proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[02/09/2020]     Три миссии университета – уроки рейтинга

Олег Л. Фиговский, академик (Израиль)

В России опубликован «независимый» Московский международный  рейтинг «Три миссии университета», инициированный ректором МГУ им.М.В.Ломоносова, академиком Виктором Садовничим, и созданный рейтинговым агентствjv RAEX («РАЭКС-Аналитика»). Ректор отмечает, что в 2020 году рейтинг «Три миссии университета» включает 1500 университетов из 97 стран мира, что позволило ему стать одним из представительных академических рейтингов в мире.



Другой принимаемый в России Академический рейтинг университетов мира (англ. ARWU сокр. от Academic Ranking of World Universities) составляется в институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун и включает в себя основные высшие учебные заведения, ранжируемые в соответствии с формулой, которая учитывает:

·                    выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (10%),

·                    сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (20%),

·                    список высокоцитируемых исследователей «HighlyCitedResearchers» (20%),

·                    статьи, опубликованные в журналах Nature или Science (20%),

·                    индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации (англ. Institute for Scientific Information, ISI) Science Citation Index и Social Sciences Citation Index, а также индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation Index (20%),

·                    совокупный результат предыдущих показателей по отношению к численности персонала вуза (10%)

Международный  рейтинг «Три миссии университета» определяется по следующим трём миссиям (критериям): образование, наука и влияние на общество, то есть по более размытым критериям.

Первые 300 вузов в рейтинге занимают конкретные места. Начиная с 301 места вузы поделены на группы. Внутри каждой группы они размещены в алфавитном порядке и имеют одинаковый рейтинг. Однако даже в этом «суверенном» рейтинге в первой двадцатке, увы нет университетов России – см. ниже:

Название  и Страна

1.  Harvard University, США

2.  Massachusetts Institute of Technology, США

3.  University of Cambridge, Великобритания

4. University of Oxford, Великобритания

5.  University of Pennsylvania, США

6.  Yale University, США

7.  Stanford University, США

8. University of California, Berkeley, США

9.  Columbia University, США

10. University of Chicago,США

11. University College London, Великобритания

12. Duke University, США

13. Johns Hopkins University, США

14. ETH Zurich – Swiss Federal Institute of Technology Zurich, Швейцария

15. Peking University, Китай

16. University of Tokyo, Япония

17. University of Michigan, США

18. Cornell University, США

19. University of California, San Diego, США

20. University of Colorado Boulder, США

Technion Israel Institute of Technology (Haifa) занимает в этом рейтинге 128 место, The Hebrew University of Jerusalem – 134 место.

Российские вузы из топ-100 рейтинга «Три миссии университета» немного улучшили свои результаты по сравнению с прошлым годом. МГУ поднялся с 22-го на 21-е место, СПбГУ — с 41-го на 40-е. МФТИ — с 51-го на 46-е.

Треть вузов из рейтинга (33%, 493 университета) находятся в Европе, ещё треть — в Азии. Российских университетов всего 7% от общего числа. Такой же результат у Латинской Америки. В рейтинг 2020 года попал 101 российский университет – см. нижеприведённую таблицу.

Страна

Количество университетов в рейтинге  2020

США

220

Китай

122

Россия

101

Великобритания

98

Япония

93

Среди Европейских стран в число лидеров по рейтингу университетов кроме Великобритании входят Германия (89), Италия (50), Франция (49), Испания (42), Чехия (15), Польша (14), Нидерланды (13), Швеция (13), Португалия (13), Австрия (12), Швейцария (11) и Финляндия (10). Лидерами стран Азии кроме Китая и Японии являются Индия (45) и Саудовская Аравия (10). На Африканском континенте лидером является ЮАР (17). В Латинской Америке лидируют Бразилия (34), Мексика (16) и Аргентина (11).  Следует отметить высокое место в рейтинге и Канады (30). В топ-30 по критерию «образование» вошли 13 вузов из Европы (в том числе МГУ им. Ломоносова) и 13 из США, ещё два из Китая и по одному из Японии и Гонконга. Американские вузы из рейтинга лучше финансируются: на одного студента приходится в 4 раза больше средств, чем в России, однако  европейские студенты выступают на международных олимпиадах в 3,8 раза успешнее американских.

Уровень образования зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. В России на одного преподавателя приходится 9 студентов, столько же в Германии и Китае. Это чуть лучше, чем в Великобритании (11 студентов на одного сотрудника), но хуже, чем в Америке. Там на одного преподавателя 8 студентов. В топ-30 по науке больше всего университетов из США, Канады, Великобритании и Австралии. А среди стран, где государственный язык не английский, в тридцатку вошел один Технион — израильский технологический университет в городе Хайфа. Именно поэтому Китай так заинтересован в сотрудничестве сТехнионом. Уровень науки тоже зависит от финансирования, и тут американцы снова лидируют. Вузы США привлекают на исследования в 3,9 раз больше денег, чем вузы Великобритании, в 2,2 раза больше, чем вузы Германии, и в 2,5 больше, чем Японии. Результат заметен: научные публикации американских вузов из рейтинга цитируются в среднем в 1,3 раза лучше, чем в среднем в мире.

В топ-30 по влиянию на общество вошли вузы из США, Канады, Мексики, Бразилии, России, Великобритании, Японии, Китая, Гонконга, Тайваня и Австралии. Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика») подчёркивает, что «Три миссии университета» первым из глобальных рейтингов отреагировал на изменения в мировом образовании из-за пандемии коронавируса: широкий спектр критериев позволил нам уже сейчас оценить изменения. Чтобы измерить эту миссию университета, в 2020 году впервые изучили информационную открытость вузов

Третья миссия – по влиянию на общество быстрее всего отреагировала на кризис из-за коронавируса. Из-за закрытия границ студенты из других стран стали меньше интересоваться образованием в США, Великобритании, Швейцарии, Австралии, поэтому посещаемость сайтов вузов упала на 36–46%. Однако Интернет-аудитория Университета Джонса Хопкинса в США в 2020 году выросла в шесть раз, потому что он начал публиковать новости о коронавирусе. При этом интерес к онлайн-образованию вырос. Количество открытых онлайн-курсов, которые вузы размещают на крупнейших глобальных платформах, за год их число выросло с 3,5 до 5,3 в среднем по участникам рейтинга. При этом Россия увеличила число курсов на 77%, США — на 71%.Очень заметным стало падение посещаемости в странах, считающихся наиболее привлекательными для иностранных студентов — Великобритании (-46%), Швейцарии (-41%), США (-36%), Австралии (-23%). В России, напомним, прирост аудитории составил 69%.

Проректор Государственного университета управления Ксения Екимова пояснила, «что подобное расхождение может быть следствием различных коммуникативных целей сайта у нас и за рубежом. По ее словам, для Европы и США официальный портал университета — это визитка, которая носит ознакомительный характер: о научной деятельности, истории университета и контактах для связи.

— При этом у каждой образовательной программы есть сайт, где студенты могут узнать расписание, войти в личный кабинет и решить свои вопросы. Если сайт программы расположен на домене университета, то данные о посещаемости у них будут считаться раздельно. В этом нет необходимости. Официальный сайт — для инвесторов, журналистов и партнеров, а сайт программы — для внутренних коммуникаций. И если падает посещаемость у «визитки», значит, коммуникации программ работают отлично, — уточнила эксперт, добавив, что в России сайт популярен в режиме «одного окна»: университеты размещают на официальном портале всю информацию для различных категорий пользователей.

Как полагают составители рейтинга, в глобальном масштабе снижение размера аудитории может быть предвестником больших изменений на мировом рынке образования: потенциальные студенты из-за рубежа стали реже всерьез интересоваться возможностями переезда в другие страны ради учебы. Многие исследователи в этой связи предполагают, что доля иностранных студентов может сократиться даже в ведущих университетах.

Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ так комментирует результаты этого рейтинга: “Международный рейтинг "Три миссии университета" отличается от других рейтингов тем, что оценивает не только критерии образовательной и научной деятельности университетов, но и третью миссию - влияние на общество, регион и развитие страны в целом. Для нас это крайне важный показатель. Физтех всегда был флагманом технического и научного образования в России, среди наших выпускников более 100 академиков, нобелевские лауреаты, создатели известных технологических компаний. Реализация "третьей миссии университета" в МФТИ позволяет нам иметь тесные связи с нашими партнерами, и прежде всего это базовые организации - предприятия, расположенные в Москве и Подмосковье. Именно для них мы ведем подготовку кадров, проводим совместные исследования по приоритетным направлениям, и в результате выпускники нашего вуза получают уникальную квалификацию с высоким практическим опытом. Важно, что наши выпускники потом возвращаются в университет и помогают ребятам поступать и учиться”.

Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев согласен, что закрытие границ ударит по странам-лидерам с высокой долей иностранных студентов — Австралии (28% зарубежных студентов), Канаде (21%), Великобритании (21%), Новой Зеландии (15%), Франции (13%), Нидерландам (12%), Швеции (11%) и Финляндии (10%).

— Что касается России, большая часть обучающихся иностранных студентов — выходцы из Средней Азии, других стран СНГ и Китая. Их социальная мобильность заметно ниже европейцев, что может снизить и возможные издержки, — полагает эксперт, добавив, что в любом случае система образования стоит на пороге значительных перемен.

Еще одно изменение, которое определили ограничения при пандемии, — рост предложения на рынке онлайн-обучения, который зафиксирован составителями рейтинга «Три миссии университета. Но Александр Тимофеев считает, что о полном и окончательном переходе образования в онлайн говорить пока нельзя. По его мнению, большинство студентов относятся к этому как к вынужденной мере, но не как к достойной альтернативе традиционному образованию, соглашаясь с постулатом: дорогое и элитное образование на то и дорогое, что должно предполагать личный контакт с педагогом.

Компания Quacquarelli Symonds опубликовала наиболее уважаемый рейтинг в мире QS World University Rankings на 2021 год, включающий тысячу лучших вузов мира.  Эксперты ежегодно оценивают вузы по шести показателям, из результата которых складывается общий балл. Самый важный критерий, который составляет 40% от итоговой оценки, — «Академическая репутация заведения». Ее измеряют на основе мнений экспертов из сферы высшего образования относительно качества преподавания и научных исследований в университетах мира. Вес в 10% имеет критерий «Репутация у работодателей». Оценка формируется на основе отзывов работодателей о том, какие вузы оканчивают их самые профессиональные и эффективные сотрудники.

Третий критерий — «Соотношение преподавателей и студентов» — показывает число преподавателей на одного студента. Этот критерий демонстрирует качество преподавания, его показатель — 20% от итоговой оценки вуза. По 5% дают критерии «Количество иностранных преподавателей» и «Количество иностранных студентов». Еще 20% к оценке добавляет критерий «Количество цитирований»: для его расчета эксперты высчитывают отношение числа цитирований по всем работам, подготовленным учреждением за пятилетний период, к количеству профессорско-преподавательского состава.

Наивысшую позицию в рейтинге QS World University Rankings-2021 среди российских вузов занял Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ): 74 место. По итогам года он поднялся на 10 строчек. Такой результат университета стал лучшим за последние 9 лет. Вуз набрал 77,3 балла за академическую репутацию, 82,8 балла за репутацию у работодателей, 99,8 балла за соотношение преподавателей и студентов, 76,8 балла за иностранных студентов. Итоговый результат МГУ — 65,9 балла.Т

Поднялся на 9 позиций и занял 225 место Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), получивший итоговую оценку 39,9 балла. Эксперты высоко оценили в этом вузе соотношение преподавателей и студентов (83,3 балла). С 231 на 228 место в рейтинге поднялся Новосибирский государственный университет (НГУ). Выше всего эксперты также оценили соотношение преподавателей и студентов (94,7 балла), а итоговый результат вуза составил 39,4 балла. Томский государственный университет (ТГУ) оказался на 250 месте, он поднялся на 18 пунктов. В этом вузе показатель соотношения студентов и преподавателей оценили в 99,9 балла, а общий результат составил 37,7 балла. Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) вошёл в топ-1000.

Девятый год подряд на первой строчке рейтинга оказывается Массачусетский технологический институт - 100 баллов. Три года подряд второе место занимает Стэнфордский университет в США (98,4 балла), а третье — Гарвардский университет в США (97,9 балла). На четвертом месте рейтинга 2021 года — Калифорнийский технологический институт в США (англ. California Institute of Technology, сокр. Caltech) с 97 баллами. Он вытеснил с этой позиции Оксфордский университет (Великобритания) с 96,7 балла, который на этот раз замкнул пятерку лучших вузов мира.

Закончить эту статью я хотел бы словами моего интервью Швейцарскому интернет журналу Schwinger.net: Появление таких оценок – хороший повод поразмышлять над одним из распоряжений российского президента Путина. А именно в 2012 году президентский указ предписал, чтобы к 2020-у не менее пяти российских вузов вошли в сотню ведущих университетов мира. Это время наступило. Что же  мы имеем?  По оценкам ведущих рейтинговых агентств мира в сотню входит только МГУ.

Bот и потребовалось создание нового Российского рейтинга, но даже в этом рейтинге смогли войти в первую сотню только Московский и Санкт-Петербургский университеты и Московский физико-технический институт, так что президентский указ так и не выполнен. Неужели пора создавать новый рейтинг или Россия сможет повысить качества своих университетов, не применяя “лукавую” статистику?


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 02/09/2020
Полностью соглашаясь с выводами, дополню констатацию о том, что один только МГУ в первой сотне. И отмечу: остальные российские ВУЗы туда не попали по объективной причине, не потому что иностранцы их дискриминируют.

Лучшие университеты мира, входящие в первую сотню - де-факто нечто большее чем блестящий, в интеллектуальном смысле, университет сам по себе.
Это ещё и совокупность сотен крупнейших мировых корпораций, в которые налажен поток выпускников трудоустраиваться и в действующем коллективе поднимать на профессиональный уровень данную ВУЗом совокупность знаний и навыков. Причём: выпускники там не в роли "принеси-подай", и не задерживаются "в низах" на пол-жизни, а довольно быстро занимают ключевые позиции в среднем и руководящем звеньях. Не только в административном аппарате: прежде всего в подразделениях, непосредственно связанных с серийным производством и отвечающих за то, чтобы выпускаемая корпорацией техника - качественно превосходила конкурентов. Иностранных конкурентов прежде всего.

У Российских ВУЗов этот аспект - путь и судьба выпускника после ВУЗа - самая слабая сторона. Понятно, выпускники МГИМО происходят из замкнутых наследственных кланов которые трудоустраиваются в дипломатической службе России. РАНХиГС - в администрациях всех уровней, МГУ - учатся дети чиновничества и владельцев российских предприятий. У них "в системе" сверх ВУЗа де-факто есть корпорации, предприятия, высоко оплачиваемые рабочие места которые так или иначе выпускники займут.

У сотен же прочих российских ВУЗов, несмотря на неплохую учебную программу, для 90% выпускников после получения диплома оказывается непреодолимой процедура трудоустройства на приемлемо оплачиваемую должность по специальности. Работают либо куда родители через свои знакомства устроят, либо где придётся - и их талант не получает развития. Не до конца закреплённые при обучении какие-никакие профессиональные навыки быстро деградируют и выпускник через несколько лет даже не думает о карьере, или тем более о достижении высот мастерства в номинально имеющейся профессии по диплому.

Одним словом, у рядовых ВУЗов в 90% случаев для выпускника без связей - после выпуска и получения диплома - нет будущего, в смысле не только карьерного роста а даже гарантий найти приемлемо оплачиваемую работу по специальности.

В случае ВУЗов мировой первой сотни - хорошее будущее выпускникам практически гарантировано.

Этот нюанс является самой слабой стороной российских ВУЗов: они выбрасывают в пустоту дипломированных выпускников, в профессии приживаются и находят приличную экономическую нишу буквально единицы процентов. Остальные мучаются с никому не нужным дипломом, ничего не дающим для обладателя, и трудоустраиваются где придётся не по специальности.

Так у 90% выпускников какие-никакие полученные в ВУЗе  РФ знания, методы, превращаются в старый ненужный хлам в дальней кладовке памяти. ИМЕННО ЗА ЭТО мировые рейтинги не берут российских ВУЗов в почётную первую сотню.




[ Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2020
Фуфло все эти рейтинги


[ Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2020
МИФИ как-то раз попал в этот рейтинг, благодаря тому, что один из сотрудников, работая в ЦЕРНе, накопил много широко цитируемых работ своего эксперимента. И сотрудник забыл как МИФИ выглядит, и они его подзабыли, ан нет, пригодился ))


[
Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2020
ан нет, пригодился
--------А если таких сотрудников, числящихся в вузе, к примеру, на 0,01 ставки, окажется более десятка, то взлёт в рейтинге вообще не минуем..


[
Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2020
МИФИ давно уже превратился в отстойную яму и находится на задворках науки. Талантливых преподавателей почти всех изжили или возраст взял, пришли менеджеры, не имеющие к науке никакого отношения.


[
Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2020
В МИФИ всегда не хватало своих профессоров. Основные лекторы все были приглашенные. А сейчас не приглашают, а если и приглашают, то только администраторов типа директоров НИИ. Да и условия приглашения уже далеко не такие привлекательные как во времена СССР. 


[
Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 09/09/2020
Отчасти согласен. Но речь не только о профессорах, но и о обычном преподавательском составе. Где теперь такие  гении как Сандракова, Леонтович? Юрова, Царство ей Небесное....  Да и многие другие. Остались  из старой гвардии единицы. МИФИсткая система подготовки специалистов деградировала на мой взгляд. А тут какие-то дурацкие рейтинги публикуют.  


[
Ответить на это ]


Re: Три миссии университета – уроки рейтинга (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2020
Да, Вера Михайловна чётко диффуры давала. И никакие рейтинги не нужны были.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru