PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Re: Дежурный по сайту (Всего: 0)
от на 28/04/2020
обсуждение о возможности перехода на автономные микро электрогенерирующие установки до 100 МВт эл. Например за основу взять "Атомный двигатель Виноградова" (опубликовано 2017 - 2020 г.г. ряд статей на ПРоАтоме),

Уважаемый А.А.Виноградов, будет очень ценным если Вы как признанный специалист, много лет профессионально занимающийся высокотемпературными реакторами, сумеете в определённой мере объединить задачу тестирования материалов ЯРД и задачу создания высокотемпературных газотурбинных модульных электростанций. Может быть, в этом случае создание стенда с действующим мощным высокотемпературным реактором перейдёт на этап практического воплощения в материал.

При создании ЯРД есть непростая задача: как их тестировать. В первых тестовых включениях, когда конструкция и методы работы ещё не отлажены, вероятна разгерметизация ТВЭЛов и другие нештатные явления. В этой связи желательно, чтобы часть работ делалась при работе реактора ЯРД, или его материаловедческого прототипа, вместо атмосферы на замкнутый контур. Несмотря что температуры классических ВТГР и ЯРД в Кельвинах различаются в два раза, может быть в этом междисциплинарном объединении усилий возможна некая преемственность материалов и методов.

или то что заказало Минобороны США - аналог до 12 МВт эл. Оба эти типа не требуют ЛЭП, полное заводское изготовление

В США в середине 2000-х прорабатывалось использование малых модульных реакторов, на основе серийных лодочных, для энергоснабжения стратегических объектов путём резервного дублирования основной сети. Даже переспросил рассказавшего: "- И домов богачей тоже?". На удивление ответ оказался: "Нет, строго только стратегические военные объекты".

Для энергоснабжения мощных радаров расположенных в удалённой местности, на острове, энергоснабжения командных пунктов, удалённых военных аэродромов, SMR открывают ни с чем не сравнимые потенциальные возможности.

в одной из публикаций раскрыта конструкция ядерного туборективного двигателя

Будет очень ценным вкладом в копилку материалов сайта Ваш более подробный рассказ. Общественности мало что известно про работы в нашей стране по турбинным ВТГР.

Коротко о том, что известно общественности. По части из аспектов, дело может обстоять лучше, чем раньше:
*
считается, в России до 1991 года весьма ограниченное развитие получили энергетические газо-турбинные установки (ГТУ), которые изготавливались лишь двух типов: ГТ-25-700, ГТ-100-3М. Они работали при начальных температурах газа, не превышающих 770 Цельсия и не имеют охлаждаемого лопаточного аппарата.
*
Перед 1991 делался ГТЭ-150 с начальной температурой газа 1100 Цельсия, который по сведениям интернета с тех пор 30 лет работает однако почти не был растиражирован.
*
Выше температура - выше КПД. Учитывая что в воздухе 78% инертный азот N2, максимальная температура при сжигании нефти /керосина/ на воздухе 1900 Цельсия, природного газа 2200 Цельсия. Однако такую температуру не держат лопатки турбин, приходится снижать температуру горения подавая избыток воздуха.
*
В военной авиации все 46 лет "холодной войны" имелось отставание от Запада в совершенстве турбин, что крайне влияло на дальность отечественных самолётов. Это одна из причин, почему сверхзвуковой ТУ-144 имел дальность 3100 километров когда "Конкорд" 7250 и регулярно летал через океан.
*
После 1991 года, в рамках конверсии, многие типы мощных самолётных ТРД пытались приспособить в качестве наземных газо-турбинных установок соединённых с электрогенератором. Ресурс самолётных ГТД повышали снижением рабочей температуры, скорости вращения и мощности при работе в составе наземной ГТУ.
*
Моторесурс турбины от температуры зависит экспоненциально. Авиадвигатели работают при более высокой температуре чем наземные ГТУ, однако ресурс военных ТРД на истребителях чуть ли не 20 часов до демонтажа и переборки турбины. В гражданской авиации перед самым 1991 годом впервые освоили двигатели самолёта АН-124 с температурой 1300 Цельсия и гигантским межремонтным моторесурсом: 4000 часов, почти полгода если удачный экземпляр попадётся. Впрочем, по современным меркам США и ЕС это весьма скромно. Двигатели пассажирских самолётов Боинга и Аэробуса, по некоторым данным, кратковременно на взлётном режиме допускают температуру горения до 1600 Цельсия.
*
Для механической прочности в сплавы лопаток турбин добавляют сильно активирующиеся материалы: кобальт; различные редкоземельные, рений, что в условиях реактора приведёт к высокой наведённой радиоактивности, невозможности ремонта и переборки их вручную. 

Возможно, часть упомянутых инженерных препятствий к настоящему времени успешно преодолены. Возможно, какую-то из отечественных ГТУ можно использовать как прототип для совместной работы с реактором. С определённостью об этом может знать только специалист, на протяжении многих лет профессионально занимающийся данной тематикой и ВТГР. Знания и оценки уважаемого А.А. Виноградова представляют большую ценность для развития ВТГР в нашей стране. - Дежурный по сайту.




[ Ответить на это | Администратор ]





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru