной перегрузки отработанных ТВС на номинальной мощности, по радиусу основная часть активной зоны - это "плато" имеющее коэффициент размножения нейтронов бесконечной среды, лишь на какие-то копейки превышающий единицу с учётом отравления ксеноном и самарием, поглощения в продуктах деления, в теплоносителе и в конструкционных материалах. Многое в РБМК подчинено этой идее "плато" выравнивающем мощность по радиусу, когда реактор работает при минимальном обогащении топлива. Дальше по пословице: "гладко было на бумаге да забыли про овраги". 
Что касается тяжёлых условий для эксплуатационщиков, в советской системе было такое заблуждение что черезчур делать комфорт есть излишество: "Чай, не барин". Иначе за что эксплуатационщики свою зарплату получают? Вот пусть отрабатывают. Так по-умолчанию считали многие прошедшие войну. По этой причине, например, ни в одной советской легковой машине не было ни электрических стеклоподъёмников, ни кондиционера, ни зачастую даже гидроусилителя руля. 


[
Ответить на это ]


Re: Можно ли вернуть Российские университеты на передовые позиции в мире? (Всего: 0)
от Гость на 19/06/2020
Олег Фиговский, академик липовый, вы пропихиваете либеральную модель развития России, по которой наше родины вообще не должно быть на планете. Если бы вы поработали во внешней технической разведке, вы бы поняли, что такое рейтинг учебного заведения в США, и др. кап. странах. Не дурите, не вводите людей в обман.И изобретения Израиля это изобретения русских евреев, которые учились в СССР, на все 99%. Не врите на старости лет.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.17 секунды
Рейтинг@Mail.ru