|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
Re: Материалы всему голова (Всего: 0) от на 01/12/2021 | - К сути заключения врача из морга твэл.
- Материаловеды (НИИАР, ИРМ БАЭС) – это и врачи, изучающие
нормальную анатомию ядерного топлива, и врачи-патологоанатомы, изучающие погибшие
твэлы и ТВС.
- Основное назначение исследований НИИАР – это эксперименты на
отказ, до потери герметичности (газовой, йодной, цезиевой, плутониевой,
кюриевой и т.д.). Зная обоснованный предел разрушения, изучив признаки «скорой
смерти» твэл, врач делает заключение, что твэл будет жить ещё некоторое время,
или уже находится «при смерти».
- Работа по Прорыву заключалась в том, что нужно было
выслушать мнение множества специалистов, в том числе и материаловедов НИИАР.
Люди в основном старше, или намного старше меня, откровенно рассказывали о
своей работе, о достижениях и промахах. Моя задача была оценить те достижения,
которые произошли за 60 лет существования НИИАР.
- Как таковая наука «реакторное материаловедение» появилась
только с началом работ по быстрым реакторам. Ведь для военных целей нужны были
просто ядерно-чистые материалы (задача химии и радиохимии), а для БР –
радиационно-стойкие материалы (задача для материаловедения).
- Кратко о достижениях со слов материаловедов НИИАР. Первая
попавшаяся нержавейка (термин американцев), взятая для изготовления твэл БР,
дала возможность достичь выгорания всего лишь 6,2%. Через 60 лет упорной работы
мы обосновали безопасную эксплуатацию при выгорании 8,6%. Прогресс налицо. В
1,39 раза выросла топливная эффективность работы смешанного оксидного
уран-плутониевого топлива.
- - Как же так, - недоумевал я, - ведь ХТО НИИАР принадлежит
рекорд выгорания отдельных твэл 32% или даже 34%, и 22%-24% для отдельных ТВС. Спустя
30 лет после этих достижений, вы продолжаете топтаться на старте? Откатились
назад в 3 раза?
- Как у участника работ по изготовлению вибротвэл из разных
типов гранулята, у меня был ответ моих старших коллег, которые собственноручно
получали гранулят на установках Фрегат, Жемчуг, Бусы и ЭХГ. Фрегат получал сферические
гранулы с теоретической плотностью, Жемчуг и Бусы несколько менее плотные
сферические гранулы, а ЭХГ получал «иглы» и «карандаши».
- Рекордные выгорания были достигнуты на виброкомпозиции из сферического
гранулята Фрегата. Благодаря мягкости насыпной композиции, она практически не
создает давление на оболочку, при этом постоянно имеет тепловой контакт
микросфера-стенка. Площадь теплового контакта сфера-сфера и сфера-оболочка
выше, чем у игольчатого гранулята на порядок. Высокие температуры получения сфер
гарантировали высокую очистку от галогенов, углерода, воды. Время заполнения вибростолба составляло 3-5
секунд, при этом были минимальные механические нагрузки на оболочку. Сочетание
таких свойств дает очень хороший результат, в 2-3 раза лучший, чем на грануляте
из аппарата ЭХГ.
- Высококвалифицированные «врачи» объясняли, что выгорание
выгоранию рознь. Одно дело работать в потоке линейного энерговыделения 470
Вт/см, и совсем другое дело в потоке 330 Вт/см. Разница в ресурсе твэл многократная.
При малых тепловых нагрузках твэл может работать 4 года, а при приближении к
максимуму прогорает за 4 дня. (влияние температуры оболочки)
- Одно дело работать с быстрыми нейтронами энергией 1-2 МэВ,
другое дело с тепловыми нейтронами энергией 0,025 эВ. Разница энергий нейтронов
40-80 миллионов раз. Первые вышибают ядро атома железа на сотни ангстрем, и
вбрасывают атомы оболочки в теплоноситель. Вторые просто отскакивают от ядра,
как горох от стенки (влияние энергии нейтронов).
- Всегда приводили пример с автомобилями. У одного владельца
Волга Газ-21 пробегала 500 тысяч километров, а у другого не выдерживала и 10
тысяч километров пробега. Почему? Очень важно грамотно эксплуатировать технику,
делать вовремя профилактику, не бросать сцепление и не давить на полный газ
просто для удовольствия. (влияние прокладки между рулем и сиденьем).
- Существует самый благоприятный режим эксплуатации для
каждого узла, и для автомобиля в целом. Какова, например, самая благоприятная
скорость движения для шин Волги?
- - Такая скорость, когда центробежные силы поддерживают
автомобиль без участия сил давления воздуха. Корд разгружается при такой
скорости, усилия на корд минимальны. Для легкового автомобиля это примерно
80-100 км/час.
- Так и для ядерного топлива. Чтобы не нагружать оболочку
лишними напряжениями, давление под оболочкой желательно иметь равным давлению
снаружи оболочки (влияние давления газов).
- Самое неприятное – это распухание топливной композиции,
когда керамическая таблетка касается оболочки. При увеличении диаметра на 6%
возникающие напряжения начинают рвать металл (влияние механического распухания
таблетки).
- Под воздействием нейтронов высокой энергии атомы выбиваются
из своих мест, и металл теряет механические свойства, становится хрупким и
газопроницаемым (радиационное охрупчивание).
- Водород (как один из тройных осколков деления актинида, в
виде трития, а также протий и дейтерий, образуемые по реакциям нейтронного
захвата с выделение протона или дейтрона) вызывает водородное охрупчивание и
увеличение скорости коррозии (наводороживание).
- Оболочка может иметь множество разных типов дефектов,
царапин, вмятин, пустот, неравномерностей толщины, посторонних включений. (дефекты
оболочки)
- Оболочка может оказаться плохо или неправильно промытой от
смазочно-охлаждающих жидкостей, применяющихся при изготовлении оболочки.
Обязательно нужно делать промывки легколетучими полярными (спирт) и неполярными
жидкостями (бензин), чтобы удалить остатки воды и масел (нарушение технологии
удаления СОЖ)
- Сварной шов оболочки может иметь дефекты. (дефекты швов)
- Топливо из двух и более компонентов всегда имеет разный
уровень неравномерности распределения, и влияние этой неравномерности может
оказаться причиной локального перегрева. (неравномерность распределения ядерных
материалов по длине топливного столба)
- Мой отец передавал мне слова деда, который хорошо разбирался
в лошадях. Если лошадушку беречь с первых дней от рождения, то она отблагодарит
тебя, служа верой и правдой 40 лет.
- Отцу было 9 лет, а жеребенку, за которым он ухаживал и
который должен был стать его другом на всю жизнь, около года, когда в 1937 в
Сибирь дошла коллективизация. Дед продал жеребенка, а отец ревел под одеялом
пол ночи.
- Дементий Башкиров
|
[ Ответить на это | Администратор ] |
|
|