proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[18/05/2021]     Родоначальница атомного подводного флота

Записки инженера-механика ПЛА

Н.Я. Щербина, капитан 1 ранга, д.т.н., ветеран боевых действий, ветеран подразделений особого риска

Ничто так не объединяет людей как простая человеческая память. За верную службу Отечеству добрые слова да поклон сослуживцам, проектантам, строителям ПЛА к 60-летию 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок Северного флота.



17 декабря страна отметила  День атомного подводного флота России. В этот день в 1958 г. был подписан приемный акт первой отечественной атомной подводной лодки К-3. В статье «Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни. Быль», опубликованной в журнале «Атомная стратегия» (в №167-168, октябрь, ноябрь 2020 г.), было подробно описана история становления атомного подводного флота в нашей стране. Сегодня хочу вспомнить об атомных подводных первопроходцах - основателях 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок Северного флота, которой в июле 2021 г. исполняется 60 лет.

Во второй половине ХХ века, противостояние двух противоборствующих мировых систем привело к гонке вооружений, мобилизации достижений научно-технического прогресса, колоссальных  экономических и людских  ресурсов  для создания ПЛА, НК и судов с ядерными энергетическими установками.

Работы по созданию ЯЭУ  для кораблей ВМС США были начаты в декабре 1945 г. В январе 1955 и в марте 1957 г. вступили в строй ПЛА «Nautilus» с ЯЭУ с ВВР, в сентябре ПЛА «Seawolf» с  ЯЭУ с ЖМТ.

Создание первой ЯЭУ для атомной подводной лодки СССР было инициировано учеными и конструкторами, занятыми в реализации Атомного проекта. Разработка проектов нескольких типов реакторов была выполнена Лабораторией измерительных приборов (ЛИП), Институтом физических проблем АН СССР, «НИИхиммаш», ОКБ "Гидропресс" и др. 9 сентября 1952 г. за подписью И.В. Сталина вышло Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве объекта № 627 – первой в СССР атомной подводной лодки.

Принятие данного «Постановления…» включило в процесс познания микро и макромира и создание ЯЭУ для ПЛА десятки тысяч людей. Как молитву «Отче наш…» подводники от матроса до адмирала обязаны были знать, каким образом высвобождается ядерная энергия в процессе управляемой реакции деления ядер 92U235, как и за счет чего образуется  теплота, как она трансформируется в ЯЭУ для получения хода и электроэнергии для обеспечения жизнедеятельности без ущерба для здоровья. Требовались знания от поверхностного представления структурной схемы ЯЭУ (рис.1) для отдельных категорий, до глубокого изучения инженерным и командным составом, кому доверено управление ЯЭУ и ПЛА в целом.

Рис. 1. Структурная схема ЯЭУ с ВВРД: ГТ - главная турбина, АТГ - автономный турбогенератор, ВВРД – водо-водяной реактор под давлением, ГК - главный конденсатор, ТА - теплообменные аппараты, ПГ - парогенератор, ЦНГК - циркуляционный насос ГК, ЦНПК - циркуляционный насос первого контура, КН - конденсатный насос, ФИО - ионообменный фильтр, ПН - питательный насос, ГУП –главный упорный подшипник, ЗИМ –звукоизолирующая муфта, ЗП –зубчатая передача, РБ – рессиверные баллоны, КО- компенсатор объема, 1- теплоноситель, 2- пар, 3 - конденсат и питательная вода, 4 - забортная вода.

Первая ядерная энергетическая установка типа ВМ-А с ВВР оказалась востребованной для более чем 50 ПЛА первого поколения (бюро проектантов СПМБМ «Малахит» и ЦКБ МТ «Рубин», главные конструкторы В.Н. Перегудов (пр. 627 и 627А), П.П. Пустынцев (пр.659, 675), С.Н. Ковалев (пр.658)). Им пришлось стать первопроходцами в открытии атомной подводной эпопеи. На рис. 2а представлена конструкция ядерного реактора ЯЭУ первого поколения с ВВР, на рис. 2б -  парогенерирующий блок ЯЭУ с ВВР другого типа в виде моноблока, в котором совмещены ядерный реактор, парогенератор, циркуляционный насос первого контура и другое оборудование ЯЭУ.

Рис. 2. Конструкция: а) реактора ЯЭУ с ВВР первого поколения, б) парогенерирующиго блока перспективной моноблочной ЯЭУ с ВВР

Для обеспечения безопасной эксплуатации ЯЭУ потребовалось множество кадров.  Изучением ядерной установки занялись тысячи людей в народном хозяйстве, в проектных организациях, в судостроении и пр.

Через пять лет после принятия  «Постановления …» в апреле  1957 г. на Севмашпредприятии была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка «К-3» пр. 627 (впоследствии "Ленинский Комсомол"). Главный конструктор проекта В.Н. Перегудов - руководитель СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»), научный руководитель - А.П. Александров.

ПЛА К-3  пр. 627

Появление подводных лодок с ядерными установками сделало их по-настоящему подводными с неограниченным радиусом действия и длительностью их пребывания в Мировом Океане без частого всплытия для зарядки аккумуляторных батарей.

Первая флотилия атомных подводных лодок ВМФ СССР. Первое поколение ПЛА и его освоение

В апреле  1957 г. на берег губы Малая Лопаткина высадился изыскательский отряд, который к концу года подготовил генеральный план застройки базы и будущего поселка подводников, где со временем развернется атомная подводная эпопея. Стройка закипела ударными темпами.

В июне 1957 г.  меня - матроса-моториста  тральщика бригады ОВРа ВМБ Одессы Черноморского флота, судьба привела в стены Главного Адмиралтейства для поступления в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского в состав первого набора на первый курс факультета ядерных энергетических установок, образованного  в строжайшей секретности. Даже сев за парты 1 сентября,  мы знали только о том, что можем стать учащимися «специального факультета»,  но какого (органы «язык оторвут»). Не дай Бог, было кому-то проговориться об этом. Год формирования факультета другими курсами (от первого до четвертого) пролетел незаметно.

Даже 1 июля 1958 г., когда на опытной ПЛА К-3 пр. 627 был поднят Военно-морской флаг СССР, а в 10 часов 03 минуты того же дня субмарина впервые в истории отечественного атомного подводного флота дала ход от атомной энергетической установки и вышла в море, об этом знали не многие. Просочились слухи («шило в мешке не утаить»), что командиром первенца атомной подводной лодки К-3 назначен капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко. Впоследствии контр-адмирал, ставший первым кавалером Золотой Звезды на атомном флоте (1958 г.), первым подводником - Героем Советского Союза после окончания Великой Отечественной войны.

5 ноября 1958 г. в месте предполагаемой дислокации ПЛА была сформирована береговая техническая база для обслуживания ядерных энергетических установок. В марте следующего года 150-й дивизион опытных кораблей (ПЛА, чтоб никто не догадался) был преобразован в 206-ю отдельную бригаду атомных подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Анатолия Ивановича Сорокина. Место базирования - губа Западная  Лица.

В октябре 1959 г. в г. Малая Лопаткина губы Западная Лица прибыл первый отряд атомных подводных лодок в составе головной ПЛА К-5 и серийных К-8 и К-14 пр. 627А. Этим же летом в месте базирования атомоходов была сформирована служба радиационной безопасности (СРБ). В следующем 1960 г. ПЛА К-14 завоевывает Приз Главнокомандующего ВМФ по торпедной стрельбе. С приходом в 1960 г. атомных подводных лодок с баллистическими ракетами пр. 658 формируется ракетно-техническая база.

Летом 1960 г. по завершению учебы на третьем курсе состоялась курсантская практика на СМП г. Северодвинска, где впервые пришлось соприкоснуться с теми, кто попал в эпицентр атомной подводной эпопеи.  У нас, молодых и юных дух захватывало от сопричастности к тем, кто «приручил» ядро атома урана.

По решению Правительства СССР 9 июля 1961 г. в губе Западная Лица, в одной из самых уютных бухт Заполярья, на базе 206-й отдельной бригады атомных подводных лодок Северного флота (командир бригады капитан 1 ранга Анатолий Иванович Сорокин, начальник штаба капитан 1 ранга Владимир Петрович Маслов, флагмех бригады капитан 1 ранга Борис Петрович Акулов (первый командир БЧ-5 ПЛА К-3), заместитель командира бригады по политической части Михаил Яковлевич Кузьменчук) была образована 1-я флотилия атомных подводных лодок Северного флота в составе двух дивизий: 3-й и 31-й. Первую возглавил капитан 1 ранга В.П.Маслов, вторую – капитан 1 ранга А.И.Сорокин.

Командующим 1-флотилией был назначен контр-адмирал Александр Иванович Петелин, начальником штаба – Александр Герасимович Козин, начальником политического отдела – Георгий Герасимович Антонов, заместителем командующего по электромеханической части – начальником электромеханической службы флотилии (ЗК ЭМЧ-НЭМС) – Михаил Михайлович Будаев, все трое – капитаны 1 ранга. Для успешного функционирования вновь образованного объединения ПЛА при флотилии были созданы узел связи, учебный центр, военно-морской госпиталь и пр.

Родоначальницей боевых соединений многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ СССР следует считать 3-ю дивизию - по первенцу атомного подводного флота ПЛА  К-3 пр. 627.

Первоначальный состав дивизии: ПЛА К-5 – головная; К-8, К-14 и К-52 - серийные пр. 627А (командиры: В.С.Салов, В.П.Шумаков, В.Ф.Першин, сменивший Б.К.Марина, В.П.Рыков соответственно и резервный экипаж О.Б.Комарова).

Первым командиром 3-й дивизии в июле 1961 г. был назначен капитан 1 ранга В.П.Маслов, начальником штаба – капитан 1 ранга Н.Ф.Рензаев, флагмехом – В.А.Рудаков, заместителем командира дивизии – В.П.Рыков, заместителем командира дивизии по политической части – И.Т.Черноволов, все трое - капитаны 2 ранга.

 «Наплаванность» ПЛА ко времени включения их в состав дивизии в среднем составляла в пределах 1000 часов (50–60 суток), а в пройденных милях – около 6 тыс. миль (К-5) минимальное значение и максимальное - около 12 тыс. миль (К-14). Поход К-52 в 1961 г. под командованием капитана 2 ранга В.П.Рыкова продолжительностью в две недели в Северную Атлантику вызвал восторг. Это событие у многих причастных воспринималось как торжество научно-технического прогресса, а в  их душах поселились романтические порывы, радужные надежды и  грезы.

Так совпало, что курсантская практика после окончания первым набором факультета ЯЭУ  четвертого курса пришлась на летнее время, как раз на те самые исторические дни реформирования бригады во флотилию. Каждый из нас мечтал через год стать членом экипажа ПЛА, несмотря на то, что 5 июля 1961 г. на головной ракетной атомной подводной лодке стратегического назначения К-19 31-й дивизии в Северной Атлантике произошла тяжелая радиационная авария с облучением всего экипажа, а для отдельных ее членов - с летальным исходом. Подводный ракетоносец после возвращения с моря стоял на отшибе акватории г. Западная Лица, являясь немым укором несовершенству научно-технического прогресса, вызывая размышления о его цене даже в курсантских головах. Никто из однокашников не испугался и не бросил учебу под впечатлением  произошедшей трагедии.

Первое длительное плавание весной 1962 г. на полную автономность в 50 суток совершила ПЛА 3-й дивизии К-21 под руководством В.Н.Чернавина (командир БЧ-5 В.Л.Зарембовский), пройдя более 10000 миль, из них 80% – под водой. Она же в июле 1962 г. осуществила ледовую разведку для обеспечения похода к Северному полюсу подводной лодки К-3. Поход последней оказался «звездным», ибо сам Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев вместе с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Р.Я.Малиновским и другими высокопоставленными руководителями страны встречали ее после похода и не где-нибудь, а в забытой Богом Гремихе. Там родились новые Герои Советского Союза: контр-адмирал А.И.Петелин, капитан 2 ранга Л.М.Жильцов – командир ПЛА и капитан 2 ранга Р.А.Тимофеев – командир БЧ-5. Весь экипаж также был удостоен высоких наград.

Лейтенантом, после окончания училища 8 августа 1962 г., я прибыл для прохождения службы на ПЛА 1-й флотилии, и она продолжилась  долгие двадцать четыре с половиной года до 4 февраля 1987 г. в должностях от командира группы первого дивизиона БЧ-5, через все инженерные должности ПЛА, от лейтенанта до капитана первого ранга, заместителя начальника ЭМС 1-й флотилии с февраля 1981 по февраль 1987 г., когда атомный подводный флот СССР ВМФ достиг своего апогея, а 1-я флотилия  в своем боевом составе насчитывала около 50 ПЛА первого, второго и третьего поколений. Мне судьба предоставила возможность все эти годы  быть причастным к этим историческим событиям, к судьбам многих из тех, кто преданно и верно служил Отечеству. И я считаю своим долгом напомнить об этом не по рассказам других, а как непосредственный участник и очевидец событий и фактов атомной подводной эпопеи ВМФ.

Однако в октябре-ноябре 1962 г. многим и много нервов попортил Карибский кризис. Гордость страны – ее атомоходы, к великому сожалению, не смогли в нем сыграть вескую роль в основном из-за недостаточной надежности парогенераторов в составе ЯЭУ и другого оборудования ПЛА. Уроки кризиса с настойчивой необходимостью поставили перед наукой и промышленностью очень жесткие требования по повышению надежности новой техники и оружия. Исправляя на ходу выявленные недостатки ПЛА, страна бурными темпами пополняла состав атомного подводного флота.

С 1961 по 1964 гг. 3-я дивизия приняла в свой состав еще 8 серийных ПЛА пр. 627А (К-21, К-11, К-133, К-181, К-115,К-159, К-42 и К-50, первые командиры: В.Н.Чернавин, Ю.Н.Калашников, Г.А.Слюсарев, Ю.А.Сысоев, И.Р.Дубяга, В.С.Синев, И.И.Панов и Г.Г.Костев). В ее состав также входили вторые экипажи ПЛА первого поколения с командирами: М.М.Чубичем, Ю.И.Черненко, Г.В.Егоровым, Ю.Ф.Степановым, В.И.Заморевым, Ю.И.Дружининым.

Четыре атомохода: К-115, К-14, К-133 и К-42 (командиры И.Р.Дубяга, Д.Н.Голубев, Л.Н.Столяров и В.И.Заморев) будут в последующем подготовлены и освоенные в составе 1-й флотилии  переданы в состав Тихоокеанского флота, первая – в 1963 г., две последующих - в 1966 г. и последняя – в 1968 г.

Следующий 1963 год боевой учебы для дивизии был весьма напряженным. Атомная подводная лодка К-133 (командир капитан 2 ранга Г.А.Слюсарев, старший на борту командир дивизии В.П.Маслов)  впервые в истории ВМФ совершила длительный поход на полную автономность в летние месяцы в экваториальную часть Атлантики. Плавание было осложнено разрывом первого контура на одном из бортов главной энергетической установки. Личный состав экипажа в условиях повышенной радиационной обстановки справился с аварийной ситуацией, локализовав ее. За успешное выполнение задания многие члены экипажа были награждены орденами и медалями. В том числе командир, комдив и командир БЧ-5 капитан 2 ранга И.Ф.Морозов были удостоены ордена Ленина.

В сентябре 1963 г. по трансарктическому маршруту ушла на ТОФ подводная лодка 3-й дивизии К-115 капитана 2 ранга Ивана Романовича Дубяги. После прихода К-115 в Чукотское море к ней присоединился ракетоносец К-178 из 31-й дивизии  под руководством капитана 1 ранга А.П.Михайловского. Оба командира были удостоены звания Героя Советского Союза, а командиры БЧ-5 капитаны 2 ранга Б.С.Гапешко и Н.З.Бисовка награждены орденами Ленина. Высоких наград удостоились и другие члены экипажей, совершившие впервые подледный переход с Севера на Восток по трансарктическому маршруту.

В конце сентября – начале октября 1963 г. атомоход К-181 3-й дивизии под руководством командующего Северным флотом адмирала В.А.Касатонова покорил Северный полюс, всплыв в этой вожделенной для многих поколений романтиков точке Земного шара. Командир ПЛА капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев и командующий флотом пополнили список Героев Советского Союза. Командир БЧ-5 капитан 2 ранга В.И. Борисов был награжден орденом Ленина. Награды разного достоинства получили весь экипаж, члены походного штаба и др.

Совершенствуя боевое мастерство, подводные лодки К-181, К-21 (командир А.И.Павлов) в 1964 г. и К-50 (командир Г.Г.Костев) в 1965 г. приняли участие в учении «Ограда», осваивая воды Норвежского моря и Северной Атлантики, а ПЛА К-42 (командир И.И.Панов) выполнила ответственное задание в районе маневров объединенных сил ВМС НАТО под кодовым названием «Феникс-64».

Кроме атомных ПЛ 1-я флотилия в августе 1964 г. пополнилась 35-й дивизией дизельных подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 651 во главе с контр-адмиралом Эмилем Николаевичем Спиридоновым, в будущем командующим ТОФ.

Родоначальница соединений атомных РПКСН в составе 1-й флотилии

Родоначальницей соединений атомных ракетоносцев стратегического  назначения в составе 1-й флотилии в июле 1961 г.  стала 31-я дивизия, укомплектованная  ракетоносцами  пр. 658: К-19  - головной  (командир  Н.В. Затеев, сдачи 1960 г.)

Ракетоносец К-19 пр. 658

С 1961 по 1962 г. дивизия пополнилась ракетоносцами: К-16,: К -33, К-55, К-40, К-145, К-149 и К-178 (командиры: Ф.А. Митрофанов, В.В. Юшков, В.И. Зверев, В.Л. Березовский, А.И. Гришечкин, В.И Громов, А.П. Михайловский). Дивизию ракетоносцев возглавил  А.И. Сорокин, начальник штаба В.С. Шаповалов, зам. командира дивизии по политической части  М.Я. Кузьменчук. В состав 31-й дивизии вошли 185 экипаж, плавбаза «Двина», плавказармы ПКЗ-104 и ПКЗ-71. Через три с лишним года в феврале 1965 г. ПЛА 31-й дивизии, подготовленные и сплаванные экипажи в составе 1-й флотилии, были передислоцированы в состав 12 эскадры ПЛ СФ в бухту Ягельная губы Сайда.

Интенсивное строительство ПЛА с крылатыми ракетами пр. 675 привело к формированию 17 июля 1963 г. 11-й дивизии в составе ПЛА: К-166, командир В.И. Сивков; в течение 1964 г. поступило сразу 5 ПЛА: К-170, К-172, К-47, К-1, К-28  и  в 1965 г. еще 2-х  ПЛА: К-135 и К-35.

11-ю дивизию возглавил капитан 1 ранга Н.Ф.Рензаев. Начальник штаба дивизии Н.Б.Чистяков, заместитель командира дивизии (ЗКД) А.П.Михайловский, заместитель командира дивизии по политчасти В.И.Майоров, заместитель командира дивизии по электромеханической части – начальник электроме­ханической службы дивизии (ЗКД по ЭМЧ) В.С.Веселов, все - капитаны 1 ранга.

ПЛА пр. 675

В августе 1964 г. на флотилии был сформирован тыл 1-й флотилии подводных лодок во главе с капитаном 1 ранга Б. К. Филипповым.

На плечи командования 1-й флотилии и входящих в ее состав дивизий была возложена задача по обеспечению качественной приемки от промышленности ПЛА первого поколения и ввод их в боевой состав по полной флотской схеме: сдача курсовых задач, участие в учениях Северного флота и ВМФ, подготовка ПЛА к боевым действиям и пр. 

Летом 1965 г. 8 атомных подводных лодок 1-й флотилии приняли участие во флотском учении «Печора» под руководством Главнокомандующего ВМФ. За время учения корабли флотилии обнаружили 58 кораблей и судов вероятного противника. Эти учения стали хорошей школой морской выучки подводников. В этом же году впервые в ВМФ был осуществлен четырехракетный залп с подводной лодки К-166 пр. 675 (командир капитан 1 ранга В.И.Сивков). Подводную лодку К-35 этого же проекта (командир капитан 1 ранга Эрнест Генрихович Бульон) посетил первый летчик-космонавт Ю. А. Гагарин.

В августе 1965  г. был образован Военный совет флотилии, в состав которого вошли контр-адмирал А.И. Сорокин (ставший к этому времени командующим 1-й флотилии), контр-адмиралы В.Г.Кичев – начальник штаба, М.М.Будаев – ЗК  по ЭМЧ-НЭМС, С.С.Иванов – начальник политотдела и капитан 1 ранга Б.К.Филиппов – начальник тыла.

В результате интенсивного поступления ПЛА с крылатыми ракетами пр. 675 5 августа 1965 г.  на 1-й флотилии была сформирована еще одна дивизия - 7-я дивизия атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала Н.С.Соколова, в состав которой вошли ПЛА: К-74, К-22, К-90, К-116, К-125, К-128 (К-28), 225 гвардейский экипаж, командиры: Е.А. Курдасов, В.Н. Поникаровский, Н.А. Шумков, В.Г. Виноградов, А.Г. Захаров, П.Ф. Шаров, Г.П. Онопко. Начальник штаба  7-й дивизии В.С. Каравашкин, зам. по политчасти Н.Н.Никитин, зам командира дивизии  И. И Карачев, зам. командира дивизии по ЭМЧ-начальник ЭМС А.Ф. Агапов. Обе дивизии ПЛА пр. 675, как самостоятельные соединения функционировали до 1970 г. Затем все  ПЛА были переподчинены командованию 7-й дивизии, которой последовательно управляли контр-адмиралы К.В. Макаров (позже  командующий БФ, начальник ГШ ВМФ, Адмирал флота), В.С. Калашников (позже командир 9-й зскадры, вице-адмирал), Ю.Н.Патрушев (позже командующий 3-й флотилии,  начальник штаба СФ, вице-адмирал) и др. С  1965 по август 1973 г.  дивизия осваивала г. Малая Лопаткина, с 1973 г. по май 1982 г. губу Нерпичью. После мая 1982 г. гонимая с места на место 7-я дивизия  обрела свой «приют» в  г. Ара в составе 9-й эскадры, чтобы в октябре 1994 г. переформатированной ПЛА 2-го и 3-го поколения как противоавианостное соединение возвратиться обратно в подчинение 1-й флотилии. ПЛА пр. 675 по сравнению с ПЛА  других проектов 1-го поколения находились в боевой эксплуатации наиболее продолжительное время. При интенсивном несении боевых служб и выполнении других сложных задач только два ее офицера были удостоены звания Героя Советского Союза. Весной 1966 г. ракетоносец К-116 7-й дивизии вместе с К-133 3-й дивизии переводятся на ТОФ через пролив Дрейка. Командиры лодок капитаны 2 ранга В.Т.Вино­градов  и Л.Н.Столяров, замполит К-133 капитан 2 ранга Н.В.Усенко, заместитель начальника ЭМС 3-й дивизии капитан 2 ранга И.Ф.Морозов и командир БЧ-5 К-116 капитан 3 ранга С.П.Самсонов становятся Героями Советского Союза, многие члены экипажа – орденоносцами, а лодки – гвардейскими. Героем становится и руководитель трансокеанского перехода командующий 1-й флотилией контр-адмирал А.И.Сорокин.

На следующий год в сентябре 1967 г. очередная подлодка 3-й дивизии К-14 под командованием капитана 2 ранга Д.Н.Голубева (старший на борту комдив капитан 1 ранга Н.К.Игнатов) перебазируется на ТОФ трансарктическим маршрутом, за что оба руководителя удостаиваются звания Герой Советского Союза.

50-летие СССР и Вооруженных Сил были отмечены рядом знаменательных событий в истории 1-й флотилии. Подводная лодка К-22 пр. 675 под командованием капитана 1 ранга Валентина Николаевича Паникаровского становится гвардейской, ПЛА К-181 пр. 627А под командованием капитана 1 ранга Николая Васильевича Соколова – Краснознаменной.

Морская ядерная энергетическая установка  

Многие свершения в освоении Мирового океана, трансарктические и трансокеанские маршруты в  сжатые исторические сроки состоялись благодаря наличию в составе ПЛ ядерных энергетических установок. Ядерная энергетическая установка  типа ВМ-А, установленная на ПЛА К-3, оказалась востребованной для полусотни с лишним ПЛА первого поколения пр. 627, 627А, 658, 659, 675 и их модификаций. 37 единиц ПЛА указанных проектов, многоцелевые, с баллистическими и крылатыми ракетами, осваивались первопроходцами 1-й флотилии (табл. 1).

Табл. 1.  ПЛА первого поколения с баллистическими, крылатыми ракетами и торпедные, осваиваемые подводниками в составе 1-й флотилии

 

Характеристика ПЛА

Ракетные

Торпедные

с БР

с КР

Проект ПЛА

658

675

661

627/627А

Год сдачи головного корабля

1960

1963

1969

1958

Число кораблей

8

15

1

1/12

ППУ, мощностью мВт

ВМ-А, 2x70

В-5Р, 2x177

ВМ-А, 2x70

 

ПЛА пр. 661 с корпусом из титанового сплава (главный конструктор Н.Н. Исанин, СПМБМ «Малахит»), получившая название «золотая рыбка», располагая двумя мощными ППУ типа В-5Р с ВВР (главный конструктор Н.А. Доллежаль, НИКИЭТ) стала чемпионом подводной скорости в 44,7 узла.

ПЛА пр. 661

1-я флотилия в короткие сроки стала первым полигоном ввода в боевой состав ВМФ 37 ПЛА первого поколения  (пр. 627 и 627А - 13 ед., проекта 658 - 8 ед., пр. 675 - 15 ед. и опытной подводной лодки пр. 661). В совокупности это - 74 реакторные установки общей мощностью  5 400 МВт, с их достоинствами и недостатками, в начале атомной подводной эпопеи.  Серьезным предостережением о том, что с ядром атома урана шутки плохи, явились аварийные ситуации с распространением радиоактивности в результате недостаточной надежности парогенераторов и другого оборудования ЯЭУ практически на всех ПЛА первого поколения.  Первый опыт в освоении ЯЭУ не был простым. Многие подводники тех лет приняли на себя воздействие невидимого радиационного облучения, определяемое лишь по приборам, и по тому времени не до конца изученное в части возможных последствий.

Одна из первых тяжелых аварий ЯЭУ из-за течи парогенераторов произошла в октябре 1960 г. на ПЛА К-8 пр. 627А на контрольном выходе в море перед предполагаемым походом ее к Северному полюсу. В результате облучения большинство офицеров БЧ-5 оказались списанными с атомного подводного флота. Авария ЯЭУ ракетоносца К-19 в первых числах июля 1961 г. в северной части Атлантики, стала известна всему миру. Получив название «Хиросима», К-19 открыла скорбный список жертв переоблучения экипажа и гибели ряда его членов. 

Освоение новой техники и оружия  в напряженной гонке вооружения, желание догнать и перегнать в противостянии двух мировых систем, кроме поистине  героических свершений в освоении Мирового Океана, техники и оружия, стратегии и тактики,  привело тысячи подводников  ПЛА с ЯЭУ первого поколения к облучению,  получению статуса ветерана подразделений особого риска,  признанию этого факта государством уже в переходное время, награждениям за мужество, проявленное  при локализации и ликвидации радиационных аварий, многие годы спустя  - орденом Мужества и другими государственными наградами.

Освоение флотилией второго поколения ПЛА

 1967 год - юбилейный для страны.  ВМФ принимает от  промышленности три проекта атомных подводных лодок второго поколения. 1-я флотилия пополняется атомоходами двух из них: пр. 670  (бюро проектант «Лазурит», главный конструктор В.П. Воробьев) и ПЛА пр. 671 (бюро проектант СПМБМ «Малахит», главный конструктор Г.Н. Чернышев).

ПЛА К-43 пр. 670

Подводные лодки К-43 в 11-ю дивизию и К-38 в 3-ю дивизию на смену ПЛА первого поколения привели   капитаны 1 ранга Вадим Савицкий и Евгений Чернов.

ПЛА К-38 пр. 671

Флотилию, получившую на вооружение первые образцы ПЛА второго поколения, посетили руководители государства и Вооруженных Сил СССР Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, Д.Ф.Устинов, А.А.Гречко и С.Г.Горшков. 22 февраля 1968 г. за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи страны 1-я флотилия становится Краснознаменной. Успехи подводников флотилии за прошедшие годы отмечены «звездопадом». Только на многоцелевых торпедных атомных подводных  лодках, вошедших с 1961 г. в состав 3-й дивизии, 11 офицеров и адмиралов в мирное время, без войны и боевых действий стали Героями Советского Союза. Это ли ни пример того, что в жизни всегда есть место для подвига.

К моменту прибытия в декабре 1967 г. в 3-ю дивизию головной атомной подводной лодки второго поколения пр. 671 К-38 (командир Е.Д.Чернов) в ее составе находились: 10 атомоходов пр. 627 и 627А, четыре их вторых экипажа, плавучая казарма, плавбаза подводных лодок ПБ-82 и пр. Дивизия к тому времени – это коллектив в полторы тысячи моряков-профессионалов, сплоченных и подготовленных для решения любых задач в Мировом Океане.  С середины 1970-х гг. атомные подводные лодки дивизии осваивали основной вид боевой деятельности – выполнение задач боевой службы. Интенсивность боевых служб в те годы резко наращивалась. Так, в 1965 г. их число увеличилось вдвое. И как следствие - число обнаружений иностранных ПЛ в водах Мирового океана нашими ПЛ по сравнению с 1964 г. возросло в 2,5 раза. В Норвежском море, в Северной Атлантике, в Средиземном море подводники неоднократно обнаруживали, классифицировали и осуществляли слежение за иностранными ПЛА и авианосно-ударными группировками вероятного противника.

Становление 3-й дивизии как боевого соединения происходило на глазах. Росли и динамично менялись кадры. Первого командира дивизии капитана 1 ранга В.П.Маслова (настоящего «морского волка», не оканчивавшего ВМА, запомнившегося по-медвежьи скроенной фактурой с зеленью «просоленного» краба на шапке) в 1964 г. направляют на учебу в Академию Генерального штаба. После чего он на короткое время возглавит 11-ю дивизию, с нее стартует замом командующего ТОФ, а затем и возглавит ТОФ.

В третьей дивизии В.П. Маслова сменил капитан 1 ранга Н.К.Игнатов, ставший за короткое время службы на дивизии контр-адмиралом и Героем Советского Союза. Он был одним из тех воинских начальников, который, следуя на служебной машине из поселка к пирсам, запросто мог подвезти путника.

Начальник штаба 3-й дивизии Н.Ф.Рензаев (по приказу которого в августе-сентябре 1962 г. мне, лейтенанту пришлось короткое время руководить личным составом, пострадавшим от радиации на К-19 и проходивший реабилитацию на уборке сена  в Ура Губе) - человек не разговорчивый, суровый на вид, по отзывам старших начальников - моряк отменный, в июле 1963 г. возглавил вновь образованную 11-ю дивизию ПЛА с крылатыми ракетами. Со временем передал ее В.П. Маслову. Начальниками штаба 3-й дивизии после Н.Ф.Рензаева успели побывать капитаны 1 ранга О.Б.Комаров, В.Н.Чернавин (впоследствии Адмирал флота и ГК ВМФ), В.С.Борисов, Г.В.Егоров. Заместителями командира дивизии – капитаны 1 ранга М.Г.Проскунов, Г.Г.Костев, Е.Н.Гринчик, флагмехом дивизии – В.Л.Зарембовский.

В первое десятилетие атомной подводной эпопеи 3-я дивизия стала кузницей кадров, продвигая специалистов на высокие флотские командные должности, наряду с другими дивизиями 1-й флотилии став основным поставщиком кадров для атомного подводного флота ВМФ.


Литература 

1. В.А.Василенко, А.В.Каплиенко, С.А. Петров. Перспективы развития корабельных ЯЭУ зарубежных государств.- СПб:.2014.-346 с.

2.Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. –М.: ООО издательство «Апрель», 2001. -288 с.

3. Лисин, С.А. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок: /С.А. Лисин. – СПб.: «галея Принт», 2011. – 456 с.

4. Российская наука Военно-морскому флоту. Под общей редакцией академика А.А. Саркисова. –М.: «НАУКА» 1997 г. 398 с. (с.136-156)

5.Капитанец И.М. Сильный флот – сильная Россия / И.М. Капитанец. - М.: «ВЕЧЕ», 2006.-536 с.

6. История отечественного судостроения в 5 т. (под  редакцией  акад. И.Д. Спасского) том 4, 5.- СПб.: Судостроение, 1996.

7.Чеpнов, Е.Д.  Тайны подводных катастроф. К-429, К-219, К-278, К-141:/Е.Д. Чернов. –СПб.: NIKA, 2008. – 643 с.

8.Щербина Н.Я.  50 лет на ВЫ с ядром атома U235. -СПб.: NIKA, 2007.-388 с.

9. Щербина Н.Я.  Малахита шкатулка адмиралтейцев. -СПб.: NIKA, 2007.-295 с.

10. Щербина Н.Я.  Атомные подводные монстры. -СПб.: NIKA, 2007.-343 с.

11.Комаров М.П.,Щербина Г.Ф.  Закат Советской морской мощи.- СПб.: Информационно-издательский центр "Стратегия будущего", 2017,  - 350 с.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 18/05/2021
Слава героям-подводникам!


[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 18/05/2021
"желание догнать и перегнать в противостянии двух мировых систем"

Система теперь одна, а желание- у кого-то осталось



[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 18/05/2021
Ничто так не объединяет людей как простая человеческая память.Будь здрав бояре!


[
Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 18/05/2021
дедушка не все секреты раскрыл? Не пора ли ему сдаться органам?


[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 20/05/2021
Атомные подводные лодки как направление техники ещё имеют потенциал совершенствования с качественным скачком характеристик нового поколения.

Во-первых:
как отмечалось, при максимальной глубине погружения 4600 метров АПЛ способна залегать на дне и прятаться за неровности дна под 60% площади мирового океана. При максимально допустимой рабочей глубине 5500 метров - под 90% площади всех морей и океанов. Пути достижения известны: титановые сплавы корпуса для больших АПЛ либо лёгкие и прочные дюралюминиевые сплавы для малых АПЛ и "Посейдонов". 
АПЛ "Комсомолец" имела разрушающую расчётную глубину 2000 метров, так что в принципе задействовать весь диапазон океанских глубин возможно. Переход к шарообразной форме отсеков, объединённых в линию общим цилиндрическим "лёгким" корпусом аналогично секретной лодке "Лошарик", по сравнению с цилиндрическим прочным корпусом при прочих равных увеличивает глубину погружения в (4/3)=1,33 раза.

Во-вторых, для "Посейдонов" то есть АПЛ с шахтами для баллистических ракет, в которых вместо некоторых МБР в шахту заряжен "Посейдон", максимальная базисная волна образуется при глубине срабатывания 2000 метров. При этом давление в первом поколении ВВЭРов было 200 Атмосфер, соответствующее 2000 метрам глубины погружения в океане даже без наращивания прочности трубопроводов которые являются лимитирующим фактором наряду в прочным корпусом /позволявшим в разы меньшую глубину/. Соответственно, разработка ВВЭР СКД под 300 атмосфер для глубоководных АПЛ актуальна.

При этом надо отметить, что Россия вряд ли примет участие в технологической гонке сверхдержав. После 1991 года 30 лет наблюдается регресс: потеряны способность промышленности делать глубоководные АПЛ с титановыми немагнитными корпусами, способность делать АПЛ со свинцово-висмутовым теплоносителем которые сначала так и не довели до ума, способность делать сверхкрупные подводным водоизмещением 50.000 тонн АПЛ проекта 941 "Тайфун" которые сделали 6 штук из которых 3 уже распилили. Кроме того, ВМФ России потерял технологию ракето-торпед "Шквал": они не имели системы наведения и могли применяться только с ядерными боевыми частями, которые при разоружениях ликвидировали. 

Регресс возможностей РФ, наряду с качественными показателями, касается и количественных: за 30 лет сделаны 7 штук АПЛ, таким темпом установившийся парк штук по 6 на 2 флота /Северный и Тихоокеанский/. Темп может быть увеличен не сильно, раза в полтора учитывая происходящий уход многочисленного опытного поколения инженеров с советским опытом.




[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота (Всего: 0)
от Гость на 20/05/2021
"Посейдон", максимальная базисная волна образуется при глубине срабатывания 2000 метров.

Уточнение: 2000 метров глубины нужны при заряде 50 Мт, испытанном в 1961 году. Калибр "Посейдона" 2 метра с небольшим, как раз помещается в стандартные шахты АПЛ с МБР.

"Тайфуны" проекта 941, имеющие по 20 ракетных шахт для твердотопливных 90-тонных МБР с забрасываемой массой 2500 килограмм, оказались бы очень кстати как носители "Посейдонов". Однако из трёх оставшихся только одна на ходу с единственной рабочей экспериментальной ракетной шахтой. Остальные две АПЛ хранятся как источник запчастей для одной исправной. Ввести все три обратно в строй едва ли реально, учитывая что им по 40 лет.
В интернете есть фотография транспортно-пускового контейнера МБР Р-39
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Rsm52.jpg?uselang=ru

Интересно что жидкостная Р-29РМ при стартовой массе 40 тонн, забрасывает на 8300 километров 2800 килограмм тогда как твердотопливная Р-39 при стартовой массе 90 забрасывает туда же только 2500 килограмм. Для рекордных по величине ракет потребовалось сделать рекордной величины АПЛ "Тайфун". Которые по многих параметрам с трудом эксплуатировались отечественным ВМФ: не хватало глубины фарватера в имеющихся военно-морских базах, не было кранов загружать 90-тонные МБР в шахты, опять-таки при транспортировке по автодорогам не все мосты держат такую массу и так далее.

В итоге после 1991 года Россия потеряла технологию сверхкрупных МБР которые и для ракетных поездов тоже нужны /технологию МБР железнодорожного базирования пока-что в РФ не смогли возобновить бросив остатки сил разработчиков на "Авангард"/.

"Булава" которую с трудом довели до рабочего состояния за 30 лет - имеет стартовую массу 37 тонн и забрасывает на 8300 километров только 1150 килограмм, в которые входит система наведения, ступень разведения, ложные цели для преодоления ПРО и теплозащитные экраны боеголовок помимо самих боезарядов.   



[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru