 |
Навигация |
 |
|
 |
Журнал |
 |
|
 |
Атомные Блоги |
 |
|
 |
Подписка |
 |
|
 |
Задать вопрос |
 |
|
 |
Наши партнеры |
 |
|
 |
PRo-движение |
 |
|
 |
PRo Погоду |
 |
|
 |
Сотрудничество |
 |
|
 |
Время и Судьбы |
 |
|
 |  |
Re: ВВЭР-ТОИ – Тупик, Обманка, Имитация (Всего: 0) от на 28/09/2012 | АТОМНАЯ ТРЕВОГА
Газета "Маяк" (г. Сосновый Бор), 23 марта 2002 г.
<...>
[b]ПОКА ДЕЛА АТОМНОЙ ОТРАСЛИ НЕ СТАНУТ ПРЕДМЕТОМ ПУБЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ДЕГРАДАЦИЯ АТОМНЫХ ГОРОДОВ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ[/b]
<...>
Для начала - два сюжета. Сюжет первый - письмо Заместителя Министра РФ по атомной энергии Б. Нигматулина директору Санкт-Петербургского института "Атомэнергопроект (АЭП) В. Коркунову от 4 апреля 2000 года.
[b]"Предлагаю рассмотреть возможность размещения 2-х блочной АТЭЦ (атомной теплоэлектроцентрали - Ред.) (на базе ВВЭР-640) на площадке Северо-Западной ТЭЦ "Ленэнерго", с использованием данных Ленэнерго по проведенным инженерным изысканиям на указанной площадке".[/b]
Ответное письмо от 22 июня того же года.
[b]"Уважаемый Булат Искандерович!
В соответствии с Вашим письмом ... институтом проработана возможность размещения АТЭЦ, состоящей из двух энергоблоков ВВЭР-640, на площадке Северо-Западной ТЭЦ "Ленэнерго" <...>
АТЭЦ размещается на территории, ... которая находится в поселке Лахта в пределах административной границы г. Санкт-Петербурга с плотностью населения более 100 чел/кв. км, в 1,5 км от береговой линии Финского залива <...>
Территория возможного размещения АТЭЦ площадью, примерно, 50 га, позволяет разместить два блока АЭС ВВЭР-640. <...>
Однако, следует отметить, что при размещении АТЭЦ на площадке Северо-Западной ТЭЦ "Ленэнерго" практически не может быть выполнен ряд требований действующих нормативных документов:
{Расстояние АТЭЦ до городов с населением более 2 000 тыс.чел. должно быть более 100 км...}
Плотность населения в зоне радиусом 25 км. не должна превышать 100 чел/кв. км...
В условиях размещения площадки АТЭЦ в пределах административных границ Санкт-Петербурга невозможно обеспечить расселение населения из зоны R=25 км в течение 4 часов...
Запрещается размещение, проектирование, строительство АС (атомных станций - Ред.) на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон..., вблизи крупных водоемов республиканского значения...
Под территорией, намеченной для размещения АТЭЦ ... распространяются водоносные горизонты резервного хозяйственно-питьевого водоснабжения Приморского района г. Санкт-Петербург...
Учитывая изложенное, СПбАЭП считает невозможным размещение АТЭЦ на площадке Северо-Западной ТЭЦ Ленэнерго"[/b]
Сюжет номер два. 28 июня 2000 года в Сосновом Бору под эгидой Губернатора Ленинградской области состоялось совещание по проблемам развития ядерного энергетического комплекса российского Северо-Запада. В Совещании приняли участие руководители предприятий, мэр Соснового Бора, вице-губернатор Ленинградской области, члены областного правительства и депутаты Законодательного Собрания, депутаты Государственной Думы. Протокол Совещания подписан всеми участниками Совещания, кроме представителей Минатома. Сам Евгений Олегович Адамов своим присутствием совещание не почтил. Где он был и чем он занимался в июне 2000 года? Вот что писала газета "Атомпресса" в № 25 за 2000 год:
[b]"В период с 15 по 20 июня 2000 года Министр Е.О. Адамов ... совершил поездку во Францию <...>
Е.О. Адамов еще раз предложил французам активизировать работы по проекту сооружения в России новейшего европейского реактора EPR. Он подчеркнул, что в рамках своей стратегии Россия планирует сооружение энергоблоков АЭС, и у нее имеются собственные проекты, которые уже через несколько лет могут стать конкурентами для EPR. В этом случае предпочтение будет отдано отечественным разработкам, и французы могут просто опоздать..."[/b]
А теперь два вопроса. Первый. Неужели человек в ранге замминистра по атомной энергии не знает, что размещать атомные энергоблоки в черте многомиллионного города нельзя? Второй. Неужели Министр РФ по атомной энергии получает зарплату в Комиссариате по атомной энергии Франции?
Что вообще происходит? Попытка организовать привязку проекта АЭС в городской черте Санкт-Петербурга, над подземным водозапасом - это провокация. Это попытка спровоцировать протесты "зеленых", шум в прессе, и депутатские запросы, после чего развести руками и вздохнуть: вот видите - проект никуда не годен. Почему, пока замминистра по атомной энергии пытается угробить новейший российский атомный проект, сам министр проталкивает в Россию проект европейский, да еще просит французских друзей поспешать?
Чем руководствуются эти люди? Понятно, не интересами своей отрасли и не интересами своей страны. Разменной монетой в устройстве личных дел они сделали судьбы промышленных проектов, целых городов и регионов, судьбу целой отрасли. Почему это стало возможным? По большому счету - потому что в России построен так называемый "периферийный" или "имитационный" капитализм по образцу стран Латинской Америки. Образ жизни господствующей элиты этих стран - ежедневное предательство национальных и государственных интересов. В таких странах, как писал исследователь этого капитализма, аргентинец Рауль Пребиш, [b]"коррупция обретает особый размах, практикуется особенно откровенно и влечет за собой тяжелые последствия".[/b]
Если отвлечься от общих оценок и ограничиться реалиями нашей отрасли, то принесение общественных интересов в жертву клановым стало возможным из-за того, что государственной политики в области использования атомной энергии в стране нет. Никакой цели перед атомной отраслью не поставлено. А периодически принимаемым программным документам о стратегии развитии атомной отрасли на самом деле грош цена, потому что они не согласованы с газовиками, угольщиками нефтяниками и электриками. План развития атомной отрасли может быть только межотраслевым. Определение доли атомной энергетики в топливно-энергетическом балансе страны, во внутреннем потреблении и в поставках на экспорт - уже это есть предмет увязки и согласования. Никакая "свободная игра рыночных сил" разумных образом этот вопрос не решит. Провозглашенный курс на создание в России "большой" атомной энергетики означает уменьшение в энергетическом балансе доли угля, нефти и газа. А это может не понравиться тем же газовикам. Оптимальная структура энергетики по первичным ресурсам, по географии размещения электростанций различного типа, по единичным мощностям энергоблоков и их техническим характеристикам должна сложиться в результате не конкурентной борьбы, а технико-экономических расчетов, в результате долгосрочного планирования на основе системного анализа. А стратегия развития атомной энергетики, в том числе характеристики энергоблоков, может быть выработана только в контексте общей энергетической политики. Стратегия развития атомной отрасли окажется реалистичной только тогда, когда ее подпишет председатель РАО "ЕЭС России" и утвердит Президент. Атомный блок мощностью в 1500 мегаватт взялись проектировать, не поинтересовавшись, нужны ли в составе энергосистем такие монстры? В системах сегодня нужно не наращивание единичных мощностей, сегодня нужно, чтобы АЭС были маневренными и отслеживали суточный график. Атомщики это пожелание игнорируют, а ведь маневренность - это как раз та техническая характеристика, не обеспечив которую, наращивать долю "атомного" электричества невозможно.
ВВЭР-640 - это первый и пока единственный в России проект маневренной АЭС. Видимо, потому его в Минатоме и не любят.
Пока планирование атомной энергетики не станет предметом межотраслевой оптимизации, выбор типов энергоблоков и мест их размещения будет происходить так, как это делает Булат Искандерович Нигматулин. Пока планирование атомной энергетики не станет предметом публичной государственной политики, такие проекты, как "Балтийская кремниевая долина", будут приноситься в жертву эгоизму отдельных личностей, а пресса будет рассуждать о том, что Северо-Западная ТЭЦ предназначена для замещения мощности Ленинградской АЭС. Будут ставиться под удар миллиардные инвестиции, миллионные налоговые поступления и тысячи рабочих мест, будут спиваться взрослые мужики и приобщаться к игле подростки, деградировать города и регионы.
Год тому назад, представляя российским министрам их нового коллегу, А. Румянцева, премьер М. Касьянов сообщил, что задачи атомной энергетики заключаются в активизации операций на рынке ядерного топлива и в сооружении атомных станций за рубежом. Бог мой, насколько глубоко и точно глава российского правительства сумел разобраться в делах атомной отрасли! Сколько атомных городов он объездил, скольких людей с мест он вызвал к себе, на скольких заседаниях он поприсутствовал! Какие горы литературы перелопатили, исчеркали пометками и перетаскали ему на стол его референты, чтобы в нескольких словах он смог поставить задачу Министру РФ по атомной энергии! Не говорит ли этот эпизод о том, что нынешние власти не хотят ни разбираться в чем-либо конкретном, ни придавать частным интересам общее направление? Какая уж там оптимизация топливного баланса! Какое согласование технических характеристик!
Как заставить Правительство, Президента и Федеральное Собрание выполнять обязанности, возложенные на них Законом об использовании атомной энергии, то есть заняться формированием государственной политики в области атомной энергии? Только постоянным давлением снизу, инициативой, исходящей с предприятий и из регионов.
<...>
|
[ Ответить на это | Администратор ] |
|
|