proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/07/2011]     Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации

Ю.Л.Воробьев, к.п.н., заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Герой России


В настоящее время в России мы не имеем какого-то общего, единого подхода к обеспече­нию безопасности человека. Данный вопрос должен являться важной научной темой, раз­рабатываемой органами государственной власти, научным сообществом, обсуждаемой на страницах профильных изданий. Социальные потрясения, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы, ожидания конца све­та, связанные с 2012 г., якобы предсказанные пророками племени майя, — все это не дает покоя современным людям.


Все чаще возникает ощущение нарастающей нестабильности, грядущих пе­ремен в мире, все отчетливее видны контуры системного кризиса, формирую­щегося в нашей цивилизации. Слишком многое говорит о нарастании угроз, цепочка этих  примеров может быть прослежена в исторически обозримом про­странстве времени: XX век и начало XXI в.

Ощущение глобальной нестабильности. Контуры системного кризиса цивилизации

Что происходит на планете? Что заставляет нас тревожиться? Вот список неко­торых глобальных изменений:

1. За 40 лет население планеты возросло в два раза, с 3 до 6 миллиардов че­ловек.

2. Потребление энергии увеличивается в геомет­рической прогрессии.

3. Потребление воды и продуктов питания рас­тет со скоростью, превышающей скорость роста численности людей на планете; это происходит вследствие возрастающих стандартов потребления.

4.Скорость урбанизации в два раза больше скорости роста населения; сейчас около половины населения проживают в городах.

5.Огромными темпами увеличиваются отходы жизнедеятельности современной цивилизации, что приводит к изменениям окружающей среды, кли­мата, биоразнообразия.

6.Возрастают индустриальные и постиндустри­альные риски.

7.Вследствие неравномерного развития обще­ство подвергается все большему социальному рас­слоению.

8.Возрастает государственно-территориальное несоответствие обладанием ресурсами планеты.

9.Глобализируются коммуникации, связанные как с физическим перемещением людей, так и с фи­нансовыми, экономическими, информационными процессами.

10.Возникла глобальная информационная сфе­ра, которая сама по себе развилась в мощное социальное явление.

11.Государства как основной институт социаль­ной организации все чаще демонстрируют неэффективность управления, в том числе, и в вопросах, касающихся безопасности человека.

12.Усиливается миграционная компонента меж­дународной интеграции, что приводит к размыванию традиционных укладов жизни многих стран и регионов.

13.Происходят региональные и глобальные культурно-нравственные изменения, которые разрушают основы поведенческой практики больших масс людей. Нарастает религиозный дисбаланс в эт­нокультурных пространствах.

14.Развитие новых отраслей науки и произ­водства — нанотехнологий, генной инженерии, космических технологий, биологических про­изводств, методов добычи энергии — приводит к появлению принципиально новых, мало изучен­ных рисков.

15.Циклические космические риски приобре­тают новое значение — на фоне процессов, проис­ходящих на планете, их значимость возрастает.

Неудивительно, что в конце XX и начале XXI в. во всем мире значительно повысился интерес к проблемам безопасности. Исследуются ее различ­ные аспекты, разрабатываются новые концепции, происходят научные дискуссии, вырабатываются новые подходы, ищутся оптимальные пути. При этом в поле внимания оказываются не только угро­зы, которые напрямую ведут к гибели человека как вида, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека. Вот лишь не­которые, наиболее очевидные изменения, с кото­рыми люди могут столкнуться и сталкиваются под влиянием современного развития:

•   изменение территориально-государственных распределений, сложившихся исторически;
•   возникновение этнической, конфессиональ­ной и социальной нестабильности;
•   возникновение разрушительных стихийных бедствий и катастроф в природной и техногенной среде;
•   возникновение новых болезней масштабов пандемий;
•   резкое сокращение биоразнообразия, обеспе­чивающего жизнь человека на планете;
•   отказ больших масс людей от традиционных морально-нравственных ценностей и, как следствие, хаос социальной организации;
•   резкий недостаток продовольствия и воды.

Нарастание угроз, увеличение рисков, постепен­ный переход цивилизации в состояние неустойчи­вости, глобальной небезопасности, невозможность преодолеть это состояние уже известными метода­ми — все это говорит о необходимости рассматри­вать ситуацию на планете как глобальный систем­ный кризис.

В 1992 г. в Рио-де Жанейро проходила всемир­ная конференция, посвященная проблемам безо­пасности. Человек как биологический вид поставил себя на грань вымирания — таков был основной вывод собравшихся на конференции специалистов. Там же была выработана доктрина «устойчивого развития» — как альтернатива социальному раз­витию сегодняшнего дня. Изменение траектории социального планетарного развития — вот что сто­ит в центре внимания, когда мы говорим о безопас­ности человека.

Современная цивилизация развивается согласно политэкономическим целям, которые были сфор­мулированы европейскими экономистами еще в XVIII—XIX веках. Человечество много столетий решает два вопроса: как произвести больше благ и как создать систему их распределения в обществе? При этом люди не заметили, что ресурсы планеты и современные возможности социального управле­ния — по существу — исчерпались.

Очевидно, что изменившийся мир людей и изме­ненный окружающий мир природы требуют обнов­ления парадигмы развития цивилизации, во главе которой должна находиться комплексная безопас­ность человека, потому как именно человеку и его существованию возникли серьезные угрозы. Сегод­ня стоит вопрос выбора: политэкономические при­оритеты развития или приоритеты развития в гар­монии с окружающим миром, социальной толе­рантностью, мобилизацией ограниченных ресурсов общества на поддержание человека. Проще говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития, или приоритеты безопасности человека.

Конечно, к такому выбору мы не готовы, тем более к нему не готова мировая элита, управляющая ресурсами планеты. Если мы сделаем вывод, что безопасность человека как вида — главная цель дальнейшего развития, то мы столкнемся с задачей объединения усилия мирового сообщества для до­стижения этой цели.

Различные ученые, общественные деятели по-разному относятся к этому выбору. Так, известна точка зрения лауреата Нобелевской премии Августа фон Хайека, который полагал, что «...мы не долж­ны заботиться о будущих поколениях, поскольку они не имеют шансов позаботиться о нас». Дру­гой лауреат Нобелевской премии, Илья Пригожин, описывая дальнейшее позитивное развитие на­шего мира, говорит: «...В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге». Как тут не вспомнить мысли Владимира Иванови­ча Вернадского о ноосферном, то есть комплексном, учитывающем взаимодействия общества и приро­ды, подходе.

О подходе к изучению комплексной безопасности человека

Мое глубокое убеждение, что без комплексного синергетического подхода невозможно оценить и по­нять всё многообразие феномена безопасности человека на планете Земля, любой другой подход высвечивает только часть проблемы и не дает воз­можности «за деревьями увидеть лес».

Современная система знаний о мире природы, технологической сфере и социальной организации сообщества людей устроена так, что не всегда удает­ся применить такой подход к оценке одновременно всех известных науке и практике факторов, свойств и характеристик, быстро меняющихся состояний сложной мегасистемы нашей цивилизации. Но без такого подхода едва ли мы можем измерить уровень безопасности для Ноmо Sapiens — как вида и части природного разнообразия планеты Земля.

К счастью для практиков в области управления безопасностью человека, математика как синергетическая наука дала ответы на многие вопросы тео­рии управления динамикой сложных систем и их безопасности. Мы должны быть благодарны созда­телям теории катастроф: Рене Тому и Кристоферу Зиману, Анри Пуанкаре; Хасслеру Уитни, нашим соотечественникам Александру Андронову, Влади­миру Арнольду и его ученикам и, наконец, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину, именно он говорил: «...с точки зрения математики катастро­фа и хаос — вовсе не обязательно крушение всех надежд, ... это резкая перестройка системы, каче­ственный скачок ее состояния». Илья Пригожиy предостерегал не «застрять» в кризисе, найти нуж­ный путь, и тогда катастрофу можно обернуть себе на пользу.

Практика говорит, что безопасность человека формируется на границах четырех сфер: техносфе­ры, природной сферы, информационной и соци­альной сферы (рис. 1).
Все проблемы человека и человечества лежат на границах социальной сферы с другими вышеназ­ванными сферами (рис. 1). Социальная сфера чрезвычайно сложна. Она вмещает в себя все наши человеческие отношения и взаимосвязи. Наша «разумность» как вида и отличается высокой степенью этих социальных связей и отношений.


Но эти связи, в свою очередь, определенным об­разом организованы, и именно в этой организации кроется «мудрость» их исторических, культурных начал.

Очевидно, что в социальной организации че­ловек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, тру­довой деятельности (самореализации), образова­ния (научного). Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, за­конами и, наконец, совестью — своеобразным про­дуктом воспитания, образования, традиций и зако­нов, т. е. культурой.

Картина была бы неполной, если бы мы не ска­зали о приобретенной вследствие такой социальной организации человека идентичности, т. е. месте ин­дивидуума в обществе людей. Для контроля и управ­ления социальной организацией человеком создан инструмент, это государство. Государство как ин­струмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат.

Таким образом, социальная сфера или социаль­ная организация людей, — это сложное образова­ние, включающее в себя множество взаимосвязан­ных компонентов. Это и воспитание, и образование, и трудовая деятельность, и культура (с многообра­зием традиций, законов, морали), и все, что связано с местом человека в обществе, его идентичностью и вопросами государства как инструмента управления обществом (рис. 2).

В настоящее время в социальной организации общества все не просто. Приведем два примера.

На протяжении нескольких веков универ­сальным ответом социальной организации людей на внешние и внутренние угрозы в истоках стро­ительства цивилизации явились религиозные учения.

Сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения.

С другой стороны, современный мир характе­ризуется появлением феномена «виртуальной ре­альности». Глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей. Государство как инструмент социальной организации оказался не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реаль­ность», а часто вмешательство государства лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управ­ления этой системой изнутри, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.



> Комплексное представление о социальной ор­ганизации и дает мне основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию, стремясь повы­шать уровень безопасности на границах сфер.

Отсюда вытекает вывод о нашей ограни­ченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной орга­низации. Другими словами, чтобы избежать ин­дивидуальных угроз, нужно управлять собствен­ным поведением. Чтобы избежать коллективных угроз, нужно управлять социальной организаци­ей семьи, поселения, региона. Чтобы избежать национальных угроз, нужно управлять социаль­ной организацией государства. Чтобы избежать цивилизационных угроз, нужно управлять ор­ганизацией мирового сообщества. Безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов.

Оценив общие подходы к безопасности чело­века, давайте подумаем о состоянии всей сложной мегасистемы нашей цивилизации. Изменения, ко­торые происходят в мире, воздействуют на природную, технологическую, информационную, социальную сферы и всю мегасистему в целом. Это приводит к тому, что цивилизация все ближе при­двигается к точке бифуркации, когда даже слабое воздействие может перевести систему в иное каче­ственное состояние; такой переход и есть «катастро­фа» в определении «теории катастроф». Современ­ное состояние можно назвать «нестабильно близ­ким» к точке бифуркации.

От теории — к  действиям

Главный вопрос, который из всего этого вытекает: что делать?

Двадцать лет назад, одновременно с созданием МЧС России, мы предложили простой и, как пока­зала практика, результативный подход к решению этой проблемы. Мы поставили в центр нашего вни­мания — человека. Комплексная безопасность чело­века и есть тот приоритет, от которого должна стро­иться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государ­ственной, промышленной, информационной, воен­ной и так далее, будет строиться во вред или вопре­ки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть аб­солютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности XXI века.

Если говорить о развитии этого подхода, то я бы выделил несколько принципиальных точек прило­жения усилий.

На первое место я бы поставил изменение пара­дигмы (идеи) развития, которую сформулировал бы в приоритете безопасности человека как вида.

Политэкономические цели, достижение кото­рых осуществляется через расширенное воспро­изводство товаров и услуг, удовлетворяющих не­обузданно растущие потребности человека, долж­ны быть подчинены главной цели — безопасности человека. Все иные виды безопасности, такие как государственная, международная, военная, инфор­мационная, природно-техногенная и т. д., должны быть подчинены интересам безопасности человека, а не противоречить ей.

Во-вторых, нужна модификация государства как универсального инструмента управления безо­пасностью и соответствующей социальной органи­зацией.

Его новый облик должен обеспечивать управле­ние на современном уровне интеграции мирового сообщества, происходящих миграционных процес­сов, информационной реальности, при необходи­мой гармонии с окружающим миром природы.

В-третьих, нужно начать разрабатывать тему инвентаризации мировых ресурсов, создавать инструменты их международной (глобальной) оценки и управления.

В-четвертых, следует создать современную фи­лософию новой, безопасной политики, придумать механизмы ее материализации и облечь ее в понят­ные слова, приемлемые для людей этого и следую­щих поколений.

Заключение

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет мас­штаб системного кризиса современной цивилиза­ции. Этот кризис может стать для нас катастрофой в бытовом смысле этого слова. А может открыть новые возможности для дальнейшего развития че­ловечества и нового расцвета цивилизации. Как двигаться дальше — вопрос открытый. Поиск про­должается. Мне очень хочется, чтобы в него вовле­калось все большее количество людей, поэтому — присоединяйтесь!

Контактная информация: 103426, Москва, Б. Дмитровка, 26 Тел: 986-65-49 Е-mail: JLVorobev@council.gov.ru

Статья опубликована в журнале «Проблемы анализа риска», т.8,2011, №2
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.91
Ответов: 12


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2011
К.п.н. - это кандидат политических наук? Капица, кажется, сказал, что науки делятся на естественные и неестественные.
Что же, интересно, этот деятель такого открыл, что называет себя кандитатом наук?


[ Ответить на это ]


Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2011
"теория катастроф", как и "теория вероятности" ни к КАТАСТРОФАМ, ни к ОЖИДАЕМЫМ событиям "почти" не имеют никакого отношения, если эти СОБЫТИЯ носят житейский смысл. Современные АПЛ тонут, потому, что матрос или старшина НЕ ТОТ вентиль крутил "по тревоге".  Управление сложной системой во всём многообразии её проявлений не возможно "В ПРИНЦИПЕ" - потому как она "открытая (по отношению управления любого уровня) система". Т.е. в момент управления уровнем "А" может произойти "несанкционированное подключение элементов уровня "Б". Такие простые события (болезнь, травма, техногенная катастрофа) формализовать как элементы СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ невозможно, а потому невозможно и управлять ими. Нужно считать не "вероятности отказов", а "резервы прочности" на ЭКСПЕРТНОМ уровне. ВВП убрал лесников из "Лесного кодекса" и породил плохое управление пожарами. Сегодняшние "ПРАВОВЕДЫ" убили на корню добровольные пожарные дружины идиотическими нормами её (дружины) организации. Простота - живучесть КАЖДОГО отсека должна лежать в основании конструирования и УПРАВЛЕНИЯ сложной системы (СС), а не бесконечная "полнота" её описания.


[ Ответить на это ]


Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2011
 
Эта статья заместителя Председателя Совета Федерации важна тем, что «Ощущение глобальной нестабильности» уже достигло такой политической высоты. К сожалению, «ощущения» остались без анализа причин и, поэтому, без реальных политических рецептов. В монографиях и статьях, в частности, в ПРОАТОМе,  десяток лет доказываю, что ускоренное развитие кризиса технократического развития цивилизации остановить уже невозможно. Биосферные связи разрушены безраздельным господством наживы, изымания ресурсов и, главное, многократным превышением общечеловеческого вброса энергии над допустимым порогом обмена биосфера/человечество. Катаклизмы во всём мире будут нарастать. Но Новым Ковчегом, при понимании реалий развития, могла бы стать Россия. Но уже поздновато. Политические реалии направлены на спасение кучки, а не народа. Вот Совету Федерации и стоило бы поднять эту проблему. Не штамповать тупые законы, а обсудить жизнь и возможность выживания Федерации в условиях глобализации. Желаю успехов на этом фронте.
В.И. Поляков, д.т.н., проф.


[ Ответить на это ]


Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2011
Изучать закономерности имеет смысл только тогда, когда они работают. В нашей стране власть имущие имеют право нарушать любые законы и постоянно это право демонстрируют своим гражданам. Например, правовед и президент-гарант Конституции назначает председателя Совета Федерации. Таких примеров можно привести сколько угодно, труднее найти правовые решения.


[ Ответить на это ]


Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2011
В нашей стране власть имущие имеют право нарушать любые законы
-------------------------------------------------
Это крутые перцы! Они даже законы физики пытаются нарушать - чего стоит история с "изобретениями" Петрика!


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru