Неуважение к технике пожинает свои печальные плоды
Дата: 06/04/2009
Тема: Атомный флот


Н.Я.Щербина, капитан I ранга, к.т.н., профессор кафедры ядерных энергетических установок Высшего Морского инженерного института

Атомная подводная лодка "К-8", на которой мне довелось плавать, покоится на дне  Бискайского залива на глубине 2500 м.  В 1964 г. я приходил на ней из Западной Лицы в Гремиху, где посетил первую подводную лодку  "К-27" с  реактором, в котором применяется жидкометаллический теплоноситель (ЖМТ).  В 1970 г. вместе с ПЛА "К-8" выходили на боевую службу. В Бискайском заливе действовали в одной завесе: я на ПЛА  "К-38" командиром дивизиона живучести.  Из того похода "К-8" не вернулась.


Последний  мой выход в море, в ранге флагманского инженера-механика походного штаба флотилии,  состоялся в феврале 1986 г. на подводной лодке "Комсомолец". Через 3 года  "Комсомольца" не стало. Координаты гибели уникальной лодки лишь на 15 миль отличаются от точки испытаний. "Комсомолец" остался там навечно на глубине 1720 м.

Со многими потерями пришлось столкнуться при прохождении флотской службы в течение 24 лет, из которых 16 прошли  непосредственно на ПЛА в должностях командира группы, командира дивизиона и командира БЧ-5. В последние восемь лет (с 1978 по 1987 год) мне довелось иметь дело с  несколькими десятками ПЛА в качестве дивизионного  инженера-механика  и заместителя начальника ЭМС флотилии по ядерным энергетическим установкам. Через мои руки и сердце прошли практически все  типы атомных энергетических установок ПЛА, за эксплуатацию которых я отвечал. Это  около 70 реакторов, на которых эксплуатировалось до двух десятков активных зон.
 
 В  четырёх  книгах под общим названием "Лики атомной подводной эпопеи" ("Малахита шкатулка адмиралтейцев", "Подводный истребитель К-147", "Атомные подводные монстры" и "50 лет на Вы с ядром U235"), посвящённых службе подводников, работе судостроителей и судоремонтников, я вспоминаю более 7 тыс. человек, которые проектировали, строили, эксплуатировали, ремонтировали, утилизировали ПЛА. Это воспоминания не только о людях, с кем довелось служить на флоте, но и о нюансах техники, реакторных установок, особенностях их эксплуатации практически во всех точках мирового океана от экватора до Северного полюса,  о службе и жизни подводников. 

 В 1974 г.  на "К-454" впервые  в практике покорения трансарктического маршрута на одновальной ПЛА ВМФ мне посчастливилось пройти подо льдами Северного Ледовитого океана с Северного флота на Камчатку.

За годы службы пришлось убедиться в том, что люди не всегда с должным уважением относятся к технике, особенно, такой сложной, как ядерные установки. И техника  жестоко мстит за это человеку. На фото (рис.1)  представлены два своеобразных памятника эксплуатации человеком  атомных энергетических установок. На  одной из них был "изнасилован" ядерный реактор. Произошёл взрыв, погибли люди. На  другой -   сожжена активная  зона. Сейчас обе ПЛА находятся в таком состоянии, что проведение  утилизационных работ из-за высокого радиационного фона невозможно.

Рис.1

Считается, что подготовка личного состава, мероприятия по обеспечению надёжности техники, живучести, безопасности, техническому обслуживанию, диагностике и ремонту,  должны исключить какие-либо происшествия на  корабле.   Но, к сожалению, это возможно только в теории. Реально всё выглядит иначе.

Согласно статистике причины аварийности  на ПЛА с тяжелыми последствиями в годы их самой интенсивной  эксплуатации  выглядели не лучшим образом. Ежегодно совершалось до 3 навигационных аварий ПЛА, до 5-6 аварий, связанных с управлением ПЛА и до двадцати -- технического характера. Особо необходимо отметить недолговечную судьбу  головных и опытных ПЛА, многие из которых из-за новизны и несовершенства техники  были выведены из эксплуатации досрочно.

 По тяжести последствий аварии и происшествия с ядерными энергетическими установками  - это почти катастрофа, хотя не всегда они так классифицировались. За все время эксплуатации атомных подводных лодок в СССР  произошло  несколько  тяжелых  аварий с ЯЭУ:  при строительстве ПЛА, при перезарядках ядерного реактора,  при ремонте  и модернизации, при работе ЯЭУ на мощности в море, при выводе ЯЭУ из действия.   Из  десяти наиболее тяжелых - две  произошли на Тихоокеанском флоте, семь - на Северном флоте, одна авария произошла на  судостроительном заводе.

Одна из первых серьезных аварий атомной установки ПЛА произошла на подводной лодке "К-8" 13 октября 1960 г.  при отработке задач боевой подготовки  в  полигонах Баренцева моря. Благодаря умелым действиям обслуживающего персонала при течи парогенератора  не произошло разрушение активной зоны реактора, однако не удалось избежать облучения части личного состава экипажа. У 13 человек экипажа проявились признаки лучевой болезни.   В апреле 1970 г.   во время учений "Океан-70" из-за одновременного пожара, возникшего в двух отсеках (центральном - третьем и восьмом), ПЛА «К-8» затонула на глубине 4680 метров, унеся с собой жизни 52 подводников.

Ракетную атомную подводную лодку "К-19", прозванную "Хиросимой", рок аварий преследовал постоянно. Лодка была сдана  ВМФ в 1958 г.  В Северной Атлантике  в  июле 1961 г. на ней произошла первая в ВМФ ядерная авария на ПЛА. Этой трагедии предшествовала переопрессовка первого контура одного борта ядерной энергетической установки в период швартовых испытаний  на заводе. Ревизия первого контура должным образом проведена не была. На другом борту во время тех же швартовых испытаний при опускании компенсирующей решётки произошла деформация внутренней сборки активной зоны.  Были затрачены огромные средства, чтобы привести этот борт в рабочее состояние.  Через восемь месяцев на учениях в Северной Атлантике  произошла разгерметизация  первого контура на неотключаемом участке импульсной трубки датчика давления. Операторы предположили потерю давления в первом контуре. Подумали о возможном начале неуправляемой цепной реакции с последующим взрывом реактора.

На заре освоения ядерной энергетики достаточного опыта и знаний для предотвращения подобной ситуации отработано не было, как и не было штатной системы аварийного расхолаживания реактора.. Борьба за живучесть с попыткой осуществить проливку первого контура  для обеспечения теплосъема из активной зоны реактора не увенчалась успехом, что привело к пережёгу активной зоны и распространению радиоактивности по отсекам ПЛА. Практически весь личный состав  экипажа был облучен,  а для восьми членов экипажа это облучение привело к летальному исходу.

Экипаж был переведен на дизельную подводную лодку "С-270"  под командованием Жана Свербилова, подошедшую по сигналу "SOS"  для оказания  помощи. За самовольный выход из учений командира дизельной лодки командование грозилось сурово наказать, а,  разобравшись  по существу,  наградило орденом. Мужественный и ответственный поступок подводника Свербилова  помог вывести из зоны повышенной радиации экипаж атомохода и многим продлить жизнь. "К-19"  была отбуксирована в базу СФ, реактор аварийного борта заменен.  Через 11 лет, в феврале 1972 г. лодка возвращалась из боевой службы в Северной Атлантике. В 9-ом отсеке возник пожар. Из-за него в 10-ом отсеке было изолировано 12 человек, которых удалось освободить из вынужденного заточения только через 24 дня. В операции по спасению "К-19", которая длилась около месяца,  принимало участие более 30 кораблей и судов. Подводная лодка возвратилась в базу только 4 апреля. В результате этой аварии погибло 28 человек. 

Еще одна ядерная авария произошла  на ПЛА в 1965 г. Подводная лодка находилась на заводе. Из-за нарушений технологии подрыва крышки ядерного реактора для последующей выгрузки активной зоны произошел запуск неуплотненного реактора, что привело к выбросу паро-воздушной смеси из-под крышки реактора и резкому ухудшению радиационной обстановки. Причины произошедшего  запуска реактора установлены не были. При очередном подрыве крышки, вместе с которой поднялась компенсирующая решетка, осуществился запуск реактора с мощным выбросом радиоактивной паро-воздушной смеси и последовавшим за этим пожаром.

На первой опытной атомной подводной лодке "К-3" "Ленинский комсомол" в течение первых трёх лет эксплуатации из-за низкой надежности парогенераторы  менялись неоднократно. Эксплуатация АЭУ с текущими парогенераторами и их замена одна из причин облучения личного состава экипажа.

В сентябре 1967 г. во время возвращения подводной лодки "К-3" с боевой службы в Норвежском море, в первом отсеке произошел объемный пожар, распространившийся во второй отсек. Пожар стал причиной гибели  39 подводников. Потеряв треть личного состава экипажа, лодка  через четверо суток своим ходом возвратилась в базу.

На опытной ПЛА "К-27" с реактором на  жидкометаллическом теплоносителе, принятой на вооружение ВМФ в 1963 г., в мае 1968 г. на ходовых испытаниях в Баренцевом море после работ по улучшению физико-химических свойств ЖМТ - сплава произошёл срыв теплосъёма,  в результате которого активная зона частично разрушилась. Радиационная обстановка на ПЛА ухудшилась, что привело к облучению личного состава экипажа. От острой лучевой болезни погибло 6 человек.  На этом ПЛА  завершила боевую эксплуатацию и со временем была затоплена в Карском море.

 На головной ПЛА второго поколения   с корпусом из титанового сплава (АЭУ с ЖМТ)  в процессе строительства, швартовных испытаний в паропроизводящей установке ЯЭУ две петли из трех были заморожены. После сдачи её ВМФ в 1971 г. лодка  с единственной петлей теплообмена  прослужила только до августа 1972 г.  Позднее эту ПЛА разрезали. Хвост остался в Северодвинске, а нос перевезли в Ленинград, за что она получила название самой длинной лодки в Советском Союзе.

 Другая головная ПЛА такого же проекта, но с иной модификацией АЭУ с ЖМТ находилась в эксплуатации около 5 лет. В 1982 г. на ней вышла из строя атомная установка, на замену которой потребовалось более 10 лет. Через несколько лет эксплуатации в переходный период эта титановая лодка  была утилизирована.

На ПЛА второго поколения в процессе модернизации была нарушена коммутация электрических сетей органов управления ядерным реактором, что привело к несанкционированному выходу ядерного реактора на мощность без осуществления теплосъема. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в несколько раз. Последовал  пережёг активной зоны и облучение личного состава.  Активная зона и реактор были выведены из строя и заменены.

Практически все головные лодки, на которых проходила отработка новых технологий, схем, систем оборудования шли туго и давались сдаточным командам и принимавшим их  экипажам  не просто.

Головная ПЛА второго поколения (ППУ с ВВР), построенная в Ленинграде, была спущена на воду в 1966 г. При первом вводе АЭУ в действие был переопрессован парогенератор, что задержало сдачу лодки на целый год.

Уникальная ПЛА из титанового сплава, чемпион подводной скорости, которую подводники прозвали  "золотой рыбкой", была сдана в эксплуатацию ВМФ в 1969 г. В 1980 г. в заводской неразберихе в результате неправильного функционирования системы автоматики произошел несанкционированный  и неконтролируемый выход ядерного реактора на мощность с  локальным вскипанием теплоносителя,  переопрессовкой  и разрывом первого контура.   После  "штопки" дыр  эксплуатация ПЛА с этой же атомной энергетической установкой  продолжалась 13 лет до 1982 г. 

Значительная часть перечисленных аварий связана с человеческим фактором, действующим в этой сложной организационно-технической системе "человек-машина", каковой является ПЛА  и экипаж.

Накануне Чернобыльской трагедии в 1985 г. на ПЛА  первого поколения произошёл несанкционированный выход реактора на мощность из-за нарушения технологии работ, связанных с подъёмом крышки реактора при перезарядке активной зоны. В результате взрыва погибли 10 человек.

Все  эти аварии происходили во времена закрытости информации. Причины их становились достоянием лишь узкого круга лиц, что не всегда способствовало принятию адекватных мер.

В октябре 1986 г. достоянием гласности стал факт гибели ПЛА "К-219". Причина аварии - взрыв ракеты в одной из шахт. Экипаж был эвакуирован на суда спасения. Причина взрыва ракеты в шахте осталась "невыясненной". 6 октября в 11:03 подводная лодка затонула на глубине 5000 метров, имея  на  борту ракеты с ядерными боеголовками. 

В апреле 1989 г.  в Норвежском море затонула ПЛА "К-278" "Комсомолец". Погибло 42 человека. Лодка возвращалась с боевой службы, находясь на глубине 360 метров в водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий. 7 апреля в 11:03  на ней была объявлена аварийная тревога из-за возникновения пожара в 7-ом отсеке. Через 11 минут с момента начала пожара ПЛА всплыла на поверхность. В результате пожара возникли короткие замыкания, что привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки. Пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Борьба за живучесть, которую вел экипаж, результатов не дала. Подводная лодка лишилась электроэнергии и большей части запаса воздуха высокого давления. К 17:00 начал резко возрастать дифферент, ПЛА теряла запас плавучести и продольную остойчивость. Эвакуация экипажа на спасательные плоты прошла неудачно. Спасательные лодки, сброшенные с самолета, были слишком далеко и экипаж не смог ими воспользоваться. В 17:08 подводная лодка затонула. Погиб командир и 41 член экипажа. Плавбаза "Александр Хлобыстов", которая подошла для спасения только через 81 минуту, взяла на борт оставшихся на поверхности моря подводников. На плавбазу было поднято 25 моряков и тела пяти погибших.

За период противостояния двух мировых систем общая численность советских ПЛА  достигла 250 единиц. На них было установлено около 500 ядерных реакторов различных типов и модификаций, прошедших суровые испытания во всех широтах мирового океана. Эксплуатация нескольких сотен корабельных ЯЭУ на протяжении десятилетий предоставляет огромный опыт тем, кто занимается ядерной энергетикой в настоящем и думает о  её будущем.

Что же нужно сделать, чтобы реквием по погибшим звучал как можно реже, а в дома подводников приходили лишь добрые вести?

-Люди, обслуживающие сложную технику ПЛА,  должны быть профессионалами в своем деле.

-Техника будущего должна быть надежной и взвешенно автоматизированной.

Как показала практика боевой эксплуатации ПЛА, чрезмерное увлечение автоматизацией процессов управления, не всегда оправдано.. На первом поколении ПЛА оператор АЭУ только 10 % оперативного времени находился в состоянии эргатического резерва, а в течение остального времени он должен был активно участвовать в процессах управления. На втором поколении  эргатический резерв составил уже 30 %, а на третьем - достиг уровня  60 %. Вследствие повышенной автоматизации оператор теряет бдительность, надеясь на то, что автоматизированная система при необходимости просигнализирует и подскажет ему, что делать, а может быть и сама выправит положение.

  В 1992-1997 гг. по приглашению Главной военной прокуратуры мне довелось работать в составе комиссионной судебно-технической экспертизы по расследованию  уголовного дела о гибели ПЛА "Комсомолец". Требовалось подготовить экспертные заключения по состоянию техники, по боевой подготовке экипажа ПЛА и по борьбе за живучесть в процессе аварии на ней 7 апреля 1989 г.

Заключения комиссионной судебно-технической экспертизы  во многом отличалось от заключений Правительственной комиссии 1989-1990 гг. По  результатам расследования уголовного дела и экспертных заключений материалы необходимо было направлять в суд для привлечения к ответственности лиц, которые в тот роковой поход отправили практически не подготовленный экипаж. Всё было разобрано и  доказано, а суду предстояло в этом деле поставить точку, может быть не чрезмерной строгостью, а неотвратимостью наказания. Но результаты расследования были тихо положены в архив Главной военной прокуратуры. В очередной раз восторжествовала не власть правды, а правда власти.

 По имеющимся сведениям, спустя два десятилетия после гибели ПЛА "Комсомолец" в Главной военной прокуратуре появлялись ходатаи, требовавшие переписать или вовсе аннулировать  заключения комиссионной судебно-технической экспертизы. Даже через 20 лет после гибели лодки кого-то страшит, что это дело всплывёт. На мой взгляд, если бы должные выводы последовали по "Комсомольцу",  не было бы "Курска", «К-159» и других катастроф и аварий в потенциально-опасной службе подводников.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1768