PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Разместить комментарий

Re: Советский Айдахо под Мелекессом: как начинался НИИАР (Всего: 0)
от на 20/07/2021

Цитата:"Это был период расцвета советской радиохимии и реакторостроения. "
Тем бо'льшее недоумение от последующей судьбы этого потенциала:скрытный демонтаж спец-вентиляции и отказ от полномасштабного ЗЯТЦ быстрых реакторов. 
В США, Франции, Англии, Японии быстрые бридеры и их прототипы сразу целенаправленно делали на уран-плутониевое топливо, так как именно на нём, причём с собственным равновесным составом изотопов, реакторам предстоит работать в широкомасштабной энергетике.
И лишь в СССР решили иначе: мол мы сначала, в первое время, отработаем на уране-235 сантехнику - труб(опровод)ы, натриевые насосы, сплавы оболочек  ТВЭЛ, технологию работы с натриевым теплоносителем - и затем переведём реакторы на плутоний. 
Однако это 'первое время' растянулось на 60 лет. Как будто с самого начала - перенося из Обнинска ядерноопасные рабоиы подальше от столицы - не знали что Волга впадает в Каспийское море. Сразу надо было делать быстрые реакторы на реках, текущих в Северный Ледовитый океан. Таких ГОТОВЫХ наукограда было целых два: Томск-7 /Северск/ и Красноярск-26 /Железногорск/. Они охотно брались за дело близкое им по роду деятельности. Возможно, сказался извечный российский фактор: чем дальше от Москвы находишься в провинции, тем меньше способность "пробивать" выгодные решения в министерствах. Вместо того чтобы дать деньги реальным носителям технологий в Сибирь, их поделили поближе. 
Во всяком случае, сейчас уже третья попытка сделать ЗЯТЦ с быстрым реактором на плутониевом топливе. В форме БН-800, Бреста, МБИРа, совместно с заводами радиохимпереработки ОЯТ и рефабрткации плутония в свежее топливо в Томске-7 и Железногорске. Россией потеряны 60 лет, огромная уйма денег, и возможно самое досадное: целое многочисленное поколение блестящих учёных, инженеров состарилось и умерло так и не увидав достижения цели к которой шло всю жизнь: транспортабельного по железной дороге реактора БН-1600 в серийном производстве по две штуки в год, на плутониевом топливе собственного изотопного состава. Расширенное воспроизводство плутония на БН-1600 полностью заменило бы графитовые реакторы на природном уране в Челябинске-40, Томске-7 и Красноярске-45. 
Однако советской промышленности не суждено было суметь выполнить этот качественный переход с тепловых серийных реакторов на быстрые серийные. Цель жизни целого поколения ядерщиков оказалась не сбывшейся. Хотя очень много сил и денег в быструю программу было вложено: по меньшей мере Обнинск, Димитровград, Шевченко с БН-350 и опреснителем морской воды, Белоярская АЭС с БН-600 действующим с 1980 года и с БН-800 строившимся 35 лет. Плюс труд других исследовательских центров и промышленных городов поставщиков оборудования. В том же Обнинске, лишь бы обеспечить много рабочих на объекте, подневольные государственные крестьяне колхоза "Кривское" кормили Обнинск даром - сами не получая ничего кроме палочек-трудодней. Ни богатств за жизнь не нажили, ни автомобилей не купили даром что в 100 километрах от Кремля. Лишь накормить "бойцов" согнанных госаппаратом принуждения в шарагу /которые тоже ничего не получили, знал доктора физ-мат наук оттуда который за жизнь ни автомашины не купил, ни водительских прав не имел, ни загранпаспорта не имел, и заграницей ни разу в жизни не отдохнул/.
Но все усилия невольников из колхозов подобных "Кривскому" пошли прахом. Серийный быстрый реактор до сих времён не сделали, всё оказалось "не в коня корм". 




Ваше имя: [ Новый пользователь ]

Тема:


Комментарий:

Для вставки HTML кода используйте редактор


наберите код, который вы видите здесь
(сделано против роботов-спамеров):

Секретный код







Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru