proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/07/2012]     Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период

Обсуждению проблем реализации задач атомного сообщества России в свете постфукусимских решений была посвящена XXII ежегодная конференция Ядерного общества России, прошедшая в июне 2012 г. в Санкт-Петербурге. Об основных направлениях повышения безопасности российских АЭС  в постфукусимский период рассказал руководитель департамента концерна «Росэнергоатом» В.И. Верпета.



Российским концерном по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (ОАО «Концерн Росэнергоатом») эксплуатируются 33 энерго­блока на 10 атомных электростанциях:  17 энергоблоков с реакторами типа ВВЭР; 15 энергоблоков с канальными реакторами;  1 энергоблок с реактором на быстрых нейтронах с натриевым охлаждением БН-600. 4 энергоблока (блоки 1, 2 Белоярской АЭС, блоки 1, 2 Нововоронежской АЭС) остановлены для дальнейшего вывода из эксплуатации.

Находящиеся в эксплуатации блоки АЭС были введены в эксплуатацию в период с 1971 по 2011 гг. На всех станциях реализуются программы повышения безопасности, предусматрива­ю­щие технические и организационные мероприятия, направленные на поддержание соответствия блоков АЭС современным требованиям по ядерной и радиационной безопасности, установленным российскими нормативными документами. После Чернобыльской аварии 1986 г. были приняты беспрецедентные меры в области безопасности АЭС. Проведен дополнительный анализ безопасности, реализованы обширные организационно-технические модернизации. Обеспечено ограничение радиационного воздействия АЭС на персонал, население и окружающую среду при запроектных авариях. Внедрена концепция культуры безопасности, введен новый уровень защиты – управление аварией, если таковая произошла.

После событий на АЭС Фукусима была выполнена дополнительная проверка состояния действующих АЭС на соответствие проектам, нормам и правилам, проведен анализ устойчивости глубокоэшелонированной защиты действующих и сооружаемых АЭС к внешним экстремальным воздействиям и разработаны дополнительные меры по обеспечению их безопасности.

Техническая политика концерна «Росэнергоатом» после фукусимской аварии

По результатам анализа аварии на АЭС Фукусима-Дайичи, произошедшей 11 марта 2011 г., Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) признал необходимым выполнение дополнительной проверки безопасности действующих российских АЭС по следующим направлениям:

- защищённость от внешних экстремальных воздействий природного и техногенного происхождения, в том числе, с интенсивностью, превышающей проектные основы АЭС, а также защищённость от сочетаний внешних воздействий;  

-готовность к управлению запроектными авариями с полным обесточиванием собственных нужд АЭС;

- готовность к управлению авариями с потерей конечного поглотителя тепла;

- готовность к управлению тяжёлыми авариями на АЭС (с повреждением топлива сверх проектных пределов).

По требованию Ростехнадзора «Концерн Росэнергоатом» вы­пол­нил дополнительный анализ защищённости АЭС от внешних экстремальных воз­дейст­вий (в том числе, от землетрясений и наводнений), а также готовности к управлению за­проектными авариями, в том числе, тяжёлыми. Объём и содержание этого дополнительного анализа были установлены с учётом формата «стресс-тестов», разработанного Ассоциацией западноевропейских ядерных регуляторов (WENRA).

Учитывая, что основной целью при нарушениях нормальной эксплуатации АЭС является предотвращение радиационного воздействия на человека и окружающую среду, в системе противоаварийного планирования реализуется три главных технических уровня обеспечения ядерной безопасности:

- удержание под контролем цепной ядерной реакции во всех режимах;
- обеспечение отвода тепла от ядерного топлива;
- удержание реактивных веществ в пределах границы, установленной проектом.

Реализация этих пунктов осуществляется через два принципиальных подхода. Недопущение аварии за счет комплекса разработанных и реализованных организационно-технических мер, в том числе, направленных на предотвращение перерастания нарушения нормальной эксплуатации в предаварийную ситуацию, а потом в аварию. Второе направление - ослабление последствий аварии за счет своевременного и качественного реагирования.

Выводы из аварии на ЧАЭС

Первое и основное – необходимость улучшения культуры эксплуатации, культуры проектирования, конструирования, основанной на безусловном приоритете безопасности. Были реализованы первоочередные мероприятия по повышению безопасности реакторных установок, аналогичных эксплуатируемым на ЧАЭС, а также по ряду установок с ВВЭР. Был проведен анализ всех проектов с участием международных экспертов, выделены проблемные зоны безопасности и подготовлены программы по их устранению. Была создана эффективная система противоаварийного режима на случай внештатной ситуации на АЭС.

Выводы из аварии на АЭС Фукусима

Несмотря на то, что концерн ежегодно вкладывает в мероприятия по обеспечению безопасности АЭС несколько миллиардов рублей, авария на АЭС Фукусима дала новый импульс для оценки безопасности российских атомных станций. Акцент был сделан на анализе неучтенных проектами АЭС природных и техногенных явлений.

Выводы, которые легли в основу действий концерна:

1.     персонал, руководство станции, руководство эксплуатирующей организации всегда должны быть нацелены на незамедлительные действия по предупреждению и исключению возникновения тяжелых аварий;

2.     на каждом энергоблоке должен быть организован запас неповреждаемых при любых стихийных бедствиях технических средств, обеспечивающих энерго- и водоснабжение реакторов, а также пунктов хранения ОЯТ;

3.     усилия персонала АЭС должны быть направлены, в первую очередь, на восстановление электроснабжения и подачу воды для расхолаживания ядерного топлива в течение 3 часов. Если в течение первых часов не предприняты соответствующие действия, развиваются необратимые процессы, которые приводят к оголению ЯТ, его плавлению и разрушению топливных оболочек, в том числе, и матрицы топлива;

4.     эксплуатирующие организации, органы исполнительной власти, международные организации должны быть своевременно проинформированы о каждом подобном событии на АЭС с целью привлечения необходимой внешней помощи, в том числе, со стороны правительства и международного сообщества.

Анализ безопасности АЭС

Для проведения анализа безопасности российских АЭС был создан межотраслевой штаб с включением в его состав проектных, конструкторских, научных, наладочных организаций. Цель работы межотраслевого штаба – проанализировать действующие проекты, а также проекты сооружаемых АЭС для разработки соответствующих корректирующих мер.

Проверка действующих станций осуществлялась в двух направлениях: целевая проверка со стороны собственно станции и эксплуатирующей организации, и второе направление - проведение «стресс-тестов» (дополнительный анализ защищённости от экстремальных внешних воздействий природного и техногенного характера). Проверялись системы аварийного энергоснабжения на АЭС, системы водородной взрывозащиты. Подробно рассматривались вопросы сейсмостойкости, состояние гидротехнических сооружений, в том числе, запасы воды на проектных АЭС и прилегающих к атомным станциям территориях. Очень внимательно проанализирована система аварийного охлаждения активной зоны действующих проектов и система радиоактивного контроля. Проверялась готовность АЭС к управлению авариями и ликвидации возможных последствий, в том числе, пожаров.

Результаты проверок

1.     Федеральные требования по ядерной и радиационной безопасности, существующие на сегодняшний день в России, с учетом компенсирующих мероприятий, проводимых ежегодно, выполняются. Безопасность АЭС с точки зрения федерального законодательства обеспечивается;

2.     условия действия лицензий, выданных Ростехнадзором, безусловно выполняются. Проведены требуемые модернизации по приведению АЭС в соответствие действующим нормам и правилам;

3.     не в полной мере завершены намеченные работы по обеспечению водородной взрывобезопасности в гермообъемах энергоблоков ВВЭР.

Результаты анализа устойчивости АЭС к запроектным авариям

За последние 10-15 лет на российских АЭС проведен большой объем работ по модернизации, направленно на повышение безопасности практически всех систем безопасности и систем эксплуатации станций. Определены уязвимые места, составлен перечень гипотетических исходных событий для каждой станции и каждого энергоблока.

По результатам анализа мы пришли к выводу, что необходима реализация дополнительных мер по повышению живучести АЭС при гипотетических исходных событиях. В проектах АЭС рассмотрены не все меры, направленные на ликвидацию нештатных ситуаций, в том числе, запроектных исходных событий.

О чем идет речь? На находя­щих­ся в эксплуатации российских АЭС теплоотвод от активных зон реакторов (а также бассейнов выдержки отработавшего ядерного топлива) не может осуществляться неогра­ни­чен­но долго в условиях полного обесточивания собственных нужд атомной станции (отказ электроснабжения от источников нормальной эксплуата­ции, от энергосистемы, с наложением отказа источников аварийного электроснабжения – дизель-генераторов). Речь идет о временном отрезке более 10 суток (дизтоплива хватает на 10 суток работы дизель-генераторов). Кроме того, проектом постулируется один отказ, то есть наложение двух и более отказов проектом не рассматривается.

В соответствие с проведенным анализом российских АЭС с целью повышения их безопасности была запланирована реализация трех групп мероприятий:

1. оперативные, быстрые;

2. среднесрочные;

3. долгосрочные.

Оперативные мероприятия направлены на снижение техногенных рисков и своевременное предупреждение АЭС о возможных природных катаклизмах.

Среднесрочные - направлены на обеспечение живучести АЭС в режимах потери всех проектных источников отвода тепла и электроснабжения. Все указанные мероприятия практически выполнены. Ряд мероприятий запланирован на последующие годы.  Долгосрочные мероприятия направлены на безопасность ОЯТ и объектов хранения РАО.

Повышение живучести энергоблоков АЭС

Отвод тепла от активных зон реакторов, бассейнов выдержки, хранилищ ОЯТ к конечному поглотителю – атмосфере или водоёму (морю, озеру, пруду-ох­ла­дителю, реке) организован на российских АЭС при помощи специально пред­назначенных систем технического водоснабжения, цир­ку­ляционного водоснабжения, систем теплоотвода через второй контур и других. При запроектных авариях с потерей функции теплоотвода от ядерного топ­ли­ва к конечному поглотителю непринятие специальных мер приведет к пе­регреву тепловыделяющих топливных элементов с последующим переходом аварии в тяжёлую стадию. 
 
По результатам «стресс-тестов» концерном «Росэнергоатом» запланировано оснащение всех блоков атомных станций дополнительными техническими средствами, в том числе, передвижными дизель-генераторами 0,4 кВ и 6 кВ, использование которых обеспечит длительное поддержание блоков АЭС в безопасном состоянии в условиях полного обесточивания АЭС. Это позволит исключить переход событий с потерей внешнего электроснабжения, сопровождающихся наложением отказов оборудования проектных систем аварийного электроснабжения, в тяжёлую аварию. Дополнительные технические средства должны быть защищёнными от экстремальных внешних воздействий.

Передвижные дизель-генераторы малой мощности (в количестве 100 шт.) изготовлены и поставлены на все АЭС. Передвижные дизель-генераторы большой мощности (в количестве 30 шт.) до конца июля также будут поставлены на все станции (кроме Билибинской АЭС, в связи с проблемами транспортировки. По зимнику будет организован транспортный коридор для доставки всего необходимого оборудования). Блоки Кольской и Нововоронежской АЭС уже были укомплектованы техническими средствами по управлению запроектными авариями с обесточиванием АЭС – передвижными дизель-генераторами. 

Кроме автономного энергоснабжения для отвода тепла от активной зоны при полной неработоспособности всех проектных систем и оборудования запланировано внедрение дополнительной подачи воды в реактор, в парогенераторы, в приреаторные бассейны выдержки и бассейны хранения ОЯТ. При этом используются проектные запасы воды на площадке во всех баках, природные и дополнительно сооружаемые резервы источника воды – скважины, пруды и т.д., передвижные дизельные насосы высокого давления, мотопомпы низкого давления для откачки воды из затопляемых помещений, а также пожарные машины и автомобили-цистерны, сухотрубы, дополнительно оборудованные пункты забора охлаждающей воды из водоёмов и бакового хозяйства, позволяющие организовать нештатную схему подачи воды на охлаждение активных зон (парогенераторов), бассейнов выдержки, хранилищ ОЯТ.

На все АЭС, кроме Билибинской, изготовлены и поставлены передвижные насосные установки (35 штук) и мотопомпы (80 штук).

Для блоков РБМК

В процессе анализа было установлено, что разветвленная трубная система ГНЦ РБМК позволяет организовать пассивную систему теплоотвода от активной зоны реактора при полной потере электроснабжения блока. Для этого необходимо обеспечить проток воздуха через трубные системы. Открываются соответствующие проемы, двери в технологические помещения и коридоры, вверху открываются откидные панели. В результате создается необходимая конвекция воздуха, обеспечивающая отвод тепла от активной зоны реактора при полной потере электроснабжения. Но такая схема охлаждения эффективна по истечении нескольких суток после останова реактора. Сразу после останова она не обеспечит необходимый теплоотвод.

На отдельных АЭС запланированы дополнительные меры по повышению надёжности электроснабжения нормальной эксплуатации (от энергосистемы), а также мероприятия по организации резервных (дополнительных) систем охлаждения штатных аварийных дизель-генераторов, которые могут быть задействованы при потере основных систем охлаждения дизель-генераторов.

Мероприятия по обеспечению сейсмической защиты АЭС

Для каждой из десяти площадок действующих российских АЭС, в соответствии с тре­бо­ва­ниями норм и правил в области использования атомной энергии, установлены величины проект­но­го и максимального расчётного землетрясений. Для элементов АЭС (оборудования, трубо­про­водов, строительных конструкций, зданий и сооружений), важных для безопасности, вклю­чая оборудование систем безопасности, назначены категории сейсмостойкости. Для ряда оборудования, важного для безопасности, реализуются дополнительные проектные решения по обеспечению его сейсмостойкости.

Для от­дельных блоков АЭС (с реакторами ВВЭР-1000) были выполнены расчётные оценки, показавшие наличие за­пасов прочности при сейсмических воздействиях, превышающих воздействия, подлежащие учёту в проектных основах АЭС. Для защитных оболочек АЭС с реактором ВВЭР-1000 такой запас составляет около 1 балла сверх максимального расчётного землетрясения по шкале MSK-64. Запланирован анализ влияния сейсмических воздействий большей интенсивности и для других блоков АЭС.

В плане также завершение выполнения обоснований сейсмостойкости оборудования, важного для безопасности станций. В рамках мероприятий предусмотрено внедрение технической защиты реактора атомных установок – автоматической системы останова реактора.

Для площадок размещения АЭС запланирована актуализация данных по сейсмическому микрорайонированию, выполнение уточненного расчета и анализа сейсмических воздействий на реакторные установки, бассейны выдержки, всё оборудование. Это целый комплекс мероприятий по повышению сейсмостойкости существующего оборудования и питательных насосов – укрепление, амортизация и т.д.

На 4 АЭС средства сейсмической защиты уже находятся в эксплуатации, на 3 – в опытной эксплуатации, на Билибинской АЭС смонтирована и введена система регистрации и сигнализации, на 2 АЭС система будет внедрена в ближайшие 2 года.

Обеспечение целостности гермооболочек при авариях

Это касается энергоблоков с ВВЭР 1000. К настоящему времени на ряде блоков атомных станций имеются такие технические средства как системы контроля концентрации и удаления (дожигания) горючих газов внутри защитной оболочки реакторной установки.  Для исключения роста давления на гермооболочки выше допустимого значения и недопущения образования высоких концентраций водорода предусмотрена реализация систем сброса давления и очистки радиоактивных веществ, а также систем аварийной рекомбинации газообразного водорода в гермообъеме, доос­на­щение всех блоков АЭС системами водородной взрывозащиты и контроля кон­цен­тра­ции газов, образующих горючую смесь. Реализация этих мер запланирована в долгосрочных мероприятиях.

Аварийная документация

На атомных станциях должны быть в наличие все необходимые технические и организационные меры для управления тяжёлыми авариями. Запланировано выполнение вероятностных анализов безопасности второго уровня для выработки стратегии по управлению такими авариями. Разработаны и введены в действие типовые руководства по управлению тяжелыми авариями для всех энергоблоков АЭС. По мере реализации дополнительных проектных решений будет проводиться корректировка имеющихся инструкций по ликвидации аварий и специальное руководство по управлению запроектными авариями. Необходима разработка новых регламентов управления авариями с учетом нового оборудования для повышения безопасности АЭС, которого раньше не было. Планируется доработка противоаварийной документации с отражением в ней сценариев, в которых авария затрагивает сразу несколько блоков АЭС.

Система противоаварийного реагирования

Международные эксперты отмечают высокую эффективность системы противоаварийного реагирования, которая существует в России. В ходе проведенного нами анализа выявлена необходимость её улучшения, прежде всего, систем связи при возможной аварии, их автономности. Запланирован комплекс мероприятий для повышения автономности, мобильности и живучести систем связи, обеспечению надёжной работы средств связи в условиях запроектных ава­рий (как на площадке АЭС, так и средств связи с кризисными центрами).

По результатам оценок безопасности находящихся в эксплуатации российских атомных станций можно сделать следующий вывод: на находящихся в эксплуатации АЭС соблюдаются действующие российские требования по ядерной и радиационной безопасности;

Безопасность новых АЭС с ВВЭР при всех возможных максимальных внешних воздействиях обеспечивается уже на уровне проектных решений. Высокий уровень проекта «АЭС-2006», по которому строится Нововоронежская АЭС-2, не подвергается сомнению. Речь идет об управлении самыми маловероятными сценариями – постулируются гипотетические ситуации, связанные с течью первого контура в условиях полного обесточивания и длительной потери охлаждающей воды. Выполнена переоценка последствий для АЭС чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных и техногенных воздействий, превышающих проектные величины. 

Заключение

1. Планируемые и реализованные проектные решения позволят повысить безопасность, живучесть и автономность российских АЭС вплоть до 10 суток при наложении проектной и запроектной или даже тяжелой аварий.

Через 10 суток потребуется подвоз дизельного топлива и проведение соответствующих мероприятий по поддержанию в исправном состоянии дополнительных систем подачи рабочей среды для отвода конечного теплопоглотителя, и энергоснабжения.

2. Продолжается совершенствование функционирования кризисного центра и систем связи.

3.Технические решения, которые применяются на современных российских проектах, направленные на обеспечение безопасности АЭС, соответствуют всем требованиям, существующим в настоящее время.

По мнению замгендиректора концерна "Росэнергоатом" В.Г.Асмолова, затраты на мероприятия по улучшению безопасности, которые превысили миллиард долларов в год, являются не издержками, а долгосрочными инвестициями ради стабильной работы завтра и сохранения конкурентных позиций «Росэнергоатома» в обозримом будущем. 
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.77
Ответов: 18


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 29 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2012
Уважаемый руководитель аппартаментов "Росэнергоатома", ответьте только на один вопрос:
Выдержал ли реакторы Ленинградской, Смоленской и Курской АЭС падение аэробуса?
В частности, на ЛАЭС аэробус может грохнуться с полными баками топлива.
Представлется, что честного ответа не дождемся. Хотя и без того понятны возможные последствия. Никакие дизель генераторы не помогут, если у руководителей голова для того, чтобы в нее есть!


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2012
А вы в курсе, что над АЭС (вообще, любыми) аэробусы и даже лёгкие самолёты не летают? Могут поиметь большие неприятности с ПВО на подходе. К ЛАЭС даже подход судов на растояние ближе 5 км запрещён.Вертолётчик


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2012
Уважаемый вертолетчик!
Во-первых, до 11 сентября тоже никто не предполагал авиатарана башен ВТО. Однако...
Во-вторых, скажите, каково время подлета от Пулково до ЛАЭС?
Кто осмелится дать команду на поражние пассажирского самолета. Вспомните, как долго принималось решение сбивать корейский Боинг! 
Представляется, что в отчетах родного Росатома данная ситуация даже не рассматривается.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
Плати рус оброк исправно. Все мал по мал , тихо будет.                                                                                                                              Хан Кадыров.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2012
Концерн «Росэнергоатом» именни В.И. Вертепа.
Ачто, звучит неплохо!
Хотя, вертеп - он и есть вертеп!


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
Так вы имеете в виду терроризм или случайную авиакатастрофу? Если первое, то ни один блок АЭС не выдержит целенаправленного тарана аэробусом, со вторым борются, прокладывая авиатрассы вне "зоны порожения" АЭС, запрет на полёты в зоне АЭС выполняется. 
По поводу терроризма: в России 10 АЭС, кроме них есть ещё плотины, хим.заводы,  нефте и газоперерабатывающие комбинаты, мегаполисы, в конце концов. Предполагаю, что таран Илом или Боингом жилых районов Питера или Москвы вызовет больше жертв, чем то же происшествие на АЭС (блоки не такие крупные цели, в них ещё попасть надо, что не каждому военному асу под силу с первого раза). Борьба с терроризмом - дело других структур, а не проектировщиков АЭС, как мне кажется. Не могу себе представить здание, способное выдержать прямой таран тяжёлым авиалайнером. Вопрос армянскому радио: - А что будет, если на Ереван сбросить атомную бомбу?С уважением,Вертолётчик


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
Уважаемый вертолетчик, Вы упускаете из вида радиационные последствия.
Погуглите Warplan. Тогда Вам станет ясно какие цели имеют супостаты на нашей территории. Особое внимание обратите на стр. 100.
А выход один - под землю. И как можно скорее.
Для себя любимого Путин уже обустроил подземный город в Башкирии.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2012
А что, Путин башкир что ли?


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2012
Не надо зацикливаться на падении самолета. Есть более интересные вопросы и возможности. Например:
1. Выход из строя всех 3-х систем безопасности по причине некачественного топлива , залитого в них(одна поставка), контрафактных запчастей . Это может проявиться именно в период длительной работы систем безопасности, а не при штатных проверках. Это может быть не только попытка заработать на закупках, но и техническая диверсия. Почему-то службы безопасности такое не обсуждают, им понятнее пиф-паф. А зря-это самая большая брешь в безопасности...
2. На днях японская правительственная комиссия озвучила свое понимание причины фукусимской аварии -человеческий фактор. Проблемы не решались годами, их не хотели замечать, был сговор регулятора с эксплуатирующей организацией. Можно ли утверждать, что меры, принятые Росатомом делают невозможным нечто аналогичное с человеческим фактором?



[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2012
Вопрос армянскому радио: - А что будет, если на Ереван сбросить атомную бомбу?С уважением,Вертолётчик


===================
Ответ: Тбилиси тоже хороший город


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
А Матиас Руст  никого не спрашивал, в том числе  и ПВО. А просто сел на Красную площадь, куда когда-то  хотели поставить и  ядерный реактор.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2012
Об аварии на КАЭС 14 июня - падения модуля конденсатора в машзале 1, 2 блоков - продолжение. Инсайдерский источник сегодня рассказал следующее:
Стрелочники были быстро найдены и наказаны, но таким результатам расследования не поверили в Москве. Идёт поиск новых стрелочников, настоящих виновных упорно не замечают...
Груз изначально поднимался с видимыми проблемами, на что указывал участвующий в подъёме рядовой персонал. Присутствующие начальники дали указание на дальнейший подъём. Произошло то, о чём предупреждали. О чём никто из участников подъёма не написал в своей объяснительной, дабы не стать главным виновником падения – заметил и не предупредил. Теперь идёт поиск любых зацепок, на которые можно списать причину падения. Разработчиков ППРа из АЭР даже возили на медобследование, после чего они сами уволились. Для выяснения причин случившегося достаточно просмотреть видеозапись с камер наблюдения машзала, о которых молчат...
АЭР не являлся подрядчиком КАЭС в этой работе, а был на субподряде у некой организации, о чём так же молчат. То есть, деньги за выполнение работы от КАЭС получал не АЭР. Не менее интересным фактом является и то, что соединение и монтаж модулей конденсатора в укрупнённые блоки по 4 модуля, это идея с КАЭС с целью сокращения сроков работ. Но такая технология противоречит требованиям завода-производителя модулей. Есть мнение, что на сокращении сроков монтажа модулей, кто-то хотел "нагреть руки"...
12-14 июля на КАЭС будет проходить совещание главных инженеров атомных станций, а 14-16 июля директорат концерна Росэнергоатом. С уверенность можно предположить, что высокие гости захотят увидеть случившееся своими глазами. А вот теперь представьте, что происходит на станции, чтобы не показывать и любой ценой устранить "инцидент", который так и лежит на месте падения...


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 06/07/2012
Но такая схема охлаждения эффективна по истечении нескольких суток после останова реактора. Сразу после останова она не обеспечит необходимый теплоотвод.

Не верно. АЭП доказал, что через 5,3 ч теплоотвод к воздуху сравнивается с остаточным энерговыделением, за это время повреждений топливных каналов ещё нет, температуры низкие. Так что РБМК можно расхолаживать полностью на пассивном принципе, главное панели открыть.


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
В Чернобыле панели не только отрыли, но даже и распахнули!
А надо было, как рекомендовал Б.Г.Дубовский, просто увеличть сечение каналов, что позволило бы обеспечить сброс пара.
Правда, ухудшило бы экономические параметры.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
В Чернобыле панели не только отрыли, но даже и распахнули!
А вы реактивностные аварии от blackout'a отличаете? У первых время развития - секунды, у вторых - часы. 
Кроме того, как показал опыт Чернобыля, после взрыа топливо перешло на воздушное охлаждение и застыло, не пришлось, как на Фукусиме, городить системы охлаждения и генерировать всё больше радиоактивной воды.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 08/07/2012
Посоветую изучить литературу и сделать честный вывод о количестве топлива, оставшегося в разрушенном реакторе.
Для меня после систематизации и изучения доступных научно-технических публикаций вывод однозначен топлива там осталось не более 10 % от изначальных 190 т.
А мне в свое время представилась возможность побывать не только на 4 блоке, но и в разрушенных машзале и реакторном тоже.
А выброшенное топливо около блока в начале мая собирали вручную 2 роты мальчишек-срочников. Царство им небесное! 


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
Ничего не имею лично против автора. Но когда  руководитель департамента концерна «Росэнергоатом» В.И. Верпета, всю свою жизнь занимавшийся документооборотом, вдруг стал писать (а возможно, и руководить) по вопросам  ядерной и радиационной безопасности АЭС, то появляется серьезное беспокойство за эту  самую  безопасность. Возможно кадровый голод в концерне. Понятно, что текст писался специалистами. И хотя  стиль махрово-бюрократический, набившие оскомину  "улучшения культуры эксплуатации, культуры проектирования, конструирования, основанной на безусловном приоритете безопасности...."  , больше подходит для отчета по расходованию средств, чем для статьи, но формально все правильно. При этом хотелось бы чтобы  квалификация номинального автора должна быть достаточной хотя бы для выявления "плюх" в тексте, типа  " - удержание реактивных веществ в пределах границы, установленной проектом. "   А по сути, из статьи видно отсутствие принципиального подхода и серьезной работы по прогнозированию исходных событий аварий. Видимо, после Фукусимы была команда проработать вопросы безопасности на наших АЭС, выделены приличные средства (как было и после Чернобыля). И это уже хорошо. Другое дело, что в руководстве, видимо, стали ломать голову – какие работы надо придумать под выделенные деньги. Беда в том, что в руководстве отсутствует понимание концептуальных проблем и направлений ядерной безопасности. И пошли по простому бюрократическому пути – “улучшение и повышение”.  Наверное, поэтому основная работа перенесена с  безопасности, связанной с контролем и управлением реактивностью и надежностью теплосъема на борьбу с последствиями аварии. Причем, даже здесь мелочовка преподносится как серьезные мероприятия. Смешно, например, про использование для аварийного охлаждения машины-цистерны - на сколько минут  хватит одной цистерны? Очень сомнительно выглядит и пассивная система теплоотвода от активной зоны реактора РБМК при потере электроснабжения блока на основе естественной конвекции. Если это так (хотя вряд ли), то может нам отказаться и от ХОЯТ с водяным охлаждением? Перейти сразу на сухое хранение. Огромная экономия.   А главный вопрос безопасности – запроектные и тяжелые аварии. Странным выглядит в статье сведЕние повышения уровня безопасности по отношению к  ЗА к вопросу повышения надежности аварийного электроснабжения (сам по себе вопрос очень важный, но не основной ). Все это, повторяю, борьба с последствиями. Не хочу занимать на форуме место и время, скажу главное, на мой взгляд, чему в статье не нашлось места. Мероприятия по предотвращению предпосылок к исходным событиям. Контроль по переключениям. Повышению надежности СУЗ. Принципиальное повышение уровня и точности математического моделирования всех переходных режимов (на основе современного и более глубокого понимания нейтронной физики) по нейтронной кинетики. Детальное моделирование теплогидравлики. Тщательный анализ и экспертиза проектных решений.  


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
Сухие ХОЯТ уже есть, возможно, и дальше будут рассматривать возможность и целесообразность сухого хранения. 


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 07/07/2012
// Сухие ХОЯТ уже есть, возможно, и дальше будут рассматривать возможность и целесообразность сухого хранения.   // НО транспортировка и перевод  ОТВС на  сухое хранение может осуществляться ТОЛЬКО (!)  после регламентной выдержки.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 10/07/2012
А воздушное охлаждение РБМК не предполагает разрыв КМПЦ, топливо охлаждается оставшимся в контуре теплоносителем, а не висит в канала на сухую. Теплоотвод осуществляется с поверхности ПВК. То же самое и с хранилищами: после выдержки в БВ  - в сухое ХОЯТ.


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 12/07/2012
//А воздушное охлаждение РБМК не предполагает разрыв КМПЦ, топливо охлаждается оставшимся в контуре теплоносителем, а не висит в канала на сухую. Теплоотвод осуществляется с поверхности ПВК. То же самое и с хранилищами: после выдержки в БВ  - в сухое ХОЯТ.// Вот с этим согласен. Т.е. при определенном типе аварии : 1)потеря электроснабжения 2)целый КМПЦ и 3)без потери теплоносителя (или частичной потерей) 4) после выдержки с аварийным охлаждением , - теплофизические характеристики системы, заполненной водой, оказываются достаточными для отвода воздухом через поверхность ПВК остаточного энерговыделения  Но в статье говорится, об аварии с потерей теплоносителя (так можно его понять), о пустой трубопроводной системе и о теплоотводе  в этом случае путем естественной воздушной конвекции. ЦЫТАТА “Для этого необходимо обеспечить проток воздуха через трубные системы. ……….В результате создается необходимая конвекция воздуха, обеспечивающая отвод тепла от активной зоны реактора.” 


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 20/07/2012
Нам в Сосновом Бору аварии допускать никак нельзя, потому что нет путей эвакуации. Разбиты все дороги как после атомной войны. Осталась одна до Питера, да и та наполовину размыта со стороны Финского залива при штормах. Поэтому, несмотря ни на что, будем верить автору. Иначе хана!     


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2012
По поводу падения аэробуса - попасть точно в реакторное здание без средств наведения невозможно. А упасть на градирню - ради бога...


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 09/07/2012
По поводу падения аэробуса - попасть точно в реакторное здание без средств наведения невозможно. А упасть на градирню - ради бога...
.....................

Откуда такая уверенность? Речь ведь не о таране идет, а о ПАДЕНИИ...
Если Вам на башку кирпич упадет, это ж не значит, что он обязательно был с наведением,- мог и сам отвалиться...


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 10/07/2012
В башни ВТЦ террористы на Боингах попали без проблем и стороннего наведения! Так что не надо нести ахинею.
Если, конечно, вы не работаете у саксофониста!?


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 14/07/2012
Как снесу я ахинею, так хинею и хенею!


[
Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 12/07/2012
Интересное время: пост-пенсильванская эпоха сменилась пост-чернобыльской, а та, в свою очередь, постфукусимской. Живем от поста до поста...Только постимся плохо - много мяса жрем!


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 17/07/2012
Запланировано оснащение .............., передвижными дизель-генераторами 0,4 кВ и 6 кВ, использование которых обеспечит длительное поддержание блоков АЭС в безопасном состоянии в условиях полного обесточивания АЭС.................Абсурд: имея энергию, выделяемую аварийным реактором, привлекается энергия дизельгенераторов. Небольшой механизм, использующий тепловыделения реактора, может обеспечить необходимой энергией систему охлаждения, для отвода этих же аварийных тепловыделений на время пока они выделяются. Не потребуется ни мощные дизели ни запас топлива ни электросети. 


[ Ответить на это ]


Re: Повышение безопасности АЭС в постфукусимский период (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2012
Хорошо бы Нигматулин рассказал о проблеме графита первого и второго блоков ЛАЭС. Чем это грозит с точки зрения безопасности? Говорят, там большие проблемы и дальнейшая эксплуатация блоков может привести к серьезным последствиям.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru