Кольцово без кольца
Дата: 04/05/2023
Тема: Сооружение атомных объектов


Владимир Долгих, ветеран атомной энергетики и промышленности, журналист   

Ряд СМИ Новосибирска, и не только они, в последние дни уходящего апреля вышли с прямо таки кричащими заголовками: «Под Новосибирском дорожники сэкономят до 300 миллионов рублей на строительстве развязки к СКИФу». Напомню, СКИФ или Сибирский кольцевой источник фотонов создаётся в рамках национального проекта "Наука и университеты», представляя собой комплекс из 34 зданий и сооружений, а также инженерного и технологического оборудования, обеспечивающий выполнение научных исследований на пучках синхротронного излучения.



Возводят его в наукограде Кольцово, что под Новосибирском, и даже надеются получить первые результаты уже в текущем году. Кстати, генеральным подрядчиком строительства выступает хорошо знакомая томичам по северскому реактору, компания ТИТАН – 2. 

Важность и значение проекта, конечно же, немалое. И при подходе к нему, думается, важна каждая мелочь. А тут целая дорога!

Надо сказать, проектировщики постарались на славу. Предусмотрели для удобства и круговое движение автотранспорта, и тротуары, и велодорожки. Надо понимать, для учёного люда, решившего для укрепления здоровья добираться до работы своим ходом. Что, кстати, совсем и неудивительно. Ведь в той же Дубне, расположенной в Московской области и ещё одном наукограде, велосипед очень даже в почёте. Ну, а чем, собственно, наш, сибирский, «город науки Кольцово» хуже! Правильно, ни в чём.

А чтобы слова не расходились с реалиями, местным губернатором Андреем Травниковым и Правительством региона ещё в 2018 году был разработан проект «Академгородок 2.0». Он предусматривал, наряду с научными объектами, ещё и формирование комфортной среды для проживания. Не уступающей современным мировым стандартам для подобных территорий!

Вот только ни учёным, ни жителям окрестных кварталов ни пешим ходом, ни на велосипеде вокруг диковинного научного центра ни походить, ни поездить. Да и автомобилистам порой от привычных городских пробок отвыкать не придётся. Потому как подъезд к СКИФу принято возводить «как везде» - в форме Т-образного перекрестка. И без всякого тебе «баловства» в виде тротуаров и велодорожек. Сказали и о причинах. Оказывается, расположенный недалёко ликероводочный завод категорически отказался переустраивать  инженерные сети. Надо понимать, они находились в заводской собственности. А без этих работ тебе ни велосипедистов, ни пешеходов.

Но, как оказалось, нет худа без добра. Упрощение проекта принесёт региональному бюджету экономию аж в почти 300 млн. рублей. О чём с радостью и сообщили инициативные дорожники общественности. Согласитесь, не иначе как торжеством экономии и заслоном расточительству бюджетных средств их поступок и не назовёшь.

Жаль только, что «дорожных дел мастера» не пошли дальше, ограничившись возведением дороги к самому настоящему мировому научному центру, строительство которого предусмотрено трёмя федеральными и региональными программами, простенькой такой дорожки на щебёночном покрытии. Сошло бы и без отсыпки обочин.

Тогда, наверное, и размер экономии был поболее, и радостный визг СМИ погромче.

Вот только как быть с «мировыми стандартами», господин Травников?

На фотоснимке: Макет Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов".  Изготовлен в Томске сотрудниками института сильноточной электроники СО РАН







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10522