По проектам 23 ГМПИ были построены
учебные центры для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Один из
них, самый крупный, остался за границей в городе Палдиски в Эстонии. В центре
были установлены действующие реакторы подводных лодок двух типов, на
которых экипажи отрабатывали свои задачи. В основном Центр был нацелен на
подготовку экипажей АПЛ с баллистическими ракетами. Подготовка велась по
двум принципам:индивидуальная подготовка по специальности (каждый
специалист отдельно тренировался на тренажере своего профиля) и
экипажная подготовка, когда весь экипаж во главе с командиром отрабатывал
совместные действия в различных ситуациях.
В Центре проходили подготовку вновь
сформированные экипажи, а также проводились межпоходовые тренировки. При
учебном центре также был построен жилой и казарменный городок.
Непосредственно перед развалом
Советского Союза по проектам 23 ГМПИ в Палдиски была построена опытовая база
для испытания подводных лодок новых типов. Теперь всё это уже за границей. А
советские строители в новой истории Эстонии именуются «оккупантами».
Холодная война на
море
На просторах Мирового океана несут
боевую службу многоцелевые подводные лодки, надводные противолодочные
корабли и противолодочная авиация, стараясь обнаружить АПЛ противника с
баллистическими ракетами. Кто первым обнаружил и уничтожил АПЛ противника с
баллистическими ракетами, тот выиграл войну.
Первым и важнейшим элементом
войны на море является комплекс «скрытность-обнаружение». Каждый
старается быть невидимым для противника. В то же время необходимо
своевременно обнаруживать врага. Шумы и физические поля — то, что надо
скрывать и что помогает обнаруживать противника. Проблемы
скрытности-обнаружения были одним из главных направлений фундаментальной
и отраслевой науки, конструкторских бюро и промышленности.
В бухте Хара-Лахт под Таллином по
проектам 23 ГМПИ был построен научно-исследовательский полигон
ВМФ,занимавшийся исследованием шумности и физических полей как отдельных
видов оборудования, так и кораблей в целом. На полигоне была создана
специальная камера для испытания акустических характеристик оборудования и
приборов, размером с пятиметровую кухню в хрущевских домах. Жуткое ощущение
абсолютной тишины от пребывания в течение десятка секунд в этом замкнутом
помещение, сохранилось у меня на многие годы.
На Черном море в Балаклаве по проектам
23 ГМПИ был построен научно-исследовательский полигон ВМФ с большим
бассейном для испытания моделей кораблей и морским полигоном для опытовых
подводных лодок. Там же в Балаклаве по проектам 23 ГМПИ было построено и
эксплуатировалось первое в Советском Союзе подземное укрытие для дизельных
подводных лодок.
Базы-укрытия для АПЛ
Атомные подводные лодки в базе —
отличная цель для вероятного противника. Во время визита в Швецию министр
обороны А. А. Гречко посетил скальные укрытия для боевых кораблей, и
сразу оценил их эффективность. Было принято решение создать подземные
базы-укрытия для атомных подводных лодок в СССР.
Проектирование и строительство
подземных баз-укрытий началось в середине 1970-х гг. Строительству баз был
присвоен повышенный гриф секретности и установлен жесткий режим допуска к
этим работам.
Укрытия, конечно, были нужны флоту. Но
их строительство было организовано так, что вместо пользы принесло
нашей стране только вред.
Сегодня недостроенные укрытия
демонстрируют по телевидению как свидетельство неоправданной траты
громадных средств. А ведь это была одна из самых крупных флотских строек
за всю историю российского/советского Военно-морского флота.
Проблемы в реализации проекта
баз-укрытий
Для реализации распоряжения А.А.Гречко
по созданию укрытий, замминистра обороны по строительству А.Н.Комаровский
созвал совещание руководящего состава инженерно-строительных органов
Министерства обороны и ВМФ, на котором поставил задачу по проектированию
и строительству баз-укрытий АПЛ. Уточняющие вопросы начальника 23
ГМПИ о том,какие типы лодок будут находиться в укрытии, какие виды
ремонтных работ будут там проводиться, какой степени защиты следует добиваться
при проектировании, Комаровский воспринял как попытку саботажа и нежелание
участвовать в этой работе. Поэтому разработку проекта он поручил одному
из армейских проектных институтов. Не имея достоверных исходных данных,
армейский институт ориентировочно определил объемы и стоимость строительства,
которые оказались по тем временам высокими. Экспертиза проделанной работы
не проводилась. По этим ориентировочным прикидкам был оформлен серьезный
документ, разрешающий начать строительство. Комаровский через Совет
Министров СССР привлек к работе лучшие квалифицированные
организации других министерств,выделил необходимые фонды, добился льгот для
участников проекта. Но главного -утвердить установленным в Союзе порядком
задание на проектирование и сам проект он не смог. В проекте было столько
нелепостей, что должностные лица, не подконтрольные Комаровскому, отказались
согласовывать документы. Самая крупная стройка ВМФ началась без
утвержденного проекта. Тем не менее, замминистра удалось добиться
финансирования стройки без утвержденного проекта, включив ее в разряд особо
важных, для которых установливался особый порядок кредитования.
Началась разработка рабочих чертежей.
Специалисты армейского проектного института прекрасно понимали, что без
технологов им не обойтись, поэтому они обратились к замминистра с просьбой
изменить его решение относительно 23 ГМПИ. И мы подключились к этому
проекту.
Начальник главного инженерного управления ВМФ
генерал-майор В.Е.Путята и начальник 23 ГПИ ВМФ генерал-майор В.И.Манойлин.
Камчатка 1977 г.
Работали армейский и флотский институты
дружно. Через некоторое время стало ясно, что генеральным проектировщиком
должен быть институт, разрабатывающий технологию. 23 ГМПИ был назначен
генеральным проектировщиком.
С самого начала стройка пошла красиво.
Проектом были определены габариты главных туннелей. Начались проходческие
работы, которые велись современными методами на высоком техническом и
организационном уровне.
Через полтора года после начала
строительства баз-укрытий при осмотре одной из баз, министр обороны
Гречко ознакомился со строительством укрытия и остался доволен ходом работ.
Он одобрил основные проектные решения по развитию системы базирования, в
том числе по подземной базе-укрытию АПЛ.
По мере разработки проекта
всплывали различные неприятности. Проект оказался намного сложнее, больше
по объему и дороже. Через три года после начала строительства разработка
проекта была завершена. Оказалось, что его первоначальная стоимость, которую
замминистра докладывал министру обороны, была занижена во много раз. На
строительство уже было потрачено много денег, а конца ещё не было видно. С
приходом к власти Горбачева финансирование капитального строительства
Военно-морского флота было резко уменьшено. Для завершения стройки у страны
денег не оказалось. И стройка была остановлена.
23 ГМПИ было поручено разработать
варианты завершения стройки под объекты другого назначения. Но
предлагаемые варианты получались очень дорогими и не удобными. Недостроенные
штольни остались как чрезвычайно дорогой по затратам памятник эпохи холодной
войны.
Военно-морские базы за
рубежом
Российские военно-морские базы
находились на значительном расстоянии от тех мест, где корабли несли
боевую службу. Переходы снижали эффективность использования корабельных
сил и ускоряли износ материальной части. По просьбе командования ВМФ
советским правительством было подписано соглашение с правительством
Вьетнама об аренде военно-морской базы Камрань, которая находилась
гораздо ближе к местам несения боевой службы. В Камрани имелась только
походящая бухта и один полуразвалившийся от старости причал.
2 мая 1979 г. было подписано
двустороннее Соглашения между правительствами СССР и СРВ об использовании
Камрани как ПМТО Тихоокеанского флота советских ВС - фактически договор о
бесплатной аренде на 25 лет. На основании этого Соглашения по распоряжению
Генштаба Вооруженных Сил СССР, на основании директивы штаба ТОФ № 13/1/0143 от
28.08.1980 г. был образован Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) на
полуострове Камрань СРВ - в/ч31350.
В соответствии с Соглашением в
военном порту Камрань могло одновременно находиться 8-10 советских надводных
кораблей, 4-8 подводных лодок с плавбазой и до 6 других военно-морских судов.
На аэродроме разрешено одновременное пребывание 14-16 самолетов-ракетоносцев,
6-9 разведывательных самолетов и 2-3транспортных самолета. Уже в мае 1979 г.
советские корабли начали осваивать территорию полуострова. Вся инфраструктура
базы была заново построена по проектам 23ГМПИ советской стороной. Летом
1979 г. к вьетнамскому пирсу пришвартовалась атомная подводная лодка К-45.
В 2002 г. ВМБ была передана вьетнамской стороне.
Во время визита премьер-министра
России Д.Медведева во Вьетнам (2012 г.) обсуждался вопрос о восстановлении базы
российских кораблей в Камрани. Тема эта продолжает согласовываться.
Вьетнамская сторона решает, каким образом оформить отношения с
партнерами.
В ноябре 2013 г. СРВ с официальным
визитом посетил Президент России В.В.Путин. По итогам переговоров В. Путин и
Чыонг Тан Шанг приняли совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений
всеобъемлющего стратегического партнёрства между Россией и Вьетнамом, был
подписан ряд документов о сотрудничестве, в том числе, о военно-техническом
сотрудничестве. В условиях стремительно меняющейся обстановки в регионе и в
мире, тесное сотрудничество в области обороны и безопасности необходимо
продолжать на регулярной основе. Возможно,в ближайшее время будет положительно
решен и вопрос о ВМБ Камрань (от ред.).
В 1970-начале 1980 гг. Военно-морской
флот нашей страны проводил серьезные исследования Мирового океана. Одну из
океанографических экспедиций возглавлял адмирал Владимирский Л. А. Одной
из задач этой экспедиции было найти в океане атолл, не имевший еще
государственной принадлежности, который можно было бы путем его
надстройки превратить в остров и на нем построить пункт базирования для
ВМФ. После возвращения из экспедиции Владимирский посетил 23 ГМПИ,
которому было поручено дать заключение о технической возможности такого
строительства. Изыскательская партия 23 ГМПИ с гидрографическим судном была
направлена на один из атоллов в Южном полушарии, для проведения инженерных
изысканий с целью обоснования целесообразности превращения этого атолла
в остров для строительства на нем пункта базирования. Вскоре после начала
работ они были свернуты. Больше к этой теме не возвращались.
ВМФ в новейшей истории
России
После ухода в отставку Горшкова С.Г. в
1986 г.Главнокомандующим ВМФ был назначен адмирал флота Чернавин В.Н.,
хорошо знавший систему базирования Военно-морского флота, так как до этого
назначения он командовал Северным флотом, а затем был начальником Главного
штаба ВМФ. Но Чернавину довелось командовать Военно-морским флотом в условиях
более тяжелых, чем во времена его командования Северным флотом. С
середины 1980-х гг. в результате горбачевской перестройки начался развал
некогда стройной и строго дисциплинированной системы народного
хозяйства. Везде пошли срывы, все заскрипело, перспективные
программы начали свертываться, большие стройки консервироваться и т.д.
Дисциплина и ответственность резко упали. Все это не могло миновать и
Военно-морской флот. Нового Главнокомандующего ВМФ тревожило состояние
базирования флота. Он стремился быстрее определить политику флотского
капитального строительства в тех тяжелейших условиях, в которых оказалась
страна. По указанию Главкома ВМФ начальник ГИУ провел на всех флотах
специальные совещания, на которых были рассмотрены состояние базирования и
реальные возможности капитального строительства с целью оценить
существующую систему базирования и степень ее достаточности для
функционирования флота, определить главнейшие первоочередные объекты,
на которых необходимо сконцентрировать финансирование, выявить
объекты,подлежащие консервации из-за недостаточности
финансирования.
Утилизация МБР
В это же время в системе
базирования ВМФ появились новые объекты, о которых ранее не думали и не
учитывали в перспективных планах. Речь идет об утилизации баллистических
ракет и атомных подводных лодок, срок службы которых истек. Топливо и
окислитель,которыми заправлялись баллистические ракеты, представляют собой
крайне токсичные и агрессивные жидкости. Со временем резервуары ракет,
где размещаются топливо и окислители, корродируют, и ядовитые жидкости
выливаются наружу. Нейтрализация загрязненных поверхностей чрезвычайно
сложна, а испарение этих жидкостей может привести к человеческим жертвам и
экологической катастрофе. По проектам 23 ГМПИ на Северном и Тихоокеанском
флотах были построены специальные арсеналы, куда свозились жидкостные ракеты,
выслужившие свой срок. Там из них сливались топливо и окислитель, которые
специальным транспортом переправлялись для промышленной переработки. Пустые
ракеты направлялись на завод по их утилизации, построенный по проекту 23
ГМПИ вблизи одного из сибирских городов.
Утилизация АПЛ
Во второй половине 1980-х гг. начались
работы по выводу из строя и последующей утилизации атомных подводных
лодок. Головной организацией по проблеме в целом было определено
ЦКБ«Рубин», в Военно-морском флоте — 23 ГМПИ. Проблема оказалась
чрезвычайно сложной. Во-первых, в пункте перезарядки из реактора лодки
надо было извлечь ТВЭЛы и направить их на хранение в специальный бассейн с
водой. Емкости таких хранилищ были ограничены. Необходимо было начинать
новое и дорогое строительство. Вторая сложность заключалась в том, что
выведенную из строя лодку все равно надо было держать у причала. На ней
должна была оставаться дежурная команда, которая бы обеспечивала
непотопляемость и сохранность лодки. Свободных причалов не было. Выведенные из
строя лодки стояли у боевых причалов. Требовалось построить специальные
пункты отстоя для выведенных из строя лодок. Опять же новое и дорогое
строительство.
Третья и главная сложность — реактор
АПЛ в течение 300 лет будет сохранять наведенную радиацию. Если бы не
наведенная активность, металл реактора высочайшего качества и большой
стоимости можно было бы переплавить и снова пустить в дело. Необходимо было
куда-то поставить реактор на 300 лет, чтобы он не стал причиной
радиационного заражения местности. На плаву реакторный отсек столько лет
не удержать, вытаскивать на берег сотни тонн массы - не поднимешь никаким
краном.
23 ГМПИ прорабатывал десятки вариантов,
но все выходило очень дорого. ЦКБ «Рубин» со своими субподрядчиками и
судостроительными заводами разработал надежную технологию утилизации, с
выполнением требований радиационной и экологической безопасности.
Работы по утилизации атомной подводной
лодки сопоставимы с работами по строительству новой АПЛ. Для этого нужны
финансы, необходима определенная реконструкция заводов и т. д. Сложили
деньги«Рубина» и 23 ГМПИ. Но поставленная задача выходила за рамки не только
Военно-морского флота, но и всего Министерства обороны, вырастая до
проблемы национального масштаба. Министр обороны Д. Т. Язов с Главкомом ВМФ В.
Н. Чернавиным и начальником ГИУ О. К. Аникановым отправились на доклад к
Горбачеву. Никакого желания уяснить суть проблемы и ее масштабы у Горбачева не
возникло. С чем пришли, с тем и ушли.
НИИ № 40 Аварийно-спасательской
службы ВМФ
Ещё одним из по проектов 23ГМПИ был
научно-исследовательский институт № 40 Аварийно-спасательской службы ВМФ,
построенный в Ленинграде. Этот институт часто упоминался в средствах массовой
информации в связи с трагедией АПЛ «Курск». Такого оборудования и таких
специалистов в нашей стране нигде больше не было. Всё было сделано на
уровне передовых мировых технологий, и даже лучше. В специализированных
барокамерах проводились испытания погружений на глубины, которых никто в
мире еще не достигал.
При проведении испытания в одной
главной барокамере, с габаритами не больше размеров маршрутного
такси,необходима была работа компрессорных и баллонных устройств со
сложнейшей системой автоматики, дублирования, резервирования и контроля,
для размещения которых требовалась площадь, равновеликая хоккейному полю.
На одном из заводов изготавливалось аварийно-спасательное, противопожарное
и водолазное оборудование для всего Военно-морского флота.
На острове Котлин расположен
Кронштадтский ордена Ленина морской завод (КОЛ М3) — самое первое в
России судостроительное и судоремонтное предприятие. В советском ВМФ это был
самый крупный судоремонтный завод с несколькими сухими доками, один из
которых самый крупный на Северо-Западе России.
В начале 1980-х гг. 23 ГМПИ разработал
проект реконструкции и расширения КОЛМЗа, но с началом горбачевской перестройки
реконструкция прекратилась.
Также в Ленинграде, вблизи
Александро-Невской лавры, по проекту 23 ГМПИ построены в конце 1970-начале
1980-х гг. три больших корпуса: картографической фабрики ВМФ,
картографического производства и производственное здание 23 ГМПИ.
На субподряде у 23 ГМПИ и его филиалов
работало несколько десятков субподрядных проектных организаций других
министерств. Всей организационно-плановой работой занимались ГИУ
ВМФ,Техническое управление капитального строительства Минобороны и
Госплан СССР. Вся цепочка связей была отлажена и работала без сбоев.
Объем работы института увеличивался,
требовались новые кадры. Нужны были высококвалифицированные специалисты с
хорошими окладами на должностях исполнителей, а не начальники, которых в
штатном расписании было избыточное количество.
В 23 ГМПИ была отработана система
«Правил проектирования», представлявшая собой свод положений и
инструкций,регламентирующих порядок прохождения проектов и оформления
документации. Изучив требования серии международных стандартов ИСО-9000,
разработанной Техническим комитетом 176
Международной
организации по стандартизации (первая версия в 1987 г.), образующих основу
подхода к вопросам качества, я пришел к выводу, что 23 ГМПИ ещё в конце
1970 - начале 1980 гг. полностью соответствовал этим требованиям. Работали
на уровне международных стандартов, отправляли документацию на экспорт и не
получили ни одной рекламации.