proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/11/2005]     Философия Поднебесной

А.С.Мартынов, к.ист.н., зав. сектором Дальнего Востока СПб филиала Института востоковедения РАН

                             Рост человека измеряется не от пяток до головы,
                             а от головы до неба.
           
                                                                    Конфуций

Человек стал разумным на китайской почве – таково убеждение каждого китайца. И это утверждение не столь далеко от истины. Синантропы (лат. Sina – Китай, греч. anthropos – человек) найдены в окрестностях Чжоукоудяня и Лантяна с датировкой возраста 460–230 тыс. лет.

Лет десять назад в раскопе недалеко от столицы Шаньдуна Цзинань были обнаружены керамические фрагменты с рисунком, сюжет которого напоминает закат Солнца за лес, что можно трактовать как первые (материально подтвержденные) следы осмысления мира. Археологи Цзинаньского университета датировали эти находки чуть ли не 20-тысячелетней давностью. Я думаю, что их возраст порядка 6 тыс. лет. Из их космической концепции мироустройства впоследствии, возможно, родилась стройная система перемен (оформленная затем в древнекитайский текст «Книга перемен»), которая со временем была инкорпорирована в конфуцианскую философскую традицию.

Автохтонная цивилизация

В отличие от России Китай относится к классическому типу автохтонных цивилизаций, которые, как правило, возникают в сходных местах – в долинах великих рек. Для Китая – это Хуанхэ (Желтая река). Слой плодородного лесса в долине Желтой реки достигает 2,5 м! Самое главное, что эта цивилизация не знала никаких  перерывов. Китай не переставал быть обитаемым с момента возникновения первых культурных очагов. Возраст китайской цивилизации с уверенностью можно определять в 4–5 тыс. лет. Сами китайцы не возражают против гораздо более длительного срока.

Государственное устройство

Самым древним, археологически подтвержденным китайским государством является Инь (или Шан), существовавшее в XIV–XI вв. до н.э. Оно имело свою религию, письменность, систему образования, характерное социальное расслоение. Имперский характер государства отразился в гимнах, в мифологических повествованиях. Для иньского общественного сознания характерен ярко выраженный центризм: если в центре нечто происходит, то «восхищенные окружающие народы толпами пребывают ко двору» («Книга песен»). «Толпы» в Китае исчисляются тысячами. С точки зрения геополитической, Иньское государство представляло собой довольно масштабное образование.

В Китае одновременно сосуществуют две хронологии: исследовательская критическая и традиционная. Ученые считали, что эпохи Ся (до Иньского государства) не было. В 2003 г. китайские историки организовали экспозицию предметов материальной культуры протокитайского племени Ся, возглавившего в конце III – начале II тысячелетия до н.э. союз племен в среднем течении реки Хуанхэ.

Иньское государство, просуществовавшее по критической версии до X века до н.э. (по традиционной хронологии с XVIII до XII в. до н.э.), пало под ударами племени Чжоу. В традиционной интерпретации это представляется следующим образом. В соседнем государстве Чжоу случился «добродетельный муж» (цзюнь-цзы). Из-за добродетельности все шло ему в руки. И он вдруг обнаружил, что две трети иньского государства оказалось в его владении. А поскольку он испытывал сильнейшее отвращение к политике и был настолько добродетелен, что не помышлял ни о чем плохом, иньские власти посадили его в тюрьму. Но кончилось все тем, что сын «добродетельного мужа» завоевал империю и как бы спонтанно стал ее властителем.

Так зарождалась китайская концепция решающей роли добродетельных качеств, роли этического детерминизма в истории народов. Эту великую традицию продолжил Конфуций.

Великий китайский реформатор

Конфуций жил уже в другую эпоху – в 551–479 гг. до н.э. В это время Китай представлял собой агломерат более полутора сотен почти самостоятельных княжеств, признававших лишь ритуальную зависимость от центра. Каждое из владений желало усилиться и расширить свои пределы за счет соседних областей и являлось рассадником распрей и междоусобных войн. Номинально это время считалось эпохой Чжоу. В исторической хронике этот период получил название «Чуньцю» («Весна и осень»). Народ страдал под игом беспрестанных войн и грабежей. Должна была наступить пора преобразований. В государстве необходимо было водворить порядок и призвать народ к новой жизни. Самый великий китайский реформатор Конфуций (самый – потому что сравнивать с ним никого было нельзя) продолжил развивать мысль о добродетелях чжоуского реформатора Вэнь-вана.

С жизнеописанием Конфуция в Китае все предельно ясно и задокументировано: где родился, где учился, где умер, где жил его любимый ученик. А вот с другим китайским философом Лао-цзы такой однозначности нет. Неизвестно вообще, был ли реальный исторический персонаж с таким именем или Лао-цзы – собирательный мифологический герой. Думаю, что реальный прототип существовал. В биографии Конфуция, составленной первым китайским историком Сыма Цянем, описывается эпизод встречи подающего надежды юноши с мудрым Лао-цзы, подарившим молодому Конфуцию одну из своих мыслей: «Ты – маленький мальчик, занимаешься опасным делом. Разбирать людей и анализировать их – это очень опасно». Такое суждение не похоже на фольклорное. Оно очень персоналистично. Лао-цзы в Китае чрезвычайно почитаем. Считается, что самая блистательная династия Тан, основанная в 618 г. Ли Юанем, вела свою родословную от Лао-цзы.

Я сторонник того, что первой китайской философской школой было все-таки конфуцианство. И этому есть твердое структурное подтверждение: в конфуцианстве ничего не говорится о даосизме. И наоборот – в даосизме очень часто критикуется конфуцианство. Даосизм возник как оппонент сформировавшемуся конфуцианству.

«Осевое время»

В истории духовные достижения проходят в два этапа. В начальный период они бытуют как общее достояние в качестве анонимных духовных построений. Потом свершается нечто, и рождаются четкие именные доктрины. Такое время Карл Ясперс назвал «осевым». В период между 800 и 200 гг. до н.э. в трех точках планеты появились великие пророки, ученые и философы, положившие начало осознанию человеком его значимости и радикального отличия от всего остального, живущего на Земле. Концепция человека как духовного создания родилась в Средиземноморье – родине классической философии, Индии – где родились религии (прежде всего, буддизм) и в Китае, где вариантом «осевого времени» было конфуцианство. По мнению ряда философов, плодами этих концепций мы пользуемся до сих пор.

Греческая философия была построена как свободное размышление обо всем и, прежде всего, об уме. Религиозно-идеологические построения в Индии – это размышления отшельника, аскета. В Китае свободная мысль развивалась в политической сфере.

Теория для всего человечества

На территории современного Китая существовало множество государств, правители которых буквально охотились за квалифицированными управляющими, выдвигавшими разные теории эффективного управления. В конце концов, появился Конфуций, предложивший теорию для всего человечества. Суть ее очень проста и сводится буквально к одному положению: давать политическую власть в руки человеку, не преобразовавшему себя, нельзя.

Что же надо преобразовывать? – Прежде всего, необходимо преодолеть корысть.

Конфуций создал политическую школу для администраторов. Человек, поставивший своей целью служение обществу, должен быть в принципе бескорыстным. Своекорыстие абсолютно все – искусство управления, специальные технологии, таланты – сводит к нулю. Все остальное должно развиваться только после того, как побеждена корысть. Второй шаг самопреобразования государственного мужа: стать совершенно равнодушным к материальной стороне жизни. Если призванный служить обществу замечает, что ест или носит другой человек, беседовать с ним о дао-пути бесполезно. Вот такую задачу поставил человечеству Конфуций. Но до сих пор облагодетельствованное человечество не может решить ее. В своей статье «Возродится ли цзюнь-цзы – благородный муж?» я сделал предположение, что в Европе наиболее успешно эта проблема решается английским обществом. Архаический остаток прежней аристократической структуры помогает формировать управляющий аппарат Великобритании, более-менее успешно обеспечивающий государственную стабильность.

Полный текст статьи А.С. Мартынова читайте в № 19 журнала "Атомная стратегия".

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Китай
· Новость от ProAtom


Самая читаемая статья: Китай:
Китай – 2022: новости науки и технологий

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru