[22/09/2021] Заявление Министерства обороны Финляндии
по поводу об обновлении заявки на получение лицензии на
строительство атомной электростанции АЭС «Ханхикиви-1» компании Fennovoima Oy
Министерство экономики и занятости запросило у Министерства обороны
оценки по поводу строительства атомной электростанции «Ханхикиви-1». Проект
строительства атомной электростанции в Ханкикиви откладывается по разным
причинам.
По состоянию на текущий момент обновление заявки о выдаче
разрешения на строительство описывает произошедшие существенные изменения
проекта с момента подачи заявки на лицензию в 2015 году. Обновленная и
пересмотренная информация включает проектные решения для станции, меры по
обеспечению безопасности и готовности, а также организацию обращения с ядерными
отходами.
Технические детали проекта АЭС, которые были пересмотрены после предыдущего
обращения за разрешением на строительство, включают в себя технические
характеристики станции.
Во всех других отношениях Министерство обороны имеет следующие комментарии:
1. Аспекты безопасности проекта
Министерство обороны в своем предыдущем заключении по предыдущим фазам проекта
14.5.2014 (FI.PLM.2014-2861) уже указывало, что в отношении надежности
поставок, проект АЭС «Ханхикиви-1» компании Fennovoima Oy, в принципе, повысит
энергетическую самодостаточность Финляндии и усилит конкуренцию в области
производства электроэнергии. Кроме того, диверсификация источников энергии и
видов топлива окажет положительное влияние на национальную безопасность в деле
обеспечения Финляндии.
Поскольку спрос на энергию и электричество продолжает расти, энергетическая
самодостаточность, доля импортируемой энергии от общего спроса на энергию
остаются важными с точки зрения обеспечения надежности и безопасности поставок.
Финляндия по-прежнему нуждается в новых решениях в области производства
энергии.
Повышение безопасности поставок также поддерживает право собственности
Fennovoima, принятое в соответствии с условиями решений с принципиальными
изменениями, которые сохраняют за собой право принятия решений на национальном
уровне в Финляндии.
2. Роль принадлежащего Росатому АО «Русатом Энерджи Интернэшнл» (РEИН) в
качестве приглашенного участника для проектного финансирования
В обновлении говорится, что «акционеры Fennovoima согласились с тем, что REIN
является одновременно Поставщиком АЭС Fennovoima - RAOS Project Oy и
миноритарным акционером Fennovoima - RAOS. Материнская компания Voima Oy взяла
на себя обязательство организовать самостоятельно и/или с помощью внешнего
заемного финансирования финансирование для покрытия потребностей в
финансировании проекта.
Однако в документе не указано - финансирование исключительно из России и есть
ли у проекта альтернативные каналы финансирования.
Существует значительная неопределенность в отношении дальнейших перспектив
экономического развития России, что также могло бы быть отражено в документах
по организации финансирования этого проекта. Пока что в документе в основном
упоминается, что «подготовка и переговоры об окончательном финансировании
продолжаются, чтобы уточнить источники финансирования атомной электростанции к
началу строительства».
3. Положения, касающиеся общей модели реализации проекта и рассмотрения вопроса
о децентрализации закупок топлива
В качестве обоснования строительства энергоблока компания-заявитель утверждала,
что «поставка топлива для энергоблока атомной электростанции может
осуществляться надежно и децентрализованно из нескольких источников поставок в
соответствии с договоренностями, аналогичными тем, которые действуют в настоящее
время на энергоблоках АЭС.
Основываясь на этом в своем принципиальном решении (М 2/2010) правительство
посчитало, что «приобретение ядерного топлива может быть осуществлено с
достаточной уверенностью с помощью децентрализованного числа поставщиков, предусмотренного
в заявке на основе договоренности».
Однако на основе первоначальной и обновленной заявки на получение разрешения
для модели поставки блока атомной электростанции выбирается общая модель
поставки. В обновлении подчеркивается, что «ядерное топливо для АЭС Фенновойма
будет приобретено в качестве общей поставки у компании ТВЭЛ Росатома». Таким
образом, проект будет по-прежнему привязан только к одному российскому
поставщику топлива, и поставки топлива не будут децентрализованы.
Министерство обороны рассматривает возможность обеспечения национального
контроля над проектом, связанного с очень важными закупками и собственностью
компании, стоящей за проектом. Это помогает предотвратить использование
собственности, возможно, в политических целях. Для обеспечения контроля очень
важно придерживаться политики, изложенной в национальном принципиальном решении
проекта,
предусматривающим децентрализацию закупок топлива, необходимого для атомной
электростанции, у различных международных поставщиков.
4. Управление геополитическими и геоэкономическими рисками
Глобальное обязательство по достижению низкоуглеродных целей и стратегический
сдвиг в энергетическом секторе от ископаемых видов топлива к возобновляемым
источникам энергии с низким уровнем выбросов неизбежно повлияет на отправные
точки глобальной энергетической политики.
В геополитическом плане это может оказать влияние, например, на возможности
контроля энергетических потоков и способы глобального использования энергии в
качестве инструмента власти. Изменившаяся ситуация и перспективы развития
властно-политических событий должны быть признаны как часть более широкой
картины складывающейся ситуации.
При обновлении заявки на получение разрешения на строительство были учтены, в
общих чертах, следующие аспекты, имеющие отношение к проекту.
Проект «Ханхикиви 1» компании Fennovoima является крупным и связан со
значительным геополитическим и геоэкономическим риском.
Проект масштабный, в нем участвуют стороны из нескольких стран. Проект носит
международный характер и сопряжен с рисками, связанными с международной
политикой.
В связи с международным характером проекта высок риск дальнейшего ухудшения
политических и торговых отношений между ЕС, США и Россией, что может привести к
усилению санкционного противостояния сторон.
Ухудшение международных отношений и санкции могут особенно сильно повлиять, в
частности, на ход реализации проекта с точки зрения сроков и финансирования
проекта.
Крупные национальные проекты по обеспечению безопасности поставок всегда должны
основываться на анализе рисков для безопасности, особенно при взаимодействии с
субъектами, находящимися за пределами государственных границ, и поставщиками.
Наряду с этим, существует необходимость в активном сотрудничестве органов
власти, министерств и частного сектора и открытом социальном диалоге.
Эффективное и равноправное сотрудничество, а также действия, основанные на
всесторонней и тщательной оценке политики, всегда является краеугольным камнем
обеспечения реализации комплексных мер национальной безопасности и охраны.
Минобороны предлагает дополнить заявку на получение разрешения на строительство
АЭС анализом рисков, в котором учитывались бы упомянутые выше геополитические и
геоэкономические риски с более подробным описанием их последствий. В анализе
рисков
необходимо четко изучить, например, как любые новые санкции в отношении России
повлияют на проект и то, как к ним следует относиться. Следует также уделить
внимание связи группы «Росатом» с российским оборонным комплексом и связанной с
ним деятельностью в интересах реализации политики безопасности России.
Генеральный директор Раймо Ювясъярви
Специальный эксперт Юрки Риху
Приложения -
Распределение TEM Министерство занятости и экономики
TEM EOS Ядерная энергия и топливо, Йорма Аурела
TEM EOS Ядерная энергия и топливо, Луванто Яакко
Для информации Генеральный штаб
Группа безопасности PLM HO
Отдел исследований и анализа PLM PO
Отдел недвижимости и экологии PLM RO, Сара Каяндер
PLM RO UMOV Иностранная собственность, Ану Саллинен
|