Атомный подводный флот
Дата: 04/04/2023
Тема: Атомный флот


Заметки о жизни и службе старого инженера-механика

М.О. Здоровенин, ветеран-подводник

В августе 1959 года я прибыл в Управление Кадров ВМФ в город Москва, где мне выдали предписание в Учебный Центр в город Обнинск Калужской области, объяснив, что я сначала должен явиться во флотский экипаж, где должен переодеться в форму МВД, что я и сделал.



Добравшись электричкой до Обнинска, нашел нужный мне Учебный Центр, или в/ч 27013, где уже находился наш экипаж, вернее часть экипажа. Командир – капитан 3 ранга Ганрио Аркадий Викторович, которого я немного знал (он был старпомом, а потом командиром на пл типа Л в Улиссе, когда я там служил). Старший помощник капитан-лейтенант Багдасарян Борис Суренович, пришел с Чёрного моря, командир БЧ-5 капитан-лейтенант Никитин Виктор Михайлович, был помощником флагмеха бригады пл в Улиссе, но уже после меня, и я его не знал. Командиры дивизионов БЧ-5: 1-го – капитан-лейтенант Пилипчук Борис, мой однокашник по училищу, был командиром БЧ-5 пл 613 проекта, 2-го – капитан-лейтенант Здоровенин Мстислав (это – я) и.3-го – старший лейтенант Халилюлин Ахат Ганиевич (командир БЧ-5 соседней лодки из Находки). 

Командиры групп БЧ-5 (сначала их было 13 человек) – все молодые лейтенанты выпускники Севастопольского инженерного училища. Кроме этого, ещё были – замполит капитан 3 ранга Коростов Иван Кирилович, помощник командира – капитан-лейтенант Мациевский Володя, начальник химслужбы – лейтенант Баженов Володя, начальник медслужбы – капитан м/с Савицкий Юрий и начальник РТС – старший лейтенант Веснин Аркадий.

В Центре проходил подготовку прибывший раньше нас на 3 месяца первый тофовский экипаж во главе с командиром корабля капитаном 3 ранга Белашевым Виктором Григорьевичем. Я его знал по Улиссу, где он был командиром соседней лодки Б-17, будучи ещё в звании капитан-лейтенанта. Он был тогда самым молодым командиром ЛЕНИНЦА, и нам молодым офицерам ставили его в пример, как надо служить на флоте. Впоследствии Белашев стал вице-адмиралом, командующим флотилией подводных лодок и погиб в авиационной катастрофе.

Учебный Центр в то далекое время ещё только развивался и размещался в трех одноэтажных деревянных зданиях барачного типа, окруженных глухим забором. Начальником центра был Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович, бывший командир нашей первой атомной подводной лодки, а преподавателями – офицеры БЧ-5 с первых экипажей этих лодок. Вскоре после прибытия в центр в экипаже была создана партийная организация, я был избран её секретарем.

На первое партсобрание к нам пришел Осипенко Л.Г. В перерыве собрания я вспомнил о разговоре с Криворучко Я.И. и рассказал об этом. Осипенко заулыбался и попросил при встрече передать привет Криворучко и передать, что он жив и вполне здоров и что у него только недавно родился ребенок. Вместе с нами в одном потоке готовился экипаж для Северного флота, командиром которого был капитан 3 ранга Чернавин В. – будущий Главнокомандующий ВМФ.

С начала мы проходили теоретическую подготовку по различным направлениям и специальностям, сдавали зачеты и экзамены по каждому разделу, а после завершения теоретической подготовки началась практическая отработка на действующем стенде энергетической установки атомной подводной лодки, который был смонтирован в одном из зданий на территории первой Атомной электростанции. К началу практической подготовки к нам присоединился личный состав БЧ-5, и вместе с офицерами нес вахту на работающей установке.

После завершения почти годичной подготовки в Учебном центре личный состав и часть офицеров отправили поездом в город Комсомольск-на-Амуре на судостроительный завод, где и строилась наша лодка, а остальных офицеров в отпуск с последующим прибытием во Владивосток.

Когда я с женой и двумя детьми прибыл в начале сентября во Владивосток, в Управлении кадров мне сказали, что наша лодка К-59 будит входить в состав 9-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в бухте Павловского. Это где-то на полпути к Находке в заливе Стрелок, но офицеры сейчас располагаются где-то в поселке Промысловка, где мне и надо их искать.

До сих пор вспоминается, с каким трудом я со своим семейством и вещами на двух поездах и автобусе добирался до этой Промысловки. Это теперь город Фокино, а тогда – небольшой поселок с несколькими 4-х этажными домами, где жили офицеры эскадры надводных кораблей.

К счастью, я встретил нашего начальника РТС Аркадия Веснина, который повел нас к каким-то брошенным домикам на окраине поселка, где разместилась большая часть офицеров корабля, и где ещё были свободные комнаты. В одном из домов пустовали две комнаты в которых стояли пустые железные кровати, несколько тумбочек и табуреток. Вот в одной из комнат мы и разместились. Вскоре я нашел нашего командира Аркадия Викторовича Ганрио, который единственный имел квартиру в доме для надводников, доложил о прибытии. Он сказал, что через несколько дней мы убудем на завод в Комсомольск-на-Амуре, и в октябре планируется переход корабля к месту базирования в бухту Павловского, поэтому семьи с собой брать не следует. Сейчас заканчивается строительство двух пятиэтажных домов, в которых мы получим квартиры. Первый дом через месяц, второй позже.

На следующий день у меня произошла одна примечательная встреча, которая несколько отразилась на моей службе. Дело в том, что домик был без всяких удобств, воды тоже не было. Погода в это, уже осеннее время, стояла хорошая. Утром я выскочил в ближайший лесок по техническим причинам в спортивной одежде. Рядом со мной в такой же одежде и по такой же причине оказался какой-то мужчина. Естественно, мы разговорились. Оказалось, что это капитан 2 ранга Корбан В.Я., назначен начальником штаба 9 бригады. Он ночью заселился в соседнюю комнату. Так я познакомился со своим начальником, с которым в дальнейшем мне неоднократно приходилось сталкиваться, когда я служил в штабе ТОФ.

В Павловском началась дележка квартир в первом доме, на который было очень много претендентов, как из первого экипажа, так и из штаба бригады и базы. На наш экипаж выделили только старпому и замполиту, но старанием Владимира Яковлевича мне, как многодетному, тоже дали 2-х комнатную квартиру, в которую и вошел, когда прибыл с кораблем на бригаду.

На заводе весь экипаж собрался к 15 сентября 1960 года. Наша атомная подводная лодка К-59, заводской номер 141 проекта 659 была второй лодкой этого проекта с крылатыми ракетами П-5. Она стояла на стапели цеха № 19 завода имени Ленинского Комсомола в большой степени готовности. Первая лодка К-45 была уже спущена на воду и готовилась к проведению комплексных испытаний главной энергетической установки (ГЭУ).

Экипаж был размещен в казарме 80 бригады строящихся кораблей, там же разместили и весь офицерский состав. Поскольку было принято решение перевести оба корпуса на сдаточную базу завода, расположенную в бухте Павловского в текущем году, то крайний срок для этого по состоянию уровня воды в Амуре был 25 октября. Началась интенсивная отработка организации службы и задачи №1 под руководством старшего помощника командира, изучение материальной части и устройства корабля, хотя последнее было очень затруднено, т.к. работы на корабле шли непрерывно в три смены большим количеством рабочих.

Первый корпус был поставлен в транспортный док и отправился в путь по Амуру 25 сентября. Через четверо суток К-45 в бухте Чихачева в Татарском проливе вышла из дока на воду и после ввода в действие реактора начала самостоятельное движение в Приморье. Пройдя в надводном положении 726 миль, в 00 часов 13 минут 2 октября подводная лодка стала на рейд в заливе Стрелок у входа в бухту Павловского. На борту лодки все время находился академик Анатолий Петрович Александров, основатель и создатель атомного флота Советского Союза.

С нашей лодкой обстановка была другая. Несмотря на самую интенсивную работу, завода было ясно, что до 25 октября работы по вводу в действие ГЭУ не будут окончены, а по сему было принято решении ВМФ и Минсудпрома вести лодку после выхода из дока в Приморье на буксире. Были выполнены работы по монтажу, проверке и сдаче военпредам систем обеспечивающих живучесть и обитаемость корабля – водоотливной, воздушной вентиляции, электроэнергии, вспомогательных дизель-генераторов, рулевых и якорно-швартовных устройств.

25 октября, после постановки в док, мы начали движение по Амуру. После выхода из дока в Чихачеве нас взял на буксир мощный океанский буксир и потащил со скорость 5-6 узлов в охранении сторожевого корабля. Через 5 суток 4 ноября 1960 года мы прибыли к месту постоянного базирования, где в то время была и сдаточная база завода.

Хочу отметить, что наружные корпуса всех атомных подводных лодок были оклеены резиной для уменьшения акустической «видимости», напоминающей то, что я видел ещё на своем «малыше», значит, ещё заранее проводились опытовые работы по увеличению скрытности наших подводных лодок.

О том, как строились две первые атомные лодки на заводе, достраивались и проходили заводские и государственные испытания на сдаточной базе очень подробно написал в своей книге «ПЕРВАЯ АТОМНАЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» капитан 1 ранга Калинин Р.И., бывший в то время лейтенантом, командиром группы 1 дивизиона БЧ-5 (управленцем) пл К-45.

С прибытием в бригаду экипаж был размещен на плавбазе БАХМУТ и продолжил интенсивную подготовку по отработке организации службы и изучению устройства корабля. На корабле проходили авральные работы по достройке и проведению испытаний материальной части, поскольку по планам министерства корабль подлежал сдаче флоту в 1960 году, и, хотя все понимали, что это нереально, но вслух об этом не говорилось. В начале декабря на сдаточную базу прибыл Д.Ф. Устинов, бывший в то время членом ЦК КПСС, заместителем Председателя Совета Министров СССР и руководителем Военно-промышленной Комиссией. С ним прибыл Главком ВМФ Адмирал Горшков С.Г. и много других руководителей.

По поводу нашей лодки был разыгран «спектакль», скорее похожий на плохой фарс в захудалом театре. По указанию Устинова был составлен график выполнения работ по сдаче лодки в 1960 году, который он и утвердил. В это время я выполнял обязанности командира БЧ-5, который находился в отпуске и принимал участие в этом «планировании». Но тут заводу «повезло». При проведении очередной проверки была обнаружена серьезная неисправность в одном из реакторов, устранение которой требовало проведение объемных и длительных работ по его разборке и устранению замечания с привлечением проектантов и завода-изготовителя реактора.

Как мне показалось, эта неисправность была воспринята инициаторами сдачи лодки в 1960 году, включая Устинова, с чувством облегчения, освобождая их от принятого решения. Устинов со свитой убыл в Москву.

А вскоре на лодке произошёл пожар в 7 отсеке, который почти полностью выгорел. Несколько слов об этом. Как я писал, офицеры с семьями жили в Промысловке примерно в 20 километрах от Павловского, и нас туда возили утром на крытых грузовиках обязательно, но вечерами домой не так обязательно. В одну из ночей, когда я был дома, что случалось не так часто, в 2 часа ночи был поднят стуком в дверь матросом-посыльным, который сообщил о вызове в часть. Выскочив на улицу к машине обнаружил, что собрались офицеры только нашего корабля, никто ничего не знал.

Привезли нас прямо к пирсу. На корабле был командир, который ночевал в бригаде, он и сказал, что горит 7 отсек и его не могут обесточить так как не отключается батарейный автомат. Поскольку лодка была ещё заводская то и вахта на ней неслась рабочими, но по случаю получки накануне их было мало, и не оказалось электриков. Я доложил командиру, что можно обесточить 7 отсек, сняв перемычки от аккумуляторной батареи непосредственно в аккумуляторной яме. Получив разрешение командира, я с одним из своих моряков-электриков спустился в яму и начал рассоединять батарею от сети. Поскольку не было известно ни величины тока ни содержание водорода в яме это представляло определенную опасность, но об этом вспомнилось уже после того как все было сделано, и мы выбрались из ямы.

Когда я этим занимался в яме на лодке появился ответсдатчик по электрочасти и заводские электрики. Командир стал мне кричать, чтоб я вылезал из ямы, а они пусть там «подыхают» сами, но все обошлось благополучно, перемычки были сняты, 7 отсек обесточен, и пожар в нём был потушен. На устранение замечания по реактору и восстановление 7 отсека ушло полтора месяца.

Почти весь 1961 год продолжались работы по достройке корабля, проходили сначала заводские ходовые, а затем и государственные испытания. Много время ушло на доводку ракетного комплекса П-5, ракеты никак не хотели лететь, пришлось неоднократно переделывать конструкцию газоотводных вырезов палубы за контейнерами, чтобы выхлопные газы передних ракет не глушила двигатели последующих ракет. В конце концов все работы по программе государственных испытаний были выполнены.

12 декабря 1961 года был подписан акт Государственных испытаний, на корабле был поднят Военно-морской флаг, и атомная подводная лодка К-59 вошла в состав Тихоокеанского флота. Подводная лодка К-45 была принята в состав флота несколько раньше – 28 июня 1961 года.

После прихода в состав 9 бригады второй подводной лодки она была преобразована в 26 дивизию подводных лодок. Командиром дивизии был назначен контр-адмирал Иванов Юрий Васильевич. Хочется сказать несколько слов об этом замечательном человеке – моряке.

Во время Великой Отечественной Войны он был штурманом на подводной лодки С-56, Она под командованием Щедрина Г.И. совершила переход с Тихоокеанского флота на Северный. Блестяще там воевала, ей присвоили звание Гвардейская и Краснознаменная, а командира наградили звездой Героя Советского Союза.

После войны Юрий Васильевич командовал подводной лодкой, а затем три года был Военно-Морским атташе в Мексике. По возвращении из командировки отказался от должности в Главном штабе ВМФ. Его назначили командиром новейшей подводной лодки 611 проекта Б-68 с которой он перешел с СФ на ТОФ, завершив свое кругосветное плавание. Лодка пришла на переоборудование в Дальзавод и вошла в состав 4 бригады, где тогда стояла в ремонте и моя М-283. Там я впервые и увидел Иванова, тем более наши команды жили в одном кубрике. Это был культурный, доброжелательный и общительный командир. Было хорошо видно, как его уважали в своей команде.

В 26 дивизию он был назначен с должности командира 90 бригады дизельных подводных лодок, и нам было хорошо служить под его знаменами. В последствии он был назначен на должность Начальника Разведки ВМФ, получил звание вице-адмирала. За время службы был награжден орденами Октябрьской Революции, двумя Красного Знамя, четырьмя орденами Отечественной Войны, двумя Красной Звезды и многими медалями.

После принятия лодки в состав флота началась интенсивная отработка всех задач курса боевой подготовки для ввода корабля в состав сил постоянной готовности. Служить и осваивать новую технику было интересно. Мне, как пришедшему с дизельных подводных лодок было с чем сравнивать. Не говоря уже о новой силовой установке, позволяющей практически неограниченное время находиться в подводном положении и иметь большую скорость хода. Особенно меня обрадовали три момента, связанные с бытом подводников. Во-первых – наличие пресной воды за счет установки специальных испарителей, что позволяло периодически мыться под душем и быть чистым. Во-вторых, постоянная комфортная температура в отсеке и отсутствие отпотевания, и в третьих – наличие постоянных мест размещения (коек) в каютах. Вспоминается 10-ти суточный поход в зимнее время на М-283, когда за все время похода с себя снимались только рукавицы на время приема пищи, помыть руки можно было только морской водой, а подвесная койка была одна на двоих.

Офицерский состав подобрался дружный, командир корабля и старший помощник умело и грамотно организовали службу, что и позволило нам успешно отработать и сдать все задачи, и корабль был введен в первую линию. В середине апреля, собрав всех офицеров, командир объявил, что командование поставило задачу подготовить корабль к длительному походу. Надо сказать, что хотя мы были по счету 11-м экипажем и на Северном флоте уже плавало несколько атомоходов, но автономных походов ещё не совершалось.

Проведя тщательный ППО и ППР, приняв полные запасы, мы вышли в море 5 июня 1962 года. Старшим на борту был командир 26 дивизии контр-адмирал Иванов Ю.. Это был первый автономный поход атомных подводных лодок. (тогда ещё такие походы боевой службой не назывались). Выйдя из базы, мы удифферентовались, погрузились на глубину 100 метров и двинулись в путь. Подводная лодка успешно выполнила поставленные задачи непрерывного сорока суточного подводного плавания и 25 июля вернулась в базу.

Пройдя из Японского в Охотское море, выйдя в Тихий океан, экипаж проверил в непрерывной работе технические средства, приобрел опыт длительного подводного плавания. В конце похода мы зашли в район Петропавловска на Камчатке, чтобы надводники могли поработать своей акустикой по неизвестной подводной цели. Здесь же было единственное всплытие для захода на одни сутки в базу подводников. Это всплытие мне надолго запомнилось. Ибо на море был шторм 8-9 баллов. Переход до базы составил 6 часов, я в это время стоял в центральном посту вахтенным механиком, и уже через два часа мое тело представляло собой почти «мешок с костями» Я долго ещё отходил от этого перехода.

Не обошлось без замечаний в работе техники. Надо отметить, что Иванов Ю.В., при возникновении какой-либо нештатной ситуации лично разбирался в её причине, прибывал в отсек, беседовал с матросами и старшинами, разбираясь в сути неисправности.

Слабым местом в работе ГЭУ на первых лодках были парогенераторы, в которых нагретая в реакторах вода первого контура передавала тепло воде второго контура, превращая ее в пар, поступающий на турбину. Вода первого контура имела высокую радиационную активность, и при появлении микроскопических трещин в трубопроводах пар становился радиоактивным, появлялась активность в воздухе в турбинном отсеке, в котором находились моряки.

В середине похода потек один из парогенераторов, начала незначительно повышаться газовая активность в отсеке. Встал вопрос, что делать – возвращаться, не выполнив боевую задачу, или продолжать плавание? Командир дивизии собрал всех свободных от вахты офицеров в кают-компании и попросил высказать свои соображения по этому поводу каждого из присутствующих, начиная с самого младшего по должности. Все были единодушны – продолжать плавание, а неисправный парогенератор вывести из работы, такая возможность была найдена. Командир дивизии такое предложение утвердил, и поход был продолжен. Очень мудро поступил начальник. После возвращения из похода прямо на пирсе мне были вручены погоны капитана 3 ранга.

Экипаж К- 59 после возвращения из похода

По итогам похода, а также за успешное освоение новой техники, командир корабля – капитан 2 ранга Ганрио А.В. и командир БЧ-5 – капитан 3 ранга Никитин В.М. были награждены орденами ЛЕНИНА, старший помощник – капитан 2 ранга Багдасарян Б.С. и замполит – капитан 2 ранга Коростов И.В. – орденами КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ. Я и один из управленцев – медалью ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ. Наградили также часть офицеров из экипажа К-45 и штаба дивизии. Я получил ещё ценный подарок от Министра Обороны – ручные часы в позолоченном корпусе.

Вслед за нашими двумя лодками завод построил ещё три однотипных корабля. Но как оказалось, ракетное вооружение с использованием комплекса П-5, а затем и П-6, оказалось неэффективным, и в период с 1965 по 1969 год все подводные лодки проекта 659 прошли модернизацию со снятием ракетного вооружения и переоборудованием в торпедный вариант по проекту 659Т.

Несколько слов о дальнейшей судьбе офицеров нашей лодки. Командир Ганрио А.В. стал командиром дивизии атомных подводных лодок, контр-адмиралом, старпом Багдасарян Б.С. – командиром атомохода, а потом служил в Главном штабе ВМФ, командир БЧ-5 Никитин В.М. после окончания Военно-морской академии служил в Управлении Военного Образования Министерства Обороны. Помощник командира Мациевский и наш штурман Яковлев стали командирами апл, командиры дивизионов и групп БЧ-5 успешно продолжили службу, почти все получили звания капитана 1 ранга. Наш доктор Савицкий Ю.В. стал начальником Морского факультета Военно-Медицинской Академии, генерал-майором. Начальник РТС Веснин А.И флагманским РТС флотилии подводных лодок, а затем начальником кафедры во ВВМУРЭ им. Попова.

После возвращения из похода подводная лодка была поставлена в ремонт на завод «Звезда» в Большом Камне, а мне была предложена должность помощника начальника ЭМС дивизии по электрочасти, от которой я отказался, сказав, что хочу стать в будущем командиром БЧ-5 на лодке. Наш командир БЧ-5 Никитин Виктор Михайлович был определен кандидатом для поступления в Военно-морскую академию и убыл в отпуск, а я стал временно исполнять обязанности механика с последующим назначением на эту должность.

В это время на дивизию пришёл запрос из кадровых органов на должность помощника начальника ЭМС по электрочасти в бригаду строящихся подводных лодок в городе Горьком. Завод КРАСНОЕ СОРМОВО начинал строить атомные подводные лодки. Штаб бригады переходил на новый штат и укомплектовывался офицерами, служившими на атомных лодках. Поскольку родители и мои, и моей жены жили в Минске, да и желание служить ближе к цивилизации сыграло свою роль, я изъявил желание быть назначенным на эту должность, но получил отказ т.к. уже был в проекте приказа о назначении на должность командира БЧ-5 на своей лодке.

Наша лодка стояла в ремонте на заводе в Большом Камне. На службу и домой нас возили на грузовиках с деревянными кабинами (местное название КОЛОМБИНА). В одну из поездок при возвращении домой машина, в которой я ехал опрокинулась в кювет и все пассажиры в том числе и я хорошо побились. Когда я через пару дней прибыл в штаб дивизии и обратился к командиру дивизии контр-адмиралу Иванову Ю.В. с повязкой на голове и забинтованной рукой на перевязи с просьбой отпустить меня в Горький, он дал согласие на перевод. Так закончился первый этап моей службы на Дальнем Востоке.


Об авторе. Дата рождения:1 апреля 1933 года. Место рождения: Владивосток. В 1956 г. поступил, и в 1961 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина в г. Пушкин (Ленинград). Служил на Дальнем Востоке. Был командиром БЧ-5 дизель-электрических пл Б-14, М-283, а с июля 1959 г. – командир дивизиона БЧ-5 первой серийной АПЛ К-59 пр. 659 Тихоокеанского флота. Принимал участие в строительстве АПЛ на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, участвовал в её испытаниях. В 1962 г. участвовал в двухмесячном автономном походе АПЛ на боевую службу. В 1968 г. поступил в Военно-морскую академию (специализация – «Ядерные энергетические установки»), которую с отличием окончил в 1971 г. Участвовал в строительстве и испытаниях головной крейсерской АПЛ с крылатыми ракетами пр.670 и серийных подводных лодок этого проекта на заводе «Красное Сормово». 1978-1989 гг. был уполномоченным Тихоокеанской группы постоянной комиссии государственной приёмки кораблей. Участвовал в испытаниях головных и серийных АПЛ на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Руководил работой энергетических секций государственных комиссий при испытаниях и приёмке в состав Военно-морского флота одиннадцати больших атомных ракетно-торпедных пл пр. 671РТМ, четырех многоцелевых АПЛ нового поколения пр. 971, шести дизель-электрических ПЛ пр.877. В 1989 г. уволен из кадров ВМФ по возрасту. 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10483