|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
Re: Проблемы существующей технологии водо-водяного реактора (Всего: 0) от на 31/01/2021 | Ответ по абзацам,
отмеченных *:
1. В России «на рынке»
сегодня нет готовых компонентов для АДВ, это действительно так. Но отмечу, что
и на «рынках» в США, Южной Корее и Китае, тоже нет их, пока. Тем не менее, например, американские военные активизировали
работы в области создания малогабаритных ядерных реакторов - проект Dilithium ( http://www.fbo.gov/ [www.fbo.gov])
, имеющий главной целью создание мобильного ядерного реактора + электрогенератор
массой менее 40 т (инф. Владимир
Щербаков, заместитель ответственного редактора НВО). В СССР, когда запускали
программу создания своей ракеты Р-7, то узнали, что ФАУ-2 содержала более 127
позиций наименований материалов: сталей, сплавов, пластмасс и т.п., а в СССР
можно было найти только 64 позиции. Ничего, когда нужно, то сделали всё
необходимое. И «рынок» здесь не причем. Нужен кнут. Что касается турбины, то в
ОДК есть ряд семейных династий, молодые из которых на вопрос - «Можно ли
изготовить такую специальную турбину под АДВ?» Ответили: - «Да, можно, если
закажет Росатом и даст финансирование».
2. «Современная
промышленная технология освоила только паровые турбины ...», правильней
сказать - промышленность освоила. По факту не только паровые, но и
турбины для авиации и флота, а это газовые турбины, использующие в качестве
рабочего тела газы от сжигания керосина. Созданы собственные трехмерные расчетные
программные средства по газодинамике, термодинамике и т.д., позволяющие моделировать
новые конструкции турбин, проточных трактов и лопаточного аппарата. Что
касается подшипников, то просто не надо использовать в конструкции старые
технические решения. В турбокомпрессоре АДВ вообще нет подшипников, как
таковых. Использован принцип вращения «колокол
в колоколе» с газовой прослойкой удержания ротора в статоре. Нет и смазки, нет
и необходимости обслуживания и ремонта. 3 года работы и так выдержит. По
сравнению с турбодвигателем для Су-57 турбокомпрессор для АДВ не имеет
динамических нагрузок, рабочее тело турбины чистое и однофазное, без примесей
песчинок при взлёте, и плотность рабочего тела намного выше, чем газы от
сжигания керосина. Что Вас беспокоит, по сути все предусмотрено, кроме того,
что вылезет при испытаниях.
3. Турбина и активная
зона атомного реактора АДВ не являются стандартными, пока нет серийного
производства и продажи на весь мир. Поэтому ориентироваться на какие либо
стандарты по температуре и давлению это бред для принципиально новой техники.
Кстати, американцы, китайцы и корейцы при разработке нового тоже не
руководствуются имеющимися стандартами.
4. Вы правильно
отметили, что уже в 70-х годах не могли разработать более жаростойкие и
жаропрочные материалы для лопаток турбин. Наука загнила и просела, на горизонте
появился «Горбатый с пятнышком». Королев, Цандер, Туполев, Мясищев, Курчатов и
др. уже умерли, а новые академики обгадились, не захотели «менять серийно применяемый
отлаженный набор сталей и сплавов машиностроения». Америкосы и китайцы меняют
ассортимент, заказывают и создают новые материалы! Ими движет желание как можно
больше заработать прибыли, и глобально влиять на планету после четвертой
промышленной революции, ведь будут продавать электроэнергию, а не строить гигантские
АЭС со сроком окупаемости 60 лет. Это чистый дебилизм (debility)!
5. «Про керосин и температуру» я отмечу только одно,
какую выдержит турбина температуру по максимуму, ту и сделаем на выходе из
активной зоны атомного реактора. Это не проблема.
6. Опус про лётчиков
меня не интересует. А вот общий ресурс АДВ: компрессора + турбины + активной
зоны атомного реактора (а более конкретно + ресурс твэла) ограничен только
турбиной, его конструкторы ожидают достичь в 25000 часов. Мне этого достаточно,
чтобы окупить электрогенерирующий блок АСММ дважды, и по самому дешевому тарифу
в мире (в разумных приделах, конечно).
7. «...не факт что в
жаропрочных сплавах лопаток газовых турбин нет того же кобальта...».
По этому вопросу Вы
вообще не в теме! Во-первых, не сплавы, а возможно имели в виду
жаропрочные стали. Во-вторых, уже есть керамические композиции жаропрочных
материалов (первые лопатки из керамики были сделаны ещё в СССР в Душамбе!!!). Да
и стальные сплавы потянут, пока. А кобальт здесь вообще не причем, АДВ это
разовое изделие. Перетряхивают его на заводе-изготовителе роботы, а не в
полевых условиях. В-третьих, диаметр турбины в АДВ около 0,5 м, а не 2-3 метра
как у самолетной турбины.
8. Что касается стенда.
Конечно, его сделают и в США, и в Юж. Корее и в Китае. Стендовые испытания
конструкции блока, реализующей принцип АДВ,
это доказательства работоспособности и т.д, и т.п. И эволюцию
прототипов, как Вы выразились, в этом проекте делать не нужно. Нужно созидать и
учиться делать принципиально новые технические решения на основе знаний
физически - химических - ядерных и иных процессов, создания расчетных моделей и
программного моделирования будущего изделия. А стендовые испытания нужны для коррекции расчетных методик, и
создания серийных образцов энергоблоков АСММ. Да это сложный и длительный путь,
менеджерам это не доступно и не понятно, поскольку их сотворили для тиражирования
того, что уже есть на рынке. Для создания новой техники и науки институт менеджеров
должен быть ликвидирован, иначе так и останемся с «паровозной технологией
электрогенерации». Да и в других отраслях будет провал. России тогда, как
государства не будет на карте. - «С медведя сорвут шкуру и повесят на гвоздик».
Меня удивляет, с каким энтузиазмом трудятся китайцы, как они учат и впитывают
всё новое, в отличие от русских академиков и докторов наук, превратившихся в
менеджеров.
Виноградов А.А. |
[ Ответить на это | Администратор ] |
|
|