Прогноз ледовой обстановки
Дата: 19/06/2009
Тема: Экология


А.В.Юлин, к.г.н., зав. лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов ГНЦ РФ «Арктический и Антарктический НИИ»

Хочется отметить, что даже на короткой памяти нашего поколения, той его части, которая относится к еще работающим старшим полярным исследователям (ветеранам Арктики), наблюдалось и так называемое «потепление 1940-1950-х гг.», затем так называемое «похолодание 1970-1980-х гг.». И вот опять сейчас все говорят и наблюдают последствия  очередного потепления. Так существует ли глобальное потепление? Безусловно. Но весь вопрос в том, носит ли это потепление обратимый или необратимый характер.



В нашем институте (на основе многочисленных исследований и собранных фактов) сформировалось единое мнение по поводу возможных изменений ледовой обстановки в Арктике на ближайшие 15-20 лет.

Все дело в том, что все процессы на земле развиваются циклически. И не только на Земле, но и в Космосе. Возьмите, например, циклические изменения солнечной активности. Одни циклы более мощные, другие менее. Одни проявляются планетарно, другие локально. В нашем конкретном случае изменение ледовой обстановки мы наблюдаем проявление 50-60-летнего климатического циклического колебания или внутривекового цикла. И сейчас находимся на его пике. После 2015 г. начнется похолодание и усложнение ледовой обстановки. Это признается уже многими климатологами.

Откуда появились столь категоричные выводы об исчезновении арктических льдов? На основе слишком упрощенного применения климатических моделей. Многие климатические прогнозы о потеплении строились на основании линейного тренда, в результате которого полное исчезновение льдов в Арктике должно  произойти через 20-30 лет. Но если подобный линейный подход использовать для прогноза современной ситуации (взяв за основу цикл похолодания 1970-1980-х гг.), то получили бы абсолютное усложнение ледовой обстановки в Арктике в начале XXI века. Но в том то и дело, что линейные подходы не подходят для климатических прогнозов. Природные процессы сложны и цикличны.

Западные оценки, построенные на линейном тренде потепления, нашими климатологами серьёзно не воспринимаются. Мы имеем дело со сложными многоколебательными явлениями в природе, в котором принимают участие как межвековые циклы (с периодичностью в сотни и тысячи лет), так и внутривековые циклы с периодичностью 50-60 лет, а также и солнечные циклы с периодом в 21-22 года. На эти колебания накладываются еще и короткопериодные 2-3-летние циклы. Наша планета живёт в сложной многоколебательной системе. Наиболее приметным индикатором циклических колебаний служит изменение ледового покрова. Лед находится на окончании сложной цепочки изменения природных факторов и хорошо демонстрирует, что происходит с колебательной циклической системой «Земля». Согласно природному закону цикличности климата сейчас в Арктике следует ожидать очередного цикла усложнения природных условий. Они были, есть и будут. Эту закономерность никто не отменял. И проектантам, а также всем специалистам, занимающимся проблемами развития ледокольного флота, не стоит о ней забывать.

Особо хочется подчеркнуть, что в 2008 г. впервые за последнее десятилетие наблюдалось не продолжение постоянного уменьшения количества льда в период его максимального таяния (в сентябре), а наоборот, увеличение. Это было отмечено ледовыми службами всех стран мира. В конце сентября площадь сохранившихся после летнего таяния льда на 0,5 млн. км2 (или почти на 10%) в 2008 г. была больше чем в 2007 г. А это, поверьте мне, серьезный звоночек.

В 2009 г. в Печорском море неожиданно сложились тяжелые условия для  навигации. Хотя по типу сложности ледовые условия навигации оценивались специалистами на уровне средних (по количеству льда, состоянию ледовой кромки, средней толщине льда, составляющей 80-90 см). Но динамика льдов в районе наливного нефтяного терминала Варандей оказалась настолько интенсивной, что «спутала все карты». Льды дрейфовали с такой скоростью и так набивались у терминала, что даже специальные вспомогательные суда были бессильны  и не могли пробить эту полосу набивных прижатых льдов. Танкерам подолгу приходилось простаивать на погрузке в ожидании погоды.

Хочу также напомнить, что в последнее десятилетие, в которое наблюдались легкие ледовые условия на трассе СМП, даже в периоды полного разрушения льда на всём протяжении  плавания, на отдельных участках – у пролива Вилькицкого, у мыса Шелагского и некоторых других, сохранялись небольшие по протяженности, но крайне сложные ледовые условия, преодолевать которые приходилось с ледоколами, или подолгу простаивать в ожидании улучшения ледовой обстановки.

По наблюдениям многочисленных судовых экспедиций в высоких широтах, однозначно доказано, что только применение комплексных мер по повышению ледопроходимости существенно повышает возможности и работоспособность судов и ледоколов при маневрировании во льдах. Характерный пример: щведский ледокол «Оден», по форме калоша-калошей. Но применение на нем гидрообмыва, винторулевых подруливающих устройств, двух винтов, эффективной балластной дифферентной системы, делает его уникальным по ледопроходимости при мощности всего 18 тыс. лошадиных сил. Это первый дизель-ледокол, которому удалось дойти до Северного полюса в самостоятельном плавании. Он принимал также участие в совершенно уникальной операции по геологоразведочному бурению в Арктике среди многолетних льдов.

Буровая подвижная платформа с подруливающими устройствами бурила морское дно на глубине 1 км, а этот ледокол обеспечивал дробление льда перед платформой. Позиционирующие системы платформы позволили зафиксировать её над точкой бурения и осуществить бурение на глубину 428 м в толще дна в точке с глубиной океана в 1 км. Это было уникальное глубоководное бурение в Арктическом бассейне.

По первичной оценке  палеоклиматологов, участвовавших в том эксперименте, были подняты образцы, возраст которых достигал 80 млн лет, а 40-50 млн лет назад вместо полярных льдов в этом районе находилось влажное субтропическое болото.

У нас на Северный Полюс самостоятельно ходят только атомоходы. Особо стоит отметить самостоятельный поход к Серному Полюсу научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», которое в сентябре 2005 г.  в самостоятельном плавании достигло географической точки полюса. Но эта была совершенно уникальная операция, блестяще подготовленная и проведенная специалистами ГУ «ААНИИ». Вся информационная мощь института была направлена на обеспечение этого плавания. Да и само судно «Академик Федоров» является уникальным, хорошо оснащенным экспедиционным судном.

Но сложные и уникальные морские операции, как правило, обеспечивали суда и ледоколы с хорошим техническим оснащением.

Ледоколы нужны и будут нужны всегда. СМП – это наша стратегическая трасса, путь к богатствам и освоению Арктики. И осваивать российскую Арктику надо с современным транспортным и ледокольным флотом.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1854