Гражданин – это звучит гордо!
Дата: 24/10/2022
Тема: От редактора "Атомной стратегии"


Олег Двойников

«Паспорт, пожалуйста!». Долго роюсь в своей бездонной сумке, наконец, нахожу «пурпурную книжицу», подаю с разворотом на фотографии. Робею. Быстрый как пуля чекиста взгляд, пронзает меня через глаза, кишечник до самого тазового дна. Бьюсь об заклад, она знает, чем я сегодня завтракал. Строгая тетя с пластмассовыми глазами и равнодушной гримасой сверила ФИО, адрес прописки, так и не посмотрев на первую страницу, на которой написано «Паспорт гражданина Российской Федерации». Ну, ладно, ей плевать, гражданин я,транзитный пассажир или просто Никто. Главное – прописка, привязка к определенной учтенной ячейке...


А я задумался. Спросил у одного знакомого, у другого (даже у того, с зеленой корочкой) – у всех на первой странице одно и то же: «Паспорт гражданина Российской Федерации». Нет, не случайно эти четыре слова размещены именно на первой странице. Отцы-основатели учета народонаселения могли бы написать «Удостоверение Homo Sapiens России»» или «Удостоверение представителя глубинного народа России». Так нет же, именно: «Паспорт гражданина Российской Федерации». Для значимости этого факта еще и герб России пропечатали. Да и классик подтверждает: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я —Гражданин...!». 

Зацепило меня это слово «Гражданин» и почтительное к нему отношение в паспорте. Выходит, все мы участники некоего общества, с условным наименованием «Гражданское». Почему «условным»? – потому, что не все так однозначно.

Пытаюсь разобраться. Гражданин, от старославянского горожанин, свободный равноправный житель города, страны. Не раб, не гастарбайтер, а именно свободный равноправный житель, участвующий в решении важнейших проблем страны.

Общепринято:гражданское общество – это когда в стране существует совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. Ну, или так: когда существует сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Перечисляя всю эту казуистику,главное – не напороться на придворныхюристов, докажут, что гражданское общество в России построено еще при Иване IV Грозном.

Рассуждаю дальше. К примеру, захотели вы выразить свое почтение или «Фи!» какой-нибудь общественно-значимой проблеме, например, к отсутствию селедки в соседнем магазине. Причем, высказать это свое оценочное мнение решили не на кухне, а в публичном пространстве. Или почему, например, в России такая большая сверхсмертность и убыль населения? Меня лично интересуют проблемы, связанные с атомной отраслью, а также вопрос, когда руководитель Росатома Алексей Лихачев персонально подпишется на журнал «Атомная стратегия» и еженедельник «AtomWeek». Кого-то может заинтересовать отсутствие газификации в сырьевом придатке Китая или зверские убийства в Украине. Нет-нет, Боже упаси, в связи с режимом СВО законопослушно не вспоминаю о бомбометаниях, планах захвата территории или судьбе несчастных украинцев (у которых совсем недавно были такие же как у нас паспорта) и даже войну не называю войной. 

Просто уверен, что этот ужас все-равно закончится, останутся ненависть и расплата. Или вот, решил, например, кто-то спросить у самого генерального генерала, какой ценой достается нам эта СВО, кто будет платить за «банкет» и почему гражданам запрещено знать потери? По-честному! Как, по-вашему, чем обернется это публичное проявление вопросительно-оценочного мнения условно свободного гражданина? – Правильно, нервным окриком(и это в лучшем случае). Примеров выдавливания за рубеж и репрессий за собственное оценочное мнение предостаточно. Впрочем, ответ давно известен: за ошибки правителей расплачивается народ.

Да, существуют в стране болевые точки, обсуждение которых должно проводиться деликатно, среди специалистов. Но это вовсе не значит, что граждане должны быть полностью отстранены от обсуждения и политики.

Вот, например, идет сегодня обновление Общественного Совета Росатома. Соберутся раз в квартал уважаемые граждане, заслушают обращение председателя, зададут вопросы и поставят галочку о выполнение мероприятия. В то время, как реальные социально-экологические проблемы не рассматриваются. Например, ПГЗРО, из-за которого бурлит общественность Красноярского края. Или выброшенные на ветер деньги на строительство Балтийской АЭС. Могли бы обсудить и моральную ответственность атомщиков за угрозы политиков о применении ядерного оружия.Вопросы серьезные. Должны граждане на них реагировать? –Должны, но опасно и негде. Ни Общественный совет, ни другие гражданские институты не работают, поэтому нет в России гражданского общества, в котором граждане открыто и безопасно выражают свое мнение по отношению к его важнейшим вопросам.

Но как же нет? Ведь в паспорте у всех записано! Да, такая вот вышла социально-политическая загогулина: институты, декларирующие участие граждан в управлении государством есть, несвободные граждане есть, а сферы самопроявления нет. Или так: формально есть, а на деле нет. 

Впрочем, это мировая проблема. Свежий пример:XXсъезд КПК, укрепление позиций Си Цзиньпина, ограничение прав китайцев, цензура, репрессии.

Ошибся Френсис Фукуяма или поспешил лет на двести, заявив, что мир пойдет по пути либеральной демократии. Хотя, демократические страны сегодня опережают авторитарные в технологиях, экономике и социальной сфере. И все-таки в мире что-то пошло не так. Даже под угрозой самоуничтожения, деградации, авторитаризм, или, точнее, социальная шизофрения, а кое-где и деспотия, переходящая в фашизм, в мире уверенно набирают обороты. И это не отголоски азиатчины – авторитаризм заявляет о себе во многих странах. Группировки во главе с апофатичными лидерами захватывают бесконтрольную власть, подгребают под себя материальные ценности, до которых способны дотянуться, и угрожают миру. И здесь как повезет: может проявиться фанатик Гитлер, убийца Пол Пот, людоед Бокасса или Чон Ду Хван в Южной Корее, Пиночет в Чили и Ли Куан Ю в Сингапуре (все трое, кстати, не ангелы, несмотря на благие цели). 

Вполне посредственные индивидуумы верят в свое божественное происхождение и с помощью подконтрольных СМИ вдалбливают в головы обывателям, что только под их мудрым руководством те получат светлое будущее или путевку в Рай, а народ – это расходный ресурс (бабы еще нарожают). Удел людишек, по их мнению, – маршировать в едином ритме и не роптать. «Если такой лидер не попадает под власть сильных группировок, сохранит самостоятельность, перехватит власть над армией, полицией, судом, СМИ, уничтожит конкурентов и либерастов-журналюшек, то до конца жизни, имея дутый карт-бланш народа, будет творить любой волюнтаризм», уничтожая тот самый народ. Если, конечно, не «скатится в чучхе или шариат, где сам станет винтиком системы».  Одним словом, судьба страны с авторитарным лидером «зависит от того, насколько завистлив, жаден, глуп и жесток человек, дорвавшийся до единоличной власти». Нам это нужно?

Авторитаризм, гонка вооружений, международные конфликты, репрессии, ограничение прав и деградация – это звенья одной цепи. Что из этого первично, а что следствие – это отдельный разговор. 

Как должен относиться к этому «отдельный» гражданин, и что он может сделать для построения гражданского общества? И вообще, так ли необходимо это гражданское общество в условиях мирового психоза? Мой знакомый, бизнесмен среднего уровня, заявил, что коррумпированным бандитским обществом должен руководить главный бандит, пахан, разводящий, который будет поддерживать стабильность, а демократия и гражданское общество – это болтовня и локальные конфликты. Главное вовремя отстегивать отступные. У него своя местечковая правда.

Наша родная история напоминает, что слишком много было горя и жертв от авторитаризма, от вождей и их обслуги. Без гражданского общества и участия граждан в решении важнейших вопросов общества никак не обойтись. Вопрос лишь в людях и методах. Суть проблемы, как раз в слове «отдельный». Свободные граждане не могут существовать «отдельно», по одиночке. Только вместе! И общество может называться гражданским, если будет состоять из свободных, чувствующих плечо друг друга, граждан. Еще лучше, если оно уже привито традициями коллективизма и демократии. Пусть даже извне.

А что, если сегодня все мы посмотрим на первую страницу своих паспортов и убедимся, что мы Граждане, а не население? Поймем, что мы не «отдельные», а вместе, что нас абсолютное большинство и мы источник власти. Поймем, что авантюры совершаются при нашем попустительстве, и, значит, мы – подельники. Осознаем, что у всех нас, в том числе у чиновника и главы государства, есть права и обязанности– это служащие нам люди, наняты нами за зарплату на определенный срок и мы вправе требовать с них выполнения должностных обязанностей. Вспомним, что критерием работы любой власти является качество жизни граждан. Если граждане стали жить хуже, если ущемили их права и в мире стали считать изгоями, значит сами они инфантильны, а власть никчемна. Это мое личное оценочное мнение.

Чтобы проявить свою гражданскую позицию, решил я, простой гражданин, в будущем на требование чиновника: «Паспорт, пожалуйста!» подавать его в развернутом виде не на ФИО, а на Первой странице, где Герб России и записано:«Паспорт Гражданина Российской Федерации».

Цитаты: https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/authoritarianism/?ysclid=l9pwaf6u12777915109







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10285