proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[22/02/2007]     Рожденный летать учится ползать

Э.Ф.Крючков, заведующий кафедрой теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов МИФИ, секретарь секции «Ядерное образование» Ядерного общества России

Данная статья, по существу, является обобщением дискуссий, которые проходили в течение 2005–2006 годов на заседаниях секции «Ядерное образование» Ядерного Общества России.

Я искренне благодарен большому коллективу экспертов, которые долгие годы работают в области ядерного образования и представляют более 20-ти высших учебных заведений России, чьи мысли легли в основу данной статьи. Основные выводы, изложенные в статье, вошли в Итоговый документ 16-й ежегодной конференции ЯОР.

В процессе обучения ядерным специальностям студент получает критические знания, которые могут быть успешно использованы не только в гражданской, но и в военной области.

Поскольку система ядерного образования в стране создавалась одновременно со становлением отрасли, формирование образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки инженеров-физиков проходило при непосредственном участии ведущих ученых и специалистов, которые во многих случаях являлись деканами, заведующими кафедрами и профессорами в создаваемых учебных структурах. В результате была создана уникальная система ядерного образования, имеющая ряд принципиальных отличий от систем обучения в других областях знаний:

– наукоемкость ядерных знаний и образования, то есть сочетание фундаментальной подготовки по физике и математике (на уровне университетских курсов) с глубоким изучением естественнонаучных и инженерных дисциплин;

– повышенный объем и сложность учебных лабораторных практикумов, а, следовательно, насыщенность соответствующих учебных лабораторий необходимым оборудованием и установками, эксплуатация которых требует специальной подготовки учебного персонала, специальных разрешений и лицензий;

– обязательное участие студентов в научно-исследовательской работе на старших курсах, длительный период научной и производственной практики и дипломного проектирования по отраслевой тематике;

– повышенные требования к общей культуре, морально-этическим нормам поведения выпускников;

– специальные требования к подготовке выпускников в области культуры безопасности.

Все это приводит к тому, что программы обучения ядерным специальностям отличаются повышенным объемом, интенсивностью и сложностью, а студенты, обучающиеся по этим образовательным программам, несут повышенные нагрузки. Срок обучения практически по всем ядерным специальностям составлял 5,5–6 лет, вместо типичного для других специальностей срока в 4–5 лет. Даже в те времена, когда конкурс на ядерные специальности был высоким, а, следовательно, для обучения отбирались только самые талантливые абитуриенты, отчисление студентов за годы обучения достигало 20–25%.

Кроме того, говоря об образовании надо принимать во внимание общие для этой сферы деятельности особенности:

– система высшего образования базируется на школьном образовании. Без плановой работы вузов по привлечению школьников для дальнейшего обучения в ядерной области система ядерного образования эффективно функционировать не может. Эта задача становится особенно актуальной в связи со снижением качества школьного образования и с демографической ситуацией в России.

– в условиях рыночной экономики молодежь выбирает для обучения те области знаний, которые позволят им получить достаточно высокооплачиваемую и интересную работу, позволяющую реализовать себя как личность и сулящую хороший карьерный рост. То есть, престиж образования в той или иной области знаний во многом определяется не столько конкретным вузом (хотя это тоже важно), а скорее перспективой найти достойную работу в будущем.

Реформа – двигатель регресса

По мнению подавляющего большинства российских и зарубежных экспертов, ядерное образование в России переживает системный кризис. Кризисные явления наиболее ярко проявляются в следующих фактах:

1. Резкое сужение возможностей преподавателям повышать свою научную и педагогическую квалификацию вследствие сокращения финансирования масштабных программ в области науки и техники в вузах и заказов на научно-исследовательскую работу со стороны Росатома и его предприятий. Это, в конечном счете, неизбежно приведет (и уже в ряде случаев привело) к снижению уровня подготовки специалистов по самым современным направлениям ядерной науки, техники и технологиям. Игнорирование Росатомом научного потенциала высшей школы при формировании стратегии развития отрасли, программ научно-исследовательских работ.

2. Неизбежное снижение (уже наступившее в ряде вузов) качества практической подготовки студентов в области ядерных технологий из-за недостатка средств на поддержание в работоспособном состоянии учебных лабораторий и на организацию научной и производственной практики студентов на предприятиях отрасли в полном объеме, предписанном образовательным стандартом. Бюджетное финансирование ядерных вузов не учитывает их насыщенность особым видом оборудования и, следовательно, не позволяет не только модернизировать, но и поддерживать в рабочем состоянии учебно-научные лаборатории.

3. При отсутствии планового распределения и системы целевой подготовки специалистов утеряна связь вузов с предприятиями отрасли – потребителями выпускников.

4. Снижение притока лучших выпускников вузов на предприятия отрасли. В условиях рыночной экономики и отсутствия обязательного распределения многие выпускники, получив бесплатное образование в ведущих ядерных вузах страны, легко находят для себя более привлекательную (с точки зрения оплаты, условий труда, перспектив карьерного роста и возможностей реализовать свои амбиции) работу вне ядерной области. Особенно это характерно для крупных городов с развитым рынком труда.

5. Резкое снижение притока молодых специалистов на работу в вузы в качестве преподавателей. Лучшие выпускники, а именно они пополняли ряды преподавателей вузов, считают невозможным для себя работать за зарплату преподавателя, которая для крупных городов часто ниже прожиточного минимума. Как следствие, происходит старение профессорско-преподавательского состава вузов, образовался разрыв поколений и возникает реальная угроза потери ядерных знаний и методических подходов, наработанных учебно-научными школами за десятилетия преподавательской деятельности.

6. Резкое сокращение в библиотеках вузов новых учебников, монографий и научных журналов (особенно зарубежных) по ядерной и естественнонаучной тематике в связи с отсутствием у вузов финансовых возможностей для их приобретения. Практически прекратилось поступление в вузы конструкторской документации, научно-технических отчетов и других материалов с предприятий отрасли. Тяжелый труд по подготовке к изданию современных учебников по ядерным технологиям не финансируется и не поощряется, поэтому последние учебники были изданы около 20 лет назад.

7. Отсутствие престижа и мотивации ядерного образования у молодежи. Сокращение специальных молодежных секций на научно-технических конференциях и школ-семинаров для молодых специалистов.

8. Центробежные тенденции, наблюдающиеся среди ряда региональных вузов, в конечном счете, на предприятиях отрасли приводят только к ускорению распада системы ядерного образования.

9. Снижение уровня естественнонаучной подготовки школьников.

Административная реформа 2005 года усугубила ситуацию в ядерном образовании. В ходе реформы управление всем высшим ядерным образованием в России (кроме небольшого числа вузов в закрытых городах Росатома) было передано Федеральному агентству по образованию. В результате ядерное образование было нивелировано до образования в любой другой области знаний, что неизбежно приведет к падению его уровня. В ходе административной реформы были утеряны как классические механизмы финансирования научных исследований в вузах через соответствующие научно-технические программы и гранты Роснауки, так и только зарождающиеся механизмы совместного управления ядерным образованием со стороны Рособразования и Росатома в рамках специальной программы сотрудничества, которая была подписана в 2002 г.

Родство ученых и мамонтов

Анализ кадровой ситуации в отрасли высвечивает те проблемы, которые обязана решить система ядерного образования страны в настоящее время, поскольку других путей решения данных проблем не существует.

Если в 1980-1990 годы в научно-исследовательских институтах отрасли количество научных сотрудников достигало 35–40 тыс. человек, то к 2005 году оно сократилось до 16 тыс. Из них в возрасте 51–60 лет – 28%, свыше 60 лет – 22%. На рис.1 представлена экспертная оценка изменения численности научных сотрудников в ведущих НИИ и КБ отрасли за период 1950?2005 годы. Средний возраст докторов наук в отрасли выше 65 лет, кандидатов наук – выше 55 лет. Из приведенных данных совершенно очевидно, что обеспеченность предприятий отрасли высококвалифицированными кадровыми ресурсами, прежде всего, научными сотрудниками, требует значительного улучшения.


Рис.1. Изменение численности научных сотрудников в ведущих НИИ и КБ отрасли

Таким образом, положение, сложившееся в сфере отраслевой науки, носит критический характер и требует принятия неотложных мер по восполнению научного потенциала отрасли, особенно в связи с задачами Новой Технологической Платформы, создание которой декларировано отраслью. Если данную проблему не начать решать сегодня, то к 2015 году научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации по разным оценкам могут лишиться до 50% работающих научных сотрудников, включая инженерно-технический персонал. Среди специалистов высшей квалификации (кандидаты и особенно доктора наук) потери будут еще более драматичными и по оценкам ряда экспертов могут доходить до 80%.

Непростая ситуация складывается и с эксплуатационным персоналом АЭС. Средний возраст российских энергетиков-атомщиков составляет 45 лет, тогда как в мировой практике нормой считается 35 лет. С учетом планов ввода новых атомных энергоблоков в ближайшие годы и с учетом срока подготовки новых специалистов, эта проблема не менее критическая, чем в области отраслевой науки.

Существует и усиливается противоречие между растущей потребностью предприятий отрасли в молодых специалистах, с одной стороны, и отношением молодежи к ядерному образованию, с другой. Комплексная задача привлечения молодежи в ядерную отрасль может быть решена путем разработки и внедрения новых инновационных форм организации обучения, создания условий для выбора студентами специализаций и организации целевой подготовки молодых специалистов, развитием системы целевой подготовки специалистов по заказам предприятий.

Что в США кризис, в России – ренессанс?

Проблемы ядерного образования и ядерной отрасли России не являются уникальными. В той или иной степени с подобными явлениями столкнулись многие страны. Ряд из них приняли специальные программы государственной поддержки ядерного образования (например, США), а в других, таких как Германия, ядерное образование практически прекратило свое существование.

В конце прошлого века в США по заказу Конгресса специально сформированная правительственная группа экспертов провела исследование и подготовила доклад на тему «Будущее университетских ядерно-технических программ и университетских исследовательских и учебных реакторов», который в 2000 году был представлен Конгрессу. В докладе изложен подробный анализ состояния и проблем ядерного образования в стране и содержится призыв к принятию срочных государственных мер по его поддержке. Содержание этого документа позволяет констатировать, что, с одной стороны, в ядерном образовании США действительно начали проявляться кризисные тенденции, но, с другой стороны, степень кризисных проявлений более легкая, чем наблюдается в России в настоящее время. Например, комиссию очень обеспокоил тот факт, что в распоряжении университетов США осталось менее 30 ядерных исследовательских реакторов (в восьмидесятых годах их было более 70-ти). В России в распоряжении университетов находится всего 2 исследовательских ядерных реактора (МИФИ и ТПУ). Конгресс США по итогам рассмотрения результатов работы комиссии принял решение о финансировании работ по государственной поддержке ядерного образования, и с 2001 года такая поддержка начала осуществляться. Необходимо отметить, что государственная поддержка была направлена не только на поднятие уровня ядерного образования в университетах, но и на привлечение школьников в ядерную отрасль, на написание и издание учебной и популярной литературы. Это, действительно, была комплексная и сбалансированная программа, учитывающая все особенности ядерного образования и направленная на решение конкретной задачи – привлечь молодых людей для образования в ядерной области, обеспечить им высокий уровень образования и достойное место работы. В результате, с 2003 года начал наблюдаться постоянный рост числа молодых людей, получающих образование в ядерной области и продолжающих работу в ядерной индустрии США. Примечательно, что поддержка системы ядерного образования была осуществлена за несколько лет до того, как была объявлена новая программа долгосрочного развития ядерной энергетики в США. То есть, государство сначала (с опережением) обеспечило решение кадровой проблемы ядерной отрасли, а потом, когда наметились положительные тенденции, поставило задачу развития атомной энергетики и широкомасштабных научных исследований в рамках программы Generation IV. В России в настоящий момент не работают системы эффективного использования интеллектуального потенциала высшей школы. Студенты не привлекаются для решения реальных научных задач отрасли. Более того, забыта традиция привлечения работников профильных вузов к участию в мероприятиях, на которых вырабатывается стратегия и тактика развития ядерного комплекса России, формируются новые научно-технологические подходы, программы научно-исследовательских работ.

В Европе вся работа направлена на создание унифицированных образовательных программ в ядерной области, которые позволят обеспечить высокий уровень ядерного образования. В качестве учебных программ выбраны магистерские образовательные программы, а не инженерная подготовка, типичная для нашей страны. Однако, по сути, в настоящий момент Европа строит ту систему, которую Россия построила несколько десятилетий назад – систему, основанную на единых стандартах и требованиях к ядерному образованию, на тесном взаимодействии отрасли с вузами. Естественно, что при построении этой системы в Европе используются принципы, отличные от российских:

– блочная, а не семестровая структура (лекции читаются не в течение семестра, а за более короткий промежуток времени);

– система кредитов (каждому блоку лекций в соответствие поставлено определенное число кредитов в зависимости от его объема);

– мобильность студентов (студент может слушать блоки лекций по различным дисциплинам в различных университетах, набирая соответствующее число кредитов);

– мобильность преподавателей (возможность преподавателей читать свой блок лекций в различных университетах);

– относительная свобода студента в выборе лекционных блоков и их последовательности. Для обеспечения работоспособности этой системы создано объединение ядерных университетов Европы «Европейская сеть ядерного образования» – ENEN.

Аналогичные процессы в области ядерного образования происходят и в Азиатском регионе, страны которого имеют амбициозные планы по развитию атомной энергетики. Создана при поддержке МАГАТЭ и начала функционировать «Азиатская сеть ядерного образования и технологий» – ANENT, которая в настоящий момент объединяет 17 учебных и научных центров из 11 стран и имеет тенденции к расширению. Примечательно, что в данное объединение входят и правительственные организации (агентства), которые управляют соответствующей деятельностью в различных Азиатских странах. Его основная цель – координация и объединение усилий различных стран для создания единой унифицированной образовательной программы на основе кредитов. Это должно привести к взаимному признанию дипломов; обмену студентами, преподавателями и научными работниками; обеспечению широкого доступа к информации; усилению взаимодействия и сотрудничества между организациями стран-участников. Характерно, что если в Европе подобные работы координируются на уровне объединенного государства, то концентрация усилий в странах Азии произошла на уровне межгосударственных отношений. Россия не принимает прямого участия в деятельности ANENT, хотя необходимо отметить, что МИФИ включен в ANENT в качестве потенциального члена, выступающего как консультант по отдельным вопросам. Данный регион представляет несомненный интерес для России как растущий и потенциально емкий рынок по оказанию образовательных услуг в ядерной области.

В сентябре 2003 года ряд международных ядерных организаций (МАГАТЭ, WANO, WNA и OECD/NEA) создал «Всемирный Ядерный Университет» – WNU. Среди учредителей WNU были Российский научный центр «Курчатовский институт» и МИФИ. Основная цель WNU – объединение усилий всех заинтересованных организаций в деле безопасного использования атомной энергии и техники во всем мире. По сути WNU является виртуальной организацией с небольшой штаб-квартирой в Лондоне. Текущей работой WNU руководят представители стран-участников. Россия, хотя и является страной-участником, но до сих пор не выделила представителя для работы в штаб-квартире WNU. Более того, Росатом все еще не определил организацию, которая бы координировала взаимодействие российских университетов с WNU. Важным конкретным мероприятием, направленным на сохранение ядерных знаний, является Летний институт WNU, первый из которых с большим успехом прошел год назад в Айдахо (США), а второй состоялся в этом году в Европе. Аспиранты и студенты из России легко проходят конкурсный отбор в летнюю школу, но их участие зависит от возможности получить финансовую поддержку. В прошлом году двум россиянам такая поддержка была оказана со стороны МАГАТЭ.

Образование падает – риски повышаются

Политика отрасли в области ядерного образования должна носить ярко выраженный опережающий, адресный и целевой характер.

Учитывая план развития ядерной энергетики в России и объем планируемых научно-исследовательских работ по формированию новой технологической платформы, очевидно, что воссоздание эффективной системы ядерного образования России как составной части кадровой политики Росатома становится актуальнейшей задачей. Спрашивается, что делать? Во-первых, объединить образовательные учреждения в единую корпоративную систему. Как минимум, выделить соответствующее финансирование на поддержание и модернизацию учебно-научной базы вузов. Привлечь профессорско-преподавательский состав к выполнению научно-исследовательских работ в интересах отрасли, возродить систему целевой подготовки специалистов и закрепления талантливой молодежи в вузах и на предприятиях отрасли. Иначе, поставленные перед отраслью задачи по развитию ядерно-энергетического комплекса России решены быть не могут. Более того, падение уровня ядерного образования рано или поздно неминуемо приведет к повышению техногенных рисков, ослаблению экономической и военной безопасности страны.

(Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная наука
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомная наука:
Интуиция в законе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Рожденный летать учится ползать (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2007
Во многом можно согласиться , кроме призыва тупого копирования зарадных подходов. В условиях России уже не раз была продемонстрирована их неработоспособность, в т.ч. система подготовки недоученных бакалавров и ненужных магистров.


[ Ответить на это ]


Re: Рожденный летать учится ползать (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2007
Абсолютно с Вами согласен. По-моему, в статье нет и намека на то, что нам надо копировать западную систему образования.  Более того, я, да и не только я, считаю, что в Российская система образования в ядерной области  во многом превосходила западную и полностью решала многообразные задачи, которые ставила атомная отрасль на разных этапах ее развития. Но разумные подходы, которые существуют в западном ядерном образовании необходимо учитывать и использовать: например, интеграционные процессы.  Более того, весь западный опыт доказывает, что невозможно постороить коммерческую (платную) систему образования в ядерной области ввиду его наукоемкости (много дорогого оборудования, которое надо не только приобрести, но и поддерживать). Ядерное образование должно быть предметом заботы и поддержки прежде всего государства и отрасли.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru