proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/01/2018]     Загадки северского бюджета

Владимир Долгих, журналист, Северск

Власти, какой их уровень не возьми, очень не любят пристального внимания к вверенным  им финансам. Хотя правильных слов о необходимости общественного контроля и гласности при расходовании бюджетных средств ими говорится немало. Взять хотя бы послания северского мэра господина Шамина к местным депутатам. Его речь прямо-таки завораживает: «Каждый северчанин должен иметь возможность в полном объеме получить информацию о том, сколько город зарабатывает и сколько тратит, какие программы являются для нас приоритетными, каких результатов мы хотим добиться».



Согласитесь, возможность прикоснуться к большому и славному делу участия в городском управлении не может не греть душу. Благо информации по данному направлению предостаточно. Только находи, вникай и не ленись. Единственная трудность – отсутствие справочных материалов. Например, в объёме, доводимом до каждого местного депутата. Те же пояснительные записки к тем или иным бюджетным тратам или разъяснения, отчего мы зарабатываем такую сумму, а не, к примеру, другую. Да и в самом тексте опубликованного бюджета неподготовленному читателю разобраться очень даже непросто. Но здесь вопросы впору задавать разработчикам существующих схем, а они, как известно, от Северска далеко. И ещё. Несмотря на всё это изобилие вопросов, в сравнении с другими ЗАТО Росатома, материалы северского бюджета наиболее доходчивы для изучения. Конечно же, речь идёт исключительно о личном мнении.

Ну, а теперь к загадкам и парадоксам бюджетного процесса.

 

Ничего не вижу, ничего не знаю, ничего никому не скажу

Если расходы городского бюджета по тем же, к примеру, дорогам, и вызывают порой вопросы, то процесс зарабатывания средств, всё больше остаётся за кадром. Практика показывает, что и большая часть самих народных избранников жмут кнопки для голосования частенько вслепую. Думается, причины и в своеобразном понимании имеющихся у местной власти полномочий, и в самом содержании «доходных» разделов. Вспомним хотя бы заявления даже опытных народных избранников, отмечающих небывалые, на их взгляд, расходы на образование. Неужели они не ведают, что именно финансирование системы образования является одним из самых важных полномочий органов местного самоуправления? Мы же не удивляемся наличию продавца в магазине, покупая, к примеру, хлеб? Или водителя, управляющего автобусом?

Именно изучение материалов и, что желательно, всенародное обсуждение бюджетного процесса выявляет и городские перспективы, и текущие возможности. А, следовательно, и необходимые меры, которые следует принять.  Не приняв их сегодня, останешься на бобах завтра. И примеров на сей счёт более чем достаточно. Взять ту же  систему теплоснабжения Северска. Или проблемы местного водоканала. Мы же, забывая об этом, фактически вручаем свою судьбу горстке чиновников финотдела.

Возьмём для начала динамику изменений собственных доходов Северска. На первый взгляд, всё понятно. Хочешь уверенно смотреть в завтрашний день – обеспечь хотя бы минимальный годовой рост налоговых поступлений. К сожалению, северским властям здесь похвастаться нечем. Разве что щедрыми посулами от местного мэра и поддерживающих его областных руководителей. Статистика же более категорична. Возьмём за точку отсчёта итоги 2011 года. Первого «полного» года работы господина Шамина в должности северского мэра. И сравним их с некоторыми предварительными прошлогодними итогами.  Исключительно по номиналу, без всякой тебе оглядки на инфляционные процессы.

Казалось бы, успех налицо. Доходы бюджета ЗАТО скакнули за это время более чем на треть. Вот только сам скачок произошёл исключительно благодаря одному единственному источнику. Безвозмездным поступлениям из федерального и областного бюджетов. За минувшее время они возросли почти на 70%.

В остальном картина такая: общая сумма собранных в городе доходов, оказавшихся в бюджете, уменьшилась почти на 15%.  Слабым утешением для городских властей, думается, стала стагнация непосредственно всех налоговых поступлений. Они оказались практически на том же уровне. Причём сумма, полученная от налога на доходы физических лиц, сократилась более чем на 10%! Не помогли ни многочисленные индексации заработанной платы, ни мобилизующая роль всевозможных комиссий.

Ещё более тревожно воспринимается «ужимание» и «специфичность» самой налогооблагаемой базы. Её львиную долю составляют работники АО СХК вместе с дочерними организациями, а также  служащие силовых структур, расположенных в Северске. По итогам 2016 года (прошлогодний результат пока не объявлен, но не думаю, что он будет существенно отличаться) все они довольно приблизительной численностью в немногим больше 10 тысяч налогоплательщиков обеспечили  48% от общих поступлений.  Несложно представить  перспективу этих самых «поступлений» при дальнейшем «углублении оптимизационных процессов» на некогда мощном градообразующем предприятии. И возможной реализации вынашиваемых планов по уплате НДФЛ личного состава Росгвардии по месту дислокации её Главкомата. То есть в столице нашей Родины. Для справки – численность работников АО СХК на начало прошлого года составила 3514 человек. Напомню, семь лет назад там трудилось на 7874 человека больше.  

Не самая лучшая новость для власти и в немалой доле отраслей, работники которых уплачивают НДФЛ, связанных исключительно с бюджетом. В Северске на них приходится почти половина поступлений «доходного налога». В результате налицо «перекладывание» бюджетных денег из одного кармана в другой. Что, согласитесь, мало сообразуется с ростом доходной части бюджета. И с каждым годом, как показывает статистика, процесс постепенного «проедания» бюджетного пирога становится всё более отчётливым.

А ведь речь идёт о налоге, удельный вес которого  в структуре фактически поступивших налоговых и неналоговых доходов по итогам 2016 года составляет 60,3%!

На столь нерадостном фоне снижение на 7,9% поступлений от уплаты ЕНВД как – то даже теряются. Хотя именно этот показатель и характеризует степень развития предпринимательства в городе.

Можно услышать возражения. Мол, все эти показатели мало зависят от непосредственной работы северской власти. Тезис во многом спорный, но имеющий право на жизнь.

Но тогда что можно сказать о самой настоящей катастрофе в части поступлений от так называемых неналоговых доходов?! Которые за истекший период уменьшились почти в два раза! Это всё больше операции, связанные с муниципальным имуществом.

Согласитесь, искать местной власти виновных на стороне за такие «итоги» будет делом не совсем уж верным. Они и не ищут. Благо, ответственности ни для чиновников, ни для депутатов, ни для господина Шамина, ни для господина Диденко-старшего в природе просто не существует. Ни материальной, ни административной, ни, тем более уголовной! Ни – ка - кой!!!

Уже и не вспомнить, когда в стенах городского парламента вёлся принципиальный и гласный разговор о бюджетном процессе в Северске. И часто ли мы слышим иные мнения по этому поводу, кроме как из уст господина Шамина? Назвать которые взвешенными или конструктивными просто не поворачивается язык. А цифры в соответствующих графах сведений о доходах наших «двоих из дворца», тем не менее, год от года всё больше растут. В отличие, скажем, от упомянутых выше ряда цифр  доходной части городского бюджета.

И кто может просчитать сегодня модель дальнейшего существования ЗАТО при возможном резком снижении, а, может, и полной утрате такого вида финансовой помощи как безвозмездные поступления или очередного «налогового манёвра» российского правительства?

 

Красиво жить не запретишь

Между тем, общая сумма распределяемых средств для повседневной жизни Северска далеко не самая маленькая. К примеру, в нынешнем году она составила 3 млрд 459 млн 412 тыс  рублей. И это далеко не окончательно. Впереди предстоит немало корректировок – уточнений, позволяющих увеличить её к концу года на пару-тройку  сотен миллионов рублей.

Кроме того, в северском бюджете не учтены расходы на здравоохранение, являющиеся прерогативой ФМБА. А это ещё, как минимум, миллиарда полтора рублей. Словом, мэрам малых российских городов, намедни обсуждавших в Коломне с российским президентом все перипетии их развития, остаётся глотать от зависти слюну. Во всяком случае, оперировать подобными цифрами они могут разве только в мечтах.

На что же идут все эти миллиарды рублей северского бюджета? Ответ на вопрос, в частности, может дать недавно принятый местной думой текст бюджета на 2018 год. Начнём, как водится, с расходов на содержание северской власти. Причем, исключительно с учётом порядка размещения получателей средств в опубликованном тексте бюджета.

Как водится, открывает его дума Северска. Ведь именно депутаты своим решением дают ему жизнь. Аппетиты народных избранников оценены в нынешнем году в 55 с лишним миллионов рублей. Это на 2 млн рублей больше, нежели в году предыдущем. Если, конечно, верить тексту последней, обнаруженной мною, бюджетной корректировки.

И северский мэр господин Шамин обойдётся в текущем году налогоплательщику несколько дороже. В 3,890 млн рублей против 3,448 млн в году предыдущем. Всего же на заработанную плату вместе с начисленными страховыми взносами планируется отрядить 40,2 млн рублей. Из 44 с лишним миллионов всей утверждённой народными избранниками суммы. Они пойдут на «обеспечение работы»  заместителя председателя думы господина Власова и депутата думы госпожи Зубковой. И не только. А вместе со всеми работниками аппарата городского представительного органа. Не исключено, по данной статье проводятся выплаты и иным лицам. Общее число всех получателей в тексте бюджета не указано.

Уверен, можно было об изложенных выше тратах рассказать и подробнее, и без всяких предположений. Будь на том же сайте думы опубликована подробная смета расходов северского представительного органа. 

Но, как известно, не хлебом единым жив человек. И северская дума не исключение. Бюджет предполагает и иные, кроме, зарплатных, статьи расходов. Так, на информационное обеспечение планируется потратить 4,823 млн рублей. Немногим меньше, около 4 млн рублей, уйдёт на всевозможные, выражаясь казённым языком бюджетных составителей, «закупки товаров, работ и услуг».  Что входит в столь замысловатый перечень, узнать также не удалось.

Остался ещё один вопрос – а насколько велики и обоснованы подобные траты? Особенно в наше время не самой лучшей финансовой обеспеченности и при обилии обязательств власти по своим полномочиям. Ведь наверняка найдётся гражданин, который заявит, что на его взгляд, лучше на эти средства сделать ремонт в детском саду. Чем, к примеру, содержать депутата городской думы, работающую на постоянной основе, госпожу Зубкову. А ведь это почти 2 млн рублей!

Если кто-то вдруг решит, что все  55 с лишним миллионов будут тратиться непосредственно на удовлетворение думских запросов, то будет неправ. Полтора миллиона рублей из этой суммы предусмотрено вручить лауреатам всевозможных конкурсов-смотров. Проходят же они бюджетной строкой под названием «Иные выплаты населению».

Что касается обоснованности бюджетных расходов, то они стали законом после принятия соответствующего решения местными депутатами и подписи северского мэра. Следовательно, и за разъяснениями исключительно к ним.

Ну, а ответ на вопрос, насколько они велики, лучше, на мой взгляд, искать в сравнении с подобными тратами у наших соседей из других ЗАТО системы Росатома. Исключительно за аналогичные периоды. Здесь, как показывают результаты анализа, северская власть показывает самое настоящее «движение вверх». К примеру, мэр Железногорска, города и по бюджетным параметрам, и по населению, и по климатическим условиям наиболее близкого к Северску, «обходится» в 1,536 млн рублей. Примерно на столько же тянут эти расходы Зеленогорска.  В Сарове, Снежинске и Новоуральске они несколько выше – соответственно 2.4 млн, 2,3. и 2,95 млн рублей.

Уступают, и порой значительно, расходы и по статье думского содержания. К примеру, в том же Железногорске это 11, 5 млн рублей. Столько же потратят в Новоуральске. Чуть больше, 15 с небольшим млн, в Снежинске. Ну, а зеленогорский парламент и вовсе не дотянет даже до 10 млн рублёвой отметки!

И, в заключение, на все бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за год северские депутаты определили в нынешнем году потратить 41,639 млн рублей. Аккурат на 10 миллионов рубликов меньше, нежели годовое содержание северского представительского органа с господином Шаминым во главе.

 

После нас хоть потоп?

Восемь лет нахождения господина Шамина у власти в Северске ознаменовалось немалым количеством преобразований. Одно из них – выступать с бюджетными посланиями к местному депутатскому корпусу. Из его уст всегда звучали правильные, можно даже сказать, новаторские предложения для города и его элиты, прежде привыкшей жить всё больше на столичные подачки.  Взять хотя бы требования  изменить подход к самому ходу бюджетного процесса. Увеличить собственные доходы, научиться зарабатывать на инвестициях, заставить считать деньги руководителей муниципальных предприятий.  Но, к сожалению, их постигла судьба многих других предложений из «новаторской» категории. Они просто зависли в воздухе.  Город же, между тем, не замечая, продолжал жить привычными мерками.  От дотации к дотации.

Похоже, идеи Шамина не вдохновили северскую власть. Да и сам мэр, то ли почувствовал всю бесперспективность своих «новаций-инноваций», то ли, действительно, годы начали брать своё –  седьмой десяток, не шутка – уже на возбуждал власти и общественность своими идеями. Во всяком случае, в его последнем Послании речь шла всё больше о делах жилищно-коммунальных. И, не в пример, кратко. 

Банальщиной вовсю веяло и от бюджета текущего года. С прежней зависимостью от всевозможных дотаций, растущими расходами на местную бюрократию и всё сжимающимися тратами на капитальные вложения. Забота о дне будущем, по-видимому, так и не стала основополагающей для нынешней северской власти. Как-будто нет за окном ни кризисов, ни санкций, ни «оптимизационных процессов» от такого родного Росатома.

Впрочем, ждать, что  власти ЗАТО  разменяют своё нынешнее благополучие на прорывную программу социально-экономического развития было бы, по меньшей мере, наивно. «Буревестниками» в экономике редко становятся при достижения пенсионного возраста.

Первым, и самым важным признаком, «бюджета проедания» является отношение стоимости содержания местной власти к общим городским расходом. Жаль, нынешняя система оценок сбалансированности главного финансового документа города не имеет конкретных на сей счёт показателей. Остаётся только с опорой на здравый смысл оценивать и сопоставлять с другими расходными направлениями. При этом преодолевая сложность их выуживания из всего немалого перечня  этих самых «направлений». Единственная цифра, прямо говорящая о расходах на власть, – предельная сумма содержания муниципальных служащих. А вот её то в опубликованном на сайтах северской власти бюджете на 2018 год как раз то и нет! Как, впрочем, и на год 2017. Поэтому вновь будем оперировать годом предыдущим. Итак, по сравнению с 2010 годом она увеличилась без малого на 50% и составила 207, 1 млн. рублей. Именно столько наш щедрый господин депутат «отрядил» на оплату труда и связанные с нею выплаты 292 чиновникам. Кстати, число которых, в последние три года (иных данных вновь, к сожалению, не отыскать) увеличилась незначительно. Всего – то на 3%.

Рекордсменом здесь является созданное не так уж давно управление внегородских территорий. Посёлком Самусь и двумя прилегающими деревушками управляют аж семь чиновников в ранге муниципальных служащих! Годовое их содержание составляло в 2016 году почти 4,5 млн рублей (что больше, чем пятью годами раннее в 2,12 раза!). Не думаю, что в нынешнее время оно уменьшилось. Скорее наоборот.

Но, как известно, трудятся там во благо этих самых «территорий» и сотрудники, не имеющие статуса муниципальных. Поэтому общая сумма, во что же все они обойдутся налогоплательщику, конечно же, весомее. Насколько?  Бюджет даёт, пусть и несколько приблизительный,  ответ и на этот вопрос. Она составляет 8 млн 389 тыс. 46 рублей. Только на зарплату и связанные с нею выплаты.

Приплюсуем неизбежные атрибуты чиновного труда  – от канцтоваров до кабинетных ремонтов и разъездных расходов. Учтем и компьютеризацию их рабочих мест. Итак, опять же, с опорой на бюджетные сведения, смело добавляем к упомянутой сумме ещё 2,644 млн рублей. В итоге получаем почти, что треть от всех расходов, предусмотренных на содержание внегородских территорий! Согласитесь, немало.

Для сравнения,  подпрограмма "Содержание особо охраняемой природной территории местного значения "Озерный комплекс пос. Самусь ЗАТО Северск" не дотянула даже до «лимона» рубликов. А траты на «услуги по искусственному осеменению коров в личных подсобных хозяйствах…» и того меньше. Всего на 310 тысяч рублей. Такой  вот пример определения главного удара в деле сохранения финансовой устойчивости городского бюджета в смутные кризисные времена!

Есть, думается, у подобного «изобилия» объяснение. Самусь с деревушками, как известно, составляли немалую часть избирательного округа, давшего  когда-то дорогу нынешнему мэру в северскую власть. Почему бы не рассматривать столь немалые траты как верность предвыборным обязательствам нынешнего мэра?  Опять же, лучших союзников в очередных предвыборных баталиях не найти.

Разве что меньшими масштабами роста отличается динамика денежного содержание у их коллег из других подразделений. В той же администрации оно, по сравнению с 2010 годом, увеличилось только  в 1,63 раза. До почти, что ста миллионов рублей.

Теперь обратимся к расходам на оплату труда и связанные с ними выплатами, уже всему персоналу структурных подразделений, входящих в систему городской власти.  Как подразделений городской администрации, так и казённых учреждений, входящих в её состав. По приблизительным подсчётам все они обойдутся местному бюджету почти, что в 450 млн. рублей. Около 86 млн рублей планируется потратить на обеспечение их работы. Всё та же «канцелярия», транспорт, командировки, компьютеризация… На обеспечение городской жизни остаются 2,9 млрд рублей.

 При этом только содержание школ и детских садов обойдется бюджету в 1,7 млрд рублей. И это без учёта расходов на капитальный ремонт учреждений образования!

Ещё около 700 млн рублей «расписаны» на нужды культуры, спорта, дополнительного образования и ещё ряда направлений. Учитывая требования действующего законодательства по ЗАТО,  указанная сумма вряд ли способна удовлетворить даже самые насущные потребности. Не говоря уже о каком-то развитии. Как результат – банальное «размазывание бюджетной каши по скатерти». Причем, очень тонким слоем. К примеру, поддержка детского хоккея в городе обходится…в 200 тысяч рублей.  На помощь молодым семьям в обзаведении жильём будет направлено 8,5 млн рублей.  Ещё меньше – чуть больше миллиона потратят на организацию трудоустройства детей в летние каникулы. Ну, а цена всего детского отдыха обойдётся бюджету в немногим больше 50 млн рублей.

А что же останется на дорожный ремонт, благоустроительные работы? На разбивку клумб и возведение фонтанов, столь любимых нынешним главой местной администрации? Снег, наконец, зимой убирать, а летом улицы подметать-поливать, обветшавшие коммуникации латать? Защищать народ от возможных чрезвычайных ситуаций, наконец.  Есть ещё целый комплекс социальных обязательств, требующий немалых затрат из городской казны.

При таком раскладе северских финансов серьёзно рассуждать о перспективах «бюджета развития» может разве что местный мэр. Потому как после латания текущих «дыр» на день завтрашний мало что остаётся. В чём легко убедиться, лишь только взглянув на цифры, начертанные в разделе расходов Управления капитального строительства. Не поверите, на  проведение капитального ремонта яслей и детсадов всего города запланировано чуть больше 10,5 млн рублей! Но, как явствует из наименования группы расходов, кроме ремонтов необходимо ещё и вложиться в «приобретение в муниципальную собственность вновь построенного объекта»!!!  Ещё 27 с небольшим миллионов рублей планируется потратить по разделу Управления имущественных отношений. Надо понимать, также на приобретение в муниципальную собственность «объектов недвижимого имущества».

Ещё печальнее «ремонтные перспективы» у школ города. Данные расходы здесь составят… 3,9 млн рублей! А ведь каких-то лет восемь-девять назад власти ласкали директорские уши намерениями капитально ремонтировать по одной школе в год! Даже очередь пытались организовать!

Не столь радостна картина и в планах капитального строительства. На «всё про всё» в соответствующем разделе бюджета красуется ровно 41 млн 639 тыс. рублей. Для сведения – в 2011 году осваивалось почти 180 млн, а ещё раньше, в 2007, все 400 млн. Конечно же, рублей. Хотя нельзя исключать появления данной группы расходов в других разделах городского бюджета.

Планы ужались, что, тем не менее, никак не сказалось на расходах УКСа. Так, на нынешние управленческие расходы упомянутого подразделения городской администрации предусмотрено выделить около 20,7 млн рублей. И ещё одна любопытная цифра. Если верить информации об исполнении бюджета Северска, в 2008 году тамошние сотрудники в ранге муниципальных служащих, обошлись городской казне в 2,263 млн рублей. В 2016 году эта цифра оказалась почти в 4 раза выше.

Неужели осваиваемые объёмы капитального строительства никоим образом не связаны с числом сооружаемых и обслуживаемых объектов? Или им вменили дополнительный комплекс обязанностей?

Согласитесь, решать весь многообразный комплекс вопросов городской жизни при таком незамысловатом управленческом подходе, довольно непросто. И невозможно без ущерба для будущего. Ведь хроническое недофинансирование рождает уже сегодня целый ворох проблем, растущий подобно снежному кому с каждым днём, месяцем, годом. Который рано или поздно погребёт под собой всю городскую управленческую систему. Другой вопрос, что у нынешних управленцев во главе с господами Шаминым и Диденко-старшим «запас прочности» довольно велик.  И вряд ли существенно изменится, пока продолжают поступать  миллиардные дотации. А, значит, их время ещё не вышло! Боюсь только, не на радость будущим поколениям.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Социальная политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Социальная политика:
Цена российского атомщика

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.11
Ответов: 339


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru