proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/05/2007]     Тендер не панацея



В стоимости оборудования для АЭС примерно 10 процентов приходится на долю интеллектуальной начинки – приборов. Что представляет собой российский приборостроительный рынок? Чем он отличается от западного? На эти и другие вопросы отвечают эксперты журнала «Атомная стратегия».

1. Чем отличается зарубежный приборостроительный рынок от российского?

2.Практикуется ли сегодня российскими приборостроительными компаниями заключение договоров на год, два, три вперед?

3.Что сегодня является решающим в продвижении товара до потребителя: технические характеристики прибора, его цена, качественная подготовка к тендеру, личные связи?

4. По данным Счетной палаты РФ, при реализации нацпроекта «Здоровье» более четверти оборудования было закуплено без проведения конкурсных торгов. Возможно ли подобное в системе Росатома?

5.Какие типы приборов, оборудования, по вашему мнению, будут востребованы в ближайшей перспективе?

6.Готово ли отечественное приборостроение осуществить планы Росатома – строительство двух энергоблоков в год?


Андрей Федотов, коммерческий директор ЗАО «Амико»

1. Скорее всего там можно планировать производство на несколько лет вперед, поскольку известны планы по постройке объектов, модернизации и т.д. А имея такие планы, можно оптимизировать планы закупок и производства для обеспечения снижения себестоимости, тем самым резервируя при неизменной цене средства на исследовательско-конструкторские работы.

2. Нет, поскольку никто не может гарантировать стабильность финансового обеспечения потребителя и даже его существование, учитывая наши темпы реорганизации. Вспомните хотя бы, как у АЭС были отняты права на закупку оборудования головным концерном.

3. Реклама. Есть много отличных приборов, которые никогда не дойдут до потребителя, поскольку о них знают лишь немногие профессионалы. Ну а потом уже личные связи…

4. При реализации нацпроекта «Здоровье» без конкурса закупалось оборудование от единственного производителя. Сейчас очень многие передовые разработки защищены патентами и приобрести такое суперсовременное оборудование можно только от патентодержателя. Зачем здесь конкурс? Всегда можно, конечно, организовать фиктивный конкурс, но зачем? Кого мы хотим обмануть? Гораздо важнее установить ценовые лимиты.

5. Мне кажется, в ближайшее время актуальными станут приборы с возможностями идентификации пользователей по различным параметрам, в частности биометрическим для исключения несанкционированного воздействия на аппаратуру.

6. Мне кажется, что приборостроение готово, но вот кто точно не готов – так это наши вузы. Успеют ли они подготовить нужное количество специалистов для работы на этих приборах?

Алексей Друзягин, директор НПП «РАДИКО»

1. Сразу оговорюсь, что я могу более или менее квалифицированно судить только о довольно узком сегменте рынка приборостроения – о рынке оборудования систем радиационного контроля (СРК) для предприятий атомной промышленности. СРК включают в себя технические средства непрерывного радиационного технологического контроля и контроля окружающей среды, стационарное лабораторное оборудование, носимые и передвижные приборы, и оборудование индивидуального дозиметрического контроля.

Во-первых, не существует некоего общего зарубежного рынка приборостроения. Мировой рынок довольно сильно сегментирован и в первую очередь по географическим признакам. Это означает, что существуют несколько ярко-выраженных сегментов общемирового рынка: Северо- и Южно-Американский, Европейский, Японский, рынок стран Юго-Восточной Азии. В свою очередь каждый из этих региональных рынков сегментируется на более мелкие сектора, характеризующиеся функциональными (лабораторные системы, переносные приборы и т.п.), стоимостными (дорого, дешево) или отраслевыми признаками (атомная промышленность, вооруженные силы, медицина и т.п.). Сегментация определяет необходимость достаточно четкого позиционирования участников рынка – очень сложно удерживать позиции во всех секторах.

Заметной тенденцией развития мирового рынка стали кооперация и консолидация игроков в горизонтально или вертикально интегрированные структуры, способные решать широкий комплекс задач в нескольких (иногда во всех) секторах рынка. Следствием такой тенденции стало активное проникновение региональных игроков в географически «чужие» сегменты.

Кроме сегментации и консолидации хочется отметить сбалансированность мирового рынка с точки зрения спроса и предложения.

Российский рынок – являясь частью общемирового рынка, несколько отличается от остальных сегментов. Во-первых, рынок не сбалансирован, в некоторых секторах рынок перегружен предложениями, количественно абсолютно не соответствующими потенциальному спросу даже с учетом реализации ФЦП "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Исторически производство оборудования РК в СССР было сосредоточено в отраслевых НИИ и специализированных производственных объединениях, количество которых определялось высокими темпами ввода новых мощностей и значительным оборонным заказом. Несмотря на существенное сокращение объемов потребления оборудования СРК, количество участников рынка (производителей и продавцов) не только не сократилось, но и увеличилось за счет появления новых компаний (в основном в начале 90-х годов).

Далее, можно отметить некоторую хаотичность – несегментированность рынка. Большинство участников позиционируют свою продукцию одновременно везде – медицина, военно-морской флот, атомная промышленность, флот, бытовые нужды и т.д. и т.п. При этом не принимается во внимание степень приоритетности различных потребительских характеристик для разных секторов – для медицины стоимостные и метрологические характеристики, для атомных станций: соответствие квалификационным требованиям, функциональность, метрология и уже затем стоимостные характеристики и т.д.

Так что, основной тенденцией развития Российского рынка станет его сегментация и позиционирование игроков на целевых секторах. Другой важной тенденцией становится появление на Российском рынке участников мирового рынка. Думаю, что закрытость внутреннего рынка от конкуренции во многом определила определенное технологическое отставание, а в некоторых сегментах, таких как прецизионные лабораторные системы и полную утрату позиций, отечественных приборостроителей на российском рынке. Политика импортозамещения привела не к появлению инновационных решений, а лишь к пока не очень удачным попыткам копирования продукции глобальных лидеров. Тем не менее, российский рынок неизбежно интегрируется в общемировой. И тем интереснее сейчас на нем работать. Появляются новые действительно интересные предложения. Растет профессионализм участников рынка. Реализуются интересные международные инвестиционные проекты.

2. Комплексные проекты (например, модернизация СРК энергоблока АЭС или создание СРК строящегося энергоблока) занимает не менее 1,5-2 лет.

3. Это опять таки вопрос выбора сегмента рынка и его предпочтений. Естественно, очень важны личные связи (я бы назвал это авторитетом участника рынка) и качественная подготовка тендерных документов.

4. Существует определенный перечень оборудования, приобретаемого предприятиями Росатома из единого источника без проведения конкурсов (оборудование СРК к этому перечню не относится). Так что такое возможно и в полном соответствии с федеральным законодательством. И это хорошо.

Конкурсные торги сами по себе – это не панацея для атомной промышленности, для которой ценовые характеристики не могут быть решающим критерием выбора. Важна процедура квалификационного отбора участников тендера и последующего анализа характеристик предлагаемого оборудования. Квалификационный отбор должен проводиться не только на основе послужного списка 60?80-х годов прошлого столетия, но и с учетом успешности и завершенности проектов, выполненных в последние годы.

А вот предметом конкурсов (с учетом обязательного квалификационного отбора участников) можно было бы установить не стоимость приобретения оборудования, а стоимость владения в течение определенного срока. Так, чтобы участники гарантировали стоимостные характеристики не только на этапе приобретения. Необходимо учитывать стоимость изготовления, монтажа, ввода в эксплуатацию и обеспечения эксплуатации.

5. Это опять-таки вопрос выбора сегмента рынка.

6. Да.

Подготовила Надежда Королева  

 
Связанные ссылки
· Больше про Приборостроение
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Приборостроение:
Приборы дозиметрического контроля производства АЭХК

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru