proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[08/12/2020]     Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни

Быль

Н. Я. Щербина, д.т.н., капитан 1 ранга   

Во второй половине ХХ века, противостояние двух противоборствующих мировых систем привело к гонке вооружений, мобилизации достижений научно-технического прогресса, колоссальных ресурсов  для создания значительного количества ПЛА, НК и судов с ядерными энергетическими установками.



Общая численность ПЛА, НК и судов с ЯЭУ в ВМФ и ВМС зарубежных стран в мире  к 2014 году составила  более 500 единиц (табл. 1).

Табл.1 Суммарное количество построенных кораблей и судов с ЯЭУ

Работы по созданию ЯЭУ для кораблей ВМС США  начаты в декабре 1945 г. Руководителем группы назначен инженер-электротехник капитан 1 ранга Х.Г. Риковер. К концу 1949 г. разработаны чертежи ЯЭУ, в августе 1951 г. заключен контракт на строительство ПЛА Nautilus  ЯЭУ с ВВР, в сентябре ПЛА Seawolf  ЯЭУ с ЖМТ, которые вступили в строй в январе 1955 и в марте 1957 г. соответственно.

Создание ЯЭУ для ПЛА СССР было инициировано учеными и конструкторами, занятыми в реализации атомного проекта. Научное руководство возлагалось на И.В. Курчатова, А.И. Алиханова и Н.Н. Семенова.

Девятого сентября 1952 г. за подписью И.В. Сталина вышло Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве объекта № 627 – первой в СССР атомной подводной лодки. Через пять лет, в апреле  1957 г. на Севмашпредприятии была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка «К-3» проекта 627 (впоследствии "Ленинский Комсомол"). Темпы строительства ПЛА  СССР/России представлены  данными табл. 2 

Табл. 2  Темпы строительства атомных подводных лодок СССР/России

Годы

1956–1965

1966–1975

1976–1985

1986–1995

1996–2005

Количество ПЛА

44

96

65

37

7

Единиц/год

4,4

9,6

6,5

3,7

0,7

Решение на строительство первой английской ПЛА Dreadnought было принято в 1954 г., передача ВМС в 1963 г. Головная ПЛА Франции Le Redoutable   принята в состав ВМС в 1 декабря 1971 г.  Первая ПЛА Китая принята в состав флота 1 августа 1970 г. Такова общая картина атомной подводной эпопеи второй половины ХХ  в. и начала  ХХI в.

Боевая эксплуатация  ПЛА СССР в десятилетие с 1976 по 1985 г., когда атомный подводный флот СССР достиг  своего  апогея,  при общем количестве исправных ПЛА в составе ВМФ около 185 единиц, позволила выполнить 1122 боевые службы, каждая из которых была длительностью в 60-70 суток. Максимальное значение  коэффициента оперативного напряжения (КОН – отношение суммарного времени несения боевой службы ко всему времени «жизни» корабля) ПЛА морских сил ядерного сдерживания СССР в 1981-1983 гг. достигло значения 0,32.

Показатели КОН как ничто другое свидетельствуют об эффективности боевого использования ПЛА, о характере напряженности службы для их экипажей,  о надежности техники, о качестве подготовки экипажей,  о состоянии технического обеспечения, технического обслуживания и ремонта, диагностики, об отсутствии аварий и пр.

Известны случаи пребывания в море отдельных экипажей свыше 200-230 суток в год. Это было время суровых испытаний для подводников, для флотов и стран. Бал правила «холодная война». За успехами в овладении господством в бескрайних просторах и глубинах Мирового Океана, в освоении новой техники и оружия имели место потери и жертвы, как следствие недостатков, свойственных научно-техническому прогрессу на этапе внедрения его результатов в повседневную практику. На дне Мирового океана в мирное время без войны и боевых действий по разным причинам покоятся ПЛА:

 

Лирическое отступление

Томительны недели и месяцы, проводимые в замкнутом объеме прочного корпуса, когда уже на глубине 100 м начинается легкое покачивание от того, что происходит на поверхности океана. Хочешь, не хочешь, но обязан подняться на поверхность,  да еще так, чтобы тебя не выбросило, как «нечто» в проруби, и тебя не обнаружил висящий над тобой самолет разведчик. А ее бросает как  щепку…

Для тех, кто на берегу в тиши кабинета, все равно - погода или не погода, но святое и тут и там - вовремя войти в сеанс связи. Всех подводников радует доклад от радистов: «На  РДО на берег, получена квитанция». За ним, как правило, следует долгожданная команда: «Срочное погружение!» - и нырок на глубину с приведением вестибулярного аппарата в норму после безжалостной болтанки в тесных объятиях океанской стихии. Так день за днем долгих 60-70 суток в поисках «следа»  объекта вероятного противника,  всплытиях и погружениях.

О первой катастрофе ПЛА ВМФ

Апрель 1970 г. Я вахтенный инженер-механик. Нахожусь на ГКП ПЛА К-38. Страшная болтанка в Бискайском заливе… Лодочный «шаман» принес командиру на ГКП расколдованное им радио с берега. Изменившееся выражение лица последнего, читающего несколько слов короткого текста, у меня, наблюдающего за этим действом, вызывает легкое смятение. Что-то не так. Несколько дней тому радио с берега вменяло командиру ПЛА К-38 здесь, в Бискайском заливе в порядке отработки мероприятий плана учения «Океан-70» руководство тактической группой двухлодочного состава. А тут вдруг нас гонят из Бискайского залива в северо-западную часть Атлантики. Еще и  запрос с берега, может ли ПЛА задержатся в океане еще суток на десять и что ей для этого потребуется. Ни слова о второй ПЛА К-8 временно созданной тактической группы.

В то самое время (как  стало известно потом) в бросаемом нами по команде сверху месте, на бушующей поверхности Бискайского залива происходила драма. Восьмого апреля  в  двух отсеках ПЛА К-8, пришедшей из Средиземного моря в Бискайский залив для участия в учении «Океан-70»,  возник пожар большой интенсивности. Четверо суток экипаж ПЛА героически боролся за спасение корабля и оставшихся в живых членов экипажа. 12 апреля 1970 г. ПЛА К-8 ушла на дно Бискайского залива, унося с собой 52 человеческие жизни.

Во время курсантской практики в 1961  г. ПЛА К-8 целый месяц была моим домом. Это происходило на следующий год после аварии на ней в октябре 1960 г. Тогда подвели парогенераторы ЯЭУ. Это была первая тяжелая авария на ПЛА ВМФ с распространением радиоактивности, которая  вывела из плавсостава часть офицеров и членов экипажа.

В апреле 1964 г. уже офицером я был прикомандирован  к ПЛА К-8 на выход в море, где облюбовал себе уютный закоулок в реакторном отсеке. Познакомился с обновленным и сплаванным экипажем. Четыре молодых офицера БЧ-5, мои коллеги, позже на берегу стали докторами технических наук. Освоение новой техники пошло им на пользу.

Многих  членов пострадавшего экипажа ПЛА К-8 я знал, находясь одновременно с ними  в ремонте в Северодвинске.  В декабре  1969 г.    ПЛА К-38  и  К-8   завершили   ремонт и к новому году убыли из Белого моря  в свои гарнизоны: мы  в Западную Лицу,  они в Гремиху. Оттуда, одновременно в феврале 1970 г. и мы и они  последовали на боевую службу, кто куда.

До сих пор  не дает покоя вопрос: почему не подняли наверх ПЛА К-38 в Бискайском заливе для оказания посильной помощи К-8?  Когда в начале июля 1961 г. в Атлантике во время учений произошла трагедия с облучением всего экипажа на ПЛА К-19 («Хиросима»),   две или три наши дизельные подводные лодки вышли из завесы, нарушив установленные правила, направились к месту трагедии по сигналу SOS с ПЛА. Командиры ДПЛ поспешили на помощь братьям-подводникам. Берег за самовольство пригрозил наказанием. А когда разобрались,  наградили.

Нам же, бывшим рядом, печальную весть о катастрофе ПЛА К-8, гибели людей и ПЛА сообщили на заснеженном пирсе Западной Лицы по возвращении с похода в конце апреля.

Быль и боль

Три года тому, перед этой трагедией в сентябре 1967 г.  в долине реки Малая Лица братская могила приняла на века в свои цепкие объятия 39 подводников ПЛА К‑3 - первенца атомного подводного флота ВМФ, из-за пожара в первом и втором отсеке. ПЛА К-3 при потере трети экипажа своим ходом пришла в базу. Руководством ВМФ никак не были отмечены ни оставшиеся в живых, ни мертвые. Все накоротко замкнулось на долгие годы под покровом ведомственной тайны. Время было такое…

Только спустя 47 лет, уже в ХХI в. по инициативе ветеранов подводников было возбуждено ходатайство о награждении членов экипажа ПЛА К‑3, погибших при исполнении воинского долга. Длительная переписка наконец-то завершилась в 2014 г. Указом Президента РФ 39 погибших подводника были удостоены Ордена Мужества посмертно. Ордена вручены семьям погибших.

Но вернемся к апрелю 1970 г. Страна готовилась отметить 100-летие В.И. Ленина, но случилась трагедия на виду у многих, кто пристально наблюдал за ходом учения «Океан – 70». Катастрофу ПЛА было не скрыть… Награды членам экипажа ПЛА К-8 последовали вовремя,  что стало  хоть каким-то утешением тем, кто познал  горечь утрат.

Накануне и в процессе перестройки

1985 год. Страна накануне перемен и перестройки. В Доме офицеров гарнизона собрали руководство флотилии. Новый командующий СФ, отклонив стремление командующего флотилией передать ему папку из первого ряда зала, вынул записную  книжку и начал озвучивать ее содержимое. Член Военного совета флота демонстративно заметил  командующему флотилией, что надо учиться работать «по-новому», но не сказал как.

Через год работы «по-новому» в октябре 1986 г. в Саргассовом море в результате взрыва ракеты в ракетной шахте терпит катастрофу ПЛА К-219, гибнет четыре подводника. Работа «по-новому» - ракетоносец в море  с «дырявой ракетной шахтой» и инструкциями, как не взорвать ракету в таком случае.

Боль ты моя «Плавник»…

16 февраля 1986 г. Норвежское море. Широта 73о 14’ 03’’, долгота 14o 00’ 00’’. Эти координаты помечены карандашом на «Контрольном листе мер безопасности при испытаниях системы аварийного всплытия с глубины восемьсот метров ПЛА «Комсомолец» с первым экипажем на борту. Чуть ниже метеосводка: «море 1–2 балла, ветер семь метров в секунду». Перечитываю двенадцать пунктов «Контрольного листа», который я подготовил к испытаниям.

ПЛА К-278 «Комсомолец», атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка пр. 685 «Плавник» с первым экипажем на борту в предстоящем для испытаний районе в августе 1985 г. покорила предельную глубину. Воистину это был рекорд боевой ПЛА. Глубина погружения 1050 м говорит сама за себя.

В феврале 1986 г. мне на борту ПЛА была предписана роль флагманского инженера-механика походного штаба флотилии. А оставшийся на руках «Контрольный лист» – память о том времени, когда ПЛА завершала опытную эксплуатацию одним из ответственных маневров: «Аварийное всплытие с рабочей глубины». 800 метров – это глубина.

Запомнилось первое погружение на глубину 800 м. Вглубь океана уходили не спеша. Это позволило увидеть, как работают люди и техника. На глубине свыше четырехсот метров в результате изменения конфигурации прочного титанового корпуса лодки из-за обжатия его забортным давлением, вертикальные стойки легких конструкций (пиллерсы) жилых помещений приняли форму интеграла.

Натужное чавканье осушительной помпы в трюме вызывало ощущение, что с уходом на глубину она просто не выдержит, треснет по цельному металлу и выбросит в отсек водяную пыль, как это происходит на глубинах более двухсот метров. Струйка забортной воды толщиной в самую мелкую иголку, пробившаяся сквозь фланцевое соединение одного из выдвижных устройств на глубине до ста метров, глубже определялась лишь по появлению влаги на поверхности осколка зеркала. На глубине 485 м не включилась дополнительная ступень уплотнения дейдвудного сальника. Мне было приказано убыть в седьмой отсек и «уговорить» коварное устройство, не позволявшее уходить дальше на глубину.

На массивном корпусе дейдвудного сальника находится переходная трубочка, соединяющая две ступени сальника. Она диаметром 10–12 мм, да еще с невзрачным подпружиненным «клапанчуком», к чему на такой глубине, с давлением внутри них, равному забортному (около 50 атмосфер), предпринимать какое-либо усилие абсолютно не хочется. Отчетливо представляю себе, что может произойти при нарушении их герметичности. Отсек в мгновенье заполнится солевым туманом из забортной воды, что приведет к образованию проводных солевых мостиков, а далее неминуемо – к «коротышам» и пожару.

Ощущаю, как за моей спиной настороженно перешептываются те, в чьем заведовании находится неподатливый дейдвудный сальник. Прошу кувалду – чисто «русский инструмент», что еще больше настораживает окружение. Ею слегка притрагиваюсь к мощному титановому корпусу дейдвудного сальника. А он «запел», как натянутая струна. Прошу Центральный пост осуществить маневр по глубине в пределах 20–30 м, так как считаю, что это никак не скажется на работе линии вала и сальника. При изменении глубины раздается звучный щелчок - устройство сработало! Теперь корабль может продолжить прерванное погружение.

Проходя кормовые отсеки, обращаю внимание, на то, что колоссальные мощности работающих агрегатов и механизмов энергетических отсеков как-то непривычно, по сравнению с ПЛА второго поколения, находятся в действии без должного присмотра, но  внутренне сохраняется доверие, что средства автоматического управления и контроля  не подведут. «Плавник» действительно весьма автоматизирован, практически всеми техническими средствами управляют с пультов, расположенных в Центральном посту.

По трансляции объявление: «Глубина 800 метров, осмотреться в отсеках». Проверив корабль на рабочей глубине, всплываем для сеанса связи на перископную глубину. В Центральном посту принимаются и обобщаются доклады о результатах тренировочного погружения на 800 м. Замечаний нет. Про себя шучу: раз пиллерсы распрямились – значит, все в норме.

На инструктаже объявляю меры безопасности «Контрольного листа».  Следую в Центральный пост. Там удается взглянуть в перископ. Сквозь его окуляр, связывающий пока с внешним миром, наблюдаю за уходящим в точку обеспечения буксиром и следующей параллельным курсом на дистанции мили полторы от нас подлодкой.

Срочное погружение – мы уходим на глубину 800 м в назначенную точку старта. Корабль, отрываясь от поверхности, с дифферентом на нос круто идет на глубину. Но медленно тянется время, ограниченное технологией погружения на рабочую глубину. Маневр занимает более 30 минут, так как нельзя стремглав уходить вглубь, не удифферентовав на глубинах лодку по плавучести. По команде Центрального поста осуществлено погружение на 825 м, принимаются доклады о готовности к работе.

Скорость подводной лодки 12 узлов.

Доклад штурмана: «До точки старта одна минута. Глубина 800 метров». Ощущаю по себе и вижу по другим растущее напряжение в ожидании чего-то неизведанного. Люди в отсеках находятся согласно расписанию по боевой тревоге. У приводов клапанов вентиляции цистерны главного балласта, где размещены пороховые генераторы, выставлены бойцы в готовности к действию в случае непредвиденных отказов пороховых генераторов на одном из бортов. Это опасно. При продувании балласта только одного борта может возникнуть значительный крен подлодки…

Объявляется готовность 10 секунд, что свидетельствует о включении протяжки в системах регистрирующей аппаратуры. Пошел отсчет «09, 08...02, 01 – Пуск! Продуть балласт аварийно!» – это команда для командира дивизиона живучести на включение системы генераторов пороховых газов. Пускаю секундомер, по его показаниям фиксирую, как с интервалом менее двух секунд с пушечным грохотом срабатывают один за другим пороховые газогенераторы.

Слышно, как с глухим шипением раскаленные газы вытесняют воду из балластной цистерны, облегчая на десятки-сотни тонн подводную лодку. Сквозь пальбу и шум улавливаю доклад командира дивизиона живучести: «Конец продувания!».

По росту дифферента на корму, быстрому движению стрелки глубиномера и нарастанию скорости по лагу ощущаем ускорение стремительного всплытия. Даже мурашки побежали по спине. А многотысячетонная масса корабля летит к поверхности океана, и не дай Бог в эти мгновения ей встретить что-либо на своем пути!

Всего через несколько минут останавливаю секундомер, когда лодка, как бы подпрыгнув над водой, плюхнулась обратно и медленно стала покачиваться на океанской зыби. Всплыли в надводное положение за четыре минуты пятьдесят шесть секунд (отмечаю на своем секундомере), проскочив стометровую глубину, на которой планировали погашение инерции. Напряженные лица участников свершившегося события расплываются в улыбках. Следуют поздравления конструкторам и друг другу. В процессе импровизированного митинга в Центральном посту после выступлений командующего флотилии  и других поздравлений экипажа по громкоговорящей связи, встречного всеобщего ликования в отсеках атомохода, каждый из присутствующих смог сполна ощутить минуты всеобщего подъема и гордости за корабль и Отечество. В эти минуты, кажется, несколько раз я пробубнил про себя: «Счастливого плавания тебе, могучий наш корабль, и вам, люди, оседлавшие его!».

Через год после этого похода, в феврале 1987 г. я расстался с кораблями 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота и гарнизоном, который приютил меня на двадцать четыре с половиной года.

16 февраля 2016 г. через тридцать лет, так совпало, день в день моего пребывания на глубине 800 м в Норвежском море, в актовом зале ВУНЦ ВМФ «ВМА» им. Н.Г. Кузнецова начальник ВМА адмирал Николай Михайлович Максимов вручил мне диплом доктора технических наук. Это были самые важные два события в моей флотской биографии в годовщину моего 60-летия служению Военно-Морскому флоту.

О ПЛА «Комсомолец» по существу после трагедии. Хронология, аргументы  и факты

7 апреля 1989 г. я только вернулся с Северного флота, где с февраля по апрель 1989 г.  по линии ВМУЗ ВМФ возглавлял руководство стажировкой и практикой курсантов морских училищ. В феврале навестил Западную Лицу. На улице городка встретил несколько знакомых членов второго экипажа «Плавника», которые сообщили, что в конце месяца уходят на боевую службу на «Плавнике», получившем недавно именное название «Комсомолец». Я пожелал им счастливого плавания.

Целый день седьмого апреля не удалось послушать радио или телевидение. Вечером услышал разговор о том, что в Норвежском море потерпела катастрофу подводная лодка «Комсомолец»…

Диктор сухо зачитал сообщение ТАСС: «7 апреля 1989 г. в 11 час. 41 мин. на торпедной подводной лодке с атомной энергетической установкой примерно в 180 милях юго-западнее острова Медвежий в нейтральных водах в одном из отсеков произошел пожар. Несмотря на принятые меры, в 17 час. 15 мин подводная лодка затонула на глубине свыше 1500 метров. Личному составу экипажа оказывается помощь надводными кораблями и судами, имеются человеческие жертвы. По заключению специалистов, радиоактивное заражение среды исключается. Для расследования причин аварии назначена Правительственная комиссия».

Дома в своих бумагах нашел «Контрольный лист». То же Норвежское море, широта 73о 43’ 04’’, долгота 13o 08’ 00’’, сверяю координаты испытаний и катастрофы, они почти совпадают... В голову настойчиво пробивается грустная мелодия, а перед глазами – знакомые лица. Злой рок разбросал их в Мировом океане. В мыслях проносится: «Мир и покой вашим душам». А мою душу рвут на части звуки реквиема по «Комсомольцу», который уже никогда не возвратится из похода в родную базу, так же как и значительная часть личного состава экипажа.

Через два дня после катастрофы ПЛА военная прокуратура Северного флота возбуждает по данному факту уголовное дело. Через месяц после гибели 42 членов второго экипажа и самой подводной лодки, все 69 участников похода «Комсомольца»  награждены орденом Красного Знамени. Через год после катастрофы ПЛА в мае 1990 г. Правительственная комиссия завершает свою работу составлением соответствующего Акта и  прекращением уголовного дела из-за отсутствия состава преступления.

В августе 1990 г. командование 1-й флотилией перемещается по службе. В сентябре – октябре 1990 г. в средствах массовой информации обнародуются основные выводы Правительственной комиссии по результатам расследования. Однако под давлением общественного мнения в декабре 1990 г. постановление о прекращении уголовного дела отменяется. В марте 1991 г. следствие по уголовному делу о катастрофе ПЛА «Комсомолец» и гибели людей  возобновлено повторно.

Главной  военной прокуратурой мне было предложено с учетом опыта службы в должностях: заместителя начальника ЭМС 1-й флотилии ПЛА Северного флота (1981-1987 гг.); начальника кафедры устройства и живучести корабля ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского (1987-1991 гг.) - наряду с другими опытными специалистами ВМФ войти    в состав  экспертов  для оказания помощи следствию в выяснении причин гибели людей и корабля.

Перед членами комиссионного состава судебно-технической экспертизы следствием были поставлены вопросы, связанные с боевой подготовкой экипажа, его действиями по борьбе за живучесть при аварии, а также по конструктивному обеспечению живучести корабля.

Экспертам, руководствуясь служебным опытом, совестью и ответственностью перед теми, кто погиб, и кто остался жив, и в назидание тем, кто собирается в море, оставалось одно – с максимальной объективностью подойти к расследованию причин катастрофы, дабы подобное впредь не повторялось.

Истинные причины аварии на  ПЛА «Комсомолец», находящейся на дне Норвежского моря под толщей воды в 1720 м

Как известно, в основе любой аварийной ситуации лежит отказ техники или непрофессиональные действия/бездействия обслуживающего персонала, другого не бывает.  Оценка отказа - это вопросы надежности техники. Действия обслуживающего персонала оцениваются, как правило, командованием и штабами… Первопричина возгорания в седьмом отсеке ПЛА так и не установлена. Это самое неконтролируемое и нелокализованное «аварийное событие» стало причиной сложной аварии. Рассмотренные Правительственной комиссией восемь версий возникновения аварийной ситуации до сих пор остаются всего лишь версиями.

Неконтролируемый и нелокализованный пожар в седьмом отсеке привел к разуплотнению системы воздуха высокого давления, что еще больше усилило огонь. Рост температуры и давления в аварийном отсеке привел к «транспортировке» продуктов пожара из седьмого в шестой и пятый отсеки и вследствие неплотности отдельных корабельных систем - в третий и второй отсеки подводной лодки. Пожар привел к разгерметизации прочного корпуса (по сальниковым вводам, конструкциям, устройствам) и поступлению забортной воды в седьмой и другие отсеки, а также в прилегающие к ним цистерны главного балласта.

Отсутствие  должного контроля  со стороны  Главного командного пункта  за ходом развития пожара после 11 ч 03 мин,  когда он был  обнаружен,   истечением воздуха в отсек, за поступлением воды (вместе с необоснованной борьбой с креном при отсутствии понимания опасности роста дифферента при этом), а также отсутствие адекватных действий ГКП и членов экипажа привели к потере плавучести и продольной остойчивости подводной лодки и ее гибели в 17 ч 08 мин.

Такое краткое, почти тезисное изложение развития катастрофы на ПЛА «Комсомолец» приведено мною преднамеренно без упоминания фамилий действующих лиц. Глубина трагедии измеряется конкретными 42 человеческими жизнями, как непомерная расплата за чужие и свои грехи. Не дорого ли?

Свои заключения комиссионный состав судебно-технической экспертизы вынес в декабре 1997 г., после чего уголовное дело следовало бы направлять в суд. И суд должен был принять решение, кто в этой трагедии виновен более всего - техника или люди?

Экспертами установлено и юридически обосновано

До перестройки экипаж, выходящий впервые на боевую службу в соответствии с установленными требованиями ВМФ, неукоснительно подвергался предварительной проверке штабом флота. Командующий СФ доверил осуществить такую проверку ПЛА «Комсомолец» штабу флотилии.

За многие годы службы на ПЛА я был очевидцем, когда предварительная проверка штабом флота экипажей, впервые выходивших на боевую службу, завершалась, как правило, «головомойкой», чтоб неповадно было, а порой и отстранением экипажа от похода, чтобы не подвергать риску людей и ПЛА. И это справедливо.

Штаб флотилии при проверке второго экипажа не выявил нарушений в его боевой подготовке. По вскрытым в результате настоящего следствия недостаткам в боевой подготовке, второй экипаж не мог быть отправлен на боевую службу. Все зафиксировано в материалах уголовного дела. В этом беда и трагедия экипажа.

Следствие завершило свою работу в 1997 г. На  основания материалов расследования Главной военной прокуратурой было подготовлено Министру обороны РФ «Представление на необоснованные отступления от требования Курса боевой подготовки ПЛА ВМФ при подготовке 2-го экипажа к выходу на боевую службу на ПЛА «Комсомолец»,  как одной из причин ее катастрофы.

До  реализации предложений «Постановления…» дело не дошло, так как уголовное дело было приостановлено, а материалы расследования сданы в архив ГВП.

Заключение

Мой рассказ — это не технический отчет о произошедшей трагедии. Это не проходящая боль эксперта, вникшего в существо катастрофы профессионально, с желанием донести ее до тех, кто собирается в море.

Много лет меня терзают мысли, почему так трагично завершилась судьба уникальнейшего корабля современности, воплотившего в себя достижения научно-технического прогресса? Десять лет ушло на его постройку, затрачены колоссальные средства. Пять лет корабль с 1983 г. находился в опытной эксплуатации, которую первый экипаж провел безаварийно, наплавал более 450 ходовых суток, обеспечил прием ПЛА на вооружение ВМФ только в октябре 1988 г. И всего через полгода после этой даты корабль терпит катастрофу со вторым экипажем на борту, теряя 42 человеческие жизни.

На примере расследования катастрофы ПЛА «Комсомолец» хочется напомнить о том, как важно соблюдать установленные требования ВМФ по подготовке экипажа к плаванию, и какая ответственность возлагается на должностных лиц штабов, осуществляющих проверки готовности ПЛА и людей к выходу в море с единственной целью - исключить подобное. Мелочей не бывает. Цена ошибок при освоении достижений научно- технического прогресса и не только - человеческие жизни…

 

Литература

1. В.А.Василенко, А.В.Каплиенко, С.А. Петров. Перспективы развития корабельных ЯЭУ зарубежных государств. - СПб: 2014-346с.

2.Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник / В.Е. Ильин, А.И.Колесников. – М.: ООО издательство «Апрель», 2001 -288с.

3. Лисин, С.А. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок: /С.А. Лисин. – СПб.: «Галея Принт», 2011 – 456 с.

4. Российская наука Военно-морскому флоту. Под общей редакцией ак. А.А. Саркисова –М.: «НАУКА» 1997 г. 398 с. (с.136-156)

5. Романов Д.А. Тpагедия подводной лодки "Комсомолец": Аpгументы констpуктоpа -СПб.: ИРХГИ, Второе издание,1995 -254с.

6. История отечественного судостроения в 5 т. (под  ред.  ак. И.Д. Спасского) т. 4, 5.- СПб.: Судостроение,1996.

7. Чеpнов Е.Д.  Тайны подводных катастроф. К-429, К-219, К-278, К-141:/Е.Д. Чернов –СПб.: NIKA, 2008. – 643 с.

8. Щербина Н.Я.  50 лет на ВЫ с ядром атома U235. - СПб.: NIKA, 2007-388 с.

9. Щербина Н.Я. Атомные подводные монстры - СПб.: NIKA, 2007-344 с.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.71
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 19 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 17/12/2020
" Руководством ВМФ никак не были отмечены ни оставшиеся в живых, ни мертвые. Все накоротко замкнулось на долгие годы под покровом ведомственной тайны."


Так и какова же цена человеческой жизни в СССР?


[ Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
 Ну как-же так, д.т.н., капитан 1 ранга Н. Я. Щербина, не может быть, что не знаете исходного события аварии. Общих слов, скрывающих причину возникновения аварии, сказано достаточно. Где правда?Будь здрав бояре.


[ Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2020
Тимофеич!

Привет! корабль потерял линейность...помнишь в каптерке говорили..


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Говорят, для титановых сплавов есть такое явление как "титановые пожары". Насколько это критичный фактор? Не это ли одна из причин почему США не строят глубоководных титановых атомных подлодок? 


[ Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Замечательная работа!
К слову, справа на экране сайта идут новости, хорошо бы иметь механизм их обсуждения. Некоторые тамошние сообщения официозных СМИ явное враньё: так, пишут что якобы авианосец "Кузнецов" выйдет из ремонта в 2022 году что есть явная ложь.
На самом деле он стоит без гребных винтов, ещё не один год будут делать большой док для него, после чего начнут ремонт: там выгорели кабели при пожаре полыхавшем сутки. Возможно "Кузнецов" выбыл из строя навсегда, тогда и палубные самолеты России не нужны.Но это держат в тайне.
Таким образом, хорошо бы иметь механизм для обсуждения новостей, учитывая что  отдельным синим форумом не все умеют пользоваться. 


[ Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Предлагаю вместо Кузнецова построить большую шаланду как аэродром и возить её океанскими буксирами, штук 6 хватит. А что, "вы не смейтесь а попробуйте." На буксиры ПВО поставить а самолеты на шаланду. Вокруг БПЛ для сопровождения. Дешево и сердито.


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Если предыдущий комментарий оценивать всерьёз, нужно отметить что он не учитывает несколько сотен лет развития военно-морского дела.
Баржа с самолётами и буксиром будет иметь малую скорость. Не сможет ни догнать врага, ни убежать от него. Особо важно второе: группировка кораблей с такрй баржей будет вынуждена либо бросить её на расправу врагу и убежать. Либо вступать в бой в невыгодных условиях против превосходящих сил врага: чтоб пытаться оборонять эту баржу. Вероятнее всего, что враг уничтожит и баржу, и всех кораблей эскорта пытавшихся за неё бороться. В этом случае враг разгромит весь флот по частям, в нескольких мало-опасных для себя сражениях. 
Поэтому авианосец должен иметь быстрый ход - 60 километров в час - иметь мощность 200 МВт и быть атомным, так как врубив полный ход, в нефтяном через трое суток заканчивается топливо. 


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Кузнецов тоже не убежит. От ракеты или самолета в океане не убежать. Не в скорости дело а в надежной ПВО и ПРО вкупе с РЭБ.


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 08/12/2020
Имелось в виду, что встретив в открытом океане превосходящие силы врага, авианосец по возможности должен использовать полный ход чтобы отступить к своим главным силам. Корабли резерва тоже идут в это время максимальным ходом в назначенную точку для усиления эскадры.Чтобы затем, сформировав максимально мощную группировку, дать врагу общий бой.
Если у вражеских кораблей разная предельная скорость и силы врага "растянутся" при погоне - дополнительный плюс. В этом контексте важны атомные авианосцы, так как нефтяные имеют большую дальность плавания только при половинной и меньшей скорости. На полном ходу все запасы топлива расходуются за двое суток. Атомные могут идти максимальным ходом неделями без остановки и на просторах океана добиваться наилучших условий для боя. 
Раньше говорили, что мощь двигателя и скорость танка - это такое же оружие как его пушка. На море нет оврагов или леса в которых можно спрятаться, поэтому для боевых кораблей высокая /выше 30 узлов/ скорость ещё более актуальна. Так как позволяет менять диспозицию на карте, размещение своих и вражеских кораблей при которой происходит ракетный бой учитывая ограниченность радиусов действия ПВО, авиации и крылатых ракет. 


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
Имелось в виду, что встретив в открытом океане превосходящие силы врага, авианосец по возможности должен использовать полный ход чтобы отступить к своим главным силам. ===


Имелось ввиду, что шаланда всегда находится в окружении главных сил. ))


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
В специфике современной России, флот прибрежный и не вылазит дальше 300 километров от берега, то есть радиуса береговых ЗРК, тактической авиации и БРАВ. Россия максимум рассчитывает иметь два внутренних моря - Охотское на ТВД и Белое с Баренцевым моря на Северном флоте - с которых как с полигона 500х500 километров могут запускать свои МБР оставшиеся 10 исправных ракетных АПЛ. Могут запустить ракеты и прямо из базы, однако там их координата известна и их противник может накрыть своей ядерной МБР. Поэтому в предвоенный период АПЛ должны выйти в море где их координаты заранее неизвестны для атаки наземной баллистической ракетой. В то же время АПЛ должны выйти в район, где противник не может на них свободно вести рыбалку. 
Поэтому задача всей надводной МЕЛКОТЫ ВМФ РФ, совместно с самолётами ВМФ берегового базирования, наземными ЗРК, дизельными подлодками и БРАВ - удерживать клочок моря около своего берега где прячутся 10 АПЛ с баллистическими ракетами. С появлением глобальной ПРО на крейсерах и эсминцах США, данная концепция ВМФ РФ устарела, так как ПРО крейсеров и эсминцев может сбивать жидкостные МБР в хвост.

В случае же сверхдержавы флот открытого океана, который контролирует весь океан и который можно подогнать к вражескому берегу, учитывая что радиус " Томагавков" и ракет крейсеров ПРО то есть наступательного оружия - больше чем радиус действия оборонительных видов оружия обороняющейся стороны. 


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
Дополнение:то есть флот сверхдержавы маневрирует главными силами и навязывает свою инициативу врагу что во все времена было предпосылкой к победе. 


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
++++С появлением глобальной ПРО на крейсерах и эсминцах США, данная концепция ВМФ РФ устарела, так как ПРО крейсеров и эсминцев может сбивать жидкостные МБР в хвост.++++


Т.е. подлодки можно резать на металлолом?


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
Подлодки по-прежнему нужны, только для успешного запуска ракет теперь нужно дальше отгонять вражеский флот, нужны быстростартующие твердотопливные МБР а не только старые жидкостные. Нужны настильные траектории, увеличение забрасываемой массы, нужны "гиперзвуковые" низкоорбитальные спутники запускаемые на орбиту менее 100 километров высотой через обратную сторону глобуса. Дальнейший технологический прогресс одним словом. 


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 10/12/2020
Вероятнее всего, что враг уничтожит и баржу, и всех кораблей эскорта пытавшихся за неё бороться. В этом случае враг разгромит весь флот по частям, в нескольких мало-опасных для себя сражениях. 
Увы, ЭТО случится с рассеянским флотом в ЛЮБОМ случае.


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
У американцев, кроме "Трешера", погибла ПЛА "Скорпион", а не "Скипджек". "Скорпион" относился к ПЛА типа "Скипджек" (так называлась головная лодка в серии).


[ Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
Дополнение:то есть флот сверхдержавы маневрирует главными силами и навязывает свою инициативу врагу что во все времена было предпосылкой к победе.  ===


Как маневрировать, если из космоса все видно?


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 09/12/2020
"Как маневрировать, если из космоса все видно?"


Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали)


[
Ответить на это ]


Re: Цена научно-технического прогресса, подводной службы и человеческой жизни (Всего: 0)
от Гость на 13/12/2020
Строить будут морально старые корабли и АПЛ. И это будет до тех пор пока не арестуют агентов влияния, обученных в США. Которые под видом научного - технологического обоснования на самом деле тормозят строительство кораблей и подводных лодок на принципиально новых безопасным микромодульных реакторах, которые уже сегодня в 20 раз меньше  и в размерах, и в массе, чем сегодняшние водо-водяные, с паровым циклом, и с парогенераторами и турбиной на влажном паре, вибрирующих и шумящих. Рахманов - главный агент влияния, обученный в США.И есть множество других лиц, подкупленных подачками Сороса с 1985 по 2004 года в виде грантов от СНТ, и через скрытые фирмы.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru