proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/05/2021]     Родоначальница атомного подводного флота. Чвсть II

Записки инженера-механика ПЛА

Н.Я. Щербина, капитан 1 ранга, д.т.н., ветеран боевых действий, ветеран подразделений особого риска

Как всякое новое сложное дело, освоение первого поколения ПЛА на 1-й флотилии наряду с достижениями и успехами сопровождалось и трагическими событиями.



Авария на подводной лодке К-3 8 сентября 1967 г., приведшая вследствие объемного пожара в двух носовых отсеках к гибели 39 подводников, явилась рубежным событием в решении проблемы повышения живучести всех типов ПЛА. Спустя многие годы после этой тяжелейшей аварии, со всей определенностью можно сказать, что экипаж подводной лодки под командованием капитана 2 ранга Ю.Ф.Степанова и командира БЧ-5 капитана 2 ранга В.В.Зайцева (завершил службу в главной инженерной должности ВМФ - зам ГК ВМФ - начальник главного технического управления ВМФ, адмирал) совершил героический подвиг. Имея значительные разрушения материальной части в первом и втором отсеках, потери личного состава в треть экипажа, командование корабля сохранило управление ПЛ и привело её своим ходом в базу. Тогда по горячим следам, накануне юбилея революции, трагедия оценивалась не вполне однозначно. Только  десятилетия спустя, уже в ХХI  в. по ходатайству ветеранских организаций в 2014 г. состоялось награждение орденом Мужества подводников  ПЛА К-3, выполнивших свой долг до конца. Награды были вручены семьям погибших.

После этой тяжелой аварии с жертвами личного состава 3-ю дивизию вначале 1968 г. под свое командование принял капитан 1 ранга Герой Советского Союза А.П.Михайловский. Заместителя командира дивизии капитана 1 ранга Г.Г.Костева сменил на этом посту капитан 1 ранга Е.Н.Гринчик.

Фрагмент форзаца книги «Вертикальное всплытие»  адмирала А.П.Михайловского. Его подводные дороги

В августе 1968 г. начальником штаба дивизии был назначен выпускник Академии Генерального штаба капитан 1 ранга Ф.С.Воло­вик, служивший до этого командиром бригады дизельных подводных лодок на Тихоокеанском флоте.

После произошедшей трагедии дивизия под командованием контр-адмирала А.П. Михайловского, начштаба дивизии Ф.С. Воловика («пахаря» морей) с большим напряжением продолжила освоение ПЛА второго поколения пр. 671, используя опыт эксплуатации ПЛА 1-го поколения.

Для повышения живучести ПЛА первого поколения силами промышленности и ВМФ была произведена модернизация противопожарных систем пенного тушения, установлены системы подавления пожара с помощью фреона, заменено масло в системах гидравлики на негорючую жидкость, отработаны действия личного состава при течах парогенераторов в условиях возможного воздействия радиации. Корабли и экипажи первого поколения пр. 627А по мере поступления в дивизию ПЛА второго поколения пр. 671 и его модификаций передавались в одно из соединений базы  ПЛА Северного флота в Гремихе.

С 1967 по 1974 гг. 3-я дивизия приняла в свой состав 15 атомоходов второго поколения пр. 671. Первыми командирами атомных подводных лодок второго поколения, вошедшими в ее состав были: Е.Д.Чернов, Р.А.Кетов, В.А.Сидельников, В.Г.Михайлов, Р.И.Пирожков, А.И.Семенов, В.П.Ива­нов, В.И.Шувалов, В.Г.Яровенко, В.П.Гонтарев, Э-Б.В.Гашкевич, В.Я.Барановский, В.И.Герасимов, О.Б.Макаренко, В.С.Урезченко. На их долю выпала вся ответственность за приемку кораблей от промышленности и ввод их в боевой состав ВМФ. Большой груз ответственности при этом выпал и на долю командиров БЧ-5 этих атомоходов: Н.Н.Думенского, В.И.Кизима, В.Ф.Дадонова, В.Ф.Андреева, Л.В.Давыдова, О.А.Спиридонова, Г.Райского, Е.С.Тигрова, А.К.Ста­сенка, В.С.Колгашева, Ю.Кима, Р.П.Ткачука, В.С.Корчагина, А.Ф.Брян­ского и И.Д.Петрова. Два человека из этого списка: Е.Д.Чернов и И.Д.Петров - впоследствии станут Героями Советского Союза.

Наряду с основными экипажами атомоходов второго поколения в состав дивизии вошли их вторые экипажи: А.М.Ев­докименко, В.В.Анохина, В.М.Храмцова, Д.И.Зайдуллина,  А.Н.Коржева, Е.А.Томко и А.И.Ма­каренкова. Личный состав большинства вторых экипажей выходил на боевые службы наравне с основными экипажами и успешно решал их. Хорошо подготовленным и сплаванным двум перволинейным экипажам были переданы вновь прибывшие атомоходы К-370 и К-323.

Из 15 атомоходов пр. 671 3-я дивизия подготовила и передала в состав Тихоокеанского флота ПЛА К-314 (командир капитан 1 ранга В.П.Гонтарев, командир БЧ-5 капитан 2 ранга В.С.Колгашов), К-454 (командир капитан 1 ранга В.Я.Барановский, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Р.П.Ткачук), К-469 (командир капитан 1 ранга В.С.Урезченко, командир БЧ-5 И.Д.Петров) и второй экипаж. Причем первые два атомохода ушли на ТОФ в 1974 г. (К-314 южным путем, К-454 - северным). ПЛА К-469 ушла на ТОФ в 1976 г. по сложнейшему трансокеанскому маршруту (Атлантика, Индийский, Тихий океаны). Туда же последовал и второй экипаж. Переход ПЛА К-469 был «звездным». Многие подводники экипажа были награждены орденами и медалями, а командир БЧ-5 И.Д.Петров и старший на борту подлодки заместитель командира 3-й дивизии В.Е.Соколов удостоились звания Героя Советского Союза. Валентин Евгеньевич Соколов в 1976 г. стал тринадцатым Героем Советского Союза за пятнадцать лет боевой деятельности кораблей третьей дивизии. Этим роковым числом он «закрыл» копилку Героев для действующих воинских начальников дивизии.

 

Лирическое отступление

Автору статьи в ранге флагманского инженера-механика походного штаба 3-й дивизии в августе-сентябре 1974 г. на ПЛА К-454 представилась возможность  осуществить ее перевод подо льдами Северного Ледовитого океана в Чукотское море, форсировать Берингов пролив и передать для усиления мощи ТОФ камчадалам.  Перед выходом в поход было приказано убыть к командующему флотилией  для подписи командировочных предписаний на возврат членов походного штаба с Камчатки  самолетом. Адъютант запустил в просторный кабинет, где находился вице-адмирал А.П. Михайловский. Первое, на что я обратил внимание, – это отсутствие чего-либо на его рабочем столе. Молчали телефоны. Обстановка располагала к общению.

С легкой улыбкой Аркадий Петрович пригласил присесть, поинтересовался, имею ли я опыт подводного плавания.  Моё «Так точно!»,  видимо, его не удовлетворило. Я продолжил доклад рассказом о том, как  один из походов проходил по желобу Анны между Новой Землей и Архипелагом Земля Франца Иосифа. Своим интригующим названием мне запомнился один из островов АЗФИ – о. Греэм-Белл. И второй поход - между АЗФИ и Шпицбергеном мимо острова Виктория. На лице вице-адмирала появилось удивление, по-видимому,  оттого, что такие впечатления ему  поведал инженер-механик, а  не штурман. Аркадий Петрович вспомнил свой перевод ракетоносца К-178 по трансарктическому маршруту в 1963 г.  и тридцатипятисуточный поход   в Арктику с экипажем Василия Анохина на ПЛА К-147  в 1971 г.

После возвращения ПЛА К-147 из похода со слегка примятой  рубкой я вступил в должность комадира БЧ-5 на этой ПЛ и приводил её в порядок  с последующими походами под лед. Командующий поставил свои размашистые подписи в командировочных предписаниях, порекомендовал подготовить отчет инженера-механика об особенностях плавания под шапкой льдов. Многие годы спустя в 2007 г. я подарил адмиралу А.П. Михайловскому свою трилогию «Лики атомной подводной эпопеи», во второй книге которой («Подводный истребитель К-147») во второй главе «Океан» изложены мои впечатления, как отчет о том походе. В ответ от уважаемого флотоводца  я получил его книги с дарственной надписью, сделанной как всегда размашисто красными чернилами.

 

Продолжение истории

История флотилии – это ее корабли и люди. Они приходили и уходили, оставив в памяти и в записных книжках лишь отдельные пометки, которые со временем уйдут в небытие, растворятся как дым, не оставив следа. 1-я Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок рассталась с ракетоносцами первого поколения  (1965 г.), дизельными ПЛ (1969 г.), а также ПЛА пр. 627А.

Накануне 1970 г. на флотилию прибыла атомная подводная лодка К-162 пр. 661. Это была первая атомная ракетная подводная лодка в мире с корпусом из титанового сплава, которой моряки присвоили название «Золотая рыбка», видимо, из-за ее стоимости и других качеств. Во время испытаний в декабре 1969 г. она достигла скорости 44,7 узла (82,8 км/ч) – мировой рекорд подводного плавания, не превзойденный до сих пор. Первым командиром атомохода стал капитан 1 ранга Ю.Ф.Голубков, старшим помощником - капитан 2 ранга Виктор Григорьевич Ясеновенко и командиром БЧ-5 капитан 2 ранга Василий Николаевич Самохин. Голубков со временем передал подлодку капитану 1 ранга Владимиру Сергеевичу Лищин­скому. Под командованием В.С.Лищинского при выполнении задач боевой службы этот уникальный атомоход наделал много «шороху» в Мировом океане и в умах вероятного противника.

В апреле–мае 1970 г. корабли флотилии приняли участие в крупномасштабных учениях ВМФ «Океан-70» под руководством ГК ВМФ Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Эти маневры были самым крупным мероприятием оперативной подготовки ВМФ за весь послевоенный период. ПЛА К-38 пр. 671, на которой я проходил службу в должности командира дивизиона живучести БЧ-5, принимала в них участие в Атлантике, работая в Бискайском заливе  в тактической группе двухлодочного состава с переданной в соединение Гремихи ПЛА К-8 пр. 627А, которая 12 апреля потерпела там катастрофу, унося с собой 52 человеческие жизни.

Во второе десятилетие 1-й флотилии ее боевой состав интенсивно пополнялся новейшими атомоходами пр. 671рт, 705, а затем 671ртм. Четыре ПЛА пр. 671рт с командирами, принимавшими их от промышленности на заводе Красное Сормово: Ю.А. Печенкиным, Г. В Савельевым), А.И.Чулимова и В.В. Рыбалко. У Рыбалко стартовал в службе лейтенант В.И. Королев (позже командир ПЛА, затем командно-штабные должности до командующего СФ и с 2016 по 2019 г. - ГК ВМФ).

Ленинградский Адмиралтейский завод поставил три ПЛА пр. 671рт: командиры: А.В. Горбунов (службу завершил замом ГК по БП, адмирал) ПЛА передал В.Г. Лопаткину, А.И. Шевченко (позже командир дивизии, командир  9-й эскадры ПЛА, вице-адмирал, чемпион подледных маршрутов) и А.И. Чугунков, затем Р.З.  Чеботаревский (позже командир дивизии, депутат Верховного Совета). Кроме ПЛА дивизию пополнили вторые их экипажи:  Н.М. Агеева,  В.А Костенко,  В.Я. Волкова и др.

В декабре 1977 г. в состав флотилии прибыла головная ПЛА пр. 705К. Ею командовал капитан 1 ранга А.У.Аббасов, командир БЧ-5 капитан 1 ранга В.М.Савенков. Одновременно с ней в состав дивизии вошли технический экипаж подводной лодки командир – капитан 1 ранга К.А.Сибиряков и второй экипаж, командир – капитан 1 ранга А.П.Бойко, командир БЧ-5 – капитан 2 ранга А.С.Ерохин. С прибытием ПЛА 705К к месту постоянного базирования штаб, командование первого экипажа, технического и второго экипажа начали разрабатывать план совместной отработки задач курса БП. В последующие месяцы 1978 г. ПЛА успешно отработала задачи курса БП и была передана во вновь образованное соединение  флотилии.

В составе флотилии ПЛА пр. 671, 671рт и их вторые экипажи прошли суровые испытания при несении несколько десятков, если не сотен боевых служб при плавании: на Севере до приполюсных широт в «комфортных температурных условиях» для ГЭУ и до абсолютно мучительных для личного состава и работы ГЭУ в экваториальных условиях - в Атлантике и в Индийском океане. В экваториальных широтах вахта в энергетических отсеках для вахтенных специалистов БЧ-5 превращалась в сущий ад. В надводном положении она  осуществлялась явочным порядком в течение несколько минут из-за опасности обжечь органы дыхания или получить тепловой удар. Такие испытания достались нескольким экипажам  ПЛА пр. 671 3-й дивизии и  экипажам пр. 671рт  33-й дивизии. В качестве примера  приведен боевой путь ПЛА К-488 с её  дальними походами большой продолжительности с подменой экипажей на позиции в Индийском океане.

Головная атомная подводная лодка  пр. 671ртм, пришедшая на флотилию в 1977 г., хорошо поплавала. Ее первый командир капитан 1 ранга В.И. Русаков со временем стал замом командира 6-й дивизии. На командирском мостике его сменил  капитан 1 ранга В.В. Протопопов. За  головной ПЛА  последовали атомоходы адмиралтейцев В.А. Сметанина, на которой мне представилась возможность обеспечивать ее выход в море с неисправной ЯЭУ для проведения контрольного пуска ракет.

ПЛА В.В.Головко мне пришлось встречать после произошедшей аварии на ней в апреле 1982 года. Во время отработки задач по борьбе за живучесть на К-502 в кормовой отсек  был подан воздух высокого давления,  под его воздействием  находился личный состав кормовых отсеков. Это потребовало по ходу возвращения в базу проводить  с  пострадавшими соответствующие медицинские мероприятия в носовом отсеке. На отсечном манометре аварийного 8-го отсека  контрольная стрелка показывала давление более 10 атм.

ПЛА С.К. Басова запомнилась тем, что довелось проверять экипаж Семена Карповича на готовность к одному из выходов на боевую службу, а затем познакомиться с его сменщиком  Б.Ю. Муратовым - выходцем с ПЛА К-488 пр. 671рт, с которым мы дружно работали в комиссионном составе судебно-технической экспертизы при повторном расследовании (с 1991 по 1998 г.) причин катастрофы ПЛА «Комсомолец».

У командира ПЛА Н.А.Попкова, как и у многих других офицеров, принимал зачеты по линии ЭМС на допуск к самостоятельному управлению кораблем.

ПЛА В.В. Исака (уже с командиром Леонидом Катухиным и старшим на борту Михаилом Моцаком) с морским буксиром Аварийно-спасательной службы СФ обеспечивали в феврале 1986 г. в Норвежском  море испытание ПЛА «Комсомолец».

ПЛА М.И.Клюева встречал по прибытии с завода строителя ЛАО в состав флотилии в 1984 г. Позже, в конце ее непродолжительной службы в 1997 году ПЛА без аккумуляторной батареи под свое начало принял выпускник  ВМА А.Г. Мирошников. Убыв в академию из Гремихи  командиром с действующей ПЛА пр. 671рт, ему «посчастливилось» после учебы в ВМА получить назначение на лодку-инвалид. Таковы издержки переходного периода для ВМФ и Отечества, когда около 200 ПЛА оказались выведенными из эксплуатации для последующей их утилизации.

ПЛА В.И. Аликова была последней атомной подводной лодкой адмиралтейцев, принятой в состав флотилии до моего завершения службы в ее составе.

Подводные лодки ЛАО, последовавшие затем: С. В.Монахова,  Н.Н. Генералова,  Е.Н.Филиппова,  М.Л. Иванисова и  С.В. Кузьмина - пополнили состав дивизии до «чертовой дюжины». Прибывшие  из состава Тихоокеанского флота на СФ ПЛА пр. 671ртм В.В.Ушакова и  В.А Терехина дальневосточной постройки пополнили 33-ю дивизию ПЛА проекта 671ртм под «завязку». 

Первого командира дивизии капитана 1 ранга Александра Сергеевича Пушкина, в прошлом командира опытной ПЛА пр. 705,  со временем сменил на этой должности капитан 1 ранга  В.Я Волков. Затем последовали: В.Я. Барановский, В.Г. Ясеновенко, А.И. Шевченко, ставшие адмиралами. Те, с кем пришлось взаимодействовать во время службы в ЭМС флотилии при проверке подчиненных им ПЛА на готовность к выходу море и пр. 

Экипаж головной ПЛА  пр. 671ртм под командованием капитана 1 ранга В.В. Протопопова впервые в практике подводного плавания осуществил поход подо льдами, обогнув Гренландию, за что командир ПЛА 16 февраля 1986 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

ПЛА пр. 671 ртм

 

ПЛА проекта 705

Поступление на флотилию ПЛА пр. 705 и 705К с ЯЭУ с ЖМТ (бюро проектант СПМБМ «Малахит», главный конструктор  М.Г. Русанов, затем В.А. Ромин) потребовало с учетом специфичности проекта  формирование с 1 августа 1978 г. отдельного соединения.

ПЛА проекта 705

На его плечи  возлагалась обязанность освоения титановых ПЛА-полуавтоматов, настоящих подводных истребителей (с экипажем около 30 человек) с массой нерешенных проблем по готовности инфраструктуры их базового обеспечения,  недостатков менталитета обслуживания техническими экипажами в базовых условиях и пр.

Дивизию ПЛА пр. 705  возглавил капитан 1 ранга Виктор Яковлевич Волков, за которым последовали О.М.Фалеев, В.Т.Прусаков и др. Флагманским инженером-механиком  принудительно с аналогичной должности дивизии ЯЭУ с ВВР был переназначен капитан 1 ранга Владимир Афанасьевич Долгов, специалист высочайшей квалификации, требовательный офицер, на плечи которого легла вся тяжесть организации эксплуатации ЯЭУ с ЖМТ и ПЛА в целом,  учитывая печальный опыт эксплуатации первой ПЛА  ЯЭУ с ЖМТ пр. 645, которая завершилась в 1968 г. в Гремихе на пятом году пребывания её в составе ВМФ тяжелой радиационной аварией в море с облучением всего личного состава и летальным исходом ряда членов экипажа.

Опытная (головная) ПЛА пр. 705 с ЯЭУ типа ОК-550 постройки ЛАО (командир А. С. Пушкин) поступила на флотилию под крыло 3-й дивизии в далеком 1971 г. с двумя замороженными петлями из трех в системе теплообмена. В августе 1972 г. её ГЭУ вышла из строя. В 1978 г. для освоения ПЛА пр. 705 сформирована ЭМС:  зам. начальника ЭМС по ЯЭУ командир БЧ-5 второго экипажа А.С. С. Ерохин; помощники: В.П. Мухин, С. В. Топчиев, В. В. Власенко, на чью долю выпала большая ответственность по освоению ПЛА с ЖМТ под руководством В.А. Долгова.

За опытной ПЛА пр. 705 в последовала ПЛА пр. 705К  с ЯЭУ типа БМ-40А постройки СМП (1977 г., командир Абдулихат Умарович Аббасов (Герой Советского Союза от 16.12.1981 г., позже контр-адмирал, начальник УЦ ВМФ). Под его руководством в апреле 1979 г. головная  ПЛА проекта 705К  выполнила первую боевую службу. Далее последовали еще три ПЛА пр. 705 (ЛАО) и две ПЛА пр.  705К (СМП). Шестью единицами ПЛА завершилось пополнение дивизии, а дальше продолжилась непростая деятельность по обеспечению бесперебойной работы их ЯЭУ в базе с использованием специалистов технических экипажей и штатного личного состава экипажей ПЛ,  поддерживая температуру  плавления ЖМТ ЯЭУ в одном из трех режимов (теплом реакции деления, расходуя ресурс и энергозапас; паром с базы при низком качестве и недостаточной надежности базовой инфраструктуры; или от своего электрокотла, который не вселял надежду по своей надежности и сеял страх). При этом не отменялось выполнение задач боевой службы  в море наравне с ПЛА других проектов. Более всего доставалось инженерам-механикам.

В период с 1977 по 1985 гг. не было ни одного случая низкого качества базовой подготовки ПЛА к выходу в море, благодаря усилиям офицеров ЭМС, БЧ-5 каждого корабля. За период с 1978 по 1984 г. ПЛА пр. 705 выполнили более 20 БС. Командиры ПЛА В.Д.Гайдук,  В.И.Рогожин, Я.М.Ананин, В.С.Андреенко, Г.Д.Баранов, А.П.Бойко, В.Т.Булгаков, А.С. Богатырев, В.Т. Прусаков, С.В.Кулаков, Н.И.Мазин, А.А.Муравьев и многие другие справились с поставленными задачами по испытанию полуавтоматов-подводных истребителей. Командиры БЧ-5 ПЛА В.Л.Додзин, Н.Г.Якименко, В.Н.Годунов, А.С.Ерохин, Н.Г.Якименко, Л.К.Жук, Б.Н.Крошкин, Д.И.Малыхин, В.М.Новиков, М.В.Петровский и др. проявили самоотверженность, преданность, трудолюбие и профессионализм, обеспечивая функционирование ЯЭУ с ЖМТ.

В конце 1984 г. в состав дивизии была принята от промышленности ПЛА пр. 685 (шифр проекта «Плавник», командир Ю. Зеленский, командир БЧ-5 - А.Н.Литвинюк), годом позже -  ПЛА пр. 945 (шифр проекта «Барракуда», командир – М.Ю.Кузнецов, командир БЧ-5 – А.К.Замета).

Для поддержания технической готовности большого количества ПЛА 1 октября 1974 г. на базе плавучей мастерской ПМ-6 и других, оказывающих помощь подводникам с момента основания 1-й флотилии, был сформирован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-7. Позже 27 декабря 1977 г. судоремонтная база флотилии пополнилась за счет создания берегового судоремонтного комплекса, начавшего подготовку к  обслуживанию поступающих ПЛА, в том числе и ПЛА третьего поколения. Значительную помощь подводникам в организации эксплуатации ПЛА оказывали группы гарантийного надзора судостроительных заводов: СМП, «Красное Сормово», Адмиралтейского завода и других предприятий промышленности. Для оказания оперативной помощи флотилию посещали директора судостроительных заводов: Г.Л. Просянкин, Н.Е. Леонов, Н.С. Жарков, В.Н.Дубровский, А.В. Иванов, В.Л. Александров и др.

 

3-я дивизия многоцелевых атомных подводных лодок

Родоначальница соединений многоцелевых атомных подводных лодок 3-я дивизия первые двадцать лет - с 1961 по 1981 г. (в составе которой в прочном корпусе ее ПЛА мне пришлось провести более 16 лет до 1979 г.) дислоцировалась в Западной Лице. Здесь происходило ее становление – от первых робких выходов в море атомоходов первого поколения под руководством комдивов адмиралов В.П. Маслова, Н.К. Игнатова, А.П. Михайловсого, до интенсивного использования кораблей второго поколения под руководством адмиралов Ф.С. Воловика (морского труженика). Е.Д. Чернова (трудоголика), В.М. Храмцова (хозяйственника) и  В.А.Горева, осуществившего передислокацию дивизии  в Гремиху, где последующие 15 лет (вплоть до расформирования) ею вписаны яркие страницы в  историю ВМФ.

3-я дивизия подготовила тысячи моряков-подводников для растущего не по дням, а по часам могучего ракетно-ядерного флота страны. Выходцы из 3-й дивизии:  Е.А.Томко, Е.Д.Чернов, В.Н.Чернавин, П.Д.Осипенко - стали Героями Советского Союза, В.П.Рыков - Героем Социалистического Труда,  А.П.Рымарь – Героем Российской Федерации.

Темпы строительства ПЛА для ВМФ впечатляют численным составом, экономическими возможностями  страны (табл. 2). 

Табл. 2.  Темпы строительства атомных подводных лодок

Годы

1956–1965

1966–1975

1976–1985

1986–1995

1996–2005

Количество ПЛА

44

96

65

37

7

Единиц/год

4,4

9,6

6,5

3,7

0,7

С ноября 1967 г.  и в последующие годы 1-я флотилия ПЛА СФ пополнилась ПЛА второго поколения пр. 670, 671, 705 и их модификаций (табл. 3).

Табл. 3. Атомные подводные лодки второго поколения с крылатыми ракетами

Характеристика ПЛА

Проект ПЛА

670

670М

Год сдачи головного корабля

1967

1973

Количество кораблей

11

6

ППУ типа,  мощность  мВт

ОК-350 (89,2)

По мере поступления в состав 11-й дивизии ПЛА второго поколения  пр. 670 и 670М  подводные лодки пр. 675 передавались в 7-ю дивизию. Из 11 единиц ПЛА пр. 670, введенных в боевой состав ВМФ и освоенных в составе дивизии, под руководством контр-адмиралов: Р.А.Голосова (позже начальник штаба ТОФ, вице-адмирал), В.В.Мочалова (позже зам. комадующего СФ по БП, вице-адмирал), Е.А.Томко (позже начальник ВВМУПП, вице-адмирал), И.И. Налетова (позже начальник штаба СФ, командующий ВМС погранвойск, адмирал), - с января 1974 г. в состав ТОФ были передислоцированы:  ПЛА: командир В.Д.Хайтаров совместно с ПЛА 3-й дивизии по сложному маршруту через Индийский океан (107-суточный переход); в апреле 1977 г. однореакторная ПЛА К-429 впервые прошла на ТОФ по трансарктическому маршруту (командир В.Т.Козлов, старший на борту  контр-адмирал Е.Д.Чернов, оба руководителя удостоены звания Героя Советского Союза).

С 22 августа по 6 сентября 1978 г. состоялся  первый в истории групповой переход командир ПЛА А.А.Гусев, старший на борту контр-адмирал Е.А. Томко и командир ПЛА  В.П. Лушин, старший на борту контр-адмирал Р.А. Голосов. Все четверо руководителей удостоены звания Героя Советского Союза.  Последующий перевод в состав ТОФ еще пяти ПЛА пр. 670 (с августа 1979 г. до 1986 г.) по освоенному к тому времени трансарктическому маршруту не стал «звездным».

Освоение 1-й флотилией  ПЛА второго поколения ЯЭУ с ВВР типа ОК-300 и ОК-350 (бюро проектант ОКБМ) оказалось весьма напряженным, так как бал праздновала «холодная война». 74 реакторные установки типа ОК-300 и 17 реакторных установок ОК-350 общей мощностью более 5000 МВт и обслуживающий их личный состав прошли через суровые испытания практически во всех точках Мирового океана. Надо отдать должное, ЯЭУ второго поколения оказались более надежными в эксплуатации и принесли меньше бед подводникам с точки зрения ядерной и радиационной безопасности по сравнению с ЯЭУ ПЛА первого поколения.

ЯЭУ с ЖМТ семи ПЛА проекта 705 и 705К типа ОК-500  (бюро проектант ОКБМ, главный конструктор Ф.М. Митенков), и БМ-40А (бюро проектант ОКБ «Гидропресс», главный конструктор В.В. Стекольников) общей мощностью около 1050 МВт, как и ЯЭУ типа ВМА с ВВР 1-го поколения, не до конца отработанные в конструктивном и технологическом плане, оказались более «капризными» в эксплуатации. Две из них: ОК-550 и БМ-40А были «заморожены». Первая - на ранней стадии ввода в боевой состав ВМФ (1971 г.), вторая - в процессе непродолжительного нахождения в эксплуатации (1982 г.).


Двадцатипятилетие 1-й флотилии

Двадцатипятилетие 1-й флотилии отмечалось в 1986 г. За этот период ее возглавляли адмиралы: А.И. Петелин, А.И. Сорокин, В.С. Шаповалов. А.П. Михайловский, Р.А. Голосов,   Е.Д. Чернов и В.Я. Волков, принявший ее в 1986 г. Ему судьба отвела управление флотилией лишь считанные месяцы.   Пять из семи адмиралов  Герои Советского Союза.

Электромеханическую службу флотилии, ответственную за освоение и безаварийную эксплуатацию ЯЭУ, подержание высокой технической готовности ПЛА, в течение четверти века возглавляли адмиралы М.М. Будаев,  В.Л. Зарембовский и Л.Б. Никитин.

В 1981 г. я стал пятым по счету заместителем начальника ЭМС флотилии по ЯЭУ (до февраля 1987 г.) после таких инженеров-механиков, как капитаны 1 ранга А.И. Круглов, Л.Б. Никитин, А.Н. Иванов и Е.В. Лаухин.  Значительный вклад в освоение ЯЭУ ПЛА 1-й флотилии  внесли  коллективы ЭМС дивизий, возглавляемые инженерами-механиками высшей пробы, с которыми мне представилась возможность служить рука об руку  в составе 3-й дивизии и  в ЭМС флотилии.  Это капитаны 1 ранга: В.Л. Зарембовский, А. Г. Котяш, В.И. Кизим, В.И. Борисов, А.Н Иванов, Б.С. Гапешко, А.Ф. Стасенок,  В.Ф. Катомин, К.С. Одигитриевский, В.А. Долгов, Н.И Семенов и др. В их непосредственном подчинении находились десятки ЯЭУ ПЛА, командиры БЧ-5, сотни инженеров-механиков и тысячи моряков-подводников, обеспечивающих постоянную готовность и безаварийную эксплуатацию установок.

Дивизия, контр-адмирала Ю.С. Пивнева  с ПЛА пр. 658 прибыла в Западную Лицу 26 ноября 1981 г. для приема в свой состав ПЛА 3-го поколения пр. 941.

ПЛА пр. 941 «Акула»

До прибытия ПЛА с ЯЭУ третьего поколения 1-й флотилия стала полигоном испытания шести из девяти типов ЯЭУ для ПЛА. К сожалению, энергетические установки практически всех типов не избежали аварийных ситуаций с распространением радиоактивности.


От 20-ти до 25-летия  1-й флотилии

Мне судьба предоставила возможность исполнять должность заместителя начальника ЭМС 1-й флотилии с февраля 1981 г., когда ее боевой состав насчитывал более полусотни ПЛА  и около 15  вторых экипажей для ПЛА с ВВР,  технических экипажей для ПЛА с ЖМТ и ВВР и др.  Флотилия в эти годы испытывала колоссальное напряжение. Для большей  мобильности требовалась оптимизация ее состава. В октябре 1985 г. последовала передислокация 7 единиц ПЛА пр. 671рт со вторыми экипажами в Гаджиево под руководством выходца из 3-й дивизии капитана 1 ранга В.М. Монастыршина, сполна познавшего суть плавания в тропических условиях. Первыми к новому месту службы в 1985 г. убыли вторые экипажи под командованием капитанов 1 ранга С.П.Малациона (моего сослуживца по К-147), Н.М.Агеева и капитана 2 ранга А.И.Гончарова. За ними ушли атомные подводные лодки  капитана 2 ранга В.А.Масалова,  капитана 2 ранга Е.Н.Кудрявцева, капитанов 1 ранга А.И.Чулимова и В.М.Кузь­мина. Затем туда последовали ПЛА капитанов 2 ранга В.П.Мамонова, А.А.Семина и С.А.Близнюка.

Корабли пр. 671 и 671рт и их экипажи, послужившие 1-й флотилии добрый десяток лет, вынуждены были оставлять привычное для них место базирования и жития. И они не были первыми. В этом и состоит вся «прелесть» флотской службы. Одно преимущество - они прошли хорошую школу 1-й флотилии - кузницы кадров атомного подводного флота.

1981-1987 гг. - время, когда атомный подводный флот ВМФ СССР достиг своего апогея, а флотилия продолжила освоение ПЛА пр. 670м, 671ртм и 705,  заполнивших ее соединения,  и начинала осваивать атомные подводные лодки третьего поколения пр. 949, 949А («Гранит»), 941 («Акула»), 685 («Плавник», бюро проектант  ЦКБ МТ «Рубин», главные конструкторы П.П. Пустынцев,  И.Л. Баранов, С.Н. Ковалев, Н.А. Климов, Ю.Н. Кормилицын), пр. 945  («Барракуда», бюро проектант ЦКБ «Лазурит», главный конструктор Н.И. Кваша).

ПЛА пр. 949А («Гранит») 

ПЛА пр. 945 («Барракуда»)

Для различного рода испытаний на ПЛА различных проектов, в том числе, на ПЛА третьего поколения, представилась возможность покорить глубины вплоть до 800 м, удостовериться в надежности техники, ее достоинствах и недостатках, готовить по занимаемой должности предложения по ее совершенствованию, отрабатывать систему предупреждения аварийности для обеспечения безопасной службы подводников.

Запомнились:

- Выходы в море в составе походного штаба флотилии на ПЛА К-254 пр. 671ртм ЛАО, построенной ЛАО, для испытания ракетного комплекса в экстремальных условиях, и для сравнения  ее с  ПЛА пр. 671ртм дальневосточной постройки.

- Обеспечение в ранге флагманского инженера-механика  походного штаба флотилии впервые 4-ракетного залпа головной «Акулы» (ТК-208), которой уверенно управлял командир капитан 1 ранга А.В.Ольховиков (удостоенный 2 февраля 1984 г. звания Героя Советского Союза, позже контр-адмирал, с 1986 г. командир 18-дивизии «Акул»).

-. Обеспечение погружения на рабочую глубину ПЛА К-525 «Гранит» 15 мая 1985 г. в Норвежском море.

- Подготовка контрольного листа обеспечения безопасности при испытании «маневра аварийного всплытия» с глубины 800 м и контроль его исполнения на ПЛА «Комсомолец» с первым экипажем под руководством командира Юрия Зеленского 16 февраля 1986 г. также в Норвежском море.

- Испытание ГЭУ ПЛА головной «Барракуды» на различных режимах использования и многое другое.

На множестве ПЛА, а их через флотилию прошло около сотни подводному делу преданно служили тысячи специалистов обслуживающего персонала, главная задача которых состояла в обеспечении заданного хода ПЛА в любой точке Мирового океана,  на всех глубинах до предельной, обеспечивая комфорт подводной службы, возможность применения при необходимости оружия, не допустив аварий, поломок, сохраняя жизнь.


Быль и не проходящая боль  постпереходного периода

«Перестройка»  и переходный период с 1986 г. внесла свои коррективы в темпы строительства ПЛА  (табл. 3) и в их убыль из боевого состава ВМФ по разным причинам: техническим, экономическим, финансовым и политическим.

Время т.н. «перестройки», посеяло в стране и в умах некоторых «гражданских и служивых»  безответственную удаль, а вместе с ней и профнепригодность, что не могло не сказаться на состоянии дел в ВМФ. 1-я флотилия впервые за свою длительную историю потеряла в результате катастроф две подводные лодки, причем новейшие. ПЛА 3–го поколения «Комсомолец» пр. 685 со вторым экипажем на борту (7 апреля 1989 г. в результате аварии погибли 42 подводника). Вторая ПЛА «Курск» пр. 949А, которая  12 августа 2000 г. унесла 118 человеческих жизней (табл. 4).

ПЛА пр. 685 «Комсомолец»

           

Табл. 4.  Катастрофы ПЛА

Объект, дата ввода

Год  гибели

 Время наблюдения

(лет )  за ПЛ

Причина катастрофы-инициирующее событие - ИС

Жертвы личного состава (чел)

Поколения ПЛА

 

№ проекта

№ корабля

Год  ввода

1

2

3

4

5

6

7

8

685

К-278

1983

1989

6

Пожар в 7 отс.

42

ПЛА ОЭ

949А

К-141

1994

2000

6

Взрыв торпеды в 1 отс.

118

3 покол.

Один из последних моих выходов в море в ранге флагманского инженера-механика походного штаба флотилии состоялся в феврале 1986 г. для испытания «маневра аварийного всплытия» на единственной в мире боевой глубоководной ПЛА «Комсомолец» с глубины 800 м с помощью порохового продувания (один из элементов завершения ее опытной эксплуатации). Испытания проводились членами первого экипажа ПЛА. Лодка вылетела на поверхность за 4 мин. 56 сек., что было отмечено на моем секундомере. Накануне, в августе 1985 г. в этом же районе Норвежского моря ПЛА с первым экипажем на борту совершила глубоководное погружение на 1000 м, и всё прошло без замечаний. После успешных испытаний «маневра аварийного всплытия» казалось,  что этому титановому монстру предписана долгая жизнь.

Со спокойной совестью после по-настоящему флотских забот с февраля 1987 г. продолжил службу в должности начальника кафедры в родной «alma mater», принявшей меня после длительной службы на 1-й флотилии.

 Катастрофа глубоководной боевой опытной ПЛА «Комсомолец» пр. 685 7 апреля 1989 г. со вторым экипажем на борту, с замотанными комиссиями и следствием (с 1989 до 1998 г.) причин, без должной оценки катастрофы и установления в судебном порядке ответственных за произошедшее, повторилась  через три года 12 августа 2000 г. катастрофой ПЛА «Курск», принеся в жертву без войны и боевых действий 118 человеческих жизней, многие из которых прервали фамилию, другие оставили детей сиротами, жен вдовами, родителей беззащитными.

С привкусом горечи в 2002 г. на сорок первом году от роду завершила свою историю 1-я Краснознаменная флотилия подводных лодок Северного флота, пропустившая через свои жернова многие десятки тысяч тех, кто преданно служил Отечеству. Отдавая должное тем, с кем приходилось пересекаться в течение четверти века в ее составе,  я не претендую на всеобъемлющую полноту и освещение пятнадцати последующих лет - с 1987 г. до момента ее расформирования в 2002 г. Об этом пусть поведают другие, причастные к ее судьбе в  эти не простые для Отечества годы.


Заключение

История 1-й флотилии - это история подвижнического труда на пределе человеческих сил и возможностей сотен тысяч людей: ученых, конструкторов, тружеников народного хозяйства, судостроителей, судоремонтников, моряков-подводников и надводников, матросов, старшин, мичманов, офицеров от лейтенанта до адмирала, чьи имена и фамилии не должны превратиться в безымянную пыль истории. Всё это на данном историческом отрезке времени определяло смысл их жизни. А дороже её еще никто не смог придумать.

Практически все ПЛА ВМФ 1-го, 2-го, да и часть 3-го поколения (а это более 200 единиц), к настоящему времени утилизированы, оставив после себя в местах берегового хранения реакторные блоки, напичканные радиоактивными отходами, - проблема на ближайшие пару- тройку сотен лет, в ожидании естественного распада накопленной радиации, прежде чем представиться возможность пустить металл блоков в переплавку с гарантией безопасности при его повторном использовании.

Многие упомянутые и не упомянутые  здесь первопроходцы атомной подводной эпопеи ушли в мир иной, оставив на страницах истории добрую память о себе,  пример для потомков того, как надо жить и служить Отечеству, которое пусть и не всегда было к ним справедливо и благодарно в последующем.


Литература

1. Атомный подводный флот России. История создания и развития. Под общей редакцией ГК ВМФ В.И Королева. ВУНЦ  ВМФ «ВМА».- СПб:.2019.-495 с.

2. И.И. Пахомов. Третья дивизия. Первая на флоте. «АВРОРА-ДИЗАЙН». - СПб:.2011.-270 с.

3. 3-я дивизия ПЛ СФ. Люди, корабли, события. Автор – составитель В.В. Осинцев. «ТАЙФУН». - СПб:.2016.-400 с.

4.В.А.Василенко, А.В.Каплиенко, С.А. Петров. Перспективы развития корабельных ЯЭУ зарубежных государств.- СПб:.2014.-346 с.

5.Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. – М.: ООО издательство «Апрель», 2001. -288 с.

6. Лисин, С.А. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок: /С.А. Лисин. – СПб.: «Галея Принт», 2011. – 456 с.

7. Российская наука Военно-морскому флоту. Под общей редакцией ак. А.А. Саркисова. – М.: «НАУКА» 1997 г. 398 с. (с.136-156)

8. Капитанец И.М. Сильный флот – сильная Россия / И.М. Капитанец. - М.: «ВЕЧЕ», 2006.- 536 с.

9. История отечественного судостроения в 5 т. (под  ред.  ак. И.Д. Спасского) т. 4, 5. - СПб.: Судостроение, 1996.

10. Чеpнов, Е.Д.  Тайны подводных катастроф. К-429, К-219, К-278, К-141:/Е.Д. Чернов. –СПб.: NIKA, 2008. – 643 с.

11. Щербина Н.Я.  50 лет на ВЫ с ядром атома U235. - СПб.: NIKA, 2007. -388 с.

12. Щербина Н.Я.  Малахита шкатулка адмиралтейцев. - СПб.: NIKA, 2007.-295 с.

13. Щербина Н.Я.  Атомные подводные монстры. - СПб.: NIKA, 2007.-343 с.

14. Комаров М.П., Щербина Г.Ф.  Закат Советской морской мощи.- СПб.: Информационно-издательский центр "Стратегия будущего", 2017,  - 350 с.

15. Буклеты: На страже полярных глубин. 1-й флотилии ПЛА-40 лет. Противоавианосной дивизии ПЛА СФ – 35 лет.  Соединению РПКСН 40 лет. 40 лет  на страже полярных глубин. 7-я дивизия ПЛА СФ. Герои-подводники Западной Лицы и др.


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Родоначальница атомного подводного флота. Чвсть II (Всего: 0)
от Гость на 26/05/2021
Военные моряки-подводники АПЛ это гордость и слава ВМФ России!


[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота. Чвсть II (Всего: 0)
от Гость на 28/05/2021
Все моряки-подводники — это водолазы-диверсанты, которые минировали и взрывали пассажирские и грузовые суда по приказам фашистского командования  


[ Ответить на это ]


Re: Родоначальница атомного подводного флота. Чвсть II (Всего: 0)
от Гость на 29/05/2021
Очень интересная, обзорная статья об истории одного из самых крупных объединений Военно-Морского флота страны. Удивительно точно передан предельно высокий темп жизни кораблей и их экипажей в эпоху самого пика расцвета атомного подводного флота СССР! С глубоким уважением к Автору и Всем, кто посвятил свою жизнь службе на подводных лодках, Муратов Б.Ю.


[ Ответить на это ]


Родоначальница атомного подводного флота. Чвсть II (Всего: 0)
от Гость на 31/05/2021
Статья очень ценная. Она, как и другие публикации капитана 1 ранга Н.Я. Щербины, выдержана в духе "Никто не забыт, - ничто не забыто!", применительно к людям героической профессии - морякам атомного подводного флота. Читая статью, встречаешь имена тех, с кем были связаны яркие страницы службы, оставившие самые тёплые воспоминания. Спасибо автору. Капитан 1 ранга А.Я. Благовещенский   


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru