proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/04/2014]     Альтернативные виды топлив

В.Н.Половинкин, засл. деятель науки РФ, д.т.н., проф.

Процесс массового внедрения альтернативных видов топлива (АВТ) неизбежен, так как определяется объективными причинами ограниченности запасов нефти в мире и возрастающими требованиями по экологии. Наибольшие перспективы, особенно в нашей стране, имеют те альтернативные виды топлива, исходную основу которых составляет природный газ. Как моторное топливо массового использования, природный газ имеет наилучшие перспективы.



Проблема создания АВТ обусловлена следующими глобальными соображениями:

- альтернативные виды топлива, как правило, экологически безопасны, при горении обеспечивают меньше выбросов, усиливающих смог, загрязнение воздуха, способствующих глобальному потеплению;

- большинство АВТ производится из неисчерпаемых, возобновляемых ресурсов и запасов;

- использование АВТ позволяет любому государству повысить энергетическую независимость и безопасность;

- разработка АВТ имеет достаточно продолжительную историю.

На практике альтернативные виды топлива классифицируются:

по составу: углеводородно-кислотные (в первую очередь этиловые и метиловые спирты), эфиры, эстеры (сложные эфиры, образующиеся при соединении кислот со спиртами), водородные топлива с добавками.

По агрегатному состоянию: жидкие, газообразные, твердые.

По объемам использования: полностью, в качестве добавок.

По источникам сырья для производства: из угля, торфа, сланцев, биомассы, горючего газа, твердых промышленных отходов, электрической энергии и др.

По мнению специалистов, основными видами альтернативного топлива принято считать:

- природный газ (компримированный, сжатый, сжиженный, охлажденный);

- газовый конденсат (жидкие смеси высококипящих углеводородов);

- диметилэфир (синтетическое преобразование газа в жидкое состояние);

- шахтный метан;

- этанол и метанол (простейшие спирты: метиловый СН3ОН и этиловый СН3СН2ОН). - электрическую энергию;

- биодизельное топливо («биодизель»), биотопливо, биогаз;

- воздух;

- водород;

- воду.

Доля альтернативного топлива в общем объеме потребления топлив и прогноз дальнейшего развития производства АВТ отражены в табл.1


Табл. 1 Доля АВТ в общем объеме потребления топлив (%)


Годы
Биотопливо
Природный газ
Водород
Все альтернативные источники
2005
2
0
0
2
2010
6
2
0
8
2015
5
7
2
14
2020
8
10
5
23

Примерная классификация альтернативных топлив представлена на рис.1.



Рис.1 Классификация альтернативных видов топлива


Развернутая в настоящее время ускоренная разработка альтернативных видов топлива фактически представляет собой возвращение к истокам зарождения промышленной энергетики. Историю «борьбы» углеводородного и альтернативного топлив можно проследить по следующим датам:

- 1826 г. Американский изобретатель Сэмюэль Мори создает и патентует двигатель, работавший на спирте и скипидаре.

- 1876 г. Немецкий изобретатель Николас Отто создает первый в мире четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, работавший на этаноле.

- 1895 г. немецкий инженер и изобретатель Рудольф Дизель создает дизельный мотор, который работал на арахисовом масле. Более того, длительное время Р. Дизель считал, что растительное масло - более перспективный вид топлива для его двигателя.

- 1896 г. Американский изобретатель Генри Форд изготавливает свой первый автомобиль ("квадрицикл"), двигатель которого работал на спирте. В 1908 г. Г.Форд выпустил в продажу свою знаменитую "Модель Т" - первый в истории массовый автомобиль, который мог работать на бензине, этаноле и смеси обоих видов топлива. Г. Форд прибег к использованию этанола, исходя и из экономических соображений: с 1861 г. в США действовали высокие налоги на спирт, введенные во время Гражданской войны. В 1906 г. налоги на спирт были резко уменьшены, что сделало цену этанола сопоставимой с ценой бензина. Кроме того, будучи фермером, Г. Форд считал, что "спиртовое" автомобилестроение будет способствовать развитию сельского хозяйства.

- 1899 г. В Германии искусственно уравнены цены на этанол и бензин с целью поощрения местных сельхозпроизводителей и уменьшения объема импорта нефти.

- 1907 г. Первая ценовая война этанола и бензина. После начала добычи нефти в Техасе бензин подешевел до 5 центов за литр, при стоимости спирта 7 центов. Цена спирта упала после того, как его начали производить из отходов сахарной промышленности.

- 1914 - 1918 гг. Во время первой мировой войны автомобили большинства стран наряду с бензином использовали этанол.

- Начало 1920-х гг. В США и многих странах Европы продаются: Koolmotor, Benzalcool, Moltaco, Lattybentyl, Natelite, Alcool, Agrol - смеси бензина и спирта. Франция обязывает нефтяные компании покупать этанол из расчета 10% их нефтяного импорта. Причиной этого были опасения, что мировых запасов нефти хватит не более чем на четверть века. Спирт виделся единственной альтернативой бензину.

- 1923 г. Этанол используется нефтяниками: американская компания «Standard Oil» первой начала добавлять этанол в бензин, чтобы повысить октановое число и улучшить работу двигателей. Обычно для этих целей в бензин добавлялось 6-12% спирта.

- 1925 г. Большинство стран Европы вводят законы, обязывающие энергетические компании смешивать бензин и этанол.

- 1933 г. В США поощряется изготовление этанола, таким образом власти пытались обеспечить заказами фермеров в разгар "Великой Депрессии".

- 1937 г. Окончательная и казавшаяся бесповоротной ценовая победа бензина над спиртом. 1 литр бензина в США стоил 5 центов, 1 литр этанола - 8.

- 1941-1945 гг. Во время второй мировой войны в США в бензин, предназначенный для использования невоенными организациями и частными лицами, добавлялось до 30-35% этанола. Аналогичные меры предприняли Великобритания и Швеция. После окончания войны и резкого снижения цены на нефть, этанол вновь перестал пользоваться популярностью и полностью исчез на рынках.

- 1974 г. В США принят закон, ставящий своей целью заинтересовать бизнес и население в использовании этанола в качестве автомобильного топлива. Причиной этого стало введение в 1973 г. арабскими государствами-экспортерами нефти эмбарго на поставку нефти в США, Японию и Западную Европу, из-за чего цены на бензин выросли в пять раз.

- 1978 г. В США начаты продажи автомобильного топлива, представлявшего собой смесь бензина и спирта. Смесь на треть была дешевле чистого бензина за счет налоговых льгот, предоставленных федеральными властями. Впоследствии эти льготы были увеличены.

- 1979 г. Этанолом в качестве добавки к автомобильному топливу заинтересовались крупнейшие энергетические компании, начавшие производить подобные смеси. Первопроходцем стала компания «Amoco», по стопам которой пошли «Ashland», «Chevron», «Beacon» и «Texaco».

- 1980-1984 гг. На проекты, связанные с развитием биоэнергетики, США выделили беспрецедентную сумму - около $1 млрд. На тот момент в США действовало 10 предприятий, производящих этанол (в 1970 г. не было ни одного, в 1984 г.  - более 160-ти). Американский бизнес получил серьезные льготы. Государство списывало с налогооблагаемой базы до 90% их расходов на строительство спиртзаводов. Кроме того, федеральные агентства обязывались приобретать львиную долю производимого спирта. Были подняты таможенные тарифы, чтобы исключить демпинг со стороны иностранных производителей этанола, и запрещена его перепродажа. Тем не менее, к середине 1980-х гг. многие производители этанола вышли из бизнеса из-за резкого падения цен на бензин.

К 1985 г. закрылось более половины спиртзаводов. Впоследствии США неоднократно вводило новые льготы для производителей этанола.

- 1988 г. Новый всплеск интереса к этанолу. В США приняты законы, регулирующие уровень эмиссии - спирт стал идеальной добавкой для уменьшения вредных выхлопов автомобиля. Впоследствии использование бензиново-этаноловых смесей стало обязательным для общественного транспорта крупных городов, особо страдавших от смога.

- 1989 г. В Дании начато общенациональное использование этанолово-бензиновой смеси.
- Начало 1990-х гг. Во Франции начат промышленный выпуск "диестера" - биодизельного топлива, производимого из рапсового масла. С помощью диестера составляются дизельные смеси: 5% диестера добавляется в дизельное топливо, предназначенное для использования обычными автомобилями, 30% диестера - в топливо для машин общественного транспорта.
- 1995 г. В США разразился неурожай кукурузы, цены на этанол выросли вдвое.

- 1997 г. Крупнейшие автопроизводители США вновь начали выпускать автомобили, способные использовать в качестве топлива бензиново-этаноловую смесь E85. Однако автолюбители продолжали использовать бензин из-за отсутствия E85 на подавляющем большинстве АЗС.

- 2003 г. Ряд штатов США начинают реализацию программ по переводу автомобильного парка на этаноловое топливо.

- 2004 г. Мировые цены на нефть выросли на 80%, цены на бензин в США - на 30%, на дизельное топливо - на 50%. Американские производители этанола произвели рекордное количество спирта. Крупные нефтяные компании начинают инвестировать в компании, специализирующиеся на производстве спирта и биодизельного топлива.

В последующие годы тенденции увеличения производства альтернативного топлива сохранялись, особенно это характерно для европейских государств.


Для перспективного производства и применения различных альтернативных моторных топлив должны быть следующие условия:

- наличие достаточных сырьевых ресурсов при приемлемых технико-экономические показателях их добычи и переработки;

- технологическая и энергетическая совместимость с любыми транспортными силовыми установками;

- благоприятные экономические и экологические показатели процесса топливоиспользования;

- относительная безопасность и безвредность.

По сравнению с традиционными углеводородными топливами альтернативные виды топлива:

- имеют, как правило, более низкую теплотворную способность;

- часто содержат такие примеси, как фосфаты, хлор и тяжелые металлы;

- большинство альтернативных видов топлива обычно используют одновременно, использование ископаемого топлива обычно ограничено одним или двумя видами;

- альтернативные и ископаемые виды топлива имеют различные характеристики горения;

- физические и химические свойства альтернативных видов топлива значительно отличаются от аналогичных характеристик ископаемых видов топлива.


Теоретически главный претендент на достойную замену ископаемых видов топлива - водород, потому что он в принципе неисчерпаем, и представляет абсолютно чистый вид энергии. Водород целесообразно использовать в первую очередь в так называемых топливных элементах.


Биотопливо

Биотопливо – это топливо, получаемое из биологического сырья, как правило, в результате различной переработки биологических или промышленных отходов. В настоящее время в равной степени получили распространение: жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твёрдое биотопливо (дрова, брикеты, топливные гранулы, щепа, солома, лузга) и газообразное (биогаз, водород).

На практике биотоплива разделяют по поколениям:

- биотопливо первого поколения изготавливают из сахара, крахмала, растительного масла и животного жира. Основным источником его производства являются различные семена или зерна;

- биотопливо второго поколения производится из биомассы, состоящей из остаточных, непищевых растений, таких как стебли, листья, шелуха, просо, ятрофа (непищевые растения) и производственного мусора. Технологии производства биотоплива второго поколения позволяют также извлекать полезное сырье из древесной или волокнистой биомассы, содержащих целлюлозу и лигнин и представляющих собой составные углеводы (молекулы, основанные на сахаре). Из сахаров в результате брожения получается лигноцеллюлозный этанол, который на 90% уменьшает выбросы парниковых газов. Лигнин используется для получения тепловой энергии;

- биотопливо третьего поколения производится в основном из водорослей.

Принципиальная разница между биотопливом второго и первого поколений заключается в возможности использования более широкого спектра биомасс, в том числе и относительно дешевых. Эти источники включают в первую очередь непищевую биомассу, предназначенную для получения энергии растения, и иные ресурсы из биомассы: солома и отходы лесозаготовок и деревообработки и т.д. Своеобразную революцию в биоэнергетике связывают с открытием филаментозного гриба, способного преобразовывать целлюлозу в сбраживаемый сахар.

Перспективным возобновляемым источником энергии, который ряд специалистов возводят чуть ли не в ранг горючего будущего, является биогорючее, и в частности биоэтанол и биодизель. Считается, что «биодизель» – это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его. При попадании в воду биодизель не причиняет вреда растениям и животным. Кроме того, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля, что позволяет говорить о минимизации загрязнения рек и озер. Однако при оценке перспективности широкого внедрения биодизеля многие авторы стараются не упоминать расчеты аналитиков, согласно которым, «чтобы обеспечить производство этанола, необходимо будет возделать дополнительно не менее 172 млн гектаров целины (что невозможно без уничтожения лесов — «легких планеты»). В противном случае биоэнергетика может оставить людей и домашних животных без еды». О том, что рост спроса на биоэнергетику не обойдется без чрезмерной эксплуатации водных ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности в мире, говорится в докладе Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, UNEP). Как заявил директор-исполнитель UNEP Ахим Штайнер, очевидно, что необходимо сокращать зависимость от ископаемого топлива и продвигаться по пути развития экологически чистых источников энергии, но при этом нужно быть уверенными в том, «что мы не создадим проблем больше, чем решим». Аналогичные выводы делаются и в других исследованиях. В ноябре 2010 г. девять крупных сообществ по защите окружающей среды прокомментировали новое исследование Лондонского института европейской политики окружающей среды. Согласно этим комментариям, биотопливо «вреднее для климата, чем ископаемое топливо, которое оно должно заменить». Выполненные исследования наглядно показывают: возрастающее использование биотоплива приведет к увеличению выбросов в атмосферу вредного для климата углекислого газа. Кроме того, при производстве агротоплива должны быть обработаны огромные площади дополнительной пахотной земли. В соответствии с планами ЕС к 2020 г. 9,5% от всей потребляемой энергии в Европе будет приходиться на биотопливо, произведенное из масличных семян, пальмового масла, тростникового и свекловичного сахара, и пшеницы. Для достижения этой цели необходимо возделать под пахотные земли до 69 тыс. квадратных километров лесов, пастбищ и водно-болотных территорий. В результате ежегодно в атмосферу будут выбрасываться дополнительно 56 млн тонн углекислого газа. В погоне за «зеленой энергией» уже сейчас наносится невосполнимый вред природе. Для производства биогорючего власти Сингапура сожгли гигантские лесные массивы, посеяв на них масляные пальмы. Пальмовое масло будет снабжать 90 биодизельных фабрик, строящихся в Малайзии и Индонезии.

Для полного замещения биотопливом минерального топлива в Англии потребуется порядка 20 млн гектаров земли при имеющихся только 6,5 млн гектаров земли, пригодной для возделывания. Для полного замещения нефтяного топлива в США на соевое биотопливо потребуется около 100 площадей, отведенных под зерновые культуры в США.

Данную проблему можно решить, создав так называемые «энергетические леса». Например, для создания плантаций «энергетических лесов» в умеренной климатической зоне России наиболее перспективны разновидности быстрорастущих сортов тополя (волосистоплодного и канадского) и ивы (корзиночной и козьей), а в южной части страны - акации и эвкалипта. Период ротации «энергетических лесов» составляет 6‑7 лет. Принцип комбинированных посевов и посадок различных культур на одном участке хорошо известен в тропиках, где так называемые «огороды» дают урожаи различных культур на протяжении нескольких лет подряд без применения удобрений и ядохимикатов. Различные варианты комбинированных посевов и посадок разнообразных культур, включая энергетические, испытаны в одном из графств Великобритании. Там использовали тополь и ячмень в междурядьях, либо тополь, ясень, ольху с подсолнечником и люпином в междурядьях, или с горохом полевым, ячменем, клевером, зелеными культурами. Пример комбинированного использования «энергетических лесов» известен в Греции, где на плантациях шелковицы выкармливают шелковичного червя. Зимой годовой прирост ветвей обрезают и используют как биомассу. На европейской территории России, где до 80% электроэнергии вырабатывается на ТЭЦ, многие из которых расположены в лесных районах, имеются возможности для создания плантаций «энергетических лесов» либо частичного использования местных лесных ресурсов (отходы заготовки и переработки древесины).

Количество энергии, которое можно получить с энергетической плантации при урожайности 15 тонн сухой биомассы с гектара в год (теплотворная способность 15 МДж/кг), составляет 225 ГДж/га. При КПД газотурбинной электростанции 40% один гектар энергетической плантации может обеспечить экологически чистым топливом производство 252 МВт-ч электроэнергии в год.

В настоящее время рассматриваются различные схемы использования «энергетических лесов» с короткими севооборотами (с шестилетним циклом). При этом энергоотдача (отношение количества энергии, получаемой от системы, к энергетическим затратам на ее создание и эксплуатацию, включая косвенные расходы) таких энергетических плантаций колеблется между 3-4, что является вполне приемлемой величиной, если учесть, что энергоотдача для тепловых станций на угле составляет 4-5 единиц.

О возможностях России по производству и использованию биотоплива высказался главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии РАН академик Илья Моисеев: «Россия обладает крупнейшими в мире возобновляемыми запасами биомассы, пригодной для использования в энергетических целях. Доступные ее запасы эквивалентны 300 млрд кВт.час электроэнергии».

Таким образом, целый ряд ученых утверждают, что биотопливо сможет занять достойную нишу и в энергобалансе XXI века. Однако, как и в случае с другими альтернативными источниками энергии, вопрос о потенциальной эффективности развития этого вида топлива остается дискуссионным. Современный мир в первую очередь обеспокоен проблемой обеспечения питанием, а не энергетической проблемой.

При формальном рассмотрении, в мировом балансе энергопотребления биотопливо занимает существенную, а среди возобновляемых источников энергии — и преобладающую роль. Однако подавляющая доля из различных видов биотоплива приходится на традиционную биомассу, включающую в себя дрова, сельскохозяйственные отходы и другие примитивные виды топлива, используемые для приготовления еды, обогрева и других бытовых нужд в наименее развитых странах мира, в первую очередь в сельской местности. В полной мере эта категория топлива вряд ли может быть причислена к возобновляемым источникам. Существуют химический, термохимический и биологический методы производства биотоплива.

Особняком стоит относительно новый тип биотоплива — грин-дизель (Green diesel, «суперцетан», «supercetane»). Упрощенно, это смесь углеводородов дизельной фракции. Грин-дизель обладает высоким цетановым числом (характеристикой воспламеняемости) — 70-85. Грин-дизель позиционируется как улучшающая добавка к традиционным дизельным топливам.

В развитых же странах идея развитии биотоплива ассоциируется в первую очередь с производством жидкого топлива для транспортных средств: биоэтанола и биодизеля. Мировыми лидерами по производству биотоплива являются США, ЕС и Бразилия. Биоэтанол — это обычный этанол (этиловый спирт), получаемый из растительного сырья, сахарного тростника (в Бразилии) или кукурузы (в США). В ЕС наибольшее распространение получил биодизель, производимый из рапса. Но этанол может использоваться в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания только в качестве небольшой добавки к бензину, в то время как биодизель может применяться и в чистом виде. Тем не менее, наибольшее распространение в мире получил именно биоэтанол, мировое производство которого с 2000 по 2008 г. выросло с 17 до 64 млрд литров, в то время как объем получаемого биодизеля за тот же период вырос с 1 до 12 млрд литров. Несмотря на активность рекламы, биотопливо в общем объеме мирового энергопотребления играет незначительную роль, например, в области моторного топлива только 2%. Наиболее позитивный опыт производства и использования биотоплива наблюдается в Бразилии, чему способствуют климатические условия и многолетние научные исследования по производству сахарного тростника в промышленных масштабах.

В целом, объем используемого в настоящее время биотоплива составляет около 1,2 млрд т.н.э., или более 11% полного массового потребления первичных ресурсов. Под производство биотоплива отведено примерно 14 млн гектаров земли - 1% всех пахотных земель в мире. При «оптимистичном» сценарии развития биоэнергетики доля площадей, занятых под производство биотоплива, увеличиться до 3,5%. А количество пахотной земли, которая потребуется на эти цели к 2030 г., составит площадь всех тихоокеанских стран ОЭСР, (Организация экономического сотрудничества и развития), включая Австралию.

В перспективе предполагается, что доля биотоплива и отходов, используемых в развитых странах мира в качестве первичных источников энергии, достигнет к 2030 г. в общем энергобалансе примерно 7%. К 2015 г. в мире будет производиться около 35 млн т.н.э. этанола, что составляет примерно 1% мировой потребности в нефти. Наиболее оптимистичные прогнозы в долгосрочной перспективе ограничивают долю моторного топлива на основе биоэтанола величиной порядка 3-5%.

Наиболее предпочтительным сырьем для производства биодизеля в данный момент является рапс, который как сорняк растет где угодно, единственный нюанс - его надо вовремя собрать. Урожайность рапса достигает 20-25 центнеров с гектара. Но пока его только добавляют в дизельное топливо, поскольку рапсовое масло в чистом виде как топливо не используется из-за высокой вязкости (в 20 раз выше по сравнению с дизельным горючим). Масло смешивают с метанолом и получают метиловый эфир - маслометанольную смесь. Из тонны рапса получается 350 кг такой смеси. Для получения биодизеля в минеральное дизельное топливо  добавляют 30% маслометанольной смеси. Вместо ядовитого метилового спирта рапсовое масло можно смешивать с этиловым (пищевым) спиртом.

В ходе переработки масла в биодизель получают ряд дополнительных продуктов, пользующихся спросом (например, глицерин, сульфат калия).

Основными преимуществами производства биодизеля являются:

- экономический аспект для страны, где нет нефти;

- биодизель практически не содержит серы и канцерогенного бензола. Разложение этого топлива происходит в естественных условиях без вреда для природы, а в процессе сгорания в двигателе выбросы в атмосферу СО2 на 50–80% ниже, чем при работе на традиционном минеральном дизтопливе;

- растительное топливо отличает хорошая воспламеняемость, поскольку его цетановое число достигает 58, тогда как этот показатель для традиционной солярки не превышает 52;

- запасы сырья могут возобновляться ежегодно, культура не требует особого ухода в процессе выращивания;

- в ходе переработки масла получают дополнительные продукты (глицерин, сульфат натрия);

В качестве недостатков можно отметить:

- себестоимость производства выше, чем бензина и минерального дизтоплива;

- требуются дополнительные площади сельскохозяйственных земель;

- эфиры рапсового масла обладают значительной коррозионной активностью. Это чревато потерей стойкости резиновых прокладок и сальников, образованием твердых отложений в форсунках и жиклерах, забитыми топливными фильтрами и отказавшими насосами высокого давления;

- высокое содержание в отработавших газах окиси азота NOx. Содержание NOx в отработавших газах в сравнении с обычным дизельным топливом на 10-40 % больше;

- борьба с токсичностью приводит к потере мощности, а ее компенсирует больший расход топлива.

Некоторые характеристики минерального дизельного топлива и «биодизеля» отражены в табл.2


Табл.2 Характеристики минерального дизельного топлива и «биодизеля»

Характеристика
Минеральное дизельное
топливо
«биодизель»
Цетановое число
42-52
47-58
Температура застывания, 0С
-10
-9
Содержание серы
0,2
-
Зольность, %
0,03
-
Вязкость при 20 0С, мм2
3,8
7,5
Теплотворная способность, кДж/кг
42000
37000

Технологии производства биотоплива

Технологии получения биотоплива базируются на следующих процессах:

- процесс Фишера-Тропша – химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода СО и водород Н2 преобразуется в различные жидкие углероды – синтетические топлива. В качестве катализаторов могут использоваться железо, кобальт, никель.

- демитиловый эфир – метиловый эфир, метоксиметан, древесный эфир. Экологически чистое топливо. Цетановое число диметилового дизеля более 55 (нефтяного дизельного топлива 38-53). Теплота сгорания около 30 МДжкг, классическое нефтяное топливо – 42 МДжкг.

- анаэробная ферментация – разложение (брожение и гниение без доступа воздуха) сложных органических веществ, получение СО2 и СН4 (до 90%). Различают два вида основных микроорганизмов: термофилы (активные при 45-70 С), мезофилы (20-40 С). Наиболее распространена анаэробная ферментация навоза.


Рис.2 Технологии переработки биомассы в моторное топливо

Одной из наиболее распространенных технологий производства биотоплива является переработка сельскохозяйственных отходов в топливо. Производство такого топлива, получившее название SunDiesel, начала немецкая химическая компания Choren Industriers при поддержке концернов DaimlerChrysler и Volkswagen. После сушки отходы нагреваются до 400-500°С, выделившийся газ проходит ряд превращений в присутствии катализатора, и на выходе из реактора получается дизельное топливо без содержания серы и других вредных примесей. Кроме того, биодизельное топливо «СО2-нейтрально» по отношению к окружающей среде - при его сгорании в атмосферу возвращается та углекислота, что была поглощена растениями при росте. Чистота такой биосолярки тоже играет положительную роль. Испытания показали, что она позволяет удовлетворять нормы токсичности Евро 4 даже тем двигателям, которые рассчитаны только на Евро 3. По наиболее оптимистичным оценкам авторов проекта, нынешние возможности сельского хозяйства Европы способны обеспечить таким топливом от 50% до 80% всех легковых дизелей. Однако это иллюзия.

Еще один способ получения биологического дизельного топлива предполагает использование растительного сырья. Идея получать биотопливо из растительного сырья была озвучена еще Рудольфом Дизелем. Основой для биодизельного топлива служат различные компоненты, чаще всего соя, рапс, хлопок, а в последнее время ятрофа (южноамериканское растение, которое называют бутылочным деревом). Согласно технологии, семена растений пропускают через маслобойку, в которой масло отделяется от шрота – отходов маслоэкстракционного производства. Затем масло смешивают с метанолом, применяя в качестве катализатора метоксид натрия. Эту смесь очищают и получают горючее. Одна из возможных схем получения биодизеля представлена на рис.4. В процессе производства «биодизеля» из сырья выжимают масло, очищают от включений; полуфабрикат нагревают, охлаждают и дистиллируют. Биодизель - это метиловый эфир, получаемый в результате химической реакции из растительных жиров, обладающий свойствами горючего материала. Для получения метилового эфира к семи массовым единицам растительного масла добавляется одна массовая единица метанола  и небольшое количество щелочного катализатора.


Рис.3 Схема производства биодизеля

1 – низкотемпературный газовый генератор; 2 – высокотемпературный реактор; 3 – пылевой фильтр; 4 – теплообменник; 5 – подача воды; 6 – сепаратор; 7 – многотрубочный реактор; 8 – газовый компрессор; 9 – конденсор; 10 – система охлаждения; 11 – нагреватель; 12 – дистилляционная емкость; 13 – газовый электрогенератор; 14 – резервуар с готовым топливом.

Сырьём для производства биодизеля служат жирные, реже эфирные масла различных растений или водорослей. Наиболее распространены: рапс (Европа); соя (США); канола - разновидность рапса (Канада); пальмовое масло (Индонезия, Филиппины); кокосовое масло (Филиппины); ятрофа (Индия); соя, ятрофа (Африка); касторовое масло (Бразилия).

Наиболее ускоренными темпами увеличивается производство пальмового масла. Сегодня пальмовые рощи занимают площадь 8000 тыс. гектар. Мировые лидеры производства: Индонезия - 50%, Малайзия - 37%, Колумбия и Нигерия - по 2%. В 2010 г. его производство составило 19844901 тонн.

Лучшим сырьем для производства биодизеля пока считается рапс. Эта культура почти не требует ухода, дает высокие урожаи. Из тонны рапса можно получить до 500 л масла. Утечка рапсового масла, в отличие от солярки, не наносит экологического ущерба, так как в почве и в воде оно полностью разлагается за 2–3 недели. Рапс — прекрасная промежуточная культура. Если поля, отдыхающие после урожая пшеницы или просто пустующие, засеять рапсом, то потом та же пшеница будет расти на них значительно лучше. Сейчас в России пустует более 13 млн гектаров плодородных пахотных земель. При средней урожайности рапса 13,7 центнера с гектара с них можно получить почти 18 млн тонн семян, из которых производится более 8 млрд литров топлива (примерно на 5 миллионов автомобилей).

Рапс поступает в маслопресс, где масло отделяется от рапсового жмыха, используемого в комбикормовой промышленности. Далее рапсовое масло, передается в эстерификационную установку. Для получения метилового эфира к рапсовому маслу добавляется метанол (в соотношении 7:1), и небольшое количество щелочного катализатора. Процесс эстерификации происходит в реакторе при температуре 45-50°С в течении 80 мин. В результате химической реакции образуется метиловый эфир (биотопливо), а также побочный продукт - глицерин.

Конечно, при всех достоинствах у биодизельного топлива есть и недостатки. Главный из них — высокая вязкость. Кроме того, хорошее биодизельное топливо (В100, чистый биодизель, без добавок) относительно дорого. Его цена на 30% выше, чем у минерального дизельного топлива. Благодаря различным программам поддержки и налоговым льготам, предоставляемым предприятиям-производителям, эти цены удается несколько снизить. Наиболее популярная среди дизелистов смесь В30 (30% биодизеля на 70% солярки) уже сейчас стоит дешевле обычного топлива.

Особенно широко биодизель применяется в Германии, где его производят почти 3,5 млрд литров в год. Далее идут Италия (1,2 млрд литров), Франция (1 млрд литров), США (600 млн литров). На Мальте и Кипре — 4 и 2,5 млн литров, соответственно. В России компания «ЛУКОЙЛ» построила завод по производству биодизеля, однако из-за отсутствия спроса среди отечественных автопредприятий произведенное биотопливо направляется в Финляндию.

Компания «JouleBio»  запускает в Калифорнии установку SolarConverter ("Конвертер солнечного света"), производящую биотопливо из атмосферного углекислого газа с использованием одного лишь солнечного света. Одним из главных звеньев "Конвертера солнечного света" является "бульон", состоящий из воды, питательных веществ и особых генетически модифицированных бактерий. Посредством фотосинтеза бактерии интенсивно превращают атмосферный углекислый газ в углеводы, которые идут для получения биотоплива. Питательные вещества используются повторно. По заявлению компании с 0,4 га площади, занимаемой этой установкой, в год можно производить 75708 литров биотоплива. Себестоимость получаемого биотоплива не превышает себестоимости ископаемого топлива (бензин, керосин и т.д.).

Норвежские компании–производители газетной бумаги планируют построить в течение пяти-шести лет завод по переработке древесных опилок для того чтобы получать чистую «биосолярку» нового поколения. Американские ученые из университета Айовы предложили использовать наносферы с пористой структурой, которые в ходе химической реакции заполняются катализатором, ускоряющим процесс, при этом процедура очищения становится лишней.

Современные технологии переработки углеводородов позволяют производить синтетическое дизельное топливо и синтетический бензин. В качестве сырья используются отходы деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и даже бытовой мусор. Особенности разработанных технологических процессов заключаются в том, что из одного и того же сырья могут получаться различные виды топлива. Еще во время второй мировой войны немцы пытались не зависеть от нефти. С помощью синтеза Фишера-Тропша они добывали синтетическое топливо из каменного угля. Уголь измельчали, помещали в воду и нагревали до 800о, после чего проводили каталитическую реакцию и конденсировали газообразные углеводороды в ректификационной трубе. Первое в мире синтетическое дизельное топливо в 2003 г. разработала корпорация «DaimlerChrysler». Новое топливо, которое разработчики назвали BIOTROLL, производится из древесных отходов. При его сгорании в атмосферу вообще не выбрасывается углекислый газ. Биотопливо можно смешивать с обычной соляркой, улучшая экологические показатели дизельных двигателей, однако точные данные о том, возможна ли эксплуатация современных дизельных двигателей только на новом виде топлива без проведения каких-либо доработок, пока не получены. Основными достоинствами синтетического топлива являются:

- получение требуемых характеристик топлива;
- отсутствие серы;
- выбросы вредных веществ ниже, чем при использовании «нефтяного» горючего;
- запасы сырья практически неограниченны.

К недостаткам можно отнести:

- высокие затраты энергии для производства горючего;

- значительные вложения средств для создания предприятий по выпуску синтетического топлива и создание структуры накопления, поставки и подготовки сырья.

Сегодня самым распространенным видом биотоплива считается этанол и его смеси с бензином (различной крепости), основными из которых являются E10 и E85.

В последнее время в СМИ все чаще озвучивается тезис о том, что биотопливо вреднее для природы, чем бензин. К такому выводу пришли активисты экологической общественной организации «Greenpeace». Объясняют экологи это довольно просто: бензин вреднее биотоплива из-за того, что ради производства "экологического" топлива вырубаются сотни гектаров лесов. При этом, культивируя растения, из которых можно изготавливать биотопливо, отвлекаются ресурсы, направленные на выращивание других сельскохозяйственных культур, что чревато усугублением проблемы мирового голода.

В результате выращивания некоторых культур, используемых для производства биологического горючего, таких как рапс или кукуруза, в атмосферу выбрасывается на 50-70% больше закиси азота N2O, чем при сжигании бензина, эквивалентного количеству биотоплива, произведенного из выращенных культур. Таким образом, все преимущества растительного топлива сводятся на "нет", так как закись азота не только один из основных газов, вызывающих парниковый эффект, но и одна из основных причин разрушения озонового слоя, защищающего земную поверхность от губительной космической радиации.


Ускорение процесса формирования природного топлива

По мнению специалистов, выращивание биомассы в виде микроскопических водорослей с последующим ее перебраживанием в спирт или метан позволяет создать искусственный аналог процесса образования органических топлив, превосходящий по скорости естественные процессы во многие миллионы раз. Соотношение между величиной первичной биологической продукции и веществом, захороненным и сохранившимся в морских осадках, составляет 1000:1.

Создание специальных условий может ускорить образование топлива во много раз. Благодаря оптимизации питания биогенными элементами, температуре и перемешиванию КПД фотосинтеза может быть увеличен от 1,1 до 10%. В процесс переработки биомассы в газ и нефть может быть включено все вещество, а не 0,001 его часть, как это происходит в природе, то есть естественный процесс образования углеводородов может быть значительно интенсифицирован. С этой точки зрения большой интерес вызывает одноклеточная водоросль ботриококкус, содержание углеводородов в которой достигает 80% от сухого веса. Использование водорослей связано с производством биотоплива третьего поколения.

Кроме выращивания водорослей в открытых прудах существуют технологии выращивания водорослей в малых биореакторах, расположенных вблизи электростанций. Сбросное тепло ТЭЦ способно покрыть до 77% потребностей в тепле, необходимом для выращивания водорослей. Первичное производство биомассы осуществляется путём культивирования фитопланктона в искусственных водоемах, создаваемых на морском побережье. С одного акра водорослей можно получить в 30 раз энергии больше, чем с одного акра растений (сои).

Вторичные процессы представляют собой метановое брожение биомассы и последующее гидроксилирование метана с получением метанола. Биотопливо из водорослей биологически разложимо.

Будучи простыми организмами, водоросли приспособленными к росту в загрязненной или соленой воде. И при этом содержат до двухсот раз больше масла, чем источники первого поколения, таких как соевые бобы. Для замены всего объема нефтяного топлива на водорослевое биотопливо в США потребуется около 15000 кв. миль (38849 кв. км) площади, или 1/7 площади, отведенной под зерновые культуры.

Основными доводами в пользу использования микроскопических водорослей являются следующие:

- высокая продуктивность фитопланктона (до 100 т/га в год);

- в производстве не используются ни плодородные почвы, ни пресная вода;

- процесс не конкурирует с сельскохозяйственным производством;

- энергоотдача процесса достигает 14 на стадии получения метана и 7 на стадии получения метанола;

- с точки зрения получения энергии данная биосистема имеет существенные экономические преимущества по сравнению с другими способами преобразования солнечной энергии.

Достоинства водорослевого биотоплива очевидны: 200000 гектар прудов (0,02% земельного фонда) могут производить биотопливо для обеспечения 5% автомобильного транспорта США. С 1 га водорослей можно получать 6500 литров масла в год. Для примера, только на весь флот авиалиний в мире ежегодно потребуется 322 млрд тонн масла. Для выращивания такого объема потребуется площадь более 50 млн га. Прирост биомассы позволяет снимать до 40 урожаев в год. На водоросли приходится около 80% органического вещества, ежедневно создающегося на Земле. В США водорослевое производство развивается в штатах Калифорния, Гавайи и Нью-Мексико.

В настоящее время найдена бактерия, способная эффективно перерабатывать бурые водоросли в биотопливо – этанол. Соответствующую работу некоторые ученые уже назвали «инженерным подвигом», однако для эффективного использования данной технологии нужно производить в миллион раз больше бурых водорослей, чем сегодня.

В отличие от сырья для первого и второго поколений, водоросли можно выращивать на землях и в водоемах, непригодных для сельского хозяйства. Для их выращивания также могут использоваться и закрытые фитобиореакторы. По мере роста водоросли накапливают жиры и биомасла, имеющие молекулярную структуру, аналогичную традиционной нефти. Причем рост происходит посредством естественного фотосинтеза, для которого требуется солнечный свет, вода и углекислый газ, а также питательные вещества. Растущие водоросли потребляют углекислый газ, обеспечивая снижение объемов парниковых газов в атмосфере. Водоросли вырабатывают больший объем биотоплива с одного акра (0,4 га) занимаемых площадей, чем источники биотоплива на базе сельскохозяйственных культур. Водоросли могут вырабатывать более 2000 галлонов топлива с акра занимаемых площадей в год. Выход топлива, получаемого из других источников, намного ниже: пальма – 650 галлонов, сахарный тростник – 450 галлонов, кукуруза – 250 галлонов, соя – 50 галлонов.


Горючие твердые бытовые отходы

Из вторичных возобновляемых источников энергии особое внимание специалисты обращают на горючие твердые бытовые отходы (ТБО). С одной стороны они создают одну из крупнейших экологических проблем современного общества. С другой, их можно использовать для получения тепловой электрической энергии. Наибольшее количество ТБО производят США - более 250 млн тонн в год. Примерно 20% отходов сжигаются, и вырабатывается тепловая и электрическая энергия. В Японии сжигается около 75% бытовых отходов. В ряде стран приняты национальные программы по переработке отходов и получению из них значительного количества тепловой и электрической энергии.

Возможны различные способы получения энергии из ТБО, один из них - получение биогаза, который является продуктом анаэробного брожения в свалках и представляет собой примерно равную смесь метана и углекислого газа. Далее биогаз подвергается очистке и используется для сжигания в различных установках.

История биогаза начинается в начале XVII в., когда бельгийский доктор Ян Баптист ван Гельмонт заметил, что выделяющийся из разлагающейся биомассы «воздух» хорошо горит. Он предложил называть летучие воздухоподобные субстанции «газом». Полтора столетия спустя, в 1776 г., Алессандро Вольта, исследуя «животное электричество», пришел к выводу о связи количеств биомассы и выделяемого ею газа.. Сам метан в биогазе обнаружил английский химик Хэмфри Дэви в начале XIX в., а первая установка по его промышленному получению была создана в Бомбее в 1859 г.

Биогаз образуется с помощью бактерий в процессе разложения органического материала при анаэробных (без доступа воздуха) условиях. Он представляет собой смесь метана и других газов (табл.3)


Табл. 3 Химический состав биогаза

Газ
Химическая формула
Объемная доля
Метан
CH4
40 - 70%
Углекислый газ
CO2
30 - 60%
Другие газы
 
1 - 5%
Водород
H2
0 - 1%
Сероводород
Н2S
0 - 3%

Теплотворная способность 1 м3 биогаза в зависимости от содержания метана составляет 20-25 МДЖ/ м3, что эквивалентно сгоранию 0,6 - 0,8 литра бензина, 1.3 - 1.7 кг дров или использованию 5 - 7 кВт электроэнергии.


Технология производства биогаза

Биомасса (отходы или зеленая масса) периодически подается в реактор, представляющий собой подогреваемый и утепленный резервуар, оборудованный миксерами. В реакторе находятся полезные бактерии, питающиеся биомассой. Биогаз является продуктом жизнедеятельности бактерий. Для поддержания жизни бактерий требуется подача корма, подогрев до 35-38°С и периодическое перемешивание. Образующийся биогаз скапливается в хранилище (газгольдере), затем проходит систему очистки и подается к потребителям (котел или электрогенератор). Реактор работает без доступа воздуха, герметичен и неопасен.

Для сбраживания некоторых видов сырья в чистом виде требуется особая двухстадийная технология, с использованием дополнительного реактора гидролиза. Он позволяет контролировать уровень кислотности, чтобы бактерии не погибали из-за повышения содержания кислот или щелочей. На 70—80% биогаз состоит из метана, таким образом, его можно рассматривать как полноценную замену природному газу.

Мировым лидером по использованию биогаза является Китай. В 2008 г. в стране функционировало около 30 млн индивидуальных установок по производству биогаза, обеспечивающих топливом 22% сельских жителей страны. По данным на 2005 г. объем получаемого таким образом газа составил около 6,5 млрд м3, в настоящее время  - более 10 млрд м3. Ценность подобной технологии переработки отходов заключается, в первую очередь, в возможности обеспечить сельских жителей природным газом для обогрева жилья или приготовления пищи. В Германии, являющейся лидером в этой области среди развитых стран, подавляющая часть биогаза поступает на электростанции. Последние годы подобное применение биогаза становится характерно и для Китая.

Всего в мире существует около шестидесяти разновидностей технологий получения биогаза. Наиболее распространенный метод – анаэробное сбраживание в метатанках, или анаэробных колоннах.

Россия ежегодно накапливает: до 300 млн тонн в сухом эквиваленте органических отходов, 250 млн тонн в сельскохозяйственном производстве, 50 млн тонн в виде бытового мусора. Эти отходы являются сырьем для производства биогаза. Потенциальный объем ежегодно получаемого биогаза может составить 90 млрд м3. Этот газ может использоваться как обычный природный газ для технологических целей, обогрева, выработки электроэнергии. Его можно накапливать, перекачивать, использовать для заправки автомобилей,  продавать на экспорт.

Для работы электрогенераторов биогаз используется, без какой либо очистки. Для заправки автомобилей устанавливается дополнительная система очистки биогаза, после которой он представляет полный аналог природного газа (90% метана (CH4) и 10% углекислого газа (CO2)). Вторым продуктом очистки биогаза является CO2 . Если его использовать как сухой лед, этот газ дает дополнительную прибыль.

Себестоимость газа на биогазовой установке составляет примерно 20 долл. за 1000 м3. Из 1 м3 биогаза в генераторе можно выработать 2 кВт электроэнергии по цене 0,01 долл. за кВт.

Микробиологические топливные элементы

В настоящее время разрабатывается идея создания так называемых микробиологических топливных элементов (МТЭ). МТЭ  устроен следующим образом. В центре цилиндра размещен катод, окруженный специальной мембраной, проницаемой исключительно для протонов. Вокруг катода расположено восемь анодов, вблизи которых производится разложение нечистот. Образовавшиеся при этом протоны устремляются через мембрану к катоду, а электроны в условиях отсутствия кислорода перемещаются к анодам. Далее протоны, поступающие с анодов электроны и кислород, находящийся в пространстве между катодом и мембраной, участвуют в реакции с образованием воды (производится очистка канализационных стоков). Кроме этого, во внешнюю цепь поступает электричество. Принципиальная схема такой установки представлена на рис.4.


Рис. 4 Микробиологический топливный элемент

Другой способ биоэнергетики заключается в переработке отходов в термической плазме, при высоких температурах, которые позволяют радикально переработать всю органику и не допустить образования особо опасных веществ типа диоксинов и фуранов. В частности, разработаны методы пиролиза, газификации и сжигания бытовых и промышленных отходов с получением синтез-газа и тепла на установках с использованием электродугового плазмотрона, а также плазмотрона с жидкометаллическими электродами.

По оценкам Стэндфордского университета, во всём мире из сельскохозяйственного оборота выведено 385-472 млн гектаров земли. Выращивание на этих землях сырья для производства биотоплив позволит увеличить долю биотоплив в мировом энергетическом балансе до 8 %. На транспорте доля биотоплив может составить от 10 % до 25 %.

В последнее время стали активно развиваться технологии производства этанола из древесины. Из 5 тонн древесных опилок получается 1 тонна этанола, себестоимость которого в два раза ниже, чем у этанола, полученного из кукурузы или пшеницы.

В целом вклад биомассы в энергетический баланс составляет: Австрия – 12%; Швеция – 18%; Финляндия – 23%; Бразилия – 30%. Состав биоресурса Земли отражен в табл.4.

Табл. 4 Состав биоресурса Земли



Показатели экономической эффективности различных топлив приведены в табл.5

Табл.5 Показатели экономической эффективности различных топлив

Вид топлива
Средний вес топлива для производства 17000 МДж энергии
Сравнительная цена получения энергии для потребителя в среднем по России, руб.
Топливные брикеты
1000 кг
2200
Древесина
1600 кг
2200
Газ
478 м3
3500
Дизельное топливо
500 л
8000
Мазут
685 л
5500
Уголь каменный
1000 кг
2800

Одним из путей экологизации автомобильного транспорта является перевод его на альтернативные виды топлива. К 2015 г. по разным оценкам до 1,5-1,7 % транспортных средств в мире будут потреблять топливо, в производстве которого вообще не используется нефть. До 30% транспорта будет оборудовано гибридными силовыми агрегатами.

Процесс массового внедрения альтернативных видов топлива неизбежен, так как определяется объективными причинами ограниченности запасов нефти в мире и возрастающими требованиями по экологии. Наибольшие перспективы, особенно в нашей стране, имеют те альтернативные виды топлива, исходную основу которых составляет природный газ. Как моторное топливо массового использования, природный газ имеет наилучшие перспективы.

Внедрение альтернативных видов топлива будет происходить не революционно, а эволюционно с максимальным использованием существующей инфраструктуры топливного рынка.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Альтернативные источники энергии
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Альтернативные источники энергии:
Возможности струйных технологий в энергетике

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.66
Ответов: 6


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Альтернативные виды топлив (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2014
Внедрение альтернативных видов топлива будет происходить не революционно, а эволюционно ...

Это, пожалуй, наиболее важный вывод в статье! В стране, добывающей углеводороды в мировых масштабах, альтернативная энергетика нерентабельна как подотрасль энергетики традиционной.
И не только из-за неготовой инфраструктуры, что тоже важно, но и по причине недостатка инвестиций.
Возьмем тот же биогаз. Источник вроде постоянный и практически неиссякаемый, но! Но сами установки весьма дороги как при строительстве, так и при эксплуатации. Автор не осветил один, очень важный аспект переработки органики в биогазовых установках - проблему отходов. После отработки органики остается огромное количество отходов, которые требуют переработки или утилизации или складирования, вода из биогазовых установок требует системы очистки, ее нельзя "темной ночкой - да в речку"!
На сегодня это уже проблема больших животноводческих и птицеводческих комплексов, сахарных заводов, спиртзаводов и других производств, побочным продуктом которых является органика.
Я вижу сегодня единственную технологию, которая решает проблему по принципу "одним выстрелом - двух зайцев". Это сжигание смесей биоматериалов с углеводородным (мазуты, угли) топливом и водой. Энергетический потенциал органики в этом процессе будет реализовываться максимально, т.е. энергии можно получить гораздо больше и быстрее, чем в биогазовых установках, а отходы от сжигания (объем которых будет значительно меньше) мы уже умеем утилизировать. Наше энергомашиностроение практически готово к производству широкой гаммы соответствующих котлоагрегатов, был бы спрос! 
По заказу РЭА (не путать с РЭА) наша фирма делала технико-экономическое обоснование такой технологии для крупного свиноводческого комплекса, а, также, для сахарного завода в "Горной Оряховице" (Болгария) и показала явное преимущество ее перед биогазовой. Особенно это проявляется для сахарных заводов, где уже есть энергетичекие котлы на мазутоугольном топливе.
С уважением, Катковский Е.А.


[ Ответить на это ]


Re: Альтернативные виды топлив (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2014
По мнению специалистов, основными видами альтернативного топлива принято считать:- электрическую энергию;Не могли бы Вы пояснить попонятней и попроще, что имеется в виду, когда топливом начинают считать тот или иной вид энергии ? Ведь топливо это вроде как вещество в результате сгорания или преобразования которого выделяется теплота, преобразуемая потом в тот или иной вид энергии, представляющей собой в обычном понимании количество работы (освещение, вращение, нагрев и пр), выраженное в принятых единицах измерения. Заранее спасибо


[ Ответить на это ]


Re: Альтернативные виды топлив (Всего: 0)
от Гость на 21/04/2014
Тоже интересная статейка про альтернативные виды топлива - почитайте http://wiki.blamper.ru/wiki/dvigatel/bioetanol-3534


[ Ответить на это ]


Re: Альтернативные виды топлив (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2014
Уровень середины 20 века. Термодинамика не может полностью запретить использование внешней среды для использования в термомеханических системах. «В том случае, когда в низкотемпературной системе протекают эндотермические процессы, система может быть использована как сток теплоты для теплового двигателя, забирающего теплоту от окружающей среды». М.Сафонов. МГУ.Открытые недавно эндотермические циклы в 3 раза эффективнее экзотермических циклов и не требуют топлива, т.к. работают на охлаждении воды. Поэтому в статье наблюдается полное невежество и незнание термодинамики. Читайте Курс Физики Ландау, т.5, параграфы 19,20.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru