PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Re: Материалы всему голова (Всего: 0)
от на 01/12/2021
 
  • К сути заключения врача из морга твэл.
  • Материаловеды (НИИАР, ИРМ БАЭС) – это и врачи, изучающие нормальную анатомию ядерного топлива, и врачи-патологоанатомы, изучающие погибшие твэлы и ТВС.
  • Основное назначение исследований НИИАР – это эксперименты на отказ, до потери герметичности (газовой, йодной, цезиевой, плутониевой, кюриевой и т.д.). Зная обоснованный предел разрушения, изучив признаки «скорой смерти» твэл, врач делает заключение, что твэл будет жить ещё некоторое время, или уже находится «при смерти».
  • Работа по Прорыву заключалась в том, что нужно было выслушать мнение множества специалистов, в том числе и материаловедов НИИАР. Люди в основном старше, или намного старше меня, откровенно рассказывали о своей работе, о достижениях и промахах. Моя задача была оценить те достижения, которые произошли за 60 лет существования НИИАР.
  • Как таковая наука «реакторное материаловедение» появилась только с началом работ по быстрым реакторам. Ведь для военных целей нужны были просто ядерно-чистые материалы (задача химии и радиохимии), а для БР – радиационно-стойкие материалы (задача для материаловедения).
  • Кратко о достижениях со слов материаловедов НИИАР. Первая попавшаяся нержавейка (термин американцев), взятая для изготовления твэл БР, дала возможность достичь выгорания всего лишь 6,2%. Через 60 лет упорной работы мы обосновали безопасную эксплуатацию при выгорании 8,6%. Прогресс налицо. В 1,39 раза выросла топливная эффективность работы смешанного оксидного уран-плутониевого топлива.
  • - Как же так, - недоумевал я, - ведь ХТО НИИАР принадлежит рекорд выгорания отдельных твэл 32% или даже 34%, и 22%-24% для отдельных ТВС. Спустя 30 лет после этих достижений, вы продолжаете топтаться на старте? Откатились назад в 3 раза?
  • Как у участника работ по изготовлению вибротвэл из разных типов гранулята, у меня был ответ моих старших коллег, которые собственноручно получали гранулят на установках Фрегат, Жемчуг, Бусы и ЭХГ. Фрегат получал сферические гранулы с теоретической плотностью, Жемчуг и Бусы несколько менее плотные сферические гранулы, а ЭХГ получал «иглы» и «карандаши».
  • Рекордные выгорания были достигнуты на виброкомпозиции из сферического гранулята Фрегата. Благодаря мягкости насыпной композиции, она практически не создает давление на оболочку, при этом постоянно имеет тепловой контакт микросфера-стенка. Площадь теплового контакта сфера-сфера и сфера-оболочка выше, чем у игольчатого гранулята на порядок. Высокие температуры получения сфер гарантировали высокую очистку от галогенов, углерода, воды.  Время заполнения вибростолба составляло 3-5 секунд, при этом были минимальные механические нагрузки на оболочку. Сочетание таких свойств дает очень хороший результат, в 2-3 раза лучший, чем на грануляте из аппарата ЭХГ.
  • Высококвалифицированные «врачи» объясняли, что выгорание выгоранию рознь. Одно дело работать в потоке линейного энерговыделения 470 Вт/см, и совсем другое дело в потоке 330 Вт/см. Разница в ресурсе твэл многократная. При малых тепловых нагрузках твэл может работать 4 года, а при приближении к максимуму прогорает за 4 дня. (влияние температуры оболочки)
  • Одно дело работать с быстрыми нейтронами энергией 1-2 МэВ, другое дело с тепловыми нейтронами энергией 0,025 эВ. Разница энергий нейтронов 40-80 миллионов раз. Первые вышибают ядро атома железа на сотни ангстрем, и вбрасывают атомы оболочки в теплоноситель. Вторые просто отскакивают от ядра, как горох от стенки (влияние энергии нейтронов).
  • Всегда приводили пример с автомобилями. У одного владельца Волга Газ-21 пробегала 500 тысяч километров, а у другого не выдерживала и 10 тысяч километров пробега. Почему? Очень важно грамотно эксплуатировать технику, делать вовремя профилактику, не бросать сцепление и не давить на полный газ просто для удовольствия. (влияние прокладки между рулем и сиденьем).
  • Существует самый благоприятный режим эксплуатации для каждого узла, и для автомобиля в целом. Какова, например, самая благоприятная скорость движения для шин Волги?
  • - Такая скорость, когда центробежные силы поддерживают автомобиль без участия сил давления воздуха. Корд разгружается при такой скорости, усилия на корд минимальны. Для легкового автомобиля это примерно 80-100 км/час.
  • Так и для ядерного топлива. Чтобы не нагружать оболочку лишними напряжениями, давление под оболочкой желательно иметь равным давлению снаружи оболочки (влияние давления газов).
  • Самое неприятное – это распухание топливной композиции, когда керамическая таблетка касается оболочки. При увеличении диаметра на 6% возникающие напряжения начинают рвать металл (влияние механического распухания таблетки).
  • Под воздействием нейтронов высокой энергии атомы выбиваются из своих мест, и металл теряет механические свойства, становится хрупким и газопроницаемым (радиационное охрупчивание).
  • Водород (как один из тройных осколков деления актинида, в виде трития, а также протий и дейтерий, образуемые по реакциям нейтронного захвата с выделение протона или дейтрона) вызывает водородное охрупчивание и увеличение скорости коррозии (наводороживание).
  • Оболочка может иметь множество разных типов дефектов, царапин, вмятин, пустот, неравномерностей толщины, посторонних включений. (дефекты оболочки)
  • Оболочка может оказаться плохо или неправильно промытой от смазочно-охлаждающих жидкостей, применяющихся при изготовлении оболочки. Обязательно нужно делать промывки легколетучими полярными (спирт) и неполярными жидкостями (бензин), чтобы удалить остатки воды и масел (нарушение технологии удаления СОЖ)
  • Сварной шов оболочки может иметь дефекты. (дефекты швов)
  • Топливо из двух и более компонентов всегда имеет разный уровень неравномерности распределения, и влияние этой неравномерности может оказаться причиной локального перегрева. (неравномерность распределения ядерных материалов по длине топливного столба)
  • Мой отец передавал мне слова деда, который хорошо разбирался в лошадях. Если лошадушку беречь с первых дней от рождения, то она отблагодарит тебя, служа верой и правдой 40 лет.
  • Отцу было 9 лет, а жеребенку, за которым он ухаживал и который должен был стать его другом на всю жизнь, около года, когда в 1937 в Сибирь дошла коллективизация. Дед продал жеребенка, а отец ревел под одеялом пол ночи. 
  • Дементий Башкиров
 


[ Ответить на это | Администратор ]





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru