[28/07/2021] Память, сохраненная морскими глубинами
Ю.В. Ведерников, с.н.с., А.А. Бертош, экскурсовод, Музей истории
подводных сил России им.А.И.Маринеско. Санкт-Петербург
В марте 2021 г. подводным силам
России исполнилось 115 лет. Созданные в начале XX в. подводные силы отечественного флота приняли
участие в боевых действиях четырех войн
– Русско-японской, первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной,
активно участвовали в океанском
противостоянии «холодной войны», выполняли
боевые службы в современности.
За эти годы было утрачено почти
полторы сотни подводных лодок (ПЛ):
- 62 подводные лодки в Балтийском
море;
- 42 подводные лодки в Черном
море;
- 3 подводные лодки в
Атлантическом океане;
- 31 подводная лодка в Северном
Ледовитом океане;
- 11 подводных лодок в Тихом
океане.
Первая ПЛ погибла в 1909 г. В годы Первой мировой войны погибло 14 подводных
лодок, в годы Гражданской войны – 12 ПЛ, в предвоенные годы – 5 ПЛ, в
Советско-финляндскую войну – одна подводная лодка, в Великую Отечественную войну
– 102 подводные лодки, в послевоенные
годы – 14 подводных лодок. Вместе со своими кораблями погибло 4759 моряков-подводников [2].
Часть ПЛ затонули из-за аварийных
происшествий, унося с собой большинство, если не всех членов экипажа. Некоторые
подводные лодки были затоплены своими экипажами – во избежание захвата
противником, другие – затоплены противником. Многие из них были подняты и, как
правило, сданы на слом.
Большая часть подводных лодок
погибла в ходе боевых действий. Место и обстоятельства их
гибели долгое время были неизвестны, оставляя корабли и их экипажи в числе
«без вести пропавших».
Поиск погибших подводных лодок
Поиск погибших подводных лодок
проводился государством в силу международного и общественного резонанса,
вызванного фактом гибели корабля и моряков. Так, поиск и обследование атомного
подводного крейсера «К-219» с ядерными ракетами на борту был обусловлен
международным резонансом, влекущим за собой угрозу эскалации холодной
войны. Общественный резонанс сделал обязательными обследование и подъем
подводной лодки «К-141» («Курск»).
Поиск и обследование подводных
лодок, погибших в годы Великой Отечественной войны, не считались актуальными
задачами в послевоенное время и проводились «по мере необходимости» -
после обнаружения той или иной погибшей
ПЛ, имевшего, как правило, случайный характер.
Развитие легководолазного дела постепенно
вовлекло в подводный поиск широкие народные массы. И в современности поиск
погибших подводных лодок стал смыслом жизни многих неравнодушиях людей.
Современные результаты поиска и
обследования погибших подводных лодок России представлены в табл. 1.
Табл.1. Сводные данные о поиске и
обследовании погибших подводных лодок России
Показатель
|
Атлантический океан
|
Балтийское море
|
Северный
Ледовитый океан
|
Тихий
океан
|
Черное море
|
Итого
|
Погибло подводных лодок, всего
ед., из них:
|
3
|
62
|
31
|
11
|
42
|
149
|
- поднято
|
-
|
19
|
4
|
5
|
11
|
39
|
- частично поднято
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
3
|
- найдено и обследовано
|
2
|
31
|
3
|
-
|
12
|
48
|
- обнаружены, но не обследованы
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2
|
- поиск не производился, хотя
причины и район гибели известны
|
1
|
4
|
3
|
1
|
1
|
10
|
- пропали без вести
|
-
|
6
|
21
|
4
|
16
|
47
|
На сегодняшний день из 62
погибших балтийских подводных лодок подняты 19 кораблей, в числе которых:
«АГ-11», «АГ-12», «АГ-13», «АГ-15», «Рабочий»,
«Б-3», «Л-1», «М-71», «М-74», «М-80», «М-81», ««М-83», «М-200», «М-256», «Ронис»,
«Спидола», «С-1», «С-11» и «Щ-323».
Из числа иных погибших подводных
лодок Балтики:
- найдены и обследованы подводные лодки «Акула» и «Сом», погибшие в
Первой мировой войне, и «Единорог», затонувший во время «Ледового похода» в
феврале 1918 г.
и 28 подводных лодок, погибших во время Великой Отечественной войны, в числе
которых: «Л-2», «М-78», «М-95», «М-97», «М-103», «П-1», «С-2», «С-4», «С-5»,
«С-6», «С-7», «С-8», «С-9», «С-12», «Щ-302»,
«Щ-304», «Щ-305», «Щ-306», «Щ-308», «Щ-311», «Щ-317», «Щ-319», «Щ-320»,
«Щ-322», «Щ-
324», «Щ-405», «Щ-406» и
«Щ-408».
- обнаружены, но не
обследованы - «АГ-14» и «М-94»;
- поиск не проводился, хотя причины
и районы гибели известны, в отношении четырех подводных лодок - «М-98», «М-99»,
«С-3» и «Щ-301».
Пропавшими без вести остаются - «Барс», «Львица», «Гепард», «Калев», «М-96» и «С-10»…
Из 42 подводных лодок, в
разные годы погибших на Черном море:
- подняты «Пеликан», «Кит», «Краб»,
«Налим», «Лосось», «Орлан», «Судак», «А-1»,
«Д-6», «М-33» и «М-60»;
- частично подняты – «Камбала» и
«Щ-203», кормовые и носовые конструкции
которых (соответственно) остались на
месте гибели;
- найдены и обследованы: «Гагара», «Кашалот», «Морж», «Нарвал», «Скат», «Л-24», «Щ-204», «Щ-210», «Щ-211», «Щ-212», «Щ-213» и «Щ-216»;
- поиск не производился, хотя
причины и район гибели известны -
«Л-25».
Пропавшими без вести остаются 16 черноморских подводных
лодок: «Лебедь», «А-3», «Д-4», «М-31», «М-34», «М-36», «М-58», «М-59», «М-118»,
«Л-6», «Л-23», «С-32», «С-34», «Щ-206»,
«Щ-208» и «Щ-214»…
Из 31 подводной лодки, погибшей в
морях Северного Ледовитого океана:
- подняты четыре подводные лодки
- «ПЛ № 1», «Б-37», «С-80», «К-141 (Курск)»;
- найдены и обследованы - «Д-1», «К-159» и
«К-278 (Комсомолец)»;
- поиск не производился, хотя
причины и район гибели известны: «ПЛ № 2»,
«Щ-421» и «Щ-424».
Пропавшими без вести остаются: «Д-3», «К-1», «К-2»,
«К-3», «К-22», «К-23», «М-106», «М-108», «М-121», «М-122», «М-172», «М-173»,
«М-174», «М-175», «М-176», «С-54»,
«С-55», «Щ-401», «Щ-402» , «Щ-403» и
«Щ-422»…
Из 11 подводных лодок, погибших в
тихоокеанских морях:
- подняты - «Щ-103», «Щ-138»,
«М-252», «С-178» и «К-429»;
- частично подняты - «К-129» (кормовые конструкции остались на
месте гибели);
- поиск не производился, хотя
причины и район гибели известны - «Л-16».
Пропавшими без вести остаются четыре подводные лодки -
«М-49», «М-63», «Л-19» и «С-117»
(«Щ-117»)…
В Атлантике погибли три отечественные
подводные лодки, из которых две атомные «К-8» и «К-219» - найдены и
обследованы, поиск погибшей в апреле 1945 г. «В-1» не
производился [4].
Приведенные в табл.1 данные
наглядно свидетельствуют об успехах подводного поиска и обследования подводных
лодок за последнее время. Если, по авторским подсчетам, к исходу 2016 г. было найдено и обследовано 38 погибших
подводных лодок, то четыре года спустя это было уже 48 кораблей, вернувшихся из
безвестия.
Так, в 2018 г. моряками-североморцами
в Баренцевом море была обнаружена и обследована подводная лодка «Д-1», пропавшая без вести в 1940 г.
Колоссальных успехов добилась
экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», в 2017-2020 гг. обнаружившая и
обследовавшая на Балтике 9 подводных лодок [3]. Такой успех обусловлен как
целенаправленной и систематичной деятельностью «Водолазно-разведывательной
команды» и профессиональным историко-аналитическим обеспечением ее работ, так и
ограниченным пространством поиска – все подводные лодки были обнаружены в водах
Финского залива. В поиске пропавших без вести балтийских подводных лодок
активное участия принимали дайверы из Финляндии, Эстонии и Латвии.
По сведениям членов
«Водолазно-разведывательной команды», конструкции найденных подводных лодок под
воздействием агрессивной морской среды постепенно разрушаются и со временем
будут утрачены. Это ставит на повестку дня вопрос о подъеме и сохранении хотя
бы некоторых из погибших кораблей.
Но подъем и музеефикация погибшей
подводной лодки являеюся очень затратным делом. И если на подъем затонувшей
подводной лодки может быть потрачена сравнительно небольшая часть средств, то её
консервация и музеефикация требуею
существенно больших сумм.
Так, по экспертным оценкам,
подъем «Сома» - одной из первых ПЛ российского ВМФ, погибшей в шведских водах в
1916 г.
и найденной 99 лет спустя, обойдется в десяток
миллионов рублей. Консервация конструкций и создание инфраструктуры для
экспозиции этого легендарного корабля потребует на порядок больших затрат. Данные
обстоятельства делают маловероятными подъем и музеефикацию любой погибшей подводной
лодки.
Поэтому для сохранения подводных
лодок, как исторических объектов в памяти потомков, необходимы иные меры,
доступные благодаря развитию современных технологий. В этом плане уместно
привести позитивный опыт «Разведывательно-водолазной команды», создающей
виртуальные 3D-модели всех найденных и
обследованных ими погибших подводных лодок (рис. 1) [3].
Инструментами сохранения
исторической памяти могут стать фотографии, видеофильмы и другие способы
визуализации как современного состояния погибшей подводной лодки, так и событий экспедиции по их поиску и
обследованию. И через некоторое не столь продолжительное время данные документы станут историческими.
Иным направлением сохранения
прошедших событий и имен погибших моряков в памяти потомков является подъем
отдельных конструктивных элементов затонувших подводных лодок. Хотя сам подъем
данных элементов, безусловно, вносит те или иные изменения в сохранившиеся
конструкции подводной лодки. В этом случае мы можем войти в противоречие c концептуальным
положением «Конвенции об охране подводного культурного наследия», рекомендующим
«…ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования «in
situ» (на месте) подводного культурного наследия… для информирования
общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия…» [1].
В то же время, иными положениями
данной концепции допускается
деятельность с объектами подводного культурного наследия, осуществляемая по
проектной документации, носящая некоммерческий характер и обеспечивающая
«…должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах…»
[1].
Таким образом, считаем: подъем
отдельных конструктивных элементов погибшей подводной лодки допустим, но в пределах, не ведущих к принципиальному
изменению имеемой композиции.
Итоговый вопрос – это выбор места
хранения и экспозиции поднятого со дня моря артефакта с погибшей подводной
лодки. Выскажем свои соображения по этому поводу.
Общепризнано: на погибшую
подводную лодку распространяется юрисдикция государства, которому она
принадлежала в момент гибели. Это
определяет право собственности - затонувшая подводная лодка является
собственностью государства вне зависимости от срока давности. Соответственно
этому, конструктивный элемент, поднятый с затонувшей подводной лодки, может
считаться государственным имуществом. Данный факт, на наш взгляд, и предполагает передачу поднятого артефакта в
государственный музей. Полагаем, что местами экспозиции поднятых артефактов должны
стать специализированные, военно-морские музеи, целенаправленно занимающиеся
сбором, хранением и популяризацией объектов военно-морского исторического
наследия в народной памяти.
Рис. 1. Пример 3D-визуализации погибшей
подводной лодки «Л-2» [3]
Источники
1. Конвенция об охране подводного
культурного наследия. Принята 2 ноября 2011 г. [электронный ресурс]//ООН. Конвенции и
соглашения. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml
2. Ведерников Ю.В. В глубинах
вод: погибшие подводные лодки России. СПб.:
Музей истории развития подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2017.
3. Разведывательно-водолазная
команда [электронный ресурс]. URL:
https://uwex.org/#team
4. Штурм глубины. Энциклопедия
подводного флота [электронный ресурс]. URL:
http://deepstorm.ru/
|