|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[06/07/2011] Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации
Ю.Л.Воробьев, к.п.н., заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Герой России
В настоящее время в России мы не имеем какого-то общего, единого подхода к обеспечению безопасности человека. Данный вопрос должен являться важной научной темой, разрабатываемой органами государственной власти, научным сообществом, обсуждаемой на страницах профильных изданий. Социальные потрясения, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы, ожидания конца света, связанные с 2012 г., якобы предсказанные пророками племени майя, — все это не дает покоя современным людям.
Все чаще возникает ощущение нарастающей нестабильности, грядущих перемен в мире, все отчетливее видны контуры системного кризиса, формирующегося в нашей цивилизации. Слишком многое говорит о нарастании угроз, цепочка этих примеров может быть прослежена в исторически обозримом пространстве времени: XX век и начало XXI в.
Ощущение глобальной нестабильности. Контуры системного кризиса цивилизации
Что происходит на планете? Что заставляет нас тревожиться? Вот список некоторых глобальных изменений:
1. За 40 лет население планеты возросло в два раза, с 3 до 6 миллиардов человек.
2. Потребление энергии увеличивается в геометрической прогрессии.
3. Потребление воды и продуктов питания растет со скоростью, превышающей скорость роста численности людей на планете; это происходит вследствие возрастающих стандартов потребления.
4.Скорость урбанизации в два раза больше скорости роста населения; сейчас около половины населения проживают в городах.
5.Огромными темпами увеличиваются отходы жизнедеятельности современной цивилизации, что приводит к изменениям окружающей среды, климата, биоразнообразия.
6.Возрастают индустриальные и постиндустриальные риски.
7.Вследствие неравномерного развития общество подвергается все большему социальному расслоению.
8.Возрастает государственно-территориальное несоответствие обладанием ресурсами планеты.
9.Глобализируются коммуникации, связанные как с физическим перемещением людей, так и с финансовыми, экономическими, информационными процессами.
10.Возникла глобальная информационная сфера, которая сама по себе развилась в мощное социальное явление.
11.Государства как основной институт социальной организации все чаще демонстрируют неэффективность управления, в том числе, и в вопросах, касающихся безопасности человека.
12.Усиливается миграционная компонента международной интеграции, что приводит к размыванию традиционных укладов жизни многих стран и регионов.
13.Происходят региональные и глобальные культурно-нравственные изменения, которые разрушают основы поведенческой практики больших масс людей. Нарастает религиозный дисбаланс в этнокультурных пространствах.
14.Развитие новых отраслей науки и производства — нанотехнологий, генной инженерии, космических технологий, биологических производств, методов добычи энергии — приводит к появлению принципиально новых, мало изученных рисков.
15.Циклические космические риски приобретают новое значение — на фоне процессов, происходящих на планете, их значимость возрастает.
Неудивительно, что в конце XX и начале XXI в. во всем мире значительно повысился интерес к проблемам безопасности. Исследуются ее различные аспекты, разрабатываются новые концепции, происходят научные дискуссии, вырабатываются новые подходы, ищутся оптимальные пути. При этом в поле внимания оказываются не только угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека как вида, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека. Вот лишь некоторые, наиболее очевидные изменения, с которыми люди могут столкнуться и сталкиваются под влиянием современного развития:
• изменение территориально-государственных распределений, сложившихся исторически; • возникновение этнической, конфессиональной и социальной нестабильности; • возникновение разрушительных стихийных бедствий и катастроф в природной и техногенной среде; • возникновение новых болезней масштабов пандемий; • резкое сокращение биоразнообразия, обеспечивающего жизнь человека на планете; • отказ больших масс людей от традиционных морально-нравственных ценностей и, как следствие, хаос социальной организации; • резкий недостаток продовольствия и воды. Нарастание угроз, увеличение рисков, постепенный переход цивилизации в состояние неустойчивости, глобальной небезопасности, невозможность преодолеть это состояние уже известными методами — все это говорит о необходимости рассматривать ситуацию на планете как глобальный системный кризис. В 1992 г. в Рио-де Жанейро проходила всемирная конференция, посвященная проблемам безопасности. Человек как биологический вид поставил себя на грань вымирания — таков был основной вывод собравшихся на конференции специалистов. Там же была выработана доктрина «устойчивого развития» — как альтернатива социальному развитию сегодняшнего дня. Изменение траектории социального планетарного развития — вот что стоит в центре внимания, когда мы говорим о безопасности человека. Современная цивилизация развивается согласно политэкономическим целям, которые были сформулированы европейскими экономистами еще в XVIII—XIX веках. Человечество много столетий решает два вопроса: как произвести больше благ и как создать систему их распределения в обществе? При этом люди не заметили, что ресурсы планеты и современные возможности социального управления — по существу — исчерпались. Очевидно, что изменившийся мир людей и измененный окружающий мир природы требуют обновления парадигмы развития цивилизации, во главе которой должна находиться комплексная безопасность человека, потому как именно человеку и его существованию возникли серьезные угрозы. Сегодня стоит вопрос выбора: политэкономические приоритеты развития или приоритеты развития в гармонии с окружающим миром, социальной толерантностью, мобилизацией ограниченных ресурсов общества на поддержание человека. Проще говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития, или приоритеты безопасности человека. Конечно, к такому выбору мы не готовы, тем более к нему не готова мировая элита, управляющая ресурсами планеты. Если мы сделаем вывод, что безопасность человека как вида — главная цель дальнейшего развития, то мы столкнемся с задачей объединения усилия мирового сообщества для достижения этой цели. Различные ученые, общественные деятели по-разному относятся к этому выбору. Так, известна точка зрения лауреата Нобелевской премии Августа фон Хайека, который полагал, что «...мы не должны заботиться о будущих поколениях, поскольку они не имеют шансов позаботиться о нас». Другой лауреат Нобелевской премии, Илья Пригожин, описывая дальнейшее позитивное развитие нашего мира, говорит: «...В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге». Как тут не вспомнить мысли Владимира Ивановича Вернадского о ноосферном, то есть комплексном, учитывающем взаимодействия общества и природы, подходе. О подходе к изучению комплексной безопасности человека
Мое глубокое убеждение, что без комплексного синергетического подхода невозможно оценить и понять всё многообразие феномена безопасности человека на планете Земля, любой другой подход высвечивает только часть проблемы и не дает возможности «за деревьями увидеть лес».
Современная система знаний о мире природы, технологической сфере и социальной организации сообщества людей устроена так, что не всегда удается применить такой подход к оценке одновременно всех известных науке и практике факторов, свойств и характеристик, быстро меняющихся состояний сложной мегасистемы нашей цивилизации. Но без такого подхода едва ли мы можем измерить уровень безопасности для Ноmо Sapiens — как вида и части природного разнообразия планеты Земля.
К счастью для практиков в области управления безопасностью человека, математика как синергетическая наука дала ответы на многие вопросы теории управления динамикой сложных систем и их безопасности. Мы должны быть благодарны создателям теории катастроф: Рене Тому и Кристоферу Зиману, Анри Пуанкаре; Хасслеру Уитни, нашим соотечественникам Александру Андронову, Владимиру Арнольду и его ученикам и, наконец, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину, именно он говорил: «...с точки зрения математики катастрофа и хаос — вовсе не обязательно крушение всех надежд, ... это резкая перестройка системы, качественный скачок ее состояния». Илья Пригожиy предостерегал не «застрять» в кризисе, найти нужный путь, и тогда катастрофу можно обернуть себе на пользу. Практика говорит, что безопасность человека формируется на границах четырех сфер: техносферы, природной сферы, информационной и социальной сферы (рис. 1). Все проблемы человека и человечества лежат на границах социальной сферы с другими вышеназванными сферами (рис. 1). Социальная сфера чрезвычайно сложна. Она вмещает в себя все наши человеческие отношения и взаимосвязи. Наша «разумность» как вида и отличается высокой степенью этих социальных связей и отношений. Но эти связи, в свою очередь, определенным образом организованы, и именно в этой организации кроется «мудрость» их исторических, культурных начал. Очевидно, что в социальной организации человек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, трудовой деятельности (самореализации), образования (научного). Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, законами и, наконец, совестью — своеобразным продуктом воспитания, образования, традиций и законов, т. е. культурой. Картина была бы неполной, если бы мы не сказали о приобретенной вследствие такой социальной организации человека идентичности, т. е. месте индивидуума в обществе людей. Для контроля и управления социальной организацией человеком создан инструмент, это государство. Государство как инструмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат. Таким образом, социальная сфера или социальная организация людей, — это сложное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных компонентов. Это и воспитание, и образование, и трудовая деятельность, и культура (с многообразием традиций, законов, морали), и все, что связано с местом человека в обществе, его идентичностью и вопросами государства как инструмента управления обществом (рис. 2). В настоящее время в социальной организации общества все не просто. Приведем два примера. На протяжении нескольких веков универсальным ответом социальной организации людей на внешние и внутренние угрозы в истоках строительства цивилизации явились религиозные учения. Сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения. С другой стороны, современный мир характеризуется появлением феномена «виртуальной реальности». Глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей. Государство как инструмент социальной организации оказался не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реальность», а часто вмешательство государства лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управления этой системой изнутри, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.
> Комплексное представление о социальной организации и дает мне основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию, стремясь повышать уровень безопасности на границах сфер.
Отсюда вытекает вывод о нашей ограниченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной организации. Другими словами, чтобы избежать индивидуальных угроз, нужно управлять собственным поведением. Чтобы избежать коллективных угроз, нужно управлять социальной организацией семьи, поселения, региона. Чтобы избежать национальных угроз, нужно управлять социальной организацией государства. Чтобы избежать цивилизационных угроз, нужно управлять организацией мирового сообщества. Безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов.
Оценив общие подходы к безопасности человека, давайте подумаем о состоянии всей сложной мегасистемы нашей цивилизации. Изменения, которые происходят в мире, воздействуют на природную, технологическую, информационную, социальную сферы и всю мегасистему в целом. Это приводит к тому, что цивилизация все ближе придвигается к точке бифуркации, когда даже слабое воздействие может перевести систему в иное качественное состояние; такой переход и есть «катастрофа» в определении «теории катастроф». Современное состояние можно назвать «нестабильно близким» к точке бифуркации.
От теории — к действиям
Главный вопрос, который из всего этого вытекает: что делать?
Двадцать лет назад, одновременно с созданием МЧС России, мы предложили простой и, как показала практика, результативный подход к решению этой проблемы. Мы поставили в центр нашего внимания — человека. Комплексная безопасность человека и есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности XXI века.
Если говорить о развитии этого подхода, то я бы выделил несколько принципиальных точек приложения усилий.
На первое место я бы поставил изменение парадигмы (идеи) развития, которую сформулировал бы в приоритете безопасности человека как вида.
Политэкономические цели, достижение которых осуществляется через расширенное воспроизводство товаров и услуг, удовлетворяющих необузданно растущие потребности человека, должны быть подчинены главной цели — безопасности человека. Все иные виды безопасности, такие как государственная, международная, военная, информационная, природно-техногенная и т. д., должны быть подчинены интересам безопасности человека, а не противоречить ей.
Во-вторых, нужна модификация государства как универсального инструмента управления безопасностью и соответствующей социальной организацией.
Его новый облик должен обеспечивать управление на современном уровне интеграции мирового сообщества, происходящих миграционных процессов, информационной реальности, при необходимой гармонии с окружающим миром природы.
В-третьих, нужно начать разрабатывать тему инвентаризации мировых ресурсов, создавать инструменты их международной (глобальной) оценки и управления.
В-четвертых, следует создать современную философию новой, безопасной политики, придумать механизмы ее материализации и облечь ее в понятные слова, приемлемые для людей этого и следующих поколений.
Заключение
Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет масштаб системного кризиса современной цивилизации. Этот кризис может стать для нас катастрофой в бытовом смысле этого слова. А может открыть новые возможности для дальнейшего развития человечества и нового расцвета цивилизации. Как двигаться дальше — вопрос открытый. Поиск продолжается. Мне очень хочется, чтобы в него вовлекалось все большее количество людей, поэтому — присоединяйтесь! Статья опубликована в журнале «Проблемы анализа риска», т.8,2011, №2
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 2.91 Ответов: 12
|
|
|
опции |
|
|
|
Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0) от Гость на 06/07/2011 | К.п.н. - это кандидат политических наук? Капица, кажется, сказал, что науки делятся на естественные и неестественные. Что же, интересно, этот деятель такого открыл, что называет себя кандитатом наук? |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0) от Гость на 06/07/2011 | "теория катастроф", как и "теория вероятности" ни к КАТАСТРОФАМ, ни к ОЖИДАЕМЫМ событиям "почти" не имеют никакого отношения, если эти СОБЫТИЯ носят житейский смысл. Современные АПЛ тонут, потому, что матрос или старшина НЕ ТОТ вентиль крутил "по тревоге". Управление сложной системой во всём многообразии её проявлений не возможно "В ПРИНЦИПЕ" - потому как она "открытая (по отношению управления любого уровня) система". Т.е. в момент управления уровнем "А" может произойти "несанкционированное подключение элементов уровня "Б". Такие простые события (болезнь, травма, техногенная катастрофа) формализовать как элементы СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ невозможно, а потому невозможно и управлять ими. Нужно считать не "вероятности отказов", а "резервы прочности" на ЭКСПЕРТНОМ уровне. ВВП убрал лесников из "Лесного кодекса" и породил плохое управление пожарами. Сегодняшние "ПРАВОВЕДЫ" убили на корню добровольные пожарные дружины идиотическими нормами её (дружины) организации. Простота - живучесть КАЖДОГО отсека должна лежать в основании конструирования и УПРАВЛЕНИЯ сложной системы (СС), а не бесконечная "полнота" её описания. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0) от Гость на 07/07/2011 | Эта статья заместителя Председателя Совета Федерации важна тем, что «Ощущение глобальной нестабильности» уже достигло такой политической высоты. К сожалению, «ощущения» остались без анализа причин и, поэтому, без реальных политических рецептов. В монографиях и статьях, в частности, в ПРОАТОМе, десяток лет доказываю, что ускоренное развитие кризиса технократического развития цивилизации остановить уже невозможно. Биосферные связи разрушены безраздельным господством наживы, изымания ресурсов и, главное, многократным превышением общечеловеческого вброса энергии над допустимым порогом обмена биосфера/человечество. Катаклизмы во всём мире будут нарастать. Но Новым Ковчегом, при понимании реалий развития, могла бы стать Россия. Но уже поздновато. Политические реалии направлены на спасение кучки, а не народа. Вот Совету Федерации и стоило бы поднять эту проблему. Не штамповать тупые законы, а обсудить жизнь и возможность выживания Федерации в условиях глобализации. Желаю успехов на этом фронте. В.И. Поляков, д.т.н., проф.
|
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0) от Гость на 07/07/2011 | Изучать закономерности имеет смысл только тогда, когда они работают. В нашей стране власть имущие имеют право нарушать любые законы и постоянно это право демонстрируют своим гражданам. Например, правовед и президент-гарант Конституции назначает председателя Совета Федерации. Таких примеров можно привести сколько угодно, труднее найти правовые решения. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации (Всего: 0) от Гость на 08/07/2011 | В нашей стране власть имущие имеют право нарушать любые законы ------------------------------------------------- Это крутые перцы! Они даже законы физики пытаются нарушать - чего стоит история с "изобретениями" Петрика! |
[ Ответить на это ]
|
|
|