[31/01/2013] ВМФ - важнейший оплот государственности
| В.Н.Половинкин, Заслуж. деятель науки РФ, д.т.н., проф. |
| А.Б.Фомичев, к.т.н. |
Являясь гигантской кладовой сокровищ, Мировой океан ещё на заре зарождения и развития цивилизаций становился ареной жесточайших сражений и военных противостояний. Корабли и суда, являясь носителями государственной и национальной символики, становились главными послами морских стран. С появлением первых государств-«владычиц морей», они силой оружия начали утверждать свое право на владение Мировым океаном. С этого момента силовой аргумент в разрешении проблем на море стал определяющим.
И в наступившем XXI в. такое положение сохранится, борьба на морях станет еще более изощренной, ожесточенной и бескомпромиссной. Появятся принципиально новые виды оружия для борьбы на море, а тезис «кто владеет морем, тот владеет миром» по-прежнему будет основополагающим.
Россия, начиная с петровской эпохи, всегда была достойно представлена на просторах Мирового океана. С ней считались в мире, и она объективно могла диктовать свои условия при решении спорных вопросов внешней политики на просторах морей. Гению Петра Великого принадлежит факт создания регулярного мощного российского военного флота как стратегического объединения вооруженной силы.
Сегодня в Мировом океане формируется новая международная политика. Качественно отличная военно-стратегическая и политическая обстановка, сложившаяся в результате распада СССР и перемен в странах Западной Европы, позволили США и их союзникам по блоку НАТО осложнить проведение Россией самостоятельной внешней государственной, в том числе, и морской политики.
Все это в совокупности определило новые взгляды на особенности вооруженной борьбы на море, сформировавшиеся во второй половине XX в., к основным чертам которой можно отнести следующие:
• увеличился пространственный размах борьбы на море; • флоты стали носителями стратегического оружия в океане; • расширился круг оперативно-стратегических задач, решаемых на морских и океанских театрах военных действий (ТВД); • повысилось значение фактора внезапности и его влияние на способы развертывания и использования сил флота; • появились новые направления, связанные с противоборством в районах добычи пищевых, сырьевых и энергетических ресурсов; • более тесным стало взаимодействие сил флота между собой и с другими видами вооруженных сил при решении задач на море.
ВМФ СССР
В ходе длительной «холодной войны» СССР создал мощный, достаточно сбалансированный океанский флот, имевший до недавнего времени в своем составе до 1000 боевых кораблей и катеров, до 250 атомных подводных лодок (АПЛ) и более 2500 летательных аппаратов. Военно-морской флот СССР успешно защищал национальные интересы страны на просторах Мирового океана, противостоял во всех важнейших стратегических зонах (Средиземное море, Северная Атлантика, Индийский океан, северо-западная часть Тихого океана) флотам США и союзникам по блоку НАТО. В ходе боевой деятельности ВМФ СССР освоил принципиально новые формы применения флота: операция флота, морские операции и участие в первом ядерном ударе стратегических ядерных сил страны. Была создана глобальная система связи, навигационного обеспечения и управления силами в Мировом океане. Надежность такой универсальной системы управления флотами на просторах Мирового океана была проверена в ходе выдающихся по масштабам учений «Океан» («0кеан-70», «Океан-100»), проведенных под руководством Главнокомандующего ВМФ СССР в 1970 г.
Учения «Океан» являлись самым крупным мероприятием по оперативно-тактической подготовке советского ВМФ в послевоенный период и наиболее масштабными в мировой военно-морской истории. Под руководством Главнокомандующего ВМФ С.Г.Горшкова (1910-1988) в манёврах приняли участие силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни боевых единиц — надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, десятки вспомогательных судов, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО. Впервые в истории советского флота к участию в манёврах было привлечено большое число атомных подводных лодок, вооружённых баллистическими и крылатыми ракетами, самонаводящимися торпедами.
Современный высокоэффективный ВМФ
В настоящее время океанский ВМФ нашего государства практически утрачен, а перспективы его скорейшего возрождения не совсем ясны. В связи с распадом СССР и практической утратой его океанского флота в XXI в. сфера борьбы в Мировом океане переместилась в прибрежные моря, омывающие материки, и, в первую очередь, в моря, граничащие с нашим Отечеством.
Самодостаточное государство, которое намерено и потенциально способно вести самостоятельную внешнюю политику, допустить такое положение не может. Современной России в ближайшее время необходимо создать принципиально новую военно-научную и материальную базу ведения войны на море при обеспечении достаточного удаления зон боевых действий от своих берегов с учетом характера и масштабов будущей войны. Нам нужен современный высокоэффективный военно-морской флот. Тем более, что страны НАТО, создав глобальную систему освещения обстановки в Мировом океане и принципиально новые образцы морского оружия большой дальности, своими военными флотами способны угрожать любым странам, в любой точке земного шара в перспективной войне шестого поколения. Поэтому не случайно в последние годы особенно остро стали проявляться проблемы обеспечения национальной безопасности России, в частности, с океанских и морских направлений.
По оценкам аналитиков, против РФ со стороны моря направлены более 2400 высокоточных крылатых ракет. Ракетоподъемность иностранных флотов постоянно наращивается и в настоящее время составляет до 8000 ракет. Россия сегодня в очередной раз в своей истории и в истории человечества становится центром всех основных международных противоречий. Против нашей страны развязана новая мировая экономическая и духовно-информационная война, которая имеет целью уничтожить сложившиеся социокультурные, духовные, мобилизационно-экономические и другие глобальные механизмы выживания и процветания русского народа и других народов нашей многонациональной страны. Идеологическим основанием стратегии этой войны выступают политика глобализации и либерализм. Эти тенденции мировой западной политики преследуют цель уничтожения самостоятельности, экономической независимости и системы национальной безопасности любой страны, которая попытается отстаивать свои национальные особенности и традиции, следовать их основам.
Рассматривая проблему обеспечения национальной безопасности РФ в наступившем веке, даже ведущие политические лидеры страны придерживаются принципиально различных точек зрения. Одни ориентируются на коллективную безопасность и полную интеграцию с Западом, другие ратуют за обеспечение безопасности собственными силами, основываясь на национальных приоритетах. Такие противоположные позиции привели к тупиковой ситуации при формировании взглядов на роль и место, формы и способы применения Вооруженных Сил и, в частности, Военно-морского флота в системе обеспечения национальной безопасности. Создается впечатление, что в стране практически отсутствует научно обоснованное установившееся представление о том, какой Военно-морской флот нужен России и какие задачи он должен решать, особенно в Мировом океане. Причиной неустойчивости взглядов на строительство, развитие и подготовку ВМФ в настоящее время является отсутствие желания у высшего военно-политического руководства страны сформулировать в первую очередь политическую сторону национальной военной доктрины и её военно-морской составляющей. Содержание военной доктрины только за последние десять лет менялось трижды. Такое положение не допустимо, так как известно, что национальные интересы любого государства объективны и существуют вечно, так же вечно должны существовать и основы военной доктрины в части, касающейся защиты основополагающих национальных интересов.
Серьезнейшим недостатком в реализации планов создания нового флота современной России является то, что в нашей военной доктрине отсутствует главное — не определены вероятный противник, характер будущей войны на море и перспективные способы её ведения. Без должного внимания оказался и анализ основных внешних угроз национальной безопасности нашей страны с океанских и морских направлений. У военных специалистов отсутствует единый взгляд на перспективное оружие, которым будет воздействовать на наше государство вероятный противник. До конца не обоснован и не принят в кораблестроительных программах облик перспективных боевых надводных кораблей и подводных лодок как носителей принципиально нового оружия, основанного на новых физических принципах.
Мировой океан как плацдарм бесконтактной агрессии
В настоящее время Мировой океан превратился в огромный плацдарм для осуществления бесконтактной агрессии против любой страны мира и для ведения систематических боевых действий и морских операций разнородных сил флота — как самостоятельно, так и во взаимодействии с группировками других видов вооруженных сил. Моря и океаны превращаются в бескрайние районы для развертывания тактических и стратегических группировок военно-морских сил, которые имеют на вооружении огромное количество высокоточных крылатых ракет, представляющих постоянную угрозу мировому сообществу.
Боевые возможности группировок военно-морских сил (ВМС) экономически развитых морских стран только за последние 30 лет увеличились в десятки и сотни раз, выросли дальности пуска и точности поражения заданных объектов боеголовками ракетного оружия как в ядерном, так и обычном снаряжении. Расширились вероятные районы боевого применения морского оружия, особенно с появлением систем высокоточных крылатых ракет на атомных подводных лодках (АПЛ) и надводных кораблях (НК). Сегодня практически все регионы планеты находятся в зоне досягаемости перспективного морского оружия.
Ареной борьбы в Мировом океане стали не только поверхность морей, океанов и их глубины, но и воздушное и космическое пространство над ними, а также прилегающие континентальные территории. Рассматривая океаны и моря в качестве основных плацдармов развертывания стратегических группировок вооруженных сил, наиболее развитые страны уделяют большое внимание их подготовке и оборудованию как театров военных действий будущих войн и военных конфликтов.
Военные аналитики в первую очередь учитывают, что на формирование океанских и морских ТВД, а также на боевую деятельность сил флотов значительное влияние оказывают военно-географические условия, которые представляют собой совокупность факторов, включающих военно-политические, экономико-географические, физико-географические условия и их оперативное оборудование.
Влияние каждого элемента военно-географических условий на боевые действия сил флота носит комплексный характер и в значительной степени зависит от развития средств вооруженной борьбы на море, состояния военно-морских сил, их способности действовать в различных условиях географической среды Мирового океана. При рассмотрении физико-географических факторов особо следует выделить гидрометеорологические и гидроакустические условия в период планирования и ведения боевых действий силами флота.
Богатства Мирового океана для возрождения России
Мировой океан дан всему человечеству самой природой. И все государства имеют равные права на его использование. Поэтому сегодня особенно важно не допустить раздела Мирового океана по праву сильного, а определить с учетом исторической преемственности правовой режим и нормы эксплуатации его природных ресурсов, чтобы обеспечить эволюционное развитие цивилизации и безопасность на морях и океанах. В наступившем столетии беспрецедентное возрастание роли Мирового океана является объективной реальностью. В XXI в. человечество будет вынуждено вовлекать в промышленный оборот эти практически неисчерпаемые кладовые минерального сырья.
Освоение боевого и промышленного пространства Мирового океана — огромная по своим масштабам, комплексная проблема, по своей сложности сравнимая с освоением Космоса, и она, безусловно, потребует значительной концентрации производственных, финансовых ресурсов государства, объединения творческих усилий ведущих отечественных разработчиков подводных и иных морских технологий, а также других отраслей промышленности. Каждый шаг на пути в океанические глубины требует прорывных инновационных научно-технических решений, значительных затрат. Но они стоят того, если мы не хотим оказаться запертыми и уничтоженными в пределах своих континентальных сухопутных границ. Эти шаги необходимо предпринять в кратчайшие сроки, даже несмотря на наличие груза очевидных финансовых, научно-технических и организационных проблем современной России. Планы США по развитию своих ВС
Взгляды США на дальнейшее развитие своих ВС отражены в Четырехлетнем обзоре оборонной политики, представляющем важный этап на пути к полному институциональному оформлению процессов реформирования и реструктуризации американских Вооруженных сил с учетом баланса между насущными потребностями ВС сегодняшнего дня и вероятными угрозами будущего.
По мнению американских аналитиков «сложность ситуации в сфере безопасности будет возрастать. Растущий спрос на ресурсы, быстрая урбанизация прибрежных районов, влияние изменений климата, появление новых штаммов заболеваний и глубокие культурные и демографические противоречия в нескольких регионах — это всего лишь некоторые из тех тенденций, сложное взаимодействие которых может спровоцировать или усугубить будущие конфликты».
Наряду с программами модернизации обычных и стратегических сил повышенное внимание будет уделяться новой концепции воздушно-морских операций, нанесению ударов на большую дальность, действиям в космосе и киберпространстве с направлением в эти области большего объема инвестиций.
При постановке задач Военно-морским силам в Четырехлетнем обзоре оборонной политики отмечается следующее: «ВМС США будут и далее способны осуществлять операции по обеспечению передового присутствия и переброске сил одновременно с наращиванием сил и средств и взаимодействия с морским флотом целого ряда партнеров. Оперативное наращивание средств ПРО морского и наземного базирования позволит удовлетворить требования командиров боевых кораблей и союзников в нескольких регионах».
В соответствии с утвержденной стратегией командование ВМС США осуществляет программу радикального обновления боевого состава ВМС с целью придания им принципиально новых боевых возможностей. Современная концепция развития ВМС США отражена в документе «Морская мощь 21», включающем такие компоненты как: морской удар (нанесения продолжительного точного и мощного упреждающего удара с моря), морской щит (возможность ВМС США создать гарантированную оборону своей безопасности по всему миру), морское базирование (возможность повысить оперативную независимость и поддержку объединенных сил США).
По замыслу американцев, для создания эффективной морской мощи требуется применение современных и перспективных технологий, новой организации структуры флота и способов его оперативного применения. Они исходят из того, что зоны и сферы влияния потенциальных противников в Мировом океане расширяются, морские зоны, прилегающие к территории России, ранее недоступные для ВМС иностранных государств, в том числе российский сектор Арктики, Балтийское, Черное, Охотское моря, активно осваиваются. Темпы развития морских технологий показывают, что до 2035 г. произойдут коренные изменения в использовании Мирового океана как особой сферы вооруженной борьбы. Военно-морские силы иностранных государств обретают новый облик. В конструкциях кораблей внедряются роботизированные системы оружия, применяются технологии малозаметности «стелс», что дает возможность наносить внезапные высокоточные удары практически по всем морским и наземным целям. Развивается система глобальной разведки, в том числе, и подводной. Все ведущие страны мира имеют долгосрочные программы развития своих военно-морских сил, с выделением соответствующих ассигнований.
Как показывают события последних лет, политическая, военная и экономическая стратегия США в вопросах доступа к ресурсам Мирового океана и силового доминирования на его просторах пересекается с национальными интересами Российской Федерации. Одним из инструментов давления является нарастающая угроза сетецентрической войны с широкомасштабным применение роботов во всех сферах боевого пространства, включая морскую среду.
Согласно стратегической концепции «Морская мощь 21»: «До 2020 г. ВМС США должны создать в Мировом океане глобальную систему борьбы с флотами противников, суть которой отказ от устаревшего способа борьбы «корабль против корабля». Эта система будет основываться на применении дистанционно управляемых аппаратов, дистанционной передаче данных об обстановке и применении высокоточного морского оружия».
Развертывание средств и систем подводного мониторинга в Мировом океане осуществляется в рамках широкомасштабных программ контроля над состоянием окружающей среды.
В будущей войне, к которой ускоренными темпами готовится военно-политическое руководство США, его ВМС и авиация становятся главными носителями тысяч крылатых ракет и морских боевых роботов. Но уже к 2030 г. американским силам придется считаться с вероятностью океанских сражений с сильными флотами соперников, в первую очередь, с ВМФ Китая. Морское базирование
На карте Мирового океана в настоящее время существует более 300 морских районов, на которые претендуют два и более государств. Этот факт обусловливает необходимость развития военно-морских сил в первую очередь. Для Российской Федерации роль Военно-морского флота приобретает исключительное значение.
Реалии нынешнего этапа развития человечества свидетельствуют, в условиях конечности сырьевых и энергетических запасов на материке, значение Мирового океана, обладающего биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами, неуклонно возрастает. Сырьевой потенциал океана многократно превышает наземный. Запасы энергоносителей дна мирового океана (нефть, газ, гидрометаны) оцениваются в более чем 10 трлн тонн условного топлива, 90 % объема морских перевозок приходится на транспортировку продовольственных и сырьевых ресурсов, более половины всех перевозимых флотами грузов составляют нефть и нефтепродукты. Для защиты национальных интересов и обеспечения безопасности с океанских и морских направлений государства должны обладать сетью развитых морских баз и стартовых позиций высокоточного оружия.
Сеть рассредоточенных морских баз может состоять из многочисленных платформ, включая атомные или неатомные авианосцы, многоцелевые эсминцы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки, в том числе со спецназом для поддержки объединенных действий. Конструкции будущих воздушных, надводных и подводных платформ-носителей разрабатываются на принципах открытой архитектуры, адаптированных к разнообразным по массе, вооружению, размерам подводных роботов. Угроза массированного удара с моря приобретает новое содержание — скрытный, практически неконтролируемый средствами наблюдения внезапный удар морскими роботами.
Возможность беспрепятственного доступа в океанские глубины и их практического использования отнесена к числу жизненно важных национальных приоритетов. Континентальный шельф Арктики, абиссальные равнины Мирового океана стали реальной средой конфликтных экологических, экономических, социальных и политических интересов ведущих мировых держав. Министерством обороны США еще в 1994 г. был утвержден генеральный план развития боевых роботов для ВМС «The NAVY UUV Master Plan». Близкий по содержанию программный документ «Battlespase Accsess Umanned Underwater Vehicles» был принят Министерством обороны Великобритании в 2003 г. Эти планы органично вошли в стратегическую концепцию «Морская мощь 21». Командование ВМС США и их союзники по НАТО радикально пересмотрели свои взгляды на характер ведения будущей войны на море, поставив главной целью минимизировать риск собственных человеческих и материальных потерь за счет технологического превосходства в морском оружии и технических средствах наблюдения. Американцы считают, что морское базирование ускоряет развертывание экспедиционных сил, подготавливая США к решительным действиям в период кризиса. Кроме этого, быстротечные стратегические морские перевозки будут иметь главное значение, и играть решающую роль во время крупного прибрежного конфликта. Для решения этой задачи необходимо создавать новые быстроходные транспорта, которым не обязательно заходить в порт для разгрузки. В результате их использования можно обеспечить максимальную свободу оперативного маневра силами. Военные операции, в том числе и морские, в XXI в. достигнут наибольшей эффективности благодаря ускоренному развитию сил и средств объединенного материально-технического обеспечения. Морское базирование сил МТО должно дать основным силам возможность повысить их боевую устойчивость и свободу оперативного маневра. Этому должны способствовать все программы ВМС.
В итоге, по мнению американцев, произойдет окончательный переход от берегового базирования к морскому базированию. С учетом большой продолжительности цикла создания новых боевых кораблей, а также динамизма устаревания их ТТХ и постоянного изменения геополитической ситуации, руководство ВМС США ежегодно представляет Конгрессу 30-летний план кораблестроения на ближнюю, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Таким образом, план военного кораблестроения США включает три кораблестроительных программы. На ближнесрочный период намечено увеличение темпов строительства кораблей прибрежной зоны и высокоскоростных кораблей объединенных сил JHSV. Перспективы развития ПЛАРБ вынесены за рамки 30-летней кораблестроительной программы. Требования, предъявляемые к новой ПЛАРБ, отражаются в специальном обзоре ядерного потенциала США. Расчетная стоимость замены ПЛАРБ типа «Ohio» превышает сумму 85 млрд долл. Приобретение ядерного оружия для ВМС финансируется по линии Минэнерго. Основной задачей, стоящей перед силами флота в свете будущей войны на море, будет «флот против берега». Решать эту задачу ВМС будут в воздушно-космической морской ударной операции высокоточным оружием. Подобная операция примет глобальный пространственный размах. Носители высокоточного оружия будут наносить удары из зоны Атлантического, Северного Ледовитого, Индийского и Тихого океанов. ВМФ России
В условиях прогнозируемых войн шестого поколения основными формами решения задач для ВМФ станут участие в стратегической операции по уничтожению важных экономических и военных объектов с применением как ядерного (в ограниченных регионах и особых случаях), так и неядерного оружия, а также морские операции по срыву ударов высокоточным оружием с морских и океанских направлений в зоне Северного и Тихоокеанского флотов. Силы Балтийского и Черноморского флотов будут вести морские операции по уничтожению корабельных группировок и действия по защите флангов приморских фронтов. Успех операций во многом будет определяться результатами информационного противоборства и состояние развития систем высокоточного оружия.
Несколько слов о современном состоянии и перспективах развития отечественного ВМФ, который в настоящее время начал очередное в своей истории возрождение.
По данным, представленным в Интернете, Военно-морской флот России включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский флот, Черноморский флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, а также Каспийскую флотилию. По данным на конец 2010 г., в течение пяти лет (с 2011 до конца 2015 г.) в боевой состав ВМФ РФ должны войти 35 кораблей: четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955/955А/955У, два многоцелевых атомных подводных ракетных крейсера (МПЛАТРК) проекта 855/855М, две дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 и три проекта 636.3, два фрегата проекта 22350 и три проекта 11356М, пять корветов проекта 20380 и один проекта 11661К, пять малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631, два малых артиллерийских корабля проекта 21630, два больших десантных корабля (БДК) проекта 171, 4 десантных вертолётоносных кораблей-доков «Мистраль». По данным Минобороны РФ на январь 2013 г., боевой состав Военно-морского флота РФ до 2016 г. пополнят 18 боевых надводных кораблей, 6 многоцелевых и стратегически подводных лодок и 30 катеров специального назначения, о также около 80 судов обеспечения различных классов и предназначения, что позволит существенно повысить эффективность выполнения задач. По данным российского военного ведомства, это будут буксирные рейдовые суда различного предназначения, рейдовые водолазные катера, универсальные аварийно-спасательные платформы модульного типа и плавучие краны. Более 40 надводных военных кораблей (дальней и ближней морских зон) и катеров в настоящее время строятся на верфях РФ. В госпрограмме вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) для переоснащения ВМФ заложено около 4,7 трлн руб. В 2011 г. на строительство атомных подводных лодок, фрегатов, судоремонт и техническое обслуживание кораблей в федеральном бюджете выделено 85 млрд руб., в текущем — свыше 93 млн руб. Однако по-прежнему значительная часть кораблей ВМФ России остается небоеспособной и числится в боевом составе лишь номинально, а дальние походы отдельных крупных боевых кораблей не обходятся без сопровождения спасательных буксиров. В период с 2008 по 2011 гг. ВМФ пополнился пятью новыми боевыми кораблями: ДЭПЛ Б-90 «Саров», ДПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», АПЛ К-152 «Нерпа» (передана в лизинг Индии), фрегат «Ярослав Мудрый», корвет «Стерегущий».
Министерство обороны заключило контракты на строительство ещё 11 корветов, 6 фрегатов, 5 дизельных подводных лодок, 2 атомных подводных лодок, 4 подводных стратегических ракетоносцев, 5 малых ракетных кораблей, 2 малых артиллерийских кораблей, 2 больших десантных кораблей.
Для сравнения, советский ВМФ в конце 1980-х гг. имел в своём составе: 4 авианосных крейсера, 2 противолодочных крейсера-вертолётоносца, около 160 надводных кораблей дальней морской зоны (крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей и сторожевых кораблей 1-го ранга). К 2011 г. в составе ВМФ России боеспособны только один авианосный крейсер, четыре крейсера, 6 эсминцев, десять больших противолодочных кораблей и пять сторожевых кораблей. Всего около 25 единиц надводных кораблей 1-го и 2-го рангов.
В рамках ГПВ-2020, до 2020 г. для ВМФ предполагается построить до десяти ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и столько же — многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень», двадцать дизельных (НАПЛ) подводных лодок, шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка» и четырнадцать — лодки доработанного проекта 677 «Лада», четыре вертолётоносца «Мистраль», восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356, тридцать пять корветов, из них не менее двадцати корветов проектов 20381 и 20385, не менее девяти малых ракетных кораблей проекта 21631, шесть больших десантных кораблей проекта 11711, серию базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит», не менее десяти малых десантных кораблей на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь». Дополни тельно планируется провести крупномасштабную модернизацию ТАВКР проекта 1143 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (с 2012 до 2017), четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан»: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Петр Великий» (до 2020) и подводных лодок проекта 949А «Антей».
Заканчивается проектировка нового эскадренного миноносца с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). На основе перспективного проекта планируется построить до 2022 г. 6 таких кораблей.
В течение 15-20 лет ВМФ России также должен получить 14-16 новейших эсминцев. Строительство первого эсминца может начаться уже в 2012 г. Угрозы национальной безопасности РФ в регионах Мирового океана
Значение Атлантического океана обусловливается как политическими, экономическими, военно-стратегическими факторами, так и особенностями географического положения. На побережье и островах Атлантического океана расположено более 80 государств с населением около 1,5 млрд человек. По Атлантическому океану проходят главные транспортные артерии западных стран, от непрерывного функционирования которых зависит их экономика. Поэтому военное руководство блока НАТО считает бассейн Атлантического океана главным океанским ТВД и сосредоточивает здесь основные силы своего военного флота. Оперативно-стратегическое значение бассейна Атлантического океана для ВМС США и других стран НАТО заключается ещё и в том, что на его акватории располагаются основные стартовые позиции атомных ракетных подводных лодок и районы маневрирования авианосных соединений. На Атлантике находится 70% корабельного состава флотов США и их союзников по НАТО. По наличию морских баз, систем связи и радионавигации, средств наблюдения и разведки Атлантика занимает первое место среди других районов Мирового океана. В настоящее время в бассейне Атлантического океана сформировался наиболее опасный плацдарм агрессии, нацеленный на завоевание мирового господства, а также направленный против независимых государств, выступающих против экспансии США и других стран НАТО. По оценке военных аналитиков, Атлантический океан является важнейшим театром военных действий. Зона Индийского океана также является одним из важнейших районов приложения сил государств-участников блока НАТО, что связано с усилением борьбы за влияние в странах «третьего мира», обострением энергетической проблемы, нарастанием борьбы развивающихся стран за свою экономическую и политическую независимость. На побережье Индийского океана расположены государства, население которых составляет 1,2 млрд человек. В ряде районов Индийского океана сформировались крупные узлы международных противоречий (на Красном море, в Персидском заливе, Южной и Юго-Восточной Азии, на юге Африки).
Экономическое значение бассейна Индийского океана определяется наличием богатейших источников сырьевых ресурсов в выходящих на его побережье странах, и, прежде всего, уникальных месторождений нефти Ближнего и Среднего Востока. В районе Персидского залива сосредоточено более 60% запасов нефти мира. На страны Индийского океана приходится около 70% олова, 45% хрома, 30% марганцевой руды, 20% меди, свыше 70% золота, более 85% производства натурального каучука. Кроме того, имеются крупные запасы урана, железной руды, каменного угля, алмазов, платины, сурьмы, бокситов и другого стратегического сырья.
Используя военно-географические особенности Тихого океана, США уже в мирное время создали и развернули на наиболее вероятных оперативно-стратегических направлениях сильные группировки ВМС (3-й и 7-й флоты), включающие наступательные силы стратегического (ПЛАРБ типа «Огайо») и общего назначения (ПЛА с ракетами «Томагавк» и авианосцы). В целях обеспечения эффективности действий этих группировок командование ВМС США и их союзники проводят активные мероприятия по оперативному оборудованию Тихого океана. Совершенствуются военно-морские базы, пункты базирования, порты, аэродромы. Создана и постоянно функционирует система противолодочного наблюдения, основу которой составляет стационарная система СОСУС, развернутая в восточной, центральной и западной частях Тихого океана. Совершенствуется система управления, связи и радионавигации. ВМС на Тихом океане располагают развитой сетью радиосвязи, воздушно-космической, кабельной, радиорелейной и тропосферной связью. Радионавигационное обеспечение ВМС США осуществляется с помощью космических и береговых радионавигационных систем.
Наиболее сложная обстановка по обеспечению национальной безопасности России сложилась в Арктике. Арктический регион представляет огромное экономическое и оборонное значение с точки зрения геополитических и стратегических интересов России. Наивысшее значение арктический фактор в военной политике приобрел в 1980-е гг., когда США и СССР начали активно использовать подводный флот в Северном Ледовитом океане. Американцы считали, что развертывание советских подводных лодок в Баренцевом и других северных морях не только позволило Советскому Союзу получить преимущество на арктическом ТВД, но и серьезно изменить общий военный баланс между двумя странами. По мнению американских экспертов, «Арктическая оперативная зона дает преимущество Советскому Союзу в том, что позволяет советским подводным лодкам избежать риска обнаружения в более низких широтах». Кроме того, использование в Арктике подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) позволяло Советскому Союзу резко уменьшить подлетное время до целей на территории США. Дополнительная сложность для США заключалась и в том, что большинство американских систем слежения за ракетными пусками были направлены в сторону Атлантического и Тихого океанов. В этих условиях Соединенные Штаты были вынуждены резко увеличить количество своих противолодочных подводных лодок в северном регионе и усилить акцент на подготовке подводных лодок к ведению боевых действий подо льдом.
Интерес США к Арктике резко возрос в 2006-2007 гг. Этому способствовало, с одной стороны, активизация выступлений ученых о потеплении климата, которое скажется на всех аспектах жизни современного человечества. С другой стороны, рост цен на энергоресурсы и многочисленные прогнозы о грядущих «ресурсных войнах» не могли не привлечь внимание к энергетическим богатствам Арктики. Свою роль в усилении интереса к региону сыграла и российская экспедиция в Арктику летом 2007 г., которая должна была доказать, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Это позволило бы России претендовать дополнительно на 1,2 млн кв. км территории за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Спуск двух российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2» на дно в районе Северного полюса и установка там российского флага (2 августа 2007 г.), по сути, дали официальный старт нового этапа борьбы за богатства Арктики, в том числе и в военном плане.
27 сентября 2007 г., выступая в Вашингтоне на конференции, посвященной проблемам национальной безопасности США, командующий Береговой охраной адмирал Тед Аллен заявил, что, если Соединенные Штаты собираются участвовать в борьбе за ресурсы региона, они должны рассмотреть возможность создания передовых оперативных баз, которые можно было бы задействовать при возникновении здесь различных кризисных ситуаций. Командующий 17 районом ответственности Береговой охраны США контр-адмирал Артур Брукс заявил: «Северные границы Арктики становятся новой зоной наблюдения для Береговой охраны. Мы расширяем зону нашего патрулирования в связи с увеличе нием хозяйственного освоения региона и из-за необходимости знать, что происходит в этом регионе».
Основное внимание при планировании морских операций в Арктике, направленных против РФ, руководство ВМС США по-прежнему уделяет боевому использованию подводных лодок. С этой целью, начиная с 2007 г., в водах Арктики возобновились подледные плавания АПЛ на регулярной основе (не менее одного похода в два года). Подводные лодки — единственный тип боевых кораблей, которые могут самостоятельно действовать в Северном Ледовитом океане на круглогодичной основе, практически не требуя наличия надводных сил для их охраны и обеспечения боевой устойчивости.
Для использования атомных подводных лодок в США была разработана программа их модернизации. Для АПЛ класса «Лос-Анджелес» «арктический набор» включал установку выдвижных горизонтальных рулей на носу судна; усиленную защиту боевой рубки; специальную подводную камеру видеонаблюдения, гидролокатор и сверхчувствительную звукоулавливающую аппаратуру для наблюдения за толщиной и движением льдов. Аналогичная аппаратура устанавливается и на подводные лодки класса «Вирджиния». Планируя ежегодные подледные походы, американцы преследуют цель, «чтобы все подводные лодки США могли действовать в условиях Арктики». В январе 2011 г. Управление военно-морских исследований ВМС объявило о возобновлении программы по использованию подводных лодок для проведения научно-исследовательских работ в водах Арктики. В годы холодной войны «Программа исследований в высоких широтах» (High Latitude Program) предусматривала сбор научных данных в Арктике для обеспечения национальной безопасности США. Важность данной программы в новых условиях особо подчеркивалась в «Дорожной карте» ВМС: «возобновление данной программы, уделяющей особое внимание изучению толщины льдов с помощью подводных лодок, позволит лучше спрогнозировать изменение количества льда в Арктике в будущем и более точно определить временные сроки расширения доступа к региону».
Решение о выделении средств на использование подводных лодок для сбора научных данных в Арктике было принято в США в апреле 2010 г. Ежегодные расходы на эту программу с 2012 по 2016 фин. гг. составят 4-5 млн долл., а общая стоимость достигнет 20 млн долл. В 2011 г. решением президента США определены зоны ответственности командований в Арктике, тем самым завершен процесс модернизации управления ВМС США в этом важнейшем регионе. В целом, современная военно-политическая обстановка в Арктике характеризуется: - не снижающейся военной и разведывательной активностью стран НАТО вблизи российских границ; - повышением интереса иностранных государств и отдельных фирм к изучению и освоению месторождений Арктики и Северного морского пути;
- неурегулированностью разграничения морских пространств России с США. В соответствии с российско-американским договором 1990 г. о разграничении морских пространств в Беринговом море (печально известное «Соглашение Бейкер-Шеварднадзе»), США уже получили 74 тыс. кв. км континентального шельфа. Однако в США дополнительно к этому 20 тыс. кв. км шельфа считают спорными и продолжают предъявлять претензии на острова Врангеля, Геральда и ряд других в Беринговом море. К счастью, Соглашение от 1.06.1990 г. между СССР и США до настоящего времени не ратифицировано. Аналитики должны ещё и ещё раз изучить данную проблему. Это важнейший для России вопрос, так как запасы минеральных ресурсов и стратегического сырья на континентальном шельфе Северных российских морей составляют 80-90% общих запасов известных на сегодня российских месторождений. Только запасы нефти у побережья острова Колгуев, полуостровов Ямал и Таймыр в 4-5 раз превышают запасы нефти на Аравийском полуострове.
В целом, проблемы освоения и использования Арктики и Северных территорий в XXI в. для нас должны быть выделены в качестве важнейших, в связи с особыми национальными интересами: экономическими, оборонными, геополитическими, научными. Экономические интересы России в Арктике обусловлены также сосредоточением в этом регионе ряда важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей и далекой перспективе. Исследования рек Индигирки, Лены, Колымы свидетельствуют о содержании алмазов до 100 карат на 1 тонну песка, золота до 10 грамм на 1 куб. м песка, что существенно превышает аналогичные показатели реки Оранжевая в ЮАР.
Оборонные интересы России в Арктике связаны с базированием здесь основной части морских стратегических ядерных сил (МСЯС) страны, а также необходимостью защиты протяженной государственной границы в Северном Ледови том океане. Геополитические интересы России в Арктике объясняются ее особым географическим положением и пересечением в этом регионе интересов многих стран, как арктических, так и не арктических. Научные интересы России в Арктике обусловлены тем, что соответствующее научное и научно-оперативное обеспечение является необходимым условием всех видов деятельности в этом регионе, а также важнейшей ролью Арктики в формировании и протекании глобальных процессов на Земле. На Западе, в регионе Балтийского моря, источниками напряженности могут стать: дальнейшее продвижение блока НАТО на Восток, требования ряда стран по демилитаризации Калининградской области, территориальные претензии Литвы (на Куршскую косу), неурегулированность вопроса о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа между РФ и Литвой.
В настоящее время в НАТО создан специальный рабочий орган — комитет по организации оказания помощи странам Балтии в создании объединенной балтийской бригады кораблей и объединенной системы контроля воздушного пространства и управления воздушным движением. В г. Щецине функционирует штаб объединенного германо-датско-польского армейского корпуса.
Военно-политическая обстановка в Балтийском регионе, несмотря на свою кажущуюся стабильность, накапливает потенциал для серьезных и необратимых изменений. Активизация деятельности объединенных вооруженных сил НАТО у границ Калининградской области, антироссийская направленность внешней политики стран Балтии, наличие территориальных, этнических, экономических противоречий уже в ближайшее время могут восстановить в регионе ситуацию, характерную для времен «холодной войны». Для РФ Калининградская область имеет исключительное значение не только как район, обладающий единственными незамерзающими портами на Балтийском море, но и как форпост Вооруженных Сил РФ в Западном регионе, особенно в свете решения НАТО и США о размещении системы ПРО в Европе. Особенно волнуют требования европейских стран по демилитаризации и приданию особого статуса Калининградской области. Они полагают, что законное стремление России укрепить военную мощь на Балтике может существенно затруднить процесс создания коллективной безопасности в зоне Балтийского моря. По существу страны Европейского союза выступают за выход Калининградской области из состава России, имея конечной целью — вытеснение РФ из данного региона. Заключение
Россия выступала и всегда будет выступать за безусловное соблюдение суверенных прав прибрежных государств в вопросах освоения и использования их территориальных вод и исключительных экономических зон, а также намерена добиваться равных возможностей для всех государств в районах открытого моря, недопущения каких бы то ни было дискриминационных действий по отношению к ней и любому другому государству.
Военно-стратегические интересы России в Мировом океане определяют ведущую роль в обеспечении политического влияния нашей страны на мировые процессы, в сдерживании угроз ее безопасности, охране морских границ, повышении международного авторитета.
Военно-морской флот сегодня, как никогда, является объективной необходимостью, важнейшим инструментом обеспечения национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах.
В Мировом океане должны быть сосредоточены значительные по составу и ударной мощи группировки ВМФ, способные защитить жизненно важные интересы России.
Допустить критического снижения боевых возможностей отечественного ВМФ в сложившихся условиях нельзя. Объективно требуется разработка концепции ВМФ России XXI века в интересах кардинального укрепления ее обороноспособности на морских границах.
|