proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[20/07/2011]     Профессиональному празднику перезарядчиков быть


В.А.Винокуров, ВМИИ (филиал ВУНЦ)
В.А.Лебедев, Ядерное общество России


В июне 2011 г. исполнилось 50 лет со дня первой перезарядки корабельных ядерных реакторов атомной подводной лодки «К-14», проведенной силами специалистов ВМФ. Замена ядерного топлива, выгрузка отработавшего ядерного топлива из реакторов относятся к наиболее сложным этапам эксплуатации кораблей и судов с ЯЭУ.


Ядерные реакторы корпусного типа, составляющие основу современной ядерной энергетики, впервые в отечественной истории были установлены на атомных подводных лодках (АПЛ), поэтому многие технологические приемы по их эксплуатации были разработаны и внедрены именно моряками.

Первая плановая перезарядка реакторов на ВМФ была произведена на АПЛ «К-14» в Западной Лице сменами, укомплектованными молодыми офицерами – недавними выпускниками Пушкинского ВВМИУ, прошедшими подготовку по специальности «Физика специального назначения».

Подготовка инженеров-перезарядчиков для ВМФ

Внедрение ядерной энергетики на корабли ВМФ в 1950-1960 гг. привело к рождению новых флотских специальностей и необходимости подготовки профессиональных кадров, способных решать задачи не только  по управлению ЯЭУ, но и  по перегрузке ядерного топлива.

Подготовка персонала по эксплуатации ЯЭУ началась в 1956 г. в Севастопольском ВВМИУ и  ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде, а по специализации «Перезарядка корабельных ядерных реакторов»  - в ноябре 1958 г. на высших специальных офицерских классах при ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского. В два класса: один – из офицеров, служивших на флоте в звании старших лейтенантов  и капитан-лейтенантов,  второй – из выпускников Пушкинского училища в звании лейтенантов, было набрано по 20-25 человек.

Первая перезарядка корабельного ядерного реактора (КЯР) была произведена на АПЛ «К-3» пр. 627 (зав. № 254) на Севмашпредприятии в Северодвинске с 16 апреля по 1 мая 1959 г. Подрыв крышки ядерного реактора, ознаменовавший начало работ по перегрузке ядерного топлива на кораблях ВМФ, был произведен 19 апреля 1959 г. Этот день можно считать днём рождения новой специальности – перезарядка корабельных ядерных реакторов. Он практически совпал с первым выпуском офицеров-перезарядчиков, состоявшимся  20 апреля 1959 г. Офицерам, закончившим обучение, согласно приказу ГК ВМФ № 0906 от 20.04.1959 г., было выдано свидетельство об окончании ВСОК и была присвоена квалификация «Физика специального назначения».

После окончания ВСОК лейтенанты Пушкинского училища были направлены на береговую техническую базу перезарядки в гб Андреева. Этой  БТБ командовал Василий Петрович Чижиков, которого впоследствии сменил Вит Александрович Наделяев, бывший начальник курса в «Дзержинке».

Нарастающая интенсивность эксплуатации военных кораблей с ЯЭУ в 1960-1980 гг. потребовала новых квалифицированных кадров. В 1985 г. вышла директива ГК ВМФ о подготовке офицеров-механиков  по специальности «Перезарядка корабельных ядерных реакторов» в Учебном центре ВМФ в г. Палдиски и в Севастопольском Высшем военно-морском инженерном училище. Севастопольское ВВМИУ подготовило три выпуска перезарядчиков - 1991, 1992 г. и 1993 г.

После распада СССР оба училища были приватизированы. Директивой Главнокомандующего ВМФ подготовку специалистов по «Перезарядке корабельных ядерных реакторов» возложили на «Дзержинку».

Для практической подготовки курсантов-перезарядчиков были созданы тренажеры «Физик-ЯР», «Омуль», приборная база по РБ. Дипломные проекты выпускников освещают темы:
- исследования динамических режимов ППУ с ВВР,
- экспериментального определения НФИ ЯР,
- исследования возможностей использования реактиметров для определения НФХ ЯР,
- оптимизации систем перезарядки ЯР,
- обращения с ЯТ и др.

С 1991 по 2011 г. по специальности «Перезарядка КЯР» подготовлено более 2000 лейтенантов. Численность выпусков по годам представлена в таблице 1.
                                                                                          
Табл. 1 Выпускники СВВМИУ, ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского (ВМИИ) по
специальности «Перезарядка корабельных ядерных реакторов»

№№
пп
Год
выпуска
Число выпускников
№№
пп
Год
выпуска
Число выпускников
1
1991
11
2001
10
2
1992
12
200210
3
1993
20
13
2003
6
4
1994
11
14
2004
6
5
1995
13
15
2005
12
6
1996
3
16
2006
6
7
1997
-
17
2007
12
8
1998
9
18
2008
10
9
1999
13
19
2009
7
10
2000
27
20
2010
8
21
20115

После увольнения со службы в ВМФ выпускники-перезарядчики работают в системе  «Атомфлота», на атомных электростанциях.  Гражданские вузы специалистов по перезарядке ЯР не готовят.
В 1970-е гг. в Главном техническом управлении ВМФ была создана служба,  в технических управлениях  Флотов  - отделы, а в 1 ЦНИИ МО – специальная лаборатория перезарядки, занимающиеся вопросами перезарядки ЯР.
В 1991 г. в Обнинске было проведено совещание по организации системы переподготовки офицеров-перезарядчиков, итогом которого стала директива ГК ВМФ об их переподготовке в Учебном центре в Обнинске и ВМИОЛУ им. Дзержинского, так как существовавшая до этого система требовала перевода больших денежных выплат от ВМФ гражданским научно-промышленным организациям. 

 В соответствии с лицензией (рег. №2620 от 05.05.2004 г.), выданной ВМИИ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и приказом  МО РФ № 013 от 20.03. 2006 г.  «О сети и емкости военных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Министерства обороны Российской федерации», доподготовка офицеров-перезарядчиков в настоящее время проводится в ВМИИ.
В соответствии с приказом министерства обороны предусмотрены двухмесячные офицерские курсы повышения квалификации офицеров-специалистов для выполнения работ по перезарядке атомных реакторов кораблей с ядерными энергетическими установками и атомных подводных лодок ВМФ, обращению со свежим и отработанным ядерным топливом.

Разработаны квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации о/с; положение о порядке обучения о/с ВМФ, получения допуска к выполнению работ по ПКЯР.

Основные направления обучения:

- общая подготовка по вопросам перезарядки ЯР, физических измерений и физического пуска ЯР, устройства и правил эксплуатации ПО,
- практическая  подготовка по правилам обращения с ОЯТ и получение навыков обращения с ПО ЯР различных типов,
- изучение технологии перезарядки ЯР, требований по обеспечению ядерной, радиационной и  экологической безопасности при проведении перезарядки.

За 11 выпусков в  общей сложности подготовлено 105 офицеров.

За 2003-2011 гг. для  Северного флота (ПСРЗ ПР-422 (в/ч 60176), г. Снежногорск, п. Оленья Губа Мурманской обл., ПСРЗ ПР - 412 (в/ч 56184) г. Северодвинск Архангельской обл.) подготовлено 64 специалиста-перезарядчика. Для Тихоокеанского флота (ПСРЗ ПР-110 (в/ч 10417), г. Большой Камень Приморского края) – 41 человек.

Техническое обеспечение перезарядки КЯР

Наряду с подготовкой кадров для обеспечения безопасной перегрузки ядерного топлива создавались и совершенствовались технические средства перезарядки: от перегрузочного оборудования типа ПУ-1 для АПЛ 1-го поколения до универсальных ПО ОК-300 ПБМ и КН-3ПБ; от плавучей несамоходной мастерской проекта 326 до корабля 2-го ранга  - плавучей мастерской проекта 2020.

Для выполнения ядерно- и радиационно опасных работ по выгрузке ОЯТ и загрузке свежего топлива ОКБМ (г. Горький) создало специальное перегрузочное оборудование и другие вспомогательные средства обращения с ЯТ. Многолетняя эксплуатация технических средств перезарядки в различных климатических условиях подтвердила их качество, безопасность и надежность при перегрузке ядерного топлива.

За 52 года - с 1959 по 2011 г. силами специалистов-перезарядчиков ВМФ было выполнено более 500 перезарядок на атомных подводных лодках и надводных кораблях. Это обеспечило поддержание боеготовности ВМФ в течение многих десятков лет. В настоящее время силами специалистов-перезарядчиков производится, в основном, утилизация ядерных реакторов и реакторного оборудования. Перезарядкой реакторов в настоящее время им приходится заниматься довольно редко.


Решение проблем по перезарядке КЯР

Вопрос создания необходимой инфраструктуры для перезарядки реакторов остро встал с вводом в строй уже первой атомной подводной лодки (АПЛ) «К-3» в июле 1958 г. 5.11.1958 г. был издан приказ командующего Север­ным флотом № 00530, на основании которого на базе одного из войсковых складов посёлка Кильдинстрой началось формирование береговой техниче­ской базы (569 БТБ СФ) с местом базирования в губе Андреева. Весной 1959 г. в губу Андреева прибыла первая группа военнослужащих. Началось обустройство береговой территории, строительство первостепенных объек­тов. В дальнейшем в ВМФ были построены ещё три береговые базы: в посёлке Гремиха (Кольский п-ов), в бухте Сысоева (Приморский край), в бухте Горбушечья (п-ов Камчатка). В 2000 г. все четыре береговые техни­ческие базы перезарядки реакторов были расформированы, а их территория и технические сооружения перешли в ведение вновь созданных структур госкорпорации «Росатом»: ФГУП «СевРАО» и ФГУП «ДальРАО».

В отличие от развитой инфраструктуры и производственных возмож­ностей Обнинска и Северодвинска, район базирования атомных подводных лодок в Заполя­рье в 1959 г. только начинал обустраиваться. Береговая техническая база 569 БТБ СФ заканчивала укомплектование персоналом, все сооружения БТБ в губе Андреева находились в стадии строительства, включая причальный фронт, инженерные сети, хранилище ОЯТ и т.д., но, тем не менее, уже летом 1961 г. на плановую перезарядку реакторов была поставлена АПЛ «К-14».

Перезарядка реакторов на АПЛ «К-14» началась в установленный срок (на лодке одновременно шла замена парогенераторов) и производилась с 26 июня по 15 июля 1961 г. по месту базирования АПЛ в губе Западная Лица.  Это была первая операция по перезарядке ЯР, выполненная силами Военно-морского флота. Приём отработанных тепловыделяющих сборок (ОТВС) производился в хранилище прибывшей из Северодвинска плавучей технической базы (ПТБ) пр. 326 «ПМ-124». Там же размещалось перегру­зочное оборудование «ПУ-2» и комплекты свежих активных зон.

Справка:     Некоторый опыт перегрузок активных зон у отечественных специа­листов уже имелся. Ещё до спуска на воду первой АПЛ на площад­ке Физико-энергетического института в Обнинске был построен и 8 марта 1956 г. выведен на мощность наземный прототип ко­рабельной ЯЭУ - стенд 27 «ВМ». После 9-месячной кампании из-за течи I контура работа стендовой ЯЭУ была прекращена, а актив­ная зона с экранной сборкой выгружена силами разработчиков ППУ и стажерами из I экипажа строящейся АПЛ (в здании, где размещался стенд, предусматривалось хранилище ОЯТ, мостовой кран, иные техниче­ские средства). Также в 1959 г. была осуществлена перегрузка носового реактора в ходе опытной эксплуатации первой отечест­венной АПЛ «К-3». Работы были выполнены на ПО «Севмаш» в Се­веродвинске и послужили базой для создания штатного перегру­зочного оборудования.

В 1960 - 1990 гг. в состав ВМФ вошли суда атомного технологического обслуживания:
-        ПТБ пр. 326 (после модернизации пр. 326М);
-        ПТБ пр. 2020;
-        технические наливные танкеры (ТНТ) пр.1783 и 1783А;
-        технические танкеры (ТхТн) пр.11510

Организация процесса перезарядки

Изначально перезарядку активных зон планировалось осуществлять силами ВМФ и только в местах его базирования. Поэтому при создании на Северном и Тихоокеанском флотах технических баз перезарядки реакторов - береговых (БТБ) и плавучих (ПТБ) - предполагалась их полная самостоятель­ность по обслуживанию АПЛ. Опыт первых перезарядок развеял эти иллю­зии и показал значительную зависимость проведения операции № 1 от промыш­ленности.

С пересмотром первоначальных позиций система перезарядок реактора, сложившаяся в 1960-е гг., опиралась на три концептуаль­ных принципа:
- замена активных зон производится силами выездных команд БТБ и сред­ствами ПТБ, включая приём и дальнейшее обращение с ОЯТ и РАО;
- сопутствующие работы на корпусе АПЛ выполняются судоремонтными заводами;
- перезарядка реакторов, как правило, совмещается с ремонтом (модерниза­цией) корабля и проводится на территории судоремонтного предприятия.

Местом перезарядки реакторов АПЛ являлись акватории судоремонтных и судостроительного заводов: в Северодвинске (МП «Звёздочка», ПО «Севмаш»), в Мурманске (СЗР-35), в Полярном (СРЗ-10), в Снежногорске (СРЗ «Нерпа»), куда из пунктов базирования направ­лялись АПЛ, ПТБ и команда БТБ в составе 20-25 военнослужащих (на 50% офицеры).

На каждую из сторон возлагались следующие обязанности. Судоремонтный (судостроительный) завод осуществлял:
-    корпусные работы, демонтаж-монтаж общекорабельных систем, ремонт ЦПУ, обеспечение перегружаемой АПЛ и ПТБ необходимыми энергосредами;
- доставку перегрузочного оборудования и свежих активных зон, приём ОЯТ и РАО и доставку их на БТБ, обеспечение перегружаемой АПЛ и процесса перезарядки необходимыми энергосредами.

Береговая Техническая База обеспечивала:
-        выездной командой — вскрытие реактора, выгрузку ОТВС, профилактику аппарата, загрузку свежих ТВС, уплотнение реактора, физический пуск;
-        хранение перегрузочного оборудования и свежих активных зон, приём, временное хранение ОЯТ в береговых хранилищах, приём и захоронение РАО;
-        сбор и захоронение РАО с АПЛ и НК с атомными энергетическими установками в процессе эксплуатации в пунктах ба­зирования;
-        проведение нейтронно-физических измерений и теплотехнических прове­рок (НФИ и ТТЛ) активных зон АПЛ и НК с АЭУ.

После временного хранения ОЯТ из береговых хранилищ пере­гружалось в хранилища ПТБ, доставлялось на территорию Ремонтно-технологического предприятия (РТП) «Атомфлот» (Мурманск) и вывози­лось спецэшелонами на завод РТ-1 (ПО «Маяк») для дальнейшей переработ­ки.

К преимуществам такой системы организации перезарядки можно отнести следующие моменты:

-        перегрузочное оборудование хранилось на объектах БТБ, комплектова­ние ПТБ необходимым ПО производилось непосредственно перед нача­лом перезарядки в зависимости от типа перегружаемого реактора;

-        новые активные зоны хранились на объектах БТБ, комплектование ПТБ необходимыми активными зонами производилось непосредственно перед началом перезарядки в зависимости от типа перегружаемого реактора;

- после перезарядки ОЯТ принималось на хранение в береговые хранилища, не происходило накапливание ОЯТ на ПТБ, уменьшалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, обеспечивалась возможность проведения большего количества перезарядок;    
                                                                              
-    после перезарядки РАО захоранивались в береговых хранилищах, не происходило накапливание РАО на ПТБ, уменьшалась дозовая нагрузка  на экипаж ПТБ, обеспечивалась возможность проведения большего количества перезарядок, обеспечивалось хранение неперерабатываемых высокоактивных РАО в виде гильз со стержнями СУЗ.

Из недостатков следует отметить:

-    случаи хищения СТВС (569 БТБ СФ в 1993 г.) из-за упущений в системе физической защиты ядерных делящихся материалов (ЯДМ);

-        случаи радиационных аварий - течь бассейнов хранилищ «мокрого» типа, падение чехлов с ОТВС с цепных подвесок на дно бас­сейнов, возникавших из-за недостатков при проектировании и строительстве береговых хра­нилищ;

-        ввиду недостаточного финансирования не были введены в строй комплексы спецводоочистки для бассейнов-хранилищ ОЯТ;

-        с санкции союзного Минздрава жидкие РАО вплоть до 1993 г. сбрасывались судами технического обеспечения в моря Арктического и Дальневосточного бассейнов;

-        ввиду недостаточного финансирования часть объектов разрушалась, вновь спроектированные объекты, такие как сооружение 104 — хранилище ОЯТ «сухого» типа и ряд других не были построены.

Организационно БТБ, ПТБ, ТНТ, ТхТн подчинялись в разные годы различным объединениям и соединениям Северного флота:

БТБ
-        Тылу объединений АПЛ;
-        Службе эксплуатации и ремонта объединений АПЛ;
-        Службе вооружения и эксплуатации вооружения объединений АПЛ.
На уровне флота БТБ подчинялись Техническому управлению.

ПТБ
-        Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
-        Плавучим судоремонтным заводам по перезарядке реакторов;
-        Дивизиону (бригаде) ремонтирующихся (строящихся) АПЛ (НК);

ТНТ

-        Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
-        Плавучим судоремонтным заводам по перезарядке реакторов;
-        Дивизиону (бригаде) ремонтирующихся (строящихся) АПЛ (НК);

ТхТн

-        Вспомогательному флоту;
-        Дивизионам судов технического обеспечения тыла объединений АПЛ;
-        Плавучим судоремонтным заводам перезарядки реакторов;
-        Дивизиону ремонтирующихся ПЛ.

Структура подчинённости на Тихоокеанском флоте могла отличаться от таковой на Северном флоте. Отсутствие единой структуры подчинённости сил и средств участвую­щих в перезарядке БТБ, ПТБ, ТНТ также накладывало определённый отпе­чаток на процесс выполнение перезарядок.

На основании директивы ГШ ВМФ СССР от 10.01.1991 г. № 730/1/00203 было принято решение о создании плавучих судоремонтных заводов по перезарядке реакторов (ПСРЗ ПР) для обеспечения перезарядки ак­тивных зон реакторов АПЛ и НК с АЭУ и выгрузки ОЯТ из ядерных реакто­ров утилизируемых АПЛ и НК с АЭУ Северного и Тихоокеанского флотов.

В апреле 1992 г. были создано три ПСРЗ ПР - два на Северном флоте и один на Тихоокеанском. На уровне флота ПСРЗ ПР подчинялись Техническому управлению.

Северный флот

В состав ПСРЗ ПР в пос. Оленья губа (Мурманской обл.) вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 697), три ПТБ пр. 326М (ПМ-50, ПМ-78, ПМ-128), техниче­ский танкер пр. 11510 (ТхТн «Амур»), два танкера пр. 1783-А (ТНТ-12, ТНТ-19). Перезарядка реакторов АПЛ и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируе­мых АПЛ производились на акватории судоремонтных заводов в Северо­двинске (МП «Звёздочка»), в Мурманске (СЗР-35), в Полярном (СРЗ-10), в Снежногорске (СРЗ «Нерпа»).

В состав ПСРЗ ПР в Северодвинске вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 695), ПТБ пр. 326М (ПМ-124), танкер пр. 1783-А (ТНТ-25). Перезарядка реакторов ПЛА и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ производились на акватории судоремонтного и судостроительного заводов в Северодвинске (МП «Звёздочка», ПО «Севмаш»).

Тихоокеанский флот

В состав ПСРЗ ПР в г. Большой Камень (Приморский край) вошли ПТБ пр. 2020 (зав. № 696), ПТБ пр. 326М и ТНТ. Перезарядка реакторов АПЛ и выгрузка ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ производились на аквато­рии СРЗ ВМФ № 30, бухта Чажма, ДВЗ «Звезда» и СРЗ ВМФ № 49, бухта Сельдевая п-ов Камчатка.
ПСРЗ ПР  должны были решать следующие задачи:

- осуществлять перезарядку реакторов кораблей ВМФ - АПЛ и НК с АЭУ в целях их пла­нового использования;

-        производить выгрузку активных зон реакторов кораблей с АЭУ, предназначенных к утилизации;

-        обеспечивать сопутствующие перезарядке работы, выполняемые СРЗ;

-        осуществлять сбор, временное хранение и передачу отработанного ядерного топлива на переработку;

-        осуществлять сбор и временное хранение жидких и твердых радиоактивных отходов, передачу РАО на береговые пункты долговременного хранения и перера­ботки.

На основании Директивы ГШ ВМФ от 2.04.2005 г. № 730/1/0257, ПМ-50 с 1.12.2005 г. исключена из состава ВМФ, кон­вертована силами ФГУП СРЗ «Нерпа», и с 25 октября 2006 г. передана на временное хранение ФГУП «СРЗ-10».

На основании Приказа ГК ВМФ от 28.03.2008 г. № 016 ПМ-78 ПМ-128, ТНТ-19 также исключены из состава ВМФ. ПМ-78 конвертована силами ФГУП СРЗ «Нерпа», и с 15 января 2009 г. передана ФГУП СРЗ «Нерпа». ТНТ-19 конвертован силами ФГУП «10 СРЗ», и с 15 января 2009 г. передан ФГУП «10 СРЗ». ПМ-128 конвертована силами ФГУП «10 СРЗ», передана ФГУП «10 СРЗ».

В дальнейшем все конвертированные корабли и суда АТО планируется  разместить в пункте долговременного хранения (ПДХ) губы Сайда.

В период с 1992 г. по 2009 г. силами только ПСРЗ ПР в пос. Оле­нья Губа было произведена выгрузка реакторов 60 АПЛ Северного Флота, перезарядка трёх реакторов двух АПЛ СФ.

С целью утилизации выгружено 116 реакто­ров различных типов (ВМ-А, ОК-300, ОК-350, ОК-650), произведена перезарядка двух реакторов типа ОК-300, одного реактора типа ОК-650.

Основная нагрузка пришлась на 1999-2003 гг. после выхода Поста­новления Правительства РФ от 28.05.1998 г. № 518 «О мерах по ускоре­нию утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ, выведенных из состава ВМФ, и экологи­ческой реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ».

К преимуществам проведения перезарядок силами ПСРЗ ПР можно отнести:

- создание единой структуры подчинённости сил и средств участвующих в перезарядке ПСРЗ ПР, ПТБ, ТНТ;

- базирование в непосредственной близости от судоремонтных предпри­ятий, на которых проводились перезарядки реакторов;

-        проведение поддерживающих ремонтов ПТБ;

-        возможность ремонта и технического освидетельствования ПО силами су­доремонтных предприятий непосредственно перед началом перезарядки реакторов.

Из недостатков (после сокращения БТБ) стоит отметить:
-        утрату Военно-морским флотом береговых мощностей по хранению ПО, ОЯТ, РАО;

-        всё имеющееся перегрузочное оборудование хранилось на борту ПТБ;

-        после перезарядки ОЯТ хранилось на борту ПТБ до вывоза на переработ­ку. Происходило накапливание ОЯТ на ПТБ, увеличивалась дозовая на­грузка на экипаж ПТБ, ограничивалась возможность проведения большего числа перезарядок;

-        собранные РАО с АПЛ и НК с АЭУ эксплуатации в пунктах базирования хранились на борту ПТБ, ТНТ до принятия решения о переработке. Происходило накапливание РАО на ПТБ и ТНТ, увеличивалась дозовая на­грузка на экипажи, ограничивалась возможность проведения других работ по сбору РАО;

-        после перезарядок высокоактивные РАО в виде гильз со стержнями СУЗ хранились на борту до принятия решения по дальнейшему обращению. Происходило накапливание высокоактивные РАО на ПТБ, увеличивалась дозовая нагрузка на экипаж ПТБ, ограничивалась возможность проведения перезарядок. Размещение таких РАО в корпусах утилизируемых АПЛ являлось нештатной операцией, технология и необходимая оснастка разрабатывались и изготавливались в процессе выполнения дан­ных работ.

В 2009-2010 гг. в результате организационно-штатных мероприятий все три плавучих судоремонтных завода по перезарядке реакторов были сокращены. Взамен им были сформированы два центра по перезарядке реакторов (ЦПР) на Северном и Тихоокеанском флотах. ПТБ, ТхТн и ТНТ перепод­чинены различным объединениям и соединениям Северного и Тихоокеанского флотов. На уровне флота ЦПР подчиняются Техническому управлению ВМФ.

Основные задачи, возложенные на ЦПР, аналогичны задачам, возлагавшимся на БТБ и ПСРЗ ПР (с некоторыми ограничениями). Новая схема отдалённо напоминает схему, имевшую место при использовании береговых технических баз: выездные команды, разнородное подчинение и пр.

За 50 лет силами специалистов-перезарядчиков ВМФ было выполнено свыше 1000 перезарядок реакторов на 400 АПЛ и НК, что обеспечило поддержание боеготовности Военно-морского флота России. Опыт моряков-перезарядчиков широко использовался специалистами «Атомфлота» при перезарядке реакторов атомных ледоколов.

Своим долголетним надежным трудом перезарядчики заслужили учреждения своего профессионального праздника – Дня перезарядчика, приходящегося на 19 апреля – дату подрыва крышки ядерного реактора при перегрузке ядерного топлива на первой отечественной АПЛ «К-3».

Литература
1. Винокуров В.А.      Перезарядка      корабельных      реакторов.      Сайт www.proatom.ru, журнал «Атомная стратегия»
2.                 Лущенко Г.Ю. - главный инженер ПСРЗ ПЗ СФ (в/ч 60176). Перезарядка ядерных реакторов военного назначения, материалы конференции 2009.
3.                 Перовский В.А.       Осторожно,       вскрывается       реактор!       Сайт www.proatom.ru, журнал «Атомная стратегия»
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Профессиональному празднику перезарядчиков быть (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2016
В вашей таблице нет количества первого выпуска лейтенантов- перезарядчиков (1991г сввмиу). Фото вам в помощь,посчитайте.  Какие мы там молоденькие )) http://www.svvmiu.ru/forum/album_page.php?pic_id=414


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru