proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[22/11/2006]     Ты помнишь, как все начиналось

 М.А.Шкроб, капитан 1 ранга, к.т.н., ст.н.с.

Период 1950–1980 гг. вошел в историю кораблестроения как период бурного строительства отечественного ракетно-ядерного флота, способного защитить интересы государства в любых районах Мирового океана. Не зря этот период называют «золотым периодом» отечественного кораблестроения.

Разработка и внедрение принципиально новых энергетических установок – атомных ЭУ на подводные лодки сделали их действительно подводными, сняв ограничения по длительности и дальности плавания, повысив скорость хода, маневрирования и другие тактико-технические характеристики ПЛ.

В 1952 г., когда встал вопрос о создании подводной лодки с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), научным руководителем проекта АПЛ и ее ЯЭУ был назначен академик А.П.Александров, имевший опыт организации работ по решению сложных прикладных проблем и связанный с флотом работами по размагничиванию кораблей. Проектирование, строительство и испытание первой атомной подводной лодки были выполнены в весьма сжатые сроки – за шесть лет и три месяца. Уже в августе 1957 г. лодка была спущена на воду, а в декабре 1958 г. закончены ходовые испытания. А.П.Александров – как научный руководитель проекта, внес большой вклад в создание АПЛ «Ленинский комсомол». Он возглавил физический пуск реактора, швартовые испытания энергетики, несмотря на возраст, неоднократно выходил в море для испытания подводной лодки – а это далеко не прогулка в каюте комфортабельной яхты.

Основная роль в появлении первой советской атомной подводной лодки, несомненно, принадлежит ее главному конструктору, инженер-капитану первого ранга, выпускнику знаменитой «Дзержинки», талантливому кораблестроителю Владимиру Николаевичу Перегудову.

Главным конструктором первой атомной энергоустановки подводной лодки был академик Николай Антонович Доллежаль, директор и главный конструктор  Научно-исследовательского конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ).

В 50-е годы дальнейшую разработку установки ВМ-А, предложенной Н.А.Доллежалем, передали заводу № 92 и ОКБ, возглавляемому И.И.Африкантовым, выдающемуся конструктору ядерных реакторов с незаурядными инженерными и организаторскими способностями.

На первом этапе развития корабельных ядерных энергетических установок разработка двух типов реактора – водо-водяного и жидкометаллического, была оправдана, тем более потому, что до определенного времени не решалась проблема надежной работы парогенератора в установках с водо-водяными реакторами, а с жидкометаллическим теплоносителем позволялось работать и с текущим парогенератором, так как давление во втором контуре выше, чем в первом. В установках с водо-водяными реакторами это не допускалось, так как радиоактивный пар при текущих трубках парогенератора поступал в турбинный отсек, нарушая радиационную безопасность.

Разумный параллелизм в разработке важнейших технических направлений полезен тем, что препятствует монополизации и застою.

Анатолий Петрович Александров – сторонник водо-водяных реакторов с водой под давлением, считал их более надежными и безопасными. А Александр Ильич Лейпунский отстаивал развитие ядерных установок с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), которые были более маневренны, с давлением в первом контуре на два порядка ниже, чем у ВВР, а параметры пара выше. Попытка А.П.Александрова продвинуть установку с ВВР на повышенных параметрах (с перегревом пара в активной зоне реактора), близких к достигаемым в установках с ЖМТ, не увенчалась успехом.

Заказчиком первой атомной подводной лодки было назначено Первое главное управление Совета Министров СССР. Военно-морской флот к ее разработке не привлекался. Из моряков к проектированию был допущен контр-адмирал П.Ф.Фомин и то только к ее оружию – атомной торпеде. И лишь потом, по договоренности с Н.С.Хрущевым, были допущены отдельные руководители и специалисты ВМФ. Такая политика диктовалась сверхсекретностью выполняемых работ. Засекречивалось все, что надо и не надо. Причины аварий, их последствия не предавались огласке. Об авариях на атомных лодках даже сами подводники знали только понаслышке, а между тем бед было немало: июль 1960 г. – ПЛА «К-8» (течь парогенераторов), февраль 1961 г. – ПЛА «К-19» (из-за падения давления в первом контуре не вышла в море), март 1961 г. – ПЛА «К-33» (вышли из строя оба реактора), июль 1961 г. – ПЛА «К-19» (гибель моряков от облучения, первые жертвы ядерной энергетики на флоте), февраль 1965 г. – ПЛА «К-11» (бесконтрольный пуск одного из реакторов), сентябрь 1967 г. – ПЛА «К-3» «Ленинский комсомол» (пожар, погибло 39 моряков, экипаж сохранил работоспособность и ПЛА возвратилась в базу), май 1968 г. – ПЛА «К-27» (выход из строя активной зоны реактора левого борта. Экипаж переоблучился. 20 человек получили значительные дозы облучения. Некоторые вскоре умерли), апрель 1970 г. – ПЛА «К-8» (погиб корабль и 52 члена экипажа), декабрь 1971 г. – ПЛА проекта 705 (аварийная разгерметизация одного из контуров ЯЭУ. В 1972 г. выведена из состава ВМФ).

Это далеко не полный перечень аварий, случившихся на атомном флоте, но о них знал лишь узкий круг специалистов и руководителей. Вскоре после катастрофы на ЧАЭС, в октябре 1986 г. погибает атомный ракетоносец «К-219» (благодаря командиру лодки Игорю Британову спаслись 115 человек). В апреле 1989 г. идет ко дну уникальная АПЛ «Комсомолец», равной которой до сих пор нет в мире. Погибли 42 человека. И, наконец, гибнет современный атомный ракетоносец «Курск» со всем своим экипажем.

Неоправданно быстро – через каждые десять лет происходила смена поколений АПЛ. Создание кораблей опережало по времени отработку стендовых реакторных установок, в результате чего на корабли поступала неотработанная техника. Основным аргументом считалось достижение превосходства в гонке вооружения – иметь как можно больше атомных кораблей, закрывая глаза на их качество.

С начала 1980-х годов на флот стали поступать лодки третьего поколения. Впервые на них появляется унифицированная блочная агрегатированная установка ОК-650Б. И можно было бы снизить затраты на ВМФ. Но… вместо двух классов кораблей (многоцелевых и стратегических), у нас оказалось четыре типа ПЛА, в два раза больше, чем в ВМС США.

Наш ВМФ мог оказаться в центре разнообразных возможных театров морских сражений, поэтому Советский Союз вынужден был строить и дизель-электрические подводные лодки, от строительства которых США полностью отказались, полагаясь на союзников. США, используя уже построенные АПЛ, совершенствовали оружие в процессе их модернизации. Мы плодили все новые проекты подводных кораблей, около двадцати из них были атомные.

Только к середине 1970-х годов стало очевидно, что многообразие установок, неоправданно быстрая смена поколений АПЛ ведут к снижению надежности, увеличению затрат, усложнению процесса эксплуатации флота. Вопросы экологии, утилизации Минсредмашем не рассматривались. «Грязная», трудная работа ложилась на плечи флота (перезарядка активных зон, захоронение радиоактивных отходов и т.п.).

Усложнялась подготовка, обучение личного состава. В критические моменты, связанные с крупными авариями и ухудшением радиационной безопасности, специалисты не могли сразу заменить друг друга – перейти с установки с ВВР на установку с ЖМТ. Требовалась переподготовка. А время не ждало. Особенно это проявилось во время ликвидации последствий аварии, связанной с разрушением активной зоны на атомной подводной лодке «К-27» «с ЖМТ реактором» в мае 1968 г.

При проектировании жизненный цикл установок и кораблей не рассматривался. ЦКБ ограничивалось их созданием и эксплуатацией. Процесс утилизации, захоронения энергоустановок также не прорабатывался. Эти требования не выдвигались и заказчиком.

Как упоминалось выше, начиная с ПЛА третьего поколения на флот стала поступать единая унифицированная установка ОК-650Б, прошедшая стендовую отработку, но и она задержалась. Корабли строились быстрее, и недостатки, выявленные на стенде, повторялись на первых заказах. И все же за счет внедрения частичной естественной циркуляции теплоносителя, блочности, агрегатирования и других технических решений удалось повысить надежность, снизить шумность оборудования. За счет увеличения наработки удалось довести ресурсные характеристики до требуемых значений. За счет увеличения серийности удалось снизить стоимость атомной энергоустановки.

За период 1952–1982 гг. в развитии атомных подводных лодок произошел качественный скачок, аналогичный скачку в авиации – от самолетов «ИЛ-18», «ТУ-104» к таким первоклассным самолетам, как «ИЛ-62», «ТУ-154», «ИЛ-86», «ТУ-144».

На подводных лодках третьего поколения поражало великолепие жилых отсеков, кают-компаний, зон отдыха.

Энерговооруженность энергетических отсеков стала такой, что американским специалистам и не снилось. В этом вопросе нашим конструкторам нет равных в мире.

При освоении новой техники гражданские специалисты трудились на равных с флотскими инженерами, не жалея ни сил, ни здоровья, когда этого требовала обстановка.

А.П.Александров с глубоким уважением относился к флотским инженерам-механикам, военным морякам, отдавая им должное в освоении новой техники: «Не умаляя ничьих заслуг и достижений, должен сказать, что в культуре освоения атомной энергетики у военных моряков есть чему учиться». Не случайно в НИИ, военно-морских училищах, военной приемке так ждали офицеров, прошедших службу на АПЛ, получивших первый, бесценный опыт эксплуатации ядерных реакторов.

Они могли передать драгоценные знания другим, как младшим по возрасту, так и «старикам», прошедшим службу на дизель-электрических подводных лодках и надводных кораблях, оказавшимся на руководящих должностях, но не имеющим опыта эксплуатации новой техники, хотя большинство из них теоретически были хорошо подготовлены в стенах Военно-морской академии, в Институте атомной энергии, Физико-энергетическом институте в Обнинске, куда они направлялись на дополнительное обучение.

Куда только не зазывали морских офицеров, инженеров-механиков: в отряд космонавтов был зачислен выпускник «Дзержинки» В.Д.Рождественский. В 1976 г. за полет на космическом корабле «Союз-23» он был удостоен звания Героя Советского Союза. В Военно-политическую академию были зачислены Л.Климченко, Н.Черепков, А.Протасов, Г.Абросимов.

Леня Климченко, однокашник, поэт божьей милостью, с которым меня связывали долгие годы совместной учебы в «Дзержинке» и службы в одной дивизии атомных подводных лодок на Северном флоте, погиб 13 июня 1978 г. в результате взрыва в носовой башне главного калибра на крейсере «Адмирал Дмитрий Синявин». В предисловии к книге его стихов «Чувство долга», М.Кабаков напишет: «Леонид любил флот, и не просто флот, а его подводные силы. Он был убежден, что только там, на глубине, в чудовищных лапах океана, формируются лучшие качества мужчины: верность долгу, мужество, преданность любимой».

Мои воспоминания – это не рассказ об атомной эпопее отечественного подводного флота, а лишь человеческие раздумья о времени, в котором пришлось жить и трудиться автору. Прослужив не один год на атомной подводной лодке первого поколения, в марте 1969 г. я был переведен в 1-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны и представлял интересы заказчика – Военно-морского флота СССР.

В книге, выпущенной в канун 300-летия славного града Петрова, Д.Гранин с горечью пишет: «Среда интеллигентная тает, рынок вымывает ее, разносит по ларькам, лавкам, биржам, банкам, набирая себе людей с безжалостной хваткой… Посмотришь, и там, где были благородные, светлые, а может, исполненные печалью и раздумьями лица, торчат свиные рыла».

Философ и писатель А.А.Зиновьев напишет: «Боролись с коммунистической идеологией, а потеряли Россию». Россия вымирает. За время перестройки ушли из жизни более 10 млн человек. И это в мирное время!

Что с того, что открыт некогда закрытый «железный занавес»? Человек оказался не в идеологической, а экономической зависимости, не менее тягостной, чем первая. Чтобы сводить концы с концами, покорители глубин Мирового океана вынуждены до гробовой доски трудиться. Разве такой должна быть их старость, да и многих миллионов тружеников, молодых и старых, оказавшихся на обочине в новой «демократической» России. Но страна, к счастью, не потеряна, не погибла, и не ограничивается Садовым кольцом в Москве. Как писал наш соотечественник, выдающийся историк В.О.Ключевский, «как бы ни было тяжко унижение народа, пробьет урочный час, он соберет растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или в нескольких людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». И все наладится в нашей стране, сумевшей совершить такие прорывы во времени и пространстве.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от ProAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru