proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[12/10/2020]     Российское образование: неуслышанные голоса

Н. Н. Григорьев, проф. каф. Технические средства судовождения им. Е.Л.Смирнова Гос. университет морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова

В мае 2020 г. с эфира телеканала «Россия 24» была снята с показа передача  «Бесогон ТВ» №137 «У кого в кармане государство?» Н.Михалкова. Её можно посмотреть на YouTube, где приведены видеоматериалы с выступлениями В.Матвеенко и Г.Грефа об отказе от традиционного образования и переходе на дистанционное образование. Но какова цель образования в структуре государства?



Мишель Монтень писал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше чем мозг, хорошо наполненный». Так какую же цель должно ставить государство перед образованием – хорошо устроить или хорошо наполнить?

23 июля 2007 г., выступая на молодежном форуме «Селигер-2007», на тот момент министр образования Андрей Фурсенко сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». При этом советская система образования была названа косной. То есть, по сути, прозвучал призыв министра «хорошо наполнять», а не обустраивать мозг российских учащихся. Следует заметить, что многие успехи современных российских технологий ведут отсчёт из советских времен, когда в стране доминировало «косное образование». 

Сегодня чиновники однозначно выступают за то, чтобы «наполнять» мозг, но вопрос чем? Да тем, к чему призывает реклама – разжиганием потребительского спроса на товары и услуги. Среди этих услуг – и образовательные услуги тоже. Плати и диплом гарантирован. Плати и синекура гарантирована. Плати, плати, плати… Но нужно где-то взять средства, чтобы платить? Для этого нужны структуры, аккумулирующие навязанные услуги. К числу таких навязанных услуг следует отнести контроль. Оказалось, что контроль способен породить цепную реакцию. Над контролирующими организациями должны стоять другие контролирующие организации. Контроль требуется во множественном числе, как и требования, но такие, чтобы не дублировали друг друга. Нужно развести интересы. Предпринимателю отводится роль «штопальщика» этих самых интересов при помощи «откатов». Контроль стал «зашкаливать». Откаты приобрели астрономические размеры, доказательством чему служат коттеджи, автомобили, яхты, и, иногда, возбуждаемые судебные преследования.  

Надо отметить, что «откат» одно из величайших сатанинских изобретений цивилизации, своеобразная гильотина, лишающая жизни не только конкретного человека, но и государство в целом. Одного казнили, но ведь не всех, а значить есть надежда, что пронесет. Преступление – это многоголовая гидра. Чтобы «приземлить» аппетиты контроля появилось понятие – «регуляторная гильотина». На неё возлагают надежды – гармонизировать документацию. И то верно - ненужных бумаг расплодили много. Термин появился, и пробуксовки начались. Гильотина оказалась «ватной», но определенные неприятности, такие как домашний арест, отстранение от занимаемой должности, условные или щадящие сроки заключения с последующей амнистией, - она всё же доставляет.  

Качество образования      

А вот контроля за качеством образования  нет. Верее он есть, но на бумаге. Сегодня, при отсутствии распределения молодых специалистов, работодатель не может предъявить претензии вузу, подготовившему специалиста. Нет на то оснований. Хотите - берите, не хотите - не берите. Стремительному снижению качества образования способствовало присоединение России к Болонскому соглашению в области высшего образования в 2003 г., чем был подписан приговор отечественному образованию. Теперь студенты вузов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра». Времени прошло уже достаточно, но до сих пор общество остается в недоумении, что такое бакалавриат и кто такой бакалавр?

Поучительный диалог на это счет приводит современный французский писатель Бернар Вебер, автор книги «Добро пожаловать в Рай» [1]:

«Бертран: Если мы допустим, что кто угодно сможет пройти эти последние испытания, то скоро всё здесь заполнит толпа придурков. Не думаю, что нам стоит повторять ту ошибку с бакалавриатом.

Габриель: Бакалавриат, что это такое?

Бертран: Выпускной экзамен, который сдают юные французы, перед тем как попасть на рынок труда. Когда я был молод, в этом был какой-то смысл. Экзамены были по-настоящему трудные. Чтобы их сдать, требовались немалые усилий. А сегодня они утратили свое значение. Как говорится, что легко дается, легко и потерять.

Габриель: Иногда я думаю: что может быть, стоит спуститься на землю и предупредить их…

Бертран: Один уже пытался. Две тысячи лет назад. Сами знаете, что из этого вышло». 

Неуслышанные голоса

Иисус был не первым, кто пытался предупредить людей о грядущем апокалипсисе. Ценою своей жизни урок повиновения Закону преподнес Сократ. Но уроки не пошли впрок. Проходят годы и столетия, а неуслышанные голоса множатся и множатся …

Продолжая экскурс в сферу образования, Бернар Вебер приводит пример того, кто и как приходит во власть:

«Каролина: Все мы придурки … в той или иной степени.

Бертран: Да, но бывают эталонные придурки. И, поверьте мне, они опасны.

Каролина: Похоже, ты в этом хорошо разбираешься. Видимо часто имел с ним дело.

Бертран: Можно жить среди них и не заразиться. Сторож зоопарка не обязан есть из одной миски с обезьянами».

Далее Бертран признается, что в земной жизни он совершил ошибку – женился. Неудовлетворенность семейной жизнью привела его в политику. Он был мэром, депутатом, министром образования. На этом посту он совершил вторую ошибку – предложил реформу в образовании, надеясь, что результаты экзаменов будут более объективными. В итоге: демонстрации, захват университета и смерть от руки студента, который трижды провалил экзамен. 

Какие же «неудачи» приводили и продолжают приводить российских чиновников во власть, повествуют репортажи СМИ. Где - правда, а где ложь - каждый должен решать сам. В постсоветское время история страны, да что страны, всего мира,  переписывалась многократно. «Мальчиши-кибальчиши» в мгновение ока становятся «мальчишами-плохишами», а «плохиши» - «кибальчишами». Но, похоже, что это не окончательно. Что делать - эпоха перемен! 

Болонский процесс шагает по России

В.О. Ключевский писал: «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и СОзнание, то есть умение пользоваться знанием как следует». В России реформы в системе образования приобрели статус перманентности. Хотя критики по поводу ЕГЭ предостаточно, но реформаторы в «тонусе» - продолжают совершенствовать «велосипед». В соответствии с Болонскими соглашениями в России перешли на систему подготовки бакалавров и магистратов.

Во Франции, например, система образования носит дуалистический характер. В ряде вузов нужно сдавать вступительные экзамены. Есть и такие, для поступления в которые требуется только заявление и подтверждение того, что будущий студент является жителем данного округа. Цель подобного образования – «окучить» молодежь, свободную от каких-либо обязательств перед обществом. Какой-никакой – контроль. Нечто подобное происходит и с 1990 гг. в России. В Советском Союзе функционировало всего 600 вузов, в современной России – их около трех тысяч. Численность населения страны существенно снизилась, а число студентов вузов резко возросло. А, как известно, количество порождает качество.

В США также существует дифференцированное деление вузов. Есть привилегированные вузы, например, «Лига плюща», в которую входят восемь старейших вузов. В других, где обучают и иностранных студентов, обучение носит формальных характер. Недавно был показан телерепортаж, о том, что профессор американского вуза в знак протеста уволился из университета, в котором обучается большое число студентов из Китая. Обучение ведется на низком уровне, как из-за плохого знания китайцами английского языка, так и плохого качества преподавания. Одно явление порождает другое – круг замыкается. То же самое относится и к студентам из России, получающим образование за границей, в лучшем случае – это знание языка. Обольщаться подобным образованием рискованно.

Качественное массовое образование – это, прежде всего, вопрос государственной безопасности. Государство должно заботиться о качестве образования. Передоверять столь важное дело коммерческим структурам весьма опасно. Существует реальный шанс получить «некачественный продукт». Подушевое финансирование в вузах, предписанное Федеральным законом РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», толкает на путь подлога и бюджетные вузы.

Бакалавриат

Так что же такое бакалавриат? На Западе, бакалавриат – это о многом и ни о чем. Бакалавр – даже не полуфабрикат. Бакалавриат можно сравнить со школой советских времен, когда в старших классах велась профессиональная подготовка, а сама школьная программа была единой для всех. И уже в вузе начиналась подготовка специалиста. Программа представляла собой гармоничное сочетание теоретической и практической подготовки, и, в результате на выходе получали специалиста, способного быстро адаптироваться на производстве. Особенно хорошо это было организованно в системе морского образования. Из пяти с половиной лет обучения в высшем морском учебном заведении двенадцать месяцев приходилось на плавательную практику. Часть практики – в штатной должности на судах пароходств, а часть - на учебных судах, оснащенных самым современным оборудованием под руководством опытных преподавателей.

Очень важно, что приказ о переводе на следующий курс издавался только после зачета за плавательную практику. Сегодня равновесие в сочетании теории и практике нарушено. В результате до выпуска доходят курсанты, которые вообще не были на судне. К этому следует добавить устаревшее оборудование, да и то, зачастую, в не рабочем состоянии. 

Слабая теоретическая школьная подготовка и отсутствие производственной базы в вузе приводят к тому, что после выпуска курсанты идут в компании на должность практиканта или вообще не приходят в профессию. Отсутствие отечественного флота приводит к тому, что Россия бесплатно готовит кадры для иностранных судоходных компаний. Имеющийся флот укомплектовывается кадрами по остаточному принципу. Вот уж действительно – «сапожник без сапог». В последнее время нарекания на российскую систему морского образования стали поступать и от иностранных судовладельцев.

Проблема подготовки кадров для судоходной отрасли стоит реально, и, прежде всего, это проблема преподавательского состава. Опытные производственники крайне неохотно приходят на преподавательскую работу. Но мало быть специалистом, нужно набираться преподавательского опыта. Сочетание практика и лектора – явление редкое.

Слово чиновникам

Откуда появилась уверенность в необходимости радикальных  реформ в сфере образования? Они начались в 1990-х гг. Почему потребовалось уходить от советского образования, если не лучшего, то одного из лучших в мире. Взоры обратились к всемогущей Америке, где уже многие годы на самом высоком уровне говорят о низком качестве их образования. Это признавали и президенты США: Дж.Кеннеди, Р.Никсон, Б.Обама, Д.Трамп. По мнению двух последних образование в США находится на двадцать шестом месте в мире.

Известный американский астрофизик Карл Саган (1934-1996 гг.) писал: «Америка глупеет: наглядно заметно, как постепенно исчезает сколько-нибудь существенная информация из наиболее влиятельных органов СМИ; как цитаты из выступлений политиков сократили с 30 до 10 и менее секунд звучания; как все сводится к общему (и минимальному) знаменателю; с каким доверием предъявляются теории лженауки и откровенные суеверия, а главное - как повсеместно празднуется тупость. Первое место в прокате видео занимает фильм «Тупой и еще тупее», все еще популярны и даже влиятельны среди подростков «Бивис и Батхед». Итог: учиться - не только наукам, вообще чему-либо - не стоит, нежелательно. Мы создали всемирную цивилизацию, ключевые элементы которой: транспорт, связь, производство, сельское хозяйство, медицина, образование, развлечения, экология и даже выборы - основной механизм демократии, - полностью зависят от науки и технологии. А еще мы устроили так, чтобы никто не мог разобраться в этой науке и технологии. Прямой путь к катастрофе. Сколько-то еще мы так протянем, но рано или поздно горючая смесь невежества и могущества взорвется прямо у нас под носом» [2].

Неутешителен и прогноз К. Сагана: «Наука не просто совокупность знаний, это еще и определенный образ мышления. Боюсь, при жизни моих детей или внуков наступят невеселые времена: США превратятся в экономику, основанную на обслуживании и информации, ключевые производства мигрируют в другие страны, грозные технологии сосредоточатся в руках немногих, а последствия этого мало кто в состоянии будет осознать; люди утратят способность направлять собственный путь, разумно и информировано судить о действиях властей. Тогда, цепляясь за магические кристаллы и поминутно сверяясь с гороскопами, утратив способность к критическому суждению, мы, сами того не заметив, вновь соскользнем во тьму суеверий» [2]. А Уинстон Черчилль считал, что: «Империи будущего будут империями разума».

Ещё одна полезная информация для реформаторов в сфере образования от Митио Каку, американского физика-теоретика японского происхождения, одного из создателей теории струн, предостерегающего от методов тестирования, за которые так ратуют российские чиновники. Вследствие развития интернет-технологий «может кардинально измениться система образования. В будущем учащиеся на экзамене смогут незаметно сканировать Интернет при помощи контактных линз и находить там ответы на любые вопросы; учителям, ориентирующимся в основном на механическое запоминание, будет трудно поймать такого ученика. Это означает, что преподавателям придется обращать особое внимание на проверку способности рассуждать и мыслить логически» [3].

Но «мозг наполненный» рассуждать не способен. Это часто демонстрируют дети, страдающие аутизмом. Обладая выдающимися способностями, они не способны ухаживать за собой. Примером может служить американец Ким Пак, обладавший феноменальной памятью. Он помнил 98% прочитанного текста из 12 тысяч книг, но не мог даже поесть без посторонней помощи. Освоив программу средней школы, он не получил аттестат, так как был признан инвалидом, хотя специалистами всегда отмечалось отсутствие признаков аутизма у Кима, поскольку он всегда был открытым для общения и весьма располагающим к себе. В дальнейшем он работал бухгалтером, так как мог хорошо считать. Ким Пак послужил прототипом в фильме Барри Левинсона «Человек дождя». 

О советском образовании

Мировую известность получила оценка образования в нашей стране, данная Джоном Кеннеди: «Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». А вот оценки отечественного образования наших реформаторов совершенно иные. Герман Оскарович Греф: «Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве. Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний».

Этому заявлению можно противопоставить мнение специалиста Комитета по вопросам науки в НАТО доктора Ц.Р.С. Мэндэрса, который в мае 1959 г. представил доклад на тему: «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР» [4]. В докладе сказано: «С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сравнить с кабинетом Премьер-министра Великобритании или кабинетом Председателя правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, нежели в западных странах» [4].

Примером административного бессилия может служить застой в области космических исследований в НАСА. 20 июля 1989 г., в двадцатую годовщину посадки «Аполлона-11» на Луну, Дж. Буш-старший  огласил долгосрочную программу космических исследований. В ней среди прочих амбициозных проектов президент декларировал идею выхода человека на поверхность Марса в 2019 г. Однако, несмотря на четкие указания свыше, все программы «угасли».

Советский Союз в космических программах находился на передовых позициях. С развалом СССР и в них наметился застой. В отрасль пришли «эффективные менеджеры», не обремененные техническим образованием. Интересно было бы сравнить соотношение гуманитарного и технического образования среди представителей власти в современной России.  В 1960 гг. был популярен диспут о физиках и лириках. При этом многие физики аодготовили серьёзные труды по философии. А вот о том, что гуманитарии сделали вклад в физику – слышать не доводилось.

Анатолий Чубайс: «Для многих нормальных людей школьные годы - это счастливое детство. А я ненавидел свою школу. Школа была с продвинутым военно-патриотическим воспитанием» (для справки, отец А. Чубайса Борис Матвеевич Чубайс - кадровый военный, полковник, преподаватель марксизма-ленинизма в вузах Министерства обороны, после ухода в отставку – преподаватель марксизма-ленинизма в Ленинградском горном институте).

Возникает вопрос: как после такого признания А.Б. Чубайс оказался во власти?  От ненависти к школе до ненависти к стране – один шаг. По убеждению главного реформатора: «Образование должно быть коммерциализировано и приносить коммерческую прибыль». Коммерциализация всего и вся – тема не новая. На вопрос королевы Виктории, обращенный к Фарадею: «Какая польза от его исследований?», тот ответил: «Мадам, какая польза от ребенка?». Фарадей был убежден, что его исследования в сфере электромагнетизма найдут практическое применение.

Широкое образование - это дверь в большую науку. Да, не для всех, а только для избранных. Но и тот кто, не достиг этой «двери», способен внести ощутимый вклад в экономику государства. Среди занимающихся важными повседневными задачами должны быть такие, кто способен заглянуть за горизонт. Так почему мы должны ограничивать себя «горизонтом»?    

А вот оценка, данная экс-министром образования Дмитрием Ливановым: «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того,  студентов надо учить современным технологиям, а не тому, что используется в России». То есть готовить не создателей технологий, а тех, кто может адаптировать разработанные не нами технологии. «Но это уже вопрос не об антропологии образовательного процесса, а вопрос, по большому счету, о национальной безопасности» [5]. Д. Ливанов вторит своему предшественнику - экс-министру образования А. Фурсенко, призывавшему готовить «потребителей».

Возникает определенный диссонанс: правительство США порицает собственную систему образования и превозносит советскую, а в России - чиновники восхищаются образованием в США и порицают «косную» советскую систему. Образование США ориентировано на «взращивание потребителя», главным для которого является умение читать рекламу. Объективная востребованность в какой-то вещи заменяется потребностью обладать ею. На это же нацелена и современная российская экономика. Деньги, полученные от продажи углеводородов, распределяются среди населения страны, но гораздо более дифференцированно, чем в Саудовской Аравии. Затем эти деньги нужно вернуть обратно. На это и работает реклама. Т. н. «звезды» шоу-бизнеса, демонстрируя свою никчемность, призывают стать похожими на них – потреблять сверх всякой меры. При этом с гордостью они признаются в своем дебилизме в математике и физике. Но при подсчете гонораров они своего не упускают. Вот и получается, что нам не нужны образованные граждане, а потребители. Задача российского образования – затормозить мыслительные процессы у человека. Все решают те – другие, которым чужды интересы государства. 

А собственно почему мы должны бояться разрабатывать свои технологии? Отказ от отечественных разработок – это зависимость, которой в любой момент могут воспользоваться иностранные разработчики, чтобы заставить играть по своим правилам. А у России, как известно, кроме армии и флота друзей нет. Армия и флот – это высокие технологии, способные заставить считаться с нашей страной. Призыв ограничиться только адаптацией чужих технологий – прямая угроза безопасности государства.

Усиленное изучение основных дисциплин

Из доклада доктора Мэндерса: «В Советском Союзе в учебных программах технических вузов делался упор на усиленное изучение математики и физики, каждой и этих дисциплин отводилось до 10% учебного времени, что способствовало быстрому технологическому прогрессу. Большим количеством обученных кадров, в сочетании с качеством подготовки, был достигнут прорыв в технической сфере, что позволило СССР выйти на передовые позиции» [4]. Результативность такого подхода была доказана историей. Советский Союз был в числе сверхдержав без всяких натяжек. Это признавали и наши недруги. Оценивая ситуацию в экономике СССР, на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г. Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» [6].

Усиленно пытались смять и не смяли. Продуманная и последовательная гибкость в становлении образования способствовали успехам в области космических технологий. При этом решающую роль сыграло не финансирование, а советская школа. Большинство вузов СССР, так или иначе, своей научной деятельностью способствовали повышению обороноспособности страны. С еще довоенных времен существовала практика: лучших студентов вузов переводили в военные учебные заведения для дальнейшего обучения, либо при вузах создавались группы по наукоемким направлениям, например, по гироскопии. Это было связано с созданием космического ракетостроения, подводного флота, стратегической авиации. Кадры готовились по двум направлениям: гражданскому и военному. Например, была создана система закрытых морских учебных заведений высшего и среднего образования, выпускников которых могли привлечь на службу в военно-морской флот. Такая практика существовала до распада Советского Союза. Учащиеся закрытых учебных заведений находились на полном государственном обеспечении. Срок обязательной отработки по окончании вуза составлял для них не три года, а пять лет. В ряде учебных заведений, связанных с новейшими технологиями, студентам выплачивалась повышенная стипендия.

Из доклада доктора Мэндэрса: «Когда Советский Союз был образован, немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории» [4].

Факторы, способствовавшие быстрому улучшению образования при советском строе

Во-первых, централизованный контроль и планирование. Плановая экономика в сфере образования в СССР позволяла устанавливать единые стандарты профессиональной подготовки для родственных отраслей, что давало возможность не создавать путаницу, характерную для западного образования. Планирование, согласованное с профильным производством, позволяло избегать безработицы среди молодых специалистов.  Но при жестком планировании сверху можно быть, как блестяще правым, так и впасть в катастрофические заблуждения, примером чего может служить противостояние ученых-генетиков Н.И.Вавилова и Т.Д.Лысенко. Споры об их вкладе в вопросы селекции до сих пор не нашли однозначной оценки. Аналогичные противостояния наблюдались и в других сферах, например, в авиации и космонавтике. Но само противостояние является свидетельством работы научной мысли.

Централизованное планирование и контроль образования со стороны государства имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в том, что подготовка кадров соизмерялась с потребностями народного хозяйства. По окончании учебного заведения молодому специалисту гарантировано предоставлялась работа по профильной специальности. Планы подготовки специалистов постоянно корректировались. К недостаткам следует отнести узость мышления, как среди ученых, так и среди руководителей государства. Сдерживание развития кибернетики, психологии, экономики, генетики и других наук негативно отразились на советской системе образования. Приходится нагонять Запад. Именно эти отставания спровоцировали реформы в сфере российского образования. Вместо того чтобы взять лучшее из западной системы образования, взяли всё, без изъятий, хотя во все времена после окончания второй мировой войны США признавали советскую систему образования лучшей.

Сегодня, страны, перенявшие советскую систему образования: Китай и Индия, в какой-то степени еще и Россия, - являются донорами американских компаний в сфере высоких технологий. Представители компаний «Boeing» и «Intel» выражают озабоченность по поводу снижения качества российского образования. Академик В.И.Арнольд в одном из своих интервью процитировал представителя компании «Boeing»: «Если российское образование продолжит снижаться такими же темпами, то через тридцать лет компания «Boeing» прекратит существование». Об этом же заявляла и генеральный директор по персоналу компании «Intel» (выпускница МГУ им. М.В.Ломоносова).  

Система распределения

Вновь обученные кадры поступают в распоряжение государства: «Почти все, кто обучается сверх образовательного минимума, установленного законодательством Советского Союза, получают государственное финансирование. Государство требует, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных заведений отработали три года по распределению после завершения обучения. Эти кадровые резервы в любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач государства, таких как грандиозные планы развития, преподавание и других. Эти  специалисты не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную зарплату и, более того, не обязаны служить в армии» [4].

«Малые» дисциплины

В своем докладе профессор Мэндэрс особо оговаривает «малые» дисциплины, к которым относит, например, гироскопию, жизненно необходимую для космонавтики, авиации, подводного флота: «СССР – большое государство, поэтому оно способно организовать полноценные группы по изучению таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высокого качества по причине малого числа студентов и преподавателей» [4].
В Советском Союзе самому тщательному изучению подвергаются западные ресурсы: «Западные публикации обычно доступны в переводе в основных советских учреждениях не позднее 2 месяцев после оригинальной публикации. Академический Институт научной информации располагает лучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют обстоятельства, Советы готовы получать информацию путем шпионажа» [4].

Докладчик также отмечает, что нередкие случаи возвращения в систему образования тех, кто обогатился практическими знаниями: «На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить еще больше специалистов. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5-3%) [4].

Подготовка преподавателей – как  первоочередная задача

«С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 г. в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования» [4]. К моменту запуска ИСЗ СССР отставал от США в области компьютерных технологий, что давало США уверенность в их первенстве. Однако программы, созданные под руководством академика М.В. Келдыша, позволили успешно решать задачи, используя отстающие компьютерные технологии, но применяя более передовые технологии программирования.

Эффективная пропаганда профессий

«На Западе советскую пропаганду и ложь часто считают синонимами. Пропаганда успешно держит национальные цели в поле зрения советских людей, испытывающих радостное волнение по мере достижения этих целей. В СССР есть должности, которые занимают неохотно, рабочие места, на которых трудятся без особого желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как увлекательное испытание и заставляет молодых людей c готовностью трудиться на благо своей страны в не самых благоприятных условиях» [4]. Большую роль в пропаганде профессий играло кино. Фильмы: «Высота», «Иван Бровкин на целине», «Весна на Заречной улице», «Большая перемена» и другие способствовали успехам СССР в привлечении молодежи в профессию.

Если в прежние времена моряки, летчики, космонавты относились к престижным профессиям, то сегодня ситуация кардинально изменилась. В книге профессора Е.Н. Романовой «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы» моряков и пилотов нет.  Все хотя быть менеджерами и чиновниками.

 Учебное оборудование

«Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях» [4]. Действительно, в учреждениях Министерства морского флота действовал Приказ об обеспечении морских учебных заведений самой современной техникой, которая устанавливалась в лабораториях и на учебных судах в первую очередь. Специалистов готовили на перспективу. 

Дисциплины, представляющие интерес для обороны

Как свидетельствуют материалы отчета НАТО, самыми престижными дисциплинами в советских учебных заведениях являются: математика, физика, химия. «В стране существует первоклассная математическая традиция, а современный уровень математики в Советском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При изучении советских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится заметным, с каким удовольствием советские ученые делают отступления в область математики. … Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области. Советские математики готовы применять математическую теорию в довольно мелкомасштабных опытных исследованиях. Они с удивительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где советский метод оказывается успешным, становится возможным обойтись без промежуточных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавний советский прогресс в аэродинамике и химическом машиностроении многим обязан советам математиков. … Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению» [4].

«В большинстве стран существует явная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия среди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными идеями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во взаимном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой московской лаборатории, которые работают здесь один или два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают лидирующие позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их объединяет, - это интерес к волновым движениям» [4].

Физика и химия

«Практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот, а в последние пять лет выдающиеся успехи демонстрируют советские исследования в области полупроводников.

Состояние этой дисциплины в СССР описывают как довоенное, но не нужно считать это утверждение истинным. Советский Союз отстает в химическом машиностроении, но присутствует ясное понимание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области [4].

Ситуацию в области химии начали исправлять во времена Н.С.Хрущева, когда был объявлен курс на химизацию всей страны. Химию стали усиленно изучать даже в тех вузах, где готовили специалистов в не совсем родственных отраслях. В морских учебных заведениях на судоводительском факультете химию изучали четыре семестра. Объем часов был значительный. Доходило до парадоксов, когда доцент кафедры химии на лекции убеждал курсантов, что они могут не знать навигацию, но без знания химии им на мостике делать нечего. В целом же курс на «химизацию» сыграл положительную роль.

Машиностроение и судостроение

«Большое количество времени выделено для занятий высшей математикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В условиях растущей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение входит в число приоритетов Советского Союза. В 1958-59 гг. планируется выпустить в три раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Вполне возможно, что признаки насыщенности специалистами инженерного профиля скоро станут очевидны» [4].

В послевоенное время идет интенсивное строительство транспортного и рыболовного флота. К моменту распада СССР по водоизмещению страна находилась на шестом месте в мире. Под флагом СССР перевозилось от 55 до 65%  экспортно-импортных грузов. Для сравнения, в настоящее время это лишь 2%.

Выводы Мэндэрса

«Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов [4]. Известны ли эти выводы российским чиновникам? Возможны два варианта. Эти сведения им не известны. Второй, и об этом говорил М. Задорнов, - вершители перестройки посещали США, где «читали» лекции за баснословные гонорары.

Далее в своем докладе, д-р Мэндэрс призывает, по сути, перевести экономику США на рельсы социализма: «Выполнение необходимой государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет бюджетных средств. Упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию. Что бы ни случилось, любое государство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту проблему в срочном, внеочередном порядке» [4].

Отказ от планового курса развития страны естественным образом привел государственную систему к торможению, стагнации и краху. Стоит ли удивляться, что на фоне нынешней вопиющей деградации как раз в тех областях, о которых так восторженно в 1959 г. пишет Мэндерс, растет популярность Сталина. Нынешние власть предержащие способны лишь слепо копировать западный опыт, который еще 50 лет назад проигрывал по большинству показателей созданной во времена Сталина системе. Естественно, что с развитием возникают серьезные проблемы. «Специалисты, получившие еще советское образование (как отмечается в недрах самой власти), превосходят по квалификации выпускников аналогичных специальностей в постсоветской России. В этом плане, тем, кто успел приобщиться к советскому образованию, им повезло, как собственно и стране, которая до сих пор продолжает использовать это наследие Советского Союза, ибо в обозримом будущем подготовить столько кадров высокой квалификации нынешняя система образования будет элементарно не в состоянии» [4].

Кадры решают всё. Но только те кадры, которые способны разрабатывать и внедрять передовые методы в практику. Шоу-бизнес и туризм - не те сферы, на которых держится экономика страны. События, связанные с COVID-19, продемонстрировали это наглядно. Мощь государства держится на высоких технологиях, разрабатываемых в стране, а не за ее пределами. США и другие государства, выводящие свое производство в третьи страны, серьёзно рискуют. В случае катаклизмов, они лишаются производственных мощностей, приводя к развалу экономики.

Россия во многом продолжает следовать западному вектору. Суда для современного морского флота строятся на иностранных верфях. Хотя по сводкам британского аналитического агентства Clarkson Researc, по объему тоннажа CGT (регистровая тонна) построенных судов в третьем квартале т.г. Россия вышла на вторую позицию после Южной Кореи. Наш объем тоннажа за минувшие три месяца составил 860 тыс. CGT, что на 30 тыс. регистровых тонн больше, чем у Китая, опустившегося на третью строчку (ред.).

Конечно, строительство судов в странах Азии обходится дешевле. Но для России - это не созданные рабочие места, сдерживание развития и внедрение передовых технологий.

Неразумно уповать на туристический бизнес, например, в Арктике. «Катание» туристов на Северный полюс на атомных ледоколах – сомнительный бизнес, не оправдывающий даже расходы, связанные с эксплуатацией ледоколов. То же самое можно сказать про туризм на озеро Байкал. Китайские компании проникают во все сферы туриндустрии, вытесняя российских предпринимателей.   

На фоне мнений специалистов США о советском образовании, по меньшей мере, странно стремление российских чиновников уподобляться западным стандартам, которые их создателями признаны провальными. При переходе на систему ЕГЭ лишь нескольким вузам удалось отстоять право на проведение дополнительного экзамена. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Садовничий пояснил: «Мы хотим видеть в лицо каждого нашего абитуриента». О том, что они видят, в одном из интервью рассказал проректор МГУ,  академик РАН Алексей Хохлов. На вопрос: «изменился ли за последние пару лет общий уровень абитуриентов МГУ, есть ли улучшения в плане их подготовки по математике и естественным наукам», он ответил категорично: «Уровень современных абитуриентов, к сожалению, плох. И он все ухудшается, особенно в области физики и математики. Мы стараемся отобрать лучших первокурсников по результатам вступительных экзаменов, но их школьные знания крайне далеки от того, что было еще хотя бы двадцать лет назад, не говоря уже о том, что было в советское время…. Это связано с одной стороны, с тем, что сейчас школьники не так мотивированы получать знания. С другой, - учительский корпус в школе также изменился: профессиональные учителя, подготовленные еще в советское время, постепенно уходят. А их смена уже не обладает той квалификацией, которая была характерна для учителей математики и физики того периода».  

При столь катастрофической ситуации чиновники от образования продолжают утверждать, что российское образование благодаря применению «инновационных» технологий поднимается вверх. Реальность подменяется иллюзией, подобно изображению на гравюрах нидерландского художника Маурица Эшера, отображающего в двухмерном пространстве - трехмерное, создавая иллюзию движения воды (гравюра «Водопад»).

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Для становления общественного образования в Римской империи, в эпоху правления Августа и его приёмного сына Тиберия (на рубеже тысячелетий до н.э. и н.э.),  государство решило взять профессоров к себе на службу, поскольку положение частных учителей было неудовлетворительным. Так, некоторые преподаватели получали за свои уроки вполне приличные деньги, другие же учителя бедствовали, поскольку им платили мало и с задержками, или вовсе не платили. Например, Орбелий, учитель Горация, умирал с голоду на чердаке. В утешение себе он написал книгу ругательств против отцов семейств, которые отнеслись к нему так неблагородно. «Такой неравный успех обескураживал талантливых людей, и вполне естественно, что они позже предпочли менее блестящее, но более верное положение, предоставлявшееся им в муниципальных и государственных школах» [7].

Конкуренция между учителями, дающими частные уроки, вела к снисходительности. В современных условиях к проявлению «снисходительности» в образовании склоняет подушевое финансирование учебных заведений, введенное Федеральным законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под давлением этого закона администрация вуза принуждает преподавателей проявлять «снисходительность», точнее - преступную снисходительность. Об этом свидетельствуют результаты расследований многочисленных аварий, особенно в авиации. Были случаи отзыва лицензий у учебных заведений, дающих право на ведение образовательной деятельности. 

Снисходительность проявляется в «лояльности» неограниченных пересдач экзаменов, которые малоэффективны, и приходится ставить положительные оценки тем, кто их явно не заслуживает. Так исподволь ученики диктуют свои условия образования в вузах. Кто-то скажет, что есть и те, кто получает диплом с отличием. Есть, но современные дипломы с отличием – это дипломы твердых троечников советских времен. Преподаватель вынужден завышать оценки тем студентам, кто хотя бы старается учиться, особенно, девушкам. Если всем ставить тройки, пропадет стимул что-либо учить вообще. Случается, что диплом с отличием «выбивают» слезой.

Особой «снисходительностью» отличаются коммерческие учебные заведения, где образование зачастую носит формальный характер. Особенно в случаях получения второго образования. Наличие диплома (о знаниях речи не идет) о втором, третьем, бывает, и четвертого образования, способствует продвижению по карьерной лестнице.  Еще один способ - защита научных диссертаций не по профильному образованию. Чаще всего чиновники с техническим образованием становятся кандидатами и докторами экономических или юридических наук. Получается, что человек без базового образования становится «специалистом» в непрофильной отрасли. 

Окончание

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 9 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 27/10/2020
  • Статья и хорошо устроена, и хорошо наполнена.
  • Правда, веет безнадежностью. Просвета не предполагается. 
  • Да, учителям не платят, как в СССР и в нынешнем Китае. Нет престижа ни у лектора, ни у практика. Мало того, система выплат не позволяет почетным пенсионерам преподавать, так как при выходе на работу теряется немалая доля пенсии, и работа может оказаться убытком, а не заработком.
  • В советское время хорошо устроенный мозг не мог быть наполнен закрытой информацией, такая пища была под запретом. А тот, кто не владеет достоверной информацией, не имеет контроля над ситуацией. Это самая большая проблема советского образования, это и называется пропаганда, когда часть существенной информации недоступна человеку. 
  • Хорошо устроенный мозг самостоятельно может получить недостающие фрагменты, но на это уходят годы, а то и жизни.
  • Современный Китай смог устранить этот недостаток советского образования, поэтому шагнул на 30 лет вперёд России. Хорошие учителя, которым не завязан рот, более эффективно учат, чем преподаватели Марксизма-Ленинизма.
  • Более всего я благодарен учителям на Физтехе, которые не боялись собственного знания и собственных мыслей, передавали их ученикам. 
  • Китайцы учатся быстрее поэтому, и успевают выучить больше, чем советские специалисты.
  •  Сорость приобретения знаний была и остаётся основным критерием образования, ведь жизнь конечна, и всё не выучить.
  • После прочтения статьи пришёл к выводу, что максимально грамотным были наши отцы и матери. У моего поколения нет такой работоспособности, чтобы учиться по 17 часов в сутки. А у китайцев есть.
  • Не забывайте про интернет. Сегодня есть параллельный, виртуальный источник знаний, который может помочь тому, кто сам добывает знания. Если вы можете отличить фейк от информации, то инет для вас эффективный учитель.
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 12/10/2020
В общем, у государства с разрушенными образованием и наукой нет независимого будущего. Вот так, ребята (( 


[ Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 12/10/2020
Даже странно, что программа была снята с эфира - в этой серии обычные для нашего ТВ вранье, передергивания и попытки подменить факты их лживой интерпретацией.


[ Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2020
или не видел, или тупой


[
Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2020
Давно пора, ядрена мать, умом Россию понимать.


[
Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 13/10/2020
застряли в начале 2000х: Селигер, "Тупой и еще тупее"...сейчас все ждут второго Бората, рекомендую посмотреть!


[ Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2020
СПАСИБО!

Толково изложено.

Ядерщик (старый)


[ Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2020
Ядерщику (старому). Новых, к сожалению, нет


[
Ответить на это ]


Re: Российское образование: неуслышанные голоса (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2020
По поводу высказывания Черчиля. 
"...Эту фразу приписывают Черчилю. На деле она принадлежит британскому историку Исааку Дойчеру. Сама фраза впервые появилась в некрологе, посвященном Сталину, в 1953 году в газете "The Times". Затем в 1956 году перекочевала в статью о Сталине в Британской Энциклопедии.

Дословно в некрологе она выглядела следующим образом:
"Тем не менее, в течение последних трёх десятилетий лицо России начало меняться. Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира. Это не было результатом чисто материального прогресса и организационной работы. 


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru