proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/11/2018]     … Все слова от первого лица

Что делает курица, когда снесет яйцо?
Н.Н.Григорьев, проф. каф. Технических средств судовождения Госуниверситета морского и речного флота им.адм.С.О.Макарова

После распада СССР страну накрыла лавина реформ, в том числе и в сфере образования. По образному же выражению классика английской литературы Оскара Уайльда: «В России удается все, кроме реформ». Обидно, но сказано метко. Более двадцати лет длятся реформы в сфере образования, но результатов нет. Свидетельств тому множество.



Причину столь болезненного состояния российского образования «высветил» бывший министр образования А. Фурсенко. По итогам всероссийского молодежного форума «Селигер-2007», организованного движением «Наши» в «Литературной газете» было опубликовано его мнение, где он  «посетовал на оставшуюся с советских времен косную систему в своем ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, - по мнению министра, - главное - взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими».

Следуя принципу – «взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», передовым было признано, по умолчанию, система образования США, откуда и хлынула «помощь для молодой демократии».

Но, что касаемо российского образования, да и образования любой другой страны, то прав Ф.М. Достоевский: «Наука, конечно вечна и незыблема для всех и каждого в основных законах своих, но прививка ее, плоды ее именно зависят от национальных особенностей, то есть от почвы и народного характера». Но кто про это из современных чиновников знает?

В эпоху перемен, на каком-то уровне решили, что советское, - «костное», - образование нуждается в срочном реформировании. Успехи советской системы образования подверглись жесткой критике. Поиски мировых лидеров в этой области «увенчались» успехом – вот она, хваленая Америка! Один перечень Нобелевских лауреатов способен вскружить голову, а то, что они оказались в США волею судеб в расчет не принимается.

А старательные рекомендации заручиться признанием дяди Сэма статей в престижных иностранных научных журналах чего стоят? Рейтинг российских вузов пошел стремительно вниз. Секретные научные работы советских ученых были исключены из списка научных трудов, а ведь очень многие работы были закрытыми. Так советские ученые попали в неучи, а их работы стали рассекречивать. Куда эти труды стали исчезать? Эмиссаров, готовых «поднимать» российское образование оказалось достаточно. За рубеж хлынули и труды, и сами ученые, те, что помоложе. Некоторые из них пополнили списки американских Нобелевских лауреатов.       

Образование США – мнение их президентов

Вот как выглядит восхваляемая у нас система образования США глазами ее президентов.

Дональд Трамп: «Мы двадцать шестые в мире по уровню образования. Двадцать пять стран обогнали нас. И некоторые из них - страны третьего мира. Но в образовании именно мы - страна третьего мира».

В видео, опубликованном на своей странице в Facebook, Дональд Трамп обещал отменить федеральный образовательный стандарт Common Core, который характеризуется четкими результатами обучения по каждой предметной категории на каждой ступени образования, а также формализованным тестированием - (аналог нашего ЕГЭ). Стандарт Common Core уже не один год является объектом полемики в образовательной среде США.

Барак Обама: «Наука нужна как никогда раньше. … Наши школы отстают от других развитых стран, а в некоторых случаях и от развивающихся стран. Наших школьников обгоняют в математике и точных науках школьники из Сингапура, Японии, Англии, Нидерландов, Гонконга, Кореи, других стран. По данным еще одного исследования, пятнадцатилетние американцы находятся на 25 месте по математике и на 21 месте по точным наукам в сравнении со сверстниками из других стран.  … Я считаю, что это не в нашем, американском, характере - быть ведомыми. В нашем характере - быть впереди. И для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3% ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование».

В 1983 году Рональд Рейган в своем докладе о состоянии образования говорил: «Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предполагается, мы должны были бы расценивать это как объявление войны». По мнению Р. Рейгана: «Самое мощное оружие русских - это их образование».

В 1961 году президент США Джон Кеннеди произнес знаменитые слова:
«Космос мы проиграли русским за школьной партой». «В том же году в США и в странах Запада были созданы специальные комиссии по изучению феномена советского образования, прорабатывались советские учебники и система преподавания в советских школах. Английский профессор Артер С. Трейс-младший опубликовал статью «Что знает Ваня, и не знает Джонни», где дается анализ факторов, определяющих преимущество советской системы образования. Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»…

Какие же конкретные шаги в этом направлении приняли в США? О качестве советского образования, - и морского в частности, - свидетельствует такой факт. «При создании атомного подводного флота США при  Массачусетском технологическом институте была создана специальная школа для подготовки офицеров-подводников.

Понимая значимость проблемы подготовки грамотных кадров Х.Риковер, - «отец американского подводного флота», - оправляется в СССР в составе делегации изучать систему образования. Возглавляет делегацию вице-президент Р.Никсон. В докладе по итогам поездки на заседании специальной Комиссии Конгресса, Х.Риковер говорил: «Будущее принадлежит хорошо образованным нациям, так пусть это будет наша нация…».

Подтягивать-то подтягивали, но не подтянули. 

В чем же заключаются успехи США в сфере науки? Отнюдь не в качестве школьного образования.

Успехи наглядно поясняет автоэпитафия Эндрю Карнеги придуманная им самим: «Здесь покоится человек, которому удалось собрать вокруг себя людей намного умнее себя» (в действительности на надгробной плите только имя и годы жизни одного из создателя той Америки, которой ее знает весь мир сегодня). 

США умеют собрать у себя людей намного умнее себя. Что делает привлекательным США для ученых?  Это секрет Полишинеля – условия для работы и достойная оплата за работу.  

Что же мешает самим США, а, равно и другим, западным странам, стать хорошо образованными нациями? – Деньги, да именно деньги, которые нужно непрерывно считать и пересчитывать. Деньги, которые для них заработали другие и печатный станок, который печатает доллары.

Тем не менее, обеспокоенность американской системой образования в самих США привели к тому, что в своей книге «Изувеченная Америка: Как сделать Америку снова великой» Трамп предлагает множество радикальных методов, и в том числе, распустить министерство образования.

В статье «Зачем министерству надуманные проблемы?» говорится: «Многие считают, что от министерства образования необходимо избавиться. Пора это сделать. Если мы не можем без него обойтись совсем, нужно хотя бы ограничить его круг полномочий и власти. Образованием нужно управлять на местном уровне. Все эти программы вроде Common Core, No Child Left Behind и Race to the Top - все они отбирают право принимать решение у родителей и у школьных комитетов. Министры, принимающие эти программы, думают только об идеологической обработке, а не об образовании наших детей. Их деятельность совершенно не вписывается в американскую модель управления».

Образование в современной России

Из речи академика В.И.Арнольда на парламентских слушаниях в Государственной думе: «Страна без науки не имеет будущего, и принятие обсуждаемого плана было бы преступлением против России. Как это ни удивительно, уровень подготовки школьников в России до сих пор остается, особенно в области математики, очень высоким по сравнению с большинством стран мира (несмотря даже на ничтожность затрат нашей страны на науку и образование по сравнению с другими странами): Франция, например, перешла недавно от примерно 5% ВВП до примерно 7% (затраты на науку и образование, обсуждавшиеся Национальным комитетом науки и исследований Франции, членом которого меня назначило их Министерство образования и научных исследований).

Россия, напротив, сократила свои расходы (за 10 лет примерно в 10 раз) на науку. Трагическая утечка мозгов, происходящая вследствие этой ошибки, - только одно из последствий той антинаучной и антиинтеллектуальной политики, частью которой является и обсуждаемый безобразный проект «стандартов». Из-за этих «стандартных» нелепостей уровень подготовки школьников опустится гораздо ниже обычного уровня реальных училищ царского времени, а кое в чем - даже ниже уровня церковноприходских училищ.

Этот план производит общее впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы. Не случайно подготавливаемая реформа финансируется иностранцами, давно мечтавшими избавиться от конкуренции со стороны российской науки и техники, - и далее, - Насколько я сумел понять планы, они сводятся в основном к снижению нашего уровня образования в средней школе до американских стандартов».

Российское образование – это тернистый путь. Во времена Петра Первого образование на Руси насаждалось. Царю пришлось преодолевать упорное сопротивление дворян, которые не желали отдавать детей в школу.  Методы «прививки» любви  самих дворян и дворянских недорослей к учебе были жестокими. Уклонение дворян от обучения детей каралось конфискацией имущества. Учение приравнивалось к службе в армии. Предпочтение отдавалось российскому образованию. Указом 20 декабря 1715 года повелевалось: «Которые есть в России знатных особ дети, тех всех от 10 лет и выше, выслать в школу в Санкт-Петербург, а в чужие края не посылать». Дворянским детям было запрещено жениться без свидетельства об образовании: «Жениться не допускать и венечных памятей не давать». Вот откуда появились в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизена выражение: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». В ответ на такую напасть, мать Митрофанушки - госпожа Простакова начинает его ублажать: «Ты, говорит, хоть для виду поучись! А там мы тебя сейчас и женим». - Здесь опять Простакова оказывается правдивее и благоразумнее просвещенных педагогов. Она понимает, что когда человек не хочет учиться, тогда он может учиться только для виду. Понимая это дело так просто и разумно, она и высказывает свое желание совершенно прямо и откровенно» - цитируется статья Д. И. Писарева «Наша университетская наука».

Такому же учению, - только для вида, - способствует Федеральный закон РФ № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который ввел подушевое финансирование.

А на кого же ориентируются развивающие страны, которые опередили США? Среди них Китай и Индия, которые провели реформы образования в 1980-х., фактически скопировав советскую систему школьного и высшего образования.

Драма в реформировании российского образования, увы, не мистика, а факт. О несостоятельности ныне существующей системы образования в России сказано много. Но одна реформа спешит сменить другую («одна заря сменить другую, спешит, дав ночи полчаса») даже не выяснив ее суть.

Для «вершения» судьбы российского образования достаточно иметь чиновничье кресло и гвардию самых заурядных адвокатов, готовых согласно кивать и поддакивать в угоду чьим-то «компетенциям». Об этой угодливости писал М.Е.Салтыков-Щедрин в «Мелочах жизни» со всей беспощадностью о чиновниках: «Благодаря внедрившейся в его жизнь дисциплине руководить  и распоряжаться его действиями не представляет никакого труда. Не мудрствуя лукаво, он следит за движениями указующего перста, совершенно равнодушный к тому, что таится в той дали, куда этот перст направлен».

В последнее время активизировалась кампания по продвижению дистанционного «on-line» образования. Апологеты очередного нововведения усматривают выгоды дистанционного обучения в том, что оно позволит привлекать к чтению лекций только высококвалифицированных преподавателей, материалы которых будут читаться в режиме on-line либо видеозаписи.

Ректор НИУ ВШЭ Я.Кузьминов доложил об успехах в этой области президенту В. Путину, и, судя по реакции, эта идея получила одобрение. На встрече со школьниками, - авторами лучших сочинений на тему «Россия, устремленная в будущее», - президент России В. Путин, отвечая на вопросы школьников, высказался за скорейшее обновление системы подготовки кадров. Он говорил о необходимости развивать дистанционное образование.

Как побочный, но весьма значимый для бюджета результат - снижение расходов на образование. А они - расходы и так весьма скромные.

Преждевременные восторги по поводу ожидаемых побед мы испытывали неоднократно. Одна «инновационная» кампания сменяет другую, оставляя неизменным желание чиновников «оптимизировать» расходы на образование.

В «Бизнес-журнале», в статье «Несварение инноваций» сказано, что «у первых лиц страны есть повод для раздражения и даже самокритики, инновационная государственная машина вроде бы в общих чертах построена и заправлена деньгами под завязку, но толком не едет». Д. Медведев откровенно признался: «Пока мы не смогли ухватить самую суть этой работы».

На Западе, который нам постоянно приводят как пример «прорывных образовательных технологий», прогрессивность on-line обучения поставлена под сомнение. Американский специалист в области квантовой физики Фритьоф Капра в книге «Паутина жизни» пишет: «Духовное обнищание и утеря культурного разнообразия в результате чрезмерного использования компьютеров приобретает серьезный характер, особенно в области образования». И приводит слова американского философа ХХ в. Нила Постмана: «Когда для обучения используется компьютер, меняется смыл обучения. Применение компьютеров в системе образования часто превозносится как революция, которая, в конечном счете, преобразит все грани учебного процесса. Применение компьютеров в школах основано на устаревшем представлении о человеческих существах как о процессорах; тем самым укрепляются ошибочные механистические концепции мышления, познания и коммуникации. Информация представляется как основа мышления, тогда как в реальности человеческий разум думает посредством идей, а не информации.

В компьютерной модели обучения знание рассматривается как свободное от контекста и системы ценностей и основанное на абстрактных данных; на самом же деле всякое содержащее смысл знание контекстуально, причем большая часть его не вербальна и имеет эмпирический характер. После тридцати лет господства в области исследований мозга и познания, после построения живучей и до сих пор распространенной технологичной парадигмы, миф об обработке информации, в конце концов, стал подвергаться серьезным сомнениям. Критические сомнения выдвигались еще на заре развития кибернетики. Скорее, мозг функционирует на основе сплошной связанности, хранит информацию в распределенном виде и проявляет способность к самоорганизации, которая совершенно отсутствует в компьютерах. Однако эти альтернативные идеи были оттеснены на периферию в интересах господствующего компьютерного мировоззрения» (Н.Постман «5 вещей, которые мы должны знать о технологических переменах»).

Практикующий психотерапевт, нейропсихиатр Тео Кампернолле в книге «Мозг освобожденный: Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь», пишет: «Американские дети демонстрируют самый низкий уровень знаний и навыков среди всех школьников развитых стран. Многие студенты, в первую очередь мужского пола, уже не в состоянии прочитать одну экранную страницу».

Пора бы и нам признать, что дальнейшее компьютерное реформирование в сфере образования несет угрозу национальной безопасности и требуют вмешательства на правительственном уровне.

Проблема хорошего учителя

Проблема качественного образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней существует и другая проблема – проблема хорошего учителя. Сократ считал, что «самые трудные профессии: учить, лечить и судить». Из этих трех самой трудной следует считать профессию учителя, которому приходится и учить, и лечить, и судить.

Сегодняшнее отношения к преподавателю в России сродни тому, как это описал китайский прозаик Лао Шэ в рассказе «Благодетельница».

Миссис Му пробудившись ото сна, узнает, что у учителя ее второго сына умерла жена. Выйти, к убитому горем мужчине, она не может, так как по утрам не принимает, но «сострадание» берет свое. Через служанку она передает двадцать долларов - размер месячного жалования учителя.     

За завтраком «миссис My вспоминает: в семье господина Фана траур, а как же ее второй сын? Из-за какой-то глупой смерти в его семье мальчик должен терять несколько дней учебы! Миссис My придает огромное значение образованию». Но «сострадание» вновь берет верх. Господина Фана надо пожалеть и как-то  утешить. И, поразмыслив, миссис Му - распоряжается послать вдогонку, - новоявленному вдовцу, - еще десяток яиц.

«Миссис My предается приятным мечтам: она представляет себе, как господин Фан, съев эти яйца, непременно окрепнет настолько, что перенесет тяжелую утрату. Господин Фан лишился жены, и некому готовить для него; но миссис My так отзывчива к чужому горю! А что, если она будет кормить учителя два раза в день? Тогда она сможет меньше платить за уроки. Заработок учителя уменьшится, зато он будет обеспечен питанием. Господин Фан должен быть благодарен ей за внимание и любовь».

Вряд ли миссис Му читала «Жизнеописания» Плутарха, но интуиция ей подсказала, то до чего не дошел государственный муж Перикл.

Однажды, когда Перикл был очень занят, ему сообщили, что его учитель Анаксагор, уже старик, лежит без призора на площади. «Накрывши голову плащом Анаксагор намеревается покончить жизнь, уморив себя голодом. Когда известие об этом дошло до Перикла, он в испуге сейчас же побежал к старику и стал уговаривать его оставить это намерение, оплакивая не его, а себя при мысли, что лишится такого советника в государственных делах. Тогда Анаксагор открыл голову и сказал ему: «Перикл, и тот, кто имеет надобность в лампе, подливает в нее масла».

Но далее рассуждения миссис Му выстраиваются в соответствие с безупречной логикой.

«Служанка услужливо напоминает миссис Му, что ее сыну придется потерять несколько дней в обучении и предлагает свои услуги, однако признаваясь при этом: «А не могла бы я позаниматься с ним? Я, правда, не очень опытна!

- «О, вы достаточно опытны! А мне и в голову не приходила такая мысль. Конечно, позанимайтесь! Я вас отблагодарю.

– Ну что вы, ведь это всего несколько дней, пока господин Фан закончит свои дела.

– Фэн, а вы не согласитесь учить сына за двадцать пять долларов в месяц? – помолчав, спрашивает миссис My.

– Как-то неловко перед господином Фаном!

– Ничего, ведь после смерти жены у него в семье стало одним ртом меньше. Да и при первой же необходимости я пошлю ему денег… Ну, мне пора идти! Вот так изо дня в день. Страшно устаю!».

Как следует из приведенного текста – услужливость оплачивается. Учителю Фану миссис Му платила двадцать долларов в месяц, а льстивой служанке она предлагает двадцать пять долларов в месяц. Так делается карьера в области образования. В советском фильме «Баламут» в сельской школе немецкий язык преподает завхоз школы, на том основании, что он участник войны. А молодая учительница, которая преподавала до него английский язык, уехала из деревни, потому что ей создали необходимых условий для проживания.  

 «Бди!» – лозунг чиновника любого ведомства, в том числе и от образования.  Страшная усталость от бдения за стандартами образования отнимает силы и волю у чиновника. Да и как не бдеть, ведь учитель, предоставленный сам себе, может выйти за рамки стандарта и системы менеджмента качества. А, не дай бог, забудет расписаться в журнале посещаемости или примет зачет, не подтвердив это отчетом учащегося. Аудитории, где нет необходимого учебного оборудования, не является нарушением, а вот отсутствие бумажки с фамилией ответственного за пожарную безопасность – это грубейшее нарушение. Но ведь если случится, - не дай Бог, пожар - бумажка сгорит.

У обилия отчетности, как и у медали - две стороны. За отчетностью можно скрывать бездеятельность, но и уследить за обилием отчетности не просто, есть риск попасть в скверную историю. Противоречивость, на которой строится все песочные замки, связана с рисками обрушения.

Государство, в котором забыли про учителя

Н.К. Рерих предостерегал: «Государство, в котором забыли про учителя, не имеет будущего». На ум все чаще приходит крамольная мысль, а что если  последовать замыслам президента США Дональда Трампа и позакрывать ваши учреждения на висячие замки? Учебный процесс этого даже не заметит.

Экономия на образовании

Закон Бока гласит: «Если считать образование чрезмерно дорогостоящим - попробуйте, во что обойдется невежество». Российское образование с этим столкнулось, вот только чиновники признать это  упорно не хотят.  В результате плодятся новые изысканные приемы, хотя ясно, что советская система образования была одной из лучших в мире. Это признавали все наши недоброжелатели.

Н.К.Рерих писал: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать «учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее».  

«Не успел еще отшуметь скандал с главой Минтруда Саратовской области, заявлявшей, что 3 500 рублей в месяц вполне достаточно для жизни, как у нее появился новый последователь – 29-летняя чиновница из Екатеринбурга, – глава местного департамента молодежной политики Ольга Глацких: «У молодежи и подрастающего поколения последним временем складывается ощущение, будто бы государством им что-то должно. Это не так. Государство вам в принципе ничего не должно – вам должны те, кто вас родил, ваши родители. Государство их не просило рожать вас, если уж отталкиваться от истоков».

Но чем отличается высказывание премьер-министра России Дмитрия Медведева от высказывания выше упомянутых чиновниц? В ходе общения с участниками форума «Территория смыслов»  Д.Медведев предложил учителям ради более высоких доходов сменить профессию и уйти, например, в бизнес (но при этом он почему-то забыл упомянуть политику и чиновничий аппарат, где зарплаты, порою, «зашкаливают»).

Отвечая на вопрос, Медведев рассказал о собственном опыте преподавательской деятельности, о низкой зарплате и возможностях после университета сразу уйти в прокуратуру, получить чин и достойную зарплату. Однако Медведев выбрал аспирантуру и преподавание, а для того, чтобы «сводить концы с концами», читал больше лекций и вел больше семинаров. Также премьер призвал не сравнивать профессии правоохранительных органов и преподавателей, так как быть полицейским - намного опаснее, чем учителем, считает премьер.

Ответом на это высказывание премьер-министра могут служить слова Анаксагора: «Чтобы лампада горела, в нее надо подливать масло». За прошедшие две с половиной тысячи лет мало что изменилось. Анализируя ситуацию в образовании, Н.К.Рерих писал: «Удрученный заботами о насущном существовании, педагог должен сохранять маску долготерпения и улыбку мудрости, в то время как семья его, может быть, не знает, как заключить счеты завтрашнего дня. Почему же от педагога требуется исключительное гражданское геройство? Почему же мы будем ожидать от людей, действительно нуждающихся, постоянных бесконечных жертв».

Всякий раз, когда чиновники в пылу откровенности высказывают, то что обычно хранят где-то в глубине своего интеллекта и то, что не сообразуется с официальной линией начинаются оправдания: «Имел(а) ввиду что-то другое». Коллеги по направлению деятельности из Государственной думы выступили в поддержку Глацких. Так, по словам члена думского комитета по делам молодежи Дмитрия Свищева, уральская чиновница, вероятнее всего, «не совсем правильно выказалась и могла иметь в виду что-то другое».

Взгляд из прошлого

19 января 1905 года в газете «Наши дни» опубликована «Записка 342-х ученых»  (перепечатка по «Непрошедшее прошлое». Знания народу. 1989. № 2. С. 37-38.), где, в частности, сказано: «С глубокой скорбью каждый из нас вынужден признать, что народное просвещение в России находится в самом жалком положении, совсем не отвечающем ни насущным потребностям нашей родины, ни ее достоинству».

Современно и своевременно.

В качестве заключения: «Уходите, на ваше место в зеленых шляпах придут»

Для начала следует внести ясность, - о каких «зеленых шляпах» идет речь. Во времена далекие для моряков рядового состава не существовало кадровых служб, поэтому наем на судно проводили вербовщики, подсовывая подвыпившим морякам контракты. Это хорошо показано в фильме «Максимка».

Позднее появились кадровые службы, но при этом практиковался дифференцированный подход. Среди рядового состава была элита – это матросы-рулевые. Если посмотреть судовые роли довоенных времен, то рулевые выделялись как особая специальность. До появления авторулевых, на руле стоял человек. Это работа однообразная. Отсутствие гидроприводов делало работу рулевого еще и физически тяжелой. Например, на паруснике «Седов», - и в настоящее время, - вахту на руле несут вахту четверо рулевых и еще старший рулевой. Поэтому опытные рулевые ценились особо – капитаны дорожили хорошими рулевыми. В результате такого особого отношения у рулевых выработался дрескод – черный костюм, черные ботинки, белая рубашка, черный галстук и зеленая фетровая шляпа. 

Для других моряков принцип подбора на вакантные должности был иной. По утрам моряки собирались около таких контор и ждали предложений. В летнее время существовала практика. Моряки располагались на лужайке перед конторой и дремали, а чтобы их лишний раз не беспокоили, то на подошве писалась буква «Д», что означало – моряк рассчитывает получить место на судне, совершающее дальнее плавание, буква «К» - моряк согласен на каботажное плавание.

Но, если моряк проявлял строптивость, когда ему предлагали неприемлемый вариант, то инспектора говорили: «Если не нравится, то уходите, на ваше место в зеленых шляпах придут».

Времена изменились. На судах появились авторулевые. Строка рулевой в судовой роли была упразднена – все моряки палубной команды по судовой роли стали именоваться матросами, а вот выражение про «зеленые шляпы» оказалось живучим. Еще и сегодня оно звучит из уст нерадивых чиновников, которые забывают, что благодаря труженикам моря они получают свою, отнюдь, немалую зарплату.  

Сегодня, в мир высоких технологий в сфере образования появились конкуренты преподавателям – «зеленые шляпы» в виде on-line курсов.    

У  не вполне образованного правительства СССР, хватило разума поднять уровень образования в стране на такую высоту, что оно (образование в СССР) десятки лет нарушало и еще продолжает нарушать спокойствие хваленого Запада, благодаря старым кадрам. Недавно по телевидению показывали документальный фильм о подводных лодках последнего поколения. На фотографии среди разработчиков нет ни одного молодого лица. В бой идут одни старики!  

Скрипка Страдивари

В руки скрипку великого мастера сможет взять всякий, вот только какие звуки он будут способен извлекать? Поэтому, когда учитель физики начнет вести занятия еще и по биологии, как это предложила Министр просвещения О.Васильева, и которую за это раскритиковали в Госдуме, то это закончится тем, что Федя (герой Аркадия Райкина) сможет говорить много, и даже правильно, но непонятно о чем.

Петр Первый от потешного флота пришел к созданию флота, а с современным образованием немудрено запустить обратный отсчет – вернуться к потешному флоту.

Новомодные заигрывания с молодежью не имеют ничего общего с воспитательной работой. Воспитательная работа – процесс глубинный. Поверхностные методы результата не дадут.

Сенека в письме Луцилию «О передаче знаний» пишет:

  
«Сколь долог путь заочных наставлений,

Столь краток убедительный пример:

Для глаз яснее суть определений,

Чем для ушей - истолкованье мер.

Платон и Аристотель были рады

Найти себе духовного отца:

Дал больше их уму сам нрав Сократа,

Чем все слова от первого лица».

 

P.S. Статья была закончена, но вот 13.11.2018 на Первом канале ТВ прозвучало сообщение, что более 50% школьных преподавателей математики не смогли пройти тесты, предназначенные для школьников. В аналогичной ситуации оказалась четверть учителей русского языка и литературы.

Справедливо сказано в «Напутствии Вождю» в Агни-Йоге: «Нельзя помыслить, чтобы труд и сотрудничество оказались в невежественных руках и среди своекорыстия».

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.7
Ответов: 10


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 10 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
Глубоко и актуально !


[ Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
Нет слов, голая правда об образовании и не только. Куда заведут нас "либералы"?


[ Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
Куда заведут нас "либералы"?________Надеюсь, не туда, куда ведут нас бывшие секретари обкомов: https://www.fontanka.ru/2018/11/15/096/


[
Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
«…в реальности человеческий разум думает посредством идей, а не информации…мозг функционирует на основе сплошной связанности, хранит информацию в распределенном виде и проявляет способность к самоорганизации, которая совершенно отсутствует в компьютерах».___________ Вот здесь, Вы, Николай Николаевич, абсолютно правы, и самоорганизация – ключевое слово. По существу, советский учитель, воспитывающий творцов, а не потребителей, осуществлял управление самоорганизацией ученика, как сложной (разумной) системой. При таком подходе «программное управление» типа Common Core совершенно не подходило для «думания посредством идей, а не информации». Совершенно согласен с Вами! Сегодня в России осталось мало людей, которые понимают, что управление самоорганизацией заключено в построении новых структур (а не копировании отживших старых). Подготовки новых структур к восприятию «рефлексивного» управления учителя, блокирования мешающего самоорганизации «внешнего» управления (идущего от «враждебной», чиновничьей среды). Да ещё в условиях крайне малого «энергоресурса», выраженного в социально значимом эквиваленте. И не обязательно в деньгах. Однако сегодня мы имеем «накрывшего голову плащом Анаксагора»: ведь капитализм  в Росси ориентирован на воров и жуликов… Поэтому – деградация, а не развитие. Повторение чужих «тупиковых» технологий… Однако, мы будем с этим бороться. Ведь так, Николай Николаевич? С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
"...более 50% школьных преподавателей математики не смогли пройти тесты..."Судя по "Оценочной форме", которую два года подряд заполняли сотрудники Росатома,  более 99% научных сотрудников "не смогут пройти тестов", сооружённых менеджерами Росатома. (Например, вопрос оценочной формы: "указать последнее научное звание"). За два года много ли из умников (без кавычек) указало разработчикам на эту элементарную безграмотность ?


[
Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
Профессор! Снимите очки-велосипед. Предложите что нибудь свое, отечественное, посконное, домотканное. Разве что Бурса по Помяловскому. Да и без ваших забот школа на ВСЕХ уровнях деградирует синхронно и согласно с деградацией государства. А тут еще флешмоб "Путин--вор" как лесной пожар распространяется по рассеанским школам. Где, укажите нам, отечества отцы, которые нам взять за образцы. Да и вашем опусе почему то все примерф мз ужжжастного Запада, А где Макаренко, Дзержинский, Ягода?


[ Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 16/11/2018
Ушинский.Удивительно, чем Макаренко Вам не угодил, что стоит первым в таком ряду? , По невежеству, простите?


[
Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 19/11/2018
"И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов..." - мочь-то может, да кто нынче в повитухах? Вот неолысенки, уже и с "делением угля", эти в корень смотрят. 


[
Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 19/11/2018
СИЛЬНО!
Спасибо профессор!


[ Ответить на это ]


Re: … Все слова от первого лица (Всего: 0)
от Гость на 19/11/2018
Re: "США умеют собрать у себя людей намного умнее себя" - вообще-то США по определению страна эмигрантов. Так и развиваются, в т.ч. в интеллектуальном плане, охотно открывая двери как раз для интеллектуалов. Да, создают условия, и не "шарашечные" (хотя при необходимости режимные условия там в плане защиты информации и ноу-хау - мама не горюй, но без вертухайли). Научно-технический локомотив земной цивилизации, как это и ни трудно некоторым признать.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru