Коммерческим банкам не выгодно иметь дело с "длинными" инвестиционными рублями и долларами. Для них гораздо привлекательнее "короткие" деньги с малой длительностью обращения, дающие немедленную отдачу. Заставить коммерческие банки добровольно отказаться от реальной прибыли - задача трудная. С такой проблемой столкнулись США в годы правления президента Рейгана.
Иностранные инвестиции
Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей реализации. Это вполне сочетается с интересами российской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль распределяется между сторонами-партнерами.
Кроме того, иностранный инвестор заинтересован в завоевании обширного рынка России, отличающегося потенциальной емкостью, как с точки зрения инфраструктуры, так и производства потребительских товаров. Необходимость технического обновления производства и инфраструктуры страны, сравнительно низкая доля конкурентоспособных товаров и услуг открывают перед иностранными инвесторами немалые перспективы на российском рынке.
Объем продаж и уровень прибыльности здесь может быть значительно выше, чем в развитых странах. Однако сочетание этих интересов может быть обеспечено определенной политикой государства, регламентирующей направления и совокупность приоритетов в приложении иностранных инвестиций. Если речь идет о создании производства и распространении выпускаемой продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое предприятие вполне соответствует интересам обеих сторон.
В случае же, когда через зарубежного инвестора, как через посредника, внутренний рынок России заполняется товарами, которые выпускаются местными производителями, то такое положение должно пресекаться соответствующей политикой государства. Это, разумеется, не относится к тем случаям, когда продукция российского предприятия неконкурентоспособна по причине слишком высокой цены или низкого качества. Разумный протекционизм, реализуемый с помощью тарифных и нетарифных мер способен стимулировать импорт капитала, а не товаров.
Еще одним важным мотивом иностранного инвестора является возможность доступа к природным ресурсам страны. В эффективной добыче и переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение высоких технологий, обеспечивающих максимальную отдачу от эксплуатации месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако, реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно, для сочетания интересов сторон необходима соответствующая целенаправленная политика государства, которая бы способствовала разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения, а не для превращения России в "сырьевой придаток".
Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного приложения своего капитала в России, весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны, полагая такие вложения весьма рискованными.
Главными факторами, обусловившими низкую оценку инвестиционного климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность, существовавшие в недавние годы в России финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга, нестабильное и не всегда ясное законодательство, недостаточно развитая инфраструктура и т.д.
Любой инвестор действует, исходя из соотношения между размером возможной прибыли и риском. В отличие от участников процесса прямой купли-продажи товара инвестор намеревается вложить свой капитал в расчете на будущий результат и должен быть в определенной степени уверен в надежности планируемой им операции. В этой связи задача принимающей стороны состоит в том, чтобы создать стабильный для деловой активности и ясный для вкладчика капитала инвестиционный режим. Сами инвесторы считают, что лучше иметь не очень хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности, чем более привлекательные, но подверженные постоянным изменениям. При постоянно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют более высокой прибыли в прядке компенсации за риск, либо воздерживаются от вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.
С точки зрения американских вкладчиков, при работе в России минимальные нормы прибыли должны быть на 25 - 40% выше, чем в Западной Европе, и на 65 - 75% выше, чем в США.
Выбор и реализация менее рискованной стратегии подтверждается тем фактом, что свои капиталы инвесторы вкладывают в крупные сырьевые проекты, где прибыль гарантируется характером производимого продукта, и где финансирование могут поддержать международные финансовые организации. К этой же категории относятся инвестиции на низко затратное производство потребительских товаров и услуг. Или они могут осуществляться в форме бывшего в употреблении технологического оборудования.
Однако большинство иностранных инвесторов, предохраняя от риска значительные суммы, чаще всего лишь создают предпринимательские структуры, но не наполняют их финансовыми ресурсами, выжидая экономической и правовой стабилизации.
Вопрос иностранных инвестиций следует непосредственно связать с функционированием транснациональных корпораций, стартом активной деятельности которых можно считать начало ХХ века. В этот период торговля ввозимыми товарами заменяется их производством в районе реализации.
Объемы прямых иностранных инвестиций подвержены экономическим циклам. В 2001 году этот объем сократился примерно в 2 раза по сравнению с 2000 годом и составил 781 млрд. долл.
Ведущими реципиентами прямых иностранных инвестиций остаются развитые страны. Примерно 25 % объема приходится на США. Однако, отношение объема прямых иностранных инвестиций к ВВП больше для стран ЕС.
В 2001 году этот показатель для Великобритании составил 4,8 %, для Франции и Испании - 3,4 %, а для США - 1,8 %. Лидерство Великобритании обусловлено удобным законодательством, налоговой средой и сильными мировыми позициями в сфере финансовых услуг. Эти же страны выступают ведущими донорами прямых иностранных инвестиций.
Развивающимся странам, в том числе и России, инвестиционный бум не грозит. Их доля в потреблении прямых иностранных инвестиций остается ничтожной. В России за годы реформ к 2002 году накоплено всего 18,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, что составляет примерно 0,1 % их мирового объема. При этом ежегодный прирост этого показателя для Китая составил в 90-е годы более 80 млрд. долл.
Непривлекательность российской экономики для иностранных инвесторов, с одной стороны, связана с объективным фактором - повышенные издержки из-за неблагоприятных климатических условий и большого транспортного рычага, а с другой - с неблагоприятным институциональным климатом. Кроме того, важную роль играют непрозрачность российских корпораций, большая доля теневой экономики и криминальная обстановка. Несовершенна также нормативная база: закон об иностранных инвестициях предоставляет только национальный режим, тогда как мировая практика основана на предоставлении инвестору права выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. Также не соответствуют мировой практике ограничительные меры, навязывающие инвестору обязательные закупки местных товаров и ограничения его деятельности по экспорту.
К статистическим данным по иностранным инвестициям в России следует относиться с большой осторожностью, так как они обычно завышены (приблизительно на 30%) за счет включения в их объем кредитных операций и реинвестирования прибыли.
Положительный эффект прямых иностранных инвестиций сказывается в тех случаях, когда они приносят новые технологии, ноу-хау, то есть могут рассматриваться как импорт производительности труда.
Политика в отношении прямых иностранных инвестиций должна направлять хаотический приток инвестиций в русло решения таких общенациональных задач, как увеличение числа рабочих мест, увеличение налоговых и иных поступлений в бюджеты различных уровней, перераспределение инвестиционных потоков в пользу производственной и за счет спекулятивной сферы, структурная перестройка национальной промышленности. Стратегия привлечения иностранных инвестиций предполагает усилия по укреплению национальных преимуществ страны-реципиента и уменьшению препятствий их притоку.
При выборе страны-реципиента инвестор принимает во внимание экономическую специализацию и конкурентоспособность этой страны, направляя инвестиционные потоки туда, где их эффективность будет выше. Важно направлять инвестиции в те отрасли и сектора хозяйства, которые имеют хорошие сбытовые перспективы, но рыночная доля, которых мала из-за засилья импорта. Обычно значимость отрасли определяется исходя из таких критериев, как доля в валовой добавленной стоимости, доля в занятости, доля на отечественном рынке, потенциал роста на отечественном и мировом рынке.
На развивающихся рынках, к которым следует отнести и Россию, предпочитают работать транснациональные корпорации из небольших развитых стран, таких как Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Финляндия. Поэтому поиск донора должен ориентироваться не только на крупные инвестирующие страны. Инвестиционное поведение средних и мелких транснациональных корпораций диктуется их ограниченными ресурсами и редко предусматривает стратегическое инвестирование для завоевания доли рынка. Обычно они работают в тесном контакте с местными фирмами в нишах рынка с быстрой прибылью. Мировой процесс дальнейшего развития международной торговли под эгидой ВТО становится предтечей распространения прямых иностранных инвестиций, прежде всего средних и мелких корпораций, в начале наполняющих рынки реципиента своей продукцией.
Главные конкуренты России в борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций - страны крупных развивающихся рынков (Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика). Страны центральной и восточной Европы рассматриваются западными инвесторами в основном как плацдарм для продвижения на Восток.
На рынке инвестиционных товаров инвестирование рассматривается как вложение средств в инвестиционный товар, которое через определенный период времени принесет доход или эффект. При выборе инвестиционного проекта инвестор руководствуется, как правило, следующими критериями:
· финансирование предоставляется для экспортно-ориентированных проектов в области рыболовства, деревообработки, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности;
· рентабельность проекта более 15%;
· проект является безопасным для окружающей среды и способствует экономическому развитию России;
· собственные вложения "автора" проекта превышают 30% общей стоимости проекта.
При соблюдении этих условий сравнительно легко получить поддержку государственных и частных финансовых институтов и других инструментов финансового рынка, способных привлечь капиталовложения в проект. Если рассматриваемый проект соответствует критериям инвестора, переходят к более детальному его исследованию. При этом оценивается инвестиционная привлекательность предприятия (проекта) - совокупность экономико-психологических показателей предприятия (проекта), включающая: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, экологическая и социальная привлекательность, инвестиционный риск.
Инвестиционный риск
Нестабильность в различных аспектах жизни страны порождает высокую степень неопределенности экономической деятельности. Для оценки риска различного рода экономических проектов используют различные методы:
· метод индивидуальных оценок (применяется только в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска);
· метод средних величин (отдельные рисковые группы подразделяются на подгруппы, чем создается аналитическая база для определения размера по рисковым признакам);
· метод процентов (определяет собой совокупность скидок и надбавок к имеющейся аналитической базе в зависимости от возможных положительных и отрицательных отклонений от среднего рискового типа).
Инвестиционный проект разрабатывается, базируясь на вполне определенных предположениях относительно капитальных и текущих затрат, объемов реализации произведенной продукции, цен на товары, временных рамок проекта. Вне зависимости от качества и обоснованности этих предположений будущее развитие событий, связанных с реализацией проекта, всегда неоднозначно.
Наиболее простой способ принятия решений в условиях неопределенности - это следование собственной интуиции. К сожалению, в странах с переходной экономикой, в том числе в России, это пока единственный реальный способ. Успех предпринимательской деятельности в данном случае полностью зависит от таланта предпринимателя. Но даже в случае уже состоявшегося успеха ни один, даже самый талантливый бизнесмен, не может оценить сколько дополнительных возможностей он упустил на пути к этому успеху, и во сколько раз этот успех был бы большим, используй он эти возможности.
Необходимо описание неопределенности в количественных категориях.
Особенностью методов анализа риска является использование вероятностных понятий и статистического анализа. Это соответствует современным международным стандартам и является весьма трудоемким процессом, требующим поиска и привлечения многочисленной количественной информации. Это отпугивает многих предпринимателей, так как требует специфических знаний и навыков. Можно воспользоваться помощью квалифицированных консультантов. В ряде случаев можно обойтись более простыми методами, не предполагающими использования вероятностных категорий. Эти подходы связаны с использованием анализа чувствительности и анализа сценариев инвестиционных проектов.
При анализе чувствительности сравниваются влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевой показатель эффективности проекта, например, внутреннюю норму прибыльности.
Анализ сценариев - это прием анализа риска, который наряду с базовым набором исходных данных проекта рассматривает ряд других наборов данных, которые могут иметь место в процессе реализации.
Метод имитационного моделирования Монте-Карло создает дополнительную возможность при оценке риска за счет создания случайных сценариев.
На основе методов оценки эффективности капиталовложений и их рискованности проводят подготовку инвестиционной стратегии, нацеленной на повышение инвестиционной привлекательности предприятия путем его реструктуризации.
Развитие рынка продукции и услуг специализированных производств в Санкт-Петербурге является одним из наиболее эффективных способов проведения структурной перестройки промышленных предприятий на основе развития специализации и кооперации производств с целью организации экономически эффективных, высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий.
Создание специализированных производств путем концентрации на отдельных предприятиях заготовительных и вспомогательных производств обеспечит загрузку производственных мощностей этих предприятий и в то же время позволит другим освободиться от недозагруженных мощностей.
Появление узкоспециализированных предприятий - производителей комплектации, работающих по субконтрактам с изготовителями конечной продукции, будет способствовать развитию малого и среднего производственного бизнеса, базирующегося на использовании простаивающих производственных мощностей крупных предприятий.