proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[21/07/2016]     Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже?


В июне 2016 г. в Петербургском филиале НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» прошел 7-й Всероссийский семинар-совещание «Система государственного учета и контроля РВ и РАО и обращение с РАО». С принятия ФЗ-190 «Об обращении с радиоактивными отходами» прошло пять лет. Заниматься захоронением РАО должен созданный в 2011 г. ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (НО РАО).


Замдиректора по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Абрамов А.А. сообщил, что с этого года начинается прием на захоронение федеральных отходов. 40000 м3 должны быть приняты НО РАО в этом году. Казалось бы, всё отработано: приняты ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» 190-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ по национальному оператору, Постановления Правительства РФ по критериям отнесения к РАО, передачи РАО на захоронение, проведению первичной регистрации, тарифам, резервам организаций.

Определена система обращения с РАО:
- обязательное захоронение всех РАО;
- пункты захоронения РАО только федеральные и межрегиональные (эксплуатирует национальный оператор);
- деятельность по захоронению РАО является естественной монополией (тарифы устанавливает государство);
- собственность на накопленные РАО до выхода закона закреплена за государством.

А теперь столкнулись с простейшими вещами: как и каким образом отходы будут передаваться от предприятий, на которых они собираются, национальному оператору. Это оказалось сложнейшей проблемой, в том числе, в договорных отношениях.

Такая же ситуация  с передачей отходов от организаций, не эксплуатирующих ядерно-опасные объекты (ЯОО). В какой момент переходит право собственности на РАО? Как это фиксируется? С какого момента право собственности исчезает у НО? И на каком балансе до этого момента НО учитывает эту собственность? Надо ли платить налоги или не надо? С этими проблемами предприятия столкнулись на практике.

Усилия, приложенные для создания единой государственной системы (ЕГС) могут начать пробуксовывать из-за нерешенности, казалось бы, простых вещей. Техническая возможность принять отходы имеется, разработаны нормы и правила, нормативно-правовые акты. Но не урегулированы вопросы юридического перехода собственности и договорных отношений. Ни у одного предприятия не зафиксировано право собственности на РАО. Это один из первых «казусов Кукоцкого»: как сдавать такие отходы НО, чьё это имущество?

По мнению С.Н.Брыкина, зам. генерального директора «РосРАО», в России (судя по отзывам МАГАТЭ) создана не самая плохая система государственного учета и контроля РАО. В большинстве стран ограничиваются учетом источников только 1 и 2 категории опасности - высоко и среднеактивных отходов, отдельно медицинских. В предприятии «РосРАО» 21 единица территориально обособленных подразделений,  что позволяет объемно увидеть проблему, с которой сталкиваются специалисты по учету и по обращению с РАО.

История накопления радиоактивного «наследия»

Различные объекты «наследия»: поверхностные водоемы-хранилища ЖРО, непроектные могильники, пункты глубинного захоронения ЖРО с различным периодом потенциальной опасности (от десятков до сотни тыс. лет), образовались в результате принятия достаточно упрощенных решений по обращению с РАО на начальных стадиях развития ядерных технологий, в связи с нехваткой времени и знаний. Историю накопления «наследия» напомнил Дорофеев А.Н., руководитель Проектного офиса «Формирование ЕГС обращения с РАО» ГК «Росатом». Основной практикой регулирования в те времена было принятие специальных решений. Как комплексная проблема на фоне имевшихся научно-практических вопросов в области вооружения, энергетики, обращение с РАО не рассматривалась. Распад Советского Союза также не способствовал принятию взвешенных решений по обращению с РАО.

Нормативный базис по основным вопросам использования атомной энергии, обеспечения безопасности человека, охраны окружающей среды сформировался в 1990-е гг. Были установлены базисные принципы развития: переход к практике окончательного захоронения РАО, финансовое обеспечение захоронения РАО, создание единой государственной системы обращения с РАО, создание национального оператора РАО. Одним из основных базисных принципов является снижение бремени технологических рисков, связанных с РАО, для будущих поколений. Логическим развитием накопленного потенциала стала реализация первой ФЦП «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг.», принятие второй целевой программы по ядерному наследию, мероприятия которой запланированы к реализации в 2016-2030 гг.

В табл.1 представлены объемы накопленных отходов и их активность.
Табл.1 Объемы и активность РАО и ОЯТ в РФ




Прогноз образования РАО:

- класса 1 до 2025 г. 3050 м3 до 2035 г. 5450 м3

- класса 2 до 2025 г. 48154 м3 до 2035 г. 80154 м3

- класса 3 до 2025 г. 230508 м3 до 2035 г. 304111 м3

- класса 4 до 2025 г. 535942 м3 до 2035 г. 1208282 м3

- класса 5 до 2025 г. 13039387 м3 до 2035 г. 21531007 м3

- класса 6 (от добычи и переработки урановых руд и минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов) до 2025 г. 18815500 м3 до 2033 г. 30175500 м3.

Основной объем РАО дают отходы гидрометаллургии, основная активность сосредоточена в отходах 2 класса. Таким образом, мы имеем отходы наследия и вновь образующиеся РАО. Стратегия направлена на такое обращение с РАО, которое осуществляется в соответствии с существующими нормами и правилами; надежно функционируют комплексы по переработке, кондиционированию отходов. Причем, объемы переработки РАО превышают объемы их образования. Все вновь образующиеся отходы перерабатываются, приводятся в соответствие с критериями приемлемости для захоронения. Создана и функционирует инфраструктура захоронения РАО. Финансирование захоронения РАО осуществляется за счет средств предприятий, на которых образуются РАО.

Для РАО наследия, по которым обосновано, что риски извлечения отходов превышают риски оставления их на месте, принято решение по созданию дополнительных барьеров безопасности, с переводом в дальнейшем в пункты захоронения этих отходов.

Если риски извлечения ниже, чем оставления их на месте, такие отходы будут извлекаться, объекты ликвидироваться, сами отходы, приведенные к критериям приемлемости, будут перемещаться во вновь создаваемые пункты захоронения отходов.

Одним из базовых принципов Стратегии обращения с РАО является создание единой государственной системы (ЕГС РАО) в сроки, определенные Постановлением Правительства РФ N 1185 г от 19 ноября 2012 г.

На первом этапе (до конца 2014 г.) были сформулированы законодательные и нормативные документы. Проведена первичная регистрация, создан национальный оператор, установлены тарифы по захоронению РАО.

Основной задачей сегодняшнего II этапа является создание инфраструктуры по захоронению РАО. Сроки II и III этапов немного смещены. ПЗРО для 3 и 4 классов необходимо создать до 2021 г., строительство объекта глубинной изоляции для 1 и 2 класса в виде исследовательской лаборатории должны завершить до 2024 г.

Перечень мероприятий плана II этапа представлен в табл.2. Часть из них уже реализована, часть должна быть реализована до конца 2017 г.

Табл. 2 Задачи II этапа ЕГС РАО (2015-2017 гг.)



В ФЦП вошли объекты по созданию ПЗРО для 3 и 4 классов РАО в виде объемов наследия, которые должны передать НО, также с учетом прогноза образования РАО до 2035 г.: общий объем мощностей по захоронению порядка 600 тыс. м3.

Пока существует единственный ПЗРО в Московском «Радоне». Ожидается, что в 2016 г. начнутся работы по проектированию ПЗРО при «СХК» (Томская обл., ЗАТО Северск) и ПО «Маяк» (Челябинская обл., г. Озерск). Планируемые ПЗРО 3 и 4 класса представлены в табл.3

Табл.3 Планируемые ПЗРО 3 и 4 класса




Под эти пункты будут разработаны критерии приемлемости. Одной из проблем является адаптация этих локальных критериев под общие критерии, хотя различаться они будут не значительно.

В рамках ФЦП создается также проект захоронения РАО 1 и 2 классов. Он уже прошел госэкспертизу. Первоочередными задачами 2016 г. является разработка рабочей документации, получение разрешения на строительство и лицензии на недропользование, выполнение подготовительных работ площадки, приобретение оборудования и т.д. Основная задача при создании ПЗРО 1 и 2 класса – обоснование безопасности захоронения РАО на весь период их потенциальной опасности. В рамках ФЦП разрабатывается мастер-план со всем объемом необходимых исследований, с перечислением всех независимых экспертов.

Практике использования ФЗ-190 пять лет. Она показала ряд узких мест. Требуют уточнения первоначально установленные критерии отнесения РАО к «особым» и «удаляемым» радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых отходов. Не все пункты хранения РАО, прошедшие первичную регистрацию, вошли в перечни, утвержденные Правительством РФ; не решены с правовой точки зрения вопросы обращение с пунктами хранения бесхозяйственных РАО; имеются пробелы, затрудняющие реализацию норм о захоронении очень низкоактивных РАО, образующихся при добыче и переработке урановых руд; требует совершенствования порядок принятия решения о размещении ПЗРО. Отложенные решения относительно пунктов долговременного захоронения создают условия, при которых могут размещаться неоплаченные РАО, не включенные в прогнозы образования отходов. Не урегулирован вопрос вновь образующихся РАО в пунктах размещения и консервации особых радиоактивных отходов.

От всех предприятий отрасли были собраны предложения по внесению изменений в законодательство (около 100 предложений, из них свыше 50 – по внесению изменений в ФЗ-190). Первично проработанные нами предложения переданы в ИБРАЭ РАН для принятия решения.

В течение года они будут согласованы с предприятиями. Наиболее наболевшим оказалось постановление №1069 (от 19.10.2012 г.) о критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам. Необходимые изменения планируется внести в 2017 г. В рамках ФЦП предусмотрена работа, связанная с анализом критериев отнесения отходов к РАО. Многим предприятиям отрасли усложняют жизнь документы, выпускаемые санитарами. Мы будем инициировать внесение необходимых изменений в эти документы.

Будут вноситься изменения в проектную документацию ПЗРО Новоуральска и ПО «Маяк» для того, чтобы в них принимались не только их собственные отходы. Это объекты федерального значения, и туда будут свозиться отходы с различных мест.

Система государственного учета и контроля РАО

О перспективах развития системы государственного учета и контроля (СГУК) РВ и РАО рассказал зам. нач. ИАЦ РВ и РАО «НО РАО» Куликов А.А.

Изначальными целями создания СГУК было определение наличного количества РВ и РАО в пунктах их нахождения. В дальнейшем добавилось инвестиционное обеспечение управленческих решений. На сегодняшний день в системе зарегистрировано 2717 организаций.

Задача формирование и ведение реестра РВ и РАО и кадастров пунктов хранения определена законом ФЗ-190 и постановлением Правительства № 1188 "О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов». В реестр РАО должны попадать отходы, которые переданы НО РАО на захоронение, и те отходы, которые участвовали в первичной регистрации, а также пункты хранения РАО. Но в первичную регистрацию попали не все отходы и пункты хранения. Решения по ним приходится принимать в ручном режиме.

Требуют корректировки часть правовых актов, в то числе приказ 1/19-НПА о формах отчетности. Второй задачей СГУК является построение информационной системы. В настоящий момент данные в неё попадают с задержкой. 190-ФЗ принят реестр и кадастр РАО, его надо ввести в информационную систему. В соответствии с НП-067-11 в состав объектов учета и контроля включены: закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), открытые радионуклидные источники (ОРИ) в виде изделий, ОРИ кроме изделий, изделия из обедненного урана, радиоактивные отходы в виде ЗРИ, радиоактивные отходы кроме ЗРИ. Система оперирует тремя информационными потоками: данные инвентаризации (первичной, плановой и внеочередной), оперативная отчетность, годовая отчетность.

В проекте трансформации СГУК РАО предполагалось отразить возникновение РАО, отчет о движении РАО - технологические цепочки, мощности установок переработки и т.д. В будущем эта информация должна собираться в автоматическом режиме в компьютерной программе: каждая учетная единица от поступления на предприятие до его захоронения.

В информационную систему будет добавлен блок «оперативное планирование переработки и захоронения РАО». Было высказано пожелание добавить «управление производственно-транспортной логистикой», с тем чтобы на карте страны можно было видеть объемы образования, места переработки и перемещения РАО - куда РАО лучше везти с точки зрения транспорта, стоимости переработки, захоронения и других показателей. Такая база СГУК позволит проводить ситуационное моделирование, получать прогноз образования РАО и вывода из эксплуатации.

Но пока положительный результат по трансформации СГУК не достигнут. Задействована только версия Ч 2013. Специалисты НО работают над созданием ТЗ по трансформации актуализированного на основе двухлетнего опыта варианта СГУК. В рамках принятого программного продукта Ч 2013 планируется поставить на баланс госкорпорации. Задача – получить систему, которая позволяла бы оперативно получать данные по всем отходам, образующимся на предприятиях, что позволит оперативно принимать решения, в том числе, инвестиционного характера.

В инвестпрограмму НО закладывает мощности по созданию ПЗРО. Но прогноз по образованию кондиционированных форм РАО сильно отличается от прогноза по захоронению. Их необходимо максимально сблизить.

Проблемы обращения РАО

На проблемах нормативного регулирования СГУК РАО акцентировал внимание  замгендиректора ФГУП «РосРАО» Брыкин С.Н.

Стратегия обращения с радиоактивными отходами, четко изложенная в законе, на практике сталкивается с задачами, которые не всегда просто решаются. С принятия ФЗ-190 прошло 5 лет. Организации, которые не являются особо радиационно-опасными объектами, в 2016 г. должны сдать РАО национальному оператору, поскольку срок промежуточного хранения для них, напрямую обозначенный в законе, - 5 лет. Эти отходы не находятся в кондиционированном виде. И Ростехнадзор уже имеет право оштрафовать эти организации за нарушение ФЗ-190. Для особо опасных радиационных объектов  срок промежуточного хранения 10 лет. Цитата из НП-093-14: «Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения не распространяются на закрытые источники (ЗРИ)». Ситуация не разрешимая, потому что при всем желании никто не смог бы кондиционировать РАО, поскольку Ростехнадзор не сообщает, как он будет решать данную проблему.

При разработке ФЗ-190 обсуждались 2 момента: то, что узаконено у нас, и т.н. «французская модель», когда создается ПЗРО, исследуются его характеристики и затем определяется набор характеристик РАО, которые приемлемы для размещения в этом пункте, и создаются соответствующие технологии, приводящие к этому диапазону характеристик.

Но нам «нельзя исследовать так долго», была поставлена задача разработать критерии приемлемости, которые станут основой, как для задания на проектирование ПЗРО, так и на разработку технологий, которые будут приводить отходы в нужное состояние. Поэтому п.4 гласит: «передаваться должны те отходы, которые соответствуют общим критериям приемлемости», то есть предприятия должны приводить отходы к общим критериям.

Ни о каких локальных критериях приемлемости речи не идет. Считается, что это достаточные требования, для того чтобы передать отходы НО. Но различные ПЗРО будут отличаться геологическими условиями, инженерными барьерами и др., то есть для каждого ПЗРО должны существовать некие иные критерии приемлемости. Выбор, сделанный на этапе разработки закона, выглядит не совсем удачным. Существуют некие критерии приемлемости, не работающие до конца, и эти критерии закладываются в проекты ПЗРО. Когда ПЗРО будут построены, появятся критерии приемлемости для этих конкретных пунктов захоронения. И только тогда предприятия смогут трансформировать свои технологии под эти конкретные требования.

Таким образом, федеральные нормы и правила НП-093-14 "Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения" необходимо серьезно пересматривать. В противном случае, концепция закона не будет реализовываться.

Проблема учета и контроля (СГУК) не решается до сих пор.  В НП-67 (Предельные количества ядерных материалов, учитываемые в СГУК РВ и РАО) указано, что при достижении определенного количества ОРИ вы должны заниматься ещё и учетом ЯМ. То есть организовывать у себя учет в соответствие с НП-030-12 "Основные правила учета и контроля ядерных материалов". А в них написано, что ничего учитывать вам не надо. Зная эту проблему, вместо того, чтобы  гармонизировать эти НП между собой и провести границу, где учитывать ЯМ, и в каком количестве, Ростехнадзор ничего не предпринимает.

В Постановление Правительства РФ № 1069 «О критериях отнесения отходов к РАО...», исходят из критериев, предложенных МАГАТЭ. Но удельная активность размещенных РАО работает только на малых массах. Для РАО массой свыше 1 тонны требуется другое решение. Собранное в одном месте большое количество РАО будет представлять собой совсем другую область.

Классификация РАО по классам должна быть однозначной, не допускающей возможности произвола. При существующей формулировке критериев, каждый по своей воле может отнести их к тому или иному классу. Если выдержать РАО, они изменят свой класс.

Попытка выделить отработавшие источники в отдельный класс для внесения изменений в постановление 1069, первоначально нам не удалась. Возможно, это удастся сделать в 2017 г.

В отдельный класс также необходимо выделить очень низкоактивные отходы, поскольку обращение с ними намного дешевле, а самих отходов значительно больше (более 50%), чем остальных РАО. В постановлении 1069 они отнесены к одному классу. И для них установлена одна цена. Таким образом, принципиально нарушена идея, закладывавшаяся в закон.

В соответствии с ФЗ-190 с 15.07.2013 г. (то есть уже в течение трех лет) национальный оператор обязан принимать кондиционированные РАО. Но какое предприятие это может сделать сегодня? По целому ряду требований национальный оператор в праве отказать в приемке РАО, потому что проверить РАО на критерии приемлемости реально нельзя. В них имеются требования к содержанию бактерий, газовыделению, к выделению энергии. Кроме того, они указаны без количественных показателей. Соответствуют ли ваши контейнеры НП-093 («Требованиям к упаковкам радиоактивных отходов для захоронения и контейнерам (упаковочным комплектам)»), и кем это подтверждено?

Логика законодательства простая: от закона ФЗ-190 через постановление Правительства к федеральным нормам НП-67 и к вопросу учета и контроля на предприятиях. Никакого двойного регулирования быть не должно. В том числе, и со стороны СПОРО (Санитарных правил обращения с радиоактивными отходами).

Недопонимание по вопросу строительства ПЗРО в Железногороске. В Нижне-Канском массиве, недалеко от ЗАТО Железногорск к 2024 г. будет построено не ПЗРО, а подземная лаборатория, для того чтобы исследовать свойства вмещающих пород. Ростехнадзор не позволит привнести в эту подземную лабораторию ни на этапе строительства до 2024 г., ни в последующие годы исследований ни одного беккереля активности, пока не будет доказано, что там можно размещать что-то радиоактивное. А национальный оператор уже докладывает, что, построив подземную лабораторию, её преобразуют в ПЗРО. Но для этого необходимо не менее десяти лет проводить исследования. В докладе о стратегии развития назывался срок  2049 г. Сообщив общественности, что там уже началось строительство ПЗРО, всех ввели в заблуждение.

По поводу использования контейнеров НЗК при захоронении РАО. Решение «Росэнергоатома» использовать при захоронении НЗК (контейнер защитный невозвратный железобетонный для радиоактивных отходов из конструкционных материалов на основе бетона), рушит всю концепцию захоронения РАО. Если обосновывалось, что захоронение на глубинах будет безопасным и дешевым именно потому, что вмещающие породы будут обеспечивать защиту, то теперь функция защиты переносится на инженерный барьер. Сама затея получается бессмысленной и дорогой, потому что эти контейнеры содержат огромный объем чистого железобетона, а платить при захоронении РАО надо по внешним габаритам. Зачем что-то где-то рыть, если НО РАО будет принимать отходы в этих контейнерах.

В настоящее время Концерн «РЭА» разрабатывает несколько иную концепцию, пытаясь разработать другой тип контейнера, отвечающий экономическим требованиям Концерна. В 1990-х гг. предполагалось, что оплата при захоронении будет исходить из объема РАО, а не за брутто.

Переработка и хранение РАО на атомных станциях

Главный эксперт Технологического филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Б.С.Зиннуров обрисовал ситуацию с переработкой и хранением РАО на атомных станциях.

Станции, у которых нет системы переработки, передают РАО специализированным предприятиям. Перерабатывающие предприятия обязаны предоставлять сведения, что они сделали с переданными им отходами. Но получить сведения о судьбе отходов практически невозможно. Лишь недавно в договорах появилась статья с отчетом производителя о том, что случилось с отходами дальше. На запрос «Росэнергоатома», сколько отходов находится на ответственном хранении, ни одна АЭС не дала ответа. Но для СГУК РАО это один из ключевых моментов.

Представитель «РосРАО» С.Н.Брыкин прояснил эту ситуацию: «Всё, что «Росэнергоатом» сдал раньше, попало в первичную регистрацию. И к этому РАО концерн «РЭА» не имеете никакого отношения. С конца 2011 – начала 2012 г. «РосРАО» стало принимать по договорам отходы только на временное хранение, и отвечает за них. По истечении срока временного хранения предприятие  либо забирает отходы, либо заключает дополнительное соглашение. Навсегда «РосРАО» принимает отходы только за субсидии от бюджетных предприятий. От всех остальных – только на временное хранение.

Вопрос о собственности на РАО до сих пор не решен. Накопленные отходы, прошедшие первичную регистрацию, относятся к федеральным отходам, и являются государственной собственностью. В свете приказа «Росатома» 1/24-НПА «О сроках промежуточного хранения РАО и объемов таких отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты», по федеральным отходам такой приказ пока не выпущен. Они хранятся безопасно, и их можно не перерабатывать. Но такая ситуация не будет продолжаться вечно. Придется изыскивать средства для кондиционирования РАО. В Концерне ставится вопрос о том,  чтобы стоимость обращение с федеральными РАО вычесть из стоимости электроэнергии (сейчас кондиционирование РАО входит в эту стоимость). Определить источник финансирования этих работ должен«Росатом». Но кроме ФЦП 2016-2030, иного источника пока нет. Объем субсидирования, предоставленный «РосРАО», недостаточен для обращения с федеральными РАО.

При становлении атомной энергетики безопасное хранение РАО было обеспечено, но вопрос о захоронении не ставился. Объемы хранилищ АЭС не бесконечны. На многих станциях заполнение пристанционных хранилищ достигает 90%. С началом вывода станций из эксплуатации объем образования РАО возрастет в разы. Размещать отходы будет негде. Поэтому «Росэнергоатом» крайне заинтересован в деятельности НО РАО, ожидая открытия первых могильников, чтобы начать разгружать станционные хранилища.

Атомные станции нового поколения «3+» (проект АЭС-2006) оснащены установками по цементированию ЖРО.

После принятия ФЗ-190 и определения тарифов на захоронение  был проведен расчет, во сколько обойдется захоронение ЖРО с тем, чтобы разработать наиболее экономически выгодные технологии переработки ЖРО. Станции с реакторами РБМК оснащаются комплексами по переработке ЖРО, где основной технологией является ионоселективная очистка, позволяющая сократить объем ЖРО в 1000 раз. Но опять же возникает вопрос по захоронению. НП-093 (критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения) позволяет захаранивать ионообменные смолы в осушенном виде. Но продуктом переработки на селективной установке остается ионообменный сорбент, захоронение которого остается спорным. После ионоселективной очистки из 1000 м3 среднеактивной грязной смолы получается 1 м3 РАО. Но затем получают те же 1000 м3 солевого плава, то есть токсичных отходов, которые вынуждены хранить, потому что, чтобы сдать их придется платить не меньше, чем за РАО.

Кольская АЭС предложила на конкурс разработку технологии извлечения ценных компонентов из солевого плава, получение кислоты-щелочи для возврата в технологический цикл для регенерации ионообменных смол, извлечение борной кислоты для использования в технологическом цикле. Если наука не поможет убрать токсичность из солевого плава, то экономически ионоселективная очистка ЖРО будет не выгодна.. Задача не решается много лет, но есть перспектива.

Много вопросов возникло у Ростехнадзора по поводу битумного компаунда. По старым проектам хранилища битумного компаунда были наливного типа. На Ленинградской и Калининской АЭС имеются 2 хранилища, заполненные битумом. Как оттуда извлекать РАО для передачи на хранение не понятно. В настоящее время битумирование ЖРО производится только на Калининской АЭС, доказавшей, что эта технология отвечает требованиям.

На Белоярской АЭС установлены 1, 2, 3 блоки старого поколения. Оснащение станции установками переработки РАО минимальное: установка пресс-брикет и маломощная установка сжигания. Сейчас появились более мощные установки, которые позволят обеспечить переработку твердых отходов 1, 2 и 3 блоков. Разрабатывается проектная документация по комплексу переработки ЖРО с технологией ионоселективной очистки. Для более рационального использования средств было принято решение использовать помещение 1 блока главного корпуса для размещения установок, которые будут перерабатывать отходы при выводе из эксплуатации 1 и 2 блоков станции.

Кольская АЭС является флагманом в части переработки ЖРО. Это единственная станция, применяющая на данный момент технологию ионоселективной очистки. Объем переработки ЖРО составляет порядка 1200 м3 в год. Проводится модернизация выработавшей ресурс установки сжигания. Модернизированная установка будет введена в 2016 г. После 2017 г. КолАЭС выйдет на показатели, при которых объем переработки превысит объем  образования РАО.

Разработана проектная документация по созданию корпуса переработки РАО для Курской АЭС. Имеющиеся на данный момент установки (прессования, сжигания, плавления) по переработке РАО минимальные, но обеспечивают производительность, при которой объем  образования ЖРО равен объему переработки. Курская АЭС единственная станция, на которой плавят изоляцию.

Современный комплекс по переработке РАО сооружен на Ленинградская АЭС.

На Нововоронежской АЭС получена лицензия на вывод из эксплуатации 1 и 2 блоков. В Концерне «Росэнергоатом» создан филиал «Опытно-эксплуатационный инженерный центр по выводу из эксплуатации» (ОДИЦ). В центре отрабатывается технология плазменной переработки ТРО с производительностью 5000 м3 в год.

Для переработки ЖРО на Ростовской АЭС, первый блок которой был запущен в 2000 г.,  применяется установка цементирования. Закона об обращении РАО и тарифов на захоронение тогда ещё не было. Концерн не успел приостановить создание экономически не выгодной установки цементирования. Но объем образования ЖРО на этой станции по сравнению с другими АЭС минимальный  – порядка 70 м3 с блока в год по кубовому остатку. Станция молодая, модернизаций пока не проводится, объем ТРО с блока в год составляет порядка 50 м3. Сам по себе комплекс по переработке отходов очень мощный, его производительность порядка 2000 м3  в год. В «Росэнергоатоме» стоит вопрос оптимизации использования мощностей, чтобы не создавать свои установки переработки на каждом предприятии. Прорабатывается создание бизнес-модели по обращению с РАО.

На Смоленской АЭС  комплекс по переработке РАО сдан в 2016 г. Это самый молодой комплекс, от которого ожидаются положительные результаты работы.

Таким образом, практически все станции оснащены установками по переработке РАО. У госкорпорации «Росатом» в работе ПСР-проект по повышению мощности переработки РАО в Северо-Западном ФО. Пилотными остаются Кольская и Ленинградская АЭС. Прорабатывается вопрос о возможности переработки РАО предприятий, не входящих в контур «Росэнергоатома».

Как обстоит ситуация с хранением РАО?

Ростовская АЭС оснащена реактором ВВЭР проекта 1970 г. Благодаря первому директору станции А.Паламарчуку, вместо проектного хранилища ТРО «навалом» было создано организованное хранение ТРО. Ростовская АЭС стала первой станцией с организованным хранением ТРО.

На ЛАЭС, оснащенной комплексом по переработке РАО, 2 хранилища для организованного хранении ТРО планируется ввести в эксплуатацию до 2019 г. Но если сейчас появятся могильники, создание излишних мощностей по хранению РАО окажется  экономически нецелесообразным.  Тем не менее, приходится идти по этому пути, так как НО РАО пока не готов к захоронению.

Балаковская АЭС имеет хранилище навального типа. Ведутся работы по модернизации хранилища. Старые отходы извлекаются по 500-600 м3 в год вручную.

Нововоронежская АЭС – единственная АЭС, где построены хранилища ангарного типа для НЗК. При размещении НЗК в ангарах, уровень мощности от стенок ангара превышает допустимый СНИПом. Поэтому принято решение по периметру ангара размещать менее активные отходы. Отходы с более высокой активностью располагать ближе к центру.

На Курской АЭС хранилище организованного типа будет создано в 2020 г. Сейчас станция работает со спецпредприятиями по переработке РАО. В 2015 г. на переработку в «РосРАО» было передано порядка 1000 м3 низкоактивных ТРО.

В ситуации кризиса основным критерием при принятии решений является экономика. Если раньше деньги на обращение с РАО практически не считали, теперь начинают просчитывать каждую технологию переработки, способ хранения, с точки зрения минимизации затрат. Оснащение Курской АЭС с РБМК  технологией селективной очистки говорит о многом.

Перед Концерном РЭА стоит вопрос: тратить ли деньги на создание резервных мощностей для хранения ЖРО на Билибинской АЭС. В предписании указано, что здесь отсутствуют резервные емкости для хранения ЖРО в условиях вечной  мерзлоты. Но Билибинская АЭС в 2025 г. должна быть остановлена. Для чего сейчас тратить дополнительные средства? И таких вопросов очень много.

Финансирование обращения с федеральными РАО пока не предвидится. И груз накопленного наследия будет висеть ещё очень долго. Для разрешения этой  проблемы целесообразнее спецрезерв №5, предназначенный для захоронения, переориентировать на обращение с РАО.

Как же захоранивать РАО

В декабре 2015 г. вышло Распоряжение Правительства РФ № 2499-р с перечнем организаций, которые  могут  осуществлять захоронение очень низкоактивных  РАО, образующихся при их деятельности, в ПЗРО, размещенных на  собственных земельных  участках. Согласно ФЗ-190, все ПЗРО находятся в хозяйственном ведении НО РАО. Казус этого распоряжения в том, что предприятиям позволено захаранивать. Но проектирование, создание ПЗРО находится только в ведении НО РАО.

Данная бизнес-модель не работает. По распоряжению Правительства захаранивать у себя низкоактивные отходы можно. Но при этом процедура создания ПЗРО ничем не отличается от той, которую должен проходить НО со своими пунктами захоронения. Концерн «Росэнергоатом», ФГУП «РосРАО» имеют право создать собственные ПЗРО. В соответствие с законом предприятия, построившие ПЗРО на собственные средства, через год будут обязаны передать эти объекты в хозяйственное ведение НО и произвести с ним взаимозачет средств. Предприятие подсчитывает истраченные на создание ПЗРО средства, размещает там отходы (если успеет за год). Национальный оператор рассчитает стоимость эксплуатация этого ПЗРО на весь период до его закрытия, а также стоимость мониторинга до исчерпания потенциальная опасность захоронения. В результате, сумма, которую насчитает НО, окажется намного больше суммы, затраченной предприятием. В итоге, предприятие, инвестировавшее средства в ПЗРО, должно будет отдать эту собственность национальному оператору и ещё остаться должным ему за будущую эксплуатацию пункта захоронения. Естественно ни одна из 12 организаций, кроме «Маяка», которому всё равно надо отсыпать водоёмы, не стала добровольно создавать ПЗРО. Если убрать из закона составляющую о близком сроке передачи национальному оператору ПЗРО предприятий, это распоряжение смогло бы сработать. Так, для «РосРАО» создание ПЗРО было бы эффективно, если бы было разрешено его полностью заполнить, а потом передать НО.

На обращение с федеральными отходами, прошедшими первичную регистрацию, в рамках ФЦП выделяются средства. Но захоронить что-либо реально национальный оператор не может. НО может осуществлять только временное хранение (до захоронения) кондиционированных отходов. Он обязан принимать эти отходы с 2013 г. Государство запустило такую процедуру, финансируя изъятие накопленных отходов и передачу их НО для того, чтобы национальный оператор побыстрее решил, как их захоронить.

Но как РАО кондиционировать? Существует общий критерий, а должны быть и локальные. Единственным местом, куда сегодня временно до захоронени можно передать РАО, является  сооружение 103 в московском «Радоне». Существуют требования, что туда можно размещать, которые национальным оператором используются в качестве критериев приемлемости отходов, которые он будет принимать для временного хранения. На сегодняшний момент заключено 3 госконтракта. Для Балаковской АЭС требуется закупить 400 контейнеров НЗК, разместить в них солевой плав, зацементировать, герметизировать (что в соответствии с НП-093 считается кондиционированными РАО) и передать НО. По другому контракту сожженные и спрессованные отходы с ЛАЭС в контейнерах ЖБК считаются кондиционированными и сдаются НО. На Смоленской АЭС отходы герметизируются в контейнеры типа КРАД-Т и передаются НО.

ГК «Росатом» поручила национальному оператору разработать и утвердить перечень контейнеров, которые будут приниматься на захоронение.

Технология плазменной переработки  твердых РАО

В Опытно-демонстрационном инженерном центре (ОДИЦ) Концерна «РЭА» проходит отработку технология плазменной переработки твердых РАО, о которой рассказал начальник этого филиала Шевченко Б.Н.

На баланс ОДИЦ, который был создан в 2013 г., 31.12.2015 г. приказом Концерна были переданы 1 и 2 блоки Нововоронежской АЭС, выводящиеся из эксплуатации. Два блока ВВЭР мощностью 210 и 360 МВт были пущены в 1964 и 1969 гг. 1 блок был остановлен по проекту, 2-й – раньше выработки ресурса, после Чернобыльской аварии, поскольку были резко повышены требования к обеспечению безопасности. Для продления ресурса блока в соответствие с новыми требованиями потребовались бы большие средства. Было принято решение о его досрочном останове. В 2013 г. Концерн РЭА получил лицензию на вывод блоков из эксплуатации сроком действия до 2023 г. со специальными условиями. В октябре 2015 г. были прекращены лицензии на эксплуатации этих блоков.

Создание комплекса плазменной переработки ТРО началось в 1990-х гг. Сейчас комплекс высокотемпературной переработки ТРО создан, он размещается в помещении мастерской 2 блока. Документы для получения лицензии на эксплуатацию радиационного источника  комплекса плазменной переработки направлены в Ростехнадзор.

Данная технология позволяет значительно сократить объемы РАО. Конечным продуктом плазменной переработки является плавленый шлаковый компаунд. Мощность переработки комплекса 5000 м3 твердых отходов, которые навалом хранятся на АЭС. В комплекс входят 7 основных технологических систем, 3 системы охлаждения оборудования, 12 систем технологического обеспечения. В качестве плазменных источников нагрева используются электродуговые плазмотроны постоянного тока «Радон-6». Мощность радоновских плазмотронов 150 кВт каждый (начинали с курчатовских плазмотронов ЭДП-200). Плазменные источники нагрева обеспечивают низкотемпературную плазму до 1600оС в плавителе.

Основной частью комплекса является шахтная печь. Созданы система очистки технологических газов, шлако-компаундная переработка. Серьёзное внимание уделено созданию системы очистки. Предусмотрена система охлаждения химобессоленной водой. Температура пирогаза на выходе не более 300оС. Предусмотрен впрыск воды, если температура на выходе шахтной печи превысит допустимые параметры.

Мощность комплекса до 1 МВт. Имеются 3 трансформаторные подстанции, 2 дизель- генератора, блок аккумуляторных батарей, а также программно-технический комплекс, позволяющий круглосуточно управлять комплексом с функцией самоконтроля.

Продуктом переработки является шлаковый компаунд - базальтоподобный монолит, похожий на щебень. У данного компаунда очень высокая химическая стойкость. 90% радиоактивных элементов находится в отходах. Шлаковый компаунд сливается в металлические ведра, которые затем устанавливаются в НЗК. Газообразные отходы после очистки и охлаждения выбрасываются через венттрубу. Аэрозоли оседают на фильтрах. С выгорающими элементами плавителя обращаются как со шлаковым компаундом.

Получаемые шлаки очень устойчивы к выщелачиванию самого подвижного элемента Na. Плазмотрон работает в режиме недостатка кислорода. При поддержании высокой температуры вынос цезия минимальный. В аварийных режимах не более 13% цезия.

В сравнении с просто сжиганием, компактированием ТРО и пр., вариант плазменного комплекса намного эффективнее. Получаемый шлаковый компаунд – очень хорошая матрица, не требующая отслеживания всей той органики, которая остается при компактировании.

При выводе АЭС из эксплуатации становится актуальным вопрос дезактивации металлических отходов, потому что очистить надо весь металл. В основе электрохимическую дезактивацию лежит анодное растворение. Корпус емкости для дезактивации – катод, анодом является сам дезактивируемый элемент, который достаточно быстро растворяется в растворе азотной кислоты. В итоге остается чистый металл, пригодный для дальнейшего использования.

Данная установка разработана в ВНИИАЭС, оснащена системой безопасности, в том числе по водороду. Реально она заработала в 2015 г. В установку входят 4 ванны: приготовления раствора, электрохимическая, ванна подготовки, где можно стравить лакокрасочные покрытия, и ванна химического обезжиривания. Данный комплекс в 2-3 раза дешевле швейцарского или американского вариантов.

Создавать дорогостоящие установки для дезактивации металлических отходов на АЭС не имеет смысла. При ремонтных работах образуется ограниченное количество металлических отходов. И объемы хранилищ вполне достаточны для того, чтобы их хранить.

О способах интенсификации процесса дезактивации рассказал директор фирмы «Александра-Плюс» Н.М. Лебедев.

Радиоактивные загрязнения, как правило, находятся в приповерхностном слое, и надо просто удалить этот поверхностный слой. Дезактивация за счет только  химии происходит за 112 часов. Применение ультразвука позволяет ускорить этот процесса в 10-100 раз. Мы активно используем контактный ультразвук. Если очищаемый элемент ввести в резонансный режим, получается очень хорошая экономия. Такой процесс очистки ТВС-ов  был использован при эксплуатации на Нововоронежской АЭС. При сравнении нашей установки с американской «Доминион инжиниринг» было установлено, что добавление резонанса и применение пьезокерамических излучателей, позволяет сократить потребление энергии с 500 кВт (у американцев) до 5 кВт на нашей установке. При этом скорость очистки возрастает в 10 раз. 

Мы сделали много ультразвуковых установок для дезактивации: для Калининской АЭС, несколько установок для «Маяка», для нижегородского «РосРАО». Установка стоит около 4 млн руб. Ультразвуковые модули легко заменяемы. Для дезактивации ТВС-ок для  «Маяка» сделали ультразвуковую установку, совмещенную с электрохимией. Результаты превысили ожидания на порядок. По-видимому, трубки ТВС-ок входят в резонанс. При этом 200-кратное снижение радиоактивности происходит за 30 секунд.

В резонанс  можно вводить достаточно тяжелые элементы, например, колонны для десорбции урана вместе с ионообменной смолой, с раствором солей урана (общий вес более 100 тонн). Первую установку делали на 7 кВт, второй заказ  - на 5 кВт (более эффективно). Концентрацию кислоты можно снизить на 30%. Окупаемость такой установки - буквально недели.

Ультразвуковую технологию  можно также использовать для дезактивации почвы, так как  за счет ультразвука снижается трение и ускоряется очистка. Ультразвук решает также проблему ускорения растворения затопленных ЖРО, которые в придонном слое вообще превращаются в камень. Под действием акустических течений отложения растворяются. Созданные нами установки работают на «РосРАО» (примерно 30% работ). Заказчики от  атомной отрасли есть и в России, и за рубежом.

Отработкой технологии электрохимической ультразвуковой обработки фирма «Александра-Плюс» занимается совместно с кафедрой инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии Санкт-Петербургского государственного технологического института, возглавляемой Доильницыным В. А., который рассказал об испытаниях данного метода в различных организациях.

Коэффициент дезактивации (КД) зависти от толщины снимаемого слоя. Верхние 5-10 мкм это продукты коррозии. Если убрать 5-10 мкм продуктов коррозии с поверхности металла, то КД будет от 5 до 10 максимум. Дальше идет плотный слой (шпинельный для нержавеющей стали), при удалении которого КД доходит уже до 50. И, наконец, основной металл с распределенными радионуклидами на глубину до 30 мкм. Если снять этот слой, КД возрастет до 1000-10000.

Совмещение ультразвука с электрохимией позволяет быстро снять слой рыхлых продуктов коррозии и достичь высоких коэффициентов дезактивации поверхностного слоя металла, находящегося под продуктами коррозии. Достаточно 10 минут применения раствора серной кислоты относительно невысокой концентрации.

Испытания этого метода проводились в различных организациях. В ПИЯФ им. Константинова в Гатчине были получены хорошие результаты. Помимо продуктов деления радионуклидов в их образцах присутствовал коррозионник цирконий 95 – это и продукт деления, и америций 241 - альфа излучатель. Совмещение ультразвука и электрохимии дало хорошие результаты по альфа- и по бета-загрязнителям.

Аналогичные испытания были проведены на заводе «Экомет-С» в Сосновом Бору. Здесь применялись растворы серной кислоты, время обработки составило 20 мин. Металл очищался за короткое время, буквально на глазах.

Сочетание двух методов дает колоссальный скачок по уменьшению продолжительности обработки. Повышение температуры до 50-60о позволит дополнительно увеличить скорость обработки.

При проведении этого метода очень важен подбор растворов. Процесс идет достаточно эффективно практически во всех кислотах, органических и неорганических. Но максимальная интенсивность наблюдается для растворов серной кислоты. Сульфат-ион серной кислоты легко связывается в трудно растворимое соединение – гипс, хорошо вмещающийся в цементную матрицу. Раствор щавелевой кислоты так же может дать нерастворимые оксалаты широкого круга металлов и кальция.

После дезактивации полученный раствор нейтрализуется в диспергированный CaO. Образующаяся твердая фаза отделяется отстаиванием либо фильтрацией. Сгущенная пульпа с необходимым количеством воды передается на цементирование, а затем на хранение или захоронение.

Основным объектом применения данной технологии является переработка металла при выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов. При этом возможно

захоронение радиоактивного металла после приведения его в соответствие с критериями приемлемости, либо дезактивация с переводом металла в более низкую категорию или с выпуском для неограниченного использования, возврат металла в промышленное использование.

Если металл загрязнен пылевым или капельным методом с непрочной фиксацией загрязнения (такого металла при выводе АЭС из эксплуатации будет много), достаточно одной ультразвуковой дезактивации. При более прочной фиксации: высокотемпературное, контурное, парогенераторное оборудование, - потребуется ультразвук и электрохимия. Переход ТРО от 3 класса опасности к 4-му уже даст большой экономический эффект - снижение затрат по сдаче РАО национальному оператору в 3-4 раза. Себестоимость захоронения металла, прошедшего обработку, определяется коэффициентами дезактивации и соотношением объемов исходных металлических отходов и вторичных РАО. При достижении соотношений исходных МРО и вторичных РАО 1/10, 1/20 уже очевиден колоссальный экономический эффект.

На атомных станциях возможно длительное хранение промышленных отходов, содержащих небольшое количество радионуклидов. Применение ультразвука и электрохимии позволит выйти на промышленные отходы, но не выйти из-под радиационного контроля. Если стартовать от НАО, то шансы есть. Применение данного метода весьма перспективно для существенного снижения РАО. Такой технологический комплекс целесообразно размещать непосредственно на ЯРОО для выхода на НАО, понизив классность отходов и облегчив финансовое бремя его передачи НО. Или захоронение на длительное время на территории самого ЯРОО. Себестоимость совмещенной ультразвуковой и электрохимической обработки – 30-40 тыс. руб. за тонну. При этом происходит снижение объемов ТРО в 20 раз. 1 м3 ТРО (примерно 1 тонна металлолома) дает около 50 л кондиционированных в виде бетонного блока зацементированных отходов в любых контейнерах.

По итогам обсуждения актуальных вопросов функционирования системы государственного учета и контроля РВ и РАО и обращения с радиоактивными отходами участниками семинара было подготовлено решение, которое направлено органам управления системой ГУК.


По материалам совещания-семинара подготовила Т.А.Девятова  

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.2
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 21/07/2016
Наследие Евгения Вячеславовича Евстратова дает свои плоды!!!-Серебряков


[ Ответить на это ]


Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2016
Бессмысленный поток пустого сознания при вопиющей безграмотности.Пишет про единственное ПЗРО на Мос Радоне, а потом что ПЗРО может эксплуатироваться исключительно НО. Что за искусственная проблема с собственностью РАО? Может стоит, наконец, почитать Гражданский кодекс?Что такое "захаранивать", повторенное такое множество раз, что версия про опечатку отпадает?Где ПЗРО в конце концов? НО уже 4 года, но до сих пор фактически не сделано НИЧЕГО! Все пятый угол подходящее место ищут и никак не получается.Ощущение, что вся эта "деятельность по обращению с РАО" состоит в бесконечной бессмысленной болтовне вместо реальной работы.
Прохожий.


[
Ответить на это ]


Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2016
Уважаемый Прохожий, попытаюсь кое-что пояснить. Автор статьи, редактор журнала "Атомная стратегия", время от времени пишет про РАО, например,  статья 6-ти летней давности, где восхваляется тогдашний зам. ген. директора "Росатома"  Е.Евстратов http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2230.  Практика показала, что  некомпетентная и коррупционная затея Е.Евстратова по созданию системы обращения с РАО направлена только на распиливание бюджетных денег и на  создание проблем для будущих поколений с сооружаемыми сейчас ПЗРО.  По поводу грамматики, я уже писал, что и в моей статье в Проатоме слово "захоранивать" изменили на "захаранивать", "Нижнеканский" на "Нижне-Канский", "низкоактивные" на "низко-активные" и т.д. вопреки всем правилам русского языка.  С уважением. -Серебряков


[
Ответить на это ]


Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2016
Спасибо, Борис Ефимович.Прохожий.


[
Ответить на это ]


Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2016
Пробовал читать, очень много буков. 


[ Ответить на это ]


Re: Контроль и учет РАО. Чьи отходы дороже? (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2016
Не все задачи решаются с помощью традиционных трех букв. Попробуйте осилить весь алфавит. Узнаете много интересного. Удачи!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru