Популярная энергетика в вопросах и ответах
Дата: 11/06/2009
Тема: Реформирование и акционирование


3 июня 2009 года в 10 часов в здании Государственной Думы депутаты в рамках "правительственного часа" началось обсуждение состояния и перспектив российской электроэнергетики. Заслушали министра энергетики Российской Федерации С. И. Шматко и гендиректора  ГК «Росатом» С.В.Кириенко. Поскольку слушание главы Росатома проходило в закрытом режиме,   мы располагаем лишь первой частью стенограммы. Приводим ее текст с незначительными сокращениями.



С. И.Шматко. Кризис внёс существенные коррективы в показатели работы электроэнергетики за 2008 год. По итогам года электропотребление увеличилось на 1,9 процента, но это стало следствием роста экономики в течение первых трёх кварталов. В четвёртом квартале началось падение промышленного производства и соответственно падение спроса на электроэнергию.

В ноябре - декабре электропотребление снизилось до уровня 2006 года. Установленная мощность генерирующего оборудования по России - 2015 гигаватт в 2007 году, в 2008 году - 2016 гигаватт. Продолжилось старение оборудования: 59 процентов генерирующего оборудования отработало парковый ресурс полностью, более четверти генерирующего оборудования выработало парковый ресурс на 80 процентов, а степень износа электросети составляет 63 процента. Эти цифры ещё раз убедительно показывают настоятельную необходимость масштабных инвестиций в электроэнергетику, даже с учётом падения потребления в кризисный период.

Ключевые тенденции 2009 года: в части потребления электроэнергии - кардинальное снижение уровня потребления электроэнергии в некоторых регионах России; в сфере платёжной дисциплины - увеличение темпа роста неплатежей на оптовом и розничном рынках; в инвестиционной сфере - ухудшение инвестиционных условий, значительное снижение в 2009 году запланированных ранее объёмов финансирования и, как следствие, снижение темпов строительства по сравнению с ранее запланированными объёмами. Первая ключевая тенденция - снижение электропотребления - проявилась в первой декаде октября 2008 года. По состоянию на май 2009 года средний объём снижения составил с начала года 5,86 процента при том, что изменения электропотребления по регионам достаточно существенные - от минус 25 процентов в Республике Марий Эл до плюс 2,5 процента в Амурской области. Под вопросом оказалась и реализация многих промышленных проектов, для обеспечения электроэнергией которых планировалось и велось строительство генерирующих и сетевых объектов.

Необходимо отметить, что мониторинг ситуации на рынке электроэнергии осуществляется Министерством энергетики совместно с ФАС и НП "Совет рынка...". При Минэнерго создана и функционирует рабочая группа по мониторингу расчётов на рынке электрической энергии. Группа готовит ежемесячно доклад о состоянии расчётов с анализом причин возникновения задолженности. С начала 2009 года на оптовом рынке отмечается падение средних нерегулируемых цен на электроэнергию, сокращается разрыв между средними нерегулируемыми ценами и тарифами.

Вместе с тем при достаточно стабильной ситуации на оптовом рынке наблюдается рост цен на розничном рынке, который определяется рядом факторов. Прежде всего, это падение потребления и, как следствие, распределение постоянных платежей за мощность в связи с уменьшающимся потреблением, поскольку сбытовые компании при действующей модели рынка помимо покупки электрической энергии обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включённую в баланс ФСТ. Объём этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате при снижении потребления электроэнергии, купленной по свободным ценам, средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учётом мощности могут увеличиваться, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к различному уровню роста цен на мощность в различных регионах страны. Из регионов, в которых значительное снижение потребления привело к повышению цен, можно назвать Ивановскую область, Карелию, Курскую и Вологодскую области. Следующий фактор связан с механизмом формирования базы для расчёта тарифов, определённых в 2007 году, и их последующей индексации. Это тарифы, на основании которых через индексацию формируются тарифы на последующие годы. Они были определены с учётом разных видов перекрёстного субсидирования - межтерриториального, между группами потребителей электроэнергии, мощности и тепла. Сегодня это требует уточнений. Такую работу ФСТ с НП "Совет рынка..." уже проводит.

Далее. Изменение доли нерегулируемой цены на электроэнергию и мощность в общем объёме потребления (имею в виду предусмотренную законом реабилитацию рынка), естественно, влечёт за собой рост розничной цены, в случае если цена выше регулируемого тарифа. Цены в ряде регионов выше тарифов прежде всего потому, что нерегулируемые цены определяются по общим правилам для всех участников оптового рынка. В качестве примеров регионов, в которых с начала года произошёл значительный рост, можно привести Красноярский край, Иркутскую область, Республику Хакасию. Здесь мы видим в качестве одного из возможных решений проблемы принятие правил долгосрочного рынка мощности.

Финансово-экономический кризис привёл также к росту объёмов просроченной задолженности по оплате энергии. На оптовом рынке задолженность перед производителями на сегодня составляет 28,9 миллиарда рублей, на розничном - перед гарантирующими поставщиками - 96,6 миллиарда рублей. Рост неплатежей означает рост долговой нагрузки на гарантирующих поставщиков, генерирующие сетевые компании, ставит под угрозу надёжность энергоснабжения потребителей. В наиболее сложном положении оказались так называемые гарантирующие поставщики - сбытовые компании, не имеющие крупных активов и ограниченные в доступе к кредитным ресурсам.

Задолженность потребителей транслируется гарантирующими поставщиками на оптовый рынок, а это может вызвать проблемы с оплатой текущих расходов генерирующими сетевыми компаниями. Нами разработаны и находятся в заключительной стадии согласования изменения в правила функционирования рынков электроэнергии, регламентирующие процедуры введения ограничений энергоснабжения. Прорабатываются вопросы о синхронизации платежей на оптовом и розничных рынках, что позволит сократить кассовые разрывы у гарантирующих поставщиков.

Максимальный объём накопленной задолженности сформирован в объединённой энергосистеме Юга. На 1 июня 2009 года он составлял 17 миллиардов рублей, за 2009 год он вырос более чем на 7 миллиардов рублей. Наибольшую задолженность имеет МРСК Северного Кавказа - 10 миллиардов рублей. Эта задолженность сформировалась по причинам несвоевременного представления регионами документов для получения субсидий, высокого уровня сверхнормативных коммерческих потерь, а также низкой платёжной дисциплины в регионах. Ключевой мерой для стабилизации данной ситуации является подготовка предложений по финансовому оздоровлению МРСК Северного Кавказа, в том числе с учётом государственной поддержки.

Теперь бы я хотел рассказать вам о ключевых задачах, стоящих перед министерством в текущем году. Среди них подготовка и координация прохождения предстоящей зимы, кроме этого, контроль за реализацией инвестиционной программы 2009 года, подготовка инвестиционных программ 2010-2012 годов, включая контроль за завершением юридического оформления договоров о предоставлении мощностей на оптовый рынок и целевым использованием инвестиционных средств частными генерирующими компаниями. Повышенное внимание уделим координации работы над приоритетными проектами по электроэнергетике - это энергоснабжение объектов саммита АТЭС, Олимпиада 2014 года в Сочи, строительство БТС и ВСТО, продолжение строительства Богучанского энергометаллургического объединения.

Будет продолжено совершенствование нормативно-правовой базы для функционирования секторов оптового рынка электроэнергии, запуска долгосрочного рынка мощности, рынка системных услуг, совершенствования механизмов ценообразования на розничных рынках. Важной задачей является уточнение генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Особого внимания требует разработка проектов, обеспечивающих инновационное развитие электроэнергетики.

Также важным направлением нашей работы является развитие проектов международного сотрудничества в электроэнергетике, подготовка государственной программы энергосбережения и программы обеспечения эффективности работы энергокомпаний на предстоящий период. Кроме того, необходимо принять технические регламенты в электроэнергетике.

Особо хотел остановиться на подготовке к прохождению предстоящей зимы. Правительством было поручено провести соответствующую работу, которая включает в себя следующие основные направления: подготовка топливно-энергетического баланса, контроль за заготовкой топлива в соответствии с утверждёнными нормативами и усиленный контроль за своевременным проведением ремонтной кампании.

Одним из основных показателей работы министерства является ввод генерирующих мощностей. В 2009 году мы ожидаем ввод в объёме 2200 мегаватт за счёт ряда крупных объектов, в том числе ТЭЦ-26 - 420 мегаватт, Каширская ГРЭС - 330 мегаватт, Ивановская ПГУ - 325 мегаватт, Первомайская ТЭЦ - 180 мегаватт. Ввод осуществляется в рамках реализации инвестиционной программы и обеспечивает надёжность и бесперебойность электро- и теплоснабжения в соответствующих регионах. Инвестиционная программа реализуется как компаниями с государственным участием, так и частными компаниями. Совокупный объём инвестиционной программы организаций электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2009 год составляет 550 миллиардов рублей.

Министерством энергетики разработан и отчасти уже реализован ряд мер по сдерживанию роста цен для конечных потребителей. На основании предложений Минэнерго 10 мая этого года постановлением правительства были внесены изменения в действующие правила розничного рынка. Данные изменения обеспечивают создание равных условий оплаты электроэнергии (мощности) по нерегулируемым ценам на розничных рынках прежде всего путём снижения средневзвешенных цен для малых и средних потребителей, что, в свою очередь, существенно улучшит условия расчётов по нерегулируемым ценам на розничных рынках.

Кроме того, подготовлен ряд изменений в нормативные правовые акты, которые исключают возможность трансляции цены мощности выше фактической цены конкурентного отбора мощности. Изменения предполагают также формирование более прозрачной системы ценообразования на оптовом рынке в части свободных договоров на получение электроэнергии (мощности). Подготовлен также проект изменений в федеральное законодательство, направленных на установление ответственности сбытовых компаний за нарушение правил трансляции нерегулируемых цен на розничном рынке электроэнергии. Также подготовлены предложения в правила оптового рынка, касающиеся введения особого режима расчёта цен в случае их значительного изменения.

Традиционно в центре внимания Минэнерго России находятся меры по поддержке населения, а также малого и среднего бизнеса. В соответствии с постановлениями правительства N 205 и N 476 определены темпы либерализации электроэнергетики, что не затронет население.

После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 119 о льготном присоединении предприятий малого и среднего бизнеса было сорок шесть тысяч заявок на технологическое присоединение, более половины из них - это заявки малого предпринимательства.

В современных условиях особое значение приобретает разработка государственной программы энергосбережения. В основе данной программы лежат целевые показатели по сокращению энергоёмкости внутреннего регионального продукта субъектов Российской Федерации и комплекс мер, направленных на массовую реализацию в регионах типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим экономическим эффектом. Хочу подчеркнуть, что речь идёт действительно не о пилотных, а о типовых проектах, таких как, например, внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и других.

Международная деятельность России в сфере электроэнергетики направлена на формирование благоприятных внешних условий для обеспечения развития отрасли, расширения экспортного рынка российской электроэнергии, формирования благоприятного инвестиционного климата и содействия привлечения в российскую электроэнергетику иностранных инвестиций. Объём экспорта электроэнергии в прошлом году составил 20 миллиардов киловатт-часов. Основные направления экспорта - Финляндия, Казахстан. Электроэнергия поставлялась также в Латвию, Литву, Монголию и Норвегию. На сегодняшний день на российском рынке работает ряд крупных иностранных инвесторов, в том числе "Фортум" (Финляндия), "Энел" (Италия), "Ион" (Германия). Россия участвует в соглашении о параллельной работе энергосистем БРЭЛЛ, развивает международное сотрудничество в рамках Электроэнергетического совета СНГ.

В завершение я хочу сказать, что успешная реализация задач развития отрасли требует тесной и слаженной работы с депутатским корпусом в части скорейшего принятия ряда законодательных актов, прежде всего проектов федеральных законов о технических регламентах о безопасности электрических станций и сетей, о безопасности низковольтного оборудования.

По три вопроса от фракции
Фракция КПРФ: Левченко С. Г. Уважаемый Сергей Иванович, позавчера на встрече с вами мы обсуждали состояние дел в энергетике и пришли к выводу, что энергетика не может развиваться сама по себе (хотя, откровенно говоря, о развитии сегодня говорить почти не приходится при более чем семидесятипроцентном износе генерирующих мощностей и разного рода сетей). Но энергетика должна идти впереди, предварять развитие промышленности, социальной инфраструктуры. Год назад было вновь создано Минэнерго. На сегодня кто-нибудь поставил перед министерством конкретные, определённые задачи в разрезе отраслей промышленности, конкретных объектов, в региональном разрезе: где, сколько и как надо развивать энергетику?

Шматко С. И. Во-первых, хотел бы полностью подтвердить актуальность постановки вопроса. Сегодня энергетика действительно является одной из очень важных отраслей промышленности: она, с одной стороны, не подверглась значительному спаду, а с другой стороны, именно от неё будет зависеть скорость выхода нашей промышленности из кризиса. И в этом плане мы должны быть готовы реализовать нашу инвестиционную программу.

До создания Минэнерго, как вы знаете, была разработана программа развития электроэнергетики, утверждена генеральная схема размещения энергообъектов. Надо сказать, что время потребовало внесения значительных коррективов в эту программу. Это связано, в том числе, с тем, что у нас качественно изменились прогнозные параметры с точки зрения темпов роста. Нам придётся, видимо, пересмотреть месторасположение многих объектов, потому что структура энергопотребления во многих регионах поменялась в текущий период. В этой части мы сами поставили задачу уточнить генеральную схему, потому что именно за нами эта функция закреплена, и в настоящее время проводим переговоры с инвесторами в тепловой генерации, с региональными администрациями по уточнению генеральной схемы. У инвесторов возникает потребность какие-то объекты снести вправо, какие-то объекты поменять местами, а есть предложения вообще ряд объектов вычеркнуть. В отношении первых двух мы более-менее готовы искать какие-то компромиссы: мы разработали более жёсткую схему договора на поставку мощностей, который предполагает большую ответственность инвесторов, но который опять же даёт возможность договориться с ними о некой корректировке их инвестиционных обязательств при условии полного выполнения ими своих обязательств в части строительства мощностей, в части киловатт-часов.

Я абсолютно согласен с вами, что сегодня самым главным вызовом в электроэнергетике является износ оборудования (цифры я называл). Мы не должны поддаваться эмоциям и говорить, что у нас значительно упало потребление и в связи с этим мы можем себе позволить немножко расслабиться. У нас очень старая энергетическая инфраструктура, и обязательства инвесторов по строительству новых мощностей должны быть выполнены полностью.

Фракция ЛДПР - Семёнов В. В. Уважаемый Сергей Иванович, в Алтайском крае тарифы на электроэнергию для сельхозпредприятий с 1 января 2009 года выросли до 150 процентов к уровню прошлого года. В некоторых районах цена электроэнергии колеблется от 3 рублей 18 копеек до 4 рублей 15 копеек за киловатт-час. Это ударило по молочному животноводству: на фермах стали отказываться от электрического освещения, греют воду на печах, во многих хозяйствах, для того чтобы рассчитаться за электричество, начали резать скот. Половину электроэнергии край вырабатывает на ТЭЦ, при этом стоимость 1 киловатта там значительно выше, чем покупаемого за пределами края. Есть ли перспективы строительства Катунской ГЭС, которая, на мой взгляд, смогла бы обеспечить в полном объёме потребности Республики Алтай и Алтайского края в дешёвой электроэнергии? Спасибо.

Шматко С. И. Я попытаюсь сразу ответить на второй вопрос. Как я уже говорил, мы уточнения в генеральную схему размещения энергообъектов вносим при обязательном участии региональных властей, проводим консультации с ними. Что касается Катунской ГЭС, мы это точно в программе на 2009 год не обсуждали. Мы готовы рассмотреть позицию региона с точки зрения того, чтобы заложить это в среднесрочную программу строительства новых мощностей. А по поводу того, каким образом возникли перекосы в ценообразовании, хотел бы попросить ответить руководителя Федеральной службы по тарифам господина Новикова.

Новиков С. Г., руководитель Федеральной службы по тарифам. Ну, здесь, я так понял, вопроса не было. Была констатация, что такого рода изменения произошли и такого рода тарифы для сельхозтоваропроизводителей на сегодняшний день действуют. Собственно, причины понятны. В значительной степени резкий рост, и не только в Алтайском крае, был связан с несколькими факторами. Если говорить не о цене, а о тарифах, то здесь в значительной степени играют роль два фактора: ликвидация льгот, существовавших в прошлые периоды, и в определённом смысле несовершенство трансляции цен с оптового рынка в розницу, что, как уже Сергей Иванович сказал, было исправлено постановлением правительства от 10 мая текущего года, которое применяется к правоотношениям, возникшим уже с 1 мая, и таким образом эта проблема на сегодняшний день решена.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Симановский Л. Я. Уважаемый Сергей Иванович, сегодня электроэнергия поставляется населению всё-таки по фиксированной цене, то есть тарифы растут, в разных регионах по-разному, но всё равно цена фиксированная. Мы идём к либерализации рынка, и вот как будет защищаться население после полной либерализации рынка электроэнергетики? Спасибо.

Шматко С. И. У нас действительно после 2014 года намечена полная либерализация рынка. Но я хотел бы сказать, что в настоящее время Министерство экономического развития готовит проект закона, который предусматривает возможность компенсации части денег, которые население будет платить, и компенсация будет возникать из целевого сбора среди всех участников рынка и будет выплачиваться гарантирующим поставщикам. Так что мы соответствующую работу проводим.

Фракция "Справедливая Россия" - Тумусов Ф. С. Уважаемый Сергей Иванович, безусловно, Россия - северная страна, и поэтому одна из ключевых проблем её экономики - это, конечно, энергетика. У нас в Якутии, например, огромное количество изолированных энергорайонов, где работают маленькие дизельные электростанции, и себестоимость 1 киловатт-часа там доходит до 20 рублей, а иногда и больше. Имеется поручение Президента Российской Федерации о доведении тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до уровня их среднего значения по Российской Федерации, и поэтому Правительство Республики Саха (Якутия) совместно с РАО "ЕЭС России" в своё время разработало программу оптимизации локальной энергетики на 2008-2013 годы. Как вы относитесь к тому, чтобы включить эту программу в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года"?

Шматко С. И. Развитие малой и возобновляемой энергетики является серьёзным приоритетом и одной из задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед электроэнергетической отраслью. Я могу сказать, что мы полностью поддерживаем те проекты по развитию малой энергетики, которые предлагаются регионами. У нас, конечно, ограниченные финансовые ресурсы, но я вам хочу сказать, что в рамках той работы, которую мы проводим по программе развития энергоснабжения, повышения электросбережения, повышения энергоэффективности, очень большой блок вопросов связан с внедрением малой энергетики, возобновляемых источников энергии. Что касается того, сможет ли федеральный бюджет дополнительно профинансировать эту программу, то здесь есть заинтересованность Минэнерго, мы будем отстаивать свою позицию в Правительстве Российской Федерации, но мы готовы вместе с Республикой Саха активно поработать и по привлечению частных инвесторов в этот сектор. У вас достаточно высокие тарифы, и, по моим данным, в этом секторе достаточно высокая привлекательность для частных инвестиций.

Фракция КПРФ Кашин Б. С. Сергей Иванович, мой вопрос связан с вашим отношением к действующей нормативно-правовой базе функционирования энергетики. Собственно, потребители электроэнергии уже дали оценку исходя из ситуации первой половины года очередным проделкам Чубайса, но в вашем выступлении, так сказать, очень округло всё это. В связи с тем что в Карелии и Вологодской области дикий рост тарифов, я пытался разобраться в причинах и читал 530-е постановление правительства, которое всё это регулирует. Понять ничего не возможно. Невозможно! И хотелось узнать - вот по десятибалльной шкале, если так оценивать действующую правовую базу, - вашу оценку, что мы имеем, потому что сейчас сбытовые компании гребут деньги лопатой, а промышленность и потребители стонут, не могут функционировать. То есть дайте принципиальную оценку тому, с чем вы начали работать. Спасибо.

Шматко С. И. Мне не очень удобно... некорректно давать оценку действующему законодательству, но, с другой стороны, могу сказать, что ваша постановка вопроса очень актуальна. Мы можем утверждать, что действующая нормативно-правовая база, которая была сформирована в докризисных условиях, тогда, когда были немножко другие представления о том, как будет функционировать электроэнергетика, сегодня требует значительной актуализации. В этом плане, как я уже говорил, мы работаем: вносим предложения по изменению как федерального законодательства, так и нормативно-правовой базы в сфере регулирования деятельности розничного и оптового рынков. Я хочу сказать, что сбытовые компании, к сожалению, оказались во многом заложниками сегодняшней ситуации и их сегодняшний статус... их функционирование в условиях кризиса крайне затруднено. Они деньги не гребут, но, так сказать, вынуждены всё это передавать дальше на оптовый рынок, и сегодня именно статус этих сбытовых компаний, их неустойчивое положение является предметом значительной головной боли. Хочу сказать, не давая каких-то оценок, что нами ведётся значительная работа по подготовке соответствующих предложений по изменению нормативно-правовой базы, которая должна лучше соответствовать сегодняшним требованиям. Действительно, многие нормативные акты, которые были приняты раньше, практически не работают в сегодняшнее кризисное время.

Фракция ЛДПР - Тарасюк В. М.,. Уважаемый Сергей Иванович, в своём докладе вы почти не затронули вопрос о новых технологиях. Эти технологии, все знают, касаются и энергосбережения, и снижения цен для населения. Также вы ничего не сказали... Вы ещё отвечаете за нефтяную и газовую промышленность. В Западной Сибири горят факелы, на всех месторождениях сгорают миллиарды кубометров попутного газа. Что здесь планирует министерство, какие планы у вас?

Шматко С. И. Вы знаете, я просто очень торопился, хотел максимум информации вам дать и всё равно не успел, поэтому, если что-то не затронул в своём докладе, прошу извинить. Вопрос очень актуальный. Мы, вообще, исходим в нашей деятельности из того, что, как говорят, кризис - это тоже новые возможности, важно только извлечь правильные уроки из кризиса. В кризисе мы видим возможность модернизации инфраструктуры, возможность привлечения и реализации инновационных проектов. Что я имею в виду? У нас в принципе значительно выросли инвестиционные программы в электроэнергетике за последние годы, и мы сейчас очень предметно занимаемся тем, чтобы не "вкапывать" деньги в старые технологии, которым тридцать и более лет. Приведу следующий пример. В ФСК ЕЭС сегодня импортозависимость оборудования практически от 60 до 80 процентов по различным номенклатурам. С учётом того что это унифицированное, типовое оборудование, очень остро стоит вопрос быстрейшего привлечения новых технологий и создания совместных предприятий и так далее под гарантированный заказ, который мы даём, чтобы не закупать это за рубежом. Такая работа ведётся, в том числе в рамках деятельности советов директоров компаний, с которыми мы активно сотрудничаем.

Практически везде есть утверждённые программы по развитию инноваций. Я хотел бы отметить по попутному нефтяному газу, что тема очень актуальная. Буквально два дня назад на президиуме Правительства Российской Федерации мы утвердили законопроект, который в ближайшее время к вам поступит, может, уже поступил, - о приоритетном доступе независимых производителей попутного нефтяного газа к газотранспортной магистрали России. Это очень важно. Почему? Потому что без этого решения было сложно создавать привлекательную инвестиционную модель по утилизации попутного нефтяного газа. Рассчитываем, что сделали хороший шаг.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Марков В. К. Уважаемый Сергей Иванович, вы в своём выступлении затронули тему возрастающих неплатежей в энергетике. Учитывая размер этих неплатежей и актуальность проблемы, не могли бы вы более подробно остановиться на мерах, принимаемых по решению этой проблемы? Спасибо.

Шматко С. И. Я могу очень коротко, в рамках положенных трёх минут, дать оценку этому явлению. Эта проблема действительно настораживает, но она далеко не так остра, как в остальных отраслях экономики, у нас всё-таки, ну, какими-то более-менее спокойными темпами растёт задолженность, больше на розничном рынке, меньше на оптовом рынке, время от времени на оптовом она даже сокращается. Тем не менее, я уже цифры называл, она составляет порядка 30 миллиардов - 28 с копейками - на оптовом рынке и почти 100 миллиардов рублей на розничном рынке. Это очень существенные деньги, которые сегодня вышли из оборота. А вот по поводу конкретных мер я хотел бы попросить ответить господина Пономарёва, который руководит у нас ОАО "Администратор торговой системы...".

Пономарёв Д. В., председатель правления Некоммерческого партнёрства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью". Добрый день! Мы, как ОАО "Администратор торговой системы..." и как НП "Совет рынка", ведём мониторинг системы платежей, особенно с начала кризиса, и в отношении розничного рынка, и в отношении оптового рынка. В настоящий момент на выходе проект постановления правительства, которое должно синхронизировать платежи между тепловиками за электрическую энергию и за топливо, с тем чтобы не допустить необходимости подкредитовки. Одновременно с этим мы разрабатываем новую комплексную систему финансовых расчётов на рынке, которая будет охватывать и розничный рынок, и оптовый рынок, с тем чтобы дать участникам возможность комплексно подходить к проблеме, использовать все финансовые и, если хотите, инфраструктурные рычаги для борьбы с неплатежами. Отдельная тема - Северный Кавказ. Подготовлено достаточно большое количество предложений в отношении Северного Кавказа. Там проблемы связаны с высоким уровнем потерь, с высокой долей неоплаты и на самом деле с позицией некоторых региональных властей в отношении оплаты электрической энергии. Но я думаю, что в ближайшее время и в отношении этого блока тоже будут приняты определённые решения. Спасибо.

Фракция "Справедливая Россия" - Гартунг В. К.. Уважаемый Сергей Иванович, у меня такой вопрос. Энергетический комплекс России является крупнейшим заказчиком для российского машиностроения. Это, пожалуй, единственная отрасль, по которой так сильно не ударил кризис. Но ситуация следующая: энергетические компании в большинстве либо свернули инвестпрограммы, либо по умолчанию просто их не финансируют. Например, "Газпром" до сих пор не финансирует свои инвестпрограммы, закупок не происходит. Это первое. Второе. Когда проводилась реформа электроэнергетики, многие компании приобретали наши активы с обязательством проводить инвестпрограммы. Каким образом вы это контролируете? И вы говорили, что мониторите ситуацию: есть ли у вас реальные рычаги влияния? Каким образом вы сможете защитить отечественных производителей машиностроительной продукции при закупках для энергетического комплекса страны?

Шматко С. И. Я попытаюсь, с вашего разрешения, объединить тогда первую и третью часть вопроса: они взаимосвязаны. Ситуация такая. Конечно, у нас произошло значительное снижение инвестиционной активности сегодня, хотя я не со всем соглашусь. Генерирующие компании не прекратили платить за заказы машиностроительным предприятиям, были размещены серьёзные авансовые платежи. К сожалению, мы столкнулись с ситуацией, когда авансовые платежи от заказчиков, которые строят "под ключ", от генерирующих компаний до машиностроения не дошли. Такая проблема тоже есть.

В любом случае у нас до 2012 года есть потребность в сооружении мощностей как минимум порядка 8 тысяч мегаватт. Это те объекты, которые необходимы для системной надёжности нашей энергосистемы. Вообще-то, достаточно крупный заказ. Это с одной стороны. Мы рассчитываем, что всё-таки, подсобравшись, так сказать, несмотря на сегодняшний кризис, мы сможем сформировать консолидированный и гарантированный заказ энергомашиностроению. С другой стороны, очень много инвестиционных программ так или иначе реализуется при государственной поддержке. В этом плане у нас, у Правительства Российской Федерации, осознанная позиция: если правительство оказывает какую-то государственную поддержку, то это в приоритетном порядке или, может быть, в исключительном порядке должно идти на предприятия отечественного машиностроения.

И второе, очень коротко, по поводу мониторинга. Мы действительно посмотрели сейчас всю ситуацию с обязательствами инвесторов по строительству новых мощностей и, к сожалению, пришли к выводу о неудовлетворительности, недостаточности той договорно-правовой базы, которая нам досталась. Поэтому мы разработали новый проект договора о поставке мощностей, который сейчас активно обсуждается с рынком. Он более жёсткий в плане обязательств, но он даёт определённые возможности, скажем так, актуализировать эту базу, привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Также мы проводим мониторинг целевого использования денег, полученных как в рамках дополнительных эмиссий генерирующими компаниями, так сказать, так и в рамках непосредственного исполнения ими своих инвестиционных обязательств. У нас в "Системном операторе..." есть специальная группа, которая непосредственно на места выезжает, смотрит сетевые графики строительства, заказы на оборудование и так далее. Кратко скажу, что ситуация пока не блестящая, есть очень много нареканий даже по той информации, которую мы формально получали от инвесторов, и поэтому мы вышли в Правительство Российской Федерации с предложениями о придании Минэнерго и Ростехнадзору дополнительных полномочий в части осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ.

Фракция КПРФ - Маслюков Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, Уважаемый Сергей Иванович, я понимаю, что вы пришли к власти, так сказать, только год назад и вашему приходу предшествовало создание генеральной схемы, которая была одобрена правительством. Я не понимаю форму "одобрение", я понимаю "утверждение правительством", я понимаю "закон", но будем говорить так, как есть: одобрена. Конечно, сама по себе эта стратегия - это липа, очень большая клюква, потому что увеличение ввода мощностей с 1,5 или 2 до 8-10 мегаватт в год - это, конечно же... на кого это рассчитано, я совершенно не понимаю. Но, самое главное, я хотел бы вам задать такой вопрос. Вы хорошо понимаете, лучше меня, что в России утеряны центры принятия отраслевых решений. Вопрос такой: что сделано вами в министерстве в организационном смысле, чтобы такие вещи, как научно-техническая политика, политика создания и производства нового оборудования, политика инвестиционного строительства и управления им, вышли на новый уровень, который сейчас требуется?

Шматко С. И. Юрий Дмитриевич, там такая ситуация... оценка ситуации правильная. Когда я пришёл работать сюда, то первое, что при внимательном ознакомлении с генсхемой вызвало вопросы, - это несоответствие заявленных планов реальным возможностям строительно-монтажного и энергомашиностроительного комплекса. Я занимался в своё время сооружением крупных технологических объектов и хорошо знаю эту проблему. Я видел, честно говоря, решение этой задачи в усилении работы по энергосбережению. Я думал, что путём энергосбережения можно компенсировать то, что мы точно не смогли бы нарастить, я имею в виду новые генерирующие мощности, и обеспечить необходимое для страны количество электроэнергии. Но кризис показал немножко другую картину, у нас возникло так называемое окно возможностей. Но нам в любом случае надо сегодня активно заниматься мобилизацией строительно-монтажного и энергомашиностроительного комплекса, потому что обновлять энергоинфраструктуру всё равно надо. Что касается, как вы сказали, технической политики. Во-первых, мы, конечно, ограничены в правах, у нас нет возможности напрямую управлять генераторами, как это было раньше, допустим, у РАО "ЕЭС России", у нас не те финансовые возможности. Но, с другой стороны, мы запустили эту работу на уровне советов директоров всех крупных компаний, где мы участвуем, эта работа проводится. У нас сформирована коллегия, сейчас заканчивается формирование саморегулируемой организации "Союз инженеров электроэнергетики". Мы понимаем, что сегодня нужно от такого слишком экономического видения проблемы электроэнергетики перейти, скажем так, в более технологическую плоскость. А лично себе могу такую оценку поставить: работой по тем направлениям, о которых вы сказали, - это унификация технической политики, консолидация направлений этой работы во всей отрасли - пока я не удовлетворён. Мы будем этим заниматься обязательно. Спасибо.

Фракция ЛДПР - Коган Ю. В.. Уважаемый Сергей Иванович, в вашем докладе совершенно чётко прозвучала мысль об усилении государственного регулирования в отношении вопросов развития электроэнергетики вообще, в целом. Я, конечно, понимаю, что министр не торгует электроэнергией, но тем не менее как вы относитесь к следующему факту? Жители Восточного и Юго-Восточного округов Москвы с февраля 2009 года вынуждены оплачивать квитанции за ЖКУ с включённой графой "электричество", выставленной компанией "Русэнерго". Компания "Мосэнерго", в свою очередь, тоже не отказывается от своих законных денег. Но так как люди оплатили электричество в единой конторе ЖКХ, то службе "Мосэнерго" второй раз платить никто не хочет. А "Мосэнерго" настаивает и говорит, что отключит электроэнергию, суд будет. У людей возникает законный вопрос: почему это происходит вообще? Я, конечно, понимаю, что вы не отвечаете за Москву, но Москва - это наше государство. У вас должно быть какое-то мнение.

Шматко С. И. Вот, к сожалению, за эту часть работы как раз я отвечаю. Дело в том, что речь идёт об известном конфликте между компаниями "Русэнергосбыт" и "Мосэнергосбыт". "Мосэнергосбыт" - это как раз сбытовая компания. Мы её не продали, и она находится в подведомственном государству холдинге РАО "ЕЭС Дальнего Востока". Дальний Восток к этому отношения имеет мало, но так вот распределяли активы, что туда их до нас ещё сложили. Тем не менее мы отвечаем за эту политику. Тема эта известная. К сожалению, в процессе формирования сегодня цивилизованных отношений между участниками розничного рынка такие эксцессы наблюдаются. Мы тем не менее серьёзно вмешались в этот конфликт, нас поддержала Федеральная антимонопольная служба, и нам удалось привести к мировому соглашению эти две компании. Насколько я понимаю, они договорились о том, что в рамках разделения зон влияния не будут выставляться двойные счета. Также я вам признаюсь, мы разрабатываем конструкцию по консолидации в той или иной форме аналогичных сбытовых компаний, чтобы не было повторения такой ситуации в будущем.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Кравченко В. Н., Уважаемый Сергей Иванович, предпринимают ли правительство, Минэнерго меры для развития малой энергетики, энергетики на возобновляемых источниках энергии? Спасибо.

Шматко С. И. Первое распоряжение правительства, которое было подготовлено Минэнерго и выпущено в этом году, как раз направлено на поддержку и развитие возобновляемых источников энергии. Принята такая цифра: мы хотим примерно 4,5 процента в балансе иметь до 2020 года. К этому надо относиться очень прагматично и здраво. С одной стороны, в России есть очень большой потенциал использования малых и возобновляемых источников энергии, потому что большие расстояния, часто удалённость, и в этом плане относительная дороговизна может быть компенсирована. Это с одной стороны. С другой стороны, всё-таки индустриального применения, как, допустим, в европейских странах, где доля использования энергии ветра или солнечной энергии достигает колоссальных объёмов, примерно 15-20 процентов, у нас точно не будет: у нас достаточно своего дешёвого газа, у нас есть уголь. Но тем не менее я хотел бы отметить, что это важнейший элемент государственной политики, и с точки зрения диверсификации наших источников электроэнергии мы, конечно, этим направлением занимаемся.

Фракция "Справедливая Россия" - Зубов В. М. Уважаемый Сергей Иванович, какова перспектива достройки Богучанской ГЭС в складывающихся условиях?

Шматко С. И. Богучанская ГЭС - это, на наш взгляд, очень важный и знаковый проект, который реализует российская электроэнергетика в текущий период. Как известно, там есть договорённость между партнёрами - государственной компанией "РусГидро" и компанией "Русал", - которые договорились: 50 на 50 и строили одновременно Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод. В силу известных причин, а также финансового кризиса между партнёрами происходило выяснение отношений в последние месяцы. Платежи были частично приостановлены. Но тем не менее нам удалось буквально в последние месяц-полтора, так сказать, дать достаточный импульс с точки зрения однозначной поддержки реализации данного проекта. И в этом плане, насколько я понимаю, партнёры перешли уже от выяснения вопроса, надо или не надо строить или надо замораживать и не строить, к уточнению, каким образом они будут участвовать в достройке. Поэтому я высоко оцениваю возможность достройки Богучанской ГЭС в установленные сроки: до конца 2010 года надо довести три первых агрегата. Возможны какие-то задержки, но они будут обусловлены исключительно технологическими причинами.

Фракции ставят оценку
От КПРФС. Г.Левченко: «Планирование развития отрасли не выдерживает никакой критики»
Уважаемые коллеги, все, кто имеет отношение к энергетике и понимает её роль в жизни страны, положительно оценили создание Министерства энергетики чуть более года назад, но реальное положение дел в электроэнергетике - базовой отрасли экономики страны, - к сожалению, ухудшается по всем основным показателям. Вынужден снова сказать, что электроэнергетика - единственная из всех системообразующих отраслей экономики, где износ оборудования в последнее время увеличился, а ввод производственных мощностей сократился более чем в четыре раза, при этом износ основных фондов достигает 70 процентов и более. И уже более пятнадцати лет энергетическая отрасль испытывает хронический дефицит инвестиций. Положение дел в энергомашиностроении таково, что, мягко говоря, полностью отсутствует возможность обеспечить необходимое отечественное оборудование для развития энергетики. Планирование развития отрасли вообще не выдерживает никакой критики.

О генеральной схеме мы сегодня уже говорили. А вот инвестиционная программа РАО "ЕЭС России", которая принята два года назад и которую забыли согласовать с "Газпромом", требует дополнительных объёмов газа - не менее 25 миллиардов кубометров в год. Хотя, может быть, дефицит мог быть покрыт за счёт модернизации, скажем, реконструкции паротурбинных котлов, переделки в парогазовые. Но и это решение не принято. Мало того, в РАО "ЕЭС России" с 1998 года, с приходом Чубайса вообще перестали регистрировать отказы энергетического оборудования, кроме аварий, которые уже не спрячешь, и никто не знает, сколько их произошло за те десять лет, пока он руководил холдингом. В то же время, привычно поругивая плановую экономику, не поднимая особого шума, стали вести переговоры о покупке энергетического оборудования в Китае. И не зря инвестиционная программа предусматривала, что развитие энергетики должно было начаться после расформирования РАО "ЕЭС России".

Надо наконец признать, что реформа принесла вред энергетике. Ни одна из заявленных целей не достигнута, а о незаявленных целях сегодня говорить не будем. Государству необходимо вернуть себе управление энергетикой, пока не поздно. Вторая тема выступления - нефтегазовый сектор, который тоже находится в ведении Министерства энергетики. Здесь положение дел такое же. К 2020 году износ оборудования и линейной части магистральных трубопроводов достигнет 90 процентов, если сохранится сегодняшняя негативная тенденция. Отсутствие собственного инновационного оборудования для нефтепереработки и строительства магистральных трубопроводов приводит к тому, что промышленники и строители вынуждены закупать зарубежные технологии, что в свою очередь делает нас заложниками их иностранных владельцев. Но генеральной схемы развития нефтяной отрасли нет на сегодня, узаконенного технического регламента по безопасности магистрального трубопроводного транспорта нет, нет и закона о магистральном трубопроводном транспорте, он уже десять лет лежит в Государственной Думе и до сих пор не принят. Таким образом, все последние годы эта отрасль работала в отсутствие основополагающих документов.

Для нас ясно, что генеральная схема развития системы транспорта углеводородного сырья должна учитывать приоритеты государства: переработка на отечественных НПЗ, ввод в действие новых месторождений, освоение новых территорий, социальная инфраструктура, международные интересы России. Но всё это государственные задачи. Конечно, можно продолжать работать и без законов, регламентов и схем развития, продолжать смешить весь мир, говоря о том, что в недавнем взрыве газопровода в Москве виноват сварщик, который тридцать три года назад заварил стык трубопровода, при том что нормативный срок эксплуатации трубопроводов - тридцать лет, но обманывать себя самих и говорить, что всё в порядке, уже время прошло, пора принимать решение, кто за это должен отвечать.


От ЛДПР В. В.Жириновский: «На электроэнергию нету моды. Мода есть на брюки»

Тема "правительственного часа" - о состоянии, про перспективы лучше не говорить, поскольку перспектив никто не знает. У нас была перспектива с гриппом: объявили провокацию и закрыли, обогатились фармацевты, внимание отвлекли, и всё, и грипп кончился. То же самое - Северная Корея: пошуметь, отвлечь внимание. Никогда там ничего не будет.

Здесь, когда нам предложили реформу, нам сказали: будет конкуренция - тарифы будут ниже, энергии будет больше. В результате что получилось? Энергии меньше - тарифы выше. И кто наказан? Никто не наказан, абсолютно! Поэтому если вот так мы будем делать... Вот в этом же опасность, в этом опасность. Реформа - и что делается? То, что трудоёмкое, отдают государству. 160 тысяч километров электросетей, четыре с половиной экватора, - этим вы занимайтесь, государство, а нам дайте станции, мы здесь быстренько заработаем. Это же подход совершенно неправильный! Если у частного капитала есть деньги, иди туда, куда государство не хочет идти, у вас лишние деньги. Мы говорим, что вот это приведёт к положительным результатам.

Появится владелец этой генерирующей мощности - что он будет делать? Будет покупать оборудование за рубежом, деньги же в его руках. Покупать будут разное оборудование, у разных стран. Будет зависимость от запчастей. Он не будет использовать выгодное топливо. Допустим, для тепловых станций, которые производят больше энергии, топливом должен являться уголь, это более безопасно. У нас - 70 процентов газ. Так, лёгкое решение: газа много - давайте на газ переведём. А завтра три - четыре аварии - и остановятся сотни теплостанций. Ну и что? Ну, кто-то не так подумал. То есть неправильный подход. И те же товарищи нам говорили, что шахты надо закрывать, говорили, что это невыгодная отрасль. Это всё проблемы, это опасность. И управляющий орган. Министерство было - убрали, снова воссоздали... Вот такие детские игры, так сказать. Нельзя было никогда убирать министерство, оно есть везде, это сегодня самый главный рычаг для экономики всего мира, не только нашей страны. И продажа.

Что мы сделали с нашей нефтью? Нам диктуют цены из Лондона, там нефтяная биржа. А чего вы с Лондоном связаны? Наш товар, приезжайте к нам, за рубли продаём, запросим цену. Не надо - до свидания, другой купит. Нет, всё туда отдали, и Лондон диктует цены - то опускает, то поднимает. Нет экономических законов, политические законы. В чём обвиняли Советский Союз? Что идеология выше экономики. Сегодня у них на Западе идеология выше экономики. Они экономику забывают, главное - идеология: вовремя поднять курс валюты, стоимость цены на нефть и так далее. Поэтому здесь, конечно, опасности есть, о которых мы постоянно напоминаем. Виновные нигде не выявлены, не наказаны.

Про торф забыли, полно торфа - почему-то не используют. Та же ошибка была в первые годы советской власти: давайте переведём скорее на мазут - а торф куда денете? Нет, вот, мол, мазут более современное топливо. На электроэнергию нету моды. Мода есть на брюки, на машины, даже на евроремонт в квартире. Какая разница, кто вырабатывает электроэнергию, - лишь бы дешевле и как можно больше. Никто не хочет этим заниматься, делается всё наоборот, в том числе это касается и машиностроения, связанного со снабжением оборудованием наших электростанций. Опять что-то зачахло - мы не видим их, не слышим.

Приватизировали всё это, судостроение, авиастроение, - где судостроительная отрасль и авиастроение?! То же самое с нефтянкой и с энергетикой. Это были ошибки, и эти люди до сих пор в правительстве, до сих пор они советники, до сих пор они возглавляют институты экономик переходного периода. Самое главное, что кадровый вопрос не решён. Это новый министр - Сергей Иванович Шматко, но сейчас придёт на второй "правительственный час" человек, который обрушил страну десять лет назад, который никогда атомной энергетикой не занимался. Это что за кадровый подход?! Будем надеяться... Сергей Иванович - новый министр, но должен быть более жёсткий министр. Быстрее возьмите всё в свои руки и используйте нашу энергетическую мощность для того, чтобы нашим гражданам жилось хорошо. Нашим гражданам живётся хуже, сколько бы мы ни производили электроэнергии, сколько бы ни строили электростанций, - это же неразумно! Или повысьте цены и одновременно зарплату и пенсию, чтобы были те цены на электроэнергию, которые вам нужны, или, наоборот, понизьте её до упора...


От "Справедливой России" И. Д. Грачёв: «Платить будет государство, а музыку заказывать и получать от этого удовольствие будут другие люди?»
 
Уважаемые коллеги, я с маленького замечания начну. Совершенно нелепо, что я не имею права показать материалы на электронном табло, так, как это сделал министр, материалы, которые облегчают восприятие. Ещё раз подчёркиваю: по-моему, эта цензура абсолютно нелепая.

Я бы хотел сказать по трём "и", то есть инвестициям, инновациям и институтам. Коротко про инвестиции. Краеугольным утверждением в пользу реформ было то, что после дробления мы получим поток частных инвестиций, которые обеспечат развитие, модернизацию и так далее. Такая была радужная картина, розовая. А сейчас есть факты... К сожалению, я вам показать не могу таблицу, на которой отражена капитализация всех этих ТГК и ОГК в самые лучшие, пиковые годы и сегодня. Сегодня это от 30 до 300 долларов за киловатт (в пересчёте на киловатт установленных мощностей), в самые рекордные годы это было от 100 до 900 долларов, в среднем значение не меньше 500.

Для сравнения: киловатт в России сегодня обходится бюджету в сумму свыше 3 тысяч - и при достройке Бурейской ГЭС, и при достройке тепловых станций в Подмосковье. Вообще говоря, не надо быть великим макроэкономистом, чтобы понять, что при такой схеме инвестиции невозможны. И если вы тратите на строительство объекта 3 тысячи и он после этого стоит 300 долларов или даже 500 долларов, то это абсолютно нерыночная схема. Соответственно, никаких частных инвестиций, достаточных для развития энергетики в России, не было, нет и не будет в ближайшей исторической перспективе. То есть достаточно просто взять и оценить, как будет расти капитализация, и прийти к соответствующему выводу.

Соответственно, все основные инвестиции в большую энергетику будут государственные. И совершенно очевидно, что люди пришли просить 50 миллиардов долларов справедливо, для того чтобы система не рухнула, чтобы хотя бы её обновление в нужном темпе осуществлялось. Но тогда, естественно, возникает вопрос о собственности. Как это так - платить будет государство, а музыку заказывать и получать от этого удовольствие будут другие люди? Это абсолютно неправильно.

Мы видим, что, как только в самой либеральной стране рыночная капитализация компании "Дженерал Моторс" стала приближаться к стоимости господдержки, тут же встал вопрос о её национализации. Как там дальше будет, неизвестно, но вот вам фиксация этого простого факта. Поэтому я уверен, что с отношениями собственности придётся разбираться, если мы хотим, чтобы система функционировала нормально, и даже не потому, что иначе это просто потерянные бюджетные деньги, а потому, что бардак в отношениях собственности и дальше не позволит нормально расти капитализации этих компаний.

Про инновации. Я думаю, что, конечно, самая существенная часть связана с соотношением большой и распределённой энергетики. То, что оно в России не сильно соответствует странам, так сказать, обычным, - это, может быть, не самое главное. Самое главное - к сожалению, тоже не дали показать - это стоимость, то есть энергозатратность, наших мощностей в зависимости от размеров населённого пункта: катастрофически падает эффективность при снижении размеров населённых пунктов. Это означает, вообще говоря, что, если и дальше будет инерционно развиваться энергетика и мы сохраним рыночные механизмы перераспределения в том числе и людей в стране, это гарантирует просто исчезновение большинства мелких населённых пунктов, это гарантирует несостоятельность нашей программы малоэтажного строительства. Ну, по-видимому, я про институты не успеваю сказать, но я думаю, что там самое существенное - это, конечно, оголтелое стремление к саморегулированию и форсированный переход на техническое регулирование на базе саморегулирования, не подкреплённое пока реальными возможностями. Эта проблема в комитете обсуждалась. Я думаю, что там решения были приняты в принципе правильные...


От "Единой России" Ю. А. Липатов, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике: «Мы всё-таки запаздываем с принятием необходимых решений»

Уважаемые коллеги! Проведение данного "правительственного часа", возможность обсудить перспективы развития электроэнергетики России инициированы Комитетом по энергетике с целью продолжения практики контроля со стороны депутатов Государственной Думы за работой и развитием базовой отрасли государства в период реформирования. Принципиальное отличие сегодняшнего "правительственного часа" состоит в том, что он проходит спустя почти год с момента прекращения функционирования РАО "ЕЭС России". Каковы же итоги работы отрасли за истекший период? Основные цифры уже были приведены министром в докладе, поэтому хотел бы остановиться на ключевых моментах.

Министерство энергетики Российской Федерации, на которое была возложена организационная функция, раньше выполняемая РАО "ЕЭС России", в основном со своей задачей справилось. Министерством также обеспечена координация взаимодействия крупнейших субъектов электроэнергетики, обеспечивающих работу Единой энергетической системы страны. Осенне-зимний период 2008/09 года энергетиками страны пройден без системных срывов, и энергоснабжение потребителей в период пиковых нагрузок было обеспечено. Таким образом, система государственного регулирования функционирования отрасли и сложившаяся инфраструктура в результате реформирования прошли первую проверку на способность обеспечить устойчивую работу Единой энергетической системы страны, однако истекший период выявил и ряд проблем.

Рассмотрению каких вопросов комитетом было уделено первостепенное внимание? Функционированию и развитию оптового и розничного рынков за истекший период. Прежде всего хотел бы отметить, что настоящая модель рынка электрической энергии (мощности) разрабатывалась в расчёте на устойчивый рост потребления, то есть в условиях экономического роста. В условиях снижения потребления мы получили рост нерегулируемой цены и, как следствие, несовпадение условий оплаты фактической и заявленной мощности на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Кроме того, на рынке сложилось неравномерное распределение цены как по группам потребителей, так и по регионам.

В качестве первоочередных мер по стабилизации и совершенствованию работы оптового и розничного рынков электроэнергии правительством определены: внесение коррективов в тарифно-балансовые решения по итогам первого полугодия, учитывающих фактор падения спроса на электроэнергию; формирование долгосрочного рынка мощности; совершенствование системы договоров предоставления мощности; приведение в соответствие условий оплаты мощности на оптовом и розничном рынках; применение единого механизма расчёта нерегулируемых цен для крупных и мелких потребителей; ужесточение платёжной дисциплины в электроэнергетике и создание финансовых гарантий оплаты потребляемых энергоресурсов. Ситуация на рынке требует постоянного мониторинга и оперативных действий от правительства с учётом того, что с 1 июля текущего года доля электроэнергии, реализуемой по свободной, нерегулируемой цене, будет увеличена до 50 процентов.

В условиях кризиса более остро встал вопрос о поддержке отечественной промышленности, обеспечивающей поставку необходимого оборудования для строящихся объектов. На расширенном заседании комитета с участием руководителей крупнейших отечественных предприятий электротехнической промышленности, заинтересованных министерств и субъектов электроэнергетики мы рассмотрели этот вопрос на примере строительства высоковольтных линий электропередачи и распределительных подстанций, предусмотренных генсхемой. Информирую, что программа импортозамещения "Федеральной сетевой компанией..." глубоко проработана по всем предприятиям электротехпрома России, по всем классам напряжений и с учётом обеспечения необходимого качества и надёжности оборудования. Думаю, что в ближайшее время отечественные предприятия должны получить долгосрочные (на два-три года) заказы, но при условии обременения по договорам, на основании которых конкретная часть прибыли должна быть направлена на реконструкцию предприятий и совершенствование технологического процесса. Но для легитимного решения данного вопроса правительству необходимо скорректировать нормативную базу, так как в соответствии с действующей редакцией заключить долгосрочный договор с фиксацией одного производителя проблематично, потому что это рассматривается как нарушение правил конкуренции.

Одним из важных инструментов реализации генсхемы являются компании, осуществляющие инжиниринговую и строительную деятельность в электроэнергетике. Принятыми Государственной Думой изменениями в Градостроительный кодекс предусмотрена с 1 января 2010 года замена системы лицензирования строительной отрасли саморегулированием, то есть до 2010 года должен быть завершён процесс объединения СРО для энергостроителей. Комитет на своём заседании в апреле анализировал процесс создания СРО строительного комплекса: процесс идёт вяло и бесконтрольно, а время уходит. Вызывает озабоченность то, что многие субъекты электроэнергетики создают СРО под себя, так сказать.

Мы образовали рабочую группу, целью создания которой является проработка необходимой законодательной и нормативной базы по переходу от лицензирования к саморегулированию в энергостроительном комплексе. Важно осуществить такой переход в установленный срок и исключить возможные негативные моменты, связанные с созданием СРО, для предприятий энергостроительного комплекса, обязанных обеспечивать высокое качество и надёжность при строительстве объектов. Не сомневаюсь, что этот процесс должен проходить при непосредственном участии и контроле Минэнерго. То, что мы всё-таки запаздываем с принятием необходимых решений, можно проследить на характерном примере развития малой энергетики с использованием возобновляемых источников энергии. Государственной Думой в ноябре 2007 года были приняты необходимые изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике", которыми предусматривалось принятие правительством нормативно-правовых актов, определяющих механизм стимулирования и направление развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Целевые показатели приняты, а вот меры государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии, к большому сожалению, до сих пор не разработаны.

На взгляд Комитета по энергетике, правительству необходимо ускорить работу по подготовке указанных нормативно-правовых актов, которые обеспечат развитие этого перспективного направления электроэнергетики, тем более что мы уже существенно отстаём в этом направлении от европейских стран. И в заключение. Впереди достаточно большая работа по совершенствованию взаимодействия инфраструктуры отрасли, масштабное строительство новых энергетических объектов. Всё это необходимо сделать во благо интересов российской экономики в целом и потребителя электроэнергии в частности. По поручению коллег по комитету хотел бы поблагодарить всех принявших участие в "правительственном часе". Спасибо.

Наш соб.корр. в Госдуме Ю.А.Рогожин






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1847