Северный морской путь (СМП)
является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам специалистов,
после 2050 года станет доступным для круглогодичного прохождения судов без
ледового усиления. С учетом этого уже сегодня стратегически верно развивать СМП
не только исключительно в интересах вывоза природных ресурсов из Арктической
зоны или «северного завоза», но также для осуществления контейнерных перевозок.
В 2016 году была разработана
модель создания на базе СМП регулярной арктической контейнерной линии. Ниша, в
которой перевозки по СМП выгоднее, чем по южному маршруту – это транзит
контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония,
Республика Корея) и Северной Европой (Роттердам, Гамбург и другие).
Контейнерный грузопоток на маршрутах, где использование СМП потенциально может
дать существенный выигрыш грузоперевозчикам, составляет около 455 тыс. TEU. Строительство
новых мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) и развитие
инфраструктуры в Арктике приведут к значительному росту перевозок по СМП.
Транспортная магистраль из
Европы в Азию в северных морских широтах стала одной из ключевых тем обсуждения
на Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке с 6 по 7
сентября 2017 года. Проблемы, связанные с эксплуатацией СМП, и перспективы его развития
обсуждались в рамках тематической сессии «Развитие Северного морского пути. От
слов к делу».
«К 2022 году объем
перевозок достигнет 40 млн тонн. – прогнозирует Евгений Амбросов, первый
заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», вице-президент
Арктического экономического совета. – Дальнейший ростгрузооборота будет
обусловлен вводомновых мощностей по производству СПГ («Арктик-СПГ»,
«Печора-СПГ») и разработкой нефтегазовых месторождений. К 2025 году по СМП
будет перевозиться порядка 65 млн тонн углеводородов».
Комментируя итоги сессии Леонид Петухов, генеральный
директор АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке
экспорта», подчеркнул, что: «Развитие СМП идет по всем основным направлениям – постепеннонаращивается
ледокольный флот, обновляетсяинфраструктура, ведется работа по устранению
административных и торговых барьеров – в целомформируются условия для
наращивания объемов контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе, к
участию в проектах привлекаются частные (в том числе иностранные) инвесторы».
Развитие ледокольного флота
Флот крупнейшей в России судоходной компании – ПАО
«Совкомфлот» – недавно пополнился тремя новыми судами класса MR (всего было
построено 6), а в августе 2017 года свой первый коммерческий рейс совершил газовоз
«Кристоф де Маржери»(усиленный ледовый класс Arc-7), доставивший из Норвегии в
Южную Кореюпартию СПГ. СМП танкер преодолел за рекордные 6,5 суток без помощи
ледокола.«Кристоф де Маржери»– это первый газовоз в серии из 15 судов этого
типа, запланированных к постройке.
Также получила
развитие инициатива ПАО «Совкомфлот» о строительстве новых судов, использующих СПГ
в качестве топлива. По словам Е. Амбросова, такое решение позволит сократить
объем выбросов углекислого газа на 15%, азота – на 80%, серы – на 90%.
Строительство судов начнется в 2019 году на заводе «Звезда», а первое судно
сойдет с верфи уже в 2022 году.
Модернизация инфраструктуры и международная
кооперация
Модернизация
инфраструктуры также потребует значительных инвестиций, поэтому в этой работе
нужно опираться не только на силы и возможности России, но и использовать
международную кооперацию. По мнению, Теро Ваурасте, вице-председателя Арктического
экономического совета, следует уже сегодня формировать инвестиционные
предложения, в том числе для заинтересованных иностранных игроков и активнее привлекать
частный капитал. «Необходимо повышать инвестиционную привлекательность северных
областей. Сегодня для развития Арктики денег одних только налогоплательщиков
недостаточно, поэтому надо работать над повышением прозрачности ведения бизнеса.
– подчеркивает эксперт. – Не думаю, что контейнерные перевозки станут основным
направлением использования СМП в обозримой перспективе, но так или иначе нам необходимо
работать над устранением торговых барьеров. В ближайшие 2-3 года мы не сможем
перейти к режиму свободной торговли, но с отдельными торговыми барьерами мы
справимся».
Иностранные компании уже проявляют высокий интерес к
использованию Севморпути. «У Японии два основных интереса, связанных с СМП.Это диверсификация
транспортных маршрутов между Азией и Европой и развитие энергетической базы. –
рассказал Синьити Исии, старший консультант АО «Исследовательский институт
Номура, Лтд.». – У правительства Хоккайдо есть программа по участию в СМП, и в
перспективе Хоккайдо намерен стать воротами в СМП».
Развитие коммуникационного обеспечения в Арктике
По словамДмитрия
Пурима, генерального директора ПАО «Совфрахт»,не менее важнообеспечить развитие
информационных технологий и интернета в Арктике.Это позволит упростить работу
судов-снабженцев и снизить себестоимость контейнерной логистики. «За несколько
лет работы в Арктике нам удалось примерно на 40% снизить стоимость перевозки в
пересчёте на фрахтовую тонну, – рассказал Д. Пурим. – Это связано не только с
усилением координации, качества работы и планирования, но и с внедрением
информационных технологий».Он также признал, что «главный драйвер развития
Арктики, бесспорный мейнстрим – это реализация углеводородных проектов, но
развитие информационных продуктов очень важно для малого и среднего
предпринимательства: «Если бы в Арктике был доступный интернет, это стало бы
серьёзным фактором снижения себестоимости всей арктической логистики».
Дмитрий Гудименко,
генеральный директор CapitalDevelopmentGroup, подчеркнул, что проект
широкополосного интернет-кабеля из Европы в Азию уже находится в стадиивысокой
готовности. «Проект показывает хорошую прибыльность в ближайшей перспективе. – считаетон.
– Один из ключевых вопросов на сегодняшний день – это вовлечение в проект
крупных игроков в лице Facebook, Google и китайских коммуникационных компаний».
Фактор таяния льдов и мониторинг
ледовой обстановки
Новые возможности
для трансарктического судоходства через СМП откроет и сокращение ледового
покрова в Арктике. По мере того, как лед будет отступать, арктические маршруты
будут становиться короче и быстрее. Ожидается, что при текущей тенденции к 2030
году Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон – в этом случае
грузовые суда смогут реже прибегать к помощи ледоколов, а навигация будет
открыта как минимум 6 месяцев в году. Сокращение площади
льдов летом и осенью делает СМП более привлекательным для морских контейнерных перевозок.
«В среднем за десятилетие толщина льда уменьшается на 13%. – рассказывает
Риккардо Валентини, профессор Университета Тушия (Италия) и глава Европейского
средиземноморского центра климатических изменений. – Необходимо повышать
точностьморских прогнозов, ледовой обстановки и сезонных рисков».
По сообщению Кирилла
Голохваста, проректора по научной работе ФГАО УВО «Дальневосточный федеральный
университет (ДВФУ), в ближайшее времяпри поддержке Ассоциации Полярников будет
создан ситуационный Арктический центр («Арктический кампус») в Архангельске,
который обеспечит онлайн визуализацию расстановки флота и доступной грузовой
базы, позволит прогнозировать наиболее оптимальные маршруты движения судов на
основе текущей информации о ледовой обстановке и прогнозов по ее изменению, а
также прогнозировать стоимость арктической логистики.
Создание управляющей компании СМП
Среди факторов,
сдерживающих развитие СМП, в последнее время все чаще называется отсутствие
контрагента в виде управляющей компании с функционалом, аналогичным УК Суэцкого
или Панамского каналов. Сегодня ФГКУ «Администрация Севморпути» выполняет
только административные функции, выдает разрешения на право прохода по СМП и в
целом имеет ограниченные полномочия в системе российской власти. Как следствие,
компании сталкиваются с необходимостью взаимодействовать с целым рядом
контрагентов, включая министерства, местные порты, компании предоставляющие
услуги агентирования и бункеринга. Также возникают вопросы, связанные с
качеством сервисов «на местах».
Как отметил Василий
Грудев, директор по инвестициям АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению
инвестиций и поддержке экспорта», в апреле 2017 года Правительство РФ поручило
проработать вопросы, связанные с возможностью создания специальной структуры
для управления СМП.
Создание
управляющей компании, считает Д. Пурим, позволит оказывать услуги бизнесу в
режиме «одного окна» и, как следствие, устранить ряд существующих административных
барьеров:«Но важно, чтобы управляющая компания не вмешивалась в те сегменты, с
которыми может справляться сам бизнес».
С ним согласен и Владимир
Корчанов, первый вице-президент транспортной компании FESCO, отметивший, что
наличиеконтрагента в виде управляющей компании будет способствовать развитию
восточного сектора СМП, оптимизации логистических схем и повышению безопасности
навигации.«У нас сейчас нет проблем с судоходством по трассам СМП.Проблемы
начинаются на берегу и связаны с получением разрешений на выгрузку груза и
бригад и т.д.» – резюмировал эксперт.
***
О сессии
Тематическая
сессия «Развитие Северного морского пути. От слов к делу» состоялась 6 сентября
2017 в рамках 3-го Восточного экономического форума при содействии и поддержке
АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке
экспорта».
Дискуссия собрала профессионалов
отрасли – представителей отечественных и зарубежных научных организаций, а
также руководителей и топ-менеджеров нефтегазовых, судостроительных и
транспортных компаний из России, Японии, Южной Кореи, Китая, Нидерландов и пр.
Среди них – первый заместитель гендиректора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов,
председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте, первый вице-президент
FESCO Владимир Корчанов, CEO компании Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс, лауреат
Нобелевской премии мира и глава Европейского средиземноморского центра
климатических изменений Риккардо Валентини и др.Также сессию посетил Александр
Дюков, председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть».
По окончании
дискуссии модератор сессии, управляющий директор российского представительства
Frost&Sullivan Алексей Волостнов и генеральный директор АНО «Агентство
Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Леонид Петухов
подписали Соглашение о координации деятельности по совершенствованию условий
реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020
года, эффективного обеспечения и оказания реальной помощи развитию Северногоморскогопути.
***
Материал подготовлен компанией Frost&Sullivan по
итогам III-го Восточного Экономического Форума