В поисках утраченного этноса
Дата: 30/06/2010
Тема: Реформы и диалог с обществом


Аналитики утверждают, что одной из причин кризиса стала неэффективность и безответственность крупных корпораций, которые принимали на себя избыточные риски и скрывали неудачные результаты своих проектов. За несколько дней до своего банкротства американская финансовая корпорация инвестбанк Lehman Brothers выплатил многомиллионные бонусы своим топ-менеджерам. Подобных примеров много и в России. Сегодня уже очевидно, что репутация широко тиражируемой модели корпоративного управления основательно подмочена мировым кризисом. В российской действительности статус корпораций вызывает много вопросов:  эффективно ли используется госсобственность, почему профсоюзы задавлены,  а стиль управления трудовыми коллективами напоминает «крепостное право».


Тот же Росатом с упорством, достойным лучшего применения, внедряет корпоративную идеологию на вверенных ему предприятиях. Формально выполняются обязательства публичной компании по раскрытию информации. Но как независимое СМИ мы постоянно ощущаем противодействие, напряжение в информационном поле после публикаций «нефильтрованной» информации. Попытки понять логику, психологию и законы корпоративного управления привели меня к профессору, доктору психологических наук  А.М. Зимичеву.

– Анатолий Михайлович, в сети множество ссылок на одну из Ваших книг – «Психология политической борьбы». Следует ли из этого, что в политическую борьбу вовлечено большое количество людей или все-таки она адресована тем, кто профессионально занимается политикой?

Знание основ человеческой психологии необходимо и для того, чтобы создать партию, союз, ассоциацию, этнос, и для того, чтобы противостоять любой партии. Существует определенный набор приемов,  позволяющих узнать, чего добивается тот или иной  человек, установить его истинные цели, защититься от попыток манипулирования.  Книга вышла еще в 1992 году, готовится уже четвертое издание, переведена на многие языки, кстати, сейчас переводится на эстонский. А интерес к ней политиков подтвердил 42-й президент США Билл Клинтон, приславший мне благодарственное письмо.

Государственная вертикаль власти и структура управления госкорпорцией аналогичны или тут есть принципиальные отличия?

В отличие от государства корпорация не ставит себе глобальных непрагматических целей. Корпорация стремится к эффективности любой ценой, сокращая количество сотрудников. Государство же по определению заинтересовано в преумножении своих граждан и максимальной их вовлеченности в экономику. Если корпорация в ущерб получению прибыли перегружает себя социальными обязательствами, то она рискует обанкротиться. Государство-банкрот не сможет гарантировать мирное и обеспеченное хотя бы жизненно необходимым количеством благ существование своего народа.

Что касается формального признака – наличия иерархии – это общий принцип управления и стадом гамадрилов, и высокоинтеллектуальным коллективом. У африканских приматов есть вожак, в научном коллективе лидер. Иерархическая структура есть в каждом этносе, и каждый этнос большой или малый, открытый или тайный подчиняется одним и тем же законам.

Но если проблема физических потребностей более-менее решена, но имеет место информационный голод, психологический дискомфорт из-за ощущения, что тебе постоянно врут?

Чувство обделённости может возникнуть на любом уровне благосостояния и спровоцировать неадекватные действия со стороны человека или группы. Сытым человеком управлять труднее, чем голодным. У сытого шире возможности выбора. Если удовлетворены биологические потребности человека,  он начинает задумываться о том, что стоит выше в иерархии ценностей.  Опасно пытаться управлять сытым обществом так же, как голодным, на новом этапе развития нужны иные инструменты контроля, новые  принципы взаимодействия.

– Постоянно действующий повод для конфликта – при неочевидных успехах растут зарплаты управленцев, увеличивается децильный коэффициент. Складывается впечатление, что действия власти направлены на промывку мозгов и отвлечение внимания от фактического перераспределения материальных ресурсов.

Давайте порассуждаем. В социально ориентированных государствах, таких, например, как Норвегия, Швеция,  население получает до 50% ренты с территории, которая включает в себя поступления в бюджет от добычи полезных ископаемых, разного рода производственной деятельности, таможенных, налоговых и прочих сборов. Неотъемлемое право каждого родившегося на данной территории материализуется в виде капитала на личном счете, который может использоваться для строительства жилья, лечения, образования. Причем нехватку средств на эти цели можно восполнить за счет резервного государственного страхования.

В РСФСР 40% ренты направлялось на социальные нужды: жилищное строительство, здравоохранение, образование и пенсионное страхование. Интересное свидетельство –  отчет Фейхтвангера от 1937 года для европейских лидеров того времени: в России к 1943 году планировали перейти на 50-процентную ренту, что позволило бы провести социально ориентированные реформы. Понятно, что начавшаяся война смела  эти планы.

В отличие от, скажем, Швеции, у нас управление рентой было централизованным. Но, по сути, она выполняла те же социальные функции. Эффект от использования ренты  был ощутимым — всеобщая грамотность, бесплатная медицина, пенсия в среднем по стране 75% от зарплаты.

Сейчас направляемая на социальные нужды часть ренты с территории у нас снизилась до 30 процентов, более того, она не регламентирована законодательно. В журнале «Вестник политической психологии» мы опубликовали еще в 2008 году проект Декларации прав гражданина России. В шестой статье  этого документа мы предлагаем закрепить право на ренту с территории.

В ХХ веке возникли новые государства в Азии: Кувейт, ОАЭ, Малайзия, Индонезия. В этих странах осуществлено распределение ренты между государством и гражданами. Доля ренты, причитающаяся гражданам, перечисляется на их лицевые счета и это большие суммы. Если сравнить наш потенциал, в частности по природным ресурсам, с потенциалом вышеназванных стран, то эти цифры у нас могут быть значительно больше. Если каждый гражданин нашей страны обретает право на часть ренты, то он становится свободным человеком, рента – экономическое обеспечение свободы и социальной справедливости.  Принятие Декларации не только обеспечило бы равный доступ к лечению и образованию, к социальному обеспечению, к жилищному строительству, но с появлением гражданских прав на более высокий уровень поднимается ответственность за страну, патриотизм.

– Мы стремимся к общению, к информационному сотрудничеству в рамках отрасли. Но есть сопротивление руководства, а в отсутствие полноценной обратной связи  наш ресурс естественно аккумулирует протестные настроения людей, остро чуствующих это самое неравноправие.

Сейчас мы от биологического и социально-биологического аспекта перемещаемся к социальному аспекту. Представьте себе пирамиду, в ее основании лежит экономика – категория «Изобилие». Выше расположена этика – категория «Добро/Зло», над ней – эстетика, категория «Красота». А вершина пирамиды – это истина, категория «Вера». Если этой верхушки нет, то этноса со всеми его регламентами ни в биологическом, ни в социально-биологическом виде не существует. Объединяет индивидов в этнос вера. Этнос может взорваться от внутреннего напряжения, этносы могут воевать друг с другом, что разрушает один из них, а иногда – оба. Так что причина нестабильности любого этноса, в том числе и корпорации – отсутствие доверия, Веры.

– Корпорация декларирует информационную открытость и в то же время внедряет на предприятиях Кодекс корпоративной этики, предписывающий «не выносить сор из избы». Нет ли здесь противоречия?

Противоречие очевидно. Корпоративная этика ориентирует на двойные стандарты в отношении членов корпорации и всех прочих. «Может быть, он и сукин сын, но это наш сукин сын». Это вид искусственного этноса, созданного принудительными, основанными на административном ресурсе, нормативными средствами, и в таких этносах работают понятия МЫ и ОНИ, а внутри действуют социально-биологические законы управления.

Законы управления предполагают взаимодействие власти и общества в области информационного обмена? Слышит ли власть общество (а общество – власть) и правильно ли они понимают сигналы друг друга?

– Никогда не занимался этим специально, поэтому отвечу вопросом на вопрос. А были ли времена, когда качество и объем информационного обмена удовлетворяли обе стороны? И качество, и объем диктует сама власть, исходя из своих потребностей при организации управления. Механизм управления реализуется различными способами.  Можно создать толпу, единый организм, где уже нет индивидуумов. Отдельный человек в толпе теряет свое «я», становится анонимом, может позволить себе все, что угодно, но в соответствии с общим настроением массы в данный момент.

Взаимодействие власти и общества в части информационного обмена – это отдельная тема. Если кто-то занимается непосредственно анализом деятельности власти, изучает реакцию на те или иные решения, которые принимает власть, то этому человеку нужна связь с властью. Или власти нужна обратная связь. Но ее можно организовать разными способами, например вербовкой информаторов –  их называли «стукачами», «сексотами».

Что касается взаимодействия власти со СМИ, то умная власть всегда выстраивала его с пользой для себя, поэтому независимость изданий относительна. А  профессиональная честность журналиста заключается в стремлении разобраться, понять суть процессов и донести свое понимание до читателя. При этом, если твоя информация мешает власти, угрожает ее планам, и у нее в руках есть рычаги воздействия, она их применит.

Значит,  по поводу степени открытости информации нужно договариваться с властью  до того как она таковой станет.

– Вы получите обещания, цена которых известна. Ответственность за их выполнение не наступит. Как организуется  у нас вся нормативная система? Так, чтобы любой исполнитель мог трактовать ее субъективно. Администрация, чиновники, даже судьи варьируют законы очень широко. А законы создает власть. Сейчас у власти люди, которые  профессионально занимались юриспруденцией, однако у нас по-прежнему субъективное право, позволяющее  субъекту исполнения варьировать закон «от и до». Или как в народе говорят: «закон, что дышло…». В то же время нарушение Моисеевых заповедей – «не убий», «не укради» – уголовным кодексом Франции 1810 года, как принятым при Наполеоне Бонапарте, так  и действующим по настоящее время, трактуется однозначно. Ему соответствует строго фиксированное наказание, что исключает всякий произвол суда. То же касается и произвола чиновников.

Давайте систему власть – общество рассмотрим на примере нашего случая, т.е.  руководство госкорпорации – ее работники.  Собственно, можно ли  тут говорить о непосредственном взаимодействии? Или мы имеем дело с почти абсолютной властью, не подотчетной  никому, кроме Самого…?   

– Как я понял, вы оказались между властью и обществом, в известной степени поручившим вам функцию обратной связи, т.е. обществу нужна обратная связь. Нужна ли она руководству госкорпорации? Руководитель, чтобы выполнять возложенную на него задачу, должен иметь источники объективной информации, точные данные о текущем положении дел в своем хозяйстве. И в этом смысле отсутствие полноценной обратной связи заставляет задуматься об истинных целях руководства.

Однако сейчас  мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда владелец бизнеса имеет смутные представления о том, чем владеет, а управленцы – о том, чем управляют. Единственным критерием становится доходность. Более того, в качестве консультантов возле таких руководителей появляются псевдоспециалисты, которые предлагают свои рецепты повышения рентабельности, вплоть до остановки производства, не приносящего прибыли. Что значит для Дерипаски Пикалевский цементный завод? – Обуза. Социальная ответственность бизнеса не согласуется с законами рынка,  где, как и в условиях дикой природы, выживает тот, кто сильнее и хитрее. Цинично звучит, но мою книгу тоже многие называли циничной. Я же считаю, что важно называть вещи своими именами. Социальная ответственность должна быть законодательно закреплена за государством, а не за бизнесом.

В Китае император имел четыре имени. Первое давалось при рождении и указывало на то, что ждут от ребенка его родители. Второе – при возведении на трон, формулировало, что ждет от него государство, народ. Третье – когда император уходил в мир иной – прощальное имя, его еще называют хвалебным именем. И только через сто лет дается настоящее имя – такая временная дистанция нужна, чтобы объективно оценить его деяния. Нам не дано сегодня определить, кто для истории хорош, а кто плох.

Уже 5 лет у руля атомной отрасли управленцы широкого профиля – Кириенко и Ко. Мы наблюдаем имитацию активности, мощное PR-сопровождение, но реального движения, развития науки и технологий, повышения экономической эффективности не ощущается. Что это: инерция массы, ошибки в управлении или что-то еще?

– Слышал, что шеф Росатома является представителем еще одного известного искусственного этноса – саентологов. Их основной догмат – мы носители единственного подлинного знания, науки жизни, которая способна улучшить человека и спасти мир. Это прагматики, способные включать окружающих в зону своей интеллектуальной экспансии. Они мастера в части создания завлекательно сияющих моделей будущего на любой вкус. Как правило, они наделены даром убеждения, умеют внушить слушателям, что их воздушные замки стоят на прочном фундаменте. Если атомщиками руководит такой профессиональный спаситель человечества, то ваш скепсис объясняется тем, что вы еще не входите в круг посвященных. Но, остерегайтесь, цель саентологической этики – устранение из мира противоположных и чуждых воззрений.  Советую внимательнее присмотреться к окружению главы корпорации.

Если учесть, что атомная отрасль названа президентом в числе приоритетов развития «умной» экономики, важно кто отвечает за науку и новые технологии. Эти вопросы у нас курирует заместитель генерального директора ГК «Росатом» Петр Щедровицкий.
 
– Насколько я знаю, Щедровицкий блестящий оратор и в совершенстве владеет фатической речью. Напомню, что это такое: человек использует много умных слов из конкретной области, строит логичные предложения, в которых может напрочь отсутствовать смысл. При этом речь связная и имеет эмоциональную фоновую характеристику. Отец П.Г, был философом-методологом. Философы, как правило,  не создают ничего нового, они вводят в обиход новые классификации, новые термины. Правда, есть философы-врачи, философы-инженеры, философы-художники, которым не откажешь в ощутимых реальных результатах (но это, как обычно – не в области философии). А что такое методология сегодня? И куда она завела, к примеру, психологию? У нас, у психологов, теперь любая методология хороша: есть естественно-научная психология, есть парапсихология, онтопсихология, мистическая, саентологическая и прочие на любой вкус. То есть, как наука психология полностью деформирована. В основном сейчас преподается манипулятивная психология, формируются навыки, умения работать с людьми, управлять их состоянием, формировать новые парадигмы и жизненные цели. Это уже искусство манипулировать сознанием, собственно науки, как естественнонаучного направления, тут практически нет.
И тут мы вернемся к порокам субъективного права. Если заменить его объективным, это лишит возможностей процветания, в том числе, мастеров фатической речи и терминологических дискуссий. Да и уровень коррупции если не съедет к нулю, то снизится существенно. Кстати, в Китае и Японии, где законы пишутся на иероглифике, они не допускают различные толкования. В иероглифике нет метафор, она читается однозначно, как электронная схема.

Способствует ли корпоративная модель управления, в ее российском применении, развитию отрасли, или работает на создание управляемой толпы на месте былого интеллектуального соперничества?

– Разумеется, управлять интеллектуальной личностью при помощи примитивных приемов, типа фатической речи, невозможно. Законы управления массой людей или толпой давно изучены. Особенно легко толпа формируется в условиях кризиса, насильственных реформ. Гюстав Лебон еще в начале ХХ века в труде «Психология народов и масс» утверждал: «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума…» Для управления толпой достаточно простых утверждений, не подкрепляемых рассуждениями и доказательствами. При многократном повторении утверждение закрепляется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, воспринимается как доказанная истина.

Активную дискуссию на нашем сайте спровоцировали распространенные на АЭС Рекомендации по соблюдению «Кодекса корпоративной этики» с точки зрения выполнения заповедей Господних. Насколько оправдана в этом вопросе опора на духовный авторитет религии?

– С момента появления у нас православия, наша психология менялась в направлении, противоположном биологической целесообразности. Коммерция стала делом предосудительным, недаром купцы еженедельно бились лбом об пол, замаливая грехи, и строили храмы на свои деньги. С другой стороны, чем ближе к биологической целесообразности, тем дальше от разума и науки, общественных, социальных интересов. Хотя Восток адекватно использует социально-биологические законы, но формирует сообщества, где доминирует этноцентризм. Этноцентрическая  культура, ориентирована на сообщество – народ, коллектив; эгоцентрическая –  на индивида.

Можно по-разному относиться к религии, но нельзя забывать о самом существенном отличии науки от религии. Если религия выстраивается на смыслах, то наука доверяет лишь доказанным фактам, воспроизводимым экспериментальным путем. Вне этого она превращается в метафизику и паранауку.

Мне представляется заблуждением подмена идеологии религией. Это принципиально различные сферы.

Большая часть атомщиков живет в моногородах и по определению зависит от работодателя. Установка на повышение эффективности за счет сокращения численности работающих делает работника полностью лояльным и управляемым без всяких психологических ухищрений.  Можно в таких условиях противостоять подавлению личности, или это противоречит биологической  целесообразности?

– А работодатель зависит от московского начальства и своего губернатора, который считает себя наместником Бога на своей земле. И со своими работниками он связан и периметром колючей проволоки, и по-человечески.  Руководитель предприятия – не вожак толпы на митинге, в идеале он должен получить от каждого работника максимум пользы для общего дела, использовать преимущества человеческого фактора. Трудовой коллектив – это не только технологическая и экономическая, но и социально-педагогическая система.

Любая напряженность в отношениях отрицательно сказывается на выполнении производственных функций. Если директор нормально адаптирован к социальным нормам, он не будет упиваться властью, провоцируя конфликты.

Директор занимает верхнюю точку управленческой иерархии и просто обязан знать и уметь пользоваться законами управления, в частности: не вмешиваться в управление людьми, которые непосредственно тебе не подчинены. Хотя исследования показывают, что стремление к власти характерно для особей с садистическими наклонностями. Таких около четверти в любой популяции. Их сила  в низкой эмпатии – способности к сопереживанию – они легко находят способ получить желаемое от другого человека.

Можно  ли считать сообщество читателей сайта www.proatom.ru стихийно сложившимся этносом? Может быть пора формулировать цели и задачи?

Гарибальди звал на смерть, и за ним пошли, потому что поверили. А вы апеллируете к логике, зовете на борьбу с ветряными мельницами.

Тогда за нами остается роль свистка, через который уходит лишний пар….

– Мы живем в условиях, когда разрушены эстетические нормы и нет объединяющей идеи. Есть православная вера, в ней вся эстетика и все этические категории выверены. Определено отношение к изобилию. А государства в этом вопросе могут занимать противоположные позиции. Мы знаем, что Спарта и Римская империя просуществовали по двенадцать веков. В Спарте государственной идеологией был аскетизм, и чем выше положение занимал человек, тем строже была аскеза. В Римской империи с точностью до наоборот. Причем Рим основал Публий Нума, промышлявший войнами, грабежами, а Спарту – Ликург, для которого люди, сообщество имели доминирующее значение, который пекся об этносе, говорил: «Отечество превыше всего». И коммунистическая идея предельно проста и доступна любому. Вспомните: при социализме «от каждого по способностям, каждому по труду», при коммунизме – «…каждому по потребностям». Причем потребности развивались не в сторону материального, а в сторону духовного по типу Спарты. Идея сегодня, когда европейский эгоцентризм противопоставлен нашему традиционному этноцентризму, кажется утопической, она вступила в противоречие с биологией. А в какую оптимальную организацию общества и государства Вы верите?

В нацеленность на самосовершенствование общества. В интеллектуальную и справедливую власть.

– Интеллект – это 3-5% населения Земли. Готов согласиться, что среди ядерщиков – 7%. Никто не убедит меня, что выше, так как ядерщики из чистого любопытства идут на рискованные эксперименты. Большой адронный коллайдер  и водородная бомба –  я бы не причислил их к бесспорным достижениям интеллекта.

Ваш рецепт управления интеллектуально наполненной деятельностью. Считаете ли Вы деликатной задачу – «давать совет профессионалам о корректировке набора исследовательских тем» (цитата из статьи нашего автора)?

–У нас вся литература, да и публицистика заточена на антибиологическую составляющую личности. Будто кому-то уже удалось изжить в себе свойства особи. Генетическое родство с другими биологическими видами отнюдь не унижает человека. На самом деле в каждом из нас мирно сосуществуют особь, индивидуум и личность. Я верю в науку. Мой рецепт управления научным коллективом – обратить его в свою веру. Не забывайте, на верху пирамиды – вера. Если ее нет, будут банды, кланы, партии, фонды, разрушение и хаос. Лидер должен обратить коллектив в свою веру.

- Вы утверждаете, что создание и разрушение этносов процессы закономерные. Под руководством одного лидера этнос делает мощный рывок в своем развитии, при другом – разрушается. Насколько вектор развития зависит от личности лидера?

- Спарта на протяжении многих веков была непобедимой, а развалилась всего за восемь лет. Для этого, как оказалось, достаточно раздать сокровища плененного персидского царя (по его же совету!) спартанским воинам. Тем самым была разрушена ранее существовавшая в этносе категория Изобилия. Но гибель этого этноса была предопределена еще раньше, когда в нем разрушилась категория Истины. Ваш этнос создавался под определенную задачу в точном соответствии с теорией управления, с соблюдением обязательного условия бескомпромиссной борьбы за иерархическое лидерство, при котором побеждал сильнейший и умнейший. Когда задача решена, какое-то время сохранялась инерция движения, заложенная сильными лидерами. Сейчас вы переживаете трагедию разрушения старого этноса и, возможно, формирование нового под другие задачи.


Беседовала Л.Селивановская





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2424