Как
следует из документации, опубликованной на
портале госзакупок, компания «Прорыв» и подрядные организации должны сравнить
перспективные типы АЭС (где нет выбросов СО2) и альтернативу –
электростанции на органическом топливе, солнечные и ветровые. Для этого будет
использоваться показатель LCОE (levelized cost of energy) – средняя
себестоимость производства энергии на протяжении жизненного цикла
электростанции. На первом этапе специалисты займутся технологией процессов
улавливания, транспортировки и захоронения диоксида углерода при сжигании
топлива – CCS (carbon capture and storage technology). Этот метод существенно
снижает объём выбросов с «грязных» предприятий и является весьма популярным в
условиях жёстких климатических ограничений. Затем будут оценены перспективы
оснащения заводов этими системами и модернизации российских теплоэлектростанций
на газе и угле. Специалисты понаблюдают и за аналогичными проектами в ведущих
странах мира. Также
«Прорыв» будет искать пути использования минимальных ставок углеродных
платежей, обеспечивающих конкурентоспособность АЭС большой мощности, ТЭС на
газе и угле и атомным теплоэлектроцентралям с новыми ТЭЦ на органическом
топливе – все с установленными системами CCS. Должны учитываться динамика
удельных капиталовложений в сооружение АЭС и повышение платы за выбросы
парниковых газов.
Проблема
стоит довольно остро: декарбонизация экономики требует от 14 до 24 трлн рублей
инвестиций до 2050 года, как прогнозировал ещё в 2021 году Институт проблем
естественных монополий.
Главная
проблема, связанная с развитием систем улавливания углерода в России, – это
устоявшийся механизм субсидирования генерирующих корпораций, отмечает в беседе
с «Октагоном» аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалёв.
–
Предположить, что подобную, пусть и пошаговую модернизацию ТЭС энергокомпании
будут осуществлять за свой счёт, практически невозможно, – говорит он. –
Участники рынка наверняка захотят рассмотреть дополнительные надбавки в тариф
по типу ДПМ (договор о предоставлении мощности) или КОММод (конкурентный отбор
модернизированных мощностей) для финансирования улавливающих установок, что
неизбежно отразится на ценах для промышленности. В связи с этим на модернизацию
тепловых электростанций могут уйти десятилетия, поскольку уже сейчас перед
Минэнерго стоят более насущные вопросы, связанные со строительством
возобновляемых источников энергии (ВИЭ), обновлением дальневосточной генерации
и электрификацией на Восточном полигоне.
«Октагон»
запросил в Минэнерго России информацию о количестве систем улавливания СО2 на
российских энергообъектах и размере средств, которые выделяет государство на
декарбонизацию экономики, но на момент публикации материала ответ не поступил.
Парниковые
газы – часть большой политики
Улавливание
и хранение углерода – единственный способ прямого сокращения объёма выбросов.
Технология критически важна для сдерживания роста температуры на планете в
пределах 1,5–2 градусов Цельсия к 2050 году. Власти России, как и других
мировых держав, озабочены этой проблемой: в 2021 году Правительство утвердило
Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким
уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Однако технология CCS пока
слишком дорога: тонна «секвестированного» (выловленного) углекислого газа
обходится в 160–170 долларов.
Вдобавок
проблема выбросов СО2 максимально политизирована. В 2021 году
британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young в своём отчёте
указывала, что декарбонизация мира – инструмент конкурентной борьбы против
российских компаний. В частности, из-за введения в Евросоюзе механизма
трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism),
в рамках которого будет взиматься плата за углеродоёмкость импортируемых на
территорию ЕС товаров, отечественные предприятия, по прогнозам, потеряют около
15 млрд евро к 2030 году.
Инструмент
климатического регулирования импорта постепенно задействует не только Евросоюз,
но и США, в то время как потенциал развития ВИЭ в России относительно низок.
Однако сегодня ситуация изменилась: сектора промышленности, которые должен был
затронуть проект по декарбонизации – чёрная и цветная металлургия, удобрения,
электроэнергия и нефть, – попали под санкции Запада.
Стоит
отметить, что трансграничное углеродное регулирование – это ещё и борьба с
«углеродными утечками», когда «грязное» производство переносится из ЕС в страны
с более либеральным экологическим законодательством.
Октагон.Медиа, 29.03.2023