«Атомспецтранс» - транспортная артерия «Росатома»
Дата: 06/04/2022
Тема: Перевозки ядерных материалов


В. В. Нащокин, директор АО «Атомспецтранс»

Приказ от 16.09.2010 № 1/255-П «Об утверждении Целевой программы «Структурная реформа транспортного обеспечения и развития отраслевой транспортной инфраструктуры» дал старт Транспортной реформе 2010-2020 гг., целью которой являлось удовлетворение потребностей организаций отрасли в специальных перевозках (СП); модернизация и оптимизация транспортной инфраструктуры; повышение уровня безопасности и обеспечение экономической эффективности СП.



Итогами реформы 2010-2020 гг. стало:

- создание отраслевого транспортно-логистического центра специальных перевозок (приказ от 21.12.2018 № 1/1485-П-дсп «Об осуществлении ГК «Росатом» функций органа управления СП заинтересованного федерального органа исполнительной власти, за исключением перевозок, осуществляемых МО РФ») АО «Атомспецтранс». Это уполномоченная организация по СП ГК «Росатом», которой передана часть государственных функций Госкорпорации «Росатом» по управлению, организации и осуществлению СП всеми видами транспорта.

- Завершается формирование перспективного облика единой транспортно-логистической системы СП – консолидированы транспортные активы и инфраструктура путем преобразования транспортных подразделений организаций отрасли в филиалы АО «Атомспецтранс».

- Существенно повышен уровень безопасности. С 2013 по 2020 г. значительно снизилось число аварийных и нештатных ситуаций при осуществлении специальных перевозок (более чем в 10 раз) при значительном увеличении за этот же период объемов СП (почти в 40 раз), постоянно совершенствуется система государственного регулирования и контроля за безопасностью транспортирования и система повышения квалификации работников в области СП, реализуется Программа поддержания и развития АСБТ на период 2016-2025 гг.

В соответствии с требованиями п. 5.1.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и в целях определения и выполнения потребностей потребителей,
АО «Атомспецтранс» на регулярной основе проводит мониторинг удовлетворённости потребителей (рис.1). Предприятиям отрасли (Заказчикам) направляются обращения, целью которых является сбор информации о качестве услуг, предоставляемых АО «Атомспецтранс».

 

Рис.1. Динамика числа замечаний Заказчиков  

Показатели качества по уровню важности предъявляемых к ним требованиям: 

- соблюдение сроков оказания услуги 4,81 

-полнота оказанной услуги 4,68 

- оперативность принятия решения 4,67 

- компетентность персонала 4,60 

- соотношение «цена-качество» 4,55 

- порядок и сроки заключения договора 4,51 

- документооборот при оказании услуги 4,37 

- информационная поддержка 4,21 

Часть замечаний носит хронический характер (о стоимости услуг АО «Атомспецтранс» и принципов ее формирования и т.п.) и системный характер (ускорение документооборота). Динамика числа замечаний и пожеланий снижается (рис.1), что является результатом своевременного выявление запросов Заказчиков и реагирование на поступающие от них обращения в АО «Атомспецтранс». 

На графике на рис.2 приведено соотношение динамики средней оценки Заказчиками уровня предоставляемых АО «Атомспецтранс» услуг (зеленый тренд) и динамики пожеланий Заказчиков (синий тренд). Как видно из графиков оценка АО «Атомспецтранс» Заказчиками на 0,05 выше их же пожеланий, что говорит об улучшении ситуации с качеством предоставляемых услуг - отрицательная динамика, когда, по мнению Заказчиков, уровень предоставляемых услуг был ниже их ожиданий, переломилась.

Рис.2. Динамика средней оценки Заказчиками уровня предоставляемых АО «Атомспецтранс» услуг (зеленый тренд) и динамика пожеланий Заказчиков (синий тренд).

Для закрепления положительного тренда необходимы изменения во взаимодействии с Заказчиками (ежеквартальное снятие «обратной связи» филиалами, организация обратной связи через сайт, своевременная и эффективная реакция на замечания и пожелания Заказчиков), во внутренних отношениях (внедрение понятия «внутренний Клиент» - безусловное и качественное выполнение функций во внутренних «производственных цепочках», регулярная взаимооценка подразделений, регулярная оценка подразделений по показателям качества/эффективности работы). 


Транспортная реформа 2021-2025 гг.

Целевая программа развития транспортной инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации «Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую перспективу, утверждена приказом от 14.12.2020 № 1/1525-П.

Целями этого этапа реформы является:

- безусловное выполнение задач атомной отрасли по организации и осуществлению СП в интересах ЯОК и ЯЭК при гарантированном уровне их безопасности и с учетом стратегии ГК «Росатом» по наращиванию мощностей атомной электрогенерации и соответствующего увеличения объемов СП (СЯТ, ОЯТ и РАО).

- Завершение консолидации транспортных подразделений отрасли, транспортных средств и транспортной инфраструктуры отрасли в области СП в уполномоченной  организации – АО «Атомспецтранс», выкуп у организаций отрасли транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.

- Наращивание спектра услуг в области специальных перевозок, в т. ч.: хранение, учет и контроль ЯМ, РВ и РАО, проведение РК и обеспечение ЯРБ, дезактивация ТУК, СТС и др.

- Модернизация, реконструкция и обновление ТС и инфраструктуры отрасли с учетом мировых достижений.

- Совершенствование системы обеспечения ЯР и технической безопасности, ФЗ СГ при  транспортировании.

- Проведение НИОКР по созданию специальных ТС и ТУК в соответствии с современными требованиями к СП и тенденциями их дальнейшего развития – совершенствование (в т.ч. в области бронирования специальных ТС), унификация, разработка модульных ТС, мультимодальность и контейнеризация СП.

- Формирование логистических процессов транспортирования в увязке с производственными процессами в ЯТЦ (ЯОК) за счет объединения организаций отрасли, участвующих в этом процессе, в общем цифровом пространстве на основе общей цифровой логистической платформы. Отказ от практики осуществления СП по «заявочному» принципу и переход к четко спланированному календарному графику СП.

- Создание нового облика отраслевого транспортного комплекса СП с учетом стратегических целей Госкорпорации «Росатом» по экономическому самообеспечению деятельности организаций отрасли. Реструктуризация уполномоченной организации по СП по региональному принципу и повышение экономической эффективности СП.

Текущее состояние транспортной артерии отрасли

Главным результатом функционирования  транспортной артерии отрасли является 20 лет безаварийной деятельности. Являясь действующим транспортно-логистическим оператором Госкорпорации «Росатом», «Атомспецтранс», осуществляет:

- консалтинг и разработку новых логистических решений;

- сопровождение, экспедирование и таможенное оформление грузов;

- разработку, эксплуатацию  и организацию сертификации  ТС и ТУК;

- мониторинг и диспетчеризацию специальных перевозок;

- международные перевозки (рис.3).

Из 1788 межобъектовых перевозок 1255 выполнены железнодорожным транспортом, 516 -   автомобильные перевозки и 17 -  авиаперевозки.                         

АО «Атомспецтранс» имеет 6 филиалов, 9 подразделений, 12 представительств при ОАО «РЖД». По основной деятельности заключено 68 договоров, в т. ч. 27 внешнеэкономических. Оказано транспортных услуг на  3,5 млрд руб.

 

Рис.3. География присутствия на рынке

Материальные активы АО «Атомспецтранс»: 

- Железнодорожные транспортные средства (ТС) - 645 ед. 

- Специальные ТС (моделей В61-524, В60, 15Т91ВСБ, 11-9960), - 156 ед. 

- Прочие ТС, используемые при СП, - 246 ед. 

- Прочие ТС, не используемые при СП, - 89 ед. 

- Тяговый состав, с учетом электропоездов - 77 ед. 

- Вспомогательная техника - 77 ед. 

- Автотранспортные средства - 399 ед. 

- Специальные (бронированные) ТС, используемые при СП, - 105 ед. 

- Прочие (не бронированные и специализированные) ТС, используемые при СП, - 156 ед. 

- ТС общехозяйственного назначения - 138 ед. 

В АО «Атомспецтранс» работают 2585 человек. Из них 1742 рабочих, 595 специалистов/служащих, 248 человек руководящего состава, в т. ч. 12 человек - ТОП-ы.

Проблемы и способы их решения

Главными проблемами для функционирования «Атомспецтранса» на сегодняшний момент является выбытие основных специальных вагонов (моделей 61-524, В60, 15Т91ВСБ, 9Т610, 11-9960, а также старение и выбытие ж/д транспортных средств. 

281 ТС имеет истекший срок эксплуатации. Действующих ТС 364 единицы. Снижение общего количества специальных вагонов происходит за счет выбытия моделей 61-524 (21 вагон из 55), В60 (25 вагонов из 63), 9Т610 (3 вагона из 3). 

Частичными решениями данного вопроса являются: 

1. Принятие 26.06.2020 Постановления Правительства РФ № 929 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», которое позволяет продлевать сроки эксплуатации посредством проведения экспертизы соответствия и ремонтов; 

2. Реализация ГИМ АО «Атомспецтранс» «Обновление и поддержание производственной базы филиальной сети АО «Атомспецтранс» позволит частично обновить парк специальных ТС (приобретения новых вагонов) за счет собственных средств АО «Атомспецтранс». 

3. Целевое финансирование – в настоящее время отсутствует.


Старение парка автотранспортных средств 

В 2020 г. поставлены и планируется к приобретению в 2021-2022 гг. за счет средств специальных резервных фондов ГК «Росатом» специальные автомобили, оборудованные комплексами АСБТ (табл.1). 

Табл.1. Специальные автомобили, поставленные и планируемые к приобретению в 2021-2022 г. 

Количество специальных ТС со сроком службы менее 10 лет по годам представлено на рис.4.

Рис.4. Количество специальных ТС со сроком службы менее 10 лет

Из более 200 зданий и сооружений, эксплуатируемых в настоящее время, более 100 зданий и сооружений постройки 1950-1960-х гг. Более 500 км железнодорожных путей необщего пользования, из них ~ 400 км постройки 1950-1960-х гг.

Целевой программой развития транспортной инфраструктуры специальных перевозок ГК «Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую перспективу предусмотрено выделение более 33 млрд руб. на обновление транспортной инфраструктуры.  


Проблемы регулирования специальных перевозок

1. В ТЗ на специальные бронированные автомобили устанавливаются критерии по бронированию.

Бронирование по классу Бр4 на типовых шасси не позволяет выполнить требования по грузоподъемности и ПБДД по нагрузке на оси (подтверждено расчетами АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»). Применение композитных материалов и многокомпонентное бронирование не дают существенного выигрыша по массе ТС, но значительно увеличивают стоимость, что также подтверждено ФГУП «ВНИИА» в 2018-2019 гг. в ходе проведенных НИОКР по теме «Разработка специальных ТС для перевозки спеизделий, …»: изготовить СА с Бр4 на типовых шасси на современном уровне развития техники и технологий невозможно.

2. АО «Атомспецтранс» осуществляет СП с использованием СА и локомотивов.

Для обеспечения непрерывного мониторинга СП Корпорации и оперативного реагирования на нештатные ситуации применяется отраслевая автоматизированная система безопасности транспортирования (далее АСБТ), исключающая утечку информации о маршрутах, динамике и объемах СП. Однако федеральным законодательством применение АСБТ не предусмотрено.

В 2018 г. издано постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», а в 2020 г. приказ Минтранса России от 10.07.2020 № 237 «Об утверждении видов железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов … подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», вступающий  в силу с 01.01.2021. Передаваемая указанной навигационной аппаратурой информация дублирует информацию, передаваемую АСБТ в ЦТК Госкорпорации «Росатом» и не обеспечивает защиту информации при осуществлении СП.

Кроме того, для выполнения СП локомотивы заходят в закрытые зоны, где применение аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS запрещено и влечет за собой нарушение требований законодательства в области государственной тайны.

Вместе с тем постановление Правительства РФ, регламентирующее вопросы оснащения навигационным оборудованием транспортных средств, задействованных в перевозках специальных грузов, в том числе ГК «Росатом», до сих пор не разработано и не принято.

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» организация обязана провести регистрацию ТС.

В заявлении о регистрации указываются идентификационные сведения ТС, в соответствии с п. 6в) оператор в отношении каждого зарегистрированного ТС в реестре ведет обновляемую раз в сутки информацию по каждому ТС, а для учета пройденного маршрута на ТС устанавливаются специальные устройства, обеспечивающие в режиме реального времени сбор, хранение и передачу данных о местоположении ТС.

Таким образом, передача указанных сведений оператору «ПЛАТОН» раскрывает сведения о СП, ТС (информация ДСП) и влечет бессмысленность легендирования, а передача информации о предстоящем маршруте является разглашением сведений, составляющих государственную тайну.

4. Для обеспечения сохранности владельцами автомобильных дорог общего пользования может применяться весовой контроль ТС.

В Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 20.07.2020 внесены изменения и введено понятие автоматического весового контроля. Данные изменения вступили в силу с 17.01.2021.

В ходе СП при движении по региональным автодорогам, имеющим ограничения нормативной нагрузки на ось 6 тс, возможны превышения допустимых нагрузок на ось СА. Эксплуатируемые в АО «Атомспецтранс» и организациях отрасли СА рассчитаны на допустимые нагрузки на ось, принимаемым для автомобильных дорог, рассчитанных на нормативную нагрузку 10 тс на ось.

Получение специальных разрешений на проезд тяжеловесных ТС невозможно, т.к. передача необходимых сведений (маршрут движения, срок проезда, характеристика и схема размещения груза, сведения о ТС) уполномоченной организации, является разглашением сведений составляющих государственную тайну.

В соответствии со ст. 12.21.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при превышении допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину:

а) более 2, но не более 10%, в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами - на собственника (владельца) ТС накладывается штраф в размере 150 000 руб.;

б) более 10, но не более 20 %– 300 000 руб. и т.д.

5. В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» эксплуатируемые в АО «Атомспецтранс» СА обязаны проходить технический осмотр (далее – ТО).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 № 1054 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств» установлено требование о фотофиксации ТС и точного определения координат места при проведении ТО. Вступили в силу с 01.03.2021.

Часть СА, эксплуатируемых в АО «Атомспецтранс», работают на закрытых территориях без возможности выезда на дороги общего пользования и прохождения ТО:

а) в Сибирском филиале 16 ед.;

б) в Центральном филиале 11 ед.

В соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» за отсутствие диагностической карты ТО и выпуск на линию ТС предназначенных для перевозки опасных грузов предусмотрена ответственность:

а) ст. 12.1 п. 2 «Управление специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов - штраф в размере от 500 до 800 руб. (на водителя)»;

б) ст. 12.31 п. 1 «Выпуск на линию транспортного средства … не прошедшего государственного ТО - штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 руб.; на юридических лиц – 50 000 руб.»;

в) ст. 12.37 п. 2 отсутствие полиса ОСАГО (в связи с отсутствием диагностической карты) – штраф на владельца ТС 800 руб.

6. НП-043-18 автомобильные специальные краны. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2.03.2018 г. № 92. установлены правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии НП-043-18. Введены в действие с 14.04.2018 г. 


Целевая модель организации транспортно-логистической деятельности в ЯТЦ

Основная цель - получение для отрасли конкурентных логистических преимуществ и сокращение издержек.

Пути развития:

- Завершение консолидации в АО «Атомспецтранс» транспортных подразделений, транспортных активов организаций отрасли, участвующих в СП (АО «СПб «Изотоп», ФГУП «ВНИИА», ФГУП «ВНИИЭФ», АО «НИИАР» и др.). Выкуп в собственность АО «Атомспецтранс» ТС и транспортной инфраструктуры, арендуемой у организаций отрасли.

- Передача от организаций отрасли в АО «Атомспецтранс» части функций и персонала, участвующего в организации, сопровождении и хранении СГ и РМ, обеспечении ЯРБ, технической безопасности, физической защите, учете и контроле РМ и ВВ на центральных складах организаций отрасли.

- Капитальный ремонт верхнего строения ж/д путей необщего пользования* и железнодорожной инфраструктуры (в т.ч. систем сигнализации централизации и блокировки), реконструкция (новое строительство погрузо-разгрузочных и складских комплексов, депо, гаражей, автостоянок и т.п.) железнодорожной и автомобильной транспортной инфраструктуры отрасли.  

- Создание региональных ремонтных баз для проведения капитального и текущего ремонта ж/д и автомобильных ТС - отказ от закупок услуг по капитальному ремонту специальных ТС (включение РРБ в спецперечень ЕОСЗ) и исключение утечки информации о бронировании и АСБТ, сокращение временных и материальных затрат, повышение качества ремонтов и безопасности.

- Обновление, продление сроков службы, разработка и создание новых специальных железнодорожных и автомобильных транспортных средств (ТС) для перевозки специальных грузов (СГ) и радиоактивных материалов (РМ).   Наращивание количества ТС и АСБТ с учетом стратегии ГК «Росатом» по увеличению добычи, переработки урановой продукции и производства свежего ядерного топлива (СЯТ).

- Совершенствование нормативного правового регулирования в области специальных перевозок (исключение избыточных (невыполнимых на данном этапе) требований системы «Платон», бронированию специальных ТС, автоматического весового контроля и др.)

- Развитие спектра и увеличение объема услуг АО «Атомспецтранс» в области СП и перевозок РМ для отраслевых, российских и зарубежных заказчиков, и повышение эффективности использования транспортных активов отрасли.

- Структурная реорганизация системы управления Отраслевого транспортно-логистического центра СП в рамках мультимодального транспортно-логистического комплекса отрасли, путем создания Региональных центров перевозок СГ и РМ.

- Цифровизация логистических процессов системы СП и управления транспортными активами.

Разработка и внедрение АСУ производственными процессами, транспортными активами и транспортно-логистическими процессами организации и осуществления СП на уровне искусственного интеллекта 5РL в рамках стратегии ГК «Росатом» по цифровизации процессов основной деятельности.

Цифровизация логистических процессов повысит качество планирования СП, позволит перейти к календарным СП, отказавшись от перевозок по заявкам, укрупнить и централизовать СП.

АСУ СП позволит формировать сбалансированные логистические схемы, сократит время СП, создаст резерв ТС для внеплановых/экстренных перевозок - оптимизация транспортной инфраструктуры, снижение издержек на содержание, минимизировать проблемы в планировании сроков и объемов СП в отрасли.

Ожидаемые эффекты:

- Сокращение времени для принятия решения по осуществлению СП.

-  Оптимизация транспортной инфраструктуры и ресурсов.

- Сокращение прототипов и доработок при создании новых ТС и ТУК.

- Снижение стоимости разработки новых ТС и ТУК.

Программа 2021-2025 - основной источник и механизм финансирования указанных мероприятий.

Создание нового облика специальных перевозок

 На рис.5 представлен эскиз перспективной схемы мультимодальных контейнерных перевозок и модульных (блочных), взаимозаменяемых СТС.


 

Рис.5. Эскиз перспективной схемы мультимодальных контейнерных перевозок Сл.17

Новый облик специального автомобильного ТС российского производства сформирован на едином ряде базовых шасси с учетом концепции «блочности» (тягач, прицеп-шасси, багажный отсек) и «заменяемости» (тягача и шасси прицепа при выходе из строя, или истечении срока эксплуатации).  

На рис.6 представлен эскиз перспективной схемы унифицированных трансформируемых контейнеров с изменяемым уровнем бронирования.


Рис.6. Эскиз перспективной схемы унифицированных трансформируемых контейнеров с изменяемым уровнем бронирования  (кассетное) бронирование

Необходимо формирование нового облика унифицированных контейнеров (1-2-3 типоразмеров и грузоподъемности), обеспечивающих трансформируемость контейнеров по категориям РМ, их объемно весовым характеристикам и критериям ФЗ (бронирование от Бр 0….5).

Целевой программой определено проведение НИОКР по созданию новых специальных ТС и ТУК, отвечающих современным требованиям к СП (в т.ч. с использованием видов брони (композитная и т.п.)) и критериям контейнеризации, модульности и мультимодальности.

 

Перспективы развития

В качестве перспективных целей определено расширение спектра и увеличение объема услуг АО «Атомспецтранс» в области СП и перевозок РМ для отраслевых, российских и зарубежных заказчиков, а также повышение эффективности использования транспортных активов отрасли.

Другой важной задачей является создание региональных ремонтных баз для ремонта ТС, отказ от закупок услуг по капитальному ремонту специальных ТС и исключение утечки информации о схемах бронирования и АСБТ, сокращение временных и материальных затрат, повышение качества ремонтов и безопасности.

АО «Атомспецтранс»  - основной участник проекта по транспортированию РАО в России.

Для реализации проекта по транспортированию РАО до пункта его захоронения «Атомспецтранс» планируется приобретение 5 автопоездов МАП.

 

Материал подготовлен Т.А.Девятовой на базе выступления директора АО «Атомспецтранс» В. В. Нащокина на XV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов» (АТОМТРАНС-2021)









Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10042